Гадания по Библии, вера в талисманы, домовых, сновидения

Гадания по Библии, вера в талисманы, домовых, сновидения

(1 голос5.0 из 5)

Предо­сте­ре­же­ния от гада­ний или ворож­бы, или силь­но­го жела­ния каки­ми бы ни было, даже тем­ны­ми сред­ства­ми, узнать, како­ва будет после­ду­ю­щая наша жизнь, успеш­ны или без­успеш­ны будут те или дру­гие наши предприятия.

Гадание по Библии (где развернется), а также употребление суеверных молитв и заклинаний

Сло­во Божие и сло­ва из цер­ков­ных молитв ста­вить наря­ду с гада­тель­ны­ми книж­ка­ми или кар­та­ми – вовсе не допу­сти­мо. В сло­ве Божи­ем, в духе кото­ро­го состав­ле­на боль­шая часть цер­ков­ных молитв, нет дву­смыс­лен­ных мест, кото­рые бы разъ­яс­ня­ли для чело­ве­ка жела­е­мый вопрос. Оно дано чело­ве­ку (меж­ду про­чим, и пред­ска­за­ни­я­ми буду­ще­го) толь­ко для спа­се­ния души, а не для раз­гад­ки каких-либо иных вопро­сов. В Номо­ка­ноне (при боль­шом треб­ни­ке) ска­за­но: “…Суду под­ле­жат… иже клю­чи во Псал­тирь вла­га­ют, отту­да лож­ная веща­ю­ще… иже (упо­треб­ля­ют) молит­ву нежи­та (или от лихо­рад­ки: сюда же нуж­но отне­сти закли­на­ние или заго­ва­ри­ва­ние исте­ка­ю­щей кро­ви)… вся сия от бесов дей­ству­ют­ся” (ст. 20).

 

Вера в талисманы (таинственные предохранения от болезней и других злополучий)

У пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на есть креп­кие защит­ни­ки от напа­стей. Это – нагруд­ный крест его и вме­сте с тем частое ограж­де­ние себя крест­ным зна­ме­ни­ем; это свя­тые ико­ны, это – Ангел-хра­ни­тель. Носить же или хра­нить такие вымыш­лен­ные вещи, как, напри­мер – “сон Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы” или “пись­мо, най­ден­ное в Иеру­са­ли­ме”, пол­ное вся­ких неле­по­стей и жал­ко­го суе­ве­рия; а так­же наде­вать на детей “ладан­ки”, для предо­хра­не­ния их от болез­ней и “лихо­го гла­за” бумаж­ки с каки­ми-либо тек­ста­ми или аму­ле­ты (напри­мер, цепоч­ки, шнур­ки и клы­ки, или шерсть с мед­ве­дя) – все это зна­чит не что иное, как (гово­ря тек­стом собор­ных пра­вил) наде­вать на себя “узы душ”. За этот грех даже пола­га­ет­ся извер­гать из Церк­ви (Лаоди­кий­ский Собор, 36).

 

Вера в домовых, водяных, леших, ведьм и прочих

Несо­мнен­но, злые духи суще­ству­ют и хри­сти­а­нин не может не при­зна­вать их суще­ство­ва­ния после мно­же­ства сви­де­тельств о них в сло­ве Божи­ем и по соб­ствен­но­му опы­ту борь­бы с ними, если он стре­мит­ся к боль­шей чисто­те жиз­ни. Но “домо­вых”, “руса­лок” и про­чих нет. Это вымы­сел и раз­ные оли­це­тво­ре­ния язы­че­ско­го мира. Верить в домо­вых и боять­ся их, зна­чит “в хри­сти­ан­стве язы­че­ство­вать”: Кое же согла­сие Хри­сто­ва с Вели­а­ром? (2 Кор. VI, 15). Отсю­да грех так­же назы­вать кого-либо в гне­ве ведь­мой (“ста­рой”) или лешим.

 

Вера всяким снам – опасное и грешное дело

5_002В одной оби­те­ли был инок, укра­шен­ный все­ми доб­ро­де­те­ля­ми, и за то ува­жа­е­мый бра­ти­ей. К несча­стью, инок верил вся­ко­го рода сно­ви­де­ни­ям, и враг наше­го спа­се­ния всею адскою силою воору­жил­ся на него; дух иску­си­тель весь­ма раду­ет­ся, когда в чело­ве­ке узна­ет сла­бую сто­ро­ну, с кото­рой лег­ко может побеж­дать его.

Каж­дую ночь, как ско­ро инок после обык­но­вен­ных молитв вздрем­нет, демон начи­нал пока­зы­вать ему сно­ви­де­ния, сна­ча­ла без­вред­ные, что­бы тем боль­ше обо­льстить несчаст­но­го. В какую сто­ро­ну, ста­рец не тол­ко­вал их, каж­дый сон оправ­ды­вал­ся собы­ти­ем наяву. Нако­нец уви­дев, что заблуд­ший ста­рец все­му верит, дух тьмы в одну зло­по­луч­ную ночь пред­ста­вил ему “буду­щую жизнь”, изоб­ра­зив, что апо­сто­лы, муче­ни­ки, пре­по­доб­ные и все хри­сти­ане сидят в ужас­ной тьме, тер­за­е­мые отча­я­ни­ем; а в дру­гой сто­роне вме­сте с про­ро­ка­ми и древни­ми пат­ри­ар­ха­ми лику­ет еврей­ский народ, и Бог Отец, ука­зы­вая на них пер­стом, гово­рит: “Вот чада Мои!” Ста­рец от ужа­са про­бу­дил­ся и, ни о чем не рас­суж­дая, ушел в Пале­сти­ну, в жили­ща иудей­ские. Там при­нял обре­за­ние и стал рев­ност­ным защит­ни­ком убийц Хри­сто­вых. Но Бог сколь­ко дол­го­тер­пе­лив, столь­ко и пра­во­су­ден: чрез три года Он послал на него болезнь столь лютую, что сгни­ли даже кости его; отступ­ник в ужас­ных муче­ни­ях испу­стил дух свой (“Про­лог”, февр. 26 дня).

 

Как христианин должен относиться к сновидениям

Язы­че­ские муд­ре­цы раз­лич­но суди­ли о снах. Один из них, Про­та­гор, гово­рил: “Каж­дый сон име­ет свое зна­че­ние, свой смысл, и для чело­ве­че­ской жиз­ни полез­но обра­щать на них вни­ма­ние”. Дру­гой же язы­че­ский муд­рец, Ксе­но­фан, объ­яс­нял, что все сны пусты и обман­чи­вы, и что заблуж­да­ет­ся тот, кто обра­ща­ет на сны вни­ма­ние и устро­я­ет по ним свои дела. Исти­ны нуж­но искать в сре­дине, т.е., во-пер­вых, не на все сны надоб­но обра­щать вни­ма­ние и, во-вто­рых, не все сны надоб­но пре­зи­рать, счи­тать их пусты­ми.

  Во-пер­вых, гово­рим, не на все сны надоб­но обра­щать вни­ма­ние. Сам Бог уве­ще­ва­ет людей через Мои­сея не гадать по снам (Лев. XIX, 26). Без­рас­суд­ные люди, гово­рит Сирах, обма­ны­ва­ют самих себя пусты­ми и лож­ны­ми надеж­да­ми; кто верит снам, тот подо­бен обни­ма­ю­ще­му тень или гоня­ще­му­ся за вет­ром; сно­ви­де­ния совер­шен­но то же, что отоб­ра­же­ние лица в зер­ка­ле (XXXIII, 1–3).

Боль­шая часть снов суть толь­ко есте­ствен­ное след­ствие воз­буж­ден­но­го вооб­ра­же­ния чело­ве­ка. О чем чело­век днем дума­ет, чем он силь­но заин­те­ре­со­ван, чего он страст­но жела­ет или не жела­ет, это и снит­ся ему. Свя­той Гри­го­рий рас­ска­зы­ва­ет об одном чело­ве­ке, кото­рый дове­рял снам и кото­ро­му во сне обе­ща­лась дол­гая жизнь. Он собрал мно­го денег, что­бы в достат­ке про­жить дол­гую жизнь свою; но вдруг забо­лел и вско­ре умер, и, таким обра­зом, не смог вос­поль­зо­вать­ся накоп­лен­ным богат­ством и в то же вре­мя не взял с собою в веч­ность ника­ких доб­рых дел. Как видим, есть мно­го снов пустых и обман­чи­вых, кото­рые ниче­го не зна­чат и на кото­рые не надоб­но обра­щать внимания.

Но, во-вто­рых, есть и такие сны, кото­рые име­ют зна­че­ние и на кото­рые надоб­но обра­щать вни­ма­ние. Ука­жем для при­ме­ра на сон Иоси­фа, одно­го из две­на­дца­ти сыно­вей пат­ри­ар­ха Иако­ва. Иоси­фу при­сни­лось, что он с отцом и бра­тья­ми жнет в поле пше­ни­цу; сноп Иоси­фа сто­ял пря­мо, а сно­пы отца и бра­тьев окру­жи­ли его и покло­ни­лись ему. Этот сон точ­но испол­нил­ся: по исте­че­нии неко­то­ро­го вре­ме­ни Иосиф, про­дан­ный бра­тья­ми в Еги­пет, сде­лал­ся там пра­ви­те­лем. И когда в Еги­пет при­е­ха­ли отец и бра­тья его, то долж­ны были кла­нять­ся ему и почи­тать его. Точ­но так же сбыл­ся про­ро­че­ский сон фара­о­на, царя еги­пет­ско­го. Если бы фара­он не обра­тил вни­ма­ния на этот сон и не сде­лал боль­ших запа­сов хле­ба в уро­жай­ные годы для годов неуро­жай­ных, то он горь­ко рас­ка­и­вал­ся бы: жите­ли Егип­та, а так­же отец и бра­тья Иоси­фа умер­ли бы голод­ной смертью.

И мно­гие из людей, а может быть и из нахо­дя­щих­ся сре­ди нас, име­ют при­чи­ну рас­ка­и­вать­ся в том, что не обра­ти­ли вни­ма­ния на неко­то­рые свои сны. Вот для при­ме­ра один рас­сказ. Один бес­пут­ный юно­ша, не слу­шав­ший уве­ща­ний сво­их луч­ших дру­зей, направ­ляв­ших его на луч­шую доро­гу, уви­дел одна­жды во сне сво­е­го отца, кото­рый стро­го пове­ле­вал ему оста­вить бес­пут­ную и без­бож­ную жизнь и испра­вить­ся; но, соглас­но изре­че­нию Спа­си­те­ля, если не слу­ша­ют зако­на, то не послу­ша­ют и того, кто бы вос­крес из мерт­вых, – юно­ша не обра­тил ника­ко­го вни­ма­ния на свой сон.

Через какое-то вре­мя он опять видит такой же сон: ему сно­ва снит­ся отец, кото­рый заяв­ля­ет сыну, что если он не пере­ме­нит сво­ей жиз­ни, то в такой-то день его застиг­нет смерть, и он пред­ста­нет на суд Божий. Юно­ша рас­ска­зал, шутя, о сво­ем сне това­ри­щам и не толь­ко не поду­мал об исправ­ле­нии жиз­ни, но даже как бы посме­ял­ся над угро­зою, полу­чен­ною во сне. Имен­но – на тот день, в кото­рый во сне отец угро­жал сыну смер­тью, он назна­чил боль­шую пируш­ку с това­ри­ща­ми. И что же? Сре­ди весе­лия сына пора­жа­ет вне­зап­но апо­плек­си­че­ский удар, и он через несколь­ко минут умирает!

Из при­ве­ден­ных здесь рас­ска­зов мы видим, что не все сны обман­чи­вы и пусты, есть сны, кото­рые дей­стви­тель­но испол­ня­ют­ся в жиз­ни.

 

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям

5_0021. Если сны побуж­да­ют нас к доб­ру и удер­жи­ва­ют от зла, то счи­тай­те эти сны пер­стом Божи­им, ука­зы­ва­ю­щим на небо и откло­ня­ю­щим нас от доро­ги в ад.

Бог гово­рит одна­жды и, если того не заме­тят, в дру­гой раз: во сне, в ноч­ном виде­нии, когда сон нахо­дит на людей, во вре­мя дре­мо­ты на ложе. Тогда Он откры­ва­ет у чело­ве­ка ухо и запе­чат­ле­ва­ет Свое настав­ле­ние, что­бы отве­сти чело­ве­ка от како­го-либо пред­при­я­тия и уда­лить от него гор­дость, что­бы отве­сти душу его от про­па­сти и жизнь его от пора­же­ния мечом (Иов. XXXIII, 14–18).

“Когда уви­дишь во сне образ кре­ста, – учит пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий, – знай, что этот сон исти­нен и от Бога; но поста­рай­ся от свя­тых полу­чить истол­ко­ва­ние зна­че­ния его, и не верь сво­е­му помыслу”.

2. Если же вы не уве­ре­ны или не име­е­те разум­ной при­чи­ны думать, что сон про­ис­хо­дит от Бога, в осо­бен­но­сти если сон каса­ет­ся неваж­ных, без­раз­лич­ных пред­ме­тов, то нет надоб­но­сти обра­щать вни­ма­ние на сны и устро­ять по ним свои дела. Будь­те осто­рож­ны, дабы, обра­щая вни­ма­ние на каж­дый сон, не сде­лать­ся суе­вер­ны­ми и не под­пасть греху.

3. Если, нако­нец, сон вле­чет чело­ве­ка ко гре­ху, то он след­ствие наше­го испор­чен­но­го, рас­стро­ен­но­го вооб­ра­же­ния, нашей фан­та­зии, или же он про­ис­хо­дит от того, от кого да сохра­нит нас Бог Сво­ею бла­го­да­тию, т.е. от диавола.

Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник писал: Сны луч­ше про­пус­кать без вни­ма­ния. Иные из них, может быть, и зна­чат что-либо, но как нам опре­де­лять это точ­но не дано, а догад­ки мож­но настро­ить обман­чи­вые и непо­лез­ные, то и луч­ше забы­вать их. Они на это и при­го­во­ре­ны есте­ствен­но, ибо обыч­нее забы­ва­ют­ся. К све­де­нию при­ми­те, что сны быва­ют нату­раль­ные, быва­ют от Анге­лов и свя­тых, быва­ют и от бесов. Кото­рые от Анге­лов и свя­тых, мир душев­ный сози­да­ют и надол­го остав­ля­ют его в душе, а кото­рые от бесов – мир внут­ри разо­ря­ют; свои же сны – пусто­по­рож­ни и бес­по­ря­доч­ны. Бесы бес­силь­ны, – и ниче­го не могут нам сде­лать. Но им попус­ка­ет­ся ино­гда побли­же под­сту­пить к рабам Божи­им и потре­во­жить их, частью для испы­та­ния, частью для науче­ния, частью для пока­за­ния им самим, что такое они суть. В этих же видах попус­ка­ет­ся им и сны соплетать”.

 

Чрезмерная вера в предчувствия

Пред­чув­ство­вать какую-либо чрез­вы­чай­ную пере­ме­ну в жиз­ни, а осо­бен­но смерть, чело­век может. Но, по боль­шей части, пред­чув­ствия быва­ют обман­чи­вы, пото­му что спо­соб­ность их утра­че­на через гре­хо­па­де­ние Ада­ма, пото­му что они про­ис­хо­дят часто от изне­жен­ной жиз­ни или от рас­стро­ен­но­го вооб­ра­же­ния. Итак, на осно­ва­нии их окон­ча­тель­но решать свое или чужое буду­щее не сле­ду­ет, и тем самым вво­дить себя в напрас­ный страх или же в лож­ную радость. Это зна­чи­ло бы забыть о Про­мыс­ле Божи­ем, кото­рый управ­ля­ет жиз­нью нашей и кото­рый по сво­им пре­муд­рым и бла­гим наме­ре­ни­ям может и предот­вра­тить от нас самую оче­вид­ную беду, как, напро­тив, совсем не оправ­дать пред­чув­ству­е­мой нами радо­сти. Езе­кия по тяж­кой болез­ни сво­ей дол­жен был уме­реть, и – не умер. Аман напе­ред радо­вал­ся тор­же­ству сво­е­му над Мар­до­хе­ем, но пред­чув­ствие не сбы­лось. Не торо­пи­тесь верить предчувствиям.

Верование встречам и другим приметам

От Гос­по­да исправ­ля­ют­ся сто­пы мужу (Притч. XX, 24). Вме­сто того, что­бы веро­вать и руко­вод­ство­вать­ся в жиз­ни сво­ей здра­вым рас­суж­де­ни­ем, суе­вер­ный чело­век ста­вит свои успе­хи или же неуда­чи в делах в зави­си­мость от раз­лич­ных примет.

Неко­то­рые счи­та­ют: встре­ча со свя­щен­ни­ком или с чело­ве­ком, несу­щим пустые вед­ра, несчаст­ли­ва; поне­дель­ник для начи­на­ния дел тяжел; тре­тья горя­щая на сто­ле све­ча опас­на, 13 чело­век за сто­лом тоже, а неча­ян­но пога­шен­ная све­ча пред­ве­ща­ет гостя; нель­зя дарить ост­рые пред­ме­ты и т.п. Если подроб­но всмот­реть­ся в эти при­ме­ты, то для мно­гих суе­ве­рий най­дут­ся про­стые исто­ри­че­ские или живые прак­ти­че­ские осно­ва­ния, а для всех вооб­ще пред­рас­суд­ков ясные опро­вер­же­ния в сло­ве Божи­ем и в здра­вом смыс­ле. Хри­сти­а­ни­ну нуж­но отре­шить­ся от вся­ких суе­ве­рий, пред­рас­суд­ков и примет.

Источ­ник http://kazan.eparhia.ru/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки