«Если в толпе людей вы увидите стройного и подтянутого человека с безмятежным взглядом, ясными и чистыми глазами, хорошим цветом лица, да еще и грызущего яблоко – это наверняка окажется сыромоноед». Так начинается одна из статей на одном из многочисленных сайтов, посвященных модному увлечению – сыроедению (или натуризму, или сыромоноедению). Обычно на подобных сайтах присутствует введение в сыроедение, список практических рекомендаций, дневниковые записи тех, кто испробовал сыроедение на личном опыте – и список литературы.
Если не приглядываться, выглядит все безобидно и даже в чем-то привлекательно. Да кому из нас не мешает немного похудеть? И ничего страшного или странного сыроеды не предлагают вроде бы: ешьте цельные, необработанные фрукты и овощи. Ну пусть они вегетарианцы, ладно, мы сами, христиане, более двухсот дней в году «вегетарианим», если смотреть на дело с чисто диетической точки зрения. Ну, пусть мыло, шампуни и лекарства натуристы тоже не используют, это их право, лишь бы нравилось. И к врачам не ходят, считают что они «все лгут» — покруче самого доктора Хауса.
Чрезвычайно важным для сыроедения является разделение пищи на «мертвую» и «живую», причем в «мертвяк» записывается все, что прошло хоть какую-то обработку. «Все, что прошло хоть какую-нибудь обработку, даже механическую (например, миксером), — непригодно для употребления». Это не условность, это предмет пристального внимания сыроеда. Вот так, например, пишут сыроеды в красочной статье «Дети и жратва»: «Наслушавшись советов врачей, родители день и ночь готовы запихивать своих спиногрызов помойными смесями и консервами, которые почему-то считаются детской едой. О вреде, который детям наносит блюдоманская жратва, можно писать и писать — это неисчерпаемая тема, и я еще не раз, наверное, к ней вернусь».
Ну и пускай маются своим, правда? Кого может обидеть сгрызенная морковка, яблочко или помидор? Разве что – вот это разделение блюд, а затем и разделение людей на «хороших» сыроедов и блюдоманов?
«Совокупное сочетание всех этих признаков почти никогда не встречается у обычных людей», — пишет приверженец сыроедения, имея в виду ясные чистые глаза и остальной привлекательный комплект. «Сыромоноед не испытывает необходимости в частом мытье и использовании какой либо парфюмерной продукции для ухода за собой. Его тело не имеет неприятных запахов. У него не пахнет ни изо рта, ни из подмышек, ни от ног, как у всех обычных людей, которые вынуждены 2-3 раза в день чистить зубы, пользоваться дезодорантами и без конца мыться, чтоб не задохнуться в собственном зловонии. Кстати, освежители воздуха для туалета тоже сыромоноеду без надобности, т.к. неприятного запаха от его физиологических выделений тоже нет».
Дальше – больше. Само собой, авторы статей предостерегают, что начинающему сыроеду придется столкнуться с непониманием родственников и знакомых. Как реагировать на это? «Эту «психическую атаку» в той или иной степени выдерживает каждый натурист, а чтобы было легче, надо помаленьку агитировать окружающих, совращая их хоть немного «в свою веру». Старайтесь не расходовать на это много энергии, обычно она бывает потрачена зря. Как пасущаяся корова, ешьте свой салат, а от надоедливо жужжащих мух лениво отмахивайтесь хвостом… Жалейте свое окружение, если оно не созрело еще для того, чтобы быть хозяином своему здоровью. Не спорьте, а просто сошлитесь на доктора, который прописал вам такую вот витаминную диету, и вы чувствуете себя явно лучше, она вам помогает… А нарушать нежелательно — пропадает эффект».
«И ПОСЫЛАЙТЕ ВСЕХ К ЧЕРТУ, ЕСЛИ БУДУТ ПРИСТАВАТЬ СО ВСЯКИМИ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАМИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ. (…) самое страшное — это МЯСО, РЫБА, ЯЙЦА и все, что из этого делают, а также все эти штучки из ярких упаковок».
Поневоле сопоставляешь данные рекомендации со знакомыми всем случаями, когда во время поста кто-то от чистого сердца подает тебе скоромное. Давайте вспомним, как в таких случаях лучше поступить? Жалеть «недозрелых» окружающих или отмахнуться как от мух, а то и послать куда подальше?
«О… святителе Спиридоне Тримифунтском, рассказывается, что некто зашел к нему с пути уже по наступлении великого поста, когда святитель с домашними держал по обыкновению строжайший пост и вкушал пищу только в известные дни, оставаясь в прочие совсем без пищи. Видя, что странник очень устал, Спиридон велел дочери своей предложить путнику покушать. Та отвечала, что нет ни хлеба, ни муки, ибо запас этого по причине поста был бы излишен. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить случившегося в доме соленого свиного мяса. После изготовления его Спиридон, посадив с собой странника, начал есть мясо и убеждал и своего гостя делать тоже; а когда последний отказывался, называя себя христианином, святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит.1:15) [15].» («Вегетарианство и его отличие от христианского поста». Свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси)
Так поступает святитель, а так – наш с вами современник, митрополит Сурожский Антоний: «Больше того: иногда бывает, что человек и старается, например, поститься, а потом срывается и чувствует, что осквернил весь свой пост, что ничего не остается от его подвига. А на самом деле Бог совершенно иными глазами на это смотрит. Это я могу вам разъяснить одним примером из собственной жизни. Когда я был врачом, я занимался одной бедной русской семьей. Денег я с них не брал, потому что у них никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, “зверски”, то есть не нарушая никаких уставных правил, они меня пригласили на обед, и оказалось, что они в течение какого-то времени из своего отсутствия денег собирали гроши, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец моего подвига постного. Конечно, я съел кусок цыпленка, — я не мог их оскорбить отказом; но потом пошел к своему духовному отцу и говорю: “Знаете, отец Афанасий, со мной такое горе случилось! В течение всего поста я, можно сказать, постился в совершенстве, а сейчас, на Страстной седмице, съел кусок курицы”. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: “Знаешь, если бы Бог на тебя посмотрел и увидел, что у тебя нет никаких грехов, а кусочек курицы может тебя осквернить, Он тебя от этого защитил бы; но Он посмотрел и увидел в тебе столько греховности, что никакая курица тебя осквернить не может”. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример для того, чтобы быть честными, правдивыми людьми, а не просто держаться устава. Да, я съел кусочек этой курицы, но вопрос был в том, что я его съел ради того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как какую-то скверну, а как дар человеческой любви. Есть место в писаниях отца Александра Шмемана, где он говорит: все на свете — не что иное, как Божия любовь; и даже пища, которую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной…» (Митрополит Сурожский Антоний, «Об исповеди»)
Может быть, вот этого понимания и не хватает тем, кто декларирует «вредность» или «полезность» тех или иных продуктов?
Может быть, это все-таки не так и страшно? Может быть, сыроедение – всего лишь диета, а у диетологии своя область. Ведь сыроедение не имеет отношения к религии… кажется?
И вот тут, стоило копнуть, началась в стане сыроедов настоящая свистопляска. Поневоле думаешь: эх, люди добрые, сидели бы вы со своей диетой, жевали бы яблоки и помидоры на здоровье, теряя зубы, волосы и контакт с близкими и знакомыми – это хотя бы наше, человеческое, пусть подлое, но бытовое – но со всеми бывает… Но зачем, почему и каким образом вы умудрились залезть во всю эту эзотерическую кашу, которая получается главным блюдом на сыроядском столе? И чей разум изощрился настолько, чтобы сделать доктрину травоядных настолько агрессивной, параноидальной и богохульной? Это просто удивительно. Судите сами, вот отрывок из статьи «Сыромоноеды – кто мы такие» (орфография сохранена).
«Возможно, во времена Ледникового периода растительной пищи стало не хватать и чтобы выжить человеку пришлось питаться всем подряд. Да и добывание огня тоже существенно повлияло на пищевые привычки, ведь жареное мясо пахнет куда вкуснее, да и есть его легче. А уж вслед за мясом и все остальное жарить-парить начали. С появлением религий такая неестественная человеческая пища была окончательно «узаконена» в писаниях. В христианском веровании, например хлеб был провозглашен телом Христа, а вино его кровью. Как говорил Остап Бендер, религия – это опиум для народа. Так и есть. Она одурманивает и усыпляет мозги. Люди перестают мыслить самостоятельно, подчиняя свою жизнь нелепым ритуалам и бессмысленным обрядам, свято веря в написанные неизвестно кем религиозные тексты. В этих мертвых писаниях бог якобы дал человеку право на убийство животных и употребление в пищу их мяса и продуктов жизнедеятельности. В разные времена библия и другие религиозные источники переписывались много раз и истина, изначально в них содержавшаяся постепенно извратилась так, как это было выгодно церковникам и правителям, чтобы держать народ в повиновении».
Затем, по мнению автора, в мире начались какие-то положительные подвижки… «Правда о настоящей человеческой еде очень долго и тщательно скрывалась от людей. Но несмотря ни на что некоторые люди пытались искать истину самостоятельно, подозревая, что в этой жизни что-то не так. На многие ключевые вопросы в официальных источниках ответов не было. В начале 20-го века в архивах Ватикана были найдены древние тексты на арамейском языке – Евангелие Мира от Ессеев. После того как эти апокрифы попали к людям и были обнародованы, официальная церковь их запретила и объявила вредоносными. Конечно они были вредоносными, но только для церкви, а для людей явились бесценными источниками Истины».
Как все «просто и здорово» получается, единственный авторитет для ссылки – вымышленный герой-мошенник Остап Бендер (хотя фраза принадлежит Карлу Марксу); «тексты Библии написаны непонятно кем», а апокрифы из архивов Ватикана (в некоторых источниках уточняется, что они написаны арамейцами и (!) древними славянами – во втором веке н.э.) несут людям долгожданную истину…
Но давайте посмотрим, что такое это самое евангелие от ессеев? Небольшая книжонка, написанная «высоким штилем», где записаны якобы слова «Иисуса», не вошедшие (о, как это уже все навязло на зубах!) в «официальные сборники» и потому, конечно же, особенно насыщенные истиной.
Итак, о чем же беседует главный персонаж книжки со слушателями? Кто не читал – не поверит. Сей персонаж, как оказывается, пришел на землю для того, чтобы сообщить людям правильную диету и прочие тонкости, которые позволят быть здоровеньким до самой смерти. Например: «Устремляйтесь к свежему воздуху лесов и полей, и там найдете вы ангела воздуха. Сбросьте обувь вашу и одежду и дозвольте ангелу воздуха обнять тело ваше. Затем сделайте долгий и глубокий вдох, чтобы ангел воздуха мог проникнуть в вас. Истинно говорю вам, ангел воздуха изгонит из тела вашего всю не чистоту, которая оскверняла его снаружи и внутри… Ни один из людей не может предстать перед лицом Бога, если он не прошел через ангела воздуха». Там еще есть ангелы воды, солнца, очень много розовых соплей на тему «всё на свете любовь» и подробная, красочная инструкция, как ставить себе клизму. Разумеется, чтобы тоже очиститься. Потому что, судя по тексту, грехи и нечистоты это одно и то же.
Автор апокрифа весьма неумело выдрал знакомые всему миру стилистические особенности, обороты речи, ритмику – и насытил эту канву сущим бредом.
Как филолог, возьму на себя смелость добавить, что язык книжонки уж очень плох, полон огрех и стилистических приемов, которые были популярны в советское время для изображения быта туповатых сермяжных славян. В принципе, в выборе стилистики ничего удивительного нет, ибо дьявол – обезьяна Бога, подражатель, неспособный к творчеству, лишь к кособокому копированию.
Ессеи, бедняги, не имеют к книжке никакого отношения, равно как и славяне, — опус появился примерно в 70-х годах XX века. Тем не менее, интерес, граничащий с истерикой, до сих пор присущ теме «Евангелия мира». И вот как интерес к этой премудрости обосновывается ее чадами (орфография сохранена): «Я точно знал, что с многими главами СВЯТОГО ПИСАНИЯ что-то не то — НЕ МОГ ИИСУС КОРМИТЬ ЛЮДЕЙ РЫБОЙ, КУШАТЬ МЯСО, ПИТЬ ВИНО, ПРЕВРАЩАТЬ КАМНИ В БУХАНКИ ХЛЕБА, ВЕДЬ Я ТОЧНО ЗНАЛ, ЧТО ВСЕ ЭТО ЯДЫ! (…) Я про себя думал, что если б я был на месте ИИСУСА, то не занимался бы всей этой ерундой: воскрешением мертвых, прочих чудес, а тем более кормлением людей гадостью, которую человек не должен есть и пить вообще, а рассказал бы простые вещи про живую пищу (к тому моменту я уже практически ясно представлял, что есть эта живая пища), ведь живая пища делает нас живыми, а калечит и убивает нас мертвая пища, про очищение организма и прочее (…) И когда моя подруга нашла Евангелие От Ессеев, я читал и плакал, перечитывал заново и опять не мог сдержать слез. Ведь то, до чего я дошел своими мозгами, через анализ мною когда-то прочитанного и опыт собственного тела, ТАМ БЫЛО НАПИСАНО, НО КАК! ВЕДЬ ЭТО ПРОСТО ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА И ДУШИ! (…) КУРС ВЕРНЫЙ, ТЕПЕРЬ-ТО У МЕНЯ ЕСТЬ КАРТА И КОМПАС. Только вот про смешивание еды, про которое сказано в этом писании, я подумал, что ИИСУС, наверно, имел в виду совершенно разные типы пищи (все еще был под воздействием бреда про то, что белок к белку, углевод к углеводу, а жирок к жирку)»…
«Помереть здоровеньким» для сыроеда — высшее благо. А для достижения этого блага приходится иногда делать вещи не только странные, но и откровенно неприличные. Пример тому – ритуальная гимнастика «Око Возрождения», якобы привезенная от тибетских лам одним британским полковником. «Необходимо помнить — для того, чтобы источник молодости стал действующим аспектом нашего существа, абсолютно необходимо добиться развития в теле активного и мощного сексуального желания», — учит «просветленный» полковник.
Или, опять же про столь желанные жизненные блага: «Сделайте команду позитивной, короткой и конкретной. Например, «Я требую Счастья, Силу и Преуспевание прямо сейчас!» И нате получите. Когда команда произнесена громко, она становится Мантрам, или, ясно изъясняясь, инструментом, который вы можете использовать для приведения вашего Сверхсознания в действие», — наставляет последняя глава. И дальше на много-много страниц попытки объяснить, как произносится слово «ом» — в общем, типичная современная эзотерическая мешанина.
Итак, если в толпе людей вы увидите стройного и подтянутого человека с безмятежным взглядом, ясными и чистыми глазами, хорошим цветом лица да еще и грызущего яблоко – это наверняка окажется сыромоноед – человек, который пытался достичь здоровья, долголетия и счастья – и был жестоко обманут. Кто знает, может это и так. Не мне судить, и мне очень их жалко. То, что приверженцы сыроедения способны обуздывать свой аппетит, говорит об их сильной воле (не у всех нас она есть), то, что они пытаются достичь своего, несмотря на болезни и выпадающие пломбы – говорит о настойчивости, но эти усилия пропадают зря, расклевываются как зерна у дороги.
Читаешь дневники натуристов и удивляешься, как постепенно и неизбежно они переходят от простой диеты к бесовской, дикой доктрине, к эзотерике. Как работает этот механизм, я не знаю, может быть у каждого сыроеда он индивидуален. Могу лишь попробовать предположить на своем примере. Мне случалось во время поста ловить себя на гнусных мыслях, что я, конечно же, «круче» других, потому что «вон тот дядька в столовой взял мясо, а я вот знаю что нельзя» и прочее. Источник таких мыслей понятен, это гордыня — и может быть, она точно так же работает и в случае с сыроедением? Может быть, доктрина сыроедения строится на том, что сначала человек допускает мысль о том, что он питается правильнее, потом – что он вообще один во всем мире знает как правильно, а остальные – идиоты, убивающие себя и своих детей (такие выражения встречаются на сайтах натуристов), а потом все несогласные либо «стадо», задуренное церковниками и врачами, либо враги, а там можно и Евангелие подправить, и сказать «если б я был на месте ИИСУСА, то не занимался бы всей этой ерундой»…
Может быть, все дело в том, что роду нашему свойственно пытаться устроиться в этой жизни поудобнее, любой ценой, и если стол или стул этому мешают, их отодвигают, а если Бог мешает удобству, отодвигают и Его. Ведь Бог, как Он есть, вообще очень неудобный. Говорил не пойми что (особенно для тех, кто Евангелие не читал), а если вдруг и поймешь – еще страшнее. Надо что-то делать, меняться, маяться… Нет, проще вгрызться в морковку и считать, что ты прав. А чтобы считать, что ты прав, можно подогнать слова Бога под себя, сослаться на них и отныне жить спокойно. Назвать выделения тела грехами и радоваться, что они выходят из тебя без всякого душевного труда… Было бы очень удобно, если бы спасение достигалось солнечными ваннами и клизмами. Поэтому книжонка, в которой удобные для слуха слова вложены в уста героя с именем «Иисус» — антихристианская, то есть – про Антихриста. Как и положено Антихристу, он предлагает блага сего мира – здоровье, покой, долголетие… А взамен требует всего-то ничего – отвернуться от Бога, сделать себе другого.
Как сырые фрукты могут привести к страшной ошибке? Так же, как привел к ней когда-то один-единственный плод с запретного древа. Грехопадение человека произошло из-за пищи.
Духовное и телесное соседствуют в нас очень тесно, поэтому пост – оружие, и оно бывает опасным, и поэтому безрассудное или слишком уж рассудочное употребление еды может повредить душе. Поэтому для спасения, для Жизни человеку нужно причащаться, вкушать Тело и Кровь Господни. «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:55). Других путей нет – мы так устроены.
В самых тайных и древних уголках нашей души, возможно, еще теплится память о Рае. Может быть, кто-то находит привлекательным питаться растительной пищей оттого, что человеку свойственно тосковать по самой заре мира, когда непадший человек, поедая плоды Сада, действительно ел саму жизнь. Но он ослушался, и последствия катастрофы отразились на всем творении, и было Искупление, и человеку были снова дарованы истинная Пища и истинное Питие – другие, новые. Отвернуться от этих фактов и пытаться вести себя так, словно ничего не происходило, будто человек по сей день разгуливает по Раю как ни в чем ни бывало, и ни в чем не виноват, и не испытывает потребности в покаянии, безгрешен – в лучшем случае глупо, в худшем – погибельно.
Ольга Горинова
Комментировать