Что такое «четверговая соль»?

Что такое «четверговая соль»?

(19 голосов4.5 из 5)

В послед­ние годы неред­ко, осо­бен­но в пред­пас­халь­ный пери­од, при­хо­дит­ся слы­шать и читать о так назы­ва­е­мой «чет­вер­го­вой соли»[1]. В Интер­не­те без тру­да мож­но най­ти суще­ству­ю­щие ныне рецеп­ты ее при­го­тов­ле­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным мож­но счи­тать сле­ду­ю­щий спо­соб: пова­рен­ная соль (ино­гда с добав­ле­ни­ем квас­ной гущи) пере­жи­га­ет­ся в печи или духов­ке (отсю­да еще одно назва­ние — «чер­ная соль»). При этом гово­рит­ся, что эту соль необ­хо­ди­мо гото­вить один раз в год — в Вели­кий чет­верг (в наро­де назы­ва­е­мый Чистым четвергом).

Нуж­но обра­тить вни­ма­ние, что боль­шин­ство посвя­щен­ных «чет­вер­го­вой соли» мате­ри­а­лов нахо­дит­ся на оккульт­ных Интер­нет-сай­тах и фору­мах, где сооб­ща­ет­ся, напри­мер, что соль эта очи­ща­ет орга­низм, лечит болез­ни, обла­да­ет «маги­че­ской силой», защи­ща­ет от сгла­за и «помо­га­ет» в борь­бе с недру­га­ми. Чита­те­лю пред­ла­га­ют­ся раз­лич­ные спо­со­бы исполь­зо­ва­ния «чет­вер­го­вой соли» в маги­че­ских риту­а­лах. Ино­гда реко­мен­ду­ет­ся перед таким исполь­зо­ва­ни­ем освя­щать «чет­вер­го­вую соль» в церк­ви вме­сте с кули­ча­ми и яйцами.

Не сек­рет, конеч­но, что «кол­ду­ны» и «экс­тра­сен­сы» исполь­зу­ют в сво­ей прак­ти­ке цер­ков­ные свя­ты­ни: ико­ны, свя­тую воду… И посколь­ку при­го­тов­ле­ние «чет­вер­го­вой соли» часто упо­ми­на­ет­ся в одном ряду с кули­ча­ми, кра­ше­ны­ми яйца­ми и пас­ха­ми, может воз­ник­нуть вопрос: не отно­сит­ся ли «чет­вер­го­вая соль» к чис­лу дей­стви­тель­но цер­ков­ных тра­ди­ций, толь­ко забы­тых за годы совет­ской власти?

chetvergova sal 300x230 - Что такое «четверговая соль»?На этот вопрос мы вынуж­де­ны отве­тить отри­ца­тель­но. Дело в том, что убеж­де­ние в чудес­ной силе «чет­вер­го­вой соли» — одно из мно­же­ства воз­ник­ших в древ­но­сти язы­че­ских суе­ве­рий. Об этом неслож­но узнать из науч­ной (этно­гра­фи­че­ской и цер­ков­но-исто­ри­че­ской) лите­ра­ту­ры. Обра­тим­ся к ней.

Как ука­зы­вал А. Топор­ков, в народ­ных пред­став­ле­ни­ях сла­вян «соль — сим­вол, исполь­зу­е­мый само­сто­я­тель­но и в соче­та­нии с хле­бом глав­ным обра­зом в каче­стве оберега.

С солью, кото­рая рас­тво­ри­лась в пище, свя­за­на ее неви­ди­мая, но чрез­вы­чай­но зна­чи­мая для вку­со­вых ощу­ще­ний часть, как бы смысл, суть пищи — ее «соль» в пере­нос­ном зна­че­нии. При­пи­сы­ва­ние соли функ­ций обе­ре­га осно­ва­но на ее мате­ри­аль­ных свой­ствах: соль про­из­ве­де­на чело­ве­ком и при­над­ле­жит миру куль­ту­ры, спо­соб­ству­ет кон­сер­ва­ции про­дук­тов и может быть бро­ше­на в лицо вре­ди­те­лю (широ­ко извест­ны фор­му­лы-обе­ре­ги типа: «Соль тебе в очи, голов­ня тебе в зубы, гор­шок про­меж щек»). В Воло­год­ской губер­нии жен­щи­ну после родов води­ли в баню, при этом баба-пови­ту­ха тер­ла ей лоб солью и при­го­ва­ри­ва­ла: «Как эта соль не боит­ся ни гла­зу, ни вару, ни опри­зо­ри­щей, ни ого­во­ри­щей, так ты, раба Божия (имя), не боя­лась ни опри­зо­ри­щей, ни ого­во­ри­щей» — и бро­са­ла соль наот­машь. В Бело­рус­сии кла­ли в уши ново­рож­ден­но­го соль при кре­ще­нии, что­бы охра­нить его от нечи­стой силы.

По укра­ин­ско­му пове­рью, злой дух боит­ся соли. Во Вла­ди­мир­ской губер­нии дума­ли, что соли опа­са­ет­ся леший и нико­гда не подой­дет к огню, если в него бро­си­ли соль…

В обря­дах, свя­зан­ных с рож­де­ни­ем ребен­ка, и на сва­дьбе соль, как пра­ви­ло, соче­та­лась с хле­бом и выра­жа­ла пози­тив­ные зна­че­ния, охра­няя хлеб и дом в целом от воз­дей­ствия враж­деб­ных сил, а при уго­ще­нии хле­бом-солью, сим­во­ли­зи­ру­ю­щем уста­нов­ле­ние дру­же­ских отно­ше­ний меж­ду людь­ми, при­да­ва­ла этим отно­ше­ни­ям отте­нок сер­деч­ной близости…

… Соль, как и дру­гие виды пищи, широ­ко при­ме­ня­ет­ся в любов­ной магии, при­чем по при­зна­ку «соле­но­сти» сбли­жа­ет­ся с чело­ве­че­ским потом. Напри­мер, в Нов­го­род­ской губер­нии неве­ста, при­дя в баню, раз­де­ва­лась и ложи­лась на полок, что­бы хоро­шень­ко вспо­теть; крест­ная мать выти­ра­ла ее узел­ком с солью так, что­бы соль намок­ла от пота; выжи­ма­ла пот­ную вла­гу из соли на при­не­сен­ный в баню пирог, кото­рым кор­мят моло­до­го после вен­ча­ния, что­бы он любил жену, а соль сама неве­ста кла­ла в гор­шок со щами, кото­ры­ми на сва­деб­ном обе­де уго­ща­ют род­ных жени­ха, что­бы ее полю­би­ла вся его род­ня… С дру­гой сто­ро­ны, соле­ное, как и горь­кое, про­ти­во­по­став­ля­лось слад­ко­му (вспом­ним сохра­нив­ший­ся доныне сва­деб­ный обы­чай тре­бо­вать кри­ка­ми «Горь­ко!», что­бы моло­дые «под­сла­сти­ли» спиртное).

Повсе­днев­ное обра­ще­ние с солью таи­ло в себе мно­же­ство опас­но­стей и регла­мен­ти­ро­ва­лось рядом пра­вил и запре­тов. Неко­то­рые из них до сих пор соблю­да­ют­ся не толь­ко в дере­вен­ском, но и в город­ском быту, хотя и низ­ве­де­ны до полу­шу­точ­ных при­мет. Если про­сы­пет­ся соль — быть ссо­ре. В этом слу­чае нуж­но пере­бро­сить соль или три­жды сплю­нуть через левое пле­чо, как бы отго­няя «нечи­сти­ков». Пере­да­вая солон­ку дру­го­му чело­ве­ку за сто­лом, тре­бу­ет­ся рас­сме­ять­ся, что­бы с ним не поссо­рить­ся. Не раз­ре­ша­лось обма­ки­вать хлеб в солон­ку, ибо так посту­пил Иуда на Тай­ной Вече­ре и в этот момент по руке в него вошел сата­на»[2].

Итак, соль, по народ­ным пред­став­ле­ни­ям, спо­соб­на защи­тить от враж­деб­ных сил и вли­я­ний[3]. Осо­бой силой наде­ля­лась при­го­тов­ляв­ша­я­ся в Вели­кий чет­верг «чет­вер­го­вая соль». Это не слу­чай­но: как отме­ча­ла Т. Агап­ки­на, к Вели­ко­му чет­вер­гу в народ­ном быту было при­вя­за­но совер­ше­ние мно­же­ства раз­но­об­раз­ных риту­а­лов, при­зван­ных обес­пе­чить бла­го­по­лу­чие в семье и хозяй­стве на весь пред­сто­я­щий год[4].

«У восточ­ных сла­вян Страст­ной чет­верг почти повсе­мест­но назы­вал­ся Чистым. Во мно­гих рус­ских губер­ни­ях в этот день хозяй­ка отправ­ля­лась к бли­жай­ше­му источ­ни­ку — реке или ручью — за водой для умы­ва­ния. Идти за водой нуж­но было до вос­хо­да солн­ца, как гово­ри­ли, до того момен­та, как ворон иску­па­ет в реке сво­их воро­нят, ина­че вода утра­ти­ла бы свою целеб­ную силу. Жен­щи­на ста­ра­лась не встре­тить нико­го по доро­ге, а если уж встре­ча­ла, то сохра­ня­ла пол­ное мол­ча­ние. Дома в эту воду опус­ка­ли сереб­ря­ную (а если мог­ли — то и золо­тую) моне­ту или коль­цо, и все домаш­ние умы­ва­лись ею, что­бы в тече­ние года быть здо­ро­вы­ми и не стра­дать от раз­лич­ных кож­ных забо­ле­ва­ний (чирьев, коро­сты, нары­вов и др.), а так­же что­бы жить бога­то. Девуш­ки дела­ли это в надеж­де, что чет­вер­го­вая вода при­даст лицу осо­бую белизну.

Набран­ной в Чистый чет­верг водой обыч­но обли­ва­лись на ули­це, несмот­ря на то, что в это вре­мя года быва­ло еще доволь­но холод­но, а для детей воду слег­ка подо­гре­ва­ли и затем купа­ли их в избе… В Вят­ской губер­нии на рас­све­те топи­ли бани и мылись, а остав­шей­ся от пер­во­го пара водой кро­пи­ли детей…

На Рус­ском Севе­ре и в Сиби­ри нема­ло очи­сти­тель­ных обря­дов было свя­за­но и с огнем. В Страст­ной чет­верг спе­ци­аль­но ходи­ли в лес за мож­же­вель­ни­ком, жгли его пря­мо в избе на печ­ной заслон­ке или ско­во­ро­де, и все домаш­ние пооче­ред­но пере­ша­ги­ва­ли через огонь, что­бы быть здо­ро­вы­ми… В Сиби­ри кое-где добы­ва­ли тре­ни­ем так назы­ва­е­мый «дере­вян­ный огонь». На нем жгли лекар­ствен­ные тра­вы, а ино­гда и навоз, и дымом оку­ри­ва­ли скот»[5].

В наро­де было рас­про­стра­не­но суе­вер­ное почи­та­ние «страст­ной» или «чет­вер­го­вой» све­чи[6]. Све­чу, с кото­рой сто­я­ли в церк­ви на служ­бе во вре­мя чте­ния 12-ти Еван­ге­лий, ста­ра­лись при­не­сти домой горя­щей. Вери­ли, что, если све­ча потух­нет, с чело­ве­ком слу­чит­ся несча­стье, а тот, кто доне­сет ого­нек до дома в цело­сти, спо­кой­но дожи­вет до сле­ду­ю­ще­го года. Что­бы защи­тить семью и хозяй­ство от сгла­за и нечи­стой силы, с «чет­вер­го­вой све­чой» обхо­ди­ли дом и двор и чер­ти­ли копо­тью от этой све­чи кре­сты на пото­лоч­ных бал­ках, две­рях и окнах. Затем «чет­вер­го­вую све­чу» хра­ни­ли дома. Ее исполь­зо­ва­ли в осо­бых слу­ча­ях, напри­мер, дава­ли в руки уми­ра­ю­щим. Ее зажи­га­ли так­же во вре­мя лет­них гроз и бурь, счи­тая, что так мож­но убе­речь дом[7].

«Очи­сти­тель­ные обря­ды Чисто­го чет­вер­га каса­лись не толь­ко само­го чело­ве­ка, но и его бли­жай­ше­го окру­же­ния, преж­де все­го дома и утва­ри. На рас­све­те в этот день или в канун его хозяй­ки мыли и скреб­ли полы, сте­ны, потол­ки, сто­лы и лав­ки, чисти­ли лам­па­ды у икон, пари­ли молоч­ную посу­ду, пере­тря­хи­ва­ли соло­му с посте­лей и т. д.»[8].

Чистый чет­верг, как писал С. В. Мак­си­мов, в народ­ных пред­став­ле­ни­ях был «не про­сто днем Страст­ной неде­ли, а каким-то осо­бен­ным угод­ни­ком Божи­им, покро­ви­тель­ству­ю­щим чисто­те и опрят­но­сти. В этот день, по народ­но­му убеж­де­нию, даже «воро­на сво­их воро­нят в луже моет». На этом же осно­ва­нии и бабы счи­та­ют сво­им дол­гом мыть ребят, а ино­гда и поро­сят, а так­же чистить избы. «Если в Чистый чет­верг вымо­ешь, — гово­рят они, — весь год чисто­та в избе водить­ся будет»… Кро­ме все­об­ще­го мытья, кре­стьяне ста­ра­ют­ся при­уро­чить к Чисто­му чет­вер­гу и убой ско­та и сви­ней, пред­на­зна­чен­ных для празд­нич­но­го сто­ла и для заго­тов­ле­ния впрок. Это дела­ет­ся на том же осно­ва­нии, как и мытье избы: угод­ник Божий Чистый чет­верг, сохра­ня­ет мясо от пор­чи, в осо­бен­но­сти если к нему обра­тить­ся со сле­ду­ю­щей корот­кой молит­вой: «Чистый чет­верг, от чер­вей и от вся­ко­го гада сохра­ни и поми­луй на дол­гое вре­мя»»[9].

«Сре­ди маги­че­ских дей­ствий, совер­ша­е­мых в Чистый чет­верг, было нема­ло и таких, кото­рые долж­ны были спо­соб­ство­вать изве­де­нию домаш­них насе­ко­мых. В Вят­ской губер­нии хозяй­ка еще до вос­хо­да солн­ца раз­де­ва­лась дона­га, под­ме­та­ла пол в доме, а затем выно­си­ла мусор во двор — непре­мен­но в один при­ем, что­бы изба­вить дом от кло­пов и блох. В Калуж­ской губер­нии с этой же целью по полу рас­сы­па­ли снег, а на Нов­го­род­чине в ночь на Чистый чет­верг лови­ли трех кло­пов и выно­си­ли их дале­ко в поле: счи­та­лось, что вся остав­ша­я­ся в доме «жив­ность» уйдет вслед за ними»[10]

Нема­ло обы­ча­ев Страст­но­го чет­вер­га было свя­за­но с живот­ны­ми. Напри­мер, хозя­е­ва гада­ли о судь­бе сво­ей ско­ти­ны, заме­чая в этот день до вос­хо­да солн­ца: если ско­ти­на лежит голо­вой на закат, то это доб­рый знак; та же, кото­рая сто­ит или лежит голо­вой к воро­там — может про­пасть[11]. «В Воло­год­ской губер­нии хозяй­ка в откры­тую печ­ную тру­бу выкли­ки­ва­ла пооче­ред­но всю домаш­нюю ско­ти­ну, а хозя­ин, стоя в это вре­мя во дво­ре, как бы отве­чал ей, под­ра­жая голо­сам домаш­них живот­ных. Дела­лось это для того, что­бы скот летом не отби­вал­ся от ста­да и не раз­бре­дал­ся по лесу. В Вят­ской губер­нии жен­щи­на, раз­дев­шись дона­га, бежа­ла в ого­род и там опро­ки­ды­ва­ла на кол гор­шок или кув­шин. Пере­вер­ну­тый гор­шок, вися­щий на колу, назы­вал­ся «кури­ным богом» и дол­жен был, по пове­рью, защи­тить кур от коршунов…

В этот день на Рус­ском Севе­ре и в Сиби­ри заклю­ча­ли дом и хозяй­ство в маги­че­ский круг. В Вят­ской губер­нии на заре хозя­ин обхо­дил дом с чте­ни­ем 102-го псал­ма Дави­да — «от воров». На Нов­го­род­чине хозя­ин «объ­ез­жал» избу вер­хом на поме­ле (при­чем так, что­бы его никто не видел): счи­та­лось, что после это­го в тече­ние года в доме не будет пере­во­дить­ся доб­ро. В Сиби­ри хозя­ин про­де­лы­вал то же самое на кочер­ге, при­го­ва­ри­вая поти­хонь­ку: «Гос­по­ди, бла­го­сло­ви. Стань, желез­ный тын!»»[12]. В Тоболь­ской губер­нии хозя­ин, «объ­ез­жая» дом на кочер­ге, три раза оста­нав­ли­вал­ся у окна и спра­ши­вал: «Все ли дома?», — ему отве­ча­ли: «Все дома, все»[13].

К Страст­но­му чет­вер­гу было при­уро­че­но при­го­тов­ле­ние неко­то­рых пред­ме­тов и веществ, обла­дав­ших, по пове­рью, лечеб­ной силой. «На рас­све­те Страст­но­го чет­вер­га в неко­то­рых обла­стях Рос­сии, Укра­и­ны и Бело­рус­сии жен­щи­ны выпря­да­ли осо­бую шер­стя­ную нить. Пря­ли ее, сидя на поро­ге и кру­тя вере­те­но в обрат­ную сто­ро­ну. Этой нитью затем пере­вя­зы­ва­ли пояс­ни­цу и руки, что­бы они не боле­ли во вре­мя жат­вы. Ино­гда ее так­же впле­та­ли в косы, что­бы не боле­ла голо­ва»[14]..

В неко­то­рых мест­но­стях кре­стьяне вери­ли, что в Вели­кий чет­верг Гос­подь неви­ди­мо бла­го­слов­ля­ет тот хлеб, кото­рый в этот день пода­ет­ся к обе­ду. Поэто­му крош­ки и кус­ки «чет­вер­го­во­го» хле­ба[15] счи­та­лись име­ю­щи­ми цели­тель­ную силу, их тща­тель­но соби­ра­ли и хра­ни­ли, что­бы исполь­зо­вать во вре­мя болез­ни или для защи­ты от «пор­чи» или «сгла­за». Кусоч­ки “чет­ве­реж­но­го” хле­ба дава­ли и забо­лев­ше­му ско­ту. Часто под «чет­вер­го­вым хле­бом» име­лась в виду заздрав­ная просфо­ра, кото­рую кре­стьяне пода­ва­ли в церк­ви в Вели­кий чет­верг, и кото­рая так­же счи­та­лась наде­лен­ной осо­бы­ми цели­тель­ны­ми свой­ства­ми[16].

Целеб­ную силу при­пи­сы­ва­ли «чет­вер­го­вой соли». В XIX веке ее обыч­но полу­ча­ли так: в ночь со сре­ды на чет­верг Страст­ной неде­ли или утром в Чистый чет­верг соль, завер­ну­тую в чистую тря­поч­ку или поме­щен­ную в посу­ду (а ино­гда в ста­рый лапоть), пере­жи­га­ли в печи. (Огонь, обла­дав­ший, по народ­ным пред­став­ле­ни­ям, очи­сти­тель­ной спо­соб­но­стью, «уси­ли­вал» таким обра­зом «защит­ные» свой­ства соли.) В неко­то­рых мест­но­стях соль про­сто выно­си­ли на ули­цу под звез­ды. В Калуж­ской губер­нии на ночь выно­си­ли под звез­ды не толь­ко соль, но и мыло, золу и воду, что­бы сде­лать их целеб­ны­ми. Ино­гда же целеб­ные свой­ства при­пи­сы­ва­лись соли, кото­рая лежа­ла на сто­ле рядом с хле­бом в ночь нака­нуне Страст­но­го четверга.

Во вре­мя пас­халь­ной тра­пезы «чет­вер­го­вой солью» соли­ли освя­щен­ные яйца, кото­ры­ми раз­гов­ля­лись после Пас­халь­ной утрени.

«Чет­вер­го­вую» соль хра­ни­ли в тече­ние все­го года. Ее исполь­зо­ва­ли от «сгла­за» и как уни­вер­саль­ное сред­ство при лече­нии самых раз­ных болез­ней (как у людей, так и у домаш­них живот­ных). Кре­стьяне при­ни­ма­ли ее внутрь, рас­ти­ра­лись ее рас­тво­ром, а забо­лев­ше­му ско­ту дава­ли посо­лен­ный ею хлеб или раз­во­ди­ли щепот­ку в поил­ке. В каче­стве обе­ре­га «чет­вер­го­вую» соль заши­ва­ли в ладан­ку и носи­ли на гру­ди[17].

По народ­но­му пове­рью, наря­ду с «чет­вер­го­вой», цели­тель­ны­ми свой­ства­ми обла­да­ла и «бла­го­ве­щен­ская» соль. Гото­ви­лась она таким же обра­зом, но толь­ко на празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (25 мар­та ст. ст./7 апре­ля н. ст.)[18].

Надо ли гово­рить, что пере­чис­лен­ные выше народ­ные обы­чаи с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния явля­ют­ся суе­ве­ри­ем, неред­ко кощун­ствен­ным? Сохра­няв­ши­е­ся язы­че­ские пове­рья во мно­гих слу­ча­ях не меня­ли свою сущ­ность, хотя и свя­зы­ва­лись в созна­нии наро­да с цер­ков­ны­ми празд­ни­ка­ми, собы­ти­я­ми и лица­ми Свя­щен­ной исто­рии. Так и при­го­тов­ле­ние «чет­вер­го­вой соли», гово­рит свя­щен­ник Алек­сий Мака­ров, не име­ет ниче­го обще­го с насто­я­щи­ми тра­ди­ци­я­ми пра­во­сла­вия[19].

Ска­жем теперь о соб­ствен­но цер­ков­ной прак­ти­ке. В Треб­ни­ке суще­ству­ет молит­ва на освя­ще­ние соли — «Молит­ва над солию»[20]. «Цер­ковь освя­ща­ет в сво­их молит­вах и необ­хо­ди­мей­ший для чело­ве­ка про­дукт зем­ли — соль, — писал про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов. — Молит­ва над солию явля­ет­ся одной из древ­ней­ших… В духов­ном смыс­ле соль озна­ча­ет спа­си­тель­ное уче­ние Хри­сто­во и свя­тую жизнь про­по­вед­ни­ков Его (Мф. 5, 13). Ново­за­вет­ная Цер­ковь исполь­зу­ет соль для хле­ба, при­но­си­мо­го в жерт­ву бес­кров­ную и бла­го­слов­ля­е­мо­го на все­нощ­ных бде­ни­ях. Цер­ковь бла­го­слов­ля­ет соль и как важ­ней­ший про­дукт пита­ния»[21]. Но в бого­слу­жеб­ных кни­гах нет ука­за­ний на необ­хо­ди­мость освя­ще­ния соли в какой-то опре­де­лен­ный день года[22]. В «Настоль­ной кни­ге для свя­щен­но­слу­жи­те­лей» С. В. Бул­га­ко­ва мы так­же не най­дем пред­пи­са­ния об освя­ще­нии соли ни в Вели­кий чет­верг, ни на Пас­ху[23].

Итак, народ­ное веро­ва­ние в цели­тель­ную силу «чет­вер­го­вой соли» вос­хо­дит к дохри­сти­ан­ским мифо­ло­ги­че­ским пред­став­ле­ни­ям и никак не свя­за­но с цер­ков­ной «молит­вой над солию». Но пере­жит­ки язы­че­ства быто­ва­ли в народ­ной сре­де, и, как заме­чал про­то­ди­а­кон Андрей Кура­ев, «было бы стран­но, если бы вза­и­мо­дей­ствие меж­ду цер­ков­ным учи­тель­ством и наро­дом шло толь­ко в одну сто­ро­ну. Духо­вен­ство тоже не мог­ло не испы­ты­вать воз­дей­ствия наро­да (тем более что по уров­ню бого­слов­ско­го обра­зо­ва­ния оно зача­стую от него почти не отли­ча­лось)»[24]. В исто­рии Церк­ви извест­ны слу­чаи, когда духо­вен­ство вос­при­ни­ма­ло язы­че­ские убеж­де­ния при­хо­жан. Так, в нача­ле IV века Эль­вир­ский собор (в Испа­нии) сво­им 34‑м пра­ви­лом запре­тил зажи­гать днем све­чи на клад­би­ще – «что­бы не бес­по­ко­ить души свя­тых». В Гре­че­ской Церк­ви одно вре­мя быто­вал чин про­кля­тия пре­ступ­ни­ка псал­ма­ми (Псал­мо­ка­та­ра)…[25] «Порой даже духо­вен­ство спо­соб­но идти на пово­ду у веро­ва­ний при­хо­жан, пере­сту­пая при этом еван­гель­ские и свя­то­оте­че­ские запо­ве­ди»[26]. Ого­во­рим­ся, одна­ко, что такие слу­чаи весь­ма ред­ки, так как Цер­ковь все­гда рез­ко сопро­тив­ля­лась попыт­кам «освя­тить» суе­ве­рия ее авторитетом.

В отно­ше­нии «чет­вер­го­вой соли» такие попыт­ки уже слу­ча­лись. Об этом сви­де­тель­ству­ет состо­яв­ший­ся в цар­ство­ва­ние Ива­на Гроз­но­го Сто­гла­вый Собор (1551 г.): «В Вели­кия чет­вер­ток пора­ну соло­му палят и кли­ч­ют мерт­вых; неко­то­рыи же неве­гла­си [невеж­ды] попы в Вели­кий чет­верг соль под пре­стол кла­дут и до сед­ма­го чет­вер­га по Вели­це дни [Пасхе] там дер­жат и ту соль дают на вра­че­ва­ние людем и ско­том»[27].

Про­фес­сор П. В. Зна­мен­ский в «Исто­рии Рус­ской Церк­ви» в гла­ве с харак­тер­ным назва­ни­ем «Печаль­ное состо­я­ние про­све­ще­ния в XVI веке», писал о том вре­ме­ни следующее:

«Всю­ду, не толь­ко в про­стом наро­де, но и в выс­ших клас­сах и в кня­же­ской семье гос­под­ство­ва­ли мно­го­чис­лен­ные суе­ве­рия. Супру­га вели­ко­го кня­зя Васи­лия Иоан­но­ви­ча, несчаст­ная Соло­мо­ния, дума­ла через зна­ха­рей изба­вить­ся от непло­дия. Сам Васи­лий, женив­шись на Елене Глин­ской, при­зы­вал к себе веду­нов, что­бы они сво­и­ми чара­ми помог­ли ему про­из­ве­сти потом­ство. Гроз­ный тоже сове­то­вал­ся с волх­ва­ми, хотя ино­гда жесто­ко каз­нил их. Народ при­бе­гал к веду­нам во всех слу­ча­ях, где обык­но­вен­ные чело­ве­че­ские сред­ства каза­лись недо­ста­точ­ны­ми. Народ­ная меди­ци­на вся состо­я­ла из заго­во­ров и кудес­ни­че­ских средств. Народ­ные и част­ные бед­ствия, неуда­чи, семей­ные раз­ла­ды и про­чее посто­ян­но при­пи­сы­ва­лись ведов­ству, и сред­ством к устра­не­нию их было ведов­ство же. Дух кудес­ни­че­ства про­ни­кал в само хри­сти­ан­ство наро­да. Заго­во­ры полу­ча­ли хри­сти­ан­скую фор­му, заме­нив в сво­их воз­зва­ни­ях име­на мифи­че­ских сил име­на­ми свя­тых; с дру­гой сто­ро­ны, неко­то­рые хри­сти­ан­ские молит­вы пре­вра­ща­лись в заго­во­ры через сооб­ще­ние им в народ­ном созна­нии кудес­ни­че­ской силы, спис­ки их носи­ли на шее, хра­ни­ли в домах как талис­ма­ны, упо­треб­ля­ли в кол­дов­стве. Кудес­ни­че­ство поль­зо­ва­лось для сво­их целей даже свя­щен­ны­ми пред­ме­та­ми, напри­мер, про­свир­ни наго­ва­ри­ва­ли над просфо­ра­ми,.. свя­щен­ни­ки… кла­ли на 6 недель в церк­ви на пре­стол дет­ский послед. Ходи­ли по рукам раз­ные гадаль­ные тет­ра­ди — Рафли, Ари­сто­те­ле­вы вра­та, Шесто­крыл. С XVI века с запа­да пере­шли к нам аст­ро­ло­ги­че­ские суе­ве­рия и гада­ния, поме­щав­ши­е­ся в Остро­ну­ме­ях, Зоде­ях, Аль­ма­на­хах… К бол­гар­ским, гре­че­ским и домо­ро­щен­ным апо­кри­фам при­со­еди­ни­лись еще апо­кри­фи­че­ские сочи­не­ния запа­да… Запре­ще­ния отре­чен­ных книг (в Про­све­ти­те­ле, Домо­строе, Сто­глав­ни­ке) дей­ство­ва­ли пло­хо. Даже луч­шие пас­ты­ри церк­ви не все­гда мог­ли отли­чить истин­ную кни­гу от лож­ной. Апо­кри­фи­че­ские ска­за­ния и ссыл­ки на них встре­ча­ем в сочи­не­ни­ях мит­ро­по­ли­та Дани­и­ла, в сбор­ни­ках мит­ро­по­ли­та Мака­рия, в опре­де­ле­ни­ях Сто­гла­ва, даже у Мак­си­ма Гре­ка. Князь Курб­ский рез­ко заме­ча­ет об учи­те­лях сво­е­го вре­ме­ни, что они зани­ма­лись не столь­ко истин­ны­ми писа­ни­я­ми, сколь­ко бабьи­ми бред­ня­ми и бол­гар­ски­ми бас­ня­ми»[28].

И все же Сто­гла­вый Собор в этих усло­ви­ях про­явил доста­точ­но хри­сти­ан­ской муд­ро­сти, что­бы отверг­нуть целый ряд попы­ток про­ник­но­ве­ния суе­ве­рий в цер­ков­ную сре­ду, и в их чис­ле – ука­зан­ный свое­об­раз­ный спо­соб полу­че­ния цер­ков­ной «санк­ции» на «чет­вер­го­вую соль». Поста­нов­ле­ние Собо­ра по это­му пово­ду гла­си­ло: «Запо­ве­да­ти в Вели­кий бы чет­вер­ток пора­ну соло­мы не пали­ли и мерт­вых не кли­ка­ли, и соли бы попы под пре­стол в Вели­кий чет­верг не кла­ли и до сед­ма­го бы чет­вер­га по Вели­це дни не дер­жа­ли, поне­же тако­ва пре­лесть еллин­ская и хула ере­ти­че­ская. И кото­рый поп тако­вая сотво­рит, и тому быти по свя­щен­ным пра­ви­лом во отлу­че­нии и в конеч­ном извер­же­нии»[29].

В XIX в. зафик­си­ро­ва­ны слу­чаи, когда свя­щен­ни­ки в неко­то­рых губер­ни­ях освя­ща­ли «чет­вер­го­вую соль» в хра­мах[30]. Но в этой прак­ти­ке сле­ду­ет видеть толь­ко уступ­ку народ­ным веро­ва­ни­ям. Воз­мож­но, впро­чем, что ино­гда свя­щен­но­слу­жи­те­ли стре­ми­лись таким обра­зом при­дать народ­но­му пове­рью хри­сти­ан­ский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто име­ло место в рус­ском про­шлом, никак не сле­ду­ет, что это нечто исто­ри­ей освя­ще­но и хри­сти­а­ни­зи­ро­ва­но и что в каче­стве свя­ты­ни пра­во­слав­ной или наци­о­наль­ной оно долж­но быть вос­ста­нов­ле­но. С Тра­ди­ци­ей Церк­ви было пере­пле­те­но нема­ло таких мест­ных обы­ча­ев и пре­да­ний, кото­рые фак­ти­че­ски чуж­ды пра­во­сла­вию. Неред­ко сего­дня пра­во­слав­но-рус­ски­ми тра­ди­ци­я­ми назы­ва­ют­ся те язы­че­ские пред­рас­суд­ки, с кото­ры­ми Цер­ковь века­ми боро­лась»[31].

Так и «чет­вер­го­вая соль» в наши дни вновь ста­но­вит­ся попу­ляр­ной. При этом люди, убеж­ден­ные в ее чудо­дей­ствен­ной силе, опять стре­мят­ся при­влечь на свою сто­ро­ну Цер­ковь. Это вызы­ва­ет понят­ные недо­уме­ния у при­хо­жан: «В нашем горо­де при хра­ме есть жен­ский мона­стырь. И вот в чет­верг на послед­ней неде­ле Вели­ко­го поста во вре­мя служ­бы мона­хи­ня при­нес­ла в поли­эти­ле­но­вом мешоч­ке соль, подо­шел свя­щен­ник, почи­тал молит­вы. Рядом сто­я­щие при­хо­жане тоже взя­ли по горст­ке этой соли из мешоч­ка, за что мона­хи­ню насто­я­тель­ни­ца отру­га­ла. А когда на сле­ду­ю­щий год мы с сест­рой при­шли в такой же день (чет­верг послед­ней неде­ли поста) с надеж­дой тоже освя­тить соль, то ниче­го подоб­но­го не было. Я спро­си­ла у одной из мона­хинь об этом, она отве­ти­ла, что пер­вый раз слы­шит об освя­ще­нии соли, что нико­гда тако­го не виде­ла и ниче­го подоб­но­го не слышала.

Так что же такое чет­вер­го­вая соль, для чего это дела­ет­ся?», — спра­ши­ва­ет участ­ни­ца одно­го из пра­во­слав­ных Интер­нет-фору­мов[32].

Свя­щен­но­слу­жи­тель в ответ спра­вед­ли­во заме­ча­ет: «Не знаю, кто эту соль воз­вел в ранг осо­бой свя­ты­ни (в треб­ни­ке есть молит­ва над солью, но это не освя­ще­ние чисто­чет­вер­гов­ской соли, а про­сто молит­ва, подоб­ная молит­ве на бла­го­сло­ве­ние ско­та, сея­ния и ово­щей). Сей­час этот обы­чай ста­но­вит­ся попу­ляр­ным в неко­то­рых при­хо­дах и мона­сты­рях, одна­ко это не более, чем само­чин­ное ново­вве­де­ние. Отно­сить­ся к это­му мож­но по-раз­но­му — читать молит­ву над солью мож­но, при­но­сить ее в опре­де­лен­ный день для освя­ще­ния — тоже. Одна­ко при­пи­сы­вать ей какую-то осо­бую цели­тель­ную силу или бла­го­дат­ность – стран­но. Упо­треб­ле­ние этой соли огра­ни­че­но толь­ко при­го­тов­ле­ни­ем пищи, так что это ничто более, как бла­го­слов­лен­ная соль из храма.

При­пи­сы­ва­е­мые ей цели­тель­ные свой­ства оста­ют­ся на сове­сти рас­про­стра­ни­те­лей этих рас­ска­зов. По вере, конеч­но, и от соли может быть исце­ле­ние, толь­ко вот у нас есть свя­тая вода, дру­гие святыни…

И, нако­нец, Св. При­ча­стие!»[33]

Таким обра­зом, «чет­вер­го­вая соль», по вер­но­му опре­де­ле­нию иеро­мо­на­ха Мака­рия (Мар­ки­ша), — «язы­че­ский пред­рас­су­док»[34]. Ее при­го­тов­ле­ние и исполь­зо­ва­ние – маги­че­ские мани­пу­ля­ции, про­ти­во­ре­ча­щие цер­ков­но­му уче­нию. Пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам сле­ду­ет пом­нить сло­ва апо­сто­ла Пав­ла, предо­сте­ре­гав­ше­го от сле­до­ва­ния пусто­му обо­льще­нию, по пре­да­нию чело­ве­че­ско­му, по сти­хи­ям мира, а не по Хри­сту (см.: Кол. 2:8).

© Е. М. Скитер

Источ­ник: Биб­лио­те­ка “Хал­ки­дон”

При­ме­ча­ния

[1] Ина­че — «чет­вер­гов­ская», «чисто­чет­вер­гов­ская» или «чет­ве­реж­ная» соль

[2] Андрей Топор­ков. Хлеб да соль… // Роди­на. 1994. № 9. С. 119

[3] Там же. С. 119

[4] Татья­на Агап­ки­на. Пас­халь­ные празд­ни­ки // Роди­на. 1996. №4. С. 75

[5] Там же. С. 75

[6] Так­же назы­ва­лась «чет­ве­реж­ной», «страстя­ной», «страш­ной» све­чой, или «огнем еван­гель­ским». См.: В. Г. Холод­ная. Чет­вер­го­вая све­ча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm

[7] В. Г. Холод­ная. Чет­вер­го­вая све­ча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm; И. П. Калин­ский. Цер­ков­но-народ­ный меся­це­слов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489; Татья­на Агап­ки­на. Пас­халь­ные празд­ни­ки // Роди­на. 1996. №4. С. 75; Вода и огонь. О двух народ­ных тра­ди­ци­ях Вели­ко­го чет­вер­га. 

[8] Татья­на Агап­ки­на. Пас­халь­ные празд­ни­ки // Роди­на. 1996. №4. С. 75–76

[9] С. В. Мак­си­мов. Нечи­стая, неве­до­мая и крест­ная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 209

[10] Татья­на Агап­ки­на. Пас­халь­ные празд­ни­ки // Роди­на. 1996. №4. С. 75–76

[11] С. В. Мак­си­мов. Нечи­стая, неве­до­мая и крест­ная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 207

[12] Татья­на Агап­ки­на. Пас­халь­ные празд­ни­ки // Роди­на. 1996. №4. С. 75–76

[13] В. Г. Холод­ная. Чистый чет­верг (Вели­кий чет­верг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

[14] Татья­на Агап­ки­на. Пас­халь­ные празд­ни­ки // Роди­на. 1996. №4. С. 75

[15] Ина­че — «чет­ве­реж­ный хлеб», «чет­вер­го­вый житник»

[16] В. Г. Холод­ная. Чистый чет­верг (Вели­кий чет­верг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; В. Г. Холод­ная. Чет­вер­го­вый хлеб. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4100.htm

[17] В. Г. Холод­ная.. Чет­вер­го­вая соль. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4098.htm; Татья­на Агап­ки­на. Пас­халь­ные празд­ни­ки // Роди­на. 1996. №4. С. 75; Андрей Топор­ков. Хлеб да соль… // Роди­на. 1994. № 9. С. 118–119; С. В. Мак­си­мов. Нечи­стая, неве­до­мая и крест­ная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 206–207; См. так­же: И. П. Калин­ский. Цер­ков­но-народ­ный меся­це­слов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489

[18] В. Г. Холод­ная. Бла­го­ве­щен­ская соль. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4226.htm

[19] Оль­га Крем­лян­ская. Чистый Чет­верг. http://irkutsk.orthodoxy.ru/prazdnik.php?ID=1330

[20] Ее текст см., напри­мер: Сель­ский треб­ник. В Треб­ни­ке Пет­ра Моги­лы нахо­дит­ся «Чин бла­го­сло­ве­ния соли».

[21] Про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов. Таин­ства и обря­ды Пра­во­слав­ной Церкви.

[22] На это обра­ща­ет вни­ма­ние игу­мен Алек­сандр (Пахо­мов). См.: Чет­вер­го­вая соль — Форум интер­нет-пор­та­ла “Азбу­ка веры”.

[23] С. В. Бул­га­ков. Настоль­ная кни­га для свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Три­одь Пост­ная; С. В. Бул­га­ков. Настоль­ная кни­га для свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Три­одь Цвет­ная

О бого­слу­же­нии Вели­ко­го чет­вер­га см.: Типи­кон; М. С. Кра­со­виц­кая. Литур­ги­ка; Вели­кий Чет­верг.

[24] Диа­кон Андрей Кура­ев. Хри­сти­а­нин в язы­че­ском мире, или О напле­ва­тель­ском отно­ше­нии к пор­че. М.: Экс­мо, Яуза, 2004. С. 222

[25] Подроб­нее см.: Диа­кон Андрей Кура­ев. Хри­сти­а­нин в язы­че­ском мире, или О напле­ва­тель­ском отно­ше­нии к пор­че. М.: Экс­мо, Яуза, 2004. С. 222–225

[26] Диа­кон Андрей Кура­ев. Хри­сти­а­нин в язы­че­ском мире, или О напле­ва­тель­ском отно­ше­нии к пор­че. М.: Экс­мо, Яуза, 2004. С. 225

[27] Сто­глав.

[28] Проф. П. В. Зна­мен­ский. Исто­рия Рус­ской Церк­ви. 

[29] Сто­глав.

[30] И. П. Калин­ский. Цер­ков­но-народ­ный меся­це­слов на Руси.

[31] Диа­кон Андрей Кура­ев. Тра­ди­ция. Дог­мат. Обряд.

[32] Чет­вер­го­вая соль. http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?t=18047&sid=4365e5354fb965b2be12d25da2de847a

[33] Чет­вер­го­вая соль. http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?t=18047&sid=4365e5354fb965b2be12d25da2de847a

[34] См.: Чет­вер­го­вая соль. http://convent.mrezha.ru/_text/qnaBull.htm;

[35] Что такое «чет­вер­го­вая соль»? http://pravkniga.ru/faq.html?id=4148

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

12 комментариев

  • Наталья, 25.05.2020

    Спа­си­бо боль­шое. Встре­ча­ла рас­ска­зы о чет­вер­го­вой соли на Ютуб, вро­де как исхо­ди­ло это чудо-сред­ство от афон­ских Мона­хов. Теперь буду знать что это и о чем.

    Ответить »
  • Наталия, 16.04.2018

    Про­чи­та­ла здесь про суе­ве­рия, каса­ю­щи­е­ся свеч­ки, горев­шей во вре­мя чте­ния 12 Еван­ге­лий. Как эту свеч­ку ста­ра­ют­ся доне­сти до дома, что­бы она не погас­ла и какие она име­ет чудо­дей­ствен­ные свой­ства и т.д.
    И вот, толь­ко что на теле­ка­на­ле “Союз” ска­за­ли при­мер­но все то же самое про бла­го­дат­ный огонь. Пока­за­ли храм, в кото­рый доста­ви­ли огонь из Иеру­са­ли­ма. При­хо­жане стре­мят­ся зажжен­ную от это­го огня све­чу доне­сти горя­щей до дома (кор­ре­спон­дент­ка уве­рен­ным голо­сом озву­чи­ва­ет мне­ние, что если доне­сешь, то при­не­сешь в свой дом бла­го­дать). Одна из при­хо­жа­нок тут же гово­рит, что она поне­сет огонь сво­ей род­ствен­ни­це, что­бы та ско­рее выздоровела.
    Похо­же, суе­ве­рия рас­про­стра­ни­лись теперь уже и на бла­го­дат­ный огонь. Груст­но, что пра­во­слав­ный канал, кото­рый смот­рят мил­ли­о­ны людей в раз­ных стра­нах, участ­ву­ет в рас­про­стра­не­нии и уко­ре­не­нии суеверий.

    Ответить »
  • Лев, 14.04.2018

    Спа­си­бо боль­шое за такую подроб­ную ста­тью, помог­ла най­ти ответ.

    Ответить »
  • Тамара, 28.04.2016

    Очень подроб­но и понят­но. Огром­ная бла­го­дар­ность адми­нам и моде­ра­то­рам это­го фору­ма за информацию.Это нуж­но знать всем!Очень тон­кая грань меж­ду суе­ве­ри­я­ми и верой.“Православным хри­сти­а­нам сле­ду­ет пом­нить сло­ва апо­сто­ла Пав­ла, предо­сте­ре­гав­ше­го от сле­до­ва­ния пусто­му обо­льще­нию, по пре­да­нию чело­ве­че­ско­му, по сти­хи­ям мира, а не по Хри­сту (см.: Кол. 2: 8).”

    Ответить »
  • Валентина, 08.04.2016

    Мне понра­ви­лось молодцы

    Ответить »
  • Таня С, 08.04.2015

    У нас в хра­ме освя­ща­ют соль в Чистый Чет­верг, но батюш­ка гово­рит, что это сим­вол еван­гель­ских слов “Вы — соль зем­ли…”. Мне кажет­ся, что эта некая аль­тер­на­ти­ва суевериям.

    Ответить »
    • Мария, 18.03.2018

      Я не пони­маю вот чего: поче­му вся­кие там “освя­ще­ния” при­спо­саб­ли­ва­ют­ся к таким важ­ным празд­ни­кам? Ведь про­ис­хо­дит под­ме­на, это слов­но насмеш­ка диа­во­ла. Вме­сто Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим — культ Вер­бы. Её “освя­тить” при­дут те, кого в хра­ме в обыч­ные вос­крес­ные дни не уви­дишь… Так­же с празд­ни­ком Кре­ще­ния Гос­под­ня, Пре­об­ра­же­ния, Рож­де­ства свя­то­го про­ро­ка, кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоаанна…Пасха — это вооб­ще “что-то”: око­ло хра­ма тол­пы наро­да, неко­то­рая часть, прав­да, в Вели­кую Суб­бо­ту зай­дёт све­чу поста­вить, запис­ку подать, Но целую пас­халь­ную сед­ми­цу — пусто­та… Соль же вооб­ще непо­нят­но что: вот уста­нав­ли­ва­ет­ся Таин­ство Евха­ри­стии, как буд­то и мы там при­сут­ству­ем, слу­ша­ем Гос­по­да: “Сие тво­ри­те в Моё вос­по­ми­на­ние. “Омо­чи­вый со Мною в соли­ло пре­даст Меня…”. Полу­ча­ет­ся, что это “таин­ство” в честь Иуды-пре­да­те­ля… Ино­го смыс­ла не вид­но… Бог создал мно­же­ство дней в году, в кото­рые мож­но при­но­сить про­дук­ты для бла­го­слов­ле­ния. Но народ при­учен ждать чуда, про­дук­ты “освя­ща­ют”, и они ста­но­вят­ся “целеб­ны­ми”, “маги­че­ски­ми обе­ре­га­ми”. Вот празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня. Если прой­тись по ули­цам горо­да и спро­сить людей, какой нын­че празд­ник, 90% отве­тят, что в этот день све­чи освя­ща­ют­ся. И очень уди­вят­ся, услы­шав Еван­гель­ские сло­ва. Если чест­но, мне боль­но смотреть,что серд­ца людей из-за этих под­мен далё­ко сто­ят от Господа…

      Ответить »
  • Галина, 24.08.2013

    Реше­ния Сто­гла­во­го Собо­ра мож­но най­ти в Госу­дар­ствен­ной Пуб­лич­ной Исто­ри­че­ской биб­лио­те­ке г.Москвы, в Рос­сий­ской Наци­о­наль­ной биб­лио­те­ке Санкт-Петер­бур­га, Рос­сий­ской Госу­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке г. Моск­вы или в любых про­филь­ных исто­ри­че­ских или цен­траль­ных биб­лио­те­ках горо­дов России

    Ответить »
  • Andsedaz, 29.06.2013

    Выра­жаю огром­ную бла­го­дар­ность адми­нам и моде­ра­то­рам это­го фору­ма за каче­ствен­ную под­держ­ку и инфор­ма­цию собран­ную на нем. Спа­си­бо вам за то что вы есть. Даже прослезился 🙂 

    С ува­же­ни­ем.

    Ответить »
  • Наталия, 24.06.2013

    Не совсем понят­но зачем так подроб­но и точ­но все эти гадо­сти опи­сы­вать… Те, кто этим зани­ма­ет­ся и так зна­ют эти все обря­ды или зна­ют где узнать…
    Раз­ве целью авто­ра было подроб­но инфор­ми­ро­вать как, в какой после­до­ва­тель­но­сти испол­нять все это и чего при этом ска­зать? Или все же объ­яс­нить что чет­вер­го­вая соль не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния к вере и православию?

    Ответить »
  • Аноним, 07.02.2012

    Бли­же к Пасхе посо­ве­тую про­чи­тать одной знакомой.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки