Чин общей исповеди начинается словами «согрешили несохранением обетов, данных нами при крещении». А что значит не сохранить обеты крещения?
Это значит не жить по-христиански. В нашем храме я часто провожу беседы для тех, кто хочет креститься, и главным вопрос, который сразу задаю, – это вопрос «зачем?» И этот вопрос, как правило, заставляет людей задуматься: а действительно, зачем нужно крещение? После этого завязывается диалог, и идеальное его завершение – это когда крестные или родители потом приходят исповедоваться и причащаться перед совершением этого таинства.
На самом деле, зачем нужно креститься? На этот вопрос дают самые разные ответы: «потому что русский», «потому что все крещеные» (правда, в храм не ходим), «чтобы не болел», «чтобы был под защитой Ангела-Хранителя». Стараюсь объяснить этим людям, что мы крестим только для того, чтобы в дальнейшем ходить в храм. Крещение – это не конец духовной жизни, это лишь ее начало.
От «религиозного минимума» к «религиозной каше»
Для многих наших соотечественников существует своего рода «религиозный минимум»: мы сами крещеные, поэтому крестим своих детей. В храм ходим «регулярно», то есть на Крещение за водой и на Пасху за яйцами. Причащаемся либо очень редко, либо никогда. Но при этом «приметы соблюдаем».
К сожалению, результатом такого религиозного минимума является религиозная каша в голове.
Опишу один интересный случай из своей священнической практики. Позвали освящать квартиру, жалуясь на то, что снятся покойники. Конечно же, я объяснил, что освящение – это не универсальное решение всех проблем, а особое Божие благословение, и более того – призыв, чтобы сам человек освящался: жил духовной жизнью, причащался, исповедовался. Вот с этим оказалось плохо. Много лет люди не причащались и не ходили в храм.
В Евангелии есть прекрасные слова Спасителя: «кто не со Мной, тот против Меня» (Мф.12:30). Эти слова показывают, что нельзя быть «средним», нельзя исполнить мечту современного человека быть «не плохим, и не хорошим». Часто можно услышать на исповеди на больших праздниках, когда приходят «захожане»: «Я ничего плохого не сделал: не убил, не украл». Но и хорошего тоже не сделал! А ведь ты крещеный человек, а Крещение – это не признак культурной принадлежности, а призвание быть «солью земли» (Мф.5:13).
Если мы не со Христом, то Его место очень быстро занимает Его противник, в чем я прекрасно убедился. У этих людей висело огромное множество языческой символики самого разного происхождения. Восточное «денежное дерево», околомусульманские «глаз Фатимы» и веточка чертополоха и наше «родное» славянское язычество: несколько домовых, подковка и метелки. Закончилось освящение этой квартиры тем, что вся языческая атрибутика была выкинута, а самих жильцов я исповедовал.
Суеверие «три в одном». Глаз фатимы, подкова и иконка. Чтоб наверняка
Вот такая каша варится в головах наших соотечественников, которые были формально крещены, но не понимали, зачем это надо.
Страх и трепет
Почему в XXI веке образованный человек, принявший крещение, заполняет свой дом оберегами, ходит к бабкам, слушает гороскопы и с упоением смотрит «Битву экстрасенсов»? Из страха. Господь вложил в уста атеиста Жана-Поля Сартра прекрасную и христианскую по своему содержанию фразу «у человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может». Жажда Бога присуща каждому, об этом писали многие великие умы, начиная от Тертуллиана с его «каждая душа – христианка» до таких личностей, как атеист Сартр. Человек, несмотря на весь научно-технический прогресс, сталкивается с теми вещами, на которые он повлиять не может и просто их боится. Например, смерть, тяжелая болезнь близких, катастрофы, катаклизмы и все то, противостоять чему так и не научился никакой прогресс. Для верующего человека понятно, что все в руках Божиих: «у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же» (Мф.10:30-31). Для того чтобы ощутить в своей жизни проявление Божией воли и уверенность, что всё, что в ней происходит, идет нам на пользу, нужно лишь быть с Богом. А быть с Ним мы можем только через практический опыт: через Церковь и таинства, главным из которых является Причастие.
А вот если нет этой ниточки, связывающей человека и Бога, если человек просто «верит в душе», то отсюда возникает попытка заглушить страх и заполнить эту «дыру в душе» всем, чем только можно. И тут в ход идут обереги, талисманы, приметы, гороскопы и прочие проявления бесовских действий в нашей жизни.
Дать человеку Христа
Одной из главных причин подобной ситуации является то, что современный человек воспитан на культуре потребления и смотрит на Церковь как на «духовный супермаркет», в котором можно получить всё по своим потребностям. Мы не выбираем народ, который приходит к нам в храм, это не в наших силах. В наших силах одно – постараться этим людям объяснить, зачем нужно креститься и что делать после этого.
Патриарх Кирилл не раз говорил о необходимости возродить практику оглашения. «Принятию церковного таинства Крещения… должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования». Хотя бы одна-две беседы призваны сломать у человека полуязыческие представления о православии и показать ему всю прелесть духовной жизни и, самое главное, помочь человеку найти Христа. И тогда, когда человек приобщится к духовной жизни, сама собой отпадет проблема суеверий, хождения к бабкам и увлечения гороскопами. Ведь если мы со Христом, то зачем нам еще что-то?
Иерей Александр Ермолин
Комментировать