<span class=bg_bpub_book_author>Александр Дворкин</span> <br>«Человек внутри секты не чувствует себя пострадавшим»

Александр Дворкин
«Человек внутри секты не чувствует себя пострадавшим»

(4 голоса4.3 из 5)

Профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин отвечает на вопросы верующих.

Несколько лет назад общение с известным сектоведом в Туле началось с упоминания факта, который стал очередным свидетельством усиления сектантской опасности в мире.

47cebd4ab7618eff2e7504f32c157f37 a751db5b - «Человек внутри секты не чувствует себя пострадавшим»

«…Новостные ленты принесли сообщение о том, что в нью-йоркской церкви «Мира жизни» нео-пятидесятниками жестоко избиты два подростка, которые отказались исповедоваться. Один из них погиб», – сообщил А. Дворкин.

Лоскутное одеяло

Тревожный информационный повод обусловил первый вопрос – какова ситуация с сектами в России, какие из них доминируют? А главное, в чем причина растущего влияния сект?

По словам Дворкина, причина, в первую очередь, в глубоком духовном кризисе. К неуверенности, потерянности людей и, как следствие – к поиску ими лжеучений также ведут экономические и социальные перемены.

Большинство лжеидей в России – привозные, а самое многочисленное и влиятельное в стране движение – нео-пятидесятники, с ними и связана последняя трагическая новость. На втором месте – свидетели Иеговы, а также кришнаиты, анастасийцы (секта «отечественного выпуска»), мормоны, виссарионы.

Третьи по численности – сайентологи. Их опасной деятельности посвящен современный фильм «Наваждение», посмотреть который полезно всем. Секта стала печально известной в свете событий в Москве и Петербурге, связанных с фактами крупномасштабного мошенничества. Заведены уголовные дела.

Сайентологов уже ловили за руку, уличали в аудиозаписи исповеди.

Немало в России неоязычников, но все активнее нерелигиозные секты и психокульты, построенные по принципу коммерческих пирамид.

И все же, идеологам и наставникам сект важнее не деньги, а власть над людьми.

Так что общая картина их активности в России напоминает лоскутное одеяло.

pechvork na stenu - «Человек внутри секты не чувствует себя пострадавшим»

Не язычество

Прозвучал вопрос о современном язычестве. Так же ли оно соседствует с православием, как это было, скажем, в средневековье – у наших предков?

По мнению А. Дворкина, неоязычество – это абсолютный новодел, к настоящему древнему язычеству отношения не имеющий. Его идеологи используют символику, обряды, имена языческих богов, придавая всему новые смыслы и идеи, выигрышные для них.

Пользуясь религиозной и исторической малограмотностью своих последователей, этот сумбурный сбор фольклора, сомнительной исторической реконструкции и собственной фантазии они выдают за старину, за традиции предков.

Имеем право

Достаточна ли правовая основа для борьбы с сектами на уровне государства?

Ведь, наверное, проще уберечь человека, который пока не вошел в секту, чем «вытащить» из нее? – спросили у сектоведа.

Дворкин отметил, что сегодняшней правовой базы для юридического ответа сектам действительно недостаточно, к тому же, сектантские идеологи сами любят утверждать «законность», прикрываясь законом о свободе совести вероисповедания. Пока общая тенденция в этой сфере неутешительна.

Так, для уголовного наказания должно быть основание – признание факта правонарушения или преступления, но вот признать его можно лишь тогда, когда есть заявление от пострадавшего.

Человек внутри секты не чувствует себя пострадавшим. А если и чувствует, то никогда не заявит об этом, боясь своего окружения или гуру.

Часто деятельность псевдорелигиозных сект носит агрессивный характер: их члены применяют угрозы в адрес решивших порвать с сектантством и тех, кто разоблачает их деятельность.

В российской юридической практике не раз бывали случаи, когда даже вышедшие из секты адепты, опасаясь мести лидера, отказывались от своих показаний.

Так произошло, когда решалась участь лидера секты «Ашрам Шамбалы» Константина Руднева. И, конечно, на слуху трагическая история в Нижнем Новгороде, где отец семейства, бывший адвентист, создал секту одного человека – себя самого, постоянно держа в страхе всех домочадцев.

Правоохранительные органы вмешались лишь тогда, когда было совершено убийство всей семьи. С юридической стороны это понятно – ведь жена сектанта, хотя не раз обращалась за помощью в полицию, всякий раз забирала заявления, боясь мужа.

Закат СССР?

В беседе с А. Дворкиным участники встречи упомянули случай в Туле, где уже не первый год активно проявляют себя секты нью-эйджеровского толка, например, СССР – Союз Сотворцов Святой Руси.

Секта зарегистрирована Минюстом как общественное движение, имеет офис в центре города. Ее адепты открыто участвуют в мирных демонстрациях, массовых шествиях, проповедуют, раздают литературу.

Наивным людям они даже заявляют, что являются православными и ратуют за создание нового государства – Святой Руси. Чем привлекательны такие оккультные движения? И можно ли как-то повлиять на них или даже запретить их официальную деятельность?

Александр Леонидович ответил, что оккультные движения популярны из-за их психологии, обещающей легкое решение всех – духовных и материальных – проблем.

При этом сектовед обнадежил, что ведется работа по признанию деятельности Маслова, идеолога Союза, экстремистской.

Если решение будет принято, организации не поможет ни официальная регистрация, ни прочие юридические уловки. Так что секта с необычной аббревиатурой СССР, похоже, близится к закату.

«Приманка» по интересам

Как близкие могут распознать, что родственник оказался в секте?

По мнению ведущего сектоведа страны, перемены в поведении завербованного члена семьи сразу видны. Обычно их легко заметить, как, скажем, влюбленность подростка, который перестает нормально питаться, плохо спит, пишет стихи.

Признаки того, что человек оказался в секте, могут быть разнообразными, но они дают возможность понять, что происходит в душе близкого человека. Здесь очень важен принцип – максимально сохранить отношения, не лишать его внимания и любви.

Вероятность попадания в секту велика для людей внушаемых и хорошо воспитанных, при этом переживающих стресс. А причины стресса коренятся в реальной жизни.

В паническом состоянии человек не отдает отчет своим действиям, его критическое мышление подавляется. А идеологи лжеучений рады закидывать приманку.

Приманка обычно соответствует интересам человека во всех сферах его жизни: хочешь много зарабатывать и ничего не делать? Хочешь бесплатные курсы английского или абонемент в спортзал? Получи – много и даром.

Словом, нужно всегда понимать, что бесплатный сыр бывает в мышеловке.

Добровольное рабство

Каковы отрицательные последствия сектантства?

По словам Дворкина, они очевидны: человек духовно и физически порабощается, утрачивает свободу, здоровье, материальное благополучие. Он попадает в добровольное рабство к своему лжеучителю.

В среде православных миссионеров бытует поговорка: у каждого свой гуру, и ваше счастье, если вы его никогда не встретите. И все же, такой встречи не стоит опасаться. Просто любую информацию надо трезво и грамотно проверять.

Очевидно, что истина не боится проверки сомнением, не боится испытаний. Лучший тому пример – православная вера и Святая Церковь.

В астрал, и насовсем…

Чем опасны приглашения на занятия йогой?

Александр Леонидович ответил, что сегодня йога выигрывает тем, что это привлекательный бренд. Именно поэтому увлечение становится массовым. Всех желающих активно приглашают на занятия не только в спортзалах, но и в местах скопления людей – в скверах, городских парках.

Вроде бы, невинный досуг, все довольны – и дети, и взрослые, и пенсионеры. Но это игра с огнем, ведь на таких занятиях, как правило, происходит вербовка сект, в том числе, тоталитарных, террористических, таких как «АУМ Синрике».

Главная реклама йоги – польза для здоровья – на самом деле ложь. Есть много медицинских трудов и статей о том, что эти упражнения не только не полезны – такие растяжки вредны для суставов, сухожилий и соединительных тканей.

Кроме того, они подходят для восточной культуры, в которой другие принципы питания, образа жизни, а люди привыкли сидеть на полу. Так что у европейцев после долгих занятий йогой зачастую наступают необратимые изменения здоровья – проблемы с опорно-двигательным аппаратом и т.д.

Но самая очевидная опасность – для души, ведь йога – это не просто экзотическая физкультура.

Это духовно-физическая практика, которая подразумевает духовную составляющую: вера в карму, в жизнь как в бесконечную цепь страданий, прервать которую можно с помощью перерождений души, поэтому цель духовных практик, в том числе йоги – никогда не возрождаться, то есть выйти в астрал насовсем, навсегда.

Эдакий культ небытия. Но всё это – невозможные идеи для христианина, верующего во всеобщее воскресение, спасение и вечную жизнь.

Следите за детьми

Секты часто маскируются под молодежные клубы и лагеря. Как уберечь детей и молодежь?

По словам Дворкина, вся ответственность за духовное состояние детей лежит на родителях. Взрослые должны быть в курсе, куда приглашают детей, отслеживать их досуг и насторожиться, если предлагаемый отдых слишком дешевый или бесплатный.

Дети и подростки легко поддаются внушению, современная медиа-среда учит их не очень-то слушаться старших, потому так важно не позволить ввести их в заблуждение.

«Следите за детьми, и все будет в порядке», – подытожил сектовед.

Кому горит свеча?

Прозвучал вопрос и про виртуальные услуги в православии – записки о здравии и упокоении на интернет-сайтах обителей и приходов и тому подобные вещи. Кому горит виртуальная свеча? Не отсылает ли это к магизму: отправил письмо, поставил клик – и услуга получения здоровья и спасения получена?

6edf440265ace290823476d42fc7e46c - «Человек внутри секты не чувствует себя пострадавшим»Александр Дворкин ответил: да, действительно, есть опасность магического отношения к православным требам в сети, а по сути, к собственной молитве.

Поэтому духовенству нужно чаще напоминать верующим, что в молитве важно живое присутствие человека, его личное участие, его обращение к Богу.

Правда, магическое сознание сильно в людях и без интернета: поставил в храме свечку – получил просимое. Потому и возникают в России такие нелепые и абсурдные явления, как «бог Кузя» и ему подобные.

Тревожно и то, что в среде православных христиан существует много заблуждений и ересей, таких как младостарчество, поклонение псевдоиконам, борьба с ИНН и многое другое, что Церковь однозначно осуждает.

Сила – в простоте аргумента

Как вести себя с настойчивыми агитаторами?

Православным людям главный сектовед советует: листовок и проспектов брать побольше («…чтобы другим, неверующим, меньше досталось», – улыбнулся он), но ни в какие споры не вступать.

Другое дело, когда у вас на глазах пытаются завербовать другого человека. Обязательно нужно предупредить прохожего об опасности, сказать, что действует секта. Обычно этого достаточно, чтобы человек «включился» в реальность и оторвался от навязчивого собеседника.

Не вдавайтесь в серьезные богословские споры. Если от вас потребуют объяснений, говорите кратко и ясно, используйте простые аргументы, понятные обычным людям. Тогда вы наверняка будете услышаны.

«В помощь верующим есть замечательный документ – Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором сказано, что секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы.

И что люди, разделяющие учения этих движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

Собор не благословляет участие православных в сектантских мероприятиях и призывает всех верных чад проповедовать Евангелие, создавать катехизические школы.

Но противостояние не должно сопровождаться нетерпением к людям. В одном из Посланий апостола Павла есть слова: «Если же кто не послушает слова нашего, не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата», – напомнил А. Дворкин.

«Тульская» страница

Александра Дворкина в Туле знают не только как специалиста по сектологии, исследователя и преподавателя, но и как писателя. В 2015 году вышла его книга «Афонские рассказы».

Многие из рассказов и эссе посвящены оккультизму, магии и противостоянию им Православной Церкви, священства и верующих людей. Таков, например, рассказ Александра Леонидовича «Ванга» – о действенной силе православных святынь, перед которой бессильны бесы.

«Каковы творческие планы?» – спросили напоследок туляки у А. Дворкина.

Писатель поделился, что буквально сейчас в тульском гостиничном номере появилась на свет 823-я страница его книги «История крестовых походов».

По словам автора, тема оказалась настолько увлекательной и многоплановой, что 400-страничная исследовательская работа, похоже, перевалит 1000-страничный рубеж.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Комментировать