В основе веры лежит опыт встречи, живое молитвенное отношение, непосредственное переживание единства жизни человеческой и Жизни Божественной в Теле Христовом – religio, единства. Верить можно только «Кому-то», а не во «что-то». Эта вера-доверие-верность укореняет наше бытие в Бытии Того, Кому мы верим, связывает (religare) нас с Ним. Значит, вера в Бога – не просто полагание предпосылки о Его существовании, но онтологическое качество нашей жизни, способ бытия, образ нашей причастности к Богу.
В основе суеверия – ничто, пустота, небытие. «Всуе» – это то, что «кроме» Бога, «вне» Его, вне – опыта, встречи, знания, истины, молитвы. Это не просто пустая, суетная вера, это отсутствие веры-отношения. Следовательно, суеверие – это ложный образ Бога, иллюзия, диавольская обманка, идолопоклонство. Вот почему суеверию так нужны обряды, ритуалы, особые знаки и действия, плетущие сеть иллюзорной, призрачной и ложной реальности, имя которой – небытие. Вера живится Богом, суеверие живится нашим идолопоклонством.
Суеверие, как правило, мыслится либо как то, что лежит вне корпуса веры, как ересь, либо, как вера в потусторонние силы.
Первое – связано с еретичностью мышления. Не вмещая истину в целостности, наш ум выделяет, выбирает (heresis) отдельные ее грани, стороны и тем самым искажает ее, творит ложный образ, идола. Неслучайно догматы Церкви именуются оросами (horos, terminus) – то есть границами, пределами, полагаемыми уму, о-пределяющими его опыт и служащими ступенями в созерцании.
Второе проистекает из искаженного мистического восприятия творения или же сопряжено с незнанием. Незнание и порождаемые им навязчивые предрассудки и суеверия изгоняются знанием и наукой. «Потустороннее» в собственном смысле должно быть пере-определеноверой. Бог, ангелы, диавол, бесы действительно существуют, весь вопрос в том, вступаем ли мы в эту реальность с помощью заклинаний, магических обрядов, суеверных ритуалов, просто страха, которые рождаются от неверия, недоверия и маловерия или же через веру, молитву, таинство и богословие.
Вера и суеверие несовместимы. Тем не менее, на практике они часто идут нога в ногу. Символ веры подменяется, искажается и размывается суеверием. Богословие и молитва граничат с идолопоклонством. Как это возможно, как с этим бороться? Читайте на нашем сайте.
Комментировать