Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?

Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?

(2 голоса5.0 из 5)

Послед­нее вре­мя у мно­гих наших сограж­дан появи­лось новое увле­че­ние, кото­рое назы­ва­ет­ся фэн-шуй. Лите­ра­ту­ра по фэн-шуй обиль­но пред­став­ле­на в книж­ных мага­зи­нах. В интер­не­те ему посвя­ще­но мно­же­ство сай­тов. В общем, мож­но ска­зать, что фэн-шуй нын­че в моде. Но насколь­ко глу­бо­ко увле­ка­ю­щи­е­ся им пони­ма­ют при­ро­ду фэн-шуй?

Где нахо­дят­ся кор­ни фэн-шуй? На эти и дру­гие вопро­сы автор попы­та­ет­ся отве­тить в ста­тье. Людям, кото­рым все рав­но, во что верить, и кото­рые, как флю­гер, пово­ра­чи­ва­ют­ся в сто­ро­ну мод­ных увле­че­ний, она вряд ли будет инте­рес­на. Ста­тья рас­счи­та­на на того, кто серьез­но отно­сит­ся к сво­ей духов­ной жиз­ни и счи­та­ет себя хри­сти­а­ни­ном. И, в первую оче­редь, для хри­сти­ан, кото­рые раз­мыш­ля­ют, впу­стить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй пере­во­дит­ся с китай­ско­го как «ветер-вода». Появи­лось это уче­ние в Китае в IX веке. Инте­рес­но отме­тить, что Лил­ли­ан Ту, попу­ляр­ный гуру совре­мен­но­го фэн-шуй, дати­ру­ю­щий его IX веком, в дру­гой сво­ей рабо­те пишет: «Китай­цы прак­ти­ку­ют фэн-шуй тыся­че­ле­тия». Прав­да, отку­да взя­лись эти «тыся­че­ле­тия», она не разъ­яс­ня­ет. Впро­чем, как заме­тил автор, в тру­дах Лил­ли­ан Ту неред­ко встре­ча­ют­ся доста­точ­но про­ти­во­ре­чи­вые утвер­жде­ния, со мно­ги­ми, из кото­рых мы позна­ко­мим­ся ниже поподробнее.

Итак, совре­мен­ные после­до­ва­те­ли фэн-шуй утвер­жда­ют, что суще­ству­ет мно­же­ство его школ, при этом «насто­я­щий Фэн-шуй опи­ра­ет­ся на одни и те же концепции». 

Раз­ли­чия в раз­ных шко­лах фэн-шуй лишь в прак­ти­ке. Пыта­ясь опре­де­лить фэн-шуй, Лил­ли­ан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древ­не­ки­тай­ский набор прак­ти­че­ских мето­дов жиз­ни в гар­мо­нии с соб­ствен­ным окру­же­ни­ем, то есть со струк­ту­рой и коле­ба­ни­я­ми окру­жа­ю­щей нас энер­гии»; «Фэн-шуй – это искус­ство пра­виль­но­го исполь­зо­ва­ния кос­ми­че­ско­го дыха­ния, или ци – силы, цир­ку­ли­ру­ю­щей во всей окру­жа­ю­щей нас сре­де»; «Фэн-шуй – это не толь­ко нау­ка об энер­гии «вет­ра и воды» (так соб­ствен­но пере­во­дит­ся тер­мин Фэн-шуй), но и искус­ство исполь­зо­ва­ния, при­вле­че­ния и гене­ри­ро­ва­ния этой энер­гии». Из все­го выше­ска­зан­но­го мож­но выве­сти при­мер­но сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние фэн-шуй: фэн-шуй– это тео­рия и прак­ти­ка, с помо­щью кото­рых чело­век при­вле­ка­ет и гене­ри­ру­ет некую энер­гию ци, и с помо­щью этой энер­гии гар­мо­ни­зи­ру­ет свое окружение.

Для чего все это нуж­но? На это дает­ся сле­ду­ю­щий ответ: «…цикл уда­чи и неуда­чи может быть суще­ствен­но изме­нен, если вы позна­е­те сек­ре­ты зем­ных энер­гий и спо­со­бы мани­пу­ли­ро­ва­ния ими». Под уда­чей Лил­ли­ан Ту пони­ма­ет: день­ги, здо­ро­вье, власть, в общем, про­цве­та­ние. Лил­ли­ан Ту пишет: «…уве­ли­че­ние дохо­дов – это одно из чело­ве­че­ских стрем­ле­ний, кото­рое про­ще все­го удо­вле­тво­ря­ет­ся с помо­щью Фэн-шуй»; «Если вам не суж­де­но стать вели­ким воро­ти­лой биз­не­са, Фэн-шуй помо­жет вам раз­бо­га­теть, но не сде­ла­ет вас ска­зоч­но бога­тым чело­ве­ком. Все зави­сит от вашей небес­ной удачи».

Учи­ты­вая, что в осно­ве фэн-шуй лежит уче­ние об энер­гии ци, позна­ко­мим­ся с этим уче­ни­ем подроб­нее. Итак, ци – это некая «виб­ри­ру­ю­щая» энер­гия, кото­рая рас­про­стра­не­на повсю­ду, она дает чело­ве­ку «силу и душу». Лил­ли­ан Ту пишет: «Ци чело­ве­ка – это дух, управ­ля­ю­щий его дея­тель­но­стью. Избы­ток (или недо­ста­ток) ци в теле опре­де­ля­ет здо­ро­вье и жиз­не­де­я­тель­ность чело­ве­ка… у раз­ных людей ци отли­ча­ет­ся каче­ством и коли­че­ством… ци чело­ве­че­ско­го тела долж­на нахо­дить­ся в гар­мо­нии с ци его окру­же­ния». В дру­гой кни­ге Лил­ли­ан Ту добав­ля­ет: «Имен­но ци при­вле­ка­ет изоби­лие, богат­ство, про­цве­та­ние, здо­ро­вье, при­зна­ние, попу­ляр­ность и сча­стье». Отку­да взя­то уче­ние о ци? Из дао­сиз­ма. А раз так, то будет полез­но узнать даос­кую кон­цеп­цию ци.

Необ­хо­ди­мо заме­тить, что дао­сизм явля­ет­ся наци­о­наль­ной рели­ги­ей Китая. Его исто­ки лежат в прак­ти­ке созер­ца­ния и меди­та­ции, кото­рые исполь­зо­ва­лись для обре­те­ния состо­я­ния бес­стра­стия и покоя, а так же для обре­те­ния бес­смер­тия. Нет смыс­ла подроб­но зна­ко­мить с даос­ким уче­ни­ем, так как по дан­ной теме есть очень хоро­шие рабо­ты, к кото­рым автор адре­су­ет всех инте­ре­су­ю­щих­ся дао­сиз­мом. Для наших целей будет доста­точ­но позна­ко­мить­ся толь­ко с клас­си­че­ским даос­ким уче­ни­ем о ци.

Дао­сизм пан­те­и­сти­чен. Ци есть энер­гия про­ни­зы­ва­ю­щая всю Все­лен­ную. Клас­си­че­ский при­мер, объ­яс­ня­ю­щий при­ро­ду ци, дает древ­не­ки­тай­ский-скеп­тик Ван Чун (I век от Р.Х.); он утвер­ждал что мате­рия и дух – это раз­ные состо­я­ния ци, как пар и лед – раз­ные состо­я­ния воды. Веще­ство есть «замо­ро­жен­ный» дух, дух есть «отта­яв­шее веще­ство», т.е. в дао­сиз­ме мате­рия и дух еди­но­сущ­ны, они суще­ство­ва­ли все­гда и не зна­ли Твор­ца. Чело­век живет в ци. Ци его окру­жа­ет со всех сто­рон. Даосы стре­ми­лись слить­ся с ци и через это обре­сти бес­смер­тие. При этом нуж­но заме­тить, что дао­сизм учит не управ­ле­нию при­ро­дой, а ско­рее отда­ва­нию себя ей. Цель не изме­нить мир, а слить­ся с ним. Отку­да даосы узна­ли о ци? Через меди­та­ции в резуль­та­те мисти­че­ских озарений.

Что такое фэн-шуй для его после­до­ва­те­лей: рели­гия или нау­ка? Лил­ли­ан Ту так отве­ча­ет на этот вопрос: «Мы рас­смат­ри­ва­ем Фэн-шуй как при­клад­ную нау­ку, посколь­ку зако­ны Фэн-шуй фор­ми­ро­ва­лись на осно­ве эмпи­ри­че­ских дан­ных, собран­ных в тече­ние веков». Итак, после­до­ва­те­ли фэн-шуй отно­сят к нау­ке. Что каса­ет­ся рели­ги­оз­но­сти фэн-шуй, то ответ дает­ся такой: «Фэн-шуй не явля­ет­ся рели­ги­ей» ; «…в самой прак­ти­ке нет ниче­го духов­но­го или мисти­че­ско­го. От вас не потре­бу­ет­ся ком­про­мис­сов с рели­ги­оз­ны­ми веро­ва­ни­я­ми или идео­ло­ги­че­ски­ми прин­ци­па­ми, посколь­ку для прак­ти­ки не тре­бу­ет­ся ника­ких молитв, жерт­во­при­но­ше­ний или веры». Не отно­сит Лил­ли­ан Ту свое увле­че­ние и к магии: «…Фэн-шуй – это не магия. А так­же не духов­ная прак­ти­ка, тре­бу­ю­щая огром­ной веры в могу­ще­ство Фэн-шуй или убеж­ден­но­сти в его эффективности».

К сожа­ле­нию, автор дол­жен заме­тить, что утвер­жде­ние Лил­ли­ан Ту каса­тель­но того, что в фэн-шуй не тре­бу­ет­ся вера, явля­ет­ся лож­ным. Лил­ли­ан Ту пишет: «Пока у вас нет потреб­но­сти верить в фэн-шуй, пока в вас гнез­дят­ся сомне­ния, вы напол­ня­е­те про­стран­ство вокруг себя нега­тив­ны­ми энер­ги­я­ми»; «Если вы хоти­те исполь­зо­вать фэн-шуй для улуч­ше­ния сво­ей жиз­ни, ста­рай­тесь не давать мно­го воли недо­ве­рию. После того, как необ­хо­ди­мые зна­ния «вста­нут на свое место», вам даже пока­жет­ся стран­ным, как вы мог­ли не обра­щать вни­ма­ния на все эти вещи, о кото­рых гово­ри­лось в тео­рии фэн-шуй»; «Мето­ди­ка фэн-шуй сра­бо­та­ет луч­ше, если вы буде­те под­дер­жи­вать в себе без­мя­теж­ное отно­ше­ние к ней».

При­ве­ден­ные цита­ты ско­рее опро­вер­га­ют, неже­ли под­твер­жда­ют заяв­ле­ние Лил­ли­ан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.

Посмот­рим теперь, насколь­ко научен фэн-шуй. Лил­ли­ан Ту пишет: «Я долж­на сознать­ся, что я не в состо­я­нии точ­но объ­яс­нить, как рабо­та­ет фэн-шуй». Рас­кры­вая вопрос отно­ше­ния совре­мен­ной нау­ки к фэн-шуй, она про­дол­жа­ет: «Тео­рия, сто­я­щая за реко­мен­да­ци­я­ми фэн-шуй, может казать­ся стран­ной пред­ста­ви­те­лям запад­ной науч­ной шко­лы. Напри­мер, мно­го­чис­лен­ные упо­ми­на­ния об инь­ских и янь­ских аспек­тах энер­гии. Пред­по­ла­га­ет­ся так­же при­ня­тие фун­да­мен­таль­ной пред­по­сыл­ки о том, что вся все­лен­ная и все в ней сотво­ре­но из Пяти Эле­мен­тов – Зем­ли, Воды, Дере­ва, Метал­ла и Огня,– состо­я­щих в отно­ше­ни­ях вза­им­но­го раз­ру­ше­ния и порождения».

Если фэн-шуй соот­вет­ству­ет стан­дар­там ака­де­ми­че­ской нау­ки, поче­му же уче­ные его отвер­га­ют, как при­зна­ет это сама Лил­ли­ан Ту? А если они отвер­га­ют его, то зачем же Лил­ли­ан Ту вво­дить в заблуж­де­ние сво­их чита­те­лей, заяв­ляя о науч­но­сти фэн-шуй? Что же это за нау­ка, кото­рую отри­ца­ют уче­ные? Нуж­но заме­тить, что нау­ка постро­е­на на пара­диг­ме, из кото­рой выво­дит­ся науч­ная кар­ти­на мира. Фэн-шуй осно­ван на рели­ги­оз­ном уче­нии дао­сиз­ма, кото­рый, насколь­ко извест­но авто­ру, пока не стал осно­вой науч­ной кар­ти­ны мира. Инте­рес­но отме­тить, что в пре­ди­сло­вии к одной из книг Лил­ли­ан Ту, ее почи­та­тель пишет: «Фэн-шуй – слож­ный пред­мет, тре­бу­ю­щий глу­бо­ко­го зна­ния китай­ских мета­фи­зи­че­ских наук». Но китай­ские мета­фи­зи­че­ские нау­ки к ака­де­ми­че­ской нау­ке не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния. В завер­ше­нии пре­ди­сло­вия гово­рит­ся: «Фэн-шуй тоже зани­ма­ет­ся про­яв­ле­ни­ем дина­ми­че­ских сил и энер­гий, кото­рые нау­ке еще толь­ко пред­сто­ит открыть – в мас­шта­бе от зем­но­го до все­лен­ско­го». Если нау­ке еще толь­ко «пред­сто­ит» эти силы открыть, может тогда не сто­ит объ­яв­лять это свер­шим­ся фак­том и клас­си­фи­ци­ро­вать фэн-шуй как науч­ную дис­ци­пли­ну? Может, будет чест­нее ска­зать, что тео­ре­ти­че­ская база фэн-шуй постро­е­на на китай­ском мисти­циз­ме, како­вым явля­ет­ся даосизм?

Автор уже при­во­дил выше заве­ре­ние Лил­ли­ан Ту сво­их чита­те­лей в том, что в фэн-шуй нет ника­кой рели­ги­оз­но­сти, и что любой чело­век может его прак­ти­ко­вать без вся­ких ком­про­мис­сов для сво­ей веры. Нуж­но заме­тить, что и это заяв­ле­ние не соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. Как выше уже было ука­за­но, тео­ре­ти­че­ская база фэн-шуй осно­ва­на на рели­ги­оз­ной док­трине дао­сиз­ма. А раз­ве мож­но одно­вре­мен­но верить в дао­сизм и при этом быть, напри­мер, хри­сти­а­ни­ном? Нет. Для это­го доста­точ­но срав­нить их веро­уче­ния. Хри­сти­ан­ство моно­те­и­стич­но, дао­сизм пан­те­и­сти­чен. Хри­сти­ан­ство учит о Лич­ном Боге – Твор­це, в дао­сиз­ме Бога вооб­ще нет. Для даоса Кос­мос есть Бог и Бог есть Кос­мос. Идея тво­ре­ния мира из ниче­го, при­су­щая хри­сти­ан­ству, так­же отвер­га­ет­ся в дао­сиз­ме. В дао­сиз­ме нет идеи бес­смерт­ной души, кото­рая при­сут­ству­ет в хри­сти­ан­стве. Даос вос­при­ни­ма­ет мир как непре­рыв­ный про­цесс пере­те­ка­ния одних форм и моду­сов энер­гии ци в дру­гие. Этот про­цесс вечен и без­ли­чен. В общем, дао­сизм и хри­сти­ан­ство настоль­ко отлич­ны, что лишь чело­век, не зна­ю­щий их, может гово­рить о сов­ме­сти­мо­сти этих двух миро­воз­зре­ний. К тому же, как пишет Лил­ли­ан Ту: «…наи­луч­шим под­хо­дом к исполь­зо­ва­нию фэн-шуй явля­ет­ся раз­ви­тие истин­но­го бла­го­го­ве­ния перед энер­ги­я­ми Зем­ли и перед самой Мате­рью-Зем­лей». А раз­ве хри­сти­а­нин не дол­жен бла­го­го­веть лишь перед Богом, а зем­лю хра­нить? Вызы­ва­ют сомне­ния и глав­ные цели фэн-шуй, кото­рые, соглас­но хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния, мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать про­сто – стя­жа­тель­ство!

Хри­сти­ан­ство не про­тив мате­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия, но не ста­вит его сво­ей целью. Хри­сти­а­нин ищет преж­де все­го Небес­но­го Цар­ствия (Мф.6:33), и уже потом зем­но­го бла­го­по­лу­чия и то, толь­ко при усло­вии, если оно не меша­ет глав­ной цели. Об этом чет­ко ска­за­но в Свя­щен­ном Писа­нии: «…какая поль­за чело­ве­ку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе сво­ей повре­дит? или какой выкуп даст чело­век за душу свою?» (Мф.16:26). А уж идея все­по­гло­ща­ю­щей кон­цен­тра­ции на дости­же­нии богат­ства, к кото­ро­му при­зы­ва­ет Лил­ли­ан Ту, хри­сти­ан­ству пол­но­стью чуж­до. Напри­мер, пред­ста­вить себе, что совет, какой дает Лил­ли­ан Ту сво­им уче­ни­кам, смо­жет дать кому-либо хри­сти­а­нин, слож­но: «Для успеш­но­го созда­ния изоби­лия вы долж­ны страст­но это­го хотеть. Вы долж­ны про­пи­тать­ся этим жела­ни­ем, пол­но­стью сфо­ку­си­ро­вав­шись на нем. … Чем яснее вы пред­ста­ви­те тип уда­чи, к кото­ро­му стре­ми­тесь, тем ост­рее и эффек­тив­нее будут энер­гии, кото­рые вы создадите».

А как хри­сти­а­нин дол­жен отне­стись к сле­ду­ю­щей реко­мен­да­ции Лил­ли­ан Ту: «При­вы­кай­те видеть мир вокруг себя гла­за­ми Фэн-шуй. Раз­ви­вай­те чув­стви­тель­ность к могу­ще­ствен­ным, хотя и неви­ди­мым энер­ги­ям вокруг вас»; «…вы долж­ны попы­тать­ся почув­ство­вать свою пер­со­наль­ную ци, при­над­ле­жа­щую толь­ко вам. Толь­ко после это­го вы смо­же­те настро­ить­ся на свое сило­вое поле и кос­ми­че­ское дыха­ние внут­ри вас». Это хоро­шая реко­мен­да­ция для шко­лы экс­тра­сен­сов, но пол­но­стью непри­ем­ле­мая для христианства.

Исполь­зу­ют­ся в фэн-шуй и меди­та­тив­ные прак­ти­ки, кото­рые так­же пол­но­стью несов­ме­сти­мы с хри­сти­ан­ством, и хотя Лил­ли­ан Ту их кри­ти­ку­ет, она при­зна­ет, что исполь­зу­ют их масте­ра фэн-шуй: «Опыт­ные прак­ти­ки фэн-шуй зна­ют сек­рет­ные мето­ды, поз­во­ля­ю­щие им овла­деть боль­шим коли­че­ством пер­со­наль­ной ци, кото­рую они исполь­зу­ют для вхож­де­ния в меди­та­тив­ное состо­я­ние для осо­бых кон­суль­та­ций по фэн-шуй. Эти мето­ды раз­ные у раз­ных масте­ров, и, судя по тому, что я лич­но виде­ла, они бли­же к шаман­ству, чем к тех­ни­кам фэн-шуй». Лил­ли­ан Ту веро­ят­но не в кур­се того, что шаман­ство явля­ет­ся отцом дао­сиз­ма, на тео­ре­ти­че­ской базе кото­ро­го осно­ван сам фэн-шуй, а пото­му масте­ра фэн-шуй, прак­ти­ку­ю­щие шама­низм,– это не ано­ма­лия, а норма.

Фэн-шуй маги­чен, как впро­чем, маги­чен и дао­сизм, и, несмот­ря на то, что Лил­ли­ан Ту отка­зы­ва­ет­ся его клас­си­фи­ци­ро­вать как магию, она все же пишет: «Фэн-шуй дей­стви­тель­но срод­ни магии: зача­стую кажет­ся, что в дей­ствие всту­па­ет некая мисти­че­ская сила». А если учесть, что Лил­ли­ан Ту при­зна­ет, что она не зна­ет, как рабо­та­ет фэн-шуй, то какие у нее есть осно­ва­ния не допус­кать воз­мож­но­сти реаль­но­го при­сут­ствия «мисти­че­ской силы»?

При­зна­ет фэн-шуй и уче­ние кар­мы, пол­но­стью несов­ме­сти­мое с хри­сти­ан­ством. А как чита­те­лям понра­вит­ся идея о «транс­цен­дент­ном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лил­ли­ан Ту: «… транс­цен­дент­ный фэн-шуй… осно­ван на спе­ци­аль­ных тех­ни­ках визу­а­ли­за­ции и рас­пе­ва­нии мантр». Сама Лил­ли­ан Ту исполь­зу­ет в сво­ей прак­ти­ке ман­тры из буд­диз­ма, но не воз­ра­жа­ет, что­бы ее чита­те­ли для «очи­ще­ния» исполь­зо­ва­ли, в том чис­ле, и хри­сти­ан­ские молит­вы. А в чем помо­га­ет «транс­цен­дент­ный фэн-шуй»? Как пишет Лил­ли­ан Ту: «Люди, стра­да­ю­щие от неиз­ле­чи­мых болез­ней вро­де СПИ­Да, рака и дру­гих угро­жа­ю­щих жиз­ни забо­ле­ва­ний, могут пред­ста­вить эти про­яв­ле­ния нездо­ро­вья как мощ­ные бло­ки­ров­ки в сво­ей систе­ме. Нари­суй­те их в сво­ем вооб­ра­же­нии как пре­пят­ствия, кото­рые нуж­но уда­лить… пред­ставь­те мыс­лен­но, что бло­ки­ров­ки внут­ри вас рас­са­сы­ва­ют­ся». Итак, вы боль­ны СПИ­Дом, раком? Нет про­блем, мыс­лен­но пред­ставь­те, что ваша болезнь лишь «пре­пят­ствие» внут­ри ваше­го тела и спо­кой­но отправ­ляй­тесь на клад­би­ще. Куда у вас есть все шан­сы попасть, если вы дове­ри­тесь фэн-шуй и буде­те игно­ри­ро­вать меди­ци­ну.

В самом нача­ле ста­тьи при­во­ди­лось утвер­жде­ние Лил­ли­ан Ту, что одна из глав­ных целей, сто­я­щей перед прак­ти­ку­ю­щи­ми, есть дости­же­ние мате­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия; прав­да, там добав­ля­ет­ся: «Все зави­сит от вашей небес­ной уда­чи». А если «небес­ная уда­ча» будет про­тив? Полу­ча­ет­ся инте­рес­ная логи­ка: если вы дости­га­е­те богат­ства, то вы пра­виль­но прак­ти­ку­е­те фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лил­ли­ан Ту: «Мне кажет­ся, наи­луч­шим спо­со­бом рас­по­зна­ния насто­я­щих спе­ци­а­ли­стов в обла­сти фэн-шуй явля­ет­ся изу­че­ние био­гра­фии. Когда кто-то пред­ла­га­ет вам свои услу­ги в каче­стве масте­ра фэн-шуй, посмот­ри­те, помог ли фэн-шуй само­му это­му чело­ве­ку достичь тех вещей, кото­рые он обе­ща­ет сде­лать для вас. Если дан­ный чело­век сам явно ниче­го не выиг­рал от хоро­ше­го фэн-шуй, сле­ду­ет поис­кать дру­го­го. При пра­виль­ном исполь­зо­ва­нии фэн-шуй все­гда сра­ба­ты­ва­ет (выде­ле­но нами. – В.П.)». Логи­ка, кото­рую исполь­зу­ет Лил­ли­ан Ту – чисто сек­тант­ская. Систе­ма все­гда пра­ва. Если систе­ма не рабо­та­ет, вино­ват чело­век. Зна­чит, если после­до­ва­тель фэн-шуй потра­тил мно­го денег и вре­ме­ни на при­об­ре­те­ние лите­ра­ту­ры, скру­пу­лез­но сле­до­вал сове­там фэн-шуй и не полу­чил ника­ких резуль­та­тов, то вино­ват он сам. Систе­ма все­гда пра­ва! С таким под­хо­дом мож­но дока­зать истин­ность любой системы.

При­ве­дем несколь­ко сове­тов, кото­рые мож­но вычи­тать в кни­гах по фэн-шуй. Напри­мер, чита­те­ли могут узнать что «…моги­ла дедуш­ки Мао Цзэ­ду­на нахо­ди­лась «в ладо­ни небес­ной лун­ной боги­ни», то есть рас­по­ло­же­ние моги­лы было настоль­ко бла­го­при­ят­ным, что это при­нес­ло огром­ную уда­чу вну­ку, в дан­ном слу­чае– вели­ко­му корм­че­му Мао». Как про­сто: удач­но рас­по­ло­жен­ная моги­ла при­ве­ла чело­ве­ка на вер­ши­ну вла­сти. Или вот, дру­гой слу­чай: Лил­ли­ан Ту пишет, что она посту­па­ла в шко­лу биз­не­са, и ей нуж­ны были день­ги на опла­ту уче­бы в ней. Что­бы их полу­чить: «Я пере­дви­ну­ла свою кро­вать, что­бы выров­нять поло­же­ние во вре­мя сна для полу­че­ния бла­го­при­ят­ной ци и уда­чи с наи­луч­ше­го направ­ле­ния. Метод не под­вел меня, и я смог­ла полу­чить сти­пен­дию ООН для посе­ще­ния шко­лы биз­не­са». Инте­рес­но, а заяв­ле­ние на полу­че­ние этой сти­пен­дии не было пода­но? Автор, напри­мер, дол­го сидел без денег, попро­бо­вал пора­бо­тать, при этом пере­ста­вил кро­вать и– о «чудо»– день­ги появи­лись. Вопрос чита­те­лям: в этом «чуде» вино­ва­та рабо­та или кро­вать?

Что мож­но ска­зать, завер­шая ста­тью? Поды­то­жим то, что мы узна­ли о фэн-шуй. Мно­гие заяв­ле­ния гуру фэн-шуй Лил­ли­ан Ту про­ти­во­ре­чат сами себе. К нау­ке фэн-шуй не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния. Осно­вы его лежат в рели­ги­оз­ной док­трине дао­сиз­ма. При этом, если даосы стре­мят­ся слить­ся с ци, совре­мен­ные фэн­шуев­цы явно пыта­ют­ся им мани­пу­ли­ро­вать. Совре­мен­ный фэн-шуй по сути явля­ет­ся паро­ди­ей на даоское уче­ние. С хри­сти­ан­ством фэн-шуй не сов­ме­сти­мо. А если учи­ты­вать, что в фэн-шуй дают­ся сове­ты для лече­ния СПИДА и рака, то он может быть и смер­тель­но опас­ным, если пове­рив­ший сове­там масте­ров фэн-шуй чело­век отвра­тит свое вни­ма­ние от меди­ци­ны и будет «лечить­ся» толь­ко мето­да­ми фэн-шуй. На взгляд авто­ра ста­тьи, совре­мен­ный фэн-шуй– это типич­ное суе­ве­рие. Зани­ма­ю­щим­ся им мож­но адре­со­вать сло­ва из Свя­щен­но­го Писа­ния: «Негод­ных же и бабьих басен отвра­щай­ся, а упраж­няй себя в бла­го­че­стии…» (1Тим.4:7). Ну а допус­кать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть чита­те­ли реша­ют сами.

Автор: Пита­нов В.Ю.
Апо­ло­гет

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки