Нострадамус: предсказания сбываются?

Нострадамус: предсказания сбываются?

(2 голоса5.0 из 5)

Мишель Ностра­да­мус — пожа­луй, самый извест­ный и самый зага­доч­ный аст­ро­лог всех вре­мен и наро­дов. Его жизнь, начи­ная с само­го дет­ства, окру­же­на мно­же­ством «уди­ви­тель­ных исто­рий». Гово­рят, что уже в ран­нем воз­расте Мишель про­яв­лял необык­но­вен­ную про­зор­ли­вость. Одна­жды, когда ему было все­го несколь­ко лет от роду, гуляя в саду вме­сте с дедом, он неожи­дан­но заявил, что нуж­но непре­мен­но собрать фиги с дере­вьев, посколь­ку «потом будет позд­но». Фиги немед­лен­но собра­ли, а на сле­ду­ю­щий день страш­ная буря пова­ли­ла все дере­вья в саду (Косо­ру­ков Ю. Мишель Ностра­да­мус. М., 1998, с. 12).

Из отро­че­ских лет про­ро­ка извест­на дру­гая «уди­ви­тель­ная исто­рия» — одна­жды Мише­ля вме­сте с дедом, лич­ным лека­рем про­ван­ско­го коро­ля Рене Доб­ро­го, при­гла­си­ли ко дво­ру. Речь зашла о послед­ней науч­ной сен­са­ции, гелио­цен­три­че­ской тео­рии Копер­ни­ка. Неожи­дан­но маль­чик, кото­рый уже тогда пре­крас­но раз­би­рал­ся в аст­ро­но­мии, заявил, что тео­рия Копер­ни­ка вер­на — Зем­ля дей­стви­тель­но вра­ща­ет­ся вокруг Солн­ца. Маль­чи­ка жесто­ко выпо­ро­ли, но даже под уда­ра­ми розог юный про­рок упря­мо выкри­ки­вал: «Она вер­тит­ся, вер­тит­ся, и ров­но через сто лет один аст­ро­ном из Тос­ка­ны дока­жет это!» И дей­стви­тель­но, через сто лет, в 1617 году, Гали­лео Гали­лей под­твер­дил право­ту юно­го Мише­ля (Там же, с. 17).

нострадамусКогда Ностра­да­мус стал взрос­лым, необык­но­вен­ные спо­соб­но­сти помо­га­ли ему видеть буду­щее, несмот­ря на все коз­ни про­тив­ни­ков. Рас­ска­зы­ва­ют, что одна­жды Ностра­да­мус при­шел в гости к неко­е­му дво­ря­ни­ну, кото­рый решил посра­мить про­ро­ка. Хозя­ин пока­зал Ностра­да­му­су двух поро­сят — бело­го и чер­но­го, — а затем пред­ло­жил пред­ска­зать, какой из них будет подан к сто­лу. Ностра­да­мус вни­ма­тель­но посмот­рел на поро­сят и ска­зал, что подан будет чер­ный поро­се­нок, а бело­го съест волк. Хозя­ин ухмыль­нул­ся и при­ка­зал пова­ру зажа­рить бело­го. Одна­ко повар зазе­вал­ся — при­дя на кух­ню, он с ужа­сом уви­дел, что под­жа­рен­но­го поро­сен­ка пожи­ра­ет домаш­ний вол­чо­нок хозя­и­на. Тогда он быст­ро зажа­рил чер­но­го поро­сен­ка и подал его к сто­лу. За ужи­ном хозя­ин, улы­ба­ясь, сооб­щил про­ро­ку, что они едят бело­го поро­сен­ка. Ностра­да­мус упря­мо сто­ял на сво­ем. Позва­ли пова­ра, и после допро­са с при­стра­сти­ем тот сознал­ся в сво­ем про­ступ­ке (Хоуг Дж. Ностра­да­мус. Пол­ное собра­ние про­ро­честв. М., 1999, с. 12).

Суще­ству­ют и дру­гие, более «серьез­ные» леген­ды. Рас­ска­зы­ва­ют, напри­мер, что во вре­мя путе­ше­ствия по Ита­лии Ностра­да­мус встре­тил груп­пу мона­хов-фран­цис­кан­цев. Посмот­рев на невзрач­но­го мона­ха по име­ни Фели­че Перет­ти, про­рок упал на коле­ни и ска­зал, что перед ним буду­щий Папа Рим­ский. Дей­стви­тель­но, впо­след­ствии этот без­вест­ный монах стал зна­ме­ни­тым папой Сикс­том V.

Широ­ко извест­на и дру­гая леген­да. Одна­жды Ностра­да­му­са посе­ти­ла коро­лев­ская семья — коро­ле­ва Ека­те­ри­на Меди­чи со сво­и­ми сыно­вья­ми и даль­ним род­ствен­ни­ком Ген­ри­хом Наварр­ским. Про­рок попро­сил, что­бы вос­пи­та­тель поз­во­лил ему взгля­нуть на Гени­ха. На сле­ду­ю­щее утро, во вре­мя цере­мо­нии оде­ва­ния прин­ца, Ностра­да­му­са вве­ли в ком­на­ту. Про­рок дол­го смот­рел на юно­шу, а потом ска­зал, что Ген­рих Бур­бон будет коро­лем не толь­ко Навар­ры, но и всей Фран­ции. Это пред­ска­за­ние было совер­шен­но неправ­до­по­доб­ным, посколь­ку шан­сов уна­сле­до­вать фран­цуз­ский пре­стол у Ген­ри­ха почти не было — наслед­ни­ка­ми были сыно­вья Ека­те­ри­ны Меди­чи. Одна­ко, вопре­ки все­му, Ген­рих все-таки стал коро­лем Фран­ции. Пред­ска­за­ние Ностра­да­му­са испол­ни­лось в точ­но­сти. Гово­рят, что Ген­рих Наварр­ский не раз вспо­ми­нал об этом про­ро­че­стве и, сме­ясь, рас­ска­зы­вал, что, пока про­рок на него смот­рел, он тряс­ся от стра­ха, что его опять соби­ра­ют­ся выпо­роть (Бер­зин Э.О. Ностра­да­мус и его пред­ска­за­ния. М., 1992, с. 24).

Ностра­да­мус не был бы вели­ким аст­ро­ло­гом, если бы не пред­ска­зал дату соб­ствен­ной смер­ти. Вре­мя от вре­ме­ни появ­ля­ют­ся утвер­жде­ния, что где-то обна­ру­же­на его замет­ка отно­си­тель­но 2 июля 1566 года: «Здесь при­бли­жа­ет­ся смерть» (Звезд­ный путь аст­ро­ло­гии. М., 1993, с. 38). Повто­ря­ют и такую зага­доч­ную подроб­ность: Ностра­да­мус яко­бы заве­щал похо­ро­нить себя в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, хотя при­чи­ны тако­го жела­ния не совсем понят­ны. Одна из вер­сий гла­сит, что он не хотел быть похо­жим на про­чих смерт­ных. Соглас­но дру­гой вер­сии, он хотел, что­бы хули­те­ли не мог­ли попля­сать на его моги­ле — про­рок пред­ви­дел и такую груст­ную воз­мож­ность. Ходят так­же слу­хи, что вме­сте с телом в склеп поло­жи­ли бума­гу и перья, что­бы про­рок мог про­дол­жить свои аст­ро­ло­ги­че­ские изыс­ка­ния после смер­ти (Косо­ру­ков, с. 12).

В заклю­че­ние нель­зя не упо­мя­нуть еще одну «уди­ви­тель­ную исто­рию». Мол­ва при­пи­сы­ва­ет Ностра­да­му­су про­ро­че­ство, пред­ре­ка­ю­щее гибель тому, кто вскро­ет его моги­лу. В 1791 году, в раз­гар фран­цуз­ской рево­лю­ции, некий яко­би­нец под­жег цер­ковь фран­цис­кан­цев в Салоне, где был погре­бен зна­ме­ни­тый аст­ро­лог. Не успо­ко­ив­шись на этом, ван­дал вскрыл моги­лу и раз­бро­сал кости про­ро­ка — яко­бы в отмест­ку за то, что Ностра­да­мус пред­ска­зал ужа­сы рево­лю­ции. На сле­ду­ю­щий день, гла­сит леген­да, яко­бин­ца нашли мерт­вым (Звезд­ный путь аст­ро­ло­гии, с. 38).

У этой леген­ды есть и дру­гая, еще более кра­соч­ная вер­сия. В соот­вет­ствии с ней моги­лу про­ро­ка яко­бы вскрыл целый отряд яко­бин­цев. Они пля­са­ли вокруг костей, а один, самый наг­лый, пил из чере­па Ностра­да­му­са вино — счи­та­лось, что таким обра­зом мож­но уна­сле­до­вать про­ро­че­ский дар. На место собы­тий явил­ся мэр горо­да и стал уве­ще­вать него­дя­ев, напо­ми­ная им о страш­ной уча­сти, кото­рую про­рок обе­щал тому, кто осме­лит­ся вскрыть его моги­лу. Сол­да­ты быст­ро про­трез­ве­ли, но было уже позд­но — на сле­ду­ю­щий день весь отряд до еди­но­го чело­ве­ка полег в окрест­но­стях горо­да, напо­ров­шись на заса­ду роя­ли­стов. Ходят слу­хи, что вскрыв­шие моги­лу нашли на ске­ле­те Ностра­да­му­са мед­ную пла­сти­ну, на кото­рой была выгра­ви­ро­ва­на дата, — про­рок точ­но вычис­лил, когда будет потре­во­жен его прах (Косо­ру­ков, с. 12).

И все же сво­ей сла­вой Ностра­да­мус обя­зан вовсе не этим «уди­ви­тель­ным исто­ри­ям». Они состав­ля­ют лишь кра­соч­ную облож­ку мифа о вели­ком аст­ро­ло­ге. Бес­смер­тие Ностра­да­мус обрел бла­го­да­ря «Цен­ту­ри­ям» — сбор­ни­ку его про­ро­честв. Как уве­рял он сам, в этой кни­ге рас­пи­са­ны собы­тия миро­вой исто­рии вплоть до 3797 года. Автор анно­та­ции к одной из совре­мен­ных книг о Ностра­да­му­се оце­ни­ва­ет его про­ро­че­ства таким обра­зом: «Про­ро­че­ства Мише­ля Ностра­да­му­са, отли­ча­ю­щи­е­ся бес­хит­рост­ной точ­но­стью, вот уже четы­ре века про­дол­жа­ют неумо­ли­мо сбы­вать­ся, оше­лом­ляя и заво­ра­жи­вая весь мир». Сам же автор кни­ги, Джон Хоуг, утверждает:

Ностра­да­мус пред­ви­дел мно­гие из изоб­ре­те­ний чело­ве­че­ства, в том чис­ле радио, спут­ни­ки в фор­ме дис­ков, под­вод­ные лод­ки и кис­ло­род­ные мас­ки. Про­ро­че­ства Ностра­да­му­са рас­ска­жут нам о ядер­ной бом­бар­ди­ров­ке Хиро­си­мы и Нага­са­ки, о поле­те чело­ве­ка на Луну, а так­же о гибе­ли «Чел­лен­дже­ра» и попыт­ке поку­ше­ния на пре­зи­ден­та Рей­га­на. Мы уви­дим рас­цвет и закат ком­му­низ­ма, море огня и лив­ни ракет­ных зал­пов в Пер­сид­ском заливе.

Кро­ме того, «Цен­ту­рии» яко­бы пред­ска­за­ли изоб­ре­те­ние под­вод­ной лод­ки, само­ле­та, ядер­но­го ору­жия, а так­же тре­тью Миро­вую вой­ну, нача­ло Золо­то­го Века, созда­ние дву­по­лых чело­ве­че­ских существ, гибель пла­не­ты в 3897 году в резуль­та­те рас­ши­ре­ния Солн­ца и даже стро­и­тель­ство посе­ле­ний зем­лян на пла­не­тах в созвез­дии Рака (Хоуг, с. 8).

Тол­ко­ва­ни­ем «Цен­ту­рий» зани­ма­лись самые раз­ные люди: невеж­ды и ува­жа­е­мые фило­со­фы, мисти­ки и раци­о­на­ли­сты, про­фес­со­ра и домо­хо­зяй­ки. На Ностра­да­му­са ссы­ла­ют­ся в свя­зи с чуть ли не каж­дым круп­ным поли­ти­че­ским собы­ти­ем. Так, о нем сно­ва вспом­ни­ли после ужас­ных тер­ак­тов в Нью-Йор­ке — его катре­ны (чет­ве­ро­сти­шия) появи­лись во мно­гих буль­вар­ных изда­ния. В газе­те «Эра Водо­лея» (декабрь 2001 года, № 24) появи­лась ста­тья «Мисти­че­ские аспек­ты аме­ри­кан­ской тра­ге­дии», автор кото­рой цити­ро­вал 81‑й катрен V центурии:

По гра­дом Солн­ца коро­лев­ской птицы
Про­ро­че­ства ноч­ные прозвучат,
Сте­на восточ­ная в руи­ны обратится.
Гром, мол­ния… Семь дней вра­ги в воро­тах простоят.

Труд­но понять, какое отно­ше­ние этот катрен име­ет к тра­ге­дии в Нью-Йор­ке. «Восточ­ная сте­на, обра­щен­ная в руи­ны», сла­бо напо­ми­на­ет рух­нув­шие баш­ни-близ­не­цы Все­мир­но­го Тор­го­во­го Цен­тра. Рань­ше этот катрен счи­та­ли про­ро­че­ством о гит­ле­ров­цах, кото­рые суме­ли захва­тить Париж за семь дней.

Тогда же была так­же спеш­но пере­из­да­на кни­га наших домо­ро­щен­ных аст­ро­ло­гов, Дмит­рия и Надеж­ды Зима, «Рас­шиф­ро­ван­ный Ностра­да­мус» (М., 2001). В каче­стве эпи­гра­фа к ней были пред­по­сла­ны стро­ки: «От огня с неба, направ­лен­но­го к коро­лев­ско­му стро­е­нию, Ангел Вой­ны будет повер­жен» (катрен 100, цен­ту­рия IV). Речь в катрене идет, конеч­но же, о небо­скре­бах, раз­ру­шен­ных тер­ро­ри­ста­ми, слу­жи­те­ля­ми “анге­ла вой­ны”, объ­явив­ши­ми вели­кий джи­хад совре­мен­ной цивилизации.

Имя Ностра­да­му­са извест­но всем, но мало кто зна­ет о нем что-либо поми­мо легенд и слу­хов. Кто же такой Ностра­да­мус, и дей­стви­тель­но ли ему было откры­то будущее?

«Ностра­да­мус» — это лати­ни­зи­ро­ван­ный вари­ант насто­я­ще­го име­ни аст­ро­ло­га: Мишель де Нотр-Дам. Буду­щий про­рок родил­ся 14 декаб­ря 1503 года во фран­цуз­ском город­ке Сен-Реми в семье еврея-нота­ри­уса. Но такой вели­кий чело­век не мог быть про­стым евре­ем. Апо­ло­ге­ты Ностра­да­му­са уве­ря­ют, что его отец и мать при­над­ле­жа­ли к древ­не­му еврей­ско­му роду, веду­ще­му нача­ло от само­го Исса­ха­ра, пято­го сына Иако­ва от Лии. Это­му роду при­пи­сы­ва­ет­ся какой-то осо­бый про­ро­че­ский дар. Гово­рят, что пред­ки Ностра­да­му­са по отцов­ской линии зани­ма­лись каб­ба­лой и меди­ци­ной, а пред­ки по мате­рин­ской линии отли­ча­лись неза­у­ряд­ны­ми спо­соб­но­стя­ми в мате­ма­ти­ке и меди­цине (Звезд­ный путь аст­ро­ло­гии, с. 34). Неза­дол­го до рож­де­ния Мише­ля его семья под дав­ле­ни­ем вла­стей была вынуж­де­на при­нять католичество.

Как и мно­гие его пред­ки-евреи, Ностра­да­мус избрал про­фес­сию меди­ка и фар­ма­цев­та. Сна­ча­ла Ностра­да­мус учил­ся в Ави­ньоне, а потом посту­пил в уни­вер­си­тет Мон­пе­лье. В 1525 году он полу­чил сте­пень бака­лав­ра и вско­ре отли­чил­ся во вре­мя эпи­де­мии чумы, раз­ра­зив­шей­ся на юге Фран­ции. Потом он неко­то­рое вре­мя про­вел в стран­стви­ях, в 1529 году защи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию, а в 1534 году по при­гла­ше­нию извест­но­го гума­ни­ста Ска­ли­ге­ра при­был в горо­док Ажен, где женил­ся и про­из­вел на свет двух детей.
Потом Ностра­да­му­са ста­ли пре­сле­до­вать несча­стья. Эпи­де­мия неиз­вест­ной болез­ни унес­ла жиз­ни его жены и детей, что подо­рва­ло его репу­та­цию талант­ли­во­го вра­ча. Потом у него вышла ссо­ра со Ска­ли­ге­ром, а в довер­ше­ние все­го он полу­чил повест­ку от инкви­зи­то­ра Тулу­зы. В 1538 году ему при­шлось спеш­но поки­нуть Фран­цию. Ностра­да­мус отпра­вил­ся стран­ство­вать по Евро­пе — Лота­рин­гии, Нидер­лан­дам и Ита­лии. Но когда в 1544 году на юге Фран­ции опять вспых­ну­ла эпи­де­мия чумы, он вер­нул­ся на роди­ну и при­нял актив­ное уча­стие в борь­бе с болез­нью. В 1546 году его вновь при­гла­ша­ют в Про­ванс для борь­бы с еще одной эпи­де­ми­ей чумы, и он отли­чил­ся еще раз, про­явив недю­жин­ные хлад­но­кро­вие и тру­до­лю­бие. Пар­ла­мент Про­ван­са даже назна­чил ему пожиз­нен­ную пен­сию. После это­го Ностра­да­мус посе­лил­ся в про­вин­ци­аль­ном город­ке Салоне, где вто­рич­но женил­ся. Имен­но здесь он стал выпус­кать свои аст­ро­ло­ги­че­ские аль­ма­на­хи, а впо­следствии напи­сал зна­ме­ни­тые «Цен­ту­рии» (Бер­зин, с.11).

Инте­ре­сы Ностра­да­му­са не огра­ни­чи­ва­лись лишь меди­ци­ной и аст­ро­ло­ги­ей, он увле­кал­ся широ­ким кру­гом гума­ни­тар­ных наук, вклю­чая фило­со­фию, рели­гию и оккульт­ные нау­ки, и вооб­ще был очень обра­зо­ван­ным чело­ве­ком. Он дру­жил не толь­ко с выда­ю­щим­ся гума­ни­стом Ска­ли­ге­ром, но и с писа­те­лем Фран­с­уа Раб­ле, вме­сте с кото­рым, по неко­то­рым слу­хам, путе­ше­ство­вал по Ита­лии. Успех сопут­ство­вал ему и на вра­чеб­ном попри­ще, хотя сво­и­ми дости­же­ни­я­ми в борь­бе с эпи­де­ми­я­ми он был обя­зан не сомни­тель­ным пилю­лям из лекар­ствен­ных трав, а, ско­рее, пра­ви­лам гиги­е­ны, кото­рые актив­но внед­рял. Ностра­да­мус зани­мал­ся и пар­фю­ме­ри­ей, очень при­быль­ным делом по тем вре­ме­нам, и посвя­тил это­му вопро­су целый трак­тат. Умер Ностра­да­мус доволь­но состо­я­тель­ным человеком.

В пре­ди­сло­вии к «Цен­ту­ри­ям», обра­ща­ясь к сво­е­му сыну Цеза­рю, Ностра­да­мус пишет о постиг­шем его разо­ча­ро­ва­нии в оккульт­ных нау­ках. Он пишет, что все подоб­ные кни­ги «пре­дал Вул­ка­ну» — то есть, сжег, — оста­вив лишь аст­ро­ло­ги­че­ские трак­та­ты. Труд­но ска­зать, чем было вызва­но это реше­ние. Может быть, он так посту­пил и пись­мен­но заявил о сво­ем поступ­ке лишь из стра­ха перед инкви­зи­ци­ей. Как бы то ни было, Ностра­да­мус осуж­да­ет в этом тек­сте оккульт­ные нау­ки, поче­му-то делая исклю­че­ние лишь для астрологии.

Вто­рое, допол­нен­ное изда­ние «Цен­ту­рий» вышло в 1558 году. Ностра­да­мус послал один экзем­пляр кни­ги фран­цуз­ско­му коро­лю Ген­ри­ху II, но у пуб­ли­ки его тво­ре­ние не вызва­ло осо­бо­го инте­ре­са. Кни­га обре­ла неви­дан­ную попу­ляр­ность лишь через год — после рыцар­ско­го поедин­ка меж­ду коро­лем и коман­ду­ю­щим коро­лев­ской гвар­ди­ей гра­фом Габ­ри­елем де Монт­го­ме­ри по слу­чаю бра­ко­со­че­та­ния прин­цес­сы Ели­за­ве­ты с коро­лем Испа­нии Филип­пом II. По несчаст­ли­вой слу­чай­но­сти обло­мок копья пора­зил коро­ля в пра­вый глаз. Мно­гие уви­де­ли пред­ска­за­ние это­го собы­тия в 35‑м катрене I центурии:

Моло­дой лев одо­ле­ет старого
На поле бит­вы в оди­ноч­ной дуэли.
Он выко­лет ему гла­за в золо­той клетке.
Два фло­та (или два пере­ло­ма) — одно, потом умрет жесто­кой смертью.

Непо­нят­но, одна­ко, при чем тут «золо­тая клет­ка»? Неко­то­рые пола­га­ют, что речь идет о шле­ме. Кро­ме того, в катрене гово­рит­ся о выко­ло­тых гла­зах — меж­ду тем, Ген­ри­ху II копье выби­ло лишь один глаз. Такая ситу­а­ция типич­на для катре­нов Ностра­да­му­са — отдель­ные сов­па­де­ния вро­де бы име­ют место, но каж­дый раз они урав­но­ве­ши­ва­ют­ся дру­ги­ми, несбыв­ши­ми­ся дета­ля­ми, кото­рые люби­те­ли Ностра­да­му­са попро­сту игно­ри­ру­ют. Как бы то ни было, при­ве­ден­ный выше катрен при­нес Ностра­да­му­су извест­ность и сде­лал его «Цен­ту­рии» бест­сел­ле­ром. С тех пор катре­ны Ностра­да­му­са вспо­ми­на­ют по любо­му поводу.

О катре­нах Ностра­да­му­са мож­но рас­ска­зать мно­же­ство самых зани­ма­тель­ных исто­рий. Но преж­де сле­ду­ет ска­зать несколь­ко слов о самих «Цен­ту­ри­ях». Вышед­шее в 1567 году посмерт­ное изда­ние вклю­ча­ло в себя 10 цен­ту­рий, каж­дая из кото­рых состо­я­ла из 100 катре­нов — за исклю­че­ни­ем IX цен­ту­рии, в кото­рой было лишь 42 катре­на. Пер­вые три цен­ту­рии были опуб­ли­ко­ва­ны в 1555 году, сле­ду­ю­щие четы­ре — к 1557 году, послед­ние три — с 1557 по 1558 год. Пер­вой цен­ту­рии пред­по­сла­но пре­ди­сло­вие, адре­со­ван­ное сыну Ностра­да­му­са Цеза­рю, а седь­мой — всту­пи­тель­ный катрен на латы­ни. Кро­ме того, эта цен­ту­рия завер­ша­ет­ся Эпи­сто­лой — посла­ни­ем, адре­со­ван­ным фран­цуз­ско­му коро­лю Ген­ри­ху II. Это жут­ко­ва­тое апо­ка­лип­ти­че­ское сочи­не­ние, отча­сти повто­ря­ю­щее содер­жа­ние «Цен­ту­рий», ино­гда назы­ва­ют Боль­шим Апо­ка­лип­си­сом Ностра­да­му­са. Кро­ме того, суще­ству­ют отрыв­ки неза­кон­чен­ных цен­ту­рий — один­на­дца­той и две­на­дца­той, — напи­сан­ных в 1560 году (Хоуг, с. 14).

Защит­ни­ки Ностра­да­му­са уве­ря­ют, что в сво­их «Цен­ту­ри­ях» он пред­ска­зал мно­же­ство отда­лен­ных исто­ри­че­ских собы­тий. Пло­хо осве­дом­лен­ным чита­те­лям неко­то­рые кни­ги с тол­ко­ва­ни­я­ми катре­нов Ностра­да­му­са и в самом деле могут пока­зать­ся очень убе­ди­тель­ны­ми — даже зако­ре­не­лые скеп­ти­ки ино­гда пора­жа­ют­ся неко­то­рым «уди­ви­тель­ным сов­па­де­ни­ям». В про­ро­че­ства Ностра­да­му­са вери­ли и неко­то­рые очень умные и обра­зо­ван­ные люди — напри­мер, извест­ный фило­соф и мате­ма­тик Гот­ф­рид Лейб­ниц, напи­сав­ший трак­тат с длин­ным назва­ни­ем «Уди­ви­тель­ная и необы­чай­ная судь­ба, выпав­шая на долю бри­тан­ской коро­ны, воз­ве­щен­ная вели­чай­шим в мире про­ро­ком Мише­лем Ностра­да­му­сом, почив­шим в 1556 году, изло­жен­ная на осно­ва­нии его про­ро­честв и дру­гих собран­ных сви­де­тельств и доку­мен­тов». В отли­чие от мно­же­ства дру­гих сочи­не­ний Лейб­ни­ца, этот трак­тат очень ску­чен и глуп. Едва ли сто­ит сра­зу согла­шать­ся с Лейб­ни­цем и дру­ги­ми, менее извест­ны­ми после­до­ва­те­ля­ми Нострадамуса.

Неко­то­рые «уди­ви­тель­ные сов­па­де­ния» объ­яс­ня­ют­ся суще­ство­ва­ни­ем под­лож­ных катре­нов, напи­сан­ных совре­мен­ни­ка­ми тех или иных собы­тий. Сла­ва Ностра­да­му­са как вели­ко­го про­ро­ка отча­сти осно­вы­ва­ет­ся имен­но на таких катре­нах. Так, в 1649 году, в раз­гар Фрон­ды (оппо­зи­ци­он­но­го дви­же­ния фран­цуз­ско­го дво­рян­ства), на свет появи­лось допол­нен­ная вер­сия «Цен­ту­рий», в кото­рую были вклю­че­ны катре­ны, раз­об­ла­чав­шие кар­ди­на­ла Маза­ри­ни (Бер­зин, с.28).

Одна­ко подоб­ных слу­ча­ев откро­вен­ной фаль­си­фи­ка­ции все-таки не слиш­ком мно­го. Гораз­до чаще «уди­ви­тель­ные сов­па­де­ния» явля­ют­ся резуль­та­том неква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го и иска­жен­но­го пере­во­да катре­нов. Адек­ват­но пере­ве­сти мало­вра­зу­ми­тель­ный текст на дру­гой язык — непро­стая зада­ча. В резуль­та­те пере­ве­ден­ный текст при­об­ре­та­ет смысл, кото­рый совер­шен­но отсут­ство­вал в ори­ги­на­ле. При­ме­ром неудач­но­го пере­во­да катре­нов на рус­ский язык может слу­жить труд В. Зава­ли­ши­на, кото­рый умуд­рил­ся изло­жить чет­ве­ро­сти­шия Ностра­да­му­са в риф­мо­ван­ном виде, а пото­му забо­тил­ся ско­рее о поэ­ти­ке, чем о сохра­не­нии пер­во­на­чаль­но­го смысла.

Книж­ный рынок напол­нен откро­вен­ной маку­ла­ту­рой, посвя­щен­ной Ностра­да­му­су. Достой­ным образ­чи­ком подоб­ных опу­сов слу­жит кни­га «Ката­стро­фы в пред­ска­за­ни­ях и про­ро­че­ствах. От Мише­ля Ностра­да­му­са до наших дней» Еле­ны Высоц­кой и Ната­льи Мака­ро­вой (Минск: 1997). Одну треть дан­но­го сочи­не­ния состав­ля­ет пре­па­ри­ро­ван­ный текст кни­ги исто­ри­ка Эду­ар­да Бер­зи­на «Ностра­да­мус и его пред­ска­за­ния» (М.: 1992). Под­час дослов­но вос­про­из­во­дя чужой текст, дамы, одна­ко, не сочли нуж­ным упо­мя­нуть, отку­да он взят. Более того, в един­ствен­ном слу­чае, когда Высоц­кая и Мака­ро­ва упо­ми­на­ют имя Бер­зи­на, они пред­став­ля­ют это­го исто­ри­ка-скеп­ти­ка сво­им еди­но­мыш­лен­ни­ком — при­пи­сы­ва­ют ему утвер­жде­ние, что Ностра­да­мус пред­ви­дел изоб­ре­те­ние самолета.

Высоц­кая и Мака­ро­ва после­до­ва­тель­но опус­ка­ют выска­зы­ва­ния Бер­зи­на о неточ­но­сти и сомни­тель­но­сти пред­ска­за­ний Ностра­да­му­са, остав­ляя от заим­ство­ван­но­го тек­ста лишь то, что мож­но истол­ко­вать в поль­зу аст­ро­ло­га. Замал­чи­ва­ют­ся неко­то­рые нели­це­при­ят­ные фак­ты, о кото­рых упо­ми­на­ет Бер­зин, — напри­мер, о про­ва­ле неко­то­рых доку­мен­таль­но под­твер­жден­ных про­ро­честв Нострадамуса.

Извест­но, в част­но­сти, что в 1566 году город Салон посе­тил 14-лет­ний король Карл IX в сопро­вож­де­нии сво­ей мате­ри, Ека­те­ри­ны Меди­чи. Ностра­да­мус пред­ска­зал, что юно­ша всту­пит в брак с Ели­за­ве­той Англий­ской, и… ошиб­ся. В дру­гой раз он пред­ска­зал, что 1566 год будет годом все­об­ще­го мира, и… опять ошиб­ся. В 1561 году он при­был в Ниц­цу ко дво­ру Кар­ла-Эмма­ну­и­ла, гер­цо­га Савой­ско­го, где пред­ска­зал наслед­ни­ку гер­цо­га сла­ву вели­ко­го пол­ко­вод­ца и, как ока­за­лось позд­нее, …ошиб­ся очень силь­но (Бер­зин, с. 19).

Высоц­кая и Мака­ро­ва опус­ка­ют и ком­мен­та­рии Бер­зи­на по пово­ду про­ро­че­ства о буду­щем Ген­ри­ха Наварр­ско­го, о кото­ром мы упо­ми­на­ли выше. Ген­рих дей­стви­тель­но пере­жил трех послед­них коро­лей дина­стии Валуа и в кон­це кон­цов занял фран­цуз­ский пре­стол. Впо­след­ствии ока­за­лось, что это пора­зи­тель­но точ­ное «про­ро­че­ство Ностра­да­му­са» было запи­са­но лишь в 1718 году, то есть через мно­го лет после пред­ска­зан­ных собы­тий, и навер­ня­ка явля­ет­ся позд­нейшей выдум­кой. Сын Ностра­да­му­са Цезарь в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях ни сло­вом не упо­ми­на­ет об этом про­ро­че­стве, хотя он писал свои ме­муары уже при Ген­ри­хе IV и едва ли про­шел бы мимо такой впе­чат­ля­ю­щей исто­рии (Там же, с. 25).

Подоб­ных опу­сов, состав­лен­ных при­вер­жен­ца­ми Ностра­да­му­са, мно­же­ство. Ни одно сло­во их авто­ров не сто­ит при­ни­мать на веру — если есть вре­мя и жела­ние, нуж­но про­ве­рять абсо­лют­но каж­дое утверждение.

Поми­мо сомни­тель­ных пере­во­дов, иллю­зию испол­не­ния про­ро­честв созда­ет невнят­ность и не­однозначность ори­ги­наль­ных тек­стов Ностра­да­му­са. «Цен­ту­рии» напи­са­ны на ста­рофран­цуз­ском язы­ке с вкрап­ле­ни­я­ми латин­ских, ита­льян­ских, древ­не­ев­рей­ских, араб­ских и древ­не­гре­че­ских слов. Неко­то­рые тол­ко­ва­те­ли, обла­да­ю­щие бога­той фан­та­зи­ей, убеж­де­ны, что Ностра­да­мус зашиф­ро­вал истин­ный смысл сво­их про­ро­честв, про­пус­кая, меняя места­ми или встав­ляя опре­де­лен­ные сло­ва, сло­ги или бук­вы (Хоуг, с. 17). Сле­дуя такой логи­ке, из тек­ста «Цен­ту­рий» мож­но извлечь нема­ло любо­пыт­ных све­де­ний. Напри­мер, в трех катре­нах упо­ми­на­ет­ся зага­доч­ное имя «Гистер». Если убрать бук­ву «с», а после «т» вста­вить «л», полу­чит­ся «Гит­лер», а посколь­ку катре­ны, в кото­рых при­сут­ству­ет это имя, как обыч­но, мало­вра­зу­ми­тель­ны, их мож­но без осо­бо­го тру­да выдать за про­ро­че­ство о при­хо­де наци­стов к вла­сти в Германии.

Неко­то­рые иска­ли смысл в соче­та­нии смыс­ла катре­на и его поряд­ко­во­го номе­ра, учи­ты­вая и номер цен­ту­рии. Сло­вом, суще­ству­ет бес­ко­неч­ное мно­же­ство вари­ан­тов подоб­ной каб­ба­ли­сти­ки. Вре­мя от вре­ме­ни оче­ред­ной иссле­до­ва­тель тор­же­ствен­но объ­яв­ля­ет, что ему уда­лось рас­шиф­ро­вать писа­ния Ностра­да­му­са. Напри­мер, в 1991 году два аме­ри­кан­ских авто­ра опуб­ли­ко­ва­ли сен­са­ци­он­ную рабо­ту имен­но тако­го рода. Коли­че­ство «уди­ви­тель­ных сов­па­де­ний» было столь зна­чи­тель­но, что авто­ры отва­жи­лись сде­лать ряд рис­ко­ван­ных пред­ска­за­ний. В част­но­сти, они назва­ли день и час, когда штат Кали­фор­ния будет затоп­лен вода­ми Тихо­го оке­а­на (Там же, с. 25).

Так поче­му же Ностра­да­мус изло­жил свои про­ро­че­ства в столь неудо­бо­по­нят­ной фор­ме? В преди­словии к «Цен­ту­ри­ям», обра­ща­ясь к сво­е­му сыну Цеза­рю, он писал:

Не желая при­чи­нить вре­да не толь­ко насто­я­ще­му, но и в осо­бен­но­сти буду­ще­му, я решил мол­чать и не запи­сы­вать свои пред­ска­за­ния. Ибо цар­ства, сек­ты и рели­гии пре­тер­пят столь пол­ное изме­не­ние, что воис­ти­ну ста­нут сво­ей про­ти­во­по­лож­но­стью, и если я открою, что про­изой­дет в буду­щем, силь­ные мира сего, этих царств, сект, рели­гий и вер, най­дут это буду­щее столь мало сооб­раз­ным с тем, как они его себе пред­став­ля­ют, что они про­кля­нут то, что буду­щие поко­ле­ния уви­дят и пой­мут (цит. по Бер­зин, с. 300).

Воз­мож­но, аст­ро­лог так­же не хотел поме­шать испол­не­нию пред­ска­зан­ных собы­тий. Отсю­да, кста­ти, воз­ни­ка­ет любо­пыт­ная про­бле­ма: осу­ще­ствит­ся ли пред­ска­зан­ное собы­тие, если мы зара­нее пре­ду­пре­жде­ны о нем и актив­но пы­таемся его избе­жать? Ностра­да­мус укло­ня­ет­ся от обсуж­де­ния это­го увле­ка­тель­но­го вопро­са. Свои объ­яс­не­ния он закан­чи­ва­ет высо­ко­мер­ной ссыл­кой на сло­ва Спа­си­те­ля о том, что не сле­ду­ет бро­сать жем­чуг перед сви­нья­ми. В посвя­ще­нии, адре­со­ван­ном коро­лю Ген­ри­ху II, Ностра­да­мус дает допол­ни­тель­ные разъяснения:

Опас­ность вре­мен, достой­ней­ший король, тре­бу­ет, что­бы такие тай­ны откры­ва­лись толь­ко в зага­доч­ных выра­же­ни­ях, имея, одна­ко, при этом толь­ко один смысл и зна­че­ние и ниче­го дву­смыс­лен­но­го (Там же, с. 11).

Воз­мож­но, Ностра­да­мус наме­кал на свое неже­ла­ние вновь иметь дело с инкви­зи­ци­ей, кото­рая с нехо­ро­шим инте­ре­сом при­смат­ри­ва­лась к аст­ро­ло­гам и дру­гим пред­ска­за­те­лям — осо­бен­но если их пред­ска­за­ния сбы­ва­лись. Как бы то ни было, запи­сан­ные про­ро­че­ства крайне невнят­ны, зага­доч­ны и очень страшны.

О мно­го­знач­но­сти и туман­но­сти катре­нов Ностра­да­му­са мож­но судить на при­ме­ре тако­го исто­ри­че­ско­го казу­са: одна­жды Маг­да Геб­бельс, супру­га Йозе­фа Геб­бель­са, мини­стра про­па­ган­ды Тре­тье­го Рей­ха, любив­шая почи­тать перед сном оккульт­ную лите­ра­ту­ру, взя­ла в руки сочи­не­ния Ностра­да­му­са. Содер­жа­ние кни­ги так ее потряс­ло, что она раз­бу­ди­ла мужа. Тот отнес­ся к откры­тию жены серьез­но и праг­ма­тич­но, пору­чив штат­но­му аст­ро­ло­гу мини­стер­ства Кар­лу Краф­ту под­го­то­вить на осно­ве «Цен­ту­рий» про­па­ган­дист­ский мате­ри­ал (Бер­зин, с. 5).

В 1940 году немец­кие само­ле­ты ста­ли сбра­сы­вать на пози­ции союз­ни­ков листов­ки, начи­нав­ши­е­ся сло­ва­ми «Ностра­да­мус пред­ска­зал» и пред­ве­щав­шие побе­ду вой­скам Тре­тье­го Рей­ха. Англи­чане не рас­те­ря­лись и выпу­сти­ли свои листов­ки, в кото­рых — опять же на осно­ва­нии катре­нов Ностра­да­му­са — обе­ща­ли побе­ду союз­ни­кам. Самое забав­ное, что аст­ро­лог Луи де Воль, кото­рый зани­мал­ся этой про­бле­мой с англий­ской сто­ро­ны, был хоро­шо зна­ком со сво­им немец­ким оппо­нен­том Кар­лом Краф­том — когда-то они вме­сте рабо­та­ли в одном немец­ком оккульт­ном заве­де­нии, и лишь после побе­ды наци­стов де Воль бежал из Гер­ма­нии (Косо­ру­ков, с. 136).

Ради объ­ек­тив­но­сти и пол­но­ты кар­ти­ны сто­ит упо­мя­нуть, что с исто­ри­ей Тре­тье­го Рей­ха свя­за­на и дру­гая яркая леген­да. Гово­рят, что в 94‑м катрене V цен­ту­рии Ностра­да­мус пред­ска­зал гибель нацист­ской Германии:

Он вклю­чит в Вели­кую Германию
Бар­бант и Фланд­рию, Гент, Брюг­ге и Булонь.
Обман­ное перемирие.
Вели­кий гер­цог Арме­нии ата­ку­ет Вену и Кельн.

Этот текст дей­стви­тель­но весь­ма инте­ре­сен. Дело в том, что к момен­ту напи­са­ния катре­на все пере­чис­лен­ные горо­да и стра­ны вхо­ди­ли в состав Свя­щен­ной Рим­ской Импе­рии. Кро­ме того, выра­же­ние «Вели­кая Гер­ма­ния» тогда еще не вошло в оби­ход. Под «гер­цо­гом Арме­нии», конеч­но же, пони­ма­ют Иоси­фа Ста­ли­на. Ностра­да­мус назвал его армя­ни­ном, а не гру­зи­ном яко­бы пото­му, что Арме­ни­ей в те вре­ме­на назы­ва­ли весь Кав­каз. Одна­ко есть в этом тол­ко­ва­нии и оче­вид­ная неувяз­ка — Кельн захва­тил не Ста­лин, а союзники.

В трех катре­нах — II:24; IV:68; V:29 — упо­ми­на­ет­ся некий «Гистер», кото­ро­го, как уже было ска­за­но, неред­ко отож­деств­ля­ют с Гит­ле­ром. Более того, похо­же, что и сам Гит­лер при­дер­жи­вал­ся того же мне­ния. По неко­то­рым све­де­ни­ям, его очень бес­по­ко­ил пер­вый из назван­ных катренов:

Зве­ри, сви­ре­пые от голо­да, поплы­вут чрез реки.
Боль­шая часть зем­ли будет про­тив Гистера.
Вели­кие велят тащить его в желез­ной клетке,
Когда дитя Гер­ма­нии не будут соблю­дать ника­ких законов.

Гово­рят, Гит­ле­ра мучил страх, что союз­ни­ки захва­тят его живьем, поса­дят в клет­ку и будут возить по Евро­пе, слов­но мед­ве­дя по ярмар­кам (Бер­зин, с. 179).

Одна­ко Ностра­да­му­са никто не счи­тал бы вели­ким про­вид­цем, если бы его пред­ска­за­ния состо­я­ли сплошь из туман­ных выска­зы­ва­ний и таин­ствен­ных сим­во­лов. Хоро­ший «про­ви­дец» балан­си­ру­ет меж­ду невра­зу­ми­тель­ны­ми обра­за­ми и кон­крет­ны­ми дета­ля­ми, кото­рые при­да­ют его пред­ска­за­ни­ям убе­ди­тель­ность. Из при­ве­ден­ных выше при­ме­ров вид­но, что в катре­нах Ностра­да­му­са такие яркие дета­ли присутствуют.

Неко­то­рые момен­ты пред­ска­за­ний Ностра­да­му­са сов­па­да­ют с реаль­ны­ми исто­ри­че­ски­ми собы­ти­я­ми, одна­ко, как уже отме­ча­лось, они все­гда пере­ме­жа­ют­ся с дета­ля­ми, не име­ю­щи­ми исто­ри­че­ских ана­ло­гий. Одна­ко пси­хо­ло­гия чело­ве­ка, жела­ю­ще­го верить в чуде­са Ностра­да­му­са, устро­е­на так, что он упор­но игно­ри­ру­ет любые дета­ли, нару­ша­ю­щие строй­ную общую кар­ти­ну «испол­нив­ше­го­ся» про­ро­че­ства. Этот фено­мен мож­но про­ил­лю­стри­ро­вать на при­ме­ре 96-го катре­на IV центурии:

Стар­шая сест­ра Бри­тан­ско­го острова
Родит­ся на пят­на­дцать лет рань­ше сво­е­го брата,
Когда ее обе­ща­ния исполнятся,
Она уна­сле­ду­ет коро­лев­ство Весов

Под­хо­дя­щая под это опи­са­ние ситу­а­ция, как отме­ча­ет Эду­ард Бер­зин, скла­ды­ва­лась в исто­рии Бри­та­нии два­жды. В 1558 году на англий­ский пре­стол взо­шла Ели­за­ве­та I Тюдор, стар­шая сест­ра коро­ля Эду­ар­да VI. В 1689 году, после свер­же­ния коро­ля Яко­ва II Стю­ар­та, пре­стол уна­сле­до­ва­ла его дочь Мария II. Брат Марии, кото­ро­го сто­рон­ни­ки про­воз­гла­си­ли коро­лем Яко­вом III, так и не смог полу­чить коро­ну. Одна­ко ни один, ни дру­гой слу­чай не соот­вет­ству­ют всем дета­лям пред­ска­за­ния: Ели­за­ве­та I была стар­ше бра­та на четы­ре года, а Мария II была стар­ше бра­та на два­дцать шесть лет (Бер­зин, с. 153).

Фило­соф и мате­ма­тик Гот­ф­рид Лейб­ниц пытал­ся отсто­ять право­ту Ностра­да­му­са в этом слу­чае. Лейб­ниц при­шел к выво­ду, что Ностра­да­мус все-таки имел в виду Марию II — про­сто он пло­хо рас­слы­шал сло­ва сво­е­го «духа»! (Звезд­ный путь аст­ро­ло­гии, с. 88).

Кро­ме того, исто­рия чело­ве­че­ства настоль­ко бога­та собы­ти­я­ми, что более-менее кон­крет­ные дета­ли пред­ска­за­ний Ностра­да­му­са при жела­нии мож­но уви­деть в целом ряде исто­ри­че­ских момен­тов. Сов­па­де­ния про­сто неиз­беж­ны. Тем не менее, у нас есть абсо­лют­но надеж­ный спо­соб про­ве­рить, насколь­ко хоро­шим про­ро­ком был Ностра­да­мус. Дело в том, что в неко­то­рых его катре­нах при­сут­ству­ют даты: две­на­дцать абсо­лют­ных, при­хо­дя­щих­ся на пери­од меж­ду 1580 и 1999 года­ми, и где-то пол­то­ра десят­ка отно­си­тель­ных, кото­рые мож­но вычис­лить на осно­ва­нии дета­лей тек­ста. Здесь я при­ве­ду лишь три при­ме­ра. 1607 год упо­ми­на­ет­ся в двух катре­нах. Один из них — 57‑й катрен VI цен­ту­рии — зву­чит так:

На рас­све­те при вто­ром кри­ке петуха,
Люди Туни­са, Феца и Бужи.
Ара­ба­ми захва­чен царь Марокко,
Год 1607, литургии.

Это пред­ска­за­ние не испол­ни­лось. Дру­гой катрен посвя­щен 1609 году:

В 1609, рим­ский клир,
В нача­ле года у тебя состо­ят­ся выборы:
Серо­го и чер­но­го из Кам­па­нии родом
Тако­го вред­но­го не было никогда.

С 1605 по 1621 год пап­ский пре­стол зани­мал Павел V. На осно­ва­нии слов Ностра­да­му­са неко­то­рые ожи­да­ли, что папа умрет в 1609 году, но это­го не слу­чи­лось (Бер­зин, с. 291).
Но самое зна­ме­ни­тое чет­ве­ро­сти­шие с абсо­лют­ной датой — это 79‑й катрен X центурии:

Год 1999, седь­мой месяц,
С неба при­дет Вели­кий царь террора,
Что­бы вер­нуть к жиз­ни вели­ко­го царя Анголмуас,
До (и) после — Марс пра­вит удачей.

Пуга­ю­щее про­ро­че­ство. Но какое отно­ше­ние оно име­ет к реаль­ной исто­рии? Сло­ва Ностра­да­му­са уже пыта­лись увя­зать с тра­ге­ди­ей 11 сен­тяб­ря в Нью-Йор­ке, но дата явно не сов­па­да­ет. Неко­то­рые утвер­жда­ют, что три девят­ки ука­зы­ва­ют на сен­тябрь, 9‑й месяц, но подоб­ные рас­суж­де­ния выгля­дят при­тя­ну­ты­ми за уши (Шли­он­ская И. «Мисти­че­ские аспек­ты аме­ри­кан­ской тра­ге­дии». Эра Водо­лея, 2001, № 24). Если не счи­тать сол­неч­но­го затме­ния, в 1999 году вооб­ще ниче­го ужас­но­го не произошло.

Нако­нец, сто­ит упо­мя­нуть еще одно несбыв­ше­е­ся кон­крет­ное пред­ска­за­ние. В посла­нии к сыну Ностра­да­мус пишет:

С момен­та, когда я пишу эти стро­ки, преж­де чем минет 177 лет 3 меся­ца и 11 дней, от эпи­де­мий, дол­го­го голо­да, войн и осо­бен­но от навод­не­ний насе­ле­ние Зем­ли так умень­шит­ся, что нель­зя будет най­ти жела­ю­ще­го рабо­тать на полях, кото­рые ста­нут сво­бод­ны­ми (Бер­зин, с. 305).

Верил ли сам Ностра­да­мус в свою спо­соб­ность пред­ви­деть буду­щее? Пола­гаю, да. Едва ли сто­ит счи­тать его шут­ни­ком, заба­вы ради устро­ив­шим гран­ди­оз­ную мисти­фи­ка­цию. Слиш­ком уж мно­го страш­но­го в его про­ро­че­ствах. В его сло­вах чув­ству­ет­ся искрен­ний энту­зи­азм. Сам Ностра­да­мус при­пи­сы­вал свои спо­соб­но­сти соче­та­нию точ­ных аст­ро­ло­ги­че­ских рас­че­тов и вдох­но­ве­ния, посы­ла­е­мо­го ему Богом:

Боже­ствен­ное и сверхъ­есте­ствен­ное вдох­но­ве­ние в соче­та­нии с аст­ро­но­ми­че­ски­ми вычис­ле­ни­я­ми поз­во­ля­ет точ­но назы­вать место и вре­мя собы­тия… По несколь­ку раз в неде­лю меня охва­ты­ва­ет экс­таз, и тогда в часы ноч­ных бде­ний, путем дол­гих рас­че­тов я состав­ляю кни­ги про­ро­честв… Мои точ­ные про­ро­че­ские рас­че­ты постро­е­ны ско­рее на нату­раль­ном инстинк­те, чем по стро­гим пра­ви­лам поэ­зии (Там же, с. 12, 301, 303).

Ско­рее все­го, он и впрямь счи­тал себя вели­ким про­ро­ком. Похо­же, у него даже быва­ли какие-то виде­ния. К его пред­ска­за­ни­ям мож­но отно­сить­ся по-раз­но­му: счи­тать их пло­дом фан­та­зии Ностра­да­му­са или допус­кать, что ему дей­стви­тель­но что-то нашеп­ты­ва­ли духов­ные суще­ства — ведь хри­сти­ан­ство не отри­ца­ет, что духов­ный мир суще­ству­ет. Одна­ко и в том, и в дру­гом слу­чае мы вынуж­де­ны счи­тать Ностра­да­му­са лож­ным про­ро­ком — уже хотя бы пото­му, что истин­ный про­рок нико­гда не ошибается.

Что же в дей­стви­тель­но­сти опи­сы­вал Ностра­да­мус в сво­их катре­нах? Бес­смыс­лен­но спо­рить о том, пред­ви­дел ли он атом­ные взры­вы в Хиро­си­ме и Нага­са­ки, изоб­ре­те­ние под­вод­ной лод­ки и пере­се­ле­ние чело­ве­че­ства в созвез­дие Рака. Реаль­ный инте­рес пред­став­ля­ют его пред­ска­за­ния отно­си­тель­но бли­жай­ших к нему во вре­ме­ни собы­тий. Каким он видел буду­щее Фран­ции, Испа­нии и Англии — про­бле­ма, кото­рая очень зани­ма­ла его? Это увле­ка­тель­ная исто­ри­че­ская голо­во­лом­ка, разо­брать­ся в кото­рой могут, к сожа­ле­нию, толь­ко про­фес­си­о­наль­ные исто­ри­ки. Одной из попы­ток раз­гад­ки явля­ет­ся кни­га Эду­ар­да Бер­зи­на, кото­рый попы­тал­ся понять, что на самом деле имел в виду Ностра­да­мус. Если верить исто­ри­че­ским выклад­кам Бер­зи­на, Ностра­да­мус неод­но­крат­но ошибался.

Возь­мем, к при­ме­ру, катре­ны, посвя­щен­ные Швей­ца­рии. Тео­ре­ти­че­ски, Ностра­да­мус мог позна­ко­мить­ся с Каль­ви­ном во вре­мя сво­их загра­нич­ных путе­ше­ствий — напри­мер, в Страс­бур­ге, где изгнан­ный из Жене­вы Каль­вин жил с 1538 по 1541 год. Но это все­го лишь пред­по­ло­же­ние. Тем не менее, «швей­цар­ские» катре­ны дышат нена­ви­стью в адрес Каль­ви­на — похо­же, нена­висть аст­ро­ло­га к женев­ско­му рефор­ма­то­ру носи­ла лич­ный харак­тер. Одна­ко это нена­висть не като­ли­ка к про­те­стан­ту, а, ско­рее, гума­ни­ста к верующему.

При­чи­ной нена­ви­сти Ностра­да­му­са мог­ло быть то, что каль­ви­ни­сты очень не люби­ли аст­ро­ло­гов и писа­ли в их адрес раз­об­ла­ча­ю­щие пам­фле­ты. Неко­то­рые пам­фле­ты, воз­мож­но, были напи­са­ны еще при жиз­ни аст­ро­ло­га и содер­жа­ли оскорб­ле­ния в его адрес.

Так или ина­че, Жене­ва и Каль­вин зани­ма­ют вид­ное место в про­ро­че­ствах Ностра­да­му­са. Швей­ца­рии в «Цен­ту­ри­ях» посвя­ще­но целых 26 катре­нов, а Жене­ве — 19. Любо­пыт­но, что неко­то­рые пред­ска­за­ния Ностра­да­му­са по это­му пово­ду про­ти­во­ре­чат друг дру­гу. Так, в 47‑м катрене цен­ту­рии I выра­жа­ет­ся надеж­да-пред­ска­за­ние, что женев­цы опом­нят­ся и отре­кут­ся от кальвинизма:

Про­по­ве­ди с Женев­ско­го озе­ра раз­дра­жа­ют людей.
Они будут тянуть­ся дня­ми, потом неделями,
Потом меся­ца­ми, потом года­ми, потом все рухнет.
Маги­стра­ты осу­дят свои вздор­ные законы.

Одна­ко в 61‑м катрене цен­ту­рии I Ностра­да­мус пред­ска­зы­ва­ет совер­шен­но иное: Жене­ва будет захва­че­на католиками.

Беги­те, беги­те из Жене­вы все до одного.
Сатурн из золо­то­го пре­вра­тит­ся в железного.
Рай­поз [Рипоз] истре­бит всех, кто про­тив него.
Преж­де чем это наста­нет, на небе появят­ся знаки.

Эду­ард Бер­зин видит в этом катрене оче­вид­ный намек на захват горо­да испан­ским коро­лем Филип­пом II. Дело в том, что «Рипоз» — это ана­грам­ма име­ни Зопир, вас­са­ла пер­сид­ско­го царя Дария, кото­рый во вре­мя оса­ды Вави­ло­на пер­са­ми отре­зал себе нос и уши и пере­бе­жал к вави­ло­ня­нам, выдав себя за жерт­ву Дария, после чего, втер­шись в дове­рие к вави­ло­ня­нам, обма­ном впу­стил пер­сов в город. На гер­бе Филип­па II был изоб­ра­жен раз­ре­зан­ный гра­нат и над­пись — «Толь­ко Зопи­ры». В несколь­ких дру­гих катре­нах Ностра­да­му­са напа­де­ние като­ли­че­ской армии на про­те­стант­скую Жене­ву пред­ска­за­но еще более прозрачно.

Есть у Ностра­да­му­са еще один, совер­шен­но жут­кий катрен, кото­рый поче­му-то неред­ко отно­сят к Каль­ви­ну, — речь в нем идет о ере­ти­ке, упав­шем в обмо­рок и похо­ро­нен­ном заживо.

Погре­бен­но­го не мерт­вым, а после апо­плек­си­че­ско­го удара,
Най­дут с объ­еден­ны­ми руками,
Когда город осу­дит еретика
За то, что он пере­ме­нил закон.

Таким обра­зом, граж­дане Жене­вы опом­нят­ся и отре­кут­ся от ере­си Каль­ви­на, но когда они вскро­ют моги­лу, что­бы пре­дать его прах сожже­нию, ока­жет­ся, что зло­дей уже жесто­ко нака­зан Богом — он очнул­ся в гро­бу и еще дол­го мучил­ся под зем­лей, обгла­ды­вая от голо­да соб­ствен­ные руки (Там же, с. 297).

Дру­гая дей­стви­тель­но инте­рес­ная сто­ро­на пред­ска­за­ний Ностра­да­му­са — это мак­ро­ис­то­рия, зашиф­ро­ван­ная в текстах катре­нов. Буду­щее пред­став­ля­лось аст­ро­ло­гу как чере­да ката­строф. Не слу­чай­но его обра­ще­ние к Ген­ри­ху II — Эпи­сто­лу — ком­мен­та­то­ры назы­ва­ют Боль­шим Апо­ка­лип­си­сом Ностра­да­му­са. И текст посвя­ще­ния, и текст самих «Цен­ту­рий» пол­ны все­воз­мож­ных ужа­сов: войн, ката­клиз­мов, эпи­де­мий. Инте­рес­но обра­тить вни­ма­ние на часто­ту упо­треб­ле­ния неко­то­рых слов: в «Цен­ту­ри­ях» Ностра­да­му­са сло­во «смерть» встре­ча­ет­ся 139 раз, «бит­ва» — 111 раз, «кровь» — 89 раз, «огонь» — 78 раз, «вой­на» — 45 раз, «чума» — 42 раза, «голод» — 38 раз, «меч» — 36 раз (Там же, с. 243).

Хотя Ностра­да­мус пре­ду­пре­жда­ет об ужа­сах и гло­баль­ных ката­стро­фах, под­жи­да­ю­щих нас впе­ре­ди, его фило­со­фия исто­рии весь­ма дале­ка от хри­сти­ан­ства — в сво­их «Цен­ту­ри­ях» он пыта­ет­ся сов­ме­стить язы­че­ство и хри­сти­ан­ство, что вооб­ще было харак­тер­но для гума­ни­стов Эпо­хи Воз­рож­де­ния. В его пред­став­ле­нии чело­ве­че­ство ожи­да­ет упа­док и воца­ре­ние анти­хри­ста, но исто­рия не закон­чит­ся тор­же­ством Церк­ви — послуш­ная вра­ще­нию Коле­са Фор­ту­ны исто­рия будет повто­рять­ся сно­ва и сно­ва, без кон­ца. Бер­зин изла­га­ет смысл фило­со­фии исто­рии Ностра­да­му­са так: «Коле­са Фор­ту­ны будут вра­щать­ся веч­но. И веч­но будет повто­рять­ся все тот же цикл бед­ствий, войн, эпи­де­мий, при­род­ных ката­клиз­мов» (Бер­зин, с. 244).

Отго­лос­ки этой идеи о цик­лич­но­сти исто­рии мож­но най­ти в раз­лич­ных катре­нах, кото­рые пред­ве­ща­ют вос­ста­нов­ле­ние Рим­ской импе­рии и язы­че­ства, новый кре­сто­вый поход, новую Сто­лет­нюю вой­ну, новый Араб­ских хали­фат — и все это еще до кон­ца све­та. Бла­го­да­ря этой цик­лич­но­сти в катре­нах Ностра­да­му­са есть не один, а целых трех анти­хри­ста, что в оче­ред­ной раз дока­зы­ва­ет уяз­ви­мость мак­ро­ис­то­рии, постро­ен­ной Ностра­да­му­сом — в миро­вой исто­рии не было и нет ниче­го подоб­но­го этим трем антихристам.

Руко­вод­ству­ясь не толь­ко катре­на­ми, но и апо­ка­лип­ти­че­ским Посла­ни­ем к Ген­ри­ху II, Бер­зин попы­тал­ся вычис­лить вре­мя появ­ле­ния анти­хри­стов. Судя по все­му, Ностра­да­мус пола­гал, что мир про­су­ще­ству­ет лишь семь тысяч лет — по чис­лу дней тво­ре­ния — вер­нее, столь­ко про­длит­ся один цикл. Прав­да, он, похо­же, не был уве­рен в дате сотво­ре­ния мира — в одном абза­це Посла­ния к Ген­ри­ху II это собы­тие дати­ру­ет­ся 4758 годом до н. э., в дру­гом абза­це — 4174 годом до н. э. С рас­че­та­ми Бер­зи­на, конеч­но, мож­но спо­рить, но его выклад­ки пред­став­ля­ют­ся мне убедительными.

Из тек­ста пред­ска­за­ний сле­ду­ет, что пер­вый анти­христ родит­ся где-то в Испа­нии око­ло 1605 г. н. э. Веро­ят­но, он даже будет потом­ком Филип­па II, кото­ро­го Ностра­да­мус очень не любил. Этот анти­христ создаст новую импе­рию на месте цар­ства Атти­лы, как сооб­ща­ет Ностра­да­мус в Посла­нии к коро­лю Ген­ри­ху II. Цар­ствие это­го анти­хри­ста будет сопро­вож­дать­ся мно­го­чис­лен­ны­ми вой­на­ми и ката­клиз­ма­ми, а его паде­ние при­ве­дет к рестав­ра­ции христианства.

Вто­рой анти­христ при­дет к вла­сти в пери­од раз­до­ров в Южной Евро­пе — опять нач­нут­ся ката­клиз­мы и гоне­ния на Цер­ковь. Но и этот анти­христ падет — судя по неко­то­рым дета­лям, упо­мя­ну­тым в катре­нах Ностра­да­му­са, где-то в 1826 году. Затем нач­нет­ся Золо­той Век и на корот­кое вре­мя уста­но­вит­ся все­об­щий мир. Потом «акви­лон­ские цари», соеди­нив­шись с восточ­ны­ми пра­ви­те­ля­ми, вновь раз­вя­жут вой­ну и гоне­ния на Цер­ковь. Евро­пу пора­зят голод и чума. В кон­це кон­цов, некий «тре­тий король Акви­ло­на» вро­де бы рас­ка­ет­ся и вос­ста­но­вит Цер­ковь.

Послед­ний, кош­мар­ный тре­тий анти­христ, судя по уже про­ци­ти­ро­ван­но­му 79-му катре­ну X цен­ту­рии, воца­рит­ся в 1999 году. Насту­пят силь­ные холо­да, про­изой­дет рестав­ра­ция куль­та Зев­са-Юпи­те­ра (Там же, с. 296). Затем, соглас­но 77-му катре­ну VIII цен­ту­рии, после­ду­ет два­дцать семь кро­ва­вых лет, после чего тре­тий анти­христ, надо пола­гать, тоже падет. Он будет бро­шен в глу­бо­кую про­пасть на тыся­чу лет, а потом вновь вый­дет на сво­бо­ду, и… все нач­нет­ся с нача­ла — небес­ные тела воз­вра­тят­ся в исход­ное положение.

Поми­мо идеи о цик­лич­но­сти исто­рии фено­мен Ностра­да­му­са име­ет мно­же­ство дру­гих инте­рес­ных сто­рон. Но не сто­ит ломать голо­ву над тем, пред­ви­дел ли Ностра­да­мус тер­акт в Нью-Йор­ке. Подоб­ные вопро­сы мож­но было бы обсуж­дать все­рьез лишь в том слу­чае, если бы «Цен­ту­рии» были внят­ны­ми тек­ста­ми, кото­рые мож­но было бы проверить.
Джон Хоуг спра­вед­ли­во заметил:

Неваж­но, как вы отно­си­тесь к Ностра­да­му­су, вос­хи­ща­е­тесь ли им или счи­та­е­те мошен­ни­ком, но согла­си­тесь — ни один исто­ри­че­ский пер­со­наж все­рьез не вол­но­вал чело­ве­че­ство четы­ре­ста сорок лет. И кем бы вы ни счи­та­ли Ностра­да­му­са, нет сомне­ния в том, что имя его навсе­гда оста­нет­ся с нами (Хоуг, с. 7).

Дей­стви­тель­но, поми­мо «Цен­ту­рий» и Биб­лии труд­но най­ти дру­гую кни­гу, кото­рая бы на про­тя­же­нии четы­рех сто­ле­тий столь регу­ляр­но изда­ва­лась бы на самых раз­лич­ных язы­ках. Воз­мож­но, в 3797 году — если чело­ве­че­ство дожи­вет до столь почтен­но­го воз­рас­та — люди по-преж­не­му будут вчи­ты­вать­ся в катре­ны Нострадамуса.

С дру­гой сто­ро­ны, «Цен­ту­рии» — нагляд­ный при­мер того, как один чело­век спо­со­бен замо­ро­чить голо­вы мно­гим поко­ле­ни­ям людей. Как груст­но созна­вать, что заме­ча­тель­ные поэты Эпо­хи Воз­рож­де­ния дав­но уже ста­ли экс­по­на­та­ми в музее исто­рии лите­ра­ту­ры, а мало­вра­зу­ми­тель­ные и страш­ные катре­ны Ностра­да­му­са до сих пор вызы­ва­ют у пуб­ли­ки живей­ший инте­рес. При­скорб­но, что чело­век, посвя­тив­ший свою жизнь бес­смыс­лен­но­му заня­тию, ока­зал­ся в цен­тре вни­ма­ния людей.

Фено­мен Ностра­да­му­са может слу­жить при­ме­ром того, как люди сами созда­ют миф о про­вид­це, спо­соб­ном видеть буду­щее на сто­ле­тия впе­ред, — паро­дия на под­лин­ных про­ро­ков Бога. Хотя при близ­ком зна­ком­стве с «Цен­ту­ри­я­ми» Ностра­да­му­са его репу­та­ция про­ро­ка пре­вра­ща­ет­ся в дым, люди сочи­ни­ли мно­же­ство чудес­ных исто­рий о про­ро­ке из Сало­на. Не сто­ит думать, что подоб­ные леген­ды все­гда явля­ют­ся резуль­та­том тща­тель­но про­ду­ман­ной фаль­си­фи­ка­ции. К сожа­ле­нию, люди гото­вы изоб­ре­тать самые дико­вин­ные мифы, а потом искренне в них верить и жить в при­зрач­ном мире, ими же сами­ми выду­ман­ном. Исто­рия Ностра­да­му­са — при­мер того, как в обще­стве при­жи­ва­ет­ся миф, не име­ю­щий ника­ко­го отно­ше­ния к реальности.

Сочи­не­ния Ностра­да­му­са долж­ны послу­жить нам предо­сте­ре­же­ни­ем и ино­го рода. К сожа­ле­нию, неко­то­рые люди испы­ты­ва­ют к про­ро­че­ским кни­гам Биб­лии не вполне здо­ро­вый инте­рес — они пыта­ют­ся вычис­лить точ­ную дату кон­ца све­та или обна­ру­жить в них ука­за­ния на совре­мен­ные поли­ти­че­ские собы­тия. Делать поспеш­ные, поверх­ност­ные выво­ды из слож­ных, насы­щен­ных обра­за­ми и сим­во­ла­ми про­ро­че­ских книг опас­но — неред­ко такие тол­ко­ва­те­ли попро­сту под­го­ня­ют про­ро­че­ские тек­ста под те или иные собы­тия, игно­ри­руя оче­вид­ные неувяз­ки. Напри­мер, видя в име­нах Рош, Мешех и Фувал ука­за­ние на Русь Мос­ков­скую и Тоболь­скую (!), мы упо­доб­ля­ем­ся идей­ным после­до­ва­те­лям Ностра­да­му­са. Не луч­ше ли искать в Биб­лии более жиз­нен­ные и духов­ные вещи, чем зани­мать­ся тако­го сор­та сомни­тель­ны­ми толкованиями?

Вяче­слав Алексеев

Источ­ник: Центр Апо­ло­ге­ти­че­ских Исследований

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2 комментария

  • Аноним, 11.11.2012

    Пред­ска­за­мус настрадал.

    Ответить »
  • Аноним, 27.10.2011

    Подо­гнать собы­тия к про­ро­че­ству не слож­но. Слож­но их отогнать.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки