«Так, закапывайте, — бабуля обмахнула лицо с серьезным выражением платком и повернулась к нанятым за два литра «копалям». — Поревела — пора и закапывать. Табуретку вон там поставьте, на пригорке, я на ней свистеть буду». Мужички опустили гроб в могилу, закидали землей. Родственники и соседи тоже бросили по горсточке. А потом, действительно, бабуля села на табуретку и начала свистеть. Можно было бы подумать, что свихнулся человек с горя — такая утрата.
Но, как знают односельчане, горя-то особого не было: не питали две соседки — покойная и здравствующая — друг к другу шибко нежных чувств. Но здравствующая бабуля слыла человеком, разбирающимся в делах духовных, приколдовывала даже — вот к ней и обратились за помощью в организации «похорон по-человечески». Священника, который пытался что-то сказать о нужности молитв за усопшую и о вреде суеверий, дружно предали остракизму: «ничё не знает — чё и говорить с таким». В церковь, понятное дело, дружно не ходили: «Там мракобесию учат». Так что бабка свистела на табуретке на кладбищенском холмике деловито, и никто ей не мешал — «грехи из покойной высвистывала». Долго свистела.
Дико? Смешно? Страшно? Это еще — мягкий вариант проявлений «особой духовности нашего духоносного народа». Бывают и похлеще. То несколько дюжих молодцов гроб с покойным начнут подкидывать, «чтобы грехи из него вытрясти» (не был бы покойник покойником — от одного подкидывания бы помер), то так на поминках напьются-нагуляются, что через пару дней очередные похороны проходят.
А начинается все с того, что не желаем мы всерьез относиться именно к духовным вещам, подменяем их какими-то дикими подделками, похуже китайских. Уж что такого серьезного, скажем, в приметы верить? А что такого страшного в талисманах и оберегах? А вот давайте спросим — не постесняемся к священнику обратиться.
Наш собеседник — протоиерей Александр Лебедев, настоятель вологодского архиерейского подворья в Вологде, духовный цензор епархиального журнала «Благовестник», автор книг ответов на вопросы о Православии в современной жизни.
— Часто ли приходится вам, как священнику, сталкиваться с проявлениями суеверий?
— Можно сказать, что суеверия являются постоянными спутниками человека. Нет такой области человеческой деятельности, к которой суеверия не могли бы приспособиться. Есть суеверия в спорте, в учебе, в строительстве, в торговле, огромное их количество в повседневной жизни. Чтобы несчастье не случилось — нужно постучать по дереву, рубль в кошельке обязательно должен быть всегда — на разживу, он деньги притягивает, пятак под пяткой помогает на экзамене, я уже не говорю о распространенных безделушках, которые люди носят «на удачу» — и подковы, и фигурки знаков зодиака и прочее, прочее, прочее.
— Есть ли такие суеверия в церковной жизни?
— Конечно, ведь зачастую за человеком, приходящим в Церковь, тянется шлейф его немощей и заблуждений. Обретая веру в Бога, человек перерождается не сразу: ему нужно долго и усердно трудиться над собой, изживая греховные привычки. А суеверия — одна из самых живучих привычек. Человек, приходя в Церковь, может взять из нее что-то для себя, а может привнести в нее что-то свое. Есть такие привнесенные людьми в Церковь суеверия.
Самое серьезное и распространенное церковное суеверие — это боязнь что-то сделать в церкви не так: в таком случае, якобы, результат действия будет обратный желаемому. Свечки от лампадки зажигать нельзя, ставить их нужно правой рукой (вариант — обязательно левой! она ведь от сердца идет), очень хорошо иметь два имени: одно обычное, а другое — церковное, тогда ни одна порча не пристанет. Есть святая вода богоявленская, а есть — крещенская, вот! большая разница, а лучше всего набрать святой воды от трех церквей — она-то посильней будет. (Крещение = Богоявление. Это другое название праздника. — П. Д.) Такого рода суеверия можно встретить в среде людей, наполняющих наши храмы.
— Чем вызваны, по вашему мнению, суеверия?
— На мой взгляд, можно говорить о двух причинах этого явления, хотя может быть таких причин больше, но мне очевидны эти. Первая — это не изжитое язычество. Вообще язычество чрезвычайно живуче: как культ оно сейчас, конечно, редко встречается, но языческое мировоззрение сегодня далеко не редкость. Для такого мировоззрения характерна замкнутость на земных интересах — язычник не способен видеть ничего выше горизонта, и даже понятие Бога для язычника несет не возможность войти в Царство Небесное, а способ достичь успеха в жизни, причем успеха материального: машина, квартира, дача, здоровье умопомрачительное и т. д. Суеверия как раз и строятся вокруг понятия «удачи», поэтому в мироощущении приземленного человека они расцветают буйным цветом. Вторая причина, ее не нужно сбрасывать со счетов, — это элементарная человеческая глупость. Насколько глубокомысленным должен быть ум человека, чтобы утверждать связь между повышением по службе (явная удача!) и подковой в кармане — вопрос риторический.
— Опасны ли суеверия для человека?
— Опасны. Потому что они заслоняют собой Бога, они приземляют человека, они не дают ему оторваться от земных интересов, они его оглупляют, они привносят в жизнь человека множество страхов, может быть и мелких, но докучливых, как комаров, они делают человека мнительным, они отнимают у человека душевные силы, они мешают человеческому счастью. Такова моя обвинительная речь суевериям. Подтверждаются же эти обвинения жизненными примерами.
— Как можно с ними бороться? Насильно мил не будешь. Может, лучше с юмором обличать заблуждения?
— Бороться с суевериями нужно, почаще включая мозг и осмысливая те модели поведения, которые нам предлагают. Это — раз. Во-вторых, суе-верие — значит, суетная, бесполезная, вредная вера, соответственно вытеснить ее из сознания человека может вера истинная, настоящая, крепкая. Вера, которая подразумевает доверие Богу, умение видеть в своей жизни не сомнительные закономерности суеверий, а твердую и надежную руку Божью, которая ведет тебя по жизни, и помешать которой не может ни отсутствие подковы над дверями, ни присутствие Марса в созвездии Девы, ни что-либо другое.
— Ваш совет людям, которые хотят по-настоящему узнать христианство: как правильно относиться к различного рода суевериям?
— Относиться к суевериям нужно с пренебрежением, причем ярко выраженным, однако не переносить его на людей, подверженных суевериям. Суеверный человек достоин сочувствия и участия. Если он способен услышать своего собеседника и ситуация позволяет — имеет смысл попытаться объяснить ему суетность суеверий. Без личных обличений попробовать так поставить вопрос, чтобы он сам задумался над смыслом тех или иных своих действий. Помогает классический детский вопрос: почему? Как правило, суеверия необъяснимы, это голые утверждения, вот и нужно попытаться, чтобы человек, подобно королю из сказки, увидел, что он голый. И главное: давайте учиться воспринимать свою веру всерьез. Давайте просвещаться! Давайте будем обращаться к умным книгам, написанным святыми людьми, а не к проходимцам и просто глупым людям. Отсутствие серьезности в таких вещах приводит к скатыванию человека в очень опасное духовное состояние — в язычество. Ни о каком благе для души в этом случае речи быть не может. Будет и смех, и грех. Хватит, посмеялись, да и погрешили тоже не меньше.
Источник: Вологодская епархия
Комментировать