Замена веры суеверием, или Гроб с табуретками и отпевание по блату

Замена веры суеверием, или Гроб с табуретками и отпевание по блату

(1 голос5.0 из 5)

…Сре­ди про­блем соб­ствен­но цер­ков­ной жиз­ни глав­ной я бы назвал почти повсе­мест­ную заме­ну веры суе­ве­ри­ем. Объ­яс­нить это мож­но ско­рее все­го тем, что мы живем в пере­лом­ный момент. Неза­мет­но ушла ста­рая Рос­сия, кото­рая еще нес­ла на себе сле­ды цер­ков­но­го пра­во­слав­но­го вос­пи­та­ния. Умер­ли наши бабуш­ки, родив­ши­е­ся в нача­ле про­шло­го, а то и в кон­це поза­про­шло­го века, с дет­ства ходив­шие в хра­мы и цер­ков­но-при­ход­ские шко­лы. Часто они были людь­ми мало­гра­мот­ны­ми, но у них не было и сотой части тех око­ло­цер­ков­ных суе­ве­рий и лож­ных пред­став­ле­ний, с кото­ры­ми мы стал­ки­ва­ем­ся сей­час. В какой-то сте­пе­ни вос­при­ня­ли цер­ков­ное уче­ние и их дети. А вот сле­ду­ю­щее поко­ле­ние — это поко­ле­ние, пол­но­стью ото­рван­ное от сво­их хри­сти­ан­ских кор­ней. Хра­мов не было, но потреб­ность в каком-то рели­ги­оз­ном освя­ще­нии жиз­ни изна­чаль­но при­су­ща чело­ве­ку, и в отсут­ствии рели­ги­оз­но­го обра­зо­ва­ния роди­лись мифы, “тра­ди­ции”, в осно­ве кото­рых — какие-то в пол­ном смыс­ле сло­ва обрыв­ки тех или иных пра­во­слав­ных обрядов.

Мне как-то при­хо­ди­лось совер­шать отпе­ва­ние одно­го чело­ве­ка в деревне и про­во­жать его на погост. Вынес­ли гроб из хра­ма, а за ним несут две табу­рет­ки. Дошли до око­ли­цы. Оста­но­ви­лись. Ста­вят табу­рет­ки, а на них гроб, сни­ма­ют крыш­ку. И, окру­жив гроб, люди мол­ча взи­ра­ют на покой­ни­ка. У ворот клад­би­ща про­це­ду­ра повто­ря­ет­ся. Я пона­ча­лу не могу понять, что же все это озна­ча­ет. А потом вспо­ми­наю, что по уста­ву пола­га­ет­ся слу­жить на выхо­де из села и у ворот клад­би­ща литию — неболь­шое заупо­кой­ное бого­слу­же­ние. И вот, все соб­ствен­но цер­ков­ное забы­то, смысл забыт, но то, что гроб с покой­ни­ком дол­жен быть постав­лен в двух местах, — это пом­нят. Это все, что оста­лось места­ми от цер­ков­ной жизни.

Таких при­ме­ров очень мно­го, и гово­рят они о том, в какой силь­ной сте­пе­ни в нашем наро­де уни­что­же­ны даже не тра­ди­ции и обря­ды, — они вто­рич­ны, — но уни­что­же­но само содер­жа­ние хри­сти­ан­ской веры.

2357 - Замена веры суеверием, или Гроб с табуретками и отпевание по блатуСвя­щен­ни­ки сви­де­тель­ству­ют, что чис­ло суе­ве­рий, свя­зан­ных с погре­бе­ни­ем усоп­ших, осо­бен­но вели­ко, и это дей­стви­тель­но так. Вот типич­ный слу­чай. При­хо­дит в храм чело­век и про­сит у насто­я­те­ля зем­лю. Мол, умер род­ствен­ник, и через час его хоро­нят. Свя­щен­ник пыта­ет­ся объ­яс­нить, что необ­хо­ди­мо совер­шить отпе­ва­ние, и жела­тель­но в хра­ме, что лишь после это­го берут зем­лю, кото­рой посы­па­ют гроб. А ему отве­ча­ют: эти рас­ска­зы не нуж­ны, глу­по­сти это все. Про­дай­те зем­лю — люди ждут. Насто­я­тель опять о сво­ем: давай­те хотя бы самую крат­кую служ­бу отслу­жим. Ему пря­мым тек­стом дают понять: в ваших “навя­зы­ва­е­мых” услу­гах не нуж­да­ют­ся, будь­те доб­ры, возь­ми­те день­ги и дай­те зем­лю. А что это за “зем­ля”, какой в ней смысл — чело­век и знать не хочет! А ведь глав­ное — пра­виль­но про­во­дить умер­ше­го в иную жизнь, совер­шить обряд цер­ков­но­го погре­бе­ния, что­бы молит­вы Церк­ви исхо­да­тай­ство­ва­ли ему милость у Бога, перед Кото­рым он вот-вот пред­ста­нет. Что же каса­ет­ся зем­ли, то цер­ков­но­го чело­ве­ка хоро­шо бы схо­ро­нить в цер­ков­ной огра­де, но там про­сто негде, и Цер­ковь посы­ла­ет на место послед­не­го упо­ко­е­ния сво­их сынов и доче­рей горст­ку зем­ли, сим­во­ли­зи­ру­ю­щую освя­ще­ние это­го места, его связь с тем хра­мом, в кото­ром усоп­ший молил­ся при жиз­ни. У чело­ве­ка же, кото­рый в хра­ме не бывал, ника­кой свя­зи с ним нет, так что зем­ля здесь выпол­ня­ет роль мате­ри­аль­но­го сим­во­ла маги­че­ско­го обряда.

И вот, с таким и подоб­ным это­му пора­зи­тель­ным духов­ным неве­же­ством стал­ки­ва­ют­ся сей­час прак­ти­че­ски все свя­щен­ни­ки, и не толь­ко в Сара­тов­ской епар­хии; в той или иной сте­пе­ни подоб­ное про­ис­хо­дит вез­де. Мас­шта­бы раз­нят­ся в зави­си­мо­сти от того, как про­хо­дит вос­ста­нов­ле­ние, воз­рож­де­ние цер­ков­ной жиз­ни. В Москве, напри­мер, я о таком почти не слы­шал. Зато уж на Вол­ге… Это при том, что та же “зем­ля” — самый ничтож­ный, мало­зна­ча­щий эле­мент тех обря­дов, кото­рые совер­ша­ет Цер­ковь над усоп­шим. “Зем­ле­по­клон­ни­ки” могут быть людь­ми вовсе неве­ру­ю­щи­ми, но у них, тем не менее, своя логи­ка: «Как же так? Сосе­ди ска­жут, что я “сво­их” по-чело­ве­че­ски не мог похо­ро­нить! Нет, обя­за­тель­но дай­те мне зем­лю». А то, что “зем­ля” сама по себе ника­кой поль­зы не при­но­сит душе усоп­ше­го, для них ока­зы­ва­ет­ся мало­су­ще­ствен­ным. Конеч­но, это совер­шен­ное язы­че­ство, если не богоборчество.

И уж тем более забы­та жиз­нен­но важ­ная в смыс­ле веч­ной уча­сти чело­ве­ка необ­хо­ди­мость испо­ве­до­вать­ся, при­ча­стить­ся, собо­ро­вать­ся перед смер­тью. Раз­го­вор об этом даже не зна­ешь с како­го кон­ца начи­нать. Все забы­то напрочь.

Очень труд­но отпе­вать людей, нико­гда не ходив­ших в храм. Ведь свя­щен­ник при этом дол­жен читать раз­ре­ши­тель­ную молит­ву, в кото­рой есть такие сло­ва: “Я про­щаю и сие по духу чадо”, пото­му что почив­ший “испо­ве­до­вал свои гре­хи воль­ные и неволь­ные”, — а чело­век и в цер­ковь-то нико­гда не захо­дил, не то что не испо­ве­до­вал­ся и не при­ча­щал­ся! Свя­щен­ник при этом неволь­но ока­зы­ва­ет­ся лже­цом. Кому мы лжем? Полу­ча­ет­ся, что Богу и людям.

Каж­дый свя­щен­ник дол­жен стре­мить­ся про­све­щать, научать людей, объ­яс­нять им смысл пред­сто­я­щих таинств. А если люди отма­хи­ва­ют­ся от этих объ­яс­не­ний, то про­яв­лять необ­хо­ди­мую настой­чи­вость. Луч­ше про­сто отка­зать, если при­шед­ший откро­вен­но вос­при­ни­ма­ет хри­сти­ан­ский обряд как что-то для него неваж­ное. Ска­жем, если чело­век при­шел в цер­ковь кре­стить­ся (или, как это часто быва­ет, его “при­ве­ли” — кто-то из близ­ких уго­во­рил), но при этом совер­шен­но не жела­ет знать ни смыс­ла это­го таин­ства, ни что такое хри­сти­ан­ство, ни, тем более, как по-хри­сти­ан­ски жить, то я убеж­ден, что кре­стить его не надо.

Я упо­мя­нул об отпе­ва­нии покой­ни­ков в хра­ме, но в Сара­то­ве мож­но доста­точ­но регу­ляр­но посе­щать храм, но так и не уви­деть отправ­ле­ния похо­рон­ных служб. Это наша беда, с кото­рой я пыта­юсь, пока, прав­да, не очень успеш­но, бороть­ся. А меж­ду тем отпе­ва­ние на дому или в мор­ге, на мой взгляд — это изме­на свя­щен­ни­ком сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу (кро­ме тех доста­точ­но ред­ких слу­ча­ев, когда это обу­слов­ле­но реши­тель­ной необ­хо­ди­мо­стью). Ведь зача­стую отпе­ва­ния совер­ша­ют­ся на ком­мер­че­ских усло­ви­ях через похо­рон­ные бюро и агент­ства, при­том с кощун­ствен­ны­ми назва­ни­я­ми — “Литур­гия”, напри­мер. Здесь тебе и гроб, и вен­чик, и свя­щен­ник, вхо­дя­щий в набор услуг. И если духо­вен­ство участ­ву­ет в этом над­ру­га­тель­стве над таин­ством — это позор и пре­да­тель­ство сво­е­го слу­же­ния. За это обя­за­тель­но при­дет­ся отве­чать перед Богом, пото­му что свя­щен­ник, кото­рый так посту­па­ет, нару­ша­ет при­ся­гу, дан­ную во вре­мя руко­по­ло­же­ния. А, кро­ме того, он раз­вра­ща­ет людей, кото­рые счи­та­ют себя пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Вме­сто того, что­бы дать людям чет­кие поня­тия о вере, о Церк­ви, о смыс­ле свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния, что здесь про­ис­хо­дит? Вме­сто хле­ба им кла­дут в руку камень. Опас­ность еще и в том, что когда свя­щен­ник таки­ми околь­ны­ми, вне­цер­ков­ны­ми путя­ми зара­ба­ты­ва­ет себе на жизнь, то ему ста­но­вит­ся совер­шен­но без­раз­лич­но про­ис­хо­дя­щее в его хра­ме. Мне не раз при­хо­ди­лось видеть цер­ковь, в кото­рой свя­щен­ник слу­жит дол­гие годы и ниче­го в ней не сде­ла­но: ни в убран­стве, ни в рестав­ра­ции. Бого­слу­же­ния совер­ша­ют­ся от слу­чая к слу­чаю, кое-как, наспех, вос­крес­ной шко­лы нет. Зато батюш­ка ходит по этим похо­рон­ным кон­то­рам, а храм ему нужен лишь как при­кры­тие “основ­ной деятельности”.

Одна­ко про­ис­хо­дит и нечто еще более печаль­ное. В ряде слу­ча­ев запре­щен­ные в слу­же­нии свя­щен­ни­ки, кото­рые не име­ют пра­ва совер­шать ни одно­го таин­ства или обря­да, про­дол­жа­ют сотруд­ни­чать с погре­баль­ны­ми кон­то­ра­ми. А людям, есте­ствен­но, невдо­мек, что они опла­ти­ли рабо­ту фак­ти­че­ски ряже­но­го, лже­свя­щен­ни­ка, само­зван­ца, кото­рый, совер­шая тот или иной обряд, по сути кощунствует.

Люди не пони­ма­ют сути — ради чего цер­ковь суще­ству­ет. Им это не нуж­но. Они дума­ют о каких-то неприн­ци­пи­аль­ных вещах. Сей­час даже у людей нецер­ков­ных боль­шой попу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся поезд­ки по свя­тым местам. При этом в объ­яв­ле­ни­ях о марш­ру­те поез­док зача­стую зна­чит­ся и посе­ще­ние того или ино­го стар­ца, и об этом тоже нуж­но ска­зать пря­мо, без замал­чи­ва­ния. Палом­ни­че­ские поезд­ки — это то, что есте­ствен­но для хри­сти­а­ни­на, что явля­ет­ся важ­ной частью духов­ной жиз­ни чело­ве­ка. Побы­вать, ска­жем, в оби­те­ли, свя­зан­ной с памя­тью того или ино­го подвиж­ни­ка, ощу­тить, “впи­тать” свя­тость места, помо­лить­ся там — это очень укреп­ля­ет людей, помо­га­ет им. Но вот что нуж­но понять. Посе­ще­ние мест подви­гов вели­ких свя­тых ниче­го не даст чело­ве­ку, если он не хочет рабо­тать над сво­им серд­цем. Чело­век не может изме­нить­ся авто­ма­ти­че­ски; он обя­за­тель­но дол­жен тру­дить­ся, про­ли­вая бук­валь­но пот и кровь. “Дай кровь и при­ми Дух”, — ска­за­но Отца­ми, то есть упо­тре­би уси­лия до кро­ви — и тогда ты пожнешь какие-то пло­ды. Толь­ко тогда. А харак­тер­ное свой­ство совре­мен­но­го чело­ве­ка — готов­ность обой­ти небо и зем­лю для того толь­ко, что­бы не тру­дить­ся, а полу­чить пло­ды даром, мимо­хо­дом. И пло­ды Духа в том же ряду. Конеч­но же, отсю­да — повы­шен­ная потреб­ность в чуде­сах. Сего­дня раз­ви­лась какая-то болез­нен­ная страсть — искать про­зор­ли­вых стар­цев. Гос­по­ди, поми­луй, но зачем тебе знать буду­щее! Вре­ме­на и сро­ки во вла­сти Божи­ей. Веру­ю­щий хри­сти­а­нин дол­ги­ми года­ми учит­ся видеть себя, позна­вать себя в мире; учит­ся в молит­ве, в пока­я­нии, в дру­гих таинствах…

Мне осо­бен­но хоте­лось бы пре­ду­пре­дить всех, кто стал­ки­ва­ет­ся с подоб­ны­ми явле­ни­я­ми: суе­ве­рия и про­чие про­яв­ле­ния лож­ной духов­но­сти, о кото­рых шла речь, смер­тель­но опас­ны, — они опас­ны для душев­но­го здо­ро­вья чело­ве­ка, но еще более опас­ны тем, что отда­ля­ют его от Бога как в зем­ной жиз­ни, так и в жиз­ни веч­ной, к кото­рой стре­мит­ся каж­дый хри­сти­а­нин. И выход из этой ситу­а­ции мож­но искать толь­ко сооб­ща. Нам, свя­щен­но­слу­жи­те­лям, нуж­но быть пас­ты­ря­ми, а не тре­бо­ис­пол­ни­те­ля­ми. Встре­чать людей на поро­ге хра­ма. Вдум­чи­во, с любо­вью отве­чать на зада­ва­е­мые вопро­сы. А тем, кто толь­ко еще инте­ре­су­ет­ся жиз­нью Церк­ви, — не стес­нять­ся эти вопро­сы зада­вать свя­щен­но­слу­жи­те­лям, дове­рять им, и при этом учить­ся и трез­во отно­сить­ся к сове­там все­зна­ю­щих соседок.

И еще, мне кажет­ся, не надо боять­ся обсуж­дать те болез­ни, кото­рые у нас есть — у Церк­ви и обще­ства, в кото­ром она суще­ству­ет и с кото­рым нераз­де­ли­ма. В каком-то смыс­ле Церк­ви, как и вся­ко­му веру­ю­ще­му чело­ве­ку, с недо­стат­ка­ми бороть­ся лег­че: ведь мы упо­ва­ем не на соб­ствен­ные силы, а на помощь Божию, и Его мило­стию полу­ча­ем ее.

При­ме­ча­ния:

1. В осно­ву тек­ста было поло­же­но интер­вью Прео­свя­щен­ней­ше­го ЛОНГИНА, раз­ме­щен­ное на боль­шин­стве сай­тов пра­во­слав­но­го интер­не­та. Мы бла­го­да­рим Вла­ды­ку за то, что он пере­ра­бо­тал этот текст для «Аль­фы и Оме­ги».— Ред. © Епи­скоп Сара­тов­ский и Воль­ский ЛОНГИН, 2005 г.

2. Несколь­ко лет назад в редак­цию при­шел свя­щен­ник из Повол­жья, кото­рый рас­ска­зал, как одна­жды в хра­ме застал перед отпе­ва­ни­ем дочь покой­ни­цы за стран­ным заня­ти­ем: она пыта­лась под­су­нуть по гроб топор. Объ­яс­ни­ла, что это для того, что­бы были нетлен­ные мощи. Выяс­ни­лось к тому же, что она заве­ду­ет хими­че­ской лабо­ра­то­ри­ей, так что вро­де бы долж­на что-то пони­мать в при­род­ных про­цес­сах. Но суе­ве­рие, в отли­чие от веры, отклю­ча­ет разум.— Ред.

Епи­скоп Сара­тов­ский и Воль­ский Лон­гин (Кор­ча­гин)

Источ­ник: Фома.ру

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки