- Суеверие.нет - https://sueverie.net -

Почему лучше не желать удачи

Часто можно слышать, как люди перед началом какого-нибудь дела, или просто прощаясь, говорят друг другу — «Удачи!», желая таким образом благополучного или успешного результата в чем бы то ни было. Верующие же люди считают понятие «удача» нерациональным и неправильным. А некоторые свидетельствуют, что его происхождение связано с древним еврейским языческим божеством Молохом.

Толковые словари определяют «удачу» как позитивно воспринимаемое событие, возникшее в результате случайного, непредсказуемого или не учитываемого стечения обстоятельств в жизни человека. Также она может обозначать желательный исход какого-либо события или действия, особенно в ситуациях, когда он не зависит от действий или решений какой-либо личности. Синоним «удачи» — «везение».

Поскольку события, которые могут быть охарактеризованы как удача, для большинства людей являются желанными и ожидаемыми, существует множество различных символов, её олицетворяющих — как предметов, так и действий.

Многие люди, независимо от пола, возраста, социального или профессионального статуса имеют эти предметы или выполняют эти действия, веря в то, что тогда уж точно всё сложится наилучшим для них образом. У разных народов символы удачи могут быть самыми разными.

Потереть, поплевать, покричать

В России популярным привлечением удачи и везения считается потереть какую-либо часть известного памятника. В Москве такие памятники расположены на станции метро «Площадь революции». Еще с позднесоветских времен люди подходили к памятнику собаке, чтобы потереть ей нос. Иногда доходило до того, что некоторые, чтобы сделать это, специально выходили из поезда, а потом запрыгивали в него обратно. Другие же, проходя, просто касались носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Медная собака на станции метро считалась приносящей удачу.

В 1990-е эта примета оформилась в традицию,  а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Собаку же затерли так, что в 2014 году краевед Александр Можаев обратился к руководству метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. От собаки натирание перекинулось и на другое животное — петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому.

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» — у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции».

Другие тонко разграничивают назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа — только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.

Многие смеются над суеверием поплевать через плечо, но тем не менее, следуют ему, как и сотням других. Другие держат у себя обереги или просто кладут в кошелек «удачную монетку». Приметы, суеверия и ритуалы прочно вошли в жизнь современных людей, более того, постепенно появляются новые.

Особенно популярны ритуалы привлечения удачи и везения у студентов. Даже отличники начинают вдруг то считать ступеньки, то стучать по деревяшке. Говорят, что экзамен — лотерея, и потому многие студенты подстраховываются на уровне обрядов. А те если уж не помогут получить пятерку, то хотя бы дадут надежду.

У студентов крупных городов, например, считается, что на экзамен надо ехать только на трамвае или троллейбусе, чтобы получить счастливый билет. Другие говорят, что нужно взять в руки зачетки и в полночь кричать в открытые форточки: «Халява, приди!»

В Томске у студентов Политехнического университета популярно красить в красный цвет обувь расположенного рядом с вузом памятника Сергею Кирову. Потом соответствующим службам приходится восстанавливать их изначальный оттенок. Происходит это только накануне сессии, как говорится, «на удачу» на экзаменах.

Появились свои приметы и обряды и у водителей. Например, они никогда не станут свистеть в машине: считается, что инспектор ДПС услышит и остановит машину. По этой же причине не рекомендуется считать деньги в салоне — шелест купюр привлекает внимание ГИБДД.

Наряду с традиционными приметами, в России постепенно прижились и заимствованные. Так, мода на китайский фэн-шуй привела к тому, что во многих магазинах стали модны маленькие статуэтки лягушек, причем, в определенных местах, строго ориентированных по сторонам света и различным зонам в помещении. Журналистка Анастасия Пирожникова вспоминает, как однажды невольно спровоцировала гнев продавца: «Как оказалось, лягушки эти должны сидеть на каких-то специальных ковриках, смотреть в определенные стороны. Когда я искала себе шубу, то во время разговора присела к столу и случайно задела одну из этих лягушек. Женщина-продавец как заорет!.. Суть ее крика сводилась к тому, что их нельзя даже трогать, потому что они могут рассердиться и не будут приносить денег».

Происхождение удачи

Понятие «удача» известно с древних времен и связано с язычеством.

Привычному пожеланию везения, произносимому русскими при расставании, соответствуют древне-скандинавское «Auja!» и древне-среднеевропейское «Aja!» Эти восклицания, имеющие магический, заклинательный характер, связаны с одним из важнейших представлений нордической традиции.

В древности понятие «удача»,  как следует из этнографических материалах и древних скандинавских саг, означало не «везение», а некую важную интегральную характеристику человека. В скандинавских текстах можно встретить формулировки — «у него была хорошая удача» или «у него была плохая удача», «он приобрел (или потерял) удачу, совершив то-то и то-то», «его удача стала более (или менее) хорошей». В русском языке до сих пор сохранились выражения, отражающие те же представления: «удача оставила его», например.

Скандинавский термин «Auja», обычно переводимый на русский как «удача», подразумевает под собой не только «везение», но и счастье, радость, силу. О викинге, которому повезло в бою, говорили, что он победил, потому что у него была хорошая удача. Но так же отзывались о том, у кого ладно строились корабли, чья жена рожала много детей, кто умел вести за собой людей. Таким образом, «везение» — это только одно (хотя и характерное) из проявлений удачи. Саму же ее древние норды понимали как особое личное (магическое) могущество, приносящее удачу, в узком смысле слова и благо вообще.

Так же и русское слово «удача» само по себе не связано с везением, хотя благоприятное стечение обстоятельств русские люди до сих пор понимают как одно из проявлений удачи. Однако само это слово происходит от глагола «дать» и подразумевает значение «то, что дано». Как характеристика конкретного человека, «удача» — это то, что ему дано. И если речь идет о язычестве, то «удача» — это то, что дано божествами.

Итак, в древние времена удача могла быть хорошей и плохой, иначе говоря — «положительной» и «отрицательной». Первая приносит благо, вторая — неблаго. Человек, чья удача — плохая, становится невезучим во всем, к чему прикасается.

Считалось, что удача может быть приобретена, утеряна или изменена. Так, например, по представлениям древних скандинавов, человек, совершивший воровство, переставал считаться мужчиной и терял хорошую удачу.

В древности удача считалась «заразной». Человек с плохой удачей еще в раннем Средневековье был обречен на одиночество. Путники нередко делали крюк, чтобы обогнуть дом или земли человека с плохой удачей, люди бежали из городов, где правили такие князья, и воины оставляли их дружины, если тому не препятствовали соображения этического характера. Напротив, дом человека с хорошей удачей всегда полон гостей — каждому хочется побыть рядом с ним, прикоснуться к нему, поговорить с ним, т.е. перенять часть его удачи. Многие вожди викингов стремились зазвать в свои дружины воинов, известных большой хорошей удачей. При этом считалось, что удача не ограничена в количестве, т.е. сколько бы человек не делился с другими своей удачей — будь она хорошая или плохая — его собственная удача от этого не уменьшается.

Удача вождя распространялась на его людей. Переходя, как это часто бывало, от одного вождя к другому, викинги выбирали хёвдинга, обладавшего хорошей удачей. Города выбирали себя князя, оценивая характер его удачи. Князя, потерявшего хорошую удачу или приобретшего плохую, изгоняли.

В древней Ирландии существовали специальные ритуалы оценки «истинности» будущего верховного короля, поскольку возведение на престол «не-истинного» короля, т.е. короля, обладавшего плохой удачей, приводило к неурожаям, падежу скота и кровавым междоусобицам.

В старые времена удача представляла собой главную ценность, которой может владеть человек или род. Поэтому у богов просили не счастья или материального благополучия, а именно удачи. Её берегли как ценнейший их дар. На ее приобретение или улучшение были направлены многие магические технологии.

Нередко такие технологии были связаны с персонификацией удачи в образе божества, связанного с конкретным человеком. Такой персонифицированный аспект удачи назывался на Северо-Западе фетч (др. -англо-сакс. fetch), фюльгья (др. -сканд. fylgja) или ведогон (слав.). Эти традиционные представления позднее заимствовали и некоторые околоцерковные люди, у которых персонифицированная удача превратилась в ангела-хранителя.

Удача — это имя беса?

В одной из своих бесед известный румынский старец ХХ века архимандрит Клеопа (Илие) говорил, что удача — это имя беса.

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян», — говорил старец.

Он рассказывал: «Каким же был этот бог Молох, или Удача, как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним — медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные».

По словам старца Клеопы, в качестве жертвы Удача принимал грудных младенцев из рук матерей: «Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: “Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!” И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: “Кума, ты отдашь своего ребенка?”, — а та отвечала: “Отдам, чтобы была удача!” Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40–50 детей за раз клал он на ту сковородку».

Молох — языческое божество. В основном ему поклонялись аммонитяне — семитский народ, который жил от восточного берега Иордана до пределов Аравии (территория современной Иордании).

Есть мнение, что «молох» значит «царь», и это не имя собственное, а титул, которым традиционно наделяли языческих богов.

В Ветхом завете Молох упоминается многократно. Одна из основных черт культа Молоха — то, что в жертву действительно приносили детей.

Идол Молоха — огромная статуя человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя раскалялась, и в ее протянутые руки клали или бросали детей. Жуткое жертвоприношение совершалось под ритуальное пение, пляски и песни. Они заглушали крики бедных младенцев, которые фактически сгорали заживо. О ритуалах сожжения детей сказано, в частности, во Второзаконии (12:31).

Царь Соломон разрешил своим наложницам и женам-чужеземкам поклоняться языческим богам, и в Израиле было устроено капище Молоха (3 Цар. 11:7) в долине сыновей Енномовых. По-еврейски она называется «гей вен-Гинном» (Иер. 32:35), откуда впоследствии произошло название гейгином («геенна»), которое стали применять к преисподней (ср. Мф 5:29).

В Библии также упоминается также «скиния Молохова», (Ам. 5:26, Деян. 7:43), вероятно, ящик или шатер, в котором во время торжественных шествий носили изображение Молоха.

Часть израильтян переняла и жертвоприношение детей в честь него (Пс. 105:37-38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву Молоху своих сыновей (4 Цар. 16:3; 21:6). Такие жертвоприношения запретил царь Иосия, а место, где они совершались, намеренно осквернил. (4 Цар. 23:10).

Как же Молох связан с удачей? По словам церковных исследователей, поскольку старец Клеопа — из Румынии, то  вполне вероятно, что в румынском тексте его беседы есть помарки, связанные с переводом, или просто ошибки трактовки. Но если его точно цитируют, то старец говорит о демоне Noroc. На русский язык «noroc» переводится как «удача».

Старец говорит: «Кто этот бог Молох или Удача, как сегодня его называют?» В некоторых местах слово «удача» он употребляет как имя собственное, в текстах оно написано с заглавной буквы.

Филологи свидетельствуют, что в данном тексте говорится о том, что до прихода Христа у людей на каждый грех был свой демон, идол, которого они почитали как божество. Марс — божество войны, Афородита — божество похоти. А Молох — божество, которому приносили жертвы детей для получения удачи.

Дальше старец описывает, кем был этот идол Молох, и как женщины носили ему в жертву младенцев, объясняя это тем, что хотят получить удачу. А потом приводит слова пророка Исайи. Если взять современный перевод стихов, о которых он говорит, звучат они так: «Но тех, кто оставил Господа, Я накажу. Они забыли о Моей святой горе и начали поклоняться удаче и полагаться на неверного бога судьбы».

Именно поэтому старец Клеопа просит никому не желать удачи, не призывать ее. Потому что фактически, призывая удачу, мы обращаемся не к Господу нашему Иисусу Христу, а к демоническим силам, как когда-то в те идолопоклоннические времена.

Удача или Молох у семитских народов являлось одним из воплощений Баала (или Ваала,  Вельзевулаа, Валтасара), т.е. дьявола. О Ваале в Библии упоминается несколько раз в Книге Судий — 2:11, 3:7, 10:6; о Молохе — в Книге Амоса 5:26 и 3 Книге Царств 11:7.

Культ Молоху-Ваалу у семитов состоял в дико разнузданном сладострастии. При капищах Ваалу жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Назначение данного культа было в том, чтобы глубоко развратить народ, прибегающий к нему. Плодами данного поклонения стали всем известные печальные события, произошедшие с городами Содом и Гоморра, где культ Ваалу был особо выражен.

Как сейчас, так и ранее основной чертой поклонников и служителей сатаны, является ложь и лукавство. Не были исключением и жрецы Ваала-Молоха, которые, стараясь завуалировать истинную цель культа, дабы не отпугнуть от ее дьявольской сущности людей, распространяли идею о том, что они служат плодородному Солнцу, источнику теплоты и жизненного огня, проявляющегося в нем.

Как и во всех языческих культах, служители Молоха приносили ему жертвы. Как правило, это были человеческие жертвоприношения, которые совершались в честь Молоха через всесожжение, якобы проводя их сквозь солнечный жизненный огонь. Самыми же приятными жертва Ваалу считались новорожденные младенцы, особенно дети знатных фамилий: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31).

Молох-Ваал имел также прозвище «удача», так как считалось, что семью, которая принесла в жертву божеству своего ребенка, непременно ждет удачный год с плане земледельческих работ и сбора урожая.

Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев.18:21; Лев.20:2). Однако семиты не прекращали их практиковать вплоть до Вавилонского плена (586 до н.э.).

Успех и помощь Божия

Есть люди, которые мыслят такими понятиями как «успех». Успеха они друг другу желают, успешным называют того, у кого всё получается. В отличие от удачи, когда что-то упало на нас с неба просто потому что «повезло», успех — это спланированный и полностью зависящий от наших действий, желаний и от нашей веры результат.

Успех приходит к тем, кто его заработал. Человек знал, что хотел, он сделал то, что нужно для этого, он получил то, к чему стремился. Это его успех, и он всегда с ним. В отличие от удачи человек полностью властен над успехом. «Удача» всегда предполагает получение чего-либо случайно, задаром или бесплатно, что имеет столь любимое многими русское определение — «халява».

По словам настоятеля храма святых Иоакима и Анны в городе Ровеньки (Луганская область, Украина) протоиерея Александра Авдюгина, если кто-то профессионально делает свое дело и достигает мастерства и похвалы — это не удача, а преумножение Богом данных талантов. Это совершенствование и развитие личности. Нельзя удачно написать книгу или и удачно построить дом. Книга может быть хорошей или плохой, а дом или будет стоять века, или разрушится. Так что понятие «удача» никак не вписывается в православную парадигму. Для благополучного завершения задуманного нужно не только потрудиться телесно, но и духовно превозмочь.

Тот, кто надеется на Бога в своих делах, после их завершения идет в храм и служит благодарственный молебен, а тот, кто во главе угла ставит удачное сложение обстоятельств, вспоминает о Боге лишь тогда, когда «удача» отворачивается. Тогда возникает и ропот: «Почему мне Бог не помогает?..»

Как-то раз в одном церковном вузе студент-первокурсник, прощаясь с лектором, сказал ему: «Удачи!» Тот ответил: «Если хочешь догматически меня обидеть, то пожелай мне удачи». Студент переспросил, что он имеет в виду — «догматически обидеть»? Это была пятница и лектор сказал: «Вот за выходные и подумай». В понедельник студент подошёл к лектору и сказал: «В Православии нет такого термина «удача», да?»

По мнению о. Александра Авдюгина, просьба «Пожелай мне удачи» исходит из собственной гордыни: «Здесь только на собственные возможности упование и надежда на «благоприятные» обстоятельства, которые кто-то сложит должным и нужным образом».

Об этом же не раз говорил и патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «У слов «удача», «повезло» нет рационального содержания, — никто не может объяснить, что такое «повезло» или «не повезло». Куда повезло? Чем повезло? А мы употребляем эти слова, не задумываясь».

Он объяснял, что существует христианское понимание этих выражений: «Прежде всего следует осознать: все, что с нами происходит, происходит при нашем активном участии. Человек не является механическим предметом в руках Божиих, — каждый из нас свободен, каждый участвует в том, что с ним совершается. Но бывают такие эпизоды в нашей жизни, когда нечто происходит на грани «могу» или «не могу», «способен» или «неспособен». И когда вдруг, вопреки всякой логике, достигается замечательный результат, одни говорят «повезло», а верующие утверждают, что именно в таких пограничных ситуациях, между «могу» и «не могу», действует Божия сила».

По словам патриарха, Господь нам тоже помогает в узком диапазоне. Он не покрывает своей милостью и своей помощью всю нашу жизнь, но там, где не хватает наших сил или где возникает, экстремальная ситуация, там Его помощь.

Господь входит в нашу жизнь и помогает нам в том случае, когда мы сами трудимся и когда мы молимся. Поэтому для того, чтобы идти вперед во всех областях — в промышленности, в транспорте, в науке, искусстве, в социальной жизни — мы должны научиться сопрягать труд, образование, полет мысли с верой и молитвой.

А что касается пожелания удачи… Наверно ее можно пожелать тем, кто собирается пойти поиграть в казино, в лотерею или другую азартную игру.