Array ( )
<span class=bg_bpub_book_author>Дмитрий Другов</span> <br>Дух интерьера

Дмитрий Другов
Дух интерьера

(5 голосов5.0 из 5)

Увлекаясь чужими идеями, дизайнеры забывают о русских традициях.

Каким должен быть интерьер дома и офиса? Как оборудовать и оформить внутренние помещения? На первый взгляд ответить на эти вопросы несложно. Помещение должно быть удобным, не очень тесным и шумным, прилично выглядеть, выполнять основные функции.

При этом пространство должно хорошо вентилироваться и освещаться, ведь в противном случае вы и ваши сотрудники просто не сможете нормально и высокопродуктивно работать, и под угрозой окажется здоровье людей. Современное офисное помещение — один из важнейших инструментов работы, и ошибки в его обустройстве приводят к серьезным неудачам в бизнесе.

Интерьер = функция + стиль?

Дизайн дома и офиса влияет не только на имидж хозяина, но и в значительной степени формирует его быт, душевное настроение, представление о себе. В минувшем веке в искусстве создания интерьеров произошло несколько революций. И сейчас мы наблюдаем великое разнообразие предлагаемых дизайнерских решений, стилей и подходов. За последние десять лет слова «дизайн» и «офис» стали у нас по-настоящему культовыми. Они характеризуют нашу эпоху почти так же, как слова «большевик» и «ЧК» отражали эпоху революции. Сегодня Россия стремится поскорее расстаться с пресловутым «совком», который берет начало с 50-х годов после смерти Сталина и отличается умопомрачительной дешевизной и безвкусицей внутренних помещений. Эпоха копеечного дерматина, низкокачественных древесностружечных плит и картонных подвесных потолков с круглыми дырочками уходит навсегда.

Теперь все по-другому. Российские магазины предлагают новейшие отделочные материалы и технологии, нет недостатка и в ультрасовременных «дизайнерских проектах». При желании и при наличии необходимых средств вы можете оформить свою квартиру или офис не хуже, чем в «лучших домах Европы».

И хотя интерес к проблемам интерьерного дизайна в минувшее десятилетие был очень большим, эйфория от «дизайнерской революции» 90-х начала спадать. Модные «приколы» приелись, новейшими технологиями уже никого не удивишь, а осмысленного понимания того, как все-таки нужно устраивать внутреннее помещение, так и не появилось.

Между тем вкусы и пристрастия российских заказчиков стали гораздо более изощренными. И наряду с понятным желанием копировать новинки западной моды возник интерес к древним, традиционным принципам формирования жизненной среды. В первую очередь широкую публику заинтересовало «все китайское и японское».

Мастер фэн-шуя

Впервые о древнекитайском искусстве формирования жизненной среды я услышал несколько лет назад. На какой-то вечеринке моя приятельница, сотрудница крупного банка, огорошила меня вопросом: «Ты случайно не мастер фэн-шуя?» Я ответил в шутку, что, конечно, мастер, но что такое фэн-шуй, не знаю. «Продвинутая» девушка объяснила мне, что это древнее эзотерическое искусство, которое основал мастер Ян Юн Цанг, служивший в Поднебесной главным советником при дворе императора Хи Цанга за девятьсот лет до нашей эры. «Теперь все наши банкиры расставляют стулья и диваны в своих домах и офисах в соответствии с искусством фэн-шуй», — добавила приятельница. Я заинтересовался темой и стал собирать информацию.

Как выяснилось, это древнекитайское искусство и в самом деле весьма популярно на Западе, добралось оно и до России. Немало известных людей и фирм постоянно прибегают к услугам консультантов по фэн-шуй при проектировании интерьеров, зданий, прилегающей территории и инфраструктуры. Но этим поклонники древнекитайского знания не ограничиваются. Они заявляют, что умеют не только правильно строить дома и формировать их интерьер, но также «улучшать судьбу» и «гармонизировать личные отношения».

Подобный интерес ко всему древнему и восточному в наши дни вполне объясним. Современный человек, оторванный от национально-религиозной традиции, испытывает колоссальную усталость от окружающей его бессмысленной и грубо-материальной реальности мира высоких технологий. Восток же обещает дать новое духовное начало и к тому же манит грандиозностью своих философских построений, древностью и экзотикой.

Что приемлемо и нормально для язычника, для православного христианина может граничить с кощунством.

Крест и «неблагоприятные формы»

Впрочем, московские консультанты, создающие интерьеры в соответствии с древнекитайским искусством, первым делом стараются убедить клиентов в абсолютно нерелигиозном характере своих услуг. Типичное объяснение звучит примерно так: «Фэн-Шуй — не религия, это система, основанная на принципах движения потоков энергии, на законах природы. И задача человека — использовать эти законы себе во благо… На Руси, как и во многих других странах, тоже существовали свои вековые законы организации жизненного пространства. И истинный специалист Фэн-Шуй, используя древние знания китайских мастеров, старается сохранить русские традиции» (я взял этот текст с сайта одного из консультантов).

Но действительно ли древнекитайское искусство полностью нерелигиозно, а потому приемлемо для крещеного русского человека? Давайте разберемся.

В любом популярном пособии по фэн-шуй можно найти описания различных магических ритуалов, гадательных практик и сведений по астрологии. Не нужно лишний раз доказывать, что они даже при всем желании не могут быть совмещены с христианством. Церковь осуждает занятия магией, гаданиями и астрологией и считает их тяжким грехом. И это не случайно. Приобщаясь к таким занятиям, человек неизбежно соприкасается с миром инфернальных, демонических существ, входит с ними в контакт.

Так что заявления о нерелигиозности фэн-шуй содержат в себе изрядную долю лукавства. И в древнекитайском учении о формировании внешней среды духовный (читай: религиозный) момент занимает довольно значительное место. Иначе и быть не могло. В отличие от современных европейцев древние китайцы (как, впрочем, и древние русские, греки, египтяне) не отделяли религиозную сторону своей жизни от остальных сфер. И поэтому любой традиционный интерьер (китайский, русский, греческий, египетский) представлял собой гармоничное и осмысленное целое, подчиненное не только функциональным или художественным задачам, но и — самое существенное — задачам духовным. В основании традиционного интерьера всегда лежат некие фундаментальные принципы, непонимание и забвение которых разрушает суть. Можно сколь угодно точно воспроизводить древние орнаменты, нашпиговывать помещение предметами, имеющими сакральное значение, но все это не воссоздаст традиционной среды обитания.

С другой стороны, то, что приемлемо и нормально для язычника, для православного христианина может граничить с кощунством. И в этом смысле показательно, что консультанты по фэн-шуй, например, считают форму креста неблагоприятной. Они не рекомендуют клиентам держать дома кресты и возводить крестообразные здания. Но ведь Крест — центральный христианский символ, не говоря уж о том, что одна из самых распространенных форм православного храма — византийского и русского — крестово-купольная. В каждом христианском доме должно быть изображение Креста, а на Руси было принято помещать этот знак на всех сторонах дома — «да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением». Крест является не только символом распятия Христа, но и главным знаком Его победы над смертью и силами ада.

Так что китайские консультанты и их русские ученики, рекомендуя отказаться от формы креста, фактически предлагают своим клиентам-христианам отказаться от православной веры. А то, что крестообразная форма показалась им неблагоприятной, вполне понятно. Крест «страшен для бесов», а поклонники фэн-шуй, как известно, пытаются находиться «в гармонии» со всеми без исключения силами, в том числе явно демоническими.

Что имеем — не храним…

Стремление приобщиться к целостной и древней традиции и обустроить свое жилище в соответствии с ней выражает, однако, очень глубокую духовную потребность нынешнего человека. И если тут не могут помочь китайцы, может быть, стоит обратиться к нашему собственному наследию? Тем более что на Руси, как и в других странах, тоже существовали свои вековые законы организации жизненного пространства. Чтобы убедиться в этом, достаточно побыть подольше внутри старинной постройки XVI — XVII веков. Зимой там не холодно, а летом не жарко, глаз отдыхает на полукруглых сводчатых потолках, помещение хорошо поглощает шум и при этом обладает своеобразными акустическими свойствами. Но главное — в таких домах по непонятным причинам начинаешь чувствовать себя лучше, душа успокаивается, а мысли проясняются. Вероятно, такое благотворное воздействие старинных палат на современного человека не случайно, а обусловлено искусством их создателей. А раз такое искусство было, значит, его можно попытаться возродить. Впрочем, это тема для отдельного разговора, и мы еще не раз к ней вернемся на страницах нашего журнала.

Икона гораздо более «интерактивна», чем любой современный монитор.

Интерактивный образ

Для того чтобы более точно определить предназначение и специфику интерьера, следует назвать его самые характерные и типичные атрибуты. В Европе для классических дворянских и буржуазных интерьеров XVIII — XIX веков такими предметами являлись зеркало и портрет. Разглядывая свое изображение на зеркальной поверхности, обитатель интерьера воспринимал и познавал себя, вокруг зеркала выстраивал свои бытовые ритуалы. И совсем не случайно «зеркальная тема» вызвала в означенный период многочисленные ассоциации в литературе, философии, мистике. Даже человеческое сознание воспринималось в ту пору как «зеркало окружающей действительности». Зеркала, как и портреты, выражали ведущие мотивы новоевропейской культуры — антропоцентризм, индивидуализм, замкнутость человека на себе, преимущественное внимание к внешнему и материальному, а не к внутреннему и духовному.

Если же говорить о современном интерьере, то самым выдающимся его атрибутом, пожалуй, можно назвать монитор телевизора или компьютера. Между прочим, экран — в некотором роде развитие зеркала и портрета, он приводит мир «зазеркалья» в движение, делает его гораздо более насыщенным в информационном плане.

Что же является подобным знаковым, центральным предметом для традиционного русского интерьера? Ответ очевиден — это икона.

В молитве перед иконами дома и в храме постепенно, год за годом, формируется духовный и душевный мир православного человека. Образа имеют огромное значение не только в процессе храмовых и домашних богослужений, но и при совершении почти всех бытовых действий — от совместной трапезы до входа в квартиру и выхода из нее. Жизнь традиционного русского дома всегда протекала «под иконами». Не случайно именно эти предметы первым делом спасали при пожаре (вспомним выражение «хоть святых выноси…»).

В чем же принципиальное отличие иконы от портрета и зеркала с точки зрения организации среды обитания?

Зеркало и портрет выражают фундаментальную для западного мира последних столетий идею однородности места и времени. За зеркальной и портретной поверхностью человек видит пространство, полностью подобное своему собственному. Тот мистический мир «зазеркалья», которому посвящено столько литературных фантазий, так же, как и виртуальный мир информационных систем, — лишь обратное отображение обычного мира.

Икона, напротив, соединяет два разнородных мира — землю и небо, мир материальный и мир духовный. При помощи иконы Господь, ангелы и святые оказываются доступными и близкими нам. Современному человеку трудно понять радикальность основополагающего православного утверждения об иконах: «слава, воздаваемая образу, восходит к первообразу». То есть, обращаясь к иконе святого Николая Чудотворца, вы обращаетесь напрямую к самому Святителю, и он слышит вас и отвечает вам. Икона «интерактивна»! Причем ее «интерактивность» намного более последовательна, чем интерактивность мониторов, претендующих сегодня на то центральное место в среде обитания, какое раньше занимали портреты и зеркала.

В противовес классическому, замкнутому на себе «буржуазному» интерьеру современное помещение стремится «открыться». Мониторы, игра с дверными проемами и окнами, устранение рам, свободные, неординарные решения перекрытий, оформление стен показывают эту тенденцию. Но «открывается» нынешний интерьер пока что явно не в сторону горнего мира… Экраны телевизоров соединяют людей не с сонмом ангелов и святых, а с иной, гораздо более прозаичной реальностью…

Кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая — стремление воплотить в современных формах традиционные для России принципы.

Дом и храм

В очень популярном на Древней Руси толковании на Шестоднев (история Творения мира Богом) святого Иоанна Экзарха Болгарского рассказывается, как «…во дворце сделано перекрытие посередине (между верхом и низом), так и Господь как бы построил единый храм между землей и небом и создал перегородку (перекрытие) — второе небо…». Космос здесь уподобляется дому, а дом — храму. Мир для человека подобен дворцу, а в своем жилище, как и в храме, человек должен приобщаться к Творцу и воздавать Ему подобающую славу. В этом случае дом, храм и мир в целом будут все больше напоминать человеку о Рае. Замечательный историк древнерусской архитектуры Михаил Петрович Кудрявцев показал, что и город Москва в целом строился по образу Небесного Града и самой своей структурой должен был задавать определенное отношение к жизни.

Трудно даже представить, насколько далеко мы отошли от тех принципов, которые вдохновляли создателей и обитателей древнерусских домов. При разработке дизайна современного интерьера обычно исходят только из двух соображений: во-первых, функциональности, а во-вторых, художественного вкуса и оригинальности. О духовной же стороне при устройстве среды обитания почти всегда забывают. Проектируя детские комнаты, спальни и гостиные, не говоря уже об офисах, никто не вспоминает о возвращении в Рай. Жилище становится все более атеистическим. И в современной квартире часто для иконы не находится места: она, видите ли, совсем «не вписывается» в интерьер…

И все же кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая, способная при благоприятных условиях привести к противоположному результату. Сегодня наиболее «продвинутые» дизайнеры и фирмы-производители модельной мебели стараются тщательно изучать душевный мир, образ жизни и быт, привычки и духовные ориентиры заказчика, чтобы приспосабливать к ним свои изделия. Поэтому, учитывая нарастающее желание многих русских людей привести свою среду обитания в соответствие с духовными приоритетами, можно надеяться, что в ближайшем будущем появится новое направление в дизайне, которое будет стремиться воплощать в современных формах традиционные для России принципы.

Дмитрий Другов

Советует батюшка

Икона — это главная вещь в помещении. Она может быть большой или маленькой, но при этом должна как бы господствовать в пространстве комнаты или на столе, если речь идет о рабочем месте. Желательно размещать образа так, чтобы они были видны и от входа, и с максимального количества точек. И, конечно, перед иконой должно быть удобно молиться. Для этого дома полезно создать «святой» или «красный» (в смысле красивый) угол: небольшой  в гостиной или столовой и побольше — в личной комнате. На Руси богатые люди в своих жилищах устраивали даже особые молитвенные комнаты, часовни и домовые храмы.

Оформляя помещение, нужно помнить, что его внешний и внутренний вид, цветовое решение, живые и неживые обитатели передают ваше восприятие мира, истории и культуры. Иерархия и гармония вашей души, сочетание национального и вселенского — все это должно найти выражение в организации жилья. И наоборот. Внешняя среда способна оказывать самое серьезное воздействие на душу. Чем больше живого, природного и светлого, тем лучше. Поэтому когда вы приглашаете специалиста или консультанта по оформлению, будьте внимательны и придирчивы. Не всегда то, что модно и дорого, на самом деле хорошо и полезно.

Священник Максим Первозванский

Источник: Аналитический журнал «Русский предприниматель»

Комментировать

2 комментария

  • Аноним, 09.05.2013

    Здравствуйте! Прочитала Вашу статью — все абсолютно правильно! Согласна с тем, что хорошо язычнику… Нашла Вас через поиск, задала вопрос: «Почему интерьер дизайнеров противоречит фэн шую?» Перед тем, как делать обычный косметический ремонт в комнате, решила просмотреть проекты дизайнеров, их советы по цветовой гормонии относительно расположения комнат к сторонам света(т.е. север, юг, запад, восток); потом, прочитала рекомендации по фэн шуй, и рассмеялась. Фэн шуйцы рекомендуют на севере использовать стихии воды — это холодные цвета (чёрный, белый, голубой) на юге — стихии огня- это тёплые цвета (красный, оранжевый). А дизайнеры все как один, строго рекомендуют на севере (т.к там солнца мало и тёмно) делать все в тёплых тонах, а на юге, где солнце греет и так много использовать холодные цвета… В общем, середина только одна — выкрашивать стены белым цветом, это единственный цвет подходящий ко всем рекомендациям. И потом, как было сказано в статье, нигде ни слова об иконах. У меня встал вопрос куда поставить маленькие и средние иконы, которые дарили нам в благословение на свадьбу наши родители, иконы для военного человека (Андрея Первозванного), икона Иоанна Крестителя, врученная при крещении моего сына Ивана, и ещё… В общем, я решила сделать в углу, большой и маленькой, и кухни, такие полочки и расставить их, как положено было у наших бабушек, чтоб и молиться было удобно и образ видел входящего. А с ремонтом труднее… Обычно нравится диван одного цвета, стенка другого, а обои третьего и почему-то, не всегда можно их совместить воедино, т.к цветовая гармония не соответствует… А выбирать диван любимого цвета и под него не любимые обои — не хочется. А дизайнеры обязательно сделают интерьер красивый, но не жилой, т.к невозможно соединить все любимые цвета в одном месте, разве, что их оттенки, а это уже будет породия. Вот так, делая ремонт становишься невольным философом. Желаю Вам успеха и просветания!

    Ответить »
  • Мария, 19.11.2014

    Здравствуйте! Спасибо за статью. Очень полезная. Я учусь на архитектора и сейчас делаю проект как раз офиса. Знаю, что существуют русские традиции. И очень этому рада! Спасибо.

    Ответить »