<span class="bg_bpub_book_author">Елена Андреева</span><br>Путь из лабиринта

Елена Андреева
Путь из лабиринта

(4 голоса5.0 из 5)

…Люди посто­ян­но тщат­ся соче­тать небо и ад.
Они счи­та­ют, что на самом деле нет неиз­беж­но­го выбора
и, если хва­тит ума, тер­пе­ния, а глав­ное — времени,
мож­но как-то сов­ме­стить и то и это, при­ла­дить их друг к другу,
раз­вить или истон­чить зло в доб­ро, ниче­го не отбрасывая.
Мне кажет­ся, это тяж­кая ошибка…
Пути наше­го мира — не радиусы,
по кото­рым рано или позд­но добе­решь­ся до центра.
Что ни час, нас под­жи­да­ет раз­вил­ка, и при­хо­дит­ся делать выбор.

К.С. Лью­ис

«Беда наше­го вре­ме­ни не в том, что никто ни во что не верит, а в том, что верят во все сра­зу», — ска­за­ла одна­жды в част­ной бесе­де заме­ча­тель­ная жен­щи­на, извест­ный пере­вод­чик Н.Л. Трау­берг. С тех пор мне при­хо­ди­лось часто убеж­дать­ся в спра­вед­ли­во­сти этих слов, в склон­но­сти подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства людей к двое­ве­рию или «во-все-верию».

Соблазн двое­ве­рия не нов и не так прост, как может пока­зать­ся. Двое­ве­рие даже стар­ше хри­сти­ан­ства, оно суще­ство­ва­ло еще во вре­ме­на про­ро­ка Авра­ама, и борь­ба с ним — тема, про­хо­дя­щая через весь Вет­хий Завет. Для совре­мен­ных евро­пей­цев, вклю­чая и мно­гих из нас, — это попыт­ка жить в мире, постро­ен­ном хри­сти­ан­ством, но без Само­го Хри­ста, не слы­ша Его голо­са и не выпол­няя Его запо­ве­дей. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство людей, обра­ща­ю­щих­ся к нетра­ди­ци­он­ным рели­ги­оз­ным прак­ти­кам, хотят, отка­зав­шись от хри­сти­ан­ства, сохра­нить его дары и цен­но­сти — сво­бо­ду, моно­гам­ный брак, любовь, спа­се­ние (хотя и смут­но о нем мыс­лят), чув­ство радо­сти, — а это невоз­мож­но сохра­нить, попа­дая на тер­ри­то­рию тех сил, кото­рые при­зы­ва­ют­ся маги­че­ским способом.

Но поче­му же нуж­но делать выбор? Поче­му нель­зя сов­ме­стить «то и это»? Раз­ве не пра­вы жен­ские жур­на­лы, печа­та­ю­щие на одной стра­ни­це горо­скоп и рецепт при­во­рот­но­го сред­ства, а на дру­гой — цер­ков­ный кален­дарь на неде­лю и рас­сказ о бли­жай­шем пра­во­слав­ном празднике?

Но выбор делать нуж­но, и нель­зя сов­ме­стить, и жур­на­лы не пра­вы. Нель­зя нахо­дить­ся в двух несов­ме­сти­мых систе­мах коор­ди­нат и наде­ять­ся, что это может закон­чить­ся чем-то хоро­шим. Одна­ко боль­шин­ство людей не видит кате­го­ри­че­ской необ­хо­ди­мо­сти сде­лать этот выбор, пото­му что не зна­ют, что они при­об­ре­та­ют, если хра­нят вер­ность Хри­сту, и что теря­ют, если нару­ша­ют ее.

Язы­че­ство в новых и ста­рых фор­мах запо­ло­ни­ло совре­мен­ный мир. Все мы пом­ним тот шквал магиз­ма, кото­рый охва­тил нашу стра­ну после деся­ти­ле­тий насиль­ствен­но­го ате­из­ма, — Кашпи­ров­ско­го, Чума­ка, Джу­ну, Лон­го, Гло­бу и дру­гие менее извест­ные име­на. Газе­ты пест­ри­ли сооб­ще­ни­я­ми о неве­ро­ят­ных чуде­сах, в лек­си­кон вошли ранее неиз­вест­ные поня­тия: «кар­ма», «эзо­те­ри­ка» и «оккуль­тизм», «уфо­ло­гия» и «НЛО», «пара­нор­маль­ные явле­ния», «пол­тер­гейст» и «бара­баш­ки». Доза инфор­ма­ции на подоб­ные темы была избы­точ­ной, а вос­при­им­чи­вость — повы­шен­ной. Лозунг момен­та был при­мер­но таков: все, что «духов­но» (то есть то, что нель­зя потро­гать), — хоро­шо. Это было вре­мя интен­сив­ной готов­но­сти к вере, но и мак­си­маль­ной пута­ни­цы: шла пере­строй­ка обще­ствен­но­го созна­ния. Неопыт­ность, духов­ные про­бле­мы, тяну­щи­е­ся еще с доре­во­лю­ци­он­ных вре­мен, забве­ние духов­ной исто­рии, отсут­ствие как мораль­ных, так и науч­ных кри­те­ри­ев дела­ли людей без­за­щит­ны­ми перед неве­до­мы­ми и гроз­ны­ми силами.

Посте­пен­но мы нача­ли выби­рать­ся из этой пау­ти­ны, но в раз­ных направ­ле­ни­ях. Мно­гие при­шли в Цер­ковь, дру­гие, про­трез­вев от чар, нику­да не при­шли — про­сто при­ми­ри­лись с обы­ден­но­стью. Неко­то­рые сде­ла­ли опре­де­лен­ный выбор в поль­зу магии, аст­ро­ло­гии, цели­тель­ства — как адеп­ты или паци­ен­ты. Но боль­шин­ство погру­зи­лось в обыч­ное состо­я­ние — неяс­ной, неопре­де­лен­ной веры «во что-то», веры без выбо­ра, не про­яс­ня­ю­щей целей обще­ния с неви­ди­мым миром. Такая вера не отри­ца­ет Бога и в тяже­лой ситу­а­ции даже гото­ва при­бег­нуть к Нему, но и не верит Ему до кон­ца. Вот эти-то люди и явля­ют­ся глав­ны­ми жерт­ва­ми совре­мен­но­го магиз­ма. Давая втя­нуть себя в сфе­ру оккуль­тиз­ма раз­но­об­раз­ным магам, кол­ду­нам и пара­пси­хо­ло­гам, они обыч­но не дума­ют о той цене, кото­рую запла­тят за эти действия.

book - Путь из лабиринтаВот лишь один при­мер (кото­рых мож­но при­во­дить сколь­ко угод­но), взя­тый нами из кни­ги извест­ных пси­хи­ат­ров Д.А.Авдеева и В.К.Невяровича. Паци­ент­ка про­шла через «раз­лич­ные восточ­ные пре­муд­ро­сти и, в част­но­сти, через транс­цен­ден­таль­ную меди­та­цию, кото­рую боль­ная и ее муж бро­си­ли на эта­пе „поле­тов”, почув­ство­вав энер­гии дале­ко не боже­ствен­ные». Впо­след­ствии она нача­ла видеть стран­ные вещи, про­ис­хо­дя­щие с ико­на­ми, ее тряс­ло от свя­той воды, нача­ла кусать­ся и лаять. Попа­ла в пси­хи­ат­ри­че­скую кли­ни­ку. Сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми вра­чей-пси­хи­ат­ров и свя­щен­ни­ков полу­чи­ла облег­че­ние, но еще три раза были реци­ди­вы — боль­ную опять при­хо­ди­лось гос­пи­та­ли­зи­ро­вать. Окон­ча­тель­но­го выздо­ров­ле­ния так и не насту­пи­ло. Муж опи­сы­ва­ет ее состо­я­ние так: «Насту­па­ет бес­сон­ни­ца, взгляд ста­но­вит­ся туск­лым, меня вос­при­ни­ма­ет как злей­ше­го вра­га. Затем появ­ля­ет­ся страх поги­бе­ли души и исте­ри­ка с соба­чьим лаем и кон­вуль­си­я­ми». Любой свя­щен­ник ска­жет, что это не толь­ко болезнь, но и «бес­но­ва­ние», и страх поги­бе­ли души в этом слу­чае не напрасен.

Подоб­ные слу­чаи ныне обы­ден­ны, такие паци­ен­ты зна­ко­мы любо­му пси­хи­ат­ру, опи­са­ны в спе­ци­аль­ной лите­ра­ту­ре. Да и мы все еще пом­ним зри­те­лей Кашпи­ров­ско­го, кото­рые тыся­ча­ми мота­лись, выли и рыда­ли на ста­ди­о­нах и перед экра­на­ми теле­ви­зо­ров. Ско­рая помощь сби­ва­лась с ног во вре­мя этих сеан­сов, так как на одно­го «исце­лен­но­го» при­хо­ди­лось гораз­до боль­ше забо­лев­ших, и эти сеан­сы были запре­ще­ны по прось­бам вра­чей. Мно­гие из зри­те­лей ста­ли пожиз­нен­ны­ми пси­хи­ат­ри­че­ски­ми боль­ны­ми, но нару­ше­ние пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья — еще не самое страш­ное, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком при столк­но­ве­нии с оккульт­ны­ми явлениями.

Что же застав­ля­ет людей обра­щать свой взор к пара­нор­маль­ным явле­ни­ям и при­бе­гать к маги­че­ским прак­ти­кам, поку­пать руко­вод­ства по «само­усо­вер­шен­ство­ва­нию», оккуль­тиз­му и эзо­те­ри­ке, кото­ры­ми зава­ле­ны книж­ные мага­зи­ны и улич­ные лот­ки, всту­пать в раз­но­об­раз­ные сата­нин­ские сек­ты, мно­гие из кото­рых при­во­дят сво­их адеп­тов с неиз­ле­чи­мо­му сума­сше­ствию или мас­со­вым самоубийствам?

Ясно, что к гадал­кам, кол­ду­нам, ясно­ви­дя­щим и аст­ро­ло­гам мно­гих тол­ка­ет несчаст­ная любовь, боль изме­ны, алч­ность, болез­ни и жела­ние насто­ять на сво­ем во всех этих ситу­а­ци­ях, любой ценой добить­ся жела­е­мой цели. Одна­ко быва­ет, что люди вполне бла­го­по­луч­ные и несклон­ные к экс­тра­ва­гант­ным поступ­кам стал­ки­ва­ют­ся с необъ­яс­ни­мым: явле­ни­я­ми мерт­вых, вещи­ми сна­ми, само­про­из­воль­ны­ми пере­ме­ще­ни­я­ми пред­ме­тов и т.д. Мож­но было бы от все­го это­го отмах­нуть­ся как от выду­мок невежд, если бы сре­ди сви­де­тельств не попа­да­лись ино­гда такие, в кото­рых усо­мнить­ся быва­ет доволь­но труд­но. Хоро­шо изве­стен, напри­мер, слу­чай с Н.П.Бехтеревой, все­мир­но извест­ным уче­ным, иссле­до­ва­те­лем моз­га и выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти. После смер­ти мужа и близ­ких род­ствен­ни­ков с ней ста­ли про­ис­хо­дить стран­ные явле­ния. Она нача­ла видеть покой­но­го мужа в доме и на ули­це. Эти виде­ния вызы­ва­ли у нее сму­ще­ние и страх, что побу­ди­ло ее обра­тить­ся к свя­щен­ни­ку и сле­до­вать его сове­там. Стран­ные посе­ще­ния пре­кра­ти­лись. Она сама неод­но­крат­но рас­ска­зы­ва­ла об этом в интер­вью. Она ста­ла пра­во­слав­ной христианкой.

Одна­ко у мно­гих подоб­ные стран­ные вещи вызы­ва­ют не страх, а любо­пыт­ство, и они доб­ро­воль­но всту­па­ют в связь с неве­до­мы­ми сила­ми в надеж­де вер­нуть кон­такт с умер­ши­ми, обре­сти власть над види­мым миром (вклю­чая окру­жа­ю­щих людей) и над соб­ствен­ным телом, вый­ти из «пле­на» зако­нов при­ро­ды и про­яв­ле­ний случайности.

Часто люди не пони­ма­ют, что при­ка­са­ют­ся к опас­ным для их душ и тел инфер­наль­ным сущ­но­стям, и дума­ют, что перед ними некая эффек­тив­ная «мето­ди­ка» суще­ство­ва­ния в этом мире, кото­рая при пра­виль­ном исполь­зо­ва­нии при­не­сет толь­ко поль­зу, как и дру­гие мето­ди­ки и сред­ства совре­мен­но­го мира — меди­цин­ские, инфор­ма­ци­он­ные, стро­и­тель­ные и т.д. И в этой свя­зи очень пока­за­тель­но, что мно­гие совре­мен­ные оккульт­ные уче­ния ста­ра­ют­ся само­опре­де­лить­ся с помо­щью поня­тия «нау­ка», идя навстре­чу это­му чело­ве­че­ско­му заблуж­де­нию и мимик­ри­руя по доро­ге. Один из самых ярких при­ме­ров — тота­ли­тар­ная сек­та сай­ен­то­ло­гов, осно­ван­ная Роном Хаббардом.

Вера в нау­ку, при­чем есте­ствен­ную, пози­тив­ную, к нача­лу XX в. заме­ни­ла рели­ги­оз­ную веру почти повсе­мест­но. Сего­дня отно­ше­ние к нау­ке уже не такое одно­знач­ное. Сохра­няя тра­ди­ци­он­ную при­тя­га­тель­ность, совре­мен­ное есте­ствен­но-науч­ное миро­воз­зре­ние уже не явля­ет­ся еди­ным, не дает ясной кар­ти­ны мира. Тут-то и обра­зу­ет­ся сво­бод­ное поле для при­чуд­ли­вых ком­по­зи­ций из обрыв­ков физи­че­ских, исто­ри­че­ских, рели­гио­вед­че­ских зна­ний в соче­та­нии с «верой-во-все», тяго­те­ю­щее к новой рели­гии, кото­рую мож­но было бы назвать «энер­го­ве­ри­ем». Подоб­ная смесь, как пра­ви­ло, явля­ет­ся идей­ным мани­фе­стом раз­лич­ных эзо­те­ри­че­ских сообществ.

С таким явле­ни­ем — соче­та­ни­ем «тео­рии» и «прак­ти­ки» оккуль­тиз­ма мы можем встре­тить­ся ныне повсю­ду. В оче­ред­ной раз автор ста­тьи столк­ну­лась с ним в самом неожи­дан­ном месте — на Солов­ках, этом цен­тре рус­ской свя­то­сти, поли­том кро­вью мно­гих мучеников.

В мест­ных мага­зи­нах наря­ду с изда­ни­я­ми по исто­рии мона­сты­ря про­да­ет­ся кни­га О.Е.Кодолы и В.Н.Сочеванова «Путь лаби­рин­та», а так­же путе­во­ди­тель по Солов­кам того же О.Е.Кодолы. Назва­ние в путе­во­ди­те­ле набра­но сла­вян­ской вязью, вкрат­це рас­ска­за­на исто­рия мона­сты­ря, хра­мов, но к это­му добав­ля­ет­ся при­гла­ше­ние на эзо­те­ри­че­ский тур «Древ­няя нау­ка — магия». На ост­ро­вах Соло­вец­ко­го архи­пе­ла­га сохра­ни­лись нео­ли­ти­че­ские памят­ни­ки — лаби­рин­ты, гру­ды кам­ней, соляр­ные сим­во­лы, выло­жен­ные камеш­ка­ми, зооморф­ные изва­я­ния — они-то и есть завет­ная цель экс­кур­сии. Из интер­не­та узна­ем про­грам­му тура. Начи­на­ет­ся тур с посе­ще­ния мона­сты­ря, пер­вая экс­кур­сия назы­ва­ет­ся «Исто­рия и архи­тек­ту­ра Соло­вец­ко­го мона­сты­ря», далее — «гипо­те­за о выбо­ре места стро­и­тель­ства мона­сты­ря» и «пере­чис­ле­ние пра­во­слав­ных аске­ти­че­ских прак­тик». Одна­ко потом про­грам­ма сво­ра­чи­ва­ет к маги­че­ским прак­ти­кам: «экс­тре­маль­ные прак­ти­ки изме­не­ния созна­ния», «бое­вые прак­ти­ки», «пси­хо­сти­му­ля­то­ры», «опыт мол­ча­ния», «вос­ста­нов­ле­ние охот­ни­чьих обря­дов», «выпол­не­ние актив­ных типов меди­та­ции — кру­же­ние, пение, меди­та­ции с огнем и дымом» и т.д. Любо­зна­тель­ные путе­ше­ствен­ни­ки неволь­но втя­ги­ва­ют­ся в обря­ды, смыс­ла кото­рых они не пони­ма­ют и послед­ствий кото­рых не пред­став­ля­ют. Дея­тель­ность О.Е.Кодолы не огра­ни­чи­ва­ет­ся изда­ни­ем книг и экс­кур­си­я­ми. Напри­мер, в Архан­гель­ске 13 мая 2005 г. про­шел «Эзо­те­ри­че­ский вечер с соло­вец­ким обе­дом», где «тай­ны об ост­ро­вах гостям откры­ва­ли руко­во­ди­те­ли пред­при­я­тий инду­стрии соло­вец­ко­го туриз­ма и соло­вец­кий шаман».

Авто­ры кни­ги «Путь лаби­рин­та» обе­ща­ют рас­крыть тай­ну лаби­рин­тов и прин­ци­пы «нау­ки магии». Посмот­рим, что же за «нау­ка» пред­став­ле­на в этом «про­грамм­ном тру­де», явля­ю­щем­ся идей­ной осно­вой всей маги­ко-тури­сти­че­ской деятельности.

Зара­нее про­сим про­ще­ния за обиль­ное цити­ро­ва­ние, но типич­ность этой кни­ги побуж­да­ет нас к это­му. Какие же цели объ­яв­ля­ют авто­ры? Обра­тим­ся к пре­ди­сло­вию. Нача­ло мно­го­обе­ща­ю­ще: «…Мы вынуж­де­ны рас­смот­реть осо­бен­но­сти и раз­ли­чия науч­но­го, рели­ги­оз­но­го и маги­че­ско­го под­хо­дов, как трех основ­ных эта­пов раз­ви­тия чело­ве­че­ства». Пока все по Геге­лю. «Мы вынуж­де­ны это сде­лать пото­му, что в совре­мен­ном чело­ве­ке пере­пле­лись не толь­ко вера в чуде­са нау­ки и тех­ни­ки, но и вера во «все­мо­гу­ще­го и все­силь­но­го» бога (так в ори­ги­на­ле — Е.А.), а так­же вера в маги­че­ские обря­ды и риту­а­лы». Согла­сим­ся. Логич­но ожи­дать «рас­пу­ты­ва­ния» этих «вер», но далее в кни­ге мы видим совсем неожи­дан­ный пово­рот при­чуд­ли­вой мыс­ли авто­ров: «Мы не утвер­жда­ем нашу „субъ­ек­тив­ную прав­ду” и не пре­тен­ду­ем на зна­ние „еди­ной исти­ны”. Ско­рее, ста­ра­ем­ся вызвать на диа­лог тех, кто спо­со­бен к ком­про­мис­сам…» «А есть ли „исти­на” — вопрос бес­по­лез­ный. Даже, ско­рее, вред­ный… Мы не ищем исти­ну…» «Мы про­сим вас не впа­дать в огра­ни­чен­ность „одно­знач­ных отве­тов”. Обхо­ди­те сто­ро­ной край­но­сти любых миро­воз­зре­ний, каки­ми бы полез­ны­ми они не каза­лись. Все отно­си­тель­но! … Кро­ме того, мож­но доба­вить, что фило­со­фия магии (как мы ее пони­ма­ем) исклю­ча­ет любую орто­док­сию и дог­ма­тизм, застав­ля­ет избе­гать край­них пози­ций, часто про­хо­дя „где-то посе­ре­дине”. Конеч­но, здесь кро­ет­ся и опас­ность — в этой сфе­ре раз­мы­ва­ют­ся поня­тия „добра и зла”, о кото­рых так любят гово­рить мора­ли­за­то­ры». «Даже сего­дня мно­же­ство дея­те­лей как нау­ки и куль­ту­ры, так и магии и мисти­циз­ма, поют те же самые пес­ни о доб­ре и зле».

О таких «пустя­ках», как доб­ро и зло, исти­на и логи­ка, авто­ры пред­ла­га­ют забыть как о край­но­стях, кото­рые уже дого­во­ри­лись с нами отбро­сить: «Отсе­яв бред, гал­лю­ци­на­цию, откро­вен­ные домыс­лы и вымыс­лы, мы полу­чим раци­о­наль­ный оста­ток». Какой оста­ток — не ска­за­но, но из даль­ней­ше­го сле­ду­ет, что в нем — спо­соб подо­брать­ся к уте­рян­ным маги­че­ским обря­дам. «Цель наших иссле­до­ва­ний — выяв­ле­ние поле­вых (гео­фи­зи­че­ских) харак­те­ри­стик сакраль­ных мест и соору­же­ний; их воз­дей­ствие на чело­ве­ка (меди­ко-био­ло­ги­че­ский аспект) и воз­мож­но­сти прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния чело­ве­ком зна­ний о поле­вых харак­те­ри­сти­ках Зем­ли… Взгляд на реаль­ность, кото­рый мы пред­ла­га­ем, не явля­ет­ся исти­ной в послед­ней инстан­ции — это все­го лишь один из воз­мож­ных вари­ан­тов». «Мы выби­ра­ем нестан­дарт­ную систе­му коор­ди­нат, и при­гла­ша­ем вас к пово­ро­ту от всех извест­ных направ­ле­ний. Туда, где раз­го­вор с кам­нем рав­но­це­нен обще­нию с богом…». Пово­ро­ту куда? Неизвестно.

Не прав­да ли, кри­сталь­ная ясность в целях, кри­те­ри­ях и мето­дах «маги­че­ской науки»!

Даль­ше еще «яснее»: сле­ду­ет рели­ги­оз­но-тео­ре­ти­че­ская часть, где авто­ры реши­тель­но поры­ва­ют с уче­ни­я­ми моно­те­и­сти­че­ских рели­гий и нещад­но пере­ви­ра­ют их принципы.

О рели­гии гово­рит­ся так: «Рели­гия ста­ла биз­не­сом, а чело­ве­че­ство оста­лось без духов­ных лиде­ров. И вряд ли сего­дня рели­ги­оз­ные таин­ства удо­вле­тво­рят иска­ния чело­ве­че­ства, познав­ше­го нау­ку… Сего­дняш­няя точ­ка зре­ния чело­ве­че­ства ред­ко согла­су­ет­ся с кано­на­ми и дог­ма­та­ми офи­ци­аль­ных рели­гий»; «…несмот­ря на при­сталь­ное вни­ма­ние чело­ве­че­ства к про­бле­мам искус­ства магии, все сло­вес­но-интел­лек­ту­аль­ные упраж­не­ния, эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния „раз­го­во­ров с Девой Мари­ей”, … к сожа­ле­нию, не несут в себе ника­кой фак­ти­че­ски цен­ной инфор­ма­ции». Далее идет чудо­вищ­ный по без­гра­мот­но­сти отры­вок: «С при­хо­дом моно­те­из­ма (в част­но­сти, хри­сти­ан­ства) покло­не­ние тру­пам (то есть смер­ти) при­об­ре­ло поваль­ный харак­тер. Даже сего­дня мно­гие люди счи­та­ют вели­ким сча­стьем при­ло­жить­ся к каким-нибудь „мощам” — то есть напря­мую почи­та­ют труп. Моно­те­и­сты обо­же­стви­ли смерть. И кро­ва­вая жерт­ва Еди­но­му Богу свершилась».

Вот так энер­гич­ные авто­ры на несколь­ких стра­ни­цах раз­де­ла­лись с исти­ной, мора­лью, логи­кой, нау­кой, все­ми миро­вы­ми рели­ги­я­ми, а так­же со всей мно­го­ве­ко­вой духов­ной исто­ри­ей чело­ве­че­ства, не отя­го­щая себя и чита­те­лей уто­ми­тель­ны­ми подроб­но­стя­ми. «Мы себя огра­ни­чи­ли. Мы созда­ли удоб­ный пред­ска­зу­е­мый мирок, в кото­ром гос­под­ству­ют логи­ка, раци­о­на­лизм, мораль, здра­вый смысл и прин­ци­пы». Сле­дуя логи­ке авто­ров, все это нуж­но отбро­сить. Осо­бен­но авто­ров сер­дят «доб­ро» и «любовь», кото­рые они почти все­гда берут в кавычки.

Любой, даже вполне дале­кий от нау­ки и духов­ной жиз­ни чело­век пой­мет из этих цитат, како­ва «науч­ная цен­ность» этой кни­ги. Стиль ее, как и мно­же­ства подоб­ных изда­ний, — смесь таин­ствен­но­сти и нау­ко­об­ра­зия с быто­вы­ми «бай­ка­ми» и голо­слов­ны­ми утвер­жде­ни­я­ми сек­рет­ных адеп­тов «маги­че­ских наук». В кни­ге при­сут­ству­ют ссыл­ки, таб­ли­цы, спи­сок «источ­ни­ков», а так­же цита­ты почтен­ных рели­гио­ве­дов, но ниче­го обще­го с нау­кой кни­га (как и тыся­чи ей подоб­ных) не име­ет. На каж­дый абзац «Пути лаби­рин­та» лег­ко дать обос­но­ван­ное опро­вер­же­ние, опи­ра­ясь на науч­ную рели­гио­вед­че­скую лите­ра­ту­ру и тот самый раз­дра­жа­ю­щий авто­ров здра­вый смысл. Но подоб­ные руко­вод­ства опас­ны не аргу­мен­та­ми, аргу­мен­ты для них — вид закли­на­ний: чита­тель уви­дит их «уче­ность», уста­нет раз­би­рать­ся и нач­нет про­сто слу­шать­ся ука­за­ний. Чаще все­го, к сожа­ле­нию, так и бывает.

Итак, цель авто­ров — отказ от исти­ны и обре­те­ние «поль­зы». При всей псев­до­на­уч­но­сти кни­ги и неяс­но­сти мето­дов глав­ное зер­но ее — «поль­за» — вид­но как на ладо­ни. «Оце­ни­вать и исполь­зо­вать» — вот клю­че­вые сло­ва. «Вся чело­ве­че­ская исто­рия может быть опи­са­на как про­цесс сопри­кос­но­ве­ния с непо­знан­ным, а так­же его опи­са­ния для даль­ней­ше­го исполь­зо­ва­ния». Поль­за, кото­рую авто­ры хотят извлечь из «науч­ных кам­ла­ний» воз­ле гроб­ниц, пира­мид и лаби­рин­тов, — некое могу­ще­ство. А ключ к это­му могу­ще­ству — зна­ние обря­дов, то есть «пра­виль­ных» слов и дей­ствий. К ним-то и нуж­но подо­брать­ся. Поэто­му осталь­ная духов­ная исто­рия чело­ве­че­ства отправ­ля­ет­ся на свалку.

Попро­бу­ем для нача­ла разо­брать­ся в том, каков смысл лаби­рин­тов и груд кам­ней — нео­ли­ти­че­ских захо­ро­не­ний Заяц­ко­го и сосед­них ост­ро­вов. Авто­ры кни­ги так и не рас­кры­ли его: «Сего­дня мы не можем с уве­рен­но­стью ска­зать, каким был духов­ный мир наших пред­ков. Для чего были при­ду­ма­ны, как и кем про­во­ди­лись слож­ней­шие обря­ды нео­ли­ти­че­ских вре­мен? Отче­го раз­лич­ные несо­при­ка­са­ю­щи­е­ся куль­ту­ры всех мате­ри­ков и вре­мен исполь­зо­ва­ли прак­ти­че­ски иден­тич­ные сим­во­лы и соору­же­ния? Отче­го боль­шин­ство куль­то­вых соору­же­ний мира под­чи­не­но общим прин­ци­пам и обла­да­ет оди­на­ко­вы­ми функ­ци­я­ми?… И, нако­нец, как воз­мож­но объ­яс­нить эти стран­но­сти с точ­ки зре­ния сего­дняш­них науч­ных дости­же­ний». Лаби­рин­ты, заяв­лен­ные в загла­вии, так и оста­лись тай­ной «за семью печа­тя­ми»: «О назна­че­нии лаби­рин­тов в евро­пей­ской архео­ло­гии гово­рит­ся так же рас­плыв­ча­то, как в рос­сий­ской. Либо лаби­рин­ты исполь­зо­ва­лись как куль­то­вые соору­же­ния, либо в них про­во­ди­лись какие-то обря­ды. Что это за куль­ты, и како­вы эти обря­ды, как пра­ви­ло, умал­чи­ва­ет­ся», — тако­во мне­ние О.Е.Кодолы и В.Н.Сочеванова.

Меж­ду тем, выда­ю­щи­е­ся уче­ные — рели­гио­ве­ды, антро­по­ло­ги, линг­ви­сты и архео­ло­ги — за послед­ние сто пять­де­сят лет про­из­ве­ли бук­валь­но про­рыв в пони­ма­нии смыс­ла древ­них веро­ва­ний. Попро­бу­ем с их помо­щью отве­тить на вопро­сы, постав­лен­ные в книге.

Без­услов­но, исчез­нув­шие куль­ты нелег­ко рекон­стру­и­ро­вать. Поня­тия дав­но умер­ших людей име­ют дру­гой аре­ал, иное поле зна­че­ния, чем поня­тия нашей эпо­хи. Но то общее, что объ­еди­ня­ет нас с наши­ми пред­ка­ми и охва­ты­ва­ет­ся поня­ти­ем «чело­ве­че­ство», соеди­ня­ет наши жиз­ни общим смыс­лом. Улав­ли­вая невер­баль­ную логи­ку древ­них, вни­кая и осмыс­ли­вая их поступ­ки, каки­ми бы необыч­ны­ми и таин­ствен­ны­ми они нам не каза­лись, мы можем рекон­стру­и­ро­вать мысль стро­и­те­лей лаби­рин­тов и рас­шиф­ро­вать сим­во­лы с боль­шой долей достоверности.

Круп­ней­шие уче­ные, такие как сэр Эванс-При­чард, Эдвин Оли­вер Джеймс, Эдвард Бер­нер Тай­лор, Арнольд Тойн­би, Энд­рю Ленг, Дж.Хокинс и Дж.Уайт, Дж.Дж.Фрезер, Леруа Гуран, Мир­ча Элиа­де, Л.Леви-Брюль и Леви-Стросс, А.Б.Зубов и мно­гие дру­гие, про­де­ла­ли огром­ную рабо­ту по рекон­струк­ции древ­них веро­ва­ний. В выда­ю­щем­ся тру­де М.Элиаде — трех­том­ни­ке «Исто­рия веры и рели­ги­оз­ных идей» — толь­ко обзо­ру лите­ра­ту­ры о нео­ли­ти­че­ских построй­ках посвя­ща­ет­ся несколь­ко страниц.

Если сум­ми­ро­вать откры­тия раз­ных уче­ных, то их смысл сво­дит­ся к сле­ду­ю­ще­му. Ко вре­ме­ни эпо­хи нео­ли­та уже дав­но сфор­ми­ро­ва­лось пред­став­ле­ния о жиз­ни после смер­ти и воз­рож­де­нии (имен­но воз­рож­де­нии, а не реин­кар­на­ции, как ска­за­но в «Пути лаби­рин­та», — поня­тие реин­кар­на­ции появит­ся спу­стя тыся­че­ле­тия). Поэто­му уже тогда умер­ше­го не выбра­сы­ва­ли, а совер­ша­ли над ним слож­ные дей­ства. Тело, как пра­ви­ло, выстав­ля­ли на корм пти­цам, что­бы те в сво­ей утро­бе унес­ли плоть к небу (изоб­ра­же­ния таких птиц встре­ча­ют­ся на гроб­ни­цах и сте­нах древ­них пещер). Этот обы­чай до сих пор сохра­нил­ся, напри­мер, в Мон­го­лии. Далее кости сжи­га­ли или очи­ща­ли дру­ги­ми спо­со­ба­ми и поме­ща­ли «в утро­бу Мате­ри-Зем­ли» — внутрь кур­га­на или в серд­це­ви­ну лаби­рин­та, кото­рый сим­во­ли­зи­ро­вал мат­ку. «Любой кур­ган, даже самый малень­кий могиль­ный хол­мик, вос­при­ни­мал­ся как живот Мате­ри-Зем­ли, бере­мен­ный новой жиз­нью… Мать-Сыра-Зем­ля, кор­мя­щая чело­ве­ка, при­ни­ма­ю­щая в себя его тело, долж­на была и его воз­ро­дить, подоб­но зер­ну, к новой жиз­ни…». Посе­ян­ное «семя» — кости умер­ше­го — долж­ны были, по мне­нию наших дале­ких пред­ков, про­рас­ти в ином мире.

Уста­нов­ле­но, что сим­во­ли­ка кур­га­на и лаби­рин­та род­ствен­ны друг дру­гу. Но идея лаби­рин­та слож­нее. Лаби­рин­ты появи­лись поз­же, чем кур­га­ны. Часто они сосед­ству­ют друг с дру­гом. На Заяц­ком ост­ро­ве и ост­ро­вах архи­пе­ла­га Кузо­ва мы стал­ки­ва­ем­ся как раз с таким сосед­ством: круг­лы­ми хол­ми­ка­ми-кур­га­на­ми, боль­ши­ми кур­га­на­ми и лабиринтами-спиралями.

Спи­раль­ные лаби­рин­ты и их изоб­ра­же­ния (на сте­нах пещер, на кам­нях, на сосу­дах и пр.) очень мно­го­чис­лен­ны. Их появ­ле­ние свя­зы­ва­ют с пере­хо­дом пер­во­быт­ных пле­мен к «осед­лой, аграр­ной жиз­ни, вызвав­шим пере­смотр отно­ше­ния к пло­до­ро­дию, кос­ми­че­ским цик­лам, зем­но­му и мате­рин­ско­му боже­ству. Сель­ское хозяй­ство под­ра­зу­ме­ва­ет осед­лую жизнь, …так же как и веру в „вос­ста­нов­ле­ние” семян неви­ди­мы­ми сила­ми, скры­ты­ми в зем­ле… » Древ­ние изоб­ра­же­ния часто «свя­зы­ва­ют лаби­рин­ты одно­вре­мен­но с куль­том мерт­вых и с сим­во­ла­ми пло­до­ро­дия. Во мно­гих слу­ча­ях дои­сто­ри­че­ские рисун­ки изоб­ра­жа­ют нечто похо­жее на жен­ские гени­та­лии. Ино­гда кон­цен­три­че­ские кру­ги пере­се­ка­ют­ся пря­мой или изви­ли­стой лини­ей, бегу­щей к цен­тру, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей дви­же­ние спер­ма­то­зо­и­да к яйцу». «Зем­ля как утро­ба погло­ща­ет семя, мерт­вых, солн­це или дев­ствен­ниц, преж­де чем воз­ро­дить рас­те­ния, души, вес­ну и пло­ды. Мно­гие извест­ные мифы дают при­ме­ры жерт­во­при­но­ше­ний дев­ствен­ниц и захо­ро­не­ния мерт­вых для того, что­бы обес­пе­чить буду­щий урожай».

В одном из мифов, запи­сан­ных антро­по­ло­гом Адоль­фом Е. Ессе­ном на ост­ро­ве Сирам в Индо­не­зии, дев­ствен­ни­ца Гай­нуве­ла при­но­сит­ся в жерт­ву после того, как в тече­ние девя­ти дней и ночей она про­хо­дит по боль­шой спи­ра­ли, оттес­ня­е­мая муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми в центр. Убив, они хоро­нят ее в серд­це­вине лабиринта.

При таком под­хо­де к делу покой­ный рас­смат­ри­ва­ет­ся и как жерт­ва богам, а зна­чит — как источ­ник благ для живых. «От мерт­вых, — пишет в одном трак­та­те Гип­по­крат, — при­хо­дят к нам пища, семе­на и спо­соб­ность к росту». «Захо­ро­не­ние мерт­вых и сея­ние семян освя­ща­ет зем­лю. Таким обра­зом созда­ет­ся сакраль­ное про­стран­ство, место свя­щен­ной тай­ны, сли­я­ние про­ти­во­по­лож­но­стей, где жизнь и смерть, свет и тьма, муж­ское и жен­ское транс­фор­ми­ру­ют­ся и рас­тво­ря­ют­ся друг в дру­ге. Как в маги­че­ском смыс­ле, так и на прак­ти­ке, лаби­ринт пред­став­ля­ет собой защи­ту наи­бо­лее цен­ных духов­ных богатств кла­на». О риту­а­лах, сопро­вож­дав­ших похо­ро­ны и под­дер­жи­ва­ю­щих связь с покой­ни­ком, мы можем толь­ко дога­ды­вать­ся, опи­ра­ясь на древ­ней­шие тек­сты, собран­ные по все­му миру. Но ясно, что лаби­ринт дол­жен был пре­пят­ство­вать покой­но­му воз­вра­тить­ся в мир живых, поэто­му он сим­во­ли­зи­ру­ет слож­ную доро­гу сна­ру­жи – внутрь, но не наоборот.

То, что захо­ро­не­ния про­из­во­ди­лись на ост­ро­вах, было для дои­сто­ри­че­ских людей очень важ­но. Мерт­вый как бы пере­хо­дил через сти­хию воды. Сим­во­ли­ка воды зани­ма­ет боль­шое место во всех рели­ги­ях и тоже свя­за­на со спи­ра­лью и лаби­рин­том. Вих­ре­вые дви­же­ния в воде слу­жи­ли наме­ка­ми на погру­же­ние в «пучи­ну смер­ти». Во мно­гих рели­ги­ях лод­ка и вол­ны — сим­вол смер­ти и невоз­вра­ти­мо­сти. Еги­пет­ских фара­о­нов пере­во­зи­ли хоро­нить в «Город мерт­вых» на спе­ци­аль­ной ладье, кото­рая тоже захо­ра­ни­ва­лась рядом с пира­ми­дой. У север­ных наро­дов часто и хоро­ни­ли в лодке.

Тако­вы были пред­став­ле­ния людей камен­но­го века и их потом­ков-языч­ни­ков. Они не сомне­ва­лись в реаль­но­сти неви­ди­мых существ, ощу­ща­ли их при­сут­ствие и ста­ра­лись как-то нала­дить отно­ше­ния с ними. Хруп­кое рав­но­ве­сие меж­ду миром живых и миром духов они пыта­лись под­дер­жи­вать кро­ва­вы­ми жерт­ва­ми и вну­ша­ю­щи­ми совре­мен­но­му чело­ве­ку ужас риту­а­ла­ми. Не сто­ит сомне­вать­ся, что такая прак­ти­ка была адек­ват­на накоп­лен­но­му ими духов­но­му опыту.

Одна­ко вовсе не эти древ­ние пред­став­ле­ния стро­и­те­лей лаби­рин­тов о мире инте­ре­су­ют О.Е. Кодо­лу и В.Н. Соче­ва­но­ва и даже не пред­на­зна­че­ние самих лаби­рин­тов, с точ­ки зре­ния их стро­и­те­лей. Несмот­ря на всю пута­ни­цу, кото­рая царит в раз­би­ра­е­мой нами кни­ге, все же про­сле­жи­ва­ет­ся основ­ная линия: авто­ров вол­ну­ют толь­ко обря­ды, бла­го­да­ря кото­рым они и их под­опеч­ные мог­ли бы испол­нить свои жела­ния. И не беда, что дей­стви­тель­ные обря­ды стро­и­те­лей лаби­рин­тов уже дав­но забы­ты, а харак­тер неви­ди­мых сущ­но­стей, к кото­рым они долж­ны при­ве­сти, авто­ры кни­ги лег­ко­мыс­лен­но игно­ри­ру­ют. А напрасно…

«Рели­гия объ­яс­ня­ет зако­ны мира пер­во­при­чи­ной, посту­ли­руя «Бога», а магию не инте­ре­су­ют объ­яс­не­ния. Магия про­сто исполь­зу­ет зако­ны мира, не пыта­ясь их объ­яс­нить. И — что очень важ­но — не вно­ся эти­че­ских и мораль­ных оце­нок. Маги­че­ское миро­воз­зре­ние все­гда несколь­ко выше [?! — Е.А.] — оно нико­го ни к чему не при­зы­ва­ет», — пишут авто­ры «Пути лаби­рин­та». При этом они забы­ва­ют, что древ­ние риту­а­лы вхо­ди­ли в цель­ную систе­му миро­по­ни­ма­ния и были частью совер­шен­но осо­бых отно­ше­ний меж­ду миром духов, чело­ве­ком и при­ро­дой, и их нель­зя изо­ли­ро­вать. Нель­зя сов­ме­стить несов­ме­сти­мое. Что­бы вой­ти в маги­че­ский мир древ­них, необ­хо­ди­мо порвать с совре­мен­ным миром, сфор­ми­ро­ван­ным хри­сти­ан­ством (пусть ныне вли­я­ние хри­сти­ан­ства на него и силь­но ослаб­ло). Уча­стие в неоязы­че­ских обря­дах — это не про­сто «маха­ние рука­ми», а раз­рыв с таин­ством Кре­ще­ния (для кре­ще­но­го человека).

Одна­ко для мно­гих это неяв­но. Ото­рван­ные от кор­ней, ску­чен­ные в горо­дах люди дав­но пере­ста­ли раз­ли­чать магию и рели­гию, видя в магии бла­го, кото­рое при­вык­ли ждать от рели­гии. Вво­дят в заблуж­де­ние и внеш­нее сход­ство при­е­мов, и забве­ние пол­ной внут­рен­ней про­ти­во­по­лож­но­сти магии и религии.

А.Б. Зубов пишет: «Магия есть опре­де­лен­ная рели­ги­оз­ная прак­ти­ка, ори­ен­ти­ро­ван­ная на под­чи­не­ние духов — или поло­жи­тель­ное (при­вле­че­ние их сил себе на под­мо­гу) или отри­ца­тель­ное (так назы­ва­е­мая защи­ти­тель­ная магия, когда воз­дей­ствия духов ста­ра­ют­ся избе­жать)… В тех… рели­ги­ях, где Бог-Тво­рец „выне­сен за скоб­ки” акту­аль­ной рели­ги­оз­ной прак­ти­ки и адепт все­це­ло погру­жен в мир духов (такие рели­гии я име­ную демо­ни­че­ски­ми — от гре­че­ско­го „дай­мо­нон” — дух, низ­шее боже­ство), магия ста­но­вит­ся… основ­ной рели­ги­оз­ной прак­ти­кой. В отли­чие от рели­ги­оз­но­го, маги­че­ское созна­ние стре­мит­ся овла­деть духов­ным миром, под­чи­нить его сво­ей воле. Рели­ги­оз­ное же созна­ние, напро­тив, жела­ет, само изба­вив­шись от свое­во­лия, под­чи­нить себя воле Создателя-Бога…».

Так поста­ра­ем­ся про­ве­сти как мож­но более чет­кое раз­гра­ни­че­ние рели­ги­оз­но­го (мисти­че­ско­го) и маги­че­ско­го прин­ци­пов. Мы срав­ним магизм с хри­сти­ан­ством (спе­ци­аль­но выбрав два наи­бо­лее уда­лен­ных друг от дру­га духов­ных полю­са), хотя то, что каса­ет­ся хри­сти­ан­ства, в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни отно­сит­ся к любой моно­те­и­сти­че­ской религии.

Происхождение мира и человека

ХРИСТИАНСТВО

Все­лен­ная созда­на Богом с опре­де­лен­ной целью, и эта цель свя­за­на с тво­ре­ни­ем чело­ве­ка. Чело­век — созда­ние Божие, он сотво­рен спе­ци­аль­но, носит образ и подо­бие Божие, он — глав­ная цен­ность в гла­зах Гос­по­да. Гос­подь из люб­ви под­дер­жи­ва­ет жизнь в сво­их созда­ни­ях, нару­шая зако­ны Им же создан­ной природы.

Исто­рия чело­ве­ка начи­на­ет­ся с гар­мо­нич­ных отно­ше­ний с Твор­цом, но чело­век не сохра­ня­ет вер­ность Ему, пере­жи­ва­ет гре­хо­па­де­ние и обре­чен на смерть вме­сте со всем тво­ре­ни­ем. Тогда Гос­подь вклю­ча­ет «ава­рий­ный» план бытия, чело­век не гиб­нет совсем. Но и чело­век, и всё тво­ре­ние испор­че­ны. После непо­сти­жи­мой иску­пи­тель­ной жерт­вы Хри­ста, смерт­ность чело­ве­ка пре­одо­ле­на. Теперь чело­век может вер­нуть­ся в веч­ном теле в нераз­ру­ши­мую жизнь.

С это­го момен­та види­мая все­лен­ная пере­жи­ва­ет одно­вре­мен­но два про­цес­са — во вре­ме­ни и в веч­но­сти. Во вре­ме­ни она дви­жет­ся к пор­че и раз­ру­ше­нию, а в веч­но­сти скап­ли­ва­ет­ся нетлен­ное, нераз­ру­ши­мое, соеди­ня­ю­ще­е­ся в раю. Спа­сен­ные души, жду­щие вос­кре­се­ния в теле. Освя­щен­ная зем­ля. На зем­ле каж­дый день совер­ша­ет­ся литур­гия, освя­ща­ет­ся вода и елей, свя­тые мощи пре­об­ра­жа­ют то место, где они нахо­дят­ся в ожи­да­нии Воскресения.

МАГИЗМ

Вари­ант I, арха­и­че­ский: все­лен­ная и чело­век созда­ны демо­ни­че­ски­ми сила­ми для сво­их целей. В раз­лич­ных тео­го­ни­ях чело­век создан бога­ми как слу­га, по ошиб­ке или в состо­я­нии опьянения.

Вари­ант II, мате­ри­а­ли­сти­че­ский: все­лен­ная созда­на слу­чай­но в резуль­та­те цепи физи­че­ских про­цес­сов. Реаль­ность сво­дит­ся к без­лич­ным собы­ти­ям в мире энер­гий. Чело­век, в сущ­но­сти, — это услож­нен­ное живот­ное, он может исчез­нуть или раз­вить­ся в дру­гой вид. Ясно­го опре­де­ле­ния чело­ве­ка не существует.

Кро­ме чело­ве­ка Богом созда­ны духи, но еще до гре­хо­па­де­ния они раз­де­ли­лись. Одни ста­ли испол­ни­те­ля­ми воли Твор­ца и Его послан­ни­ка­ми (анге­лы), дру­гие — вос­ста­ли и жела­ют заме­нить Его собой, изме­нить весь мир и роль чело­ве­ка (демо­ны). Злые духи побеж­де­ны жерт­вой Хри­ста, но не могут знать это­го, так как зна­ние добра им недо­ступ­но. Эти духи могу­ще­ствен­ны и неда­ром назы­ва­ют­ся нечи­стой силой. Они могут ощу­ти­мо себя про­яв­лять стран­ны­ми и пуга­ю­щи­ми явле­ни­я­ми, а ино­гда и физи­че­ским воз­дей­стви­ем. Им необ­хо­дим чело­век, так как у них нет пло­ти, они пара­зи­ти­ру­ют на чело­ве­че­ской воле и бытии. Они не могут знать целей Бога, не могут узнать тай­ны сопри­кос­но­ве­ния Бога и чело­ве­ка, но мно­го зна­ют о нашей пад­шей при­ро­де и ее зако­нах. Отсю­да — отно­си­тель­ные успе­хи гада­ния. Для злых духов важ­но не столь­ко умерт­вить чело­ве­ка, сколь­ко вытра­вить из него образ Божий и заста­вить слу­жить себе. Духи без­жа­лост­ны, ковар­ны, спо­соб­ны на любой обман, пони­ма­ют сим­во­лы. Чело­век спо­со­бен про­ти­во­сто­ять им, но у него не все­гда хва­та­ет для это­го жела­ния, воли или знаний.

Злые духи — вра­ги спа­се­ния чело­ве­ка. Они пре­пят­ству­ют все­му, что соеди­ня­ет чело­ве­ка с Богом: молит­ве, свер­ше­нию таинств, рас­ка­я­нию. Они не име­ют пло­ти, но могут при­ни­мать раз­ные обли­чья. Столк­но­ве­ние с ними вызы­ва­ет уны­ние, страх, отча­я­ние, злую похоть, зло­бу, зависть, жаж­ду убий­ства и само­убий­ства. Все, что свя­за­но с ними, в молит­вах назы­ва­ет­ся тле­ни­ем, то есть гни­е­ни­ем. Имен­но этим злым духам и покло­ня­ют­ся языч­ни­ки, забыв­шие истин­но­го Бога, имен­но им посвя­ща­ют свои риту­а­лы и при­но­сят жертвы.

Чело­век изна­чаль­но сотво­рен сво­бод­ным, потом пора­бо­тил­ся злым духом, а жерт­вой Хри­ста осво­бож­ден от смер­ти и вла­сти духов и может не боят­ся ниче­го, если он вбли­зи Гос­по­да, соеди­ня­ет­ся с Ним в таин­ствах. Он дол­жен все­гда радо­вать­ся, по сло­ву апо­сто­ла. Кре­ще­но­го чело­ве­ка всю жизнь охра­ня­ет Ангел-хранитель.

Чело­век не обя­зан совер­шать охра­ни­тель­ных обря­дов, так как Бог хра­нит его вез­де по молит­ве. Гос­подь под­дер­жи­ва­ет хруп­кую чело­ве­че­скую жизнь, исце­ля­ет от болез­ней, спа­са­ет от вне­зап­ной смер­ти, когда чело­век к ней не готов. Божья Матерь и свя­тые так­же все­гда помо­га­ют чело­ве­ку, молясь о нем пред лицом Божьим.

Мы не оди­но­ки во все­лен­ной. В ней есть суще­ства совсем дру­гой при­ро­ды — враж­деб­ные нам, ней­траль­ные или неспо­соб­ные сопри­кос­нуть­ся с людь­ми из-за несов­ме­сти­мо­сти физи­че­ских коор­ди­нат. Кро­ме того есть духи, кото­рых неко­то­рые физи­ки назы­ва­ют «инфор­ма­ци­он­ны­ми мат­ри­ца­ми». Это или само­сто­я­тель­ные сущ­но­сти, или облом­ки умер­ших людей, «аст­раль­ные тела» (на неоязы­че­ском жар­гоне). Все эти «тени» в раз­ной сте­пе­ни разум­ны, несут сле­ды фор­мы и энер­гии умер­ше­го человека.

Энту­зи­а­сты посто­ян­но ста­ра­ют­ся нала­дить кон­такт со все­ми эти­ми энер­ге­ти­че­ски­ми фан­то­ма­ми, наив­но веря в их доб­ро­же­ла­тель­ность и оте­че­ское отно­ше­ние к чело­ве­че­ству. Они наде­ют­ся, что у «аст­раль­ных тел» и оби­та­те­лей «лета­ю­щих таре­лок» мож­но полу­чить полез­ную для чело­ве­ка инфор­ма­цию, кото­рой те с радо­стью поде­лят­ся. Наив­ность энту­зи­а­стов заклю­ча­ет­ся в том, что они не заме­ча­ют остат­ков соб­ствен­ной религиозности.

Счи­тая людей созда­ни­я­ми, напри­мер, ино­пла­нет­ных циви­ли­за­ций, они пола­га­ют, что сотво­рив­шие любят тех, кого созда­ли. Какие у них для это­го осно­ва­ния? Напри­мер, созда­те­ли филь­мов ужа­сов пред­став­ля­ют цели «ино­пла­не­тян» совсем иначе.

Чело­век дол­жен посто­ян­но опа­сать­ся тем­ных, завист­ли­вых и враж­деб­ных людей, тем­ных мест («гео­па­то­ген­ных зон»), таин­ствен­ных враж­деб­ных сил. Он дол­жен най­ти себе более мощ­ных духов-покро­ви­те­лей, чем те, кото­рые ему угро­жа­ют. Все это напо­ми­на­ет «мафи­оз­ную кры­шу» (про­шу про­ще­ния за такое срав­не­ние, но оно точ­но по смыс­лу). В неко­то­рых слу­ча­ях чело­век без­за­щи­тен про­тив опол­чив­ших­ся на него духов. Сей­час ни физи­ки, ни пси­хо­ло­ги не могут спра­вить­ся с явле­ни­я­ми пол­тер­гей­ста и т.п.

В древ­но­сти защи­той слу­жи­ли слож­ные риту­а­лы и мно­го­чис­лен­ные жерт­во­при­но­ше­ния. Состо­я­ние языч­ни­ка — непре­рыв­ные опа­се­ния. Самый боль­шой его страх — нару­шить табу. Тот, кто делал это даже неча­ян­но, мог уме­реть от стра­ха. Чело­век чув­ство­вал себя окру­жен­ным мсти­тель­ны­ми сила­ми, а тыся­чи защит­ных риту­а­лов состав­ля­ли его повсе­днев­ность. Неоязы­че­ство воз­вра­ща­ет чело­ве­ка в это состояние.

 

Пространство и материя

Хри­сти­ан­ство — это не «вера в душе», а «вера – дей­ствие», сопри­ка­са­ю­ще­е­ся со всем в этом мире. Оно, как и все моно­те­и­сти­че­ские рели­гии, счи­та­ет, что на про­стран­ство вли­я­ет пове­де­ние чело­ве­ка. Гре­хом была испор­че­на зем­ля. С гре­хо­па­де­ния чело­ве­ка начал­ся смер­тель­ный для все­го мира про­цесс — рас­пад, энтро­пия, кото­рой под­вер­же­но все миро­зда­ние. Им про­ти­во­сто­ит иной про­цесс. Боже­ствен­ные явле­ния освя­ща­ют зем­лю. Там, где Иаков встре­тил­ся с Гос­по­дом, он поста­вил камень в знак того, что это место ста­ло свя­щен­ным. На древ­них капи­щах по все­му миру стро­и­лись хри­сти­ан­ские хра­мы, что­бы очи­стить осквер­нен­ную зем­лю. Свя­тые отшель­ни­ки сели­лись на таких местах и пре­об­ра­жа­ли их молит­вой. Люди, свя­зан­ные с Богом таин­ства­ми и молит­вой, вли­я­ют на мате­рию, с кото­рой они сопри­ка­са­ют­ся. Поэто­му палом­ни­че­ство к свя­ты­ням не пре­кра­ща­ет­ся тыся­че­ле­ти­я­ми. Освя­щен­ные вода, мас­ло, воз­дух, зер­но, зем­ля меня­ют свою струк­ту­ру — из тлен­ной (под­ле­жа­щей рас­па­ду и гни­е­нию) в нетлен­ную, райскую.

В таин­стве освя­ще­ния воды свя­щен­ник при­зы­ва­ет Дух Свя­той, кото­рый спус­ка­ет­ся и меня­ет струк­ту­ру воды. Она не пор­тит­ся. Этой водой потом освя­ща­ют зем­ные предметы.

Тело чело­ве­ка меня­ет­ся в зави­си­мо­сти от его при­бли­же­ния к Богу, соеди­не­ния с ним в таин­ствах и молит­ве. Свя­тость ино­гда сопро­вож­да­ет­ся «нетле­ни­ем» тела — оно не сгни­ва­ет, а высы­ха­ет, от него исхо­дит аро­мат. Даже части­цы тела свя­то­го освя­ща­ют того, кто с ними соприкасается.

Как древ­нее, так и новое язы­че­ство, счи­та­ет про­стран­ство каче­ствен­но раз­но­род­ным, зави­си­мым от место­по­ло­же­ния отно­си­тель­но сакраль­ных объ­ек­тов или энер­ге­ти­че­ских зон, в каче­стве кото­рых могут высту­пать отдель­ные дере­вья, ска­лы, пеще­ры, маг­нит­ные полю­са и т.п. Боль­шое зна­че­ние в мифо­ло­ги­ях наро­дов мира име­ло пред­став­ле­ние о «цен­тре» как сгуст­ке сакраль­ной энер­гии, кото­рый полу­чал вопло­ще­ние в обра­зах «миро­вой горы» или «миро­во­го дре­ва» — точ­ки пере­се­че­ния Неба и Зем­ли. Были так­же гибель­ные, «тем­ные» места. Все это нахо­дит отра­же­ние в совре­мен­ном магизме.

Магизм име­ет дело с пред­ме­та­ми: водой, све­ча­ми, воло­са­ми, кро­вью, сле­да­ми, слю­ной, ног­тя­ми, фека­ли­я­ми и даже с тенью чело­ве­ка, и осо­бен­но с его изоб­ра­же­ни­ем — порт­ре­том, фото­гра­фи­ей или кук­лой, назна­чен­ной быть сим­во­лом како­го-либо лица. Сло­вом, со всем, что име­ет хоть какое-то сопри­кос­но­ве­ние с человеком.

Мани­пу­ля­ции с эти­ми пред­ме­та­ми (напри­мер, заго­ва­ри­ва­ние воды) име­ют целью закре­пить, запе­чат­леть на них при­каз, кото­рый будет иметь власть над тем, кому при­над­ле­жат эти предметы-посредники.

Молитва или заговор?

Моля­щи­е­ся гово­рят Богу: «Да будет воля Твоя». Это зна­чит, что веру­ю­щий при­ни­ма­ет волю Гос­по­да, даже если она не сов­па­да­ет с его жела­ни­я­ми, так как при­го­тов­лен­ное Богом для нас спа­се­ние важ­нее наших вре­мен­ных дел.

Желая соеди­нить­ся с Богом, мы можем обра­тить­ся к Нему пря­мо, без посред­ни­ков, назы­вать Небес­но­го Бога Отцом и гово­рить Ему: «Отче наш!…» Это дар Хри­ста, след­ствие Его жерт­вы. Желая изме­нить что-то в нашей жиз­ни, нару­шить при­род­ный ход вещей, отме­нить смерть, рас­тя­нуть вре­мя, вер­нуть здо­ро­вье, най­ти свою любовь — мы обя­за­ны обра­щать­ся напря­мую к Богу и толь­ко к Нему, при­зы­вая в помощь себе в этом тру­де молит­вы Пре­свя­тую Бого­ро­ди­цу и всех святых.

Люди свя­за­ны «пору­кой добра», уза­ми люб­ви с Богом и друг с дру­гом. Когда люди вме­сте соби­ра­ют­ся во имя Божие, Хри­стос обе­ща­ет быть сре­ди них. Свя­щен­ник — пред­сто­я­тель за всех перед Гос­по­дом, сим­вол сов­мест­ной молит­вы, он име­ет силу бла­го­слов­лять — пере­да­вать бла­го­дать от Бога, при его уча­стии (но не им, а Самим Богом) совер­ша­ют­ся таинства.

Недо­сто­ин­ство свя­щен­ни­ка как чело­ве­ка не пре­пят­ству­ет полу­че­нию нами Бла­го­да­ти Божи­ей во всей полноте.

Чело­век — глав­ная цен­ность для Бога. В молит­ве ска­за­но, что Бог видит не толь­ко «сле­зу, но и сле­зы часть некую». Малей­шее горе, нуж­да или рас­ка­я­ние чело­ве­ка важ­ны для Гос­по­да. Он меня­ет про­стран­ство и вре­мя, обсто­я­тель­ства и сро­ки. Веч­ная гибель хотя бы одно­го чело­ве­ка — пор­ча и сотря­се­ние всей вселенной.

Бог может изме­нить зако­ны создан­ной Им все­лен­ной для кон­крет­но­го чело­ве­ка, он за это при­нес страш­ную жертву.

Но Гос­подь запре­ща­ет кол­дов­ство и вся­кий кон­такт с ним: «не дол­жен нахо­дить­ся у тебя про­во­дя­щий сына сво­е­го или дочь свою через огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых» (Втор.18:10–11). Кол­ду­ны, экс­тра­сен­сы не могут знать буду­щее во всей его полноте.

Обра­ща­ю­щий­ся к магии в любой фор­ме (ино­гда даже пыта­ясь маги­че­ски исполь­зо­вать цер­ков­ные таин­ства и пред­ме­ты) все­гда гово­рит: «Да будет воля моя». Так назы­ва­е­мая «белая» магия — попыт­ка дого­во­рить­ся с духа­ми, вытор­го­вав себе что-то. «Чер­ная» магия — реши­мость полу­чить жела­е­мое любой ценой, созна­тель­ное обра­ще­ние к нечи­стым духам. С точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ства, цена эта — поги­бель души, то есть отре­за­ние себе пути к воскресению.

Желая изме­нить что-то в сво­ей жиз­ни или ото­мстить кому-нибудь, чело­век обра­ща­ет­ся к сти­хи­ям мира при помо­щи заго­во­ра. Он обра­ща­ет­ся к «Мате­ри-Сырой-Зем­ле», к воде, духам, дере­вьям и даже к само­му сатане.

Заго­вор — не прось­ба. Это все­гда при­каз, про­грам­ми­ро­ва­ние, сло­вес­ное или пись­мен­ное при­нуж­де­ние. Важен пра­виль­ный поря­док слов и дей­ствий, зна­ние тай­ных зна­ков, кото­рые есть общий язык с духа­ми. Тай­ные зна­ки и сло­вес­ные фор­му­лы — это отмыч­ки от «ящи­ка с энер­ги­я­ми». За обще­ние с духа­ми все­гда сле­ду­ет рас­пла­та. Обра­щать­ся к духам без посред­ни­ка, избран­но­го сами­ми духа­ми, — нель­зя, «ведь силы могут и под­чи­нить­ся, и не под­чи­нить­ся — в зави­си­мо­сти от лич­ной силы жре­ца, испол­ня­ю­ще­го обряд».

«Заказ­чик» маги­че­ско­го обря­да цели­ком зави­сит от посред­ни­ка. В осо­бо слож­ных слу­ча­ях необ­хо­ди­мы чело­ве­че­ские жерт­вы. Сей­час доб­ро­воль­но при­но­сят их толь­ко сата­ни­сты, но неволь­но — мно­гие, кто обра­ща­ет­ся к кол­ду­нам или как-то ина­че свя­зы­ва­ет­ся с духа­ми. У них часто уми­ра­ют род­ные, осо­бен­но сла­бые — дети или ста­ри­ки. Неред­ко люди, при­бе­га­ю­щие к кол­дов­ству, выле­чив­шись от одних болез­ней, забо­ле­ва­ют более тяже­лы­ми и неиз­ле­чи­мы­ми. Вер­нув кол­дов­ством мужа, полу­ча­ют подав­лен­но­го чело­ве­ка, склон­но­го к пьян­ству и само­убий­ству. Об этом сви­де­тель­ству­ют мно­гие пси­хи­ат­ры, пси­хо­ло­ги, вра­чи и свя­щен­ни­ки, к кото­рым в кон­це кон­цов попа­да­ют жерт­вы духов­ной неразборчивости.

Связь духов, магов и обра­ща­ю­щих­ся к ним людей подоб­на свя­зи заи­мо­дав­цев и должников.

 

Вся правда

Гос­подь откры­ва­ет чело­ве­ку всю пер­спек­ти­ву суще­ство­ва­ния — от тво­ре­ния до спа­се­ния, сооб­ща­ет ему про­шлое и объ­яс­ня­ет ему конеч­ную цель бого­че­ло­ве­че­ско­го про­цес­са — веч­ную жизнь в раю.

Биб­лия напи­са­на сим­во­ли­че­ским язы­ком, в ней мно­же­ство мета­фор, прит­ча­ми часто гово­рит сам Спа­си­тель. Но это не шифр и не затем­не­ние смыс­ла. Напро­тив, язык Биб­лии поз­во­ля­ет хри­сти­а­нам как I‑го, так и XXI века адек­ват­но пони­мать ее смысл. Все таин­ства в хри­сти­ан­стве совер­ша­ют­ся откры­то, их поря­док и про­из­но­си­мые сло­ва доступ­ны каждому.

Не суще­ству­ет такой маги­че­ской или эзо­те­ри­че­ской прак­ти­ки, в кото­рой нович­ку откры­ва­ют­ся конеч­ные цели обще­ния с духа­ми. Толь­ко после ини­ци­а­ции, про­хо­дя сту­пе­ни посвя­ще­ния, он посте­пен­но овла­де­ва­ет скры­ты­ми знаниями.

Чем даль­ше захо­дит чело­век по это­му пути, тем более узна­ет о конеч­ной цели уче­ния, ино­гда силь­но раз­ня­щей­ся с тем, что сооб­ща­лось нович­ку. С точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ства, эта цель — гибель чело­ве­ка через «рас­че­ло­ве­чи­ва­ние» — поте­рю обра­за Божье­го. Кло­ни­ро­ва­ние, власть над гено­мом чело­ве­ка, замо­ра­жи­ва­ние тру­пов до «века рас­цве­та всех наук», замо­ра­жи­ва­ние семе­ни гени­ев и т.д. и т.п. — все это пре­крас­но согла­су­ет­ся с меч­та­ни­я­ми и жела­ни­я­ми магов всех эпох.

Чело­ве­ко-робот, тех­но-чело­век — страш­ная пер­спек­ти­ва, гро­зя­щая чело­ве­че­ству. Сли­я­ние магии и тех­но­ло­ги­че­ской циви­ли­за­ции — глав­ная опас­ность нашей эпохи.

Система мира

Бог — бес­ко­неч­ный источ­ник энер­гий, чело­век может брать от Него без огра­ни­че­ний, если у него доб­рые намерения.

С уве­ли­че­ни­ем добра могу­ще­ство чело­ве­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся, мир меня­ет­ся. Тело свя­тых не под­вер­же­но общим зако­нам рас­па­да (мощи свя­тых благоухают).

После гибе­ли это­го мира сле­ду­ют «Новое небо» и «Новая Зем­ля» — нераз­ру­ши­мое цар­ство, где бес­смерт­ные люди будут нераз­луч­ны со сво­и­ми люби­мы­ми вбли­зи Гос­по­да и свя­тых. В раю чело­век сохра­нит свое имя, лич­ность, облик, свою любовь к близ­ким, но ока­жет­ся пре­об­ра­жен­ным, лишит­ся тле­на и греха.

Все­лен­ная — замкну­тая энер­ге­ти­че­ская систе­ма, в ней дей­ству­ют зако­ны сохра­не­ния веще­ства и энер­гии. Если в одном месте при­бав­ля­ет­ся, то в дру­гом долж­но отнять­ся. Ника­кие духов­ные сущ­но­сти не явля­ют­ся источ­ни­ком энер­гии и не могут ее дать бес­ко­рыст­но чело­ве­ку. Суще­ство­ва­ние и уни­каль­ность чело­ве­ка не есть пред­мет забо­ты каких-либо мощ­ных сил. Напро­тив, эти «силы», воз­мож­но, сочтут, что чело­век напрас­но тра­тит все­лен­ский запас энер­гии и пре­кра­тят это «раз­ба­за­ри­ва­ние общих ресур­сов». Напри­мер, поста­ра­ют­ся отме­нить суще­ство­ва­ние чело­ве­ка как вида, или, поль­зу­ясь недо­ступ­ны­ми зем­ля­нам тех­но­ло­ги­я­ми, пере­ве­сти его в какой-нибудь «циф­ро­вой вид», что­бы он стал био­ро­бо­том с задан­ны­ми свой­ства­ми. Или эво­лю­ция про­дол­жит­ся и изме­нит чело­ве­ка до неузнаваемости.

«Мате­ри­аль­ный мир, окру­жа­ю­щий нас — все­го лишь част­ный слу­чай про­яв­ле­ний энер­гии». То есть мы долж­ны осо­знать себя не как лич­ность, а как сгу­сток энер­гии, пыта­ю­щий­ся сохра­нить­ся и захва­тить поболь­ше вла­сти, и выжить в любой форме.

Исчез­но­ве­ние чело­ве­ка ниче­го не уба­вит во все­лен­ной, ибо глав­ное цен­ность — жизнь все­лен­ной. Эта жизнь не веч­на, она неиз­беж­но кон­чит­ся уни­что­же­ни­ем все­го. Духи, или «энер­ге­ти­че­ские мат­ри­цы», тоже не бес­смерт­ны, хотя и дол­го­веч­ней человека.

 

Огра­ни­чим­ся этим, хотя еще мно­гое нуж­но было бы доба­вить, осо­бен­но о сли­я­нии неоязы­че­ства и тех­но­кра­тии. Но это тема отдель­но­го иссле­до­ва­ния. Мы же и так успе­ли уви­деть, что хри­сти­ан­ство и магизм — это два раз­ных, непри­ми­ри­мо враж­деб­ных друг дру­гу пони­ма­ния мира. При­нять одно из них озна­ча­ет выбрать путь: к раб­ству неиз­вест­ным силам и конеч­ной поги­бе­ли или к сво­бо­де в Боге и веч­ной жизни.

Теперь самое вре­мя спро­сить себя: чего мы ищем на могиль­ных хол­мах, в лаби­рин­тах, у зна­ха­рей, кол­ду­нов, гуру всех тол­ков, всту­пая в кон­такт с неиз­вест­ны­ми и разум­ны­ми сила­ми? Со всем тем, что вели­кий англий­ский писа­тель К.С. Лью­ис назы­ва­ет «мер­зей­шая мощь»? Пом­ним ли мы, к чему при­ве­ло поваль­ное увле­че­ние спи­ри­тиз­мом в XVIII–XIX вв.?

Воз­ни­ка­ет ли у нас зако­но­мер­ный вопрос: поче­му тень вождя-охот­ни­ка или жре­ца долж­на помо­гать чело­ве­ку, кото­рый в «Пути лаби­рин­та» назван «сгуст­ком энер­гии», осу­ществ­лять его жела­ния? Поче­му мы дума­ем, что эти тени спо­соб­ны и жела­ют ода­рять нас энер­ги­ей? Если окру­жа­ю­щий наш мир — лишь «част­ный слу­чай про­яв­ле­ния энер­гии» — то какое ему дело до нас? Поче­му мы ждем от неве­до­мых нам сущ­но­стей, кото­рых хри­сти­ан­ство отно­сит к демо­нам, бес­ко­ры­стия и бла­го­же­ла­тель­ства? Вся исто­рия язы­че­ства, отлич­но извест­ная и опи­сан­ная в тыся­чах науч­ных книг, гово­рит нам об обрат­ном: духи сами несво­бод­ны и тре­бу­ют нешу­точ­ных жертв. Те, кто обра­ща­ют­ся к ним и не хотят пла­тить доб­ро­воль­но, пла­тят принудительно.

Древ­ний мир пере­жил огром­ные стра­да­ния преж­де, чем дождал­ся при­ше­ствия Хри­ста и осво­бож­де­ния из пле­на. Пер­вые хри­сти­ане лико­ва­ли и пла­ка­ли от радо­сти, полу­чив сво­бо­ду. Каж­дый из нас в таин­стве кре­ще­ния полу­ча­ет сво­бо­ду от гибель­ной вла­сти духов. И даль­ше волен поте­рять ее или сохранить.

Так зачем же мы так лег­ко­мыс­лен­но оттал­ки­ва­ем спа­са­ю­щую нас руку и идем в каба­лу, может быть, еще более страш­ную, чем та, в кото­рой муча­лось чело­ве­че­ство до при­ше­ствия Спасителя?!

Необ­хо­ди­мо дать себе ясный отчет в сво­их дей­стви­ях и моти­вах сво­их поступ­ков, сде­лать выбор и «вый­ти из лабиринта».

Еле­на Андреева

Источ­ник: Аль­ма­нах «Соло­вец­кое море»

Исполь­зо­ван­ная литература:

1. Авде­ев Д.А., Невя­ро­вич В.К. Нау­ка о душев­ном здо­ро­вье. Осно­вы пра­во­слав­ной пси­хо­те­ра­пии. М., 2001.
2. Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия. М., 1998.
3. Бидер­манн Г. Энцик­ло­пе­дия сим­во­лов. М., 1996.
4. Вое­во­ди­на Л.Н. Мифо­ло­гия и куль­ту­ра. М., 2002.
5. Вол­ков П.В. Потом­ки Ада­ма. М.; СПб.; Ново­си­бирск, 2003.
6. Ген­ри К. Хри­сти­а­нин сре­ди фило­со­фов. Лек­ции. М., 1994.
7. Двор­кин А.Л. Вве­де­ние в сек­то­ве­де­ние. Ниж­ний Нов­го­род, 1998.
8. Древ­ний мир. Мифы и леген­ды наро­дов мира. М., 2000.
9. Зубов А.Б. Исто­рия рели­гий. Кни­га пер­вая. М., 1997.
10. Исчез­нув­шие циви­ли­за­ции. Энцик­ло­пе­дия. «Стро­и­те­ли погре­баль­ных хол­мов и оби­та­те­ли пещер». М., 1997.
11. Кура­ев А., диа­кон. Если Бог есть любовь. М., 1997.
12. Леви-Брюль Л. Пер­во­быт­ное мыш­ле­ние. М., 1930.
13. Мифы наро­дов мира. Энцик­ло­пе­дия. М., 1982.
14. Про­ис­хож­де­ние вещей. Очер­ки пер­во­быт­ной куль­ту­ры. М., 1995.
15. Тока­рев С.А. Кален­дар­ные обы­чаи и обря­ды // Ате­и­сти­че­ские чте­ния. Вып. 17. М., 1998.
16. Уил­сон К. Оккуль­тизм. М., 1994.
17. Фре­зер Дж. Дж. Золо­тая ветвь. М., 1983.
18. Церен Э. Биб­лей­ские хол­мы. М., 1986.
19. Элиа­де М. Аспек­ты мифа. М., 2001.
20. Элиа­де М. Исто­рия веры и рели­ги­оз­ных идей. М., 2002. Т. 1–2.
21. Eliade M. Nostalgie des origines. Paris, 1972.
22. Encyclopedia of Religion. Chicago, 1987.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки