<span class=bg_bpub_book_author>Наталья Ярасова</span> <br>Откуда пошли представления об энергетических вампирах

Наталья Ярасова
Откуда пошли представления об энергетических вампирах

(5 голосов5.0 из 5)

После общения с некоторыми людьми мы чувствуем себя чрезвычайно уставшими и раздражительными. Это привело к возникновению суеверной идеи о том, что эти люди забирают у нас энергию. По аналогии с «обычными» фольклорными кровососами таких людей, которые «сосут жизненную энергию», стали называть духовными, позднее – энергетическими вампирами. Можно сказать, что идея об энергетическом вампиризме пришла на смену вере в кровососущих вампиров, когда та стала сходить на нет.

Говорить об энергетическом вампиризме начали оккультисты-теософы XIX века. Один из основателей и первый президент Теософского общества Генри Стил Олкотт писал об астральном вампиризме. Теософ Франц Хартманн разработал собственную теорию энергетических вампиров, описывая их как злокачественные астральные опухоли. Он причислил к числу энергетических вампиров даже библейского царя Давида – якобы он подпитывался энергией от девицы Ависаги Сунамитянки. Первую попытку сделать синтез мистического и психологического обоснования энергетического вампиризма сделала Дион Форчун, одна из известнейших оккультисток XX века, врач-психиатр по образованию. Но не стоит думать, что у энергетического вампиризма нашли научные обоснования. Это была не психологическая, а парапсихологическая, то есть оккультная, магическая теория.

До сих пор существует множество мистических, оккультных теорий, описывающих разнообразных энергетических паразитов, якобы высасывающих из людей жизненные силы. Одни оккультисты считают, что к человеку присасываются различные энергетические сущности: лярвы («души злых умерших людей»), мафлоки (полуэфирные существа), суккубы, орбы (световые сферы) и проч. Некоторые эзотерики называют таких паразитов бесами и демонами, но их понимание злых духов отличается от православного взгляда.

Непосредственно людей обвинять в энергетическом вампиризме стали сравнительно недавно. Считается, что первым это сделал в 60-е годы прошлого века основатель церкви сатаны Антон Шандор ЛаВей. Именно он назвал духовными или психическими вампирами людей, якобы высасывающих чужую жизненную энергию.

В психологию термин «энергетический вампиризм» вошел как метафора. Этот ход оказался продуктивным с точки зрения популяризации термина, но крайне неудачным по своим душепагубным последствиям для мировоззрения многих людей, так как в результате произошла мистификация проблемы общения с трудными людьми. В нашей стране это случилось из-за книги советского/российского психиатра Михаила Литвака «Психологический вампиризм. Анатомия конфликта». Литвак попытался описать процесс психологического истощения во взаимодействии людей при помощи метафоры «энергетический вампиризм», о чем прямо говорит в начале книги.

Но, несмотря на предупреждение о метафоричности термина, именно труд Литвака сыграл столь неприятную роль в активизации магического мышления людей. Возможно, причина в том, что автор выбрал стиль непринужденной беседы с читателями. В итоге, несмотря на то, что текст книги довольно сумбурен и оставляет много неясностей, удивительным образом при чтении возникает ощущение простоты. Притом, что на самом деле в теоретической части, где объясняются механизмы нервного истощения, очень сложно разобраться без специального образования и хорошего знания трансактного анализа Эрика Берна. А вот типология «энергетических вампиров» у Литвака написана очень красочно, да и в целом книга пестрит жизненными, весьма увлекательными примерами. В результате человек легко выхватывает из текста информацию, что от общения с некоторыми людьми можно заболеть и даже умереть, причем те люди и сами обычно влияют на других неосознанно. Читателю сообщают, что такие люди, по сути, вампиры, поглощающие нашу энергию. В предложенных типах вампиров почти каждый узнает кого-то из своих проблемных знакомых и близких. А поскольку личные отношения, особенно конфликтные, максимально интересны и значимы для человека, он, поймав это сходство, ощущает своеобразное сродство с описанием энергетических вампиров. Для него это становится моментом долгожданного объяснения своих страхов перед трудными людьми и оправданием своего нежелания общаться с ними. Человека словно озаряет: «Вот оно! Вот почему я так устаю после общения с ним, он просто сосет из меня жизненные силы!».

При этом человек даже не задумывается – а что за энергию вытягивают эти «люди-вампиры»? И как это происходит? Даже православные люди задним умом объясняют для себя это некими «законами физики». Хотя, если их попросят объяснять, какие именно законы тут работают, они не сумеют пояснить свою точку зрения. Потому что те, кто на самом деле дружит с физикой, прекрасно знают, что никакой жизненной энергии, которую мог бы ментально высосать другой человек, просто-напросто не существует. Она есть лишь в воображении эзотериков – разнообразных последователей тех или иных форм оккультных восточно-религиозных учений.

Справедливости ради, скажем, что понять что-то про эту «энергию» из указанной книги невозможно. В ней не дается ни определения, ни какого-то толкового объяснения этого понятия.

Стоит добавить, что автор – демонстративно атеистически настроенный врач-психиатр – в своих размышлениях парадоксальным образом «заигрывает» с религиями. Вполне вероятно, что он и сам мистифицирует нервно-психические, душевные силы.

Как бы то ни было, результат налицо. Книга Литвака произвела переворот в сознании многих читателей. Они приняли и условный постулат о существовании некой жизненной энергии, и наличие чего-то вроде энергетической оболочки, энергетической ауры, которую можно истощить незаметным действием извне. Поверив в существование энергетических вампиров, такие люди сделали оккультные представления о мире частью своего мировоззрения. Недаром эта книга входит в разнообразные списки оккультной, эзотерической литературы.

Отдельно стоит указать на неправедность обусловленного верой в энергетических вампиров обвинения других людей в собственной усталости, слабости, нервном истощении. В этом смысле вера в энергетических вампиров – разновидность представления о сглазе и порче. И так же, как и в случае со страхом перед колдовством, стоит сказать, что православные люди должны воздерживаться от размышлений и рассуждений о том, что их сглазили или навели на них порчу (хотя бы ради того, чтобы не впасть в грех осуждения). Колдовство не имеет силы над человеком, живущим в постоянном молитвенном Богообщении, соблюдающим заповеди, очищающим свою душу от греховным страстей. И лишь отступая от Бога, подчиняясь страстям, согрешая, человек открывает двери своей души врагам человечества и дает им власть над собой. Заподозрив неладное в своем психическом состоянии, человек должен не искать, кто же ему гадость сделал, а заняться «уборкой» своей души.

В наше время в популярной психологии «вампиризм» получил новую трактовку из-за теории клинического психолога из Ванкувера Альберта Бернстайна. Он использует термин «эмоциональные вампиры» как метафору для обозначения людей с психическими расстройствами из-за их склонности, ради удовлетворения своих болезненных потребностей, нарушать психологические границы других людей. А нарушение наших границ всегда вызывает сопротивление и, как следствие, усталость – то самое эмоциональное опустошение. Бернстайн описывает типичные манипуляции «эмоциональных вампиров» и предлагает способы общения с такими людьми. Он говорит, что нет никакой мистики, «эмоциональные вампиры» – лишь метафора. Но подзаголовок его основной книги по этой теме: «Как вести себя с людьми, которые питаются вашей энергией», – сам по себе пробуждает или подтверждает мнение о том, у нас якобы есть какая-то энергия, которую кто-то высасывает. Неудивительно, что и эта книга числится среди эзотерических.

Стоит признать, что использование психологами слова «вампир» в качестве метафоры оказало деструктивное влияние на сознание множества людей. Магическое мышление в данном случае нередко оказывается сильнее здравого смысла.

Поэтому настоятельно рекомендуем православным христианам не использовать словосочетания «энергетические вампиры», «эмоциональные вампиры» и т. п., поскольку они пронизаны оккультным смыслом. Наше сознание настолько пропитано образом кровососущих монстров, что использование слова «вампир» неизбежно пробуждает оккультно-мистические чувства. И это сакральное ощущение обычно затмевает все попытки рационально объяснить механизмы дисфункционального (неправильного, неконструктивного, деструктивного) общения. В результате образ людей, общение с которыми нас утомляет, наделяется магическими свойствами и отчасти демонизируется: закрепляется неприязненное отношение к ним, обвинение их в своем негативном состоянии и проч. А это противоречит заповеди о любви к ближнему.

Если вы хотите знать, почему после общения с некоторыми людьми вы чувствуйте себя уставшими, истощенными, опустошенными, читайте статью о трудных людях.

Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

 

Комментировать