Как относиться к предсказаниям Нострадамуса?

Как относиться к предсказаниям Нострадамуса?

(1 голос5.0 из 5)

Вопрос:

Сей­час навяз­чи­во пишут о пред­ска­за­ни­ях Ностра­да­му­са. Как отно­сить­ся к этому?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Сло­во Божие реши­тель­но предо­сте­ре­га­ет от само­зва­ных про­ро­ков и духов­ных обо­льсти­те­лей: «Бере­ги­тесь лже­про­ро­ков, кото­рые при­хо­дят к вам в ове­чьей одеж­де, а внут­ри суть вол­ки хищ­ные» (Мф. 7: 15). Надо после­до­вать при­зы­ву Гос­по­да: «Бере­ги­тесь, что­бы кто не пре­льстил вас» (Мф. 24: 4). Для это­го необ­хо­ди­мо точ­но руко­вод­ство­вать­ся Писа­ни­ем и уче­ни­ем свя­тых отцов. Сло­ва апо­сто­ла Пав­ла очень под­хо­дят к наше­му вре­ме­ни: «Ибо будет вре­мя, когда здра­во­го уче­ния при­ни­мать не будут, но по сво­им при­хо­тям будут изби­рать себе учи­те­лей, кото­рые льсти­ли бы слу­ху; и от исти­ны отвра­тят слух и обра­тят­ся к бас­ням» (2 Тим. 4: 3–4). Имен­но бас­ня­ми явля­ют­ся сочи­не­ния М. Ностра­да­му­са и дру­гих лжепророков.

Истин­ных про­ро­ков изби­ра­ет Сам Гос­подь, а лжи­вых диа­вол, играя на их гор­до­сти и неуто­ли­мой жаж­де само­утвер­жде­ния. С того вре­ме­ни, как Гос­подь Бог стал при­зы­вать к про­ро­че­ско­му слу­же­нию изби­ра­е­мых Им людей, сата­на не пере­ста­ет нахо­дить для сво­их тем­ных целей лжепророков.

Биб­лей­ские про­ро­ки были уста­ми Божи­и­ми. Еврей­ское сло­во наби и гре­че­ское про­фе­тес озна­ча­ют вест­ни­ка, гово­ря­ще­го по воли Божи­ей и откры­ва­ю­ще­го исти­ны, недо­ступ­ные есте­ствен­но­му чело­ве­че­ско­му разуму.

Важ­ней­шей лич­ной осо­бен­но­стью про­ро­ка явля­ет­ся свя­тость его жиз­ни. Свя­той Дух, Кото­рый откры­ва­ет буду­щее, напол­ня­ет Собой толь­ко чистые сосу­ды. «Ибо нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­си­мо по воле чело­ве­че­ской, но изре­ка­ли его свя­тые Божии чело­ве­ки, будучи дви­жи­мы Духом Свя­тым» (2 Пет. 1: 21). В Свя­щен­ном Писа­нии про­ро­ка неред­ко назы­ва­ют «чело­ве­ком Божи­им» (1 Цар. 2: 27; 3 Цар. 13: 1; 3 Цар. 20: 28; 2 Пар. 25: 7).

Непре­лож­ный при­знак истин­но­го про­ро­ка – абсо­лют­ная чисто­та веры и уче­ния. Гла­ша­таи воли Божи­ей были теми, через кого Гос­подь все­гда при­зы­вал Свой народ к отвра­ще­нию от всех лож­ных уче­ний и воз­вра­ще­нию на истин­ный путь. Про­ро­ки были блю­сти­те­ля­ми бла­го­че­стия и бого­от­кро­вен­ной рели­гии. Их назы­ва­ли по-еврей­ски zophim – стра­жа­ми (Иер. 6: 17; Ис. 56: 10), кото­рые долж­ны пре­ду­пре­ждать свой народ об угро­жа­ю­щей ему духов­ной и нрав­ствен­ной опасности.

Целью про­ро­честв была духов­ная поль­за для наро­да. Про­ро­ки учи­ли, настав­ля­ли, обли­ча­ли: «А кто про­ро­че­ству­ет, тот гово­рит людям в нази­да­ние, уве­ща­ние и уте­ше­ние» (1 Кор. 14: 3). Самая вели­кая цель все­го биб­лей­ско­го про­ро­че­ско­го слу­же­ния – воз­ве­стить при­ше­ствие Мес­сии и исто­ри­че­ски при­го­то­вить людей к Его при­хо­ду. Поэто­му смысл пред­ве­ща­е­мо­го дол­жен быть поня­тен еще до наступ­ле­ния события.

Каж­до­му про­ро­ку Гос­подь откры­вал толь­ко часть того буду­ще­го, кото­рое ожи­да­ет людей. Про­ро­ки допол­ня­ют друг дру­га. Все биб­лей­ские про­ро­че­ства, взя­тые вме­сте, состав­ля­ют вели­кое откро­ве­ние о гря­ду­щем в мир Спа­си­те­ле мира.

Буду­щее ведо­мо толь­ко Богу. Виде­ние буду­ще­го не доступ­но ни людям с их огра­ни­чен­ны­ми есте­ствен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, ни демонам.

Все же, что извест­но о жиз­ни, заня­ти­ях и сочи­не­ни­ях Мише­ля Ностра­да­му­са (1503–1566) пол­но­стью укла­ды­ва­ет­ся в образ лже­про­ро­ка-оккуль­ти­ста. Он родил­ся в еврей­ской семье в Про­ван­се. Оба его деда были вра­ча­ми, а отец – нота­ри­усом. В 1488 году Про­ванс был при­со­еди­нен к Фран­ции. Посколь­ку для дедов и отца воз­ник­ла угро­за лишить­ся пра­ва зани­мать­ся про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью и быть выслан­ны­ми из Фран­ции, семья была вынуж­де­на перей­ти в 1502 году в като­ли­че­ство. Для М. Ностра­да­му­са хри­сти­ан­ство оста­лось внеш­ним. Сущ­но­стью его миро­воз­зре­ния был оккуль­тизм, абсо­лют­но несов­ме­сти­мый с ново­за­вет­ной рели­ги­ей. Он был не толь­ко вра­чом, но и про­фес­си­о­наль­ным аст­ро­ло­гом. Гос­подь через Сво­их про­ро­ков обли­ча­ет аст­ро­ло­гов как зани­ма­ю­щих­ся бого­про­тив­ным делом: «Сой­ди и сядь на прах, деви­ца, дочь Вави­ло­на; сиди на зем­ле: пре­сто­ла нет, дочь Хал­де­ев… Ты утом­ле­на мно­же­ством сове­тов тво­их; пусть же высту­пят наблю­да­те­ли небес и звез­до­че­ты и пред­ве­ща­те­ли по ново­лу­ни­ям, и спа­сут тебя от того, что долж­но при­клю­чить­ся тебе. Вот они, как соло­ма: огонь сожег их, – не изба­ви­ли души сво­ей от пла­ме­ни» (Ис. 47: 1, 13–14). Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов пишет, что заня­тия аст­ро­ло­ги­ей оскорб­ля­ют Боже­ствен­ный Про­мысл (Сло­во 5: О Про­мыс­ле). Аст­ро­ло­гия явля­ет­ся под­ме­ной истин­ной рели­гии. Авто­ром всех духов­ных под­мен явля­ет­ся диа­вол. Через аст­ро­ло­гию он отво­дит людей от Бога. Бла­жен­ный Авгу­стин пишет: «Так как это слу­жит к улов­ле­нию людей, то оно быва­ет дей­стви­ем совра­тив­ших­ся духов, кото­рым попус­ка­ет­ся знать кое-что истин­ное из обла­сти вре­мен­ных пред­ме­тов отча­сти пото­му, что они обла­да­ют более тон­ким чув­ством, или более тон­ки­ми тела­ми, или более бога­тым, бла­го­да­ря сво­ей про­дол­жи­тель­ной жиз­ни, опы­том. Поэто­му истин­ный хри­сти­а­нин дол­жен осте­ре­гать­ся как аст­ро­ло­гов, так и вся­ких про­ри­ца­те­лей, осо­бен­но тех, кото­рые гово­рят прав­ду, что­бы, уло­вив при содей­ствии демо­нов его душу, они не запу­та­ли его в свое сообщество».

Сре­ди пись­мен­но­го насле­дия М. Ностра­да­му­са име­ет­ся «Пись­мо кано­ни­кам горо­да Оран­жа» (от 4 фев­ра­ля 1562 г.). Кано­ни­ки (свя­щен­но­слу­жи­те­ли кафед­раль­но­го хра­ма) обра­ти­лись к нему в свя­зи с похи­ще­ни­ем из собо­ра сереб­ря­ных свя­тынь. М. Ностра­да­мус вме­сто того, что­бы при­знать­ся в неве­де­нии, при­бег к обыч­но­му при­е­му оккуль­ти­стов – к пусто­му хит­ро­спле­те­нию слов: «По пово­ду ваше­го запро­са об ука­зан­ных и пере­чис­лен­ных вами кощун­ствен­ных кра­жах, отно­си­тель­но кра­жи и кла­да, укры­то­го, но не спря­тан­но­го (!). Соглас­но аст­ро­но­ми­че­ско­му чер­те­жу, поме­щен­но­му выше, вы може­те ясно видеть, что кра­жа свя­щен­ных пред­ме­тов была совер­ше­на в резуль­та­те попу­сти­тель­ства двух ваших бра­тьев по церк­ви, имен­но тех, кото­рые рань­ше неод­но­крат­но выска­зы­ва­ли мне­ние о том, что слу­чи­лось с вашим сереб­ром. Один из них пред­по­ло­жил, что оно было уве­зе­но в Ави­ньон, дру­гой – что оно попа­ло в какое-то дру­гое место. Оба счи­та­ли, что оно уже про­да­но, ибо тако­во и было их наме­ре­ние. Добы­чу име­лось в виду раз­де­лить сре­ди кано­ни­ков, кото­рые сей­час подоб­ны сол­да­там. Это мне­ние не было доб­рым и бла­го­че­сти­вым. Неко­то­рые не согла­си­лись с ним, хотя дру­гие были доволь­ны, но в кон­це и они не были соглас­ны в том или ином пунк­те. Но все оста­но­ви­лось, когда сереб­ро было пере­не­се­но в дом одно­го из ваших людей и запер­то там. А это было не по душе кое-кому. Одно из мне­ний было: надо пере­то­пить сереб­ро в брус­ки и про­дать его, сло­жив его пока­мест в доме одно­го из них. Затем двое или трое заяви­ли, что это невоз­мож­но в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни, ибо Рим­ская Като­ли­че­ская Цер­ковь будет вовле­че­на в самые жут­кие собы­тия. Итак, оно (сереб­ро) было запер­то, хотя двое из них оста­лись при том мне­нии, что его сле­ду­ет пере­пла­вить в брус­ки и про­дать, сло­жив его вре­мен­но в доме одно­го из них. Их было толь­ко трое, и они – бра­тья Церк­ви, и они похи­ти­ли то, что без­упреч­но, наме­ре­ва­ясь украсть все не без сго­во­ра с хра­ни­те­лем, ибо вы дове­ри­ли овец вол­ку… Но имей­те в виду, досто­по­чтен­ные сеньо­ры, что на тех из вас, кто зна­ет, когда кра­жа свя­щен­ных пред­ме­тов была совер­ше­на, если они не будут воз­вра­ще­ны пол­но­стью и не в руки тех, кому они были дове­ре­ны, но воз­вра­ще­ны непо­сред­ствен­но в храм, на них, этих людей, обру­шат­ся вели­чай­шие несча­стья, какие когда-либо слу­ча­лись с чело­ве­ком, и на них, и на их семьи. И более того, к ваше­му горо­ду подой­дет чума и рас­про­стра­нит­ся сре­ди его стен, поэто­му пусть они не про­ти­вят­ся. Commiltones quornodo dii propicii sint sacerdotes (Свя­щен­ни­ки подоб­ны това­ри­щам бла­го­склон­ных богов), но уви­дят, как Бог мстит тем, кто осквер­нил Его свя­той храм и украл то, что в древ­ние вре­ме­на пожерт­во­ва­ли веру­ю­щие. Поэто­му про­чти­те это мое пись­мо в собра­нии всех ваших людей (но не откры­вай­те его, пока все не собе­рут­ся), и тогда тут же лица тех, кто заме­шан в этом деле, выра­зят вели­кий стыд и кон­фуз, ибо они не смо­гут скрыть этих чувств. Хра­ни­те же это мое пись­мо как пол­ное сви­де­тель­ство исти­ны (буду­щее это пока­жет), и заве­ряю вас, досто­по­чтен­ные сеньо­ры, что, если укра­ден­ное не будет воз­вра­ще­но тем или иным путем, они умрут самой жал­кой и самой мучи­тель­ной, мед­лен­ной смер­тью с таки­ми стра­да­ни­я­ми, кото­рых нико­му не при­хо­ди­лось еще пере­но­сить, если не будет воз­вра­ще­но и поме­ще­но в преж­нее хра­ни­ли­ще, и вы уви­ди­те, что имен­но так и про­изой­дет. Я огор­чен, что овеч­ка была дове­ре­на вол­ку, и, исхо­дя из это­го, я соста­вил свое посла­ние. То, что я напи­сал вам, соот­вет­ству­ет аст­ро­но­ми­че­ским рас­че­там, но я заяв­ляю, не желая оскор­бить нико­го на све­те, что humanus sum possum errare falli et decipi (я чело­век и могу оши­бать­ся, быть непра­вым и обма­нуть­ся). Одна­ко если есть в вашем горо­де кто-нибудь зна­ко­мый с аст­ро­но­ми­че­ским уче­ни­ем, пусть озна­ко­мит­ся с пред­став­лен­ным мной чер­те­жом, и, если он пони­ма­ет в этом деле, он уви­дит, что я гово­рю чистую прав­ду. Не сомне­вай­тесь, сеньо­ры, вско­ре все будет най­де­но. А если это­го не слу­чит­ся, будь­те уве­ре­ны, что горь­кая судь­ба ждет тех, кто совер­шил это чудо­вищ­ное пре­ступ­ле­ние. Боль­ше­го я вам сей­час не могу сооб­щить» (здесь и в даль­ней­шем пере­вод В. Бур­бе­ло и Е. Соломарской).

Я при­вел столь про­стран­ный текст, что­бы пока­зать, что «ясно­ви­дя­щий» про­явил несо­мнен­ное мастер­ство в искус­стве ска­зать мно­го слов и по суще­ству не ска­зать ниче­го. Одна­ко мож­но уви­деть один важ­ный резуль­тат: в сре­ду свя­щен­но­слу­жи­те­лей собо­ра вне­се­на сму­та и вза­им­ное подо­зре­ние. Это и нуж­но диаволу.

Анти­хри­сти­ан­ство М. Ностра­да­му­са не огра­ни­чи­ва­ет­ся заня­ти­я­ми «хал­дей­ской нау­кой». В сво­их про­ри­ца­ни­ях он опи­рал­ся на тем­ный оккульт­ный источ­ник. В пись­ме к сыну Цеза­рю он ука­зы­ва­ет на него: «С помо­щью соб­ствен­но­го интел­лек­та чело­ве­че­ский разум не может уви­деть тай­ное, если его не кос­нет­ся некий голос, иду­щий из без­дны, и не воз­ник­нет тон­кое пла­мя, осве­ща­ю­щее, в какую сто­ро­ну будут раз­ви­вать­ся те или иные собы­тия». О про­ис­хож­де­нии сво­их «даро­ва­ний» он гово­рит и в «Посла­нии к Ген­ри­ху II»: «Это спра­вед­ли­во, пона­ча­лу и я не верил в свою спо­соб­ность пред­ска­зы­вать на осно­ве сво­их при­род­ных спо­соб­но­стей, уна­сле­до­ван­ных от пред­ков. Я посто­ян­но недо­оце­ни­вал этот свой инстинкт, одна­ко затем я все же сде­лал свой дух и свою душу вос­при­им­чи­вы­ми и при­вел это в соот­вет­ствие со сво­и­ми рас­че­та­ми. Уми­ро­тво­рив душу перед лицом веч­но­сти, изба­вив ее от забот, бес­по­кой­ства, раз­дра­же­ния, я почерп­нул муже­ство, силу и тер­пе­ние, что явля­ет­ся необ­хо­ди­мым усло­ви­ем про­ро­че­ства. Все постро­е­ние и гар­мо­ния про­ро­честв поко­ит­ся отча­сти на брон­зо­вом тре­нож­ни­ки». М. Ностра­да­мус гово­рит о куль­то­вом тре­нож­ни­ке, кото­рый исполь­зо­вал­ся в язы­че­ской оккульт­ной прак­ти­ке. Дель­фий­ская вещу­нья пифия сади­лась на тре­нож­ник, сто­яв­ший над рас­се­ли­ною, из кото­рой выхо­ди­ли оду­ря­ю­щие пары. Она вхо­ди­ла в состо­я­ние исступ­ле­ния, при­об­ща­лась зага­доч­но­му бытию ночи и про­ро­че­ство­ва­ла. Ино­гда пифии пада­ли с тре­нож­ни­ка и, нахо­дясь в бре­ду, про­дол­жа­ли про­ри­цать. Опи­сан слу­чай, когда пифия впа­ла в состо­я­ние бес­чув­ствия и умерла.

В пер­вых двух катре­нах сво­их «Цен­ту­рий» М. Ностра­да­мус вво­дит чита­те­ля в свою оккульт­ную прак­ти­ку, пло­дом кото­рой были его «про­ро­че­ства»:

Ночью в тай­ном каби­не­те, я один, и пре­до мною
Пла­мя сла­бое тре­пе­щет на тре­нож­ни­ке из бронзы.
Исхо­дя из оди­но­кой жиз­ни этой, он приносит
Сча­стие тому, кто верит в этой жиз­ни не напрасно.

(Цен­ту­рия I, 1)

Лоза в руке, поме­щен­ная в сере­ди­ну треножника,
Вол­ной сма­чи­ва­ет и край, и опору.
Страх и голос. Дро­жат руки…

(Цен­ту­рия I, 2)

Про­ри­ца­тель опи­сы­ва­ет маги­че­ский риту­ал, извест­ный по сочи­не­нию «De Mysteriis Aeguptorum» («О еги­пет­ских мисте­ри­ях») Ямвли­ха Хал­кид­ско­го († ок. 325/330; антич­ный фило­соф-нео­пла­то­ник, аст­ро­лог, маг и гада­тель). Извест­но, что М. Ностра­да­мус про­яв­лял осо­бый инте­рес к сим­во­ли­че­ско­му язы­че­ско­му зна­нию егип­тян. Срав­ни­тель­но недав­но была обна­ру­же­на его руко­пись «Тол­ко­ва­ние иеро­гли­фов Гораполлона».

Совер­шен­но оче­вид­но, что М. Ностра­да­мус не был про­ро­ком Божи­им, и Гос­подь ему не откры­вал буду­щее, ибо какое «согла­сие меж­ду Хри­стом и Вели­а­ром?» (2 Кор. 6: 15). Демо­нам буду­щее неве­до­мо. «Про­ро­че­ство есть по пре­иму­ще­ству дело Божие, кото­ро­му демо­ны даже под­ра­жать не могут, сколь­ко бы ни уси­ли­ва­лись. В чуде­сах еще может быть и неко­то­рое обо­льще­ние, но пред­ска­зы­вать буду­щее с точ­но­стью свой­ствен­но толь­ко одно­му Веч­но­му Суще­ству. Если же когда-либо и демо­ны это дела­ли, то толь­ко для обо­льще­ния нера­зум­ных, пото­му и пред­ска­за­ние их все­гда лег­ко изоб­ли­чить во лжи» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Бесе­ды на Еван­ге­лие свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва. Бесе­да 19). Пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий гово­рит, что демо­ны выда­ют себя за пред­ска­за­те­лей. «Они не име­ют пред­ве­де­ния о том, чего еще нет. Еди­ный Бог есть “ведый вся преж­де бытия их” (Дан. 13: 42). Демо­ны же, как тати, забе­жав напе­ред, что видят, о том и изве­ща­ют. И теперь о том, что дела­ет­ся у нас, как сошлись мы и бесе­ду­ем о них, дадут они знать мно­гим преж­де, неже­ли кто-либо из нас уйдет отсю­да и рас­ска­жет о том. Но то же может сде­лать и какой-нибудь рез­во бега­ю­щий отрок, пред­ва­рив ходя­ще­го мед­лен­но. И я имен­но ска­зы­ваю. Если наме­ре­ва­ет­ся кто идти из Фива­и­ды или из дру­гой какой стра­ны, то преж­де, неже­ли всту­пил он в путь, демо­ны не зна­ют, пой­дет ли; но как ско­ро видят иду­ще­го, забе­га­ют впе­ред и преж­де, неже­ли он при­шел, изве­ща­ют о нем; и таким обра­зом иду­щие чрез несколь­ко дней дей­стви­тель­но при­хо­дят. Неред­ко же слу­ча­ет­ся отпра­вив­шим­ся в путь воз­вра­тить­ся назад, и тогда демо­ны ока­зы­ва­ют­ся лже­ца­ми. Так, ино­гда веле­ре­чи­во объ­яв­ля­ют они о воде в реке Ниле, уви­дев, что мно­го было дождей в стра­нах эфи­оп­ских, и зная, что от них быва­ет навод­не­ние в реке; преж­де, неже­ли вода при­дет в Еги­пет, при­бе­га­ют туда и пред­ска­зы­ва­ют. Но то же ска­за­ли бы и люди, если бы мог­ли так ско­ро пере­хо­дить с места на место, как демо­ны. И как страж Дави­дов, взо­шед­ши на высо­ту, преж­де, неже­ли быв­ший вни­зу, уви­дел теку­ще­го, и, шед­ший впе­ред, преж­де, неже­ли дру­гие, ска­зал не о чем-либо еще не совер­шив­шем­ся, но о том, что уже было и о чем изве­стие уже при­бли­жа­лось (см.: 2 Цар. 18: 24–29), так и демо­ны при­ни­ма­ют на себя труд и дают знать дру­гим, что­бы толь­ко обо­льстить их. Если же Про­мыс­лу угод­но будет в это вре­мя с вода­ми или с путе­ше­ству­ю­щи­ми сде­лать что-либо иное (пото­му что и это воз­мож­но), то демо­ны ока­жут­ся лже­ца­ми, и послу­шав­шие их будут обма­ну­ты. Так про­изо­шли язы­че­ские про­ри­ца­ли­ща; так издав­на люди вво­ди­мы были в заблуж­де­ние демо­на­ми» (Афа­на­сий Вели­кий, свя­ти­тель. Житие пре­по­доб­но­го отца наше­го Антония).

Итак, боже­ствен­ный источ­ник зна­ний буду­ще­го М. Ностра­да­му­су был недо­сту­пен, а демо­ны, с кото­ры­ми его свя­зы­ва­ет оккульт­ная прак­ти­ка, буду­ще­го не зна­ют. Что же тогда пред­став­ля­ют собой его про­ри­ца­ния? Они заклю­че­ны в сти­хо­твор­ную фор­му – чет­ве­ро­сти­шия, кото­рые он назвал катре­на­ми (франц. quatrain, от quatre – «четы­ре»). Катре­ны сгруп­пи­ро­ва­ны по цен­ту­ри­ям (лат. Centuria – «сот­ня», от centum – «сто»). Десять цен­ту­рий пол­ных и две (XI и XII) – непол­ных. Име­ет­ся еще так назы­ва­е­мый 1001‑й катрен. Все­го же – 968 катре­нов. В отли­чие от биб­лей­ских про­ро­честв, катре­ны не состав­ля­ют внут­рен­не­го един­ства. Все выгля­дит хао­тич­ным и слу­чай­ным. В пись­ме к сыну Цеза­рю Ностра­да­мус писал: «Быва­ет, что вдох­но­ве­ние и экс­таз захва­ты­ва­ет меня по несколь­ку раз в неде­лю, и тогда во вре­мя ноч­ных бде­ний я состав­ляю путем дол­гих рас­че­тов кни­ги про­ро­честв. Каж­дая такая кни­га содер­жит сот­ню аст­ро­но­ми­че­ских катре­нов – пред­ска­за­ний, кото­рые я затем собрал воеди­но и зашиф­ро­вал. Это непре­рыв­ное про­ро­че­ство до 3797 года». Сло­ва о «зашиф­ро­ван­но­сти» тек­ста не вызы­ва­ют ника­ко­го дове­рия. Это типич­ный при­ем оккуль­ти­стов – вну­шить мысль о вели­кой «тайне». С точ­ки зре­ния истин­ных про­ро­честв, подоб­ное коди­ро­ва­ние выгля­дит бес­смыс­лен­ным. Для чего и для кого оно? К тому же извест­но, что «нет ниче­го тай­но­го, что не сде­ла­лось бы явным, и ниче­го не быва­ет пота­ен­но­го, что не вышло бы нару­жу» (Мк. 4: 22). Эту же мысль в сво­ей обла­сти выра­жа­ет выда­ю­щий­ся спе­ци­а­лист по инфор­ма­ти­ке, созда­тель кибер­не­ти­ки Нор­берт Винер: «Не суще­ству­ет такой систе­мы кода или шиф­ра, кото­рую нель­зя дешиф­ро­вать в тече­ние неко­то­ро­го опре­де­лен­но­го пери­о­да вре­ме­ни и кото­рая в то же самое вре­мя мог­ла бы содер­жать зна­чи­тель­ный объ­ем инфор­ма­ции, а не неболь­шой ряд отры­воч­ных реше­ний» (Винер Н. Кибер­не­ти­ка и обще­ство. М., 1958. С. 129). Даже самые фана­тич­ные сто­рон­ни­ки зна­ме­ни­то­го мага пони­ма­ют, что его «про­ро­че­ства» не гово­рят ни о чём кон­крет­ном и пото­му они, желая оправ­дать сво­е­го любим­ца, вот уже 4,5 века без­успеш­но ищут несу­ще­ству­ю­щий «шифр», кото­рый смог бы про­яс­нить бес­связ­ный поток слов Нострадамуса.

Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние еще одна подроб­ность: взор М. Ностра­да­му­са про­сти­рал­ся до 3797 года. С точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ской эсха­то­ло­гии, это – нон­сенс. Вре­мя Вто­ро­го при­ше­ствия Спа­си­те­ля мира и кон­чи­ны мира не ведо­мо ни людям, ни анге­лам. Оно может насту­пить в любое вре­мя. «Итак, бодр­ствуй­те, пото­му что не зна­е­те ни дня, ни часа, в кото­рый при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский» (Мф. 25: 13). Из это­го ясно, что 3797 год – дата произвольная.

Нако­нец, надо реши­тель­но ска­зать: ни одно­го сбыв­ше­го­ся пред­ска­за­ния М. Ностра­да­му­са не было. Все его пред­ска­за­ния выска­за­ны настоль­ко туман­но и неопре­де­лен­но, что могут соот­вет­ство­вать огром­но­му чис­лу самых раз­но­об­раз­ных собы­тий. Могут ли ска­зать даже самые сле­пые поклон­ни­ки зна­ме­ни­то­го мага, что пред­ска­за­но в таких сти­хах и когда это сбылось?

Ноч­ное напа­де­ние на город.
Мало кто спа­сет­ся, кон­фликт неда­ле­ко от моря,
Жен­щи­на упа­дет в обмо­рок от радо­сти при воз­вра­ще­нии сына,
Яд и пись­ма спря­та­ны в конверт.

(Цен­ту­рия I, 41)

Воз­ле Рио­ни, неда­ле­ко от белой шерсти,
Овен, Телец, Рак, Лев, Дева,
Марс, Юпи­тер, Солн­це сожжет боль­шую долину,
Леса и горо­да; пись­ма спря­та­ны в цер­ков­ной свече.

(Цен­ту­рия VI, 35)

Будет мир, еди­не­ние и изменение.
Госу­дар­ства, Церк­ви из низ­ких воз­вы­сят­ся и с высо­ты падут.
Орга­ни­зо­ва­но путе­ше­ствие. Пер­вый плод. Беспокойство.
Вой­на пре­кра­тит­ся. Граж­дан­ские про­цес­сы. Дебаты.

(Цен­ту­рия IX, 66)

Пер­вый сын вдо­вы, несчаст­ли­вый брак
Совсем без детей, два Ост­ро­ва в раздоре.
Нет восем­на­дца­ти лет, еще несовершеннолетний.
Рядом с дру­гим, более низ­ким, будет согласие».

(Цен­ту­рия IX, 39)

Мож­но мно­жить при­ме­ры, но при­ве­ден­ных сти­хов доста­точ­но, что­бы убе­дить­ся, что перед нами наро­чи­тая мисти­фи­ка­ция. Если почи­та­те­ли Ностра­да­му­са пыта­ют­ся отне­стись все­рьез к его цен­ту­ри­ям и уви­деть в них пред­ска­за­ния, то резуль­та­ты тол­ко­ва­ний быва­ют до неле­по­сти натя­ну­ты­ми. При­ве­ду при­мер: цен­ту­рия II, катрен 24:

Дикие зве­ри от голо­да пере­се­кут реки,
Боль­шая часть лаге­ря /поля/ будет про­тив Гистера,
В желез­ную клет­ку заса­дят зна­ме­ни­то­го человека,
Когда ничто не защи­тит /не будет наблюдать/ дитя Германии.

Здесь яко­бы гово­рит­ся о Гит­ле­ре. Мне­ние осно­ва­но на ассо­ци­а­ции слов «Гистер» и «Гит­лер». Во-пер­вых, это два раз­ных сло­ва. Во-вто­рых, в тек­сте сло­во «Гистер» не чело­век, а место. Под желез­ной клет­кой пони­ма­ют бун­кер, в кото­ром он сидел в послед­ние дни. Про­из­вол оче­ви­ден. Бун­кер не желез­ная клет­ка. Его туда не сажа­ли. Он пря­тал­ся сам. Кто такие «дикие звери»?

Как видим, любое утвер­жде­ние в катре­нах мож­но интер­пре­ти­ро­вать мно­же­ством спо­со­бов. Поэто­му не труд­но под­го­нять выска­зы­ва­ние под любое собы­тие. Ни один почи­та­тель М. Ностра­да­му­са ни сде­лал ни одно­го реаль­но­го пред­ска­за­ния, поль­зу­ясь его «про­ро­че­ства­ми». Король вещу­нов и про­ри­ца­те­лей совер­шен­но голый. Люди, кото­рые увле­ка­ют­ся про­ро­че­ства­ми М. Ностра­да­му­са, неиз­беж­но при­об­ща­ют­ся к тому же тем­но­му демо­ни­че­ско­му источ­ни­ку, из кото­ро­го чер­пал вдох­но­ве­ние автор центурий.

«Так гово­рит Гос­подь Бог: горе безум­ным про­ро­кам, кото­рые водят­ся сво­им духом и ниче­го не виде­ли!» (Иез. 13: 3).

11 мар­та 2010 г.

Источ­ник: Православие.ру

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки