протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова
Лечение грехом

Лечение грехом

Бес­по­кой­ство о соб­ствен­ном здо­ро­вье — одна из самых рас­про­стра­нен­ных жиз­нен­ных стра­те­гий, как и стрем­ле­ние к мате­ри­аль­но­му достат­ку. Телес­ное бла­го­по­лу­чие и финан­со­вый успех счи­та­ют­ся важ­ней­ши­ми усло­ви­я­ми сча­стья, одна­ко зацик­лен­ность на сво­ем здо­ро­вье или день­гах мало спо­соб­ству­ет это­му само­му ощу­ще­нию сча­стья, напро­тив, она дела­ет чело­ве­ка тре­вож­ным, нерв­ным, порой даже больным.

И науч­ные иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что сча­стье мало зави­сит от нали­чия креп­ко­го здо­ро­вья или богат­ства. Сча­стье зави­сит от чего-то внут­ри нас, в первую оче­редь – от мыс­лен­ной уста­нов­ки, пред­рас­по­ло­жен­но­сти быть счастливым.

Для пра­во­слав­ных людей истин­ным смыс­лом жиз­ни долж­но быть спа­се­ние души, а оно тем более не зави­сит от богат­ства и здо­ро­вья. Наобо­рот, отсут­ствие необ­хо­ди­мо­сти пре­одо­ле­вать лише­ния и болезнь неред­ко обед­ня­ет духов­ную жизнь человека.

И всё рав­но у мно­гих людей пого­ня за здо­ро­вьем и день­га­ми отни­ма­ет все силы, зани­ма­ет все мыс­ли, затме­ва­ет разум. А «сон разу­ма рож­да­ет чудо­вищ», и в резуль­та­те мно­го­об­раз­ные суе­ве­рия пра­вят чело­ве­че­ской жизнью.

Нет чис­ла раз­лич­ным при­ме­там, аму­ле­там, «про­ро­че­ствам», заго­во­рам и закли­на­ни­ям. Неко­то­рые из них в уго­ду совре­мен­но­сти даже обле­че­ны в науч­ную фор­му, хотя, без­услов­но, явля­ют­ся псев­до­на­уч­ны­ми, то есть лож­ны­ми. Порой в оправ­да­ние сво­их суе­вер­ных убеж­де­ний люди гово­рят, что «это суще­ству­ет, про­сто нау­ка ещё не может это­го объ­яс­нить». Но есть боль­шая раз­ни­ца меж­ду тем, что нау­ка не может объ­яс­нить, и раз­лич­ны­ми оккульт­ны­ми тео­ри­я­ми, кото­рые нау­ка кате­го­ри­че­ски и аргу­мен­ти­ро­ван­но опро­вер­га­ет: боль­шин­ство выда­ва­е­мых за нечто осо­бое и чудес­ное явле­ний хоро­шо изу­че­ны, они пре­крас­но объ­яс­ня­ют­ся с пози­ции физи­ки или психологии.

Пра­во­сла­вие кате­го­ри­че­ски не при­ем­лет суе­ве­рий и оккуль­тиз­ма, так как их источ­ник – бесов­ский мир.

Бес­ко­неч­ное мно­же­ство суе­ве­рий осно­вы­ва­ет­ся на жела­нии сохра­нить здо­ро­вье или исце­лить­ся. Вме­сто того, что­бы лечить­ся у вра­чей, люди при­бе­га­ют к раз­лич­ным цели­те­лям, баб­кам-заго­вор­щи­цам, экс­тра­сен­сам, кол­ду­нам, магам. Вме­сто зака­ли­ва­ния, укреп­ле­ния имму­ни­те­та и, при необ­хо­ди­мо­сти, про­хож­де­ния меди­цин­ских про­це­дур они носят обе­ре­ги, при­ни­ма­ют «заря­жен­ную воду», ездят по раз­лич­ным «местам силы». Вме­сто того, что­бы вести здо­ро­вую духов­ную жизнь, одо­ле­вать свои стра­сти, пока­я­ни­ем избав­лять­ся от раз­ру­ша­ю­ще­го душу вли­я­ния гре­хов, — выстра­и­ва­ют вокруг себя «без­опас­ное про­стран­ство по фэн-шуй», наве­ши­ва­ют «защит­ные маг­ни­ты» от раз­лич­ных излу­че­ний, упо­ен­но вслу­ши­ва­ют­ся в горо­ско­пы и пред­ска­за­ния, поз­во­ля­ю­щие создать иллю­зию кон­тро­ля над жизнью.

Все эти псев­до­ду­хов­ные поту­ги рано или позд­но при­во­дят к серьез­ным послед­стви­ям — как физио­ло­ги­че­ским, так и духов­ным. Неред­ко люди, «лечась» у цели­те­лей и экс­тра­сен­сов, про­пус­ка­ют момент, когда отно­си­тель­но про­стое меди­ка­мен­тоз­ное лече­ние мог­ло бы навсе­гда изба­вить от болез­ни. В резуль­та­те болезнь пере­хо­дит в хро­ни­че­скую или даже кри­ти­че­скую фазу, нано­сит­ся непо­пра­ви­мый вред здо­ро­вью, акти­ви­зи­ру­ют­ся хро­ни­че­ские забо­ле­ва­ния, появ­ля­ют­ся новые. Одно лечат, а дру­гое кале­чат – это весь­ма точ­ное опре­де­ле­ние «лече­ния» у оккуль­ти­стов. С одной лишь поправ­кой – «лече­ние» это, как пра­ви­ло, тако­вым не явля­ет­ся. Об этом будет подроб­но ска­за­но поз­же. Обще­ние с оккуль­ти­ста­ми, явля­ясь пря­мым обще­ни­ем с бесов­ски­ми сила­ми, не про­хо­дит бес­след­но для душев­но­го и духов­но­го состо­я­ния чело­ве­ка. Стра­хи, пани­че­ские ата­ки, депрес­сии, нев­ро­зы, серьез­ные пси­хи­че­ские забо­ле­ва­ния – это лишь малый спи­сок воз­мож­ных послед­ствий «лече­ния» у оккультистов. 

Кто такой «целитель»?

Рань­ше сло­во цели­тель было рав­но­знач­но сло­ву «врач». Теперь же так назы­ва­ют, наобо­рот, того, кто лечит, не явля­ясь врачом.

В пред­став­ле­нии офи­ци­аль­ной меди­ци­ны народ­ный цели­тель – это тот, кто помо­га­ет справ­лять­ся с хво­ря­ми не при помо­щи лекарств и меди­цин­ских мани­пу­ля­ций, а мето­да­ми тра­во- и мёдо­ле­че­ния, мас­са­жем, ману­аль­ной тера­пи­ей и т. п.

В Рос­сии есть систе­ма доб­ро­воль­ной сер­ти­фи­ка­ции цели­те­лей (т. н. «реестр цели­те­лей»), вве­ден­ная Рос­здрав­над­зо­ром еще в 2006 году. Затея сама по себе была хоро­шей – отсе­ять мошен­ни­ков. И частич­но с этой зада­чей реестр спра­вил­ся – толь­ко в пер­вые два года сер­ти­фи­ка­ции 80% подан­ных заявок про­вер­ку не про­шли – исполь­зу­е­мые «цели­те­ля­ми» мето­ды ока­за­лись в луч­шем слу­чае бес­по­лез­ны­ми, или же под­го­тов­ка, зна­ния и уме­ния людей, подав­ших заяв­ку, были недо­ста­точ­ны­ми для подоб­ной дея­тель­но­сти. И это толь­ко те, кто попро­бо­вал лега­ли­зо­вать свою дея­тель­ность! А боль­шин­ство «цели­те­лей» вооб­ще не оза­да­чи­ва­ют­ся подоб­ны­ми вопро­са­ми. Они сами себя про­воз­гла­ша­ют «цели­те­ля­ми» и тво­рят, что хотят.

То есть подав­ля­ю­щее боль­шин­ство цели­те­лей, неза­ви­си­мо от их «спе­ци­а­ли­за­ции», – шарлатаны.

Одна­ко даже нали­чие у народ­но­го цели­те­ля сер­ти­фи­ка­та вовсе не гаран­ти­ру­ет надеж­но­сти и без­опас­но­сти исполь­зу­е­мо­го им метода.

Во-пер­вых, ста­тус цели­тель­ства до сих пор при­сва­и­ва­ет­ся мето­дам, опро­верг­ну­тым нау­кой, и мето­дам, пред­став­ля­ю­щим собой оккульт­ные прак­ти­ки (эта же про­бле­ма, увы, есть и в обла­сти психотерапии).

Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что сер­ти­фи­кат выда­ет­ся не на осно­ве убе­ди­тель­ной полез­но­сти мето­да с про­вер­кой ста­биль­но исце­ля­ю­ще­го воз­дей­ствия, а по прин­ци­пу: кто заяв­ля­ет, что он цели­тель и может это как-то доку­мен­таль­но обос­но­вать, тот и при­зна­ет­ся целителем.

Напри­мер, в спис­ке сер­ти­фи­ци­ру­е­мых мето­дов народ­ной меди­ци­ны при­сут­ству­ет гомео­па­тия, хотя уже доволь­но дав­но уче­ные офи­ци­аль­но заяви­ли о лже­на­уч­ном ста­ту­се гомеопатии.

Так­же счи­та­ют­ся цели­те­ля­ми пред­ста­ви­те­ли аюрве­ды — оккульт­ной язы­че­ской систе­мы, нано­ся­щей зача­стую вред физи­че­ско­му здо­ро­вью. Науч­ное сооб­ще­ство рас­смат­ри­ва­ет аюрве­ду как псев­до­на­у­ку, кли­ни­че­ские испы­та­ния пока­за­ли, что эффек­тив­ность аюрве­ды рав­на эффек­ту пла­це­бо. Более того, уста­нов­ле­на серьёз­ная опас­ность мно­гих аюрве­ди­че­ских средств из-за содер­жа­ния в них недо­пу­сти­мо высо­ких доз тяжё­лых метал­лов: более 20% аюрве­ди­че­ских пре­па­ра­тов, про­из­ве­дён­ных в США и Индии, содер­жат опас­ные коли­че­ства свин­ца, рту­ти и мышьяка.

Еще в наци­о­наль­ном реест­ре цели­те­лей неред­ко упо­ми­на­ют­ся рас­плыв­ча­тые фор­му­ли­ров­ки — «китай­ская меди­ци­на», «тибет­ская меди­ци­на». Не сек­рет, что под эти­ми сло­ва­ми обыч­но скры­ва­ют­ся оккульт­ные мето­ды «лече­ния» на осно­ве псев­до­на­уч­ных восточ­но-рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний о пото­ках «энер­гии Ци», и т. п. 

Во-вто­рых, боль­шое коли­че­ство него­су­дар­ствен­ных вузов и кур­сов гото­вят дипло­ми­ро­ван­ных «спе­ци­а­ли­стов», чья дея­тель­ность идет враз­рез с Обще­рос­сий­ским клас­си­фи­ка­то­ром заня­тий. Соглас­но ОК 010‑2014, утвер­жден­но­му в 2015 году, высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные цели­те­ли и прак­ти­ки, а так­же лека­ри аль­тер­на­тив­ной меди­ци­ны, поми­мо уже упо­мя­ну­тых гомео­па­тии и аюрве­ды, могут исполь­зо­вать такие мето­ды, как фито­те­ра­пия и тера­пия мине­раль­ны­ми и живот­ны­ми экс­трак­та­ми с целью уси­ле­ния спо­соб­но­стей орга­низ­ма к само­вос­ста­нов­ле­нию, игло­ука­лы­ва­ние, изме­не­ние режи­ма пита­ния, кон­суль­та­ции по гиги­ене и выстра­и­ва­ние пла­на здо­ро­во­го обра­за жиз­ни, физио­те­ра­пия, ману­аль­ная тера­пия, раз­лич­ные виды мас­са­жа, баль­нео­ло­гия (лече­ние мине­раль­ны­ми вода­ми и гря­зе­ле­че­ние) и т.п.

В этом спис­ке нет ни нало­же­ния рук, ни молитв, ни заго­во­ров, ни исполь­зо­ва­ния талис­ма­нов, инфор­ма­ци­он­ной воды, крас­ных нитей и т. п. Нет там ни аст­ро­пси­хо­ло­гов, ни «заго­вор­щи­ков-шеп­ту­нов», ни масте­ров рей­ки, ни ман­да­ло-тера­пев­тов. Одна­ко люди полу­ча­ют подоб­ные дипло­мы и рабо­та­ют с таким образованием.

«Цели­те­ли», кото­рые «лечат» забо­ле­ва­ния духов­ны­ми прак­ти­ка­ми, вооб­ще вклю­че­ны в груп­пу «3413 Слу­жи­те­ли церк­ви, не име­ю­щие духов­но­го сана». Без­услов­но, в дан­ном опре­де­ле­нии речь не идет о Пра­во­слав­ной Церк­ви, под сло­ва­ми «слу­жи­те­ли церк­ви» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся лишь рели­ги­оз­ный или даже оккульт­ный, эзо­те­ри­че­ский харак­тер этих прак­тик. То есть дея­тель­ность подоб­ных лиц не счи­та­ет­ся меди­цин­ской, их мето­ды не явля­ют­ся мето­да­ми аль­тер­на­тив­ной меди­ци­ны, и они, по сути, не целители.

Сто­ит отме­тить, что в пра­ви­лах сер­ти­фи­ка­ции упо­мя­ну­ты меж­ду­на­род­ные стан­дар­ты, в кото­рых есть груп­па «гр. 324 «Лека­ри народ­ной меди­ци­ны и цели­те­ли, леча­щие вну­ше­ни­ем и молит­ва­ми» (ISCO-88, МОТ, Жене­ва). На этот стан­дарт ссы­ла­ют­ся для обос­но­ва­ния сво­ей «пра­виль­но­сти» пред­ста­ви­те­ли оккульт­но­го дви­же­ния Рей­ки и дру­гие «духов­ные оздо­рав­ли­ва­ю­щие систе­мы». При­зна­ние цели­тель­ски­ми подоб­ных псев­до­на­уч­ных оккульт­ных прак­тик — чрез­вы­чай­но нера­зум­ное и духов­но опас­ное явление.

Суще­ству­ет обще­при­ня­тое пра­ви­ло: нетра­ди­ци­он­ная меди­ци­на (цели­тель­ство) долж­на под­чи­нять­ся тем же зако­нам, что и дока­за­тель­ная меди­ци­на, то есть она долж­на ока­зы­вать дока­зу­е­мое исце­ля­ю­щее воздействие.

Одна­ко, как гово­рят пред­ста­ви­те­ли извест­ной «пре­мии Гуди­ни», учре­ждён­ной за демон­стра­цию пара­нор­маль­ных (в том чис­ле экс­тра­сен­сор­но-цели­тель­ских) спо­соб­но­стей в усло­ви­ях кор­рект­но постав­лен­но­го экс­пе­ри­мен­та, несмот­ря на боль­шое коли­че­ство рас­смот­рен­ных заявок, пре­мия по-преж­не­му оста­ет­ся у учре­ди­те­лей. То есть никто из экс­тра­сен­сов и про­чих пара­нор­маль­ных «цели­те­лей» не смог под­твер­дить свои спо­соб­но­сти при соблю­де­нии тре­бо­ва­ний науч­но­го эксперимента.

Но сколь­ко бы ни пре­ду­пре­жда­ли о шар­ла­та­нах и духов­ной опас­но­сти оккульт­но­го цели­тель­ства, оно поль­зу­ет­ся огром­ным спро­сом. В Рос­сии, как и во мно­гих дру­гих стра­нах, огром­ное мно­же­ство био­энер­ге­ти­ков, экс­тра­сен­сов и про­чих зна­ха­рей и шама­нов. Коли­че­ство колдунов-«целителей» зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет чис­ло ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных вра­чей, и эта раз­ни­ца толь­ко растет.

Почему так востребовано оккультное целительство?

Глав­ные при­чи­ны обра­ще­ния к цели­те­лям – недо­ве­рие к офи­ци­аль­ной меди­цине и страх.

Ино­гда недо­ве­рие к вра­чам быва­ет оправ­дан­ным. Слож­но­сти быва­ют даже с тем, что­бы вооб­ще попасть на при­ем к вра­чу (тем более – вызвать вра­ча на дом). Есть про­бле­мы с диа­гно­сти­кой: ино­гда даже слож­ные диа­гно­зы ста­вят «на гла­зок», и дело вовсе не в халат­но­сти вра­чей (хотя и такое быва­ет): во мно­гих боль­ни­цах про­сто нет необ­хо­ди­мо­го обо­ру­до­ва­ния и пре­па­ра­тов. Лече­ние, кото­рое осу­ществ­ля­ет­ся при столь неод­но­знач­ной поста­нов­ке диа­гно­за, конеч­но, порой быва­ет неэф­фек­тив­ным. В плат­ной меди­цине немно­го луч­ше, но у мно­гих людей баналь­но нет денег на плат­ные обсле­до­ва­ние и лечение.

Одна­ко выпя­чи­ва­ние слож­но­стей в сфе­ре меди­цин­ских услуг и воз­не­се­ние в абсо­лют каж­до­го неудач­но­го похо­да к вра­чу игра­ют плохую роль. За эти­ми непри­ят­ны­ми слу­ча­я­ми теря­ет­ся огром­ней­шее коли­че­ство успеш­ных обра­ще­ний в боль­ни­цу, мил­ли­о­ны выле­чен­ных людей, нелег­кий повсе­днев­ный труд меди­ков, облег­ча­ю­щих тяго­ты боль­ных. Созда­ет­ся лож­ное впе­чат­ле­ние, что вра­чи бес­по­лез­ны, лече­ние в боль­ни­цах неэф­фек­тив­но и т. д.

Тут сра­ба­ты­ва­ет тот же пси­хо­ло­ги­че­ский эффект, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет веру в любые суе­ве­рия: неуда­чи вра­чей или даже хам­ство проч­но фик­си­ру­ют­ся в памя­ти, а мно­же­ство бла­го­по­луч­ных посе­ще­ний боль­ниц слов­но забываются.

Имен­но такое предубеж­де­ние про­тив офи­ци­аль­ной меди­ци­ны, сомне­ние в эффек­тив­но­сти лече­ния явля­ет­ся самой частой при­чи­ной того, что люди не обра­ща­ют­ся к врачам.

Из тех, кому нуж­на меди­цин­ская помощь, к вра­чу не ходит каж­дый третий.

Что же вза­мен? Боль­ше поло­ви­ны таких боль­ных зани­ма­ют­ся само­ле­че­ни­ем. При этом каж­дый чет­вер­тый при­ме­ня­ет гомео­па­ти­че­ские средства.

По самым скром­ным под­сче­там 36% рос­си­ян верят в магию и счи­та­ют нор­маль­ным исполь­зо­ва­ние маги­че­ских средств. Люди при­ни­ма­ют струк­ту­ри­ро­ван­ную или энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ную воду, исполь­зу­ют ков­ри­ки для чист­ки чакр, носят крас­ную нить на запястье и про­чие «исце­ля­ю­щие» талис­ма­ны – от «руки Бого­ро­ди­цы» до турец­ко­го «сине­го гла­за», лечат­ся кам­ня­ми, при­ве­зен­ны­ми из свя­тых мест, сто­ят в кон­крет­ной точ­ке под купо­лом хра­ма, «насы­ща­ясь полез­ной энер­ги­ей», путе­ше­ству­ют по «местам силы» или «палом­ни­ча­ют» по мощам свя­тых, отно­сясь к при­кос­но­ве­нию к свя­тыне как к при­е­му таб­лет­ки. В послед­нее вре­мя ста­ло мод­ным выис­ки­ва­ние в молит­вах осо­бых рит­мов, кото­рые яко­бы ока­зы­ва­ют исце­ля­ю­щее воз­дей­ствие на орга­низм, то есть молит­ва из бла­го­го­вей­но­го бого­об­ще­ния пре­вра­ща­ет­ся для ряда людей в инстру­мент само­ре­гу­ля­ции. Оккульт­ным «цели­тель­ским» мето­дам нет чис­ла. Хао­тич­ное все­про­ни­ка­ю­щее стрем­ле­ние выле­чить­ся любой ценой тол­ка­ет людей на грех, како­вым явля­ет­ся любой оккультизм.

По офи­ци­аль­ным дан­ным, око­ло 3% рос­си­ян, кото­рым нуж­на меди­цин­ская помощь, не про­сто «лечат­ся» сами, но вме­сто вра­ча обра­ща­ют­ся к народ­ным цели­те­лям, гомео­па­там, зна­ха­рям. Одна­ко есть осно­ва­ние пред­по­ла­гать, что в реаль­но­сти коли­че­ство «паци­ен­тов» раз­лич­ных зна­ха­рей и экс­тра­сен­сов гораз­до боль­ше. Тех же людей, кото­рые посе­ща­ют одно­вре­мен­но и вра­чей, и кол­ду­нов-цели­те­лей, вооб­ще слож­но сосчи­тать. Инте­рес­но, что жен­щи­ны немно­го чаще муж­чин обра­ща­ют­ся к «цели­те­лям». Но при этом мень­ше все­го склон­ны искать оккульт­ной помо­щи бере­мен­ные и нахо­дя­щи­е­ся в декре­те жен­щи­ны, а так­же студенты.

Глав­ный мотив обра­ще­ния к раз­лич­ным цели­те­лям – страх за свое здо­ро­вье, за свою жизнь. Осо­бен­но это про­яв­ля­ет­ся в слу­чае с онко­ло­ги­че­ски­ми и про­чи­ми труд­но­из­ле­чи­мы­ми и неиз­ле­чи­мы­ми болез­ня­ми. Меди­ци­на не все­силь­на, и даже если вра­чи дела­ют всё воз­мож­ное, неко­то­рые забо­ле­ва­ния пре­одо­леть не уда­ёт­ся. Очень слож­но сми­рить­ся с болез­нью, когда вра­чи не дают надеж­ды на пол­ное выздо­ров­ле­ние. Ведь для мно­гих веч­ная жизнь души – лишь сло­ва, здо­ро­вье нуж­но здесь и сей­час. И если его нет – очень страш­но, и этот страх за себя усу­губ­ля­ет­ся общим недо­ве­ри­ем к вра­чам. По ста­ти­сти­ке, боль­шин­ство обра­ща­ю­щих­ся к зна­ха­рям, раз­лич­ным баб­кам и т. п. – люди, кото­рые утра­ти­ли тру­до­спо­соб­ность, мож­но ска­зать, люди, утра­тив­шие надеж­ду на ско­рое выздоровление.

Ради того, что­бы выле­чить­ся, люди гото­вы пове­рить в любое чудо. Почти в любое.

Как ни стран­но, в огром­ном ассор­ти­мен­те пред­ла­га­е­мых чудес такие боль­ные обыч­но игно­ри­ру­ют чудо Боже­ствен­но­го исце­ле­ния. Воз­мож­но, пото­му что тут есть необ­хо­ди­мое усло­вие – пока­я­ние, изме­не­ние сво­е­го ума, всей сво­ей жиз­ни. При этом никто не дает ника­ких гаран­тий, что исце­ле­ние про­изой­дет, ведь может ока­зать­ся, что болезнь нуж­на для спа­се­ния души. Это всё слиш­ком слож­но и в плане уси­лий, и в плане сми­ре­ния гор­ды­ни. Гораз­до лег­че пове­рить в то чудо, кото­рое рекла­ми­ру­ет оче­ред­ной «потом­ствен­ный цели­тель», ведь оно долж­но осу­ще­ствить­ся про­сто за день­ги, без осо­бых уси­лий со сто­ро­ны больного.

Неко­то­рые мошен­ни­ки, нажи­ва­ю­щи­е­ся на подоб­ном стра­хе, полу­чи­ли осо­бую извест­ность, напри­мер, Надеж­да Анто­нен­ко «лечи­ла» пове­рив­ших ей людей водо­про­вод­ной водой, ее дея­тель­ность ста­ла осно­вой одно­го из уго­лов­ных дел, заве­ден­ных на лже­це­ли­те­лей. Кста­ти, Анто­нен­ко как раз яркий пред­ста­ви­тель «дипло­ми­ро­ван­но­го мошен­ни­ка», она суме­ла даже полу­чить патент на свой метод. Так­же она явля­ет­ся при­ме­ром цели­те­ля, обман­но при­кры­ва­ю­ще­го­ся пра­во­сла­ви­ем, она заяв­ля­ла, что все, что она дела­ет, — это дар Божий.

Мно­же­ство людей пове­ри­ли Надеж­де Анто­нен­ко и подоб­ным ей цели­те­лям, и в резуль­та­те поте­ря­ли жизнь. Навер­ное, у каж­до­го вра­ча в прак­ти­ке есть исто­рии, когда паци­ен­та мож­но было бы спа­сти, если бы он вовре­мя обра­тил­ся к вра­чу, а не к зна­ха­рю или гомеопату.

Исцеляют ли целители?

Если гово­рить о цели­те­лях-шар­ла­та­нах, то они, в луч­шем слу­чае, ничем не помо­гут, а в худ­шем могут и до гро­бо­вой дос­ки дове­сти. Но необ­хо­ди­мо отме­тить и то, что не все цели­те­ли явля­ют­ся мошен­ни­ка­ми. Опре­де­лен­ная часть из них – это вполне реаль­ные оккуль­ти­сты, кол­ду­ны, маги, экс­тра­сен­сы, кото­рые име­ют непо­сред­ствен­ный кон­такт с миром духов. И эти духи – совсем не анге­лы Божьи. Что­бы не быть голо­слов­ны­ми, рас­смот­рим духов­ные аспек­ты болез­ни: ее при­чи­ны, лече­ние, воз­мож­ное исце­ле­ние и то, какую роль в этом может играть мир духов.

Чело­век есть сово­куп­ность души и тела. Эта дан­ность обя­зы­ва­ет рас­смат­ри­вать болезнь как про­бле­му не толь­ко физи­че­скую, но и духов­ную. Часто при болез­нях тела чело­век забо­ле­ва­ет душой, впа­дая в раз­лич­ные гре­хи – осуж­де­ние, раз­дра­же­ние, зависть, уны­ние, ропот на Бога и близ­ких и т. д. А болез­ни духов­ные порой уби­ва­ют тело и раз­ру­ша­ют жизнь чело­ве­ка. Напри­мер, алко­го­лизм и нар­ко­ма­ния, явля­ясь в первую болез­нью души, ока­зы­ва­ют раз­ру­ши­тель­ное дей­ствие на тело, в бук­валь­ном смыс­ле уни­что­жая его. Алко­го­лик стра­да­ет не толь­ко сам, но застав­ля­ет стра­дать сво­их близ­ким, порой делая их соза­ви­си­мы­ми соб­ствен­ной страсти.

Гос­подь Иисус Хри­стос ука­зы­ва­ет на пря­мую связь меж­ду гре­ха­ми и болез­ня­ми: «И вот, при­нес­ли к Нему рас­слаб­лен­но­го, поло­жен­но­го на посте­ли. И, видя Иисус веру их, ска­зал рас­слаб­лен­но­му: дер­зай, чадо! про­ща­ют­ся тебе гре­хи твои» (Мф.9:2). Исце­лен­но­му, кото­рый был ско­ван болез­нью 38 лет, Хри­стос гово­рит: «вот, ты выздо­ро­вел; не гре­ши боль­ше, что­бы не слу­чи­лось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).

В неко­то­рых слу­ча­ях болезнь может быть попу­ще­на как испы­та­ние веры, спо­соб ее укреп­ле­ния или даже спо­соб обра­ще­ния к вере. Но нико­гда исце­ле­ние от Бога не про­ис­хо­дит без веры. Еван­ге­лист повест­ву­ет: «Когда же Он при­шёл в дом, сле­пые при­сту­пи­ли к Нему. И гово­рит им Иисус: веру­е­те ли, что Я могу это сде­лать? Они гово­рят Ему: да, Гос­по­ди! Тогда Он кос­нул­ся глаз их и ска­зал: по вере вашей да будет вам» (Мф.9:27–29). Исце­лив жен­щи­ну, стра­дав­шую кро­во­те­че­ни­ем в тече­ние 12 лет, Гос­подь гово­рит: «вера твоя спас­ла тебя; иди в мире и будь здо­ро­ва от болез­ни тво­ей» (Мк.5:34). Чудес­ное вос­кре­ше­ние Лаза­ря ста­ло осно­ва­ни­ем для веры в Хри­ста мно­же­ства людей (Ин.11:45). Исце­ле­ние сына царе­двор­ца яви­лось осно­ва­ни­ем веры в Спа­си­те­ля для все­го его дома – семьи и слуг (Ин.4:53).

Необ­хо­ди­мо ука­зать, что телес­ное здра­вие, пода­ва­е­мое Богом посред­ством чуда, не явля­ет­ся само­це­лью, избав­ле­ние от болез­ни все­гда быва­ет толч­ком для духов­но­го пре­об­ра­же­ния чело­ве­ка. Гос­подь исце­ля­ет и тело, и душу – чело­ве­ка цели­ком. Боже­ствен­ная помощь в дости­же­нии Цар­ства Небес­но­го – вот цель чудес, совер­ша­е­мых Богом.

Одной из при­чин болез­ни может быть осо­бый Боже­ствен­ный замы­сел. Хри­стос исце­ля­ет сле­по­рож­ден­но­го, но преж­де про­ис­хо­дит инте­рес­ный диа­лог с апо­сто­ла­ми: «И, про­хо­дя, уви­дел чело­ве­ка, сле­по­го от рож­де­ния. Уче­ни­ки Его спро­си­ли у Него: Рав­ви́! Кто согре­шил, он или роди­те­ли его, что родил­ся сле­пым? Иисус отве­чал: не согре­шил ни он, ни роди­те­ли его, но это для того, что­бы на нем яви­лись дела Божии» (Ин.9:1–3).

И, нако­нец, при­чи­ной болез­ней может быть бесов­ская одер­жи­мость, бесов­ское воз­дей­ствие. «В одной из сина­гог учил Он в суб­бо­ту. Там была жен­щи­на, восем­на­дцать лет имев­шая духа немо­щи: она была скор­че­на и не мог­ла выпря­мить­ся. Иисус, уви­дев её, подо­звал и ска­зал ей: жен­щи­на! ты осво­бож­да­ешь­ся от неду­га тво­е­го. И воз­ло­жил на неё руки, и она тот­час выпря­ми­лась и ста­ла сла­вить Бога. При этом началь­ник сина­го­ги, него­дуя, что Иисус исце­лил в суб­бо­ту, ска­зал наро­ду: есть шесть дней, в кото­рые долж­но делать; в те и при­хо­ди­те исце­лять­ся, а не в день суб­бот­ний. Гос­подь ска­зал ему в ответ: лице­мер! не отвя­зы­ва­ет ли каж­дый из вас вола сво­е­го или осла от яслей в суб­бо­ту и не ведет ли поить? Сию же дочь Авра­амо­ву, кото­рую свя­зал сата­на вот уже восем­на­дцать лет, не над­ле­жа­ло ли осво­бо­дить от уз сих в день суб­бот­ний? И, когда гово­рил Он это, все про­ти­вив­ши­е­ся Ему сты­ди­лись; и весь народ радо­вал­ся о всех слав­ных делах Его» (Лк.13:10–17).

Еван­ге­лист не ука­зы­ва­ет, что ста­ло при­чи­ной одер­жи­мо­сти этой несчаст­ной жен­щи­ны, но видим, что бесы могут ока­зы­вать вли­я­ние на тело чело­ве­ка. Такое воз­дей­ствие воз­мож­но при отступ­ле­нии чело­ве­ка от Бога, когда чело­век сам дает дья­во­лу власть над собой. И это отступ­ле­ние от Бога – тяж­кие гре­хи. Преж­де все­го, гре­хи про­тив пер­вой запо­ве­ди «Я – Гос­подь Бог твой, пусть не будет у тебя дру­гих Богов, кро­ме Меня». Нару­ше­ни­ем этой запо­ве­ди явля­ет­ся и обра­ще­ние к оккуль­ти­стам. Мож­но сме­ло ста­вить знак равен­ства меж­ду обра­ще­ни­ем к оккуль­ти­стам и обра­ще­ни­ем к дьяволу.

Столь кате­го­рич­ная пози­ция отнюдь не слу­чай­на, ведь «сам сата­на при­ни­ма­ет вид Анге­ла све­та, а пото­му не вели­кое дело, если и слу­жи­те­ли его при­ни­ма­ют вид слу­жи­те­лей прав­ды» (2Кор.11:14–15). Дья­вол – пол­ная про­ти­во­по­лож­ность Бога. Он нена­ви­дит чело­ве­ка, имея цель погу­бить его. Погу­бить – зна­чит лишить Цар­ства Небес­но­го, лишить спа­се­ния. Для это­го он идет на раз­лич­ные улов­ки, в том чис­ле, мас­ки­ру­е­мые под чуде­са и исце­ле­ния. Гос­подь Иисус Хри­стос, опи­сы­вая духов­ную сущ­ность дья­во­ла, гово­рит: «Он был чело­ве­ко­убий­ца от нача­ла и не усто­ял в истине, ибо нет в нём исти­ны. Когда гово­рит он ложь, гово­рит своё, ибо он — лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

Сами оккуль­ти­сты порой быва­ют обма­ну­ты дья­во­лом, кото­рый явля­ет­ся им в виде послан­ни­ка Божия, но их духов­ная без­гра­мот­ность не поз­во­ля­ет им уви­деть его истин­ное лицо. Лука­вый игра­ет на гор­дыне, убеж­дая цели­те­ля в том, что у него дар от Бога, хотя нет ника­ких пред­по­сы­лок для того, что­бы источ­ни­ком дара был Бог. Бог не раз­да­ет дары про­сто так, они явля­ют­ся след­стви­ем пра­виль­ной духов­ной жиз­ни, свя­то­сти. У оккуль­ти­стов же дар воз­ни­ка­ет бес­при­чин­но, сопро­вож­да­ет­ся неки­ми явле­ни­я­ми духов­но­го поряд­ка и кон­так­том с духа­ми. Напри­мер, если потен­ци­аль­ный цели­тель увле­чен уфо­ло­ги­ей и свя­то верит во вне­зем­ные циви­ли­за­ции, то явле­ние может быть в виде кон­так­та с ино­пла­нет­ным разу­мом. В 90‑е годы про­шло­го сто­ле­тия уфо­ло­гия была весь­ма попу­ляр­на и такие кон­так­ты носи­ли мас­со­вый харак­тер, очень часто после них кон­так­те­ры обна­ру­жи­ва­ли у себя экс­тра­сен­сор­ные спо­соб­но­сти. Конеч­но, сре­ди оккуль­ти­стов есть и те, кто зна­ет, с кем име­ет дело: это люди, про­дав­шие душу дьяволу.

Так что же пред­став­ля­ет из себя «лече­ние» у цели­те­лей и про­чих оккуль­ти­стов с духов­ной точ­ки зре­ния? По сути – это пря­мое бесов­ское воз­дей­ствие на «паци­ен­та». Обра­ща­ясь к оккуль­ти­стам, чело­век откры­ва­ет свое серд­це, всю свою жизнь для тако­го воз­дей­ствия, попа­да­ет в опре­де­лен­ную сте­пень зави­си­мо­сти от лука­вых духов. Дело может закон­чить­ся даже насто­я­щей одер­жи­мо­стью, и таких фак­тов множество.

Мно­го гово­рят об исце­ле­ни­ях у цели­те­лей. Мол, даже вра­чи были бес­силь­ны, а цели­тель помог. Но тут не всё так про­сто. Во-пер­вых, может ли быть что-то доб­рое от лука­во­го? Не может, за все при­дет­ся пла­тить, и цена будет высо­кой – спа­се­ние. День­ги нуж­ны толь­ко цели­те­лю, а лука­во­му, что дей­ству­ет через него, нуж­на душа. Во-вто­рых, надо пом­нить, что чело­век – это не толь­ко тело, но и душа. Втор­же­ние тем­ных сил в уни­каль­ный чело­ве­че­ский орга­низм, явля­ю­щий собой сово­куп­ность телес­ной и духов­ной мате­рии, не может прой­ти бес­след­но, и пер­вое, что попа­да­ет под удар нечи­стых духов, – это душа. Духов­ное пора­жа­ет­ся духов­ным. И запус­ка­ет­ся цеп­ная реак­ция, кото­рая в ито­ге при­во­дит к пора­же­нию тела. Вполне воз­мож­но, что это про­изой­дет не сра­зу, послед­ствия могут дать о себе знать через годы. Об этом сви­де­тель­ству­ют свя­щен­ни­ки и врачи:

«Экс­тра­сен­са­ми-демо­ни­ста­ми… при­ме­ня­ют­ся вар­вар­ские мето­ды пере­рас­пре­де­ле­ния энер­гии в орга­низ­ме, в резуль­та­те чего боль­ной орган полу­ча­ет при­ток энер­гии со сто­ро­ны здо­ро­во­го орга­на и поправ­ля­ет­ся, а тот забо­ле­ва­ет. Так, напри­мер, выле­чи­ва­ют от язвы, а чело­век вско­ре уми­ра­ет от инфарк­та» (Свя­щен­ник Роди­он, «Люди и демо­ны», СПб., 1993 г.).

Пред­се­да­тель Обще­ства пра­во­слав­ных вра­чей Санкт-Петер­бур­га, док­тор меди­цин­ских наук, про­то­и­рей Сер­гий Фили­мо­нов: «Я был сви­де­те­лем и тому, как у паци­ент­ки после посе­ще­ния экс­тра­сен­са исчез­ла фиб­ро­мио­ма мат­ки, и гине­ко­ло­ги ниче­го не мог­ли най­ти, но при­мер­но через пол­го­да у нее воз­ник­ла опу­холь ство­ла моз­га. Очень часто по про­ше­ствии како­го-то непро­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни после «исце­ле­ния» такое же или иное забо­ле­ва­ние про­яв­ля­ет­ся у чело­ве­ка в дру­гом месте. Болезнь как бы пере­ме­ща­ет­ся. А быва­ет так, что исчез­ла опу­холь у мате­ри, кото­рая ходи­ла к экс­тра­сен­су, но воз­ник­ла опу­холь у ребен­ка…» (Газе­та «Лечеб­ник» № 24/­но­ябрь-декабрь­/2004 г.).

Он же о «лече­нии» заго­во­ра­ми: «Пло­хо то, что изле­че­ние через заго­вор – это изле­че­ние через воз­дей­ствие нечи­стой силы. Ребе­нок пере­ста­нет болеть той или иной дет­ской болез­нью, но в пери­од созре­ва­ния или во взрос­лом воз­расте такое исце­ле­ние может обер­нуть­ся гораз­до более тяже­лы­ми послед­стви­я­ми. В нашем Душе­по­пе­чи­тель­ском цен­тре пра­во­слав­ных вра­чей СПб мы стал­ки­ва­ем­ся с пси­хи­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, кото­рые раз­ви­ва­лись через 20–30 лет после заго­во­ров» (жур­нал «Народ­ная здрав­ни­ца», 2003 г.).

Прин­цип «одно лечат, а дру­гое кале­чат» не отри­ца­ют и сами цели­те­ли. Так извест­ный оккуль­тист, Лаза­рев С. Н., автор псев­до­на­уч­ной кни­ги «Диа­гно­сти­ка кар­мы», отме­ча­ет в ней: «сама при­чи­на болез­ни не сни­ма­ет­ся при экс­тра­сен­сор­ной кор­рек­ции и болезнь может в любой момент про­явить­ся в дру­гом месте». 

Очень подроб­ный ана­лиз нега­тив­ных послед­ствий про­во­дит док­тор меди­цин­ских наук иеро­мо­нах Ана­то­лий (Бере­стов) в сво­ей кни­ге «Чис­ло зве­ря» (Москва, 1996 г.):

«Свя­щен­но­слу­жи­те­лям и пра­во­слав­ным вра­чам хоро­шо извест­ны тра­ги­че­ские послед­ствия лече­ния людей у экс­тра­сен­сов, био­энер­ге­ти­ков и кол­ду­нов. Если это не про­сто шар­ла­та­ны, а дей­стви­тель­но экс­тра­сен­сы, то в ряде слу­ча­ев обра­ща­ю­щи­е­ся к ним могут полу­чать облег­че­ние или даже исце­ле­ние от сво­их забо­ле­ва­ний. Но по про­ше­ствии несколь­ких меся­цев, реже года (по моим наблю­де­ни­ям чаще – от 2 до 6 мес.) болезнь воз­вра­ща­ет­ся с новой силой, лечить ее ста­но­вит­ся гораз­до слож­нее, часто пора­жа­ют­ся и дру­гие орга­ны, раз­ви­ва­ют­ся тяже­лые пси­хи­че­ские нару­ше­ния, при­во­дя­щие под­час к самоубийству.

Наш духов­но-вра­чеб­ный опыт рабо­ты с людь­ми, лечив­ши­ми­ся у экс­тра­сен­сов, био­энер­ге­ти­ков и так назы­ва­е­мых цели­те­лей, поз­во­ля­ет выде­лить сле­ду­ю­щие син­дро­мы «оккульт­ной болезни».

Пси­хо­ти­че­ский, или пси­хо­со­ма­ти­че­ский син­дром, раз­ви­ва­ю­щий­ся по типу хоро­шо извест­но­го в пси­хи­ат­рии син­дро­ма Кан­дин­ско­го-Кле­рам­бо. Про­яв­ля­ет­ся он сле­ду­ю­щим обра­зом. Обыч­но у вполне здо­ро­вых в пси­хи­че­ском отно­ше­нии людей через неко­то­рое вре­мя после лече­ния у экс­тра­сен­сов появ­ля­ют­ся непо­нят­ные, так назы­ва­е­мые немо­ти­ви­ро­ван­ные стра­хи, т.е. стра­хи неиз­вест­но чего и неиз­вест­но из-за чего. Затем воз­об­нов­ля­ет­ся с новой силой то забо­ле­ва­ние, из-за кото­ро­го они обра­ща­лись к оккуль­ти­стам, или болезнь пере­хо­дит на дру­гой орган. При этом забо­ле­ва­ние под­да­ет­ся лече­нию с боль­шим тру­дом или не под­да­ет­ся вооб­ще. Неред­ко ана­ло­гич­ное забо­ле­ва­ние раз­ви­ва­ет­ся у близ­ких чле­нов семьи: у детей, у мужа или жены (чаще у жены, если к экс­тра­сен­сам обра­щал­ся муж или если он начал зани­мать­ся экс­тра­сен­со­ри­кой). После это­го появ­ля­ют­ся моти­ви­ро­ван­ные стра­хи по типу нев­ро­за навяз­чи­вых стра­хов, напри­мер, страх смер­ти или страх того, что что-то слу­чит­ся с детьми или дру­ги­ми близ­ки­ми людь­ми, страх езды в транс­пор­те. На этом фоне чело­век начи­на­ет слы­шать «голо­са», кото­рые пове­ле­ва­ют ему делать то-то и то-то. Появ­ля­ет­ся депрес­сив­ное состо­я­ние, кото­рое посте­пен­но уси­ли­ва­ет­ся, голо­са ста­но­вят­ся более навяз­чи­вы­ми, начи­на­ют управ­лять пси­хи­кой, навя­зы­вать мыс­ли о само­убий­стве. Боль­ные пред­при­ни­ма­ют попыт­ки к само­убий­ству, и неред­ко этим и закан­чи­ва­ет­ся их жизнь.

Осо­бен­но тяже­ло про­те­ка­ет «оккульт­ная болезнь» у детей. После сеан­сов А. Кашпи­ров­ско­го у неко­то­рых детей, склон­ных к эпи­леп­сии, раз­ви­ва­лись тяже­лые эпи­леп­ти­че­ские при­пад­ки вплоть до эпи­леп­ти­че­ско­го ста­ту­са, когда при­па­док сле­ду­ет за при­пад­ком и обыч­ны­ми лечеб­ны­ми меро­при­я­ти­я­ми оста­но­вить их невоз­мож­но. Таких детей при­хо­ди­лось гос­пи­та­ли­зи­ро­вать в реани­ма­ци­он­ные отде­ле­ния. Не все­гда их уда­ва­лось спа­сти. Были слу­чаи смер­ти детей, или наблю­да­лись тяже­лые ослож­не­ния вплоть до декор­ти­за­ции – гибе­ли коры голов­но­го моз­га, и тогда эти дети ста­но­ви­лись тяже­лей­ши­ми инва­ли­да­ми. Само­убий­ства или попыт­ки к само­убий­ству харак­тер­ны для взрос­лых и моло­дых людей. Неод­но­крат­но дово­ди­лось мне наблю­дать моло­дых людей, пред­при­ни­мав­ших попыт­ки к само­убий­ству на фоне «оккульт­ной болез­ни», раз­вив­шей­ся после нача­ла заня­тий экс­тра­сен­со­ри­кой или дру­ги­ми вида­ми оккультизма.

Вто­рым про­яв­ле­ни­ем «оккульт­ной болез­ни» явля­ет­ся син­дром навяз­чи­вых стра­хов. Мне неод­но­крат­но при­хо­ди­лось наблю­дать боль­ных, у кото­рых сра­зу после посе­ще­ния экс­тра­сен­сов и кол­ду­нов раз­вил­ся син­дром навяз­чи­вых стра­хов, не под­да­вав­ших­ся лече­нию обыч­ны­ми спо­со­ба­ми. Толь­ко неод­но­крат­ная испо­ведь, при­ча­стие, собо­ро­ва­ние сни­ма­ли остро­ту стра­хов и дава­ли воз­мож­ность лечить больных.

Тре­тьим про­яв­ле­ни­ем «оккульт­ной болез­ни», по нашим наблю­де­ни­ям, явля­ют­ся имму­но­ло­ги­че­ские нару­ше­ния и сни­же­ние имму­ни­те­та. Более часто это наблю­да­ет­ся у детей. Они начи­на­ют часто болеть про­студ­ны­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, пнев­мо­ни­я­ми, оти­та­ми. О сни­же­нии имму­но­ло­ги­че­ской реак­тив­но­сти под вли­я­ни­ем “лече­ния” у экс­тра­сен­сов сооб­ща­ет в сво­ей кни­ге “Диа­гно­сти­ка кар­мы” и С. Н. Лаза­рев, сам экс­тра­сенс, при­ме­ня­ю­щий ино­гда в сво­ей прак­ти­ке и мето­ды кол­дов­ства и магии.

Чет­вер­тым неред­ким про­яв­ле­ни­ем «оккульт­ной болез­ни» явля­ет­ся повы­шен­ная забо­ле­ва­е­мость онко­ло­ги­че­ски­ми болез­ня­ми и мол­ние­нос­ный рост имев­ших­ся у боль­ных опу­хо­лей и малиг­ни­за­ция доб­ро­ка­че­ствен­ных опу­хо­лей (т. е. пере­ход их в зло­ка­че­ствен­ные). Мне при­хо­ди­лось наблю­дать не одна­жды мол­ние­нос­ный рост опу­хо­лей голов­но­го моз­га у детей после про­смот­ра теле­се­ан­сов А. Кашпи­ров­ско­го. В тече­ние 1,5–2 недель опу­холь дости­га­ла гро­мад­ных раз­ме­ров (по дан­ным ком­пью­тер­но-томо­гра­фи­че­ско­го иссле­до­ва­ния), и опе­ра­ция ста­но­ви­лась уже невоз­мож­ной. Наблю­дал я так­же несколь­ко раз и быст­рый рост опу­хо­лей груд­ной желе­зы, шей­ки мат­ки и миом мат­ки у жен­щин после «лече­ния» у экс­тра­сен­сов и малиг­ни­за­цию поли­пов пря­мой кишки».

Таким обра­зом, лече­ние у цели­те­ля или экс­тра­сен­са может сто­ить чело­ве­ку здо­ро­вья. И даже если пона­ча­лу он полу­ча­ет неко­то­рое види­мое избав­ле­ние от тяго­тя­ще­го его неду­га, то спу­стя вре­мя на его место при­хо­дит целый букет забо­ле­ва­ний. Но глав­ное – чело­век «забо­ле­ва­ет» душой, стра­да­ет пси­хи­ка. Совер­шен­но бес­след­но «лече­ние» у оккуль­ти­стов не про­хо­дит нико­гда. Исце­ле­ние от это­го воз­мож­но лишь через обра­ще­ние к Богу – испо­ве­ди, при­ча­стия и после­ду­ю­ще­го воцер­ко­в­ле­ния. Хотя послед­ствия «лече­ния» могут оста­вать­ся на мно­гие годы и даже на всю жизнь. Это, в первую оче­редь, забо­ле­ва­ния пси­хи­ки и пси­хо­ло­ги­че­ские проблемы.

Насто­я­щее исце­ле­ние воз­мож­но толь­ко от Бога и под­ра­зу­ме­ва­ет изле­че­ние от физи­че­ской болез­ни не толь­ко без вре­да для души, но и с поль­зой для нее. Цер­ковь нико­гда не рас­смат­ри­ва­ет болезнь тела в отры­ве от болез­ни души и видит пер­во­оче­ред­ную необ­хо­ди­мость в исце­ле­нии души от гре­хов через пока­я­ние. Само осмыс­ле­ние болез­ни как след­ствия гре­ха пред­по­ла­га­ет необ­хо­ди­мость пока­я­ния. Осо­бен­но же это акту­аль­но в слу­ча­ях обра­ще­ния к оккуль­ти­стам, что явля­ет­ся тяж­ким гре­хом. В молит­вах Таин­ства Собо­ро­ва­ния, совер­ша­е­мо­го над боль­ным чело­ве­ком, свя­щен­ни­ки про­сят о при­зва­нии на него не толь­ко исце­ля­ю­щей, очи­ща­ю­щей бла­го­да­ти, вра­чу­ю­щей телес­ные немо­щи, но и про­ще­ния гре­хов. Собо­ро­ва­ние пред­ва­ря­ет Таин­ство Пока­я­ния, вен­ча­ет же все Таин­ство При­ча­ще­ния. Цер­ковь видит в таком после­до­ва­тель­ном совер­ше­нии Таинств то необ­хо­ди­мое, что пода­ет­ся чело­ве­ку для исце­ле­ния души и тела – Боже­ствен­ную помощь и бла­го­дать, немощ­ных вра­чу­ю­щую и оску­де­ва­ю­щих вос­пол­ня­ю­щую. Конеч­но же, помощь эта невоз­мож­на без осмыс­ле­ния гре­хов­но­сти и глу­бо­ко­го, искрен­не­го пока­я­ния. Цер­ковь ни в коем слу­чае не отме­та­ет и меди­цин­ской помо­щи, Бог исце­ля­ет и рука­ми вра­чей. Ведь вовсе не обя­за­тель­но, что исце­ле­ние будет чудес­ным и про­изой­дет в один миг.

Рас­смот­рев раз­ные вари­ан­ты лече­ния у цели­те­лей, при­хо­дим к выво­ду, что в луч­шем слу­чае от них мож­но постра­дать финан­со­во, как и от дру­гих мошен­ни­ков и шар­ла­та­нов, а в худ­шем – попла­тить­ся телес­ным и душев­ным здра­ви­ем. Ни в том, ни в дру­гом слу­чае ника­кой поль­зы от тако­го «лече­ния гре­хом» нет, а на вос­ста­нов­ле­ние после него могут уйти годы.

про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков, Ната­лья Яра­со­ва, пси­хо­лог Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии РПЦ МП

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки