Народные целители и их «молитвы»

Народные целители и их «молитвы»

(12 голосов4.9 из 5)

Суще­ству­ет осо­бая кате­го­рия народ­ных цели­те­лей, исполь­зу­ю­щих в сво­ей прак­ти­ке цер­ков­ную атри­бу­ти­ку, хри­сти­ан­ские сим­во­лы и молит­вы из пра­во­слав­но­го молит­во­сло­ва. Извест­но, что прак­ти­ку­ю­щий оккуль­тист рав­но­ду­шен к Богу, его инте­ре­су­ет не бого­об­ще­ние, а зем­ная корысть, дости­га­е­мая пра­виль­но выпол­нен­ны­ми маги­че­ски­ми дей­стви­я­ми. Эти же цели­те­ли вам ска­жут, что ника­кой коры­сти у них нет и что лечат они исклю­чи­тель­но обра­ще­ни­ем к Богу. Дей­стви­тель­но, не закли­на­ния из книг маги­че­ских, не устра­ша­ю­щие риту­а­лы, а молит­ва, крест и Еван­ге­лие демон­стри­ру­ют­ся перед изум­лен­ным взо­ром довер­чи­во­го клиента.

Явле­ние это рань­ше встре­ча­лось по пре­иму­ще­ству в дерев­нях, а сей­час, рас­про­стра­ня­е­мое через интер­нет и рекла­му в СМИ, ста­ло почти повсе­мест­ным. Если кол­ду­нов люди все-таки инту­и­тив­но поба­и­ва­ют­ся, то подоб­ные цели­те­ли все­ля­ют дове­рие хри­сти­ан­ской сим­во­ли­кой, более род­ной и близ­кой душе.

Что же пред­став­ля­ет собой этот феномен?

Как кажет­ся, подоб­ный вид цели­тель­ства неопро­вер­жим с точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной духов­ной жиз­ни. Одна­ко вспом­ним хоро­шую рус­скую посло­ви­цу: «Не все то золо­то, что бле­стит». Если кто-то сам о себе гово­рит: «Я лечу молит­вой», то к это­му уже надо отне­стись с осто­рож­но­стью (конеч­но, он может и не про­из­но­сить этой фра­зы, а про­сто высту­пать в роли цели­те­ля, для кото­ро­го цер­ков­ная молит­ва есть одна из форм лечения).

Стро­го гово­ря, никто не может лечить соб­ствен­но вычит­кой молитв. Ведь в под­лин­ной молит­ве мы обра­ща­ем­ся к Богу, и пото­му молит­ва пред­по­ла­га­ет, что на моля­ще­го­ся чело­ве­ка и на того, о ком он про­сит, будет дей­ство­вать Бог, поэто­му в под­лин­ной молит­ве мы вве­ря­ем в руки Божии себя и того, о ком молим­ся. Зна­чит, не умест­но само выра­же­ние (или идея): «Я лечу молит­вой». В молит­ве мы можем толь­ко обра­тить­ся к Богу, Кото­рый, если это полез­но, подаст про­си­мое нами, а если нет, не подаст, хоть бей­ся голо­вой об пол. Молит­ва не инстру­мент для мани­пу­ля­ций над дру­ги­ми людь­ми, а лишь сми­рен­ная прось­ба, постав­ля­ю­щая на пер­вый план волю Божию о дан­ном чело­ве­ке, а не свое гор­де­ли­вое жела­ние. Поэто­му в хра­ме на бого­слу­же­нии каж­дая екте­ния (то есть про­ше­ние) завер­ша­ет­ся воз­гла­ше­ни­ем: «Сами себя и друг дру­га и весь живот наш Хри­сту Богу пре­да­дим». Так что нель­зя самой по себе вычит­кой молитв изме­нить физио­ло­гию дру­го­го чело­ве­ка. Исце­ля­ю­ще дей­ство­вать может лишь Бог Сво­ей бла­го­да­тью, а мы – сми­рен­но про­сить Его подать, если Ему угод­но, исце­ле­ние. Бог же помо­га­ет тому, кому Сам сочтет полез­ным, и пото­му чте­ние молит­вен­но­го пра­ви­ла еще не гаран­тия полу­че­ния просимого.

Народные целителиВме­сте с тем, види­мый эффект в слу­ча­ях обра­ще­ния к подоб­ным цели­те­лям (как, впро­чем, и к обыч­ным кол­ду­нам) отри­цать невоз­мож­но. Как-то мне при­ве­ли такой при­мер. Некий чело­век, всю жизнь про­жив­ший в деревне, зара­зил­ся кон­ским воло­сом (так в про­сто­на­ро­дье назы­ва­ют пара­зи­та, от кото­ро­го очень труд­но изба­вить­ся); дой­дя до кри­ти­че­ско­го поло­же­ния, он обра­тил­ся к извест­ной в его деревне бабуш­ке. Она уста­но­ви­ла неза­мыс­ло­ва­тое пра­ви­ло: на заре вме­сте с ним выхо­ди­ла в опре­де­лен­ное место и чита­ла «Бого­ро­ди­це Дево, радуй­ся» какое-то чис­ло раз – и болезнь про­шла. Труд­но судить, не зная кон­крет­но этих людей, что было в дан­ном слу­чае – молит­вен­ная прось­ба, увен­чав­ша­я­ся мило­сти­вым откли­ком Божи­им, или же экс­тра­сен­со­ри­ка, при­кры­тая молит­вен­ным пра­ви­лом. А ведь раз­ни­ца при внеш­нем сход­стве велика.

Здесь важ­но чув­ство­вать тон­кую грань. Одно дело, когда в слу­чае опас­ной болез­ни ближ­не­го пра­во­слав­ные хри­сти­ане реша­ют помо­лить­ся о нем – соби­ра­ют­ся вме­сте или молят­ся по отдель­но­сти. Есть ведь в Церк­ви осо­бые молит­вы, в кото­рых мы испра­ши­ва­ем у Бога здо­ро­вье. «Моли­тесь друг за дру­га, что­бы исце­лить­ся» (Иак.5:16), – ска­за­но в Свя­щен­ном Писа­нии. В хра­ме слу­жат­ся молеб­ны о здра­вии души и тела, есть таин­ство собо­ро­ва­ния (еле­освя­ще­ние), бла­го­да­ря кото­ро­му мно­гие под­ня­лись с одра самых тяж­ких болез­ней. Боль­шое зна­че­ние име­ет и лич­ная молит­ва, при­ня­тие на себя осо­бо­го молит­вен­но­го пра­ви­ла с прось­бой Гос­по­да об исце­ле­нии. Здесь все понят­но: мы молим­ся Богу о выздо­ров­ле­нии боль­но­го, и, если это не про­ти­во­ре­чит воле Божи­ей и послу­жит на поль­зу боль­но­му, Гос­подь исце­ля­ет или облег­ча­ет его состо­я­ние. «Помо­лил­ся Авра­ам Богу, и исце­лил Бог Ави­ме­ле­ха, и жену его, и рабынь его, и они ста­ли рож­дать» (Быт.20:17), – при­во­дит­ся в Свя­щен­ном Писа­нии при­мер подоб­ной молит­вы. И хотя в дан­ном слу­чае упо­ми­на­ет­ся свя­той чело­век, не надо щепе­тиль­но искать того, кто «бли­же» к Богу, что­бы имен­но он о нас помо­лил­ся. Поль­зу­ясь слу­ха­ми о свя­то­сти, мож­но попасть на мошен­ни­ка, пси­хи­че­ски боль­но­го или нахо­дя­ще­го­ся в пре­ле­сти. Гос­подь лишь неко­то­рым подвиж­ни­кам, и то после дол­го­го подви­га, бла­го­слов­ля­ет явное слу­же­ние людям. Поэто­му луч­ше обра­тить­ся к свя­щен­ни­ку, ибо молит­ва явля­ет­ся его слу­же­ни­ем, а так­же к близ­ко­му, любя­ще­му нас чело­ве­ку, кото­рый с чисто­той и искрен­но­стью помо­лит­ся Богу о выздоровлении.«И молит­ва веры исце­лит боля­ще­го» (Иак.5:15).

Дру­гое дело, когда встре­ча­ет­ся чело­век, кото­рый выра­жа­ет как бы свое осо­бое поло­же­ние – «Я лечу молит­вой», а цер­ков­ные молит­во­сло­вия исполь­зу­ют­ся как некий таин­ствен­ный при­ем, пере­клю­ча­ю­щий состо­я­ние чело­ве­ка с болез­ни на здо­ро­вье. Допу­стим, при­шел к подоб­но­му цели­те­лю чело­век, у кото­ро­го голо­ва раз­бо­ле­лась, а тот гово­рит: «Ниче­го, сей­час вычи­та­ем молит­вен­ное пра­ви­ло, поло­жу тебе руки на голо­ву – и прой­дет». Это зна­чит лишь то, что у дан­но­го чело­ве­ка есть все та же таин­ствен­ная, то есть оккульт­ная, спо­соб­ность воз­дей­ство­вать на дру­го­го чело­ве­ка, но толь­ко не с помо­щью экс­тра­сен­сор­ных пас­сов или кол­дов­ских закли­на­ний, а под види­мо­стью пра­во­слав­ных молитв. Опре­де­лен­ное молит­вен­ное пра­ви­ло вос­при­ни­ма­ет­ся как фор­му­ла, помо­га­ю­щая при усло­вии, что боль­ной вве­ря­ет себя дан­но­му цели­те­лю. Имен­но в этом слу­чае умест­ны сло­ва псал­мо­пев­ца Дави­да: «Молит­ва его да будет в грех» (Пс.108:7), – или сло­ва Само­го Бога, ска­зан­ные через про­ро­ка Иса­ию: – «Когда вы про­сти­ра­е­те руки ваши, Я закры­ваю от вас очи Мои; и когда вы умно­жа­е­те моле­ния ваши, Я не слы­шу» (Ис.1:15). Эффект же исце­ле­ния про­ис­хо­дит не за счет кол­дов­ских риту­а­лов и заго­во­ров, а по при­чине осо­бо­го экс­тра­сен­сор­но­го настроя цели­те­ля, удоб­но исполь­зу­ю­ще­го тек­сту­аль­ный строй молит­вы как под­хо­дя­щий лич­но для него заговор.

Пока­за­тель­но в этом слу­чае то все­об­щее пра­ви­ло, что цер­ков­но­го бла­го­сло­ве­ния на такую дея­тель­ность подоб­ные цели­те­ли нико­гда не име­ли (хотя ино­гда они заве­ря­ют, что оно у них есть). Усерд­ной цер­ков­ной жиз­нью они не отли­ча­ют­ся, осо­бен­но же не склон­ны к регу­ляр­но­му уча­стию в таин­ствах испо­ве­ди и при­ча­ще­ния. И уж чего точ­но у таких людей нико­гда не быва­ет, так это серьез­но­го духов­но­го руко­вод­ства, духов­ни­ка, с кото­рым бы они сове­то­ва­лись по пово­ду соб­ствен­ной жиз­ни. Гос­подь Иисус Хри­стос, обра­ща­ясь к апо­сто­лам, а в их лице и ко всем свя­щен­ни­кам, гово­рил: «Слу­ша­ю­щий вас Меня слу­ша­ет, и отвер­га­ю­щий­ся вас Меня отвер­га­ет­ся; а отвер­га­ю­щий­ся Меня, отвер­га­ет­ся Послав­ше­го Меня» (Лк.10:16). Дан­ные же люди вро­де бы и не про­тив Церк­ви, упо­треб­ля­ют пред­ме­ты, про­да­ва­е­мые в цер­ков­ной лав­ке, но сами при этом ока­зы­ва­ют­ся несколь­ко обособ­лен­ны­ми от Церкви.

Вот как опи­сы­ва­ет совре­мен­ный пас­тырь опыт сво­ей встре­чи с подоб­ной цели­тель­ни­цей: «В самом нача­ле пере­строй­ки на испо­ведь ко мне при­шла сред­них лет жен­щи­на из Рес­пуб­ли­ки Коми, кото­рая око­ло года тому назад пер­вый раз в жиз­ни побы­ва­ла в церк­ви, где купи­ла несколь­ко икон и молит­во­слов. Дома она пове­си­ла ико­ны в угол и толь­ко собра­лась помо­лить­ся, как вдруг к ней зашли сосе­ди – пожи­лые супру­ги. Уви­дев в углу ико­ны, они ста­ли инте­ре­со­вать­ся, что это такое. В церк­ви, как объ­яс­ни­ла жен­щи­на, никто из их села нико­гда не бывал, пото­му что до бли­жай­шей – не менее 300 кило­мет­ров. Она, как мог­ла, отве­ти­ла на их вопро­сы и пред­ло­жи­ла вме­сте помо­лить­ся по толь­ко что куп­лен­но­му молит­во­сло­ву. Сосе­ди вста­ли рядом, и она пер­вый раз в жиз­ни нача­ла читать по нему молит­вы. На дру­гой день они при­шли сно­ва и ска­за­ли, что у обо­их про­шли боли после ее вче­раш­них молитв: у мужа – в ухе, а у жены – в пояс­ни­це. Конеч­но, милость Божия без­мер­на. В ситу­а­ции, когда жите­лям глу­хой дерев­ни не от кого было услы­шать о Боге, Он мог в какой-то момент послать Свою помощь и через совсем нецер­ков­ную жен­щи­ну, что­бы таким обра­зом при­звать к Себе людей. Но беда в том, что после это­го слу­чая одно­сель­чане ста­ли обра­щать­ся не к Богу, а к этой жен­щине, о кото­рой пошла сла­ва “цели­тель­ни­цы”: сосе­ди ста­ли при­сы­лать к ней за помо­щью всех сво­их зна­ко­мых. А той и в голо­ву не при­шло, что лука­вый может стро­ить здесь свои коз­ни. К тому же она не зна­ла ни запо­ве­дей Божи­их, ни сущ­но­сти хри­сти­ан­ско­го уче­ния, ни цели хри­сти­ан­ской жиз­ни. Вплоть до 47 лет жила жиз­нью само­го обыч­но­го совет­ско­го чело­ве­ка, со все­ми осо­бен­но­стя­ми его мыш­ле­ния, куль­ту­ры, миро­воз­зре­ния и обра­за жиз­ни. Вполне понят­но, что за про­жи­тые годы эта жен­щи­на нако­пи­ла мно­же­ство гре­хов, в том чис­ле и смерт­ных, но нико­гда в них не кая­лась и даже не зна­ла о необ­хо­ди­мо­сти испо­ве­ди, а так­же мно­го­лет­них тру­дов для иско­ре­не­ния гре­хов­ных при­вы­чек и при­вя­зан­но­стей. Это помог­ло демо­нам вну­шить жен­щине, что имен­но ее выбрал Сам Гос­подь, что­бы через нее исце­лять людей. Мысль о том, что она со все­ми сво­и­ми гре­ха­ми это­го недо­стой­на, ей и в голо­ву не при­шла… Одна­ко Гос­подь не оста­вил ее без вра­зум­ле­ния, предо­ста­вив воз­мож­ность доб­ро­воль­но­го выбо­ра. Она вдруг “слу­чай­но” ока­за­лась в нашей церк­ви имен­но в тот день, когда в бесе­де перед испо­ве­дью я рас­ска­зы­вал о подоб­ных хит­ро­стях демо­нов. После служ­бы она подо­шла ко мне и рас­ска­за­ла свой слу­чай, пыта­ясь выяс­нить, отно­сят­ся ли ее неожи­дан­но про­явив­ши­е­ся “спо­соб­но­сти” к той же серии демо­ни­че­ских явле­ний, о кото­рых я гово­рил. Эта жен­щи­на счи­та­ла, что чисто­та ее дела была гаран­ти­ро­ва­на тем, что она ниче­го, кро­ме молитв из пра­во­слав­но­го молит­во­сло­ва, не чита­ла и не пред­при­ни­ма­ла ника­ких иных дей­ствий. Есте­ствен­но, она пола­га­ла, что полу­чи­ла силу исце­лять от Бога, при­чем неожи­дан­но и даром. Гово­рить с ней было непро­сто. Очень уж ей не хоте­лось рас­ста­вать­ся с ролью “цели­тель­ни­цы”, что­бы вновь пре­вра­тить­ся в обыч­ную, ничем не выда­ю­щу­ю­ся жен­щи­ну»[1].

Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин писал об этом так: «Кто жела­ет пове­ле­вать нечи­сты­ми духа­ми, или чудес­но пода­вать здра­вие боля­щим, или являть пред наро­дом какое-либо из див­ных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­ва­ет имя Хри­сто­во, но быва­ет чужд Хри­ста, поели­ку, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­ду­ет Учи­те­лю сми­ре­ния»[2]. Итак, это вопрос об очень тон­ких под­ме­нах. Если бы в нашем мире все сра­зу пред­ста­ва­ло в сво­ем под­лин­ном све­те, то люди не зна­ли бы иску­ше­ний, соблаз­нов, а сра­зу виде­ли бы суть явле­ния и дела­ли соот­вет­ству­ю­щие выво­ды. К сожа­ле­нию, на про­тя­же­нии всей исто­рии греш­но­го чело­ве­че­ства люди оши­ба­ют­ся, и то, что кажет­ся им пона­ча­лу одним, затем, при более тес­ном зна­ком­стве, пред­ста­ет в совер­шен­но ином свете.

Как-то автор этих строк встре­тил­ся с чело­ве­ком, кото­рый утвер­ждал, что ему явля­ет­ся Хри­стос и бесе­ду­ет с ним. Этот чело­век был трак­то­ри­стом. Он поку­пал в Соф­ри­но под­свеч­ник для хра­ма – по воле, как он гово­рил, Иису­са Хри­ста. «Да, да, – повто­рил тру­же­ник, – Он мне Сам ска­зал купить для хра­ма, на самом деле». Когда мы поин­те­ре­со­ва­лись у «само­вид­ца», точ­но ли он уве­рен в истин­но­сти сво­их откро­ве­ний, тот отве­тил с глу­бо­кой убеж­ден­но­стью, посе­то­вал, что свя­щен­ни­ки ему не верят. С теп­лом вспо­ми­нал о слы­ша­нии «выс­ших» истин: «Еду по полю, зре­ние у меня сла­бое, а он (то есть то неви­ди­мое суще­ство, кото­рое выда­ва­ло себя за Хри­ста. – В.Д.) сме­ет­ся, гово­рит: “Что, дурак сле­пой, не видишь?”» В дан­ной ситу­а­ции все оче­вид­но. Где в Еван­ге­лии гово­рит­ся о том, что­бы Гос­подь сме­ял­ся, что­бы Он упо­треб­лял глу­пые зем­ные репли­ки? Тем не менее, это стран­ное неви­ди­мое суще­ство реко­мен­до­ва­ло сво­е­му кон­так­те­ру ходить в храм и даже жерт­во­вать на цер­ковь. Зна­чит, види­мая доб­ро­по­ря­доч­ность чего-либо: пове­де­ния, нрав­ствен­ных настав­ле­ний, бла­го­тво­ре­ния дру­гим – может быть совер­шен­но чуж­да бла­го­да­ти Духа Свя­то­го, чуж­да Гос­по­да Иису­са Хри­ста. «Бла­го­че­стие ваше как утрен­ний туман и как роса, ско­ро исче­за­ю­щая» (Ос.6:4), – ска­жем сло­ва­ми про­ро­ка Осии. Бес вре­мен­но может пред­ла­гать что-то «доб­рое», ведь у это­го древ­не­го, хит­ро­го суще­ства – даль­ние пла­ны, про­сти­ра­ю­щи­е­ся за грань зем­ной жиз­ни. Есте­ствен­но, что если бы обо­льщен­но­му при­шло в голо­ву исце­лять дру­гих и чудо­дей­ство­вать (на тот момент тако­го заме­че­но не было), он обра­щал­ся бы с подоб­ны­ми прось­ба­ми к неви­ди­мо­му спут­ни­ку, кото­рый тут же сыг­рал бы в свою поль­зу на его «молит­ве Христу».

Теперь посмот­рим на рас­смат­ри­ва­е­мую нами про­бле­му еще с одной сто­ро­ны. Мно­гие люди не раз­ли­ча­ют в сво­ей жиз­ни глав­но­го и вто­ро­сте­пен­но­го. Посколь­ку на пер­вом месте у них физи­че­ское здо­ро­вье, мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие и семей­ное сча­стье, то все вни­ма­ние посвя­ща­ет­ся обре­те­нию это­го. Даже при­хо­дя в храм, такие люди дума­ют не о спа­се­нии сво­ей бес­смерт­ной души, осво­бож­де­нии ее от сетей гре­ха и при­об­ще­нии к Богу, а преж­де все­го о зем­ном бла­го­ден­ствии, ради чего ста­вят­ся свеч­ки, жерт­ву­ет­ся мелочь в цер­ков­ную круж­ку и про­из­но­сят­ся ред­кие молит­вы. Понят­но, что при подоб­ном отно­ше­нии к жиз­ни исце­ле­ние, полу­чен­ное око­ло­цер­ков­ным спо­со­бом, рас­смат­ри­ва­ет­ся уже как кри­те­рий истины.

Созна­ние боль­шин­ства людей не допус­ка­ет, что­бы види­мое здо­ро­вье пода­вал чело­век, веду­щий не бого­угод­ную жизнь. Раз болезнь отсту­па­ет, а цели­тель дей­ству­ет молит­ва­ми и хри­сти­ан­ски­ми сим­во­ла­ми, зна­чит, он несо­мнен­но уго­ден Богу. По это­му пово­ду пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ни­ях» гово­рил: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может ино­гда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и пото­му почи­тать­ся свя­тым и рабом Божи­им… и сам тот, кто уве­рен в себе, что обла­да­ет даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью серд­ца, испы­ты­ва­ет тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демо­ны, с воп­лем име­нуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных пло­дов, пока­зы­ва­ют вид, буд­то их свя­тость жжет их и они при­нуж­де­ны бежать от одер­жи­мых ими»[3].

Впро­чем, сами оккуль­ти­сты любят ссы­лать­ся на извест­ный фраг­мент Еван­ге­лия, в кото­ром апо­сто­лы сооб­ща­ют Гос­по­ду: «Учи­тель! мы виде­ли чело­ве­ка, кото­рый име­нем Тво­им изго­ня­ет бесов, а не ходит за нами; и запре­ти­ли ему, пото­му что не ходит за нами. Иисус ска­зал: Не запре­щай­те ему, ибо никто, сотво­рив­ший чудо име­нем Моим, не может вско­ре зло­сло­вить Меня. Ибо кто не про­тив вас, тот за вас» (Мк.9:38–40). Упо­ми­ная эту цита­ту, оккуль­ти­сты сами устра­и­ва­ют себе ловуш­ку, пото­му что откры­то сви­де­тель­ству­ют, что они не сле­ду­ют за Цер­ко­вью, хотя вро­де бы и не про­тив нее.

Извест­ный тол­ко­ва­тель Еван­ге­лия бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский объ­яс­нял про­ци­ти­ро­ван­ный текст так: «При нача­ле же (еван­гель­ской) про­по­ве­ди слу­ча­лось, что неко­то­рые, побуж­да­е­мые стра­стью сла­во­лю­бия, жела­ли совер­шать зна­ме­ния, но, видя, как могу­ще­ствен­но имя Иису­со­во, они при­зы­ва­ли его и таким обра­зом совер­ша­ли зна­ме­ния, хотя и чуж­ды и недо­стой­ны были бла­го­да­ти Божи­ей. Ибо Гос­по­ду угод­но было, что­бы про­по­ведь рас­про­стра­ня­лась и чрез недо­стой­ных»[4]. До Пяти­де­сят­ни­цы само упо­ми­на­ние име­ни Хри­ста уже вер­ши­ло чуде­са. Так было пона­ча­лу (зна­ме­ния совер­ша­лись даже через «побуж­да­е­мых стра­стью сла­во­лю­бия», «чуж­дых и недо­стой­ных бла­го­да­ти Божи­ей»), пока собор апо­сто­лов не вос­при­нял нис­по­слан­но­го Спа­си­те­лем Духа Свя­то­го, тем самым став свя­той Цер­ко­вью и полу­чив силу совер­шать более зна­чи­мые зна­ме­ния и чудеса.

Когда же Цер­ковь побе­до­нос­но шество­ва­ла по миру с про­по­ве­дью Еван­ге­лия, мы встре­ча­ем иную ситу­а­цию. В кни­ге Дея­ний напи­са­но: «Даже неко­то­рые из ски­та­ю­щих­ся Иудей­ских закли­на­те­лей ста­ли упо­треб­лять над име­ю­щи­ми злых духов имя Гос­по­да Иису­са, гово­ря: закли­на­ем вас Иису­сом, Кото­ро­го Павел про­по­ве­ду­ет. Это дела­ли какие-то семь сынов Иудей­ско­го пер­во­свя­щен­ни­ка Ске­вы. Но злой дух ска­зал в ответ: Иису­са знаю, и Павел мне изве­стен, а вы кто? И бро­сил­ся на них чело­век, в кото­ром был злой дух, и, одо­лев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и изби­тые, выбе­жа­ли из того дома» (Деян.19:13–16). Из это­го сле­ду­ет, что злые духи боят­ся не тех, кто толь­ко при­зы­ва­ет имя Гос­подне, а тех, кто нахо­дит­ся в обще­нии с Цер­ко­вью и участ­ву­ет в ее таинствах.

Важ­но понять, что в под­лин­ной молит­ве дей­ству­ют не сло­ва сами по себе, а сила Того, к Кому чело­век обра­ща­ет­ся посред­ством молит­вы. Хри­сти­а­нин веру­ет в Бога и посред­ством цер­ков­ной молит­вы обра­ща­ет­ся к Нему, в ответ на молит­ву Бог осе­ня­ет хри­сти­а­ни­на Сво­ей бла­го­дат­ной силой. Если же у хри­сти­а­ни­на созда­ет­ся в душе иска­жен­ный образ духов­но­го мира, иска­жен­ное пред­став­ле­ние о самом себе или о Боге (допу­стим, высо­кое мне­ние о себе как об осо­бом избран­ни­ке и цели­те­ле или ере­ти­че­ское пред­став­ле­ние о мире духов­ном как без­ли­ком энер­ге­ти­че­ском нача­ле), его молит­ва, при тех же самых сло­вах, не дохо­дит до Бога и пото­му бес­плод­на. Напро­тив, рядом с таким чело­ве­ком нахо­дят­ся пад­шие анге­лы, кото­рые окру­жа­ют его сво­ей демо­ни­че­ской энер­ги­ей и могут ими­ти­ро­вать бла­го­де­я­ния, исце­ле­ния и испол­не­ние молитв.

Вот поче­му одно из стро­гих предо­сте­ре­же­ний Иису­са Хри­ста каса­лось неза­кон­ных чудо­тво­ре­ний под при­кры­ти­ем при­зы­ва­ния Его име­ни: «Мно­гие ска­жут Мне в тот день: Гос­по­ди! Гос­по­ди! не от Тво­е­го ли име­ни мы про­ро­че­ство­ва­ли? и не Тво­им ли име­нем бесов изго­ня­ли? и не Тво­им ли име­нем мно­гие чуде­са тво­ри­ли? И тогда объ­яв­лю им: Я нико­гда не знал вас; отой­ди­те от Меня, дела­ю­щие без­за­ко­ние» (Мф.7:22–23). Да, они и про­ро­че­ство­ва­ли, и бесов изго­ня­ли, и мно­гие чуде­са сотво­ри­ли, при­чем при­зы­вая имя Спа­си­те­ля, но ока­зы­ва­ют­ся без Него, пото­му что сама суть слу­же­ния оста­лась экс­тра­сен­сор­ной, а не бла­го­дат­но-духов­ной. Слов Само­го Иису­са Хри­ста долж­но быть доста­точ­но, что­бы понять суть упо­мя­ну­то­го феномена.

Вале­рий Духанин

Источ­ник: Православие.ру

При­ме­ча­ния

[1] Игу­мен N. Об одном древ­нем стра­хе. Кого и как «пор­тят» кол­ду­ны. М.: Дани­лов­ский бла­го­вест­ник, 2007. С. 67–68.

[2] Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин, пре­по­доб­ный. Писа­ния. М., 1892. С. 445.

[3] Там же. С. 440.

[4] Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, бла­жен­ный. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Мар­ка. М., 2000. С. 82.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2 комментария

  • Татьяна, 14.04.2018

    Эта Зага­рия Надеж­да Ива­нов­на обык­но­вен­ная афе­рист­ка. Сни­ма­ет пор­чу за 500 тысяч и не одно­му чело­ве­ку не помог­ла. Будь­те бдительны

    Ответить »
  • Аноним, 25.09.2011

    Таким народ­ным цели­те­лем и экс­тра­сен­сом вели­ча­ет себя Зага­рия Надеж­да Ива­нов­на, кото­рая име­ет свои цен­тры в Москве, С‑Петербурге, Ана­пе и на Кам­чат­ке. Но истин­ная цель её — стя­жа­тель­ство, нажи­ва на чужом горе! Хоть кон­то­ра её назы­ва­ет­ся Меж­ду­на­род­ны центр нетра­ди­ци­он­ной меди­ци­ны “Фено­мен”, ниче­го обще­го с меди­ци­ной там нет. Лже­це­ли­тель­ство её — биз­нес, хотя она при­кры­ва­ет­ся бла­го­сло­ве­ни­ем отца Алек­сия из Рамен­ска Мос­ков­ской области.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки