Алексей Ярасов: «Оккультная литература приводит людей в секты и отталкивает от Церкви…»

Алексей Ярасов: «Оккультная литература приводит людей в секты и отталкивает от Церкви…»

(2 голоса5.0 из 5)

Этот мате­ри­ал мы реши­ли посвя­тить «пло­хой» лите­ра­ту­ре, чте­ние кото­рой зача­стую нано­сит вред, но кото­рая, тем не менее, поль­зу­ет­ся посто­ян­ным и повы­шен­ным спро­сом. Поче­му так про­ис­хо­дит и что это за изда­ния, мы попро­си­ли рас­ска­зать Алек­сея Яра­со­ва — сек­то­ве­да, чле­на Рос­сий­ской ассо­ци­а­ции цен­тров изу­че­ния рели­гий и сект (РАЦИРС), сотруд­ни­ка Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла туль­ской епар­хии.

— Алек­сей, ска­жи­те, на Ваш взгляд, какая лите­ра­ту­ра более опас­на: сек­тант­ская, оккульт­ная, псевдоправославная?
— По сте­пе­ни опас­но­сти я бы поста­вил их на одну пол­ку, неда­ром в книж­ных мага­зи­нах они, как пра­ви­ло, так и стоят.

— Знаю, что Вы утвер­жда­е­те это, исхо­дя из опы­та, ведь Мис­си­о­нер­ский центр ока­зы­ва­ет кон­суль­та­тив­ную помощь в фор­ми­ро­ва­нии отде­лов рели­ги­оз­ной лите­ра­ту­ры в книж­ных мага­зи­нах г. Тулы. Как начи­на­лось это сотрудничество?

— Мы уви­де­ли, что такая помощь дей­стви­тель­но необ­хо­ди­ма, и год назад под­го­то­ви­ли пись­мо в голов­ной офис выбран­ной нами книж­ной сети. Полу­чи­ли «доб­ро». Выеха­ли в мага­зи­ны, пере­го­во­ри­ли с заве­ду­ю­щи­ми. Уточ­ни­ли, когда нам луч­ше при­ез­жать, что­бы не мешать рабо­че­му про­цес­су мага­зи­на. Пред­ло­жи­ли свои руб­ри­ка­то­ры для полок («Пра­во­сла­вие», «Исто­рия хри­сти­ан­ства» и др.), т.к. в неко­то­рых мага­зи­нах они отсут­ство­ва­ли или были неточ­ны­ми. Рас­ста­ви­ли кни­ги соот­вет­ствен­но рубрикам.

— Как обсто­ят дела сейчас?

— Рабо­та про­дол­жа­ет­ся. Как пока­за­ла прак­ти­ка, сме­на книг пра­во­слав­ной тема­ти­ки про­ис­хо­дит мед­лен­но и их немно­го. Конеч­но, мож­но встре­тить очень непло­хие изда­ния. Спро­сом поль­зу­ют­ся кни­ги по ико­но­гра­фии, жития свя­тых и био­гра­фии совре­мен­ных цер­ков­ных дея­те­лей, кни­ги о палом­ни­че­стве по свя­тым местам. Встре­ча­лись и хоро­ший учеб­ник по дог­ма­ти­ке, и посо­бие «Пра­во­слав­ная куль­ту­ра Тулы и Туль­ской обла­сти», выпу­щен­ное в про­шлом году туль­ским мето­ди­че­ским объ­еди­не­ни­ем учи­те­лей ОПК.

Но вме­сте с этим мно­го лите­ра­ту­ры сомни­тель­ной. Поэто­му один-два раза в месяц выез­жа­ем и уби­ра­ем с полок, отве­ден­ных под пра­во­слав­ную лите­ра­ту­ру, раз­но­го рода кни­ги — око­ло­пра­во­слав­ные, откро­вен­но оккульт­ные, отправ­ляя их на пол­ки с оккульт­ной литературой.

— Поче­му, по- Ваше­му, оккульт­ная лите­ра­ту­ра поль­зу­ет­ся спро­сом у людей крещеных?

— У номи­наль­но-пра­во­слав­ных — кре­ще­ных, но нево­цер­ко­в­лен­ных людей недо­ста­точ­ное пони­ма­ние веры. Вера и вся­ко­го рода мисти­ка для них в широ­ком пони­ма­нии это­го сло­ва, в целом — вещи оди­на­ко­вые. Они неволь­но ста­но­вят­ся жерт­вой обмана.

Все оккульт­ные кни­ги име­ют язы­че­ские осно­вы: опи­сы­ва­ют­ся опре­де­лен­ные риту­аль­ные дей­ствия, кото­рые могут под­чи­нить боже­ство или некие таин­ствен­ные силы чело­ве­ку. Если крат­ко, схе­ма выгля­дит так: «сде­ла­ешь — полу­чишь сра­зу». А ведь это очень заман­чи­во, пото­му что не тре­бу­ет духов­но­го тру­да. Такое миро­воз­зре­ние име­ет место, когда чело­век, ста­вит све­чу перед обра­зом, не под­ра­зу­ме­вая лич­но­го молит­вен­но­го уча­стия. Еще лег­че — в Цер­ковь не захо­дить, а купить «руко­вод­ство к дей­ствию». Таких книг, к сожа­ле­нию, много.

На осно­ва­нии про­фес­си­о­наль­но­го опы­та могу ска­зать, что оккульт­ная лите­ра­ту­ра нано­сит огром­ный духов­ный вред: про­во­ци­ру­ет нерв­но-пси­хи­че­ские рас­строй­ства, при­во­дит в сек­ты — оккульт­ные или ино­го рода — и оттал­ки­ва­ет от Церк­ви. Такие люди испы­ты­ва­ют к Ней нега­тив­ное отно­ше­ние и вер­нуть­ся в цер­ков­ную огра­ду им очень нелегко.

— В Мис­си­о­нер­ском цен­тре, поми­мо пра­во­слав­ной биб­лио­те­ки, я заме­ти­ла пол­ки с оккульт­ной, сек­тант­ской, псев­до­пра­во­слав­ной лите­ра­ту­рой. Отку­да эти поступления?

— Мы непо­сред­ствен­но обща­ем­ся с теми, кто воз­дей­ствие таких книг ощу­тил на себе лич­но: с жерт­ва­ми тота­ли­тар­ных сект и их род­ствен­ни­ка­ми. Они и при­но­сят эти кни­ги. На дан­ный момент их более тыся­чи. Мы их не выки­ды­ва­ем, не сжи­га­ем, а изу­ча­ем, что­бы раз­го­ва­ри­вать с людь­ми более аргументировано.

— Ска­жи­те, сек­тант­ская лите­ра­ту­ра при­сут­ству­ет в свет­ских мага­зи­нах Туль­ской области?

— Что каса­ет­ся мага­зи­нов: недав­но был вопи­ю­щи­ий слу­чай. В мага­зине «Тула-пресс» на при­лав­ках были обна­ру­же­ны, кни­ги анти­цер­ков­но­го содер­жа­ния (напри­мер, о том, что гоне­ния на Цер­ковь в совет­ский пери­од —1 искус­ствен­ный миф), откро­вен­но анти­се­мит­ские изда­ния, кни­га одно­го из осно­ва­те­лей немец­ко­го фашиз­ма Рудоль­фа Гес­са. Еще 4 года назад все под­окон­ни­ки это­го мага­зи­на были зава­ле­ны лите­ра­ту­рой такой деструк­тив­ной оккульт­ной орга­ни­за­ции, как КПЕ («Кон­цеп­ту­аль­ная пар­тия Еди­не­ние» или сек­та гене­ра­ла Пет­ро­ва). Это мате­ри­а­лы откро­вен­но анти­пра­во­слав­но­го, анти­иудей­ско­го содер­жа­ния. Сей­час воз­буж­де­но уго­лов­ное дело.

Лите­ра­ту­ру бап­ти­стов, адвен­ти­стов седь­мо­го дня, «еван­ге­ли­че­ских» дви­же­ний, в мага­зи­нах мож­но уви­деть ред­ко. Рас­по­стра­ня­ет­ся она, как пра­ви­ло, в «узких кру­гах», сре­ди «непо­свя­щен­ных» вна­ча­ле бес­плат­но. Потом уже адеп­тов доб­ро­воль­но-при­ну­ди­тель­но при­зы­ва­ют на лич­ные день­ги поку­пать и рас­по­стра­нять их сре­ди насе­ле­ния. Широ­ко рас­по­стра­не­на в нашей обла­сти сек­та «Сви­де­те­ли Иего­вы» и их изда­ния — жур­на­лы «Сто­ро­же­вая баш­ня», «Про­бу­ди­тесь», и ряд книг. Кста­ти, часть из них в насто­я­щее вре­мя при­зна­на в судеб­ном поряд­ке экс­тре­мист­ской и вне­се­на в феде­раль­ный спи­сок экс­тре­мист­ских материалов.

— Бро­шю­ры, по-преж­не­му, вру­ча­ют­ся прохожим?

— Не толь­ко. Очень актив­но сек­тан­ты про­ни­ка­ют в сфе­ру обра­зо­ва­ния. В сте­нах туль­ских уни­вер­си­те­тов, кол­ле­джей и школ неод­но­крат­но про­во­ди­ли откры­тые семи­на­ры и про­па­ган­ди­ро­ва­ли свои изда­ния пред­ста­ви­те­ли таких сект и деструк­тив­ных куль­тов как «сви­де­те­ли Иего­вы», адвен­ти­сты седь­мо­го дня, «Кар­ма Кагью», «Шко­ла йоги гуру Ар Сан­те­ма», сек­ты сай­ен­то­ло­гов и др. В биб­лио­те­ках вузов име­ют­ся под­бор­ки сек­тант­ской лите­ра­ту­ры, есть даже мага­зин­чи­ки оккульт­ной литературы.

— А какие харак­тер­ные при­зна­ки име­ет сек­тант­ская лите­ра­ту­ра? Какие идеи, при­во­ди­мые в ней, при­вле­ка­ют людей в сек­ту, какие скрываются?

— Чело­век неосо­знан­но или созна­тель­но может подав­лять свои рели­ги­оз­ные потреб­но­сти, но, как гово­рит­ся, «свя­то место пусто не быва­ет». Пусть в иска­жен­ном виде, но эти потреб­но­сти реализуются.

Вот у нас сей­час рас­по­стра­не­ны такие ком­мер­че­ские куль­ты как «Гер­ба­лайф», «Вижн», «Амвэй». С их пред­ста­ви­те­ля­ми и ката­ло­га­ми стал­ки­ва­лись все. Каза­лось бы, на пер­вый взгляд, совсем невин­ные вещи: БАДы, быто­вая химия, пар­фю­ме­рия. И, тем не менее, мож­но утвер­ждать, что эти орга­ни­за­ции пред­став­ля­ют собой ана­лог тота­ли­тар­ных сект и име­ют сле­ую­щие «сек­тан­ские» при­зна­ки: струк­ту­ру сете­во­го мар­ке­тин­га — вовле­че­ние в дея­тель­ность все новых и новых чле­нов, иерар­хию; сокры­тость, т.е. отсут­ствие рекла­мы в СМИ и яркую идео­ло­ги­че­скую состав­ля­ю­щую — «мис­сию»: рас­по­стра­ни­те­лям вну­ша­ет­ся, что они и толь­ко они несут в мир свет, радость, бла­го­по­лу­чие. Таким обра­зом, совер­ша­ет­ся под­ме­на рели­ги­оз­ных потреб­но­стей чело­ве­ка, он уво­дит­ся «на сто­ро­ну далече».

Боль­шин­ство сект ведут свое нача­ло из США, нахо­дят­ся в той или иной сте­пе­ни на их финан­си­ро­ва­нии или в идео­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти. Соот­вет­ствен­но, в том чис­ле, и обиль­но рас­про­стра­ня­е­мой пере­вод­ной низ­ко­проб­ной ино­стран­ной рели­ги­оз­ной лите­ра­ту­рой, они нано­сят духов­ный вред нашим соотечественникам.

— Суще­ству­ет ли про­ти­во­ядие? Есть ли у нас анти­сек­тант­ская литература?

— Для людей кре­ще­ных, конеч­но же, пер­во­ис­точ­ни­ком долж­но быть Еван­ге­лие. Чте­ние и зна­ние Свя­щен­но­го Писа­ния, тво­ре­ний Св.Отцов и слу­ша­ние голо­са Церк­ви защи­ща­ет людей от псев­до­ду­хов­ных источ­ни­ков. От это­го отры­вать­ся нель­зя, обма­ны­ва­ясь, напри­мер, кажу­щей­ся «несо­вре­мен­но­стью» свя­то­оте­че­ско­го насле­дия. Созда­вать новое мож­но толь­ко на проч­ной основе.

К сожа­ле­нию, на прак­ти­ке быва­ет, что люди судят о Еван­ге­лии на осно­ва­нии, напри­мер, «Масте­ра и Мар­га­ри­ты» М. Бул­га­ко­ва или «Ана­ста­сии» В. Мегрэ, не испы­ты­вая ни малей­шей потреб­но­сти обра­ще­ния к первоисточнику.

Что каса­ет­ся спе­ци­аль­ной анти­сек­тант­ской лите­ра­ту­ры, я бы назвал, преж­де все­го, спра­воч­ник по сек­там, издан­ный Мис­си­о­нер­ским отде­лом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, кни­гу «Сек­то­ве­де­ние» проф. А. Л. Дворкина.

— Чело­век дела­ет духов­ное уси­лие, при­хо­дит в Цер­ковь и … стал­ки­ва­ет­ся с раз­но­об­раз­ной псев­до­пра­во­слав­ной лите­ра­ту­рой. Какую лите­ра­ту­ру Вы отно­си­те к этой категории?

—Во-пер­вых, это мно­го­чис­лен­ные кни­ги, иска­жен­но опи­сы­ва­ю­щие жизнь тех или иных свя­щен­но­слу­жи­те­лей — подвиж­ни­ков бла­го­че­стия, а так­же повест­ву­ю­щие о лже­стар­цах, содер­жа­щие их жития, ака­фи­сты им, напри­мер: кни­га о преп. Фео­до­сии Кав­каз­ском «Пред­те­ча вос­кре­се­ния Руси (тай­ны стар­ца Фео­до­сия)» иеро­мо­на­ха Кор­ни­лия, кни­га «Ста­рец Иеро­ним» А. Жого­ле­ва — сбор­ник вос­по­ми­на­ний об извест­ном духов­ни­ке Санак­сар­ско­го мона­сты­ря (Мор­до­вия) схи­и­гу­мене Иеро­ни­ме, дей­стви­тель­но быв­шем при жиз­ни молит­вен­ни­ком и люб­ве­обиль­ным уте­ши­те­лем; бро­шю­ры о пен­зен­ском «стар­це» Алек­сии и т.д.; во-вто­рых, сбор­ни­ки псев­до­це­ли­тель­ных молитв, заго­во­ров: тру­ды «матуш­ки» Фоти­нии, «отца Вади­ма» и дру­гие; в‑третьих, тру­ды соци­аль­но-поли­ти­че­ской направ­лен­но­сти, про­па­ган­ди­ру­ю­щие борь­бу с пас­пор­та­ми, ИНН, штрих-кода­ми; рату­ю­щие за кано­ни­за­цию оди­оз­ных исто­ри­че­ских фигур — И. Гроз­но­го, Г. Рас­пу­ти­на, Ста­ли­на и дру­гих. Сюда бы я отнес, преж­де все­го, газе­ты «Пас­ха тре­тье­го Рима», «Дух хри­сти­а­ни­на»; жур­на­лы «Пер­вый и послед­ний», «Вос­кре­ша­ю­щая Русь», «Русь Пра­во­слав­ная» и др.; кни­ги В .П.Филимонова «Свя­тое Пра­во­сла­вие и тай­на без­за­ко­ния – 21 век», «Архи­пас­ты­ри, пас­ты­ри и мона­ше­ству­ю­щие Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви о гло­ба­ли­за­ции и циф­ро­вом коди­ро­ва­нии людей», иерос­хим. Рафа­и­ла (Бере­сто­ва) и И. С

— Свя­щен­ник А. Плуж­ни­ков в сво­ей ста­тье «Замет­ки цен­зо­ра», опуб­ли­ко­ван­ной на пор­та­ле «Правк­ни­га», оха­рак­те­ри­зо­вал основ­ные внеш­ние и внут­рен­ние при­зна­ки псев­до­пра­во­слав­ной кни­ги. А что, по-Ваше­му, опре­де­ля­ет «пра­во­слав­ность» литературы?

— Цер­ков­ная лите­ра­ту­ра — ака­фи­сты, кано­ны, молит­во­сло­вы; кни­ги по биб­ле­и­сти­ке, дог­ма­ти­ке, литур­ги­ке, цер­ков­ной исто­рии; лите­ра­ту­ра, посвя­щен­ная раз­лич­ным цер­ков­ным про­бле­мам, и т. д. — не долж­на про­ти­во­ре­чить Свя­щен­но­му Писа­нию, Пре­да­нию Церкви.

Кро­ме это­го, и осо­бен­но в отно­ше­нии веро­учи­тель­ных книг, важ­но пом­нить сло­ва св. стар­ца Амвро­сия Оптин­ско­го, кото­рые он адре­со­вал сво­им чадам: “Читая духов­ные кни­ги без ука­за­ния, вы опа­са­е­тесь, как бы вам не впасть в какие-либо непра­виль­ные мыс­ли и непра­виль­ные мне­ния. Опа­се­ние ваше весь­ма осно­ва­тель­но. Поэто­му… не читай­те без раз­бо­ра вся­кие новые сочи­не­ния, хотя бы и духов­но­го содер­жа­ния, таких сочи­ни­те­лей, кото­рые не под­твер­ди­ли сво­е­го уче­ния свя­то­стью жиз­ни, а читай­те тво­ре­ния таких отцов, кото­рые при­зна­ны Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью за твер­до извест­ные и без сомне­ния нази­да­тель­ные и душеспасительные”.

Что каса­ет­ся оцен­ки твор­че­ства писа­те­лей с пра­во­слав­ным миро­воз­зре­ни­ем, нуж­но, конеч­но, учи­ты­вать, что худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние вклю­ча­ет в себя автор­ский вымы­сел, раз­но­об­раз­ные сти­ли­сти­че­ские при­е­мы, спо­со­бы выра­зи­тель­но­сти, запе­чат­ля­ет непро­стой духов­ный поиск и инди­ви­ду­аль­ный опыт, субъ­ек­тив­ное вос­при­я­тие и т. д.

— Не сек­рет, что во мно­гих свещ­ных ящи­ках при хра­мах про­да­ет­ся и дер­жит лидер­ство по спро­су «Щит пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на» — кни­га, объ­еди­ня­ю­щая огром­ное коли­че­ство молитв «на потре­бу». Мож­но ли назвать ее псевдоправославной?

— Да. Эта кни­га, рас­счи­тан­ная на мирян, содер­жит иерей­ские молит­вы без ука­за­ния, что они могут исполь­зо­вать­ся толь­ко свя­щен­ни­ком. Кро­ме того, она фор­ми­ру­ет непра­виль­ное пони­ма­ние веры. И эта кни­га не един­ствен­ная. Есть, напри­мер, ей подоб­ная — «145 молитв Божьей Мате­ри». Во всех этих кни­гах фор­ми­ру­ет­ся опре­де­лен­ный пси­хо­ло­ги­че­ский сте­рео­тип мыш­ле­ния: та или иная нуж­да при­вя­зы­ва­ет­ся к опре­де­лен­ной иконе, круг замы­ка­ет­ся. В этом «меха­низ­ме» нет места обще­нию Бога и чело­ве­ка, нет лич­ной встре­чи, свя­зи. Кро­ме того, чело­век чрез­мер­но сосре­до­та­чи­ва­ет свой ум на телес­ном недуге.

— Но ведь в Пра­во­сла­вии при­ня­то почи­тать свя­тых и обра­щать­ся к ним в нуж­дах. При­знан­ным явля­ет­ся и факт неко­то­рой «спе­ци­а­ли­за­ции» помо­щи свя­тых и обра­зов Божи­ей Мате­ри, что отра­зи­лось даже в назва­нии икон: «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», «Тро­е­руч­ни­ца», «Неопа­ли­мая Купи­на»; св. Нико­лай Чудо­тво­рец — покро­ви­тель путе­ше­ству­ю­щих, заступ­ник сирот и т. д. В то же вре­мя такой «язы­че­ский под­ход» неис­ку­шен­ных вызы­ва­ет кри­ти­ку. Есть ли здесь про­ти­во­ре­чие: если да, то как его разрешить?

— Явле­ние, без­услов­но, слож­ное. Борясь с язы­че­ски­ми про­яв­ле­ни­я­ми, нуж­но посто­ян­но соиз­ме­рять свои дей­ствия, сло­ва с еван­гель­ски­ми исти­на­ми, пом­нить две глав­ные запо­ве­ди: о люб­ви к Богу и люб­ви к ближ­не­му. Мож­но и Хри­ста про­по­ве­до­вать немилосердно.

Слу­жа­щим Церк­ви, все-таки, надо поста­рать­ся, несмот­ря на очень мно­гие поме­хи — нехват­ку вре­ме­ни, тер­пе­ния, напри­мер, — объ­яс­нить, что чело­век полу­ча­ет бла­го­дать и исце­ле­ние от Бога, а не от свя­то­го. Полу­ча­ет по молит­вам свя­то­го, бла­го­да­ря его заступ­ни­че­ству, пред­сто­я­нию перед Богом как име­ю­ще­го силу, за нас, более духов­но сла­бых. В этом смыс­ле не свя­той исце­ля­ет, исце­ля­ет Гос­подь — «врач душ и телес».

Обра­щать­ся же к свя­тым за помо­щью и мож­но и нуж­но. И мно­го­чис­лен­ные при­ме­ры такой помо­щи — они реаль­ны. Быва­ет так, что чело­век, обра­ща­ясь к свя­то­му, к его обра­зу – иконе, ощу­ща­ет себя мисти­че­ски сопри­част­ным со свя­тым и с теми людь­ми, кото­рые име­ют похо­жую нуж­ду, стра­да­ют теми же неду­га­ми. Обра­ща­ясь к свя­то­му, кото­рый стя­жал свя­тость как бла­го­дать Свя­то­го Духа, как дар Боже­ствен­ный, я думаю, чело­век не мину­ет Бога, при­хо­дит к Нему.

— А что мож­но посо­ве­то­вать людям, кото­рые при­об­ре­ли «Щит пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на» и подоб­ные ему сборники?

— Что­бы «щит не пре­вра­тил­ся в меч», нуж­но, конеч­но, поль­зо­вать­ся пра­виль­но состав­лен­ным молитвословом.

При­ме­нять без ущер­ба для себя такие сбор­ни­ки могут толь­ко воцер­ко­в­лен­ные, духов­но опыт­ные люди, кото­рые спо­соб­ны отде­лять «зер­на от пле­вел». Они, обыч­но, сле­дят за про­цес­са­ми, кото­рые про­ис­хо­дят в Церк­ви, в кур­се наших дис­кус­сий. Неко­то­рые раз­де­лы в этих молит­во­сло­вах не пред­став­ля­ют опас­но­сти: утрен­нее и вечер­нее пра­ви­ло, после­до­ва­ние ко Свя­то­му При­ча­ще­нию, Пас­халь­ный канон — они кано­ни­че­ски выдержаны.

Если вни­ма­тель­но посмот­реть тек­сты молитв к Божи­ей Мате­ри и свя­тым, то мы не най­дем там «узкой спе­ци­а­ли­за­ции», про­сят ведь преж­де все­го «все бла­го­по­треб­ное к жиз­ни сей и все к душев­но­му спа­се­нию полез­ное», а не о руке или ноге. Это соот­вет­ству­ет заве­ту Спа­си­те­ля: «Ищи­те же преж­де Цар­ства Божия и прав­ды Его, и это все при­ло­жит­ся вам».

— И все-таки, поче­му в хра­мах про­да­ет­ся псев­до­пра­во­слав­ная лите­ра­ту­ра? Како­вы, на Ваш взгляд, пути выхо­да из этой ситуации?

— Преж­де все­го, это про­ис­хо­дит от незна­ния тех людей, кото­рые фор­ми­ру­ют фонд лите­ра­ту­ры. У насто­я­те­ля, как пра­ви­ло, на это про­сто нет вре­ме­ни. В каком-то смыс­ле, это баналь­ная нехват­ка кад­ров. Счи­таю, что крайне необ­хо­ди­мым в наше вре­мя для работ­ни­ков свещ­ных ящи­ков, лавок, пев­чих и др. явля­ет­ся про­хож­де­ние спе­ци­аль­ных кате­хи­за­тор­ских курсов.

Хоро­шо бы было в каж­дой епар­хии еже­квар­таль­но фор­ми­ро­вать спис­ки «псев­до­из­да­ний» и в виде про­стень­ких бро­шюр рас­по­стра­нять в каж­дую цер­ков­ную лав­ку, ори­ен­ти­ро­вать работ­ни­ков лавок и чита­те­ля таким образом.

Исправ­лять поло­же­ние мож­но, думаю, и посред­ством про­по­ве­ди с амво­на, бесед свя­щен­ни­ков с при­хо­жа­на­ми. Про­по­ведь же может быть и не непо­сред­ствен­но о кни­гах, а о сущ­но­сти Пра­во­сла­вия, о его прин­ци­пи­аль­ном отли­чии от язы­че­ских и иных веро­ва­ний. С дру­гой сто­ро­ны, поче­му бы и не посо­ве­то­вать пря­мо хоро­шие книж­ки читать, а от ненуж­но­го воз­дер­жать­ся, назы­вая их конкретно?

— На пор­та­ле «Правк­ни­га» даны рецен­зии на мно­гие «шедев­ры» псев­до­пра­во­слав­но­го жан­ра; Изда­тель­ский совет РПЦ опуб­ли­ко­вал спи­сок книг, не реко­мен­до­ван­ных к рас­по­стра­не­нию в цер­ков­ных лав­ках. Оха­рак­те­ри­зуй­те, пожа­луй­ста, подроб­нее несколь­ко книг, еще не вне­сен­ных, но име­ю­щих все шан­сы попасть в этот список.

— Я думаю, что в этот спи­сок было бы непло­хо вне­сти прак­ти­че­ски все тру­ды уже упо­ми­на­е­мо­го мною Аве­ля (Семе­но­ва). В насто­я­щее вре­мя напи­са­но с деся­ток тако­го рода книг и бро­шюр: «Во что мы верим», «Апо­ло­гия Церк­ви», «Чис­ло пас­пор­та», «Зна­ме­ние пре­ре­ка­е­мо» и др. Так­же извест­на его кни­га “Схи­ар­хи­манд­рит Хри­сто­фор”. В ней под редак­ци­ей иеро­ди­а­ко­на пуб­ли­ку­ют­ся в основ­ном вос­по­ми­на­ния людей, знав­ших ныне почив­ше­го слу­жи­те­ля Туль­ской епар­хии схи­ар­хи­манд­ри­та Хри­сто­фо­ра (Николь­ско­го). Я не берусь судить, насколь­ко прав­ди­вые сви­де­тель­ства при­во­дят­ся в дан­ной кни­ге, но она по сво­е­му содер­жа­нию, вне сомне­ния, допол­ня­ет напи­сан­ные ранее иеро­ди­ак. Аве­лем рас­ко­ло-сек­тант­ские рабо­ты. Кста­ти, более подроб­ная инфор­ма­ция об этой кни­ге была взя­та пор­та­лом «Правк­ни­га» с сай­та туль­ской епархии.

Вполне мож­но, из-за сомни­тель­но­го содер­жа­ния, в этот спи­сок вклю­чить рабо­ты, напи­сан­ные по вос­по­ми­на­ни­ям духов­ных чад, так­же ныне почив­ше­го слу­жи­те­ля Церк­ви иерос­хи­мо­на­ха Самп­со­на (Сивер­са). Напри­мер, в кни­ге «Иерос­хи­мо­нах Самп­сон Сиверс: жиз­не­опи­са­ние, бесе­ды и поуче­ния, пись­ма» (1995 г.), при­во­дит­ся мас­са духов­ных настав­ле­ний иерос­хи­мо­на­ха Самп­со­на, читая кото­рые пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может столк­нуть­ся с весь­ма стран­ны­ми для пра­во­слав­но­го духов­ни­ка под­хо­да­ми. Поуче­ния иерос­хи­мо­на­ха Самп­со­на изло­жен­ные в этой кни­ге, порой пря­мо про­ти­во­по­лож­ны свя­то­оте­че­ским. К тому же, в насто­я­щее вре­мя доку­мен­таль­но под­твер­жда­ет­ся несо­от­вет­ствие био­гра­фии иерос­хи­мо­на­ха Самп­со­на, пуб­ли­ку­е­мой в кни­гах по вос­по­ми­на­ни­ям его духов­ных чад, тому, что было на самом деле.

— Вос­по­ми­на­ни­ям духов­ных чад дове­рять не стоит?

— Стал­ки­вась с любы­ми «вос­по­ми­на­ни­я­ми» о дей­стви­тель­ных подвиж­ни­ках или лже­стар­цах, надо отда­вать себе отчет в том, что вос­по­ми­на­ния (кни­ги) не рав­ны опи­сы­ва­е­мой в них лич­но­сти. Жела­е­мое может выда­вать­ся «авто­ра­ми» за дей­стви­тель­ное, и из-за это­го взгля­ды чело­ве­ка силь­но иска­жа­ют­ся. Вме­сте с тем, даже кано­ни­за­ция свя­то­го не озна­ча­ет авто­ма­ти­че­ской кано­ни­за­ции всех его взгля­дов, выска­зы­ва­ний. И свя­тым, как людям, свой­ствен­но ошибаться.

— В Туле в декаб­ре 2009 г. было реше­но вве­сти в бла­го­чи­ни­ях новое мис­си­о­нер­ское слу­же­ние: еже­не­дель­ное дежур­ство свя­щен­ни­ка в хра­ме. Рас­ска­жи­те, чем вызва­но такое реше­ние, как оно воплощается?

— Да, дей­стви­тель­но такое реше­ние при­ня­то. Вызва­но оно необ­хо­ди­мо­стью созда­ния боль­ших воз­мож­но­стей вне­бо­го­слу­жеб­но­го обще­ния мирян со свя­щен­ни­ком. Мно­гие испы­ты­ва­ют нуж­ду в обсто­я­тель­ной и не на ходу бесе­де со свя­щен­ни­ком. И хоро­шо, когда в опре­де­лен­ное вре­мя в опре­де­лен­ный день мож­но в хра­ме застать свя­щен­ни­ка, могу­ще­го уде­лить доста­точ­но вре­ме­ни на разговор.

На сего­дняш­ний день во мно­гих хра­мах епар­хии такое дежур­ство уже осу­ществ­ля­ет­ся и сов­ме­ща­ет­ся с рабо­той пра­во­слав­ной биб­лио­теч­ки, раз­да­чей полез­ных мате­ри­а­лов (как под­го­то­вить­ся к испо­ве­ди и при­ча­стию, что такое кре­ще­ние, о рас­по­ло­же­нии икон в дан­ном хра­ме, об исто­рии хра­ма и т. д.), т. е. дея­тель­но­стью непо­сред­ствен­но кате­хи­за­тор­ской. Все это так­же может спо­соб­ство­вать посте­пен­но­му изжи­ва­нию псев­до­пра­во­слав­ных взгля­дов и огра­дить при­хо­дя­щих в храм от вся­ко­го рода псев­до­ду­хов­ной литературы.

Ната­лия Редозубова

Источ­ник: Pravkniga.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки