Ложные чудеса — епископ Александр (Милеант)

Ложные чудеса — епископ Александр (Милеант)

(2 голоса5.0 из 5)

Пред­ла­га­ем чита­те­лю три ста­тьи на тему совре­мен­ных теле­це­ли­те­лей и экс­тра­сен­сов. Эти ста­тьи пере­пе­ча­та­ны из “Тро­иц­ко­го Бла­го­вест­ни­ка” (номер 21, изда­ние Свя­то-Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, 1990 года). В при­ло­же­нии при­во­дим выпис­ки из Свя­щен­но­го Писа­ния на эту тему.

“Не вся­ко­му духу верь­те, но испы­ты­вай­те духов, от Бога ли они,
пото­му что мно­го лже­про­ро­ков появи­лось в мире”
(1Ин.4:1).

“Я лечусь у чародея”

В послед­нее вре­мя появи­лось нема­ло людей, обла­да­ю­щих необы­чай­ны­ми спо­соб­но­стя­ми: экс­тра­сен­сов и гип­но­ти­зе­ров, кото­рым предо­став­ля­ют­ся поло­сы в газе­тах и даже теле­экран. То, что демон­стри­ру­ют такие люди с экра­на, неред­ко име­ну­ет­ся “чудом”. Неуди­ви­тель­но, когда неве­ру­ю­щие люди (втайне все-таки жаж­ду­щие чудес!) оце­ни­ва­ют так эти явле­ния, но ино­гда и у пра­во­слав­ных веру­ю­щих воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние, что дей­ствия экс­тра­сен­сов — дар Божий. В под­твер­жде­ние вспо­ми­на­ют­ся свя­тые цели­те­ли-бес­се­реб­рен­ни­ки, спо­соб­ные одним лишь сло­вом, молит­вой, воз­ло­же­ни­ем рук исце­лять боль­ных и страж­ду­щих. Меж­ду тем каж­дый чест­ный врач-гип­но­ти­зер ска­жет, что ника­ко­го чуда в его гип­но­ти­че­ском вли­я­нии нет. Здесь име­ет место воз­дей­ствие на нерв­ную систе­му чело­ве­ка воле­вой силы, при­ро­да кото­рой пока не вполне понятна …

Мно­гие пола­га­ют, что имен­но так же лечи­ли людей и свя­тые. То есть, чуде­са исце­ле­ний, опи­сан­ные в Еван­ге­лии и жити­ях свя­тых, — это явле­ния того же поряд­ка и харак­те­ра, что и дей­ствия совре­мен­ных гип­но­ти­зе­ров, экстрасенсов.

Как же отли­чить под­лин­ное чудо, Божию силу — от силы, при­ро­да кото­рой нау­ке пока не ясна?

Хри­сти­ан­ские свя­тые: такие как вели­ко­му­че­ник цели­тель Пан­те­ле­и­мон, Кось­ма и Дами­ан, пре­по­доб­ные Сер­гий Радо­неж­ский, Сера­фим Саров­ский и дру­гие — это не про­сто воле­вые и даже не про­сто искрен­но веру­ю­щие и высо­ко­нрав­ствен­ные люди. Это люди, стя­жав­шие бла­го­дать Свя­то­го Духа труд­ным подви­гом вос­хож­де­ния к Богу по пра­ви­лам пра­во­слав­ной аске­зы. Бла­го­дать про­яв­ля­ет­ся в раз­лич­ных даро­ва­ни­ях, в том чис­ле в спо­соб­но­сти исце­ле­ния людей. Пра­во­слав­ная свя­тость, высо­та духов­но-молит­вен­но­го подви­га чело­ве­ка во Хри­сте по пра­ви­лам Церк­ви — вот гаран­тия и кри­те­рий того, что исце­ле­ния, про­ис­хо­дя­щие от тако­го чело­ве­ка, совер­ша­ют­ся несо­тво­рен­ной силой (энер­ги­ей) Боже­ства и явля­ют­ся истин­ным чудом, то есть таким дей­стви­ем, при кото­ром в ход есте­ствен­ных, Богом уста­нов­лен­ных зако­нов мате­ри­аль­ной жиз­ни, при­вхо­дят сверхъ­есте­ствен­ные Боже­ствен­ные силы. В таком слу­чае исце­ле­ния совер­шен­ны, без­услов­ны и могут осу­ществ­лять­ся по отно­ше­нию к любо­му боля­ще­му, неза­ви­си­мо от осо­бен­но­стей его орга­низ­ма, нерв­ной систе­мы, глу­би­ны пора­же­ния болез­нью, могут быть даже вос­кре­ше­ны умер­шие — и не кли­ни­че­ской, а самой что ни на есть насто­я­щей смертью.

Но если не в свя­зи с молит­вен­но-духов­ной жиз­нью во Хри­сте, а невесть отку­да в чело­ве­ке, или от рож­де­ния, или в резуль­та­те болез­нен­но­го шока, или в ито­ге неко­е­го ауто­тре­нин­га (ска­жем по систе­ме йоги) появ­ля­ет­ся какая-то необыч­ная спо­соб­ность (напри­мер, спо­соб­ность гип­но­ти­че­ско­го воз­дей­ствия на дру­гих людей), то оче­вид­но, что это не бла­го­дать Свя­то­го Духа. Тогда, что же это за сила? Како­ва ее природа?

Воз­мож­ны два отве­та. Или это сила, непо­сред­ствен­но исхо­дя­щая от пад­ших анге­лов, или одна из мате­ри­аль­ных сил (энер­гий) чело­ве­че­ско­го есте­ства, полу­чив­шая воз­мож­ность фоку­си­ро­вать­ся в направ­лен­ный луч (вро­де фено­ме­на уве­ли­чи­тель­но­го стек­ла, когда обыч­ный рас­се­ян­ный сол­неч­ный свет соби­ра­ет­ся в пучок, спо­соб­ный про­жи­гать бума­гу, дере­во, кожу).

Рас­смот­рим послед­ний вари­ант, когда речь идет о мате­ри­аль­ной, есте­ствен­ной силе. Отвле­чен­но рас­суж­дая, чрез­вы­чай­ные при­род­ные силы мож­но было бы при­знать ней­траль­ны­ми по отно­ше­нию к духов­но-нрав­ствен­но­му состо­я­нию их вла­дель­ца (то есть они зави­сят лишь от того, какой чело­век и с какой целью их исполь­зу­ет). Но на деле это не так. “Зем­ные” силы при­ро­ды до Вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва нахо­дят­ся в отно­си­тель­ной вла­сти дья­во­ла. Он — “князь мира сего”.

После сво­е­го гре­хо­па­де­ния чело­век мате­ри­аль­ным, телес­ным сво­им соста­вом, пло­тью с ее “стра­стя­ми и похо­тя­ми”, под­пал под власть дья­во­ла. Отсю­да уже неиз­беж­но, любая необы­чай­ная, чрез­вы­чай­ная энер­гия души или пло­ти чело­ве­ка рас­тво­ре­на гре­хом и через это под­чи­не­на дья­во­лу. Толь­ко “тес­ные вра­та” подвиж­ни­че­ской молит­вен­ной жиз­ни пра­во­слав­но­го чело­ве­ка во Хри­сте спо­соб­ны осво­бо­дить его от роко­вой вла­сти адских сил, да и то лишь при осо­бой, исклю­чи­тель­ной помо­щи Божи­ей. Если же тако­го пре­об­ра­же­ния нет, то у самых доб­рых по нату­ре людей, став­ших обла­да­те­ля­ми чрез­вы­чай­ных спо­соб­но­стей и энер­гий, про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щее: неза­мет­но для себя они под­вер­га­ют­ся демо­ни­че­ским вну­ше­ни­ям, воз­рож­да­ю­щим в чело­ве­ке чув­ство соб­ствен­ной исклю­чи­тель­но­сти, необы­чай­но­сти, то есть гор­до­сти явной или тай­ной, не все­гда заме­ча­е­мой самим чело­ве­ком. Чаще все­го такие люди соблаз­ня­ют­ся вла­стью, какую они могут иметь над дру­ги­ми людь­ми, или сла­вой чело­ве­че­ской, то есть той же гордыней.

Нам сра­зу воз­ра­зят: но ведь про­ис­хо­дят же исце­ле­ния при помо­щи экс­тра­сен­сов! Люди избав­ля­ют­ся от болей, от неду­гов, от болез­ней, кото­рые счи­та­лись неиз­ле­чи­мы­ми. Раз­ве это пло­хо? Раз­ве это про­ти­во­ре­чит хри­сти­ан­ско­му мило­сер­дию? И какая раз­ни­ца как лечить? Лишь бы вылечить…

В ходе пас­тыр­ско­го слу­же­ния мне не раз при­хо­ди­лось близ­ко зна­ко­мить­ся с оте­че­ствен­ны­ми йога­ми, гип­но­ти­зе­ра­ми, экс­тра­сен­са­ми, вра­ча­ми-пси­хи­ат­ра­ми. По мне­нию самых опыт­ных из них, гип­но­та­бель­ны­ми (спо­соб­ны­ми вос­при­ни­мать гип­но­ти­че­ские вну­ше­ния) явля­ют­ся в сред­нем 20 про­цен­тов испы­ту­е­мых. Гип­но­ти­зер с помо­щью неслож­ных про­ве­роч­ных опы­тов выяв­ля­ет груп­пу таких вос­при­им­чи­вых людей. Из них посред­ством более слож­ных опы­тов выде­ля­ет еще одну груп­пу, осо­бо чув­стви­тель­ных к гип­но­зу. С ними и “рабо­та­ет”, при­учая их нерв­ную систе­му к испол­не­нию любых сво­их команд и при­ка­зов. Такой гип­но­ти­зер может демон­стри­ро­вать сво­их избран­ни­ков широ­кой пуб­ли­ке, про­из­во­дя эффект­ное впе­чат­ле­ние мни­мо­го все­мо­гу­ще­ства, почти чуда. Прав­да, он может откро­вен­но при­знать, что не все люди полу­ча­ют от него исце­ле­ние. Но подоб­ные при­зна­ния пуб­ли­ка обыч­но игно­ри­ру­ет, увле­ка­ясь эффек­том содеянного.

Итак, чуде­са экс­тра­сен­сор­но­го воз­дей­ствия может про­явить дале­ко не вся­кий чело­век. А что про­ис­хо­дит с теми, кто все же их про­яв­ля­ет? Вра­чи-пси­хи­ат­ры не без осно­ва­ния пола­га­ют, что один из сек­ре­тов гип­но­за состо­ит в моби­ли­за­ции пре­дель­ных воз­мож­но­стей тех или иных функ­ций чело­ве­че­ско­го орга­низ­ма. Обыч­но его силы, спо­соб­но­сти, функ­ции исполь­зу­ют­ся гораз­до ниже сво­их пре­дель­ных воз­мож­но­стей. Если дове­сти эти функ­ции до пре­дель­но­го уров­ня напря­же­ния, мож­но полу­чить эффект исце­ле­ния от неко­то­рых болез­ней. Но что потом? Исполь­зо­вав пре­дель­ную нагруз­ку, наш орга­низм не в силах будет спра­вить­ся с оче­ред­ны­ми болез­ня­ми. Насту­пит реак­ция спа­да его внут­рен­них воз­мож­но­стей, и послед­ствия могут ока­зать­ся еще более худ­ши­ми. Отсю­да еще более страш­ные болез­ни или пси­хи­че­ские рас­строй­ства (бес­но­ва­ния), или духов­ное пора­бо­ще­ние силам тьмы. Этой хит­ро­сти и ковар­ства не учи­ты­ва­ют ни “цели­те­ли”, ни те, кото­рые стре­мят­ся изба­вить­ся от сво­их стра­да­ний любы­ми сред­ства­ми. “И быва­ет чело­ве­ку тому послед­нее хуже пер­во­го!” (Мф.12:45). Гип­но­ти­че­ское воз­дей­ствие, кро­ме того, сры­ва­ет ту защит­ную печать, кото­рая предо­хра­ня­ла созна­ние чело­ве­ка от сто­рон­них вну­ше­ний, сохра­ня­ла его долж­ную внут­рен­нюю сво­бо­ду. Теперь чело­век ста­но­вит­ся подат­ли­вым и на дру­гие чуж­дые вну­ше­ния. Это, пожа­луй, самое тяже­лое послед­ствие гип­но­ти­че­ско­го лечения.

Обра­ти­те вни­ма­ние на то, как рабо­та­ют гип­но­ти­зе­ры (или иные экс­тра­сен­сы). Они могут гово­рить с людь­ми доб­ро­же­ла­тель­ным спо­кой­ным тоном, но в реши­тель­ные момен­ты у них в ходу окрик, при­да­ю­щий силу воле­во­му при­ка­зу. Для чего? Что­бы пода­вить есте­ствен­ное сопро­тив­ле­ние сво­бод­но­го созна­ния и воли паци­ен­та, застав­ляя их под­чи­нять­ся воле вра­ча. Кто смот­рел по теле­ви­де­нию пере­да­чу о том пси­хо­те­ра­пев­те, кото­рый через теле­экран осу­ще­ствил обез­бо­ли­ва­ние при хирур­ги­че­ской опе­ра­ции у двух жен­щин, тот, навер­ное, обра­тил вни­ма­ние на рез­кий, момен­та­ми даже гру­бо­ва­тый тон для вра­ча в реша­ю­щий пери­од перед тем, как нача­ли рабо­тать скаль­пе­ли хирур­гов. О том, что боль­ные жен­щи­ны были дав­ни­ми под­опыт­ны­ми гип­но­ти­зе­ра, с кото­ры­ми он пред­ва­ри­тель­но пора­бо­тал, в пере­да­че не гово­ри­лось. Экс­пе­ри­мент не был чистым, даже с точ­ки зре­ния при­сут­ство­вав­ших вра­чей. Мож­но срав­нить так­же тон, дух, харак­тер обра­ще­ния с боль­ны­ми людь­ми, таких подвиж­ни­ков, как преп. Сера­фим Саров­ский, отец Иоанн Крон­штадт­ский. Пара­ли­зо­ван­но­го Н. А. Мото­ви­ло­ва ста­рец Сера­фим изле­чил от пара­ли­ча одни­ми лас­ко­вы­ми сло­ва­ми: ника­ко­го окри­ка, при­ка­за, ника­ко­го раз­ру­ши­тель­но­го воле­во­го вторжения.

Дру­гой, не менее извест­ный экс­тра­сенс, во вре­мя теле­се­ан­са пред­ла­га­ет зри­те­лям ста­вить на стол сосу­ды с водой и потом пить эту воду, как целеб­ную. Опро­сы людей пока­зы­ва­ют, что вода одним помо­га­ет, а у дру­гих (боль­шин­ства) или вызы­ва­ет ухуд­ше­ние болез­ни, или в луч­шем слу­чае, не про­из­во­дит ника­ко­го эффек­та. Маги­че­ские наго­ва­ри­ва­ния на воду извест­ны с глу­бо­чай­шей язы­че­ской древ­но­сти и опре­де­ля­ют­ся не толь­ко Цер­ко­вью, но и совре­мен­ной нау­кой, как чаро­дей­ство. По точ­но­му наблю­де­нию ака­де­ми­ка Рыба­ко­ва, чаро­дей­ство — дей­ствие над чарой (чар­кой, мис­кой, тазом) с водой. И по сей день почти все зна­ха­ри и “баб­ки”, поль­зу­ют­ся с целью наве­де­ния болез­ней на чело­ве­ка или, напро­тив, избав­ле­ния от них, раз­лич­ны­ми наго­во­ра­ми, нашеп­ты­ва­ни­я­ми на воду, кото­рую пред­ла­га­ют выпить, выли­ва­ни­ем в воду вос­ка, оло­ва. Такие зна­ха­ри могут исполь­зо­вать и цер­ков­ные молит­вы, при­зы­вая име­на анге­лов и свя­тых, но меж­ду ними непре­мен­но встав­ля­ют абра­ка­даб­ру кол­дов­ских закли­на­ний. Эти закли­на­ния свя­зы­ва­ют как зна­ха­ря, так и его паци­ен­та с опре­де­лен­ны­ми демо­на­ми пре­ис­под­ней. Что же каса­ет­ся совре­мен­но­го теле­це­ли­те­ля, по его соб­ствен­но­му пуб­лич­но­му при­зна­нию, он слы­шит по ночам “голос”, вну­ша­ю­щий ему, что и как нуж­но делать. Для веру­ю­щих пра­во­слав­ных здесь все ясно. Для пси­хи­ат­ров — тоже.

Не сле­ду­ет думать, что связь с демо­ни­че­ски­ми сила­ми осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко при дей­стви­ях с водой. Все про­чие маги­че­ские дей­ствия (даже с целью исце­ле­ния) при­во­дят к тому же пагуб­но­му резуль­та­ту. Мож­но про­ци­ти­ро­вать сло­ва совре­мен­но­го уче­но­го, ака­де­ми­ка, дирек­то­ра Инсти­ту­та выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти и ней­ро­фи­зио­ло­гии Рос­сии П. Симо­но­ва, ска­зан­ные в самом поло­жи­тель­ном смыс­ле о теле­се­ан­сах гип­но­за. “Эффект вну­ше­ния, — гово­рит ака­де­мик, — невоз­мо­жен без риту­аль­ных дей­ствий, без “буб­на шама­на”. В наше вре­мя луч­ший бубен — теле­экран. Очень хоро­шо, что он взят на воору­же­ние” (”Изве­стия” от 29 авгу­ста 1980 г.). Сло­ва столь откро­вен­ные, что даже не нуж­да­ют­ся в комментарии.

Итак, без воды или с водой, с при­ме­не­ни­ем древ­них маги­че­ских сим­во­лов или без них — дей­ствия гип­но­ти­зе­ров и экс­тра­сен­сов в осно­ве сво­ей риту­аль­ны. И риту­аль­ность эта не цер­ков­ная, не хри­сти­ан­ская. Она — шаман­ская, в осно­ве сво­ей та же, какой поль­зо­ва­лись древ­ние волх­вы и чародеи.

В свя­тых кано­нах Церк­ви ска­за­но, в част­но­сти, сле­ду­ю­щее: “Ибо волх­вы суть те, кто… бесов при­зы­ва­ет хотя бы и для тво­ре­ния бла­гой какой-либо вещи…”

Оста­ет­ся поды­то­жить ска­зан­ное. “Чуде­са” экс­тра­сен­сов с пол­ным осно­ва­ни­ем сле­ду­ет ква­ли­фи­ци­ро­вать не толь­ко как вре­до­нос­ные, но и как лож­ные. Лож­ность их в том, что в них дей­ству­ет не Божия нетвар­ная сила, “побеж­да­ю­щая есте­ства чин”, а вполне есте­ствен­ные, мате­ри­аль­ные силы или твар­ные силы анге­лов пре­ис­под­ней. Такие “чуде­са” несо­вер­шен­ны в резуль­та­тах, не без­услов­ны, не могут дей­ство­вать на всех и каж­до­го без исклю­че­ния, а зна­чит, и не явля­ют­ся в под­лин­ном смыс­ле чудесами.

про­то­и­е­рей Лев Лебедев

Не участвуйте в делах тьмы

За послед­них несколь­ко меся­цев наша стра­на ста­ла сви­де­те­лем не тол­ко бур­ных обще­ствен­ных и эко­но­ми­че­ских потря­се­ний. Мож­но, не боясь оши­бить­ся, утвер­ждать, что сего­дня все­об­щее вни­ма­ние при­вле­ка­ют явле­ния чисто пси­хи­че­ско­го, духов­но­го поряд­ка, обла­да­ю­щие необы­чай­но силь­ным воз­дей­стви­ем на инди­ви­ду­аль­ное и обще­ствен­ное созна­ние. В первую оче­редь мы име­ем в виду пря­мые теле­ви­зи­он­ные транс­ля­ции с уча­сти­ем раз­но­го рода цели­те­лей и экс­тра­сен­сов, для кото­рых сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции быст­ро подо­бра­ли опре­де­ле­ние — “пред­ста­ви­те­ли нетра­ди­ци­он­ной медицины”.

Пере­да­чи с уча­сти­ем теле­ви­зи­он­ных цели­те­лей соби­ра­ют у экра­нов изряд­ную часть насе­ле­ния стра­ны. Судя по вос­тор­жен­ным откли­кам, эти пере­да­чи, кро­ме спе­ци­аль­но­го воз­дей­ствия, пред­став­ля­ют собой едва ли не един­ствен­ное на сего­дняш­ний день про­яв­ле­ние обще­ствен­но­го опти­миз­ма. И резуль­та­ты, и сама про­це­ду­ра подоб­ных сеан­сов впе­чат­ля­ю­щи. Утвер­жда­ет­ся, что чис­ло исце­лив­ших­ся часто от заста­ре­лых или не под­да­ю­щих­ся обыч­но­му лече­нию болез­ней исчис­ля­ют сот­ня­ми. Атмо­сфе­ра в теле­сту­ди­ях вызы­ва­ет у мно­гих насто­я­щее эмо­ци­о­наль­ное потря­се­ние, осо­бен­но когда осво­бо­див­ши­е­ся от неду­гов люди по ука­за­нию цели­те­ля демон­стри­ру­ют на сцене “чудо исцеления”.

Нрав­ствен­ная пози­ция “нетра­ди­ци­он­ных меди­ков” еди­но­душ­на и чет­ко ого­ва­ри­ва­ет­ся ими: любовь к людям, доб­ро­та, бла­го­же­ла­тель­ность ко всем. Осо­бо под­чер­ки­ва­ет­ся, что глав­ная их цель не физи­че­ское, а духов­ное здо­ро­вье чело­ве­ка. Они заве­ря­ют, что сво­и­ми сред­ства­ми при­мут уча­стие в духов­ном воз­рож­де­нии народа.

Не обхо­дят они вни­ма­ни­ем и Цер­ковь. Прак­ти­че­ски в каж­дой такой пере­да­че под­чер­ки­ва­ет­ся сдер­жан­ное почте­ние к Церк­ви и раз­да­ют­ся настой­чи­вые при­зы­вы к сотруд­ни­че­ству. Неко­то­рые экс­тра­сен­сы назы­ва­ют себя людь­ми пра­во­слав­ны­ми, отка­зы­ва­ют­ся лечить некре­щен­ных и про­сят даже освя­тить цер­ков­ны­ми обря­да­ми свои дипло­мы по “нетра­ди­ци­он­ной медицине”.

Скеп­ти­кам и людям, пыта­ю­щим­ся ска­зать об опас­но­сти подоб­ной дея­тель­но­сти, ука­зы­ва­ют на выздо­ро­вев­ших боль­ных и гово­рят: “В кон­це кон­цов не важ­но, кто и как лечит, важ­но быть здоровым”.

Да, вели­кое бла­го — здо­ро­вье. Чело­век, поте­ряв­ший и вновь обрет­ший его, воис­ти­ну обре­та­ет весь мир! Но мы, хри­сти­ане, не можем не пом­нить слов Спа­си­те­ля: “Какая поль­за чело­ве­ку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе сво­ей повре­дит?” (Мф.16:26).

С вели­кой радо­стью Цер­ковь бла­го­слов­ля­ла бы сво­их чад поль­зо­вать­ся навы­ка­ми и мастер­ством подоб­ных цели­те­лей, как бла­го­слов­ля­ет она мно­гие вра­чеб­ные тру­ды, если бы не зна­ла о той духов­ной опас­но­сти, кото­рая сле­ду­ет за тако­го рода воздействиями.

В опы­те Пра­во­слав­ной церк­ви, в тво­ре­ни­ях свя­тых отцов и хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов рас­смат­ри­ва­е­мые нами явле­ния извест­ны дав­но. И доста­точ­но хоро­шо иссле­до­ва­ны, что­бы оши­бать­ся на их счет.

Вся­ко­му, кто хоть раз бывал на акте экзор­циз­ма (”отчит­ки” в рус­ском вари­ан­те), сто­ит толь­ко взгля­нуть на экран во вре­мя сеан­са “исце­ле­ния” и уви­деть людей, впав­ших в транс, поми­мо сво­ей воли тан­цу­ю­щих, сме­ю­щих­ся и пла­чу­щих, что­бы ясно понять: они ведут себя в точ­но­сти, как люди одер­жи­мые теми сила­ми, кото­рые в пра­во­слав­ной прак­ти­ке назы­ва­ют­ся беса­ми, или нечи­сты­ми духа­ми. И у нас уже не воз­ни­ка­ет вопро­са, поче­му “цели­тель” настой­чи­во при­ка­зы­ва­ет таким паци­ен­там быть сдер­жан­нее: в состо­я­нии одер­жи­мо­сти люди могут начать вести себя бур­но и непред­ска­зу­е­мо, если дух, руко­во­дя­щий ими, пол­но­стью овла­де­ет человеком.

Как пра­ви­ло, дале­кий от Церк­ви чело­век либо пол­но­стью отвер­га­ет воз­мож­ность вли­я­ния духов­но­го мира на нашу жизнь, либо пред­став­ля­ет это вли­я­ние в иска­жен­ном виде.

Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь содер­жит зна­ния о духов­ном мире, дан­ные ей Боже­ствен­ным Откро­ве­ни­ем, в опы­те свя­тых подвиж­ни­ков. Этих спа­си­тель­ных зна­ний вполне доста­точ­но, что­бы каж­дый член Церк­ви мог ори­ен­ти­ро­вать­ся в духов­ном мире, раз­ли­чать доб­ро и зло.

Затро­ну­тый нами вопрос осно­ва­тель­но раз­ра­бо­тан и в аске­ти­че­ских сочи­не­ни­ях оте­че­ствен­ных подвиж­ни­ков: свя­ти­те­лей Игна­тия Брян­ча­ни­но­ва и Фео­фа­на Затвор­ни­ка, отца Иоан­на Крон­штадт­ско­го. Мы же оста­но­вим­ся на нем толь­ко в свя­зи с инте­ре­су­ю­щи­ми нас проблемами.

Совре­мен­ная науч­ная мысль ведет поис­ки разум­ных существ в дале­ких галак­ти­ках, меж­ду тем как иной мир намно­го бли­же к человеку.

Духов­ный мир суще­ству­ет парал­лель­но миру физи­че­ско­му и вклю­ча­ет в себя не толь­ко нашу духов­ную жизнь: любовь, нена­висть, мыс­ли, стра­сти. Это еще и мир духов­ных нема­те­ри­аль­ных существ, обла­да­ю­щих неза­ви­си­мой волей, разу­мом и воз­мож­но­стя­ми, несрав­ни­мы­ми с воз­мож­но­стя­ми человека.

В отли­чие от физи­че­ско­го мира, духов­ный мир мораль­но не ней­тра­лен. Если физи­че­ский огонь мож­но исполь­зо­вать как в доб­рых целях, так и во зло, то суще­ства духов­но­го мира сами по себе име­ют доб­рую или злую волю. Пер­вые в цер­ков­ной тра­ди­ции назы­ва­ют­ся Анге­ла­ми, вто­рые — демо­на­ми, беса­ми. Обыч­но не спра­ши­ва­ют, поче­му доб­ры Анге­лы — это кажет­ся есте­ствен­ным. Спра­ши­ва­ют, поче­му злы бесы? Так вот, они злы как раз пото­му, что извра­ти­ли свою есте­ствен­ную при­ро­ду, как извра­тил свою есте­ствен­ную чело­ве­че­скую при­ро­ду садист, кото­ро­му достав­ля­ет удо­воль­ствие мучить и губить все живое. Как Анге­лы, так и бесы могут воз­дей­ство­вать на мыс­ли чело­ве­ка, вдох­нов­лять его на поступ­ки. Подроб­нее об этом будет ска­за­но ниже.

Явле­ния духов­ных существ в нашем мате­ри­аль­ном мире извест­ны дав­но. Мно­го о них гово­рит­ся в Свя­щен­ном Писа­нии. Не свя­зан­ные кон­крет­ной физи­че­ской обо­лоч­кой, духов­ные суще­ства могут при­ни­мать самый раз­лич­ный вид, но все­гда тот, кото­рый люди в меру их раз­ви­тия гото­вы вос­при­нять. Так, в соро­ко­вые годы наше­го века, когда чело­ве­че­ство уже пси­хо­ло­ги­че­ски было под­го­тов­ле­но к меж­звезд­ным поле­там и встре­чам с “мар­си­а­на­ми” появи­лись пер­вые НЛО. Как ни захва­ты­ва­ю­щи рас­ска­зы об их появ­ле­нии, как ни голо­во­кру­жи­тель­ны пер­спек­ти­вы “кон­так­тов”, но сами НЛО и их “пило­ты” — все те же древ­ние лука­вые суще­ства, кото­рые моро­чи­ли голо­вы нашим пред­кам в виде урод­цев с рож­ка­ми и с копыт­ца­ми, а теперь явля­ют­ся их про­све­щен­ным потом­кам во все­ору­жии “послед­них дости­же­ний меж­пла­нет­ной кос­ми­че­ской тех­ни­ки”. Мно­гие запад­ные иссле­до­ва­те­ли дав­но уже оста­ви­ли гипо­те­зы о вне­зем­ном про­ис­хож­де­нии НЛО. Они реши­ли занять­ся не сами­ми бес­ко­неч­но усколь­за­ю­щи­ми объ­ек­та­ми, а послед­стви­я­ми, кото­рые ока­зы­ва­ют на чело­ве­ка кон­так­ты с ними. Посте­пен­но от тру­дов по кос­ми­че­ской тех­ни­ке они добра­лись до тво­ре­ний свя­тых отцов Пра­во­слав­ной церк­ви о духов­ном мире, о явле­ни­ях, про­яв­ля­ю­щих­ся на гра­ни духов­но­го и физи­че­ско­го мира, о вза­им­ном про­ник­но­ве­нии двух этих миров.

Дру­го­го рода мисти­че­ские явле­ния и демон­стра­ции явля­ет собой и “пол­тер­гейст” (дви­же­ние пред­ме­тов без види­мой физи­че­ской при­чи­ны), когда на гла­зах мили­ции, уче­ных и обще­ствен­но­сти бесы раз­во­дят такие хули­ган­ства, что про­сто совест­но ста­но­вит­ся за рас­те­рян­ных “иссле­до­ва­те­лей” с высо­ки­ми уче­ны­ми сте­пе­ня­ми, кото­рые до сих пор не могут понять, что над ними про­сто издеваются!

Бла­го­дат­ные явле­ния и дей­ствия Анге­лов — тема осо­бая, и мы ее здесь касать­ся не будем.

Что же до “исце­ле­ний”, то меди­кам еще пред­сто­ит иссле­до­вать воз­дей­ствия гип­но­ти­зе­ров, оккульт­ных цели­те­лей и экс­тра­сен­сов на орга­низ­мы чело­ве­ка. Как это и все­гда быва­ло в исто­рии, вре­мя пока­жет, где здесь чистое шар­ла­тан­ство, где печаль­ное недо­ра­зу­ме­ние людей, всле­пую втор­га­ю­щих­ся в духов­ный мир и души сво­их паци­ен­тов, где созна­тель­ное слу­же­ние злу и исполь­зо­ва­ние тем­ных сил духов­но­го мира в целях, дале­ких от нрав­ствен­но­сти и люб­ви к людям. Во вся­ком слу­чае, кро­ме чисто духов­ных послед­ствий, о кото­рых еще будет ска­за­но, подоб­ные исце­ле­ния все­гда эфе­мер­ны, непроч­ны, а вред, нано­си­мый ими чело­ве­ку, на всю жизнь несрав­ним с минут­ным физи­че­ским облегчением.

Экс­тра­сен­сы утвер­жда­ют, что их воз­дей­ствие на чело­ве­ка про­ис­хо­дит в рам­ках есте­ствен­ных про­цес­сов, что они лишь вызы­ва­ют к дей­ствию скры­тые воз­мож­но­сти чело­ве­че­ско­го орга­низ­ма, хотя и дела­ют это путем физи­че­ско­го воз­дей­ствия. Еще древ­ние гово­ри­ли о вели­ком цели­тель­ном дей­ствии сло­ва. Лече­ние, насто­я­щее лече­ние сло­вом, исхо­дит ли оно от вра­ча, или от свя­щен­ни­ка, или от близ­ко­го боль­но­му чело­ве­ка, было, есть и будет. Но оно не может быть общим для всех, а толь­ко лицом к лицу, серд­цем к серд­цу. В слу­чае же если такие воз­дей­ствия на чело­ве­ка сопря­же­ны с того или ино­го рода тай­ны­ми вну­ше­ни­я­ми или тай­ны­ми (т.е. оккульт­ны­ми) зна­ни­я­ми, то они одно­знач­но свя­за­ны с разум­ны­ми суще­ства­ми духов­но­го мира, кото­рых как пра­во­слав­ные подвиж­ни­ки, так и иссле­до­ва­те­ли иных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий при­зна­ют беса­ми, а опы­ты, про­во­ди­мые с их помо­щью, — меди­у­ми­че­ски­ми, или оккультными.

Не может не вызы­вать само­го серьез­но­го бес­по­кой­ства тот факт, что десят­ки мил­ли­о­нов наших сооте­че­ствен­ни­ков откры­ва­ют себя для совер­шен­но неиз­вест­но­го им воз­дей­ствия, о про­ис­хож­де­нии и послед­стви­ях кото­ро­го они не име­ют даже отда­лен­но­го пред­став­ле­ния. Люди под­вер­га­ют себя самым изыс­кан­ным и дале­ко иду­щим пси­хо­ло­ги­че­ским и оккульт­ным опы­там, вли­я­нию опас­ней­ших сил духов­но­го, пси­хи­че­ско­го мира.

Извест­ны раз­ные фор­мы меди­у­миз­ма: от “вызы­ва­ния духов” и вер­тя­щих­ся сто­ли­ков до пол­тер­гей­ста, “чудес­ных исце­ле­ний”, мате­ри­а­ли­за­ции духов­ных существ и еще более опас­ных оккульт­ных фоку­сов. Извест­ны и их послед­ствия для чело­ве­ка, втя­нув­ше­го­ся в “мисти­че­скую нар­ко­ма­нию:” пси­хи­че­ские и эмо­ци­о­наль­ные рас­строй­ства, жесто­чай­шая депрес­сия и, нако­нец, само­убий­ства и зло­де­я­ния, совер­шен­ные под вли­я­ни­ем демо­ни­че­ских сил. Но самая боль­шая опас­ность — веч­ная поги­бель души, если чело­век не оста­вит обще­ния с духом зло­бы и не пока­ет­ся. Пото­му-то Свя­щен­ное Писа­ние стро­жай­ше запре­ща­ет кон­так­ты с оккульт­ным миром: “Не дол­жен нахо­дить­ся у тебя… про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых, ибо мер­зок перед Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это” (Втор.18:10–12).

В заме­ча­тель­ном иссле­до­ва­нии о совре­мен­ных оккульт­ных явле­ни­ях аме­ри­кан­ско­го иеро­мо­на­ха Сера­фи­ма Роз “Хри­сти­ан­ство и рели­гия буду­ще­го” мож­но про­честь: “Меди­ум — это лицо, обла­да­ю­щее опре­де­лен­ной пси­хи­че­ской чув­стви­тель­но­стью, кото­рая поз­во­ля­ет ему быть ору­ди­ем или сред­ством про­яв­ле­ния неви­ди­мых сил или существ… Почти все нехри­сти­ан­ские рели­гии широ­ко исполь­зу­ют меди­у­ми­че­скую ода­рен­ность как ясно­ви­де­ние, гип­но­тизм, “чудес­ные” исце­ле­ния, появ­ле­ние и исчез­но­ве­ние пред­ме­тов и их пере­не­се­ние с места на место”.

Несмот­ря на раз­но­об­ра­зие форм, во всех меди­у­ми­че­ских сеан­сах есть и нечто общее: пас­сив­ность меди­у­ма заклю­ча­ет­ся в том, что­бы пол­но­стью отдать­ся дей­ствию внеш­ней руко­во­дя­щей им силы, каким бы име­нем она не назы­ва­лась: при­род­ной спо­соб­но­стью, вли­я­ни­ем “кос­ми­че­ско­го фак­то­ра”, ино­пла­не­тян, явле­ние “духов умер­ших” или даже Анге­лов (“Сата­на при­ни­ма­ет вид Анге­ла све­та — 2Кор.11:14).

Пас­сив­ность при­сут­ству­ю­щих так­же жела­тель­на, и поэто­му на оккульт­ных сеан­сах вполне обыч­ны при­зы­вы отдать­ся пото­ку мыс­лей и под­хва­ты­вать все воз­ни­ка­ю­щие ощу­ще­ния. Но для “про­дви­ну­то­го” меди­у­ма пас­сив­ность при­сут­ству­ю­щих не явля­ет­ся необ­хо­ди­мым усло­ви­ем. Путем тре­ни­ро­вок и соб­ствен­ной пол­ней­шей под­чи­нен­но­стью руко­во­дя­ще­му духу меди­ум может достичь резуль­та­тов, когда сеанс будет уда­вать­ся даже в при­сут­ствии мно­гих скептиков.

Необ­хо­ди­мая спи­ри­ти­че­ская атмо­сфе­ра обыч­но созда­ет­ся искус­ствен­ны­ми при­е­ма­ми, как напри­мер, пение гим­нов, слу­ша­ние тихой музы­ки и даже сов­мест­ная молитва.

Все при­сут­ству­ю­щие берут­ся за руки, обра­зуя так назы­ва­е­мый спи­ри­ти­че­ский или маги­че­ский круг. Путем тако­го замкну­то­го коль­ца каж­дый участ­ник снаб­жа­ет энер­ги­ей опре­де­лен­ную силу, кото­рая кол­лек­тив­но пере­да­ет­ся меди­у­му. Одна­ко маги­че­ский круг нужен толь­ко не очень раз­ви­тым меди­у­мам (отец Сера­фим Роз).

Сего­дня мы можем воочию убе­дить­ся, что маги­че­ский круг с успе­хом обра­зу­ет­ся и с помо­щью, напри­мер, теле­ви­де­ния, как это име­ло место в нача­ле семи­де­ся­тых годов в США у попу­ляр­но­го (недол­гое вре­мя) теле­це­ли­те­ля Оре­ла Роберт­са. (В обла­сти дур­ной мисти­ки наши ново­яв­лен­ные “звез­ды” все­го лишь уста­рев­шая запад­ная мода!) Этот Орел Робертс про­из­во­дил “чудес­ные исце­ле­ния” по теле­ви­де­нию с тем толь­ко отли­чи­ем от наших оте­че­ствен­ных “нетра­ди­ци­он­ных меди­ков”, что в кон­це кон­цов стал назы­вать оккульт­ные вещи сво­и­ми име­на­ми. Вско­ре он пре­кра­тил опы­ты, так как обыч­ные послед­ствия оккуль­тиз­ма не замед­ли­ли ска­зать­ся на мно­гих его пациентах.

Каким же обра­зом обра­зу­ет­ся эта стран­ная энер­ге­ти­че­ская цепоч­ка? Заметь­те, теле­ма­гам не нуж­но, каза­лось бы, ниче­го от нас: мы можем не слу­шать их, даже не пони­мать (извест­ны слу­чаи воз­дей­ствия на мла­ден­цев, на незна­ю­щих язы­ка, при отклю­чен­ном зву­ке теле­ви­зо­ра), допус­ка­ет­ся, что вы може­те недо­вер­чи­во или откро­вен­но кри­ти­че­ски отно­сить­ся к “цели­те­лю”, но если вы не выклю­ча­е­те теле­ви­зо­ра, то отда­е­те как раз то, что необ­хо­ди­мо, — ваше вни­ма­ние! А осталь­ное возь­мут поми­мо вашей воли!

По еди­но­душ­но­му мне­нию свя­тых отцов, имен­но вни­ма­ни­ем чело­ве­ка ста­ра­ют­ся завла­деть бесы: это един­ствен­ная дверь, через кото­рую они могут про­ни­кать в душу. Отцы запо­ве­ду­ют не вни­мать ника­ким вну­ше­ни­ям духов зло­бы или тех, через кого они дей­ству­ют, не пере­ки­ды­вать к ним духов­ный мост, соеди­ня­ю­щий чело­ве­ка с внеш­ним миром, — его внимание.

Отда­вая свое вни­ма­ние, чело­век неви­ди­мо ста­но­вит­ся в мно­го­мил­ли­он­ную спи­ри­ти­че­скую цепоч­ку и ока­зы­ва­ет­ся в ней пусть не актив­ным чле­ном, но про­вод­ни­ком и участ­ни­ком. А это­го доста­точ­но, что­бы ока­зать воз­дей­ствие на душу, а для неко­то­рых и на тело, после чего может появить­ся “при­под­ня­тое, опти­ми­сти­че­ское настро­е­ние” и “чудес­ное исце­ле­ние”, кото­рое часто про­ис­хо­дит за счет пере­рас­пре­де­ле­ния энер­гии либо в самом чело­ве­ке (один орган исце­ля­ет­ся за счет дру­го­го), либо сре­ди лиц, участ­ву­ю­щих в спи­ри­ти­че­ской цепоч­ке. А уже вслед за этим утвер­жда­ет­ся и вера в меди­у­ма, реши­мость твер­до сле­до­вать ему во всем, а порой даже насто­я­щая “одер­жи­мость им”.

Систе­ма мас­со­вых вну­ше­ний не нова. Мы хоро­шо зна­ко­мы с ней в фор­ме вну­ше­ний идео­ло­ги­че­ских. Сдоб­рен­ные обе­ща­ни­я­ми вся­че­ских воз­мож­ных и невоз­мож­ных благ, эти вну­ше­ния были при­чи­ной извест­ных тра­ге­дий в исто­рии нашей стра­ны. Послед­ствия одер­жи­мо­сти лож­ны­ми мыс­ля­ми, лож­ным духом у нас перед гла­за­ми. Теперь же речь идет о новой систе­ме пси­хо­ло­ги­че­ски-оккульт­ных внушений.

Осо­бен­но опас­но то, что систе­ма подоб­ных воз­дей­ствий ста­ра­ет­ся про­ник­нуть в свя­тая свя­тых чело­ве­че­ской души — в область духа. Насколь­ко это страш­но могут понять пока лишь толь­ко христиане.

Устро­е­ни­ем Божи­им чело­ве­че­ская душа, его воля непро­ни­ца­е­мы для воз­дей­ствия воли дру­го­го чело­ве­ка. Лишь духов­ные суще­ства (Анге­лы или бесы) могут вну­шать душе помыс­лы, но чело­век вла­стен при­нять или отверг­нуть их. В этом вели­кий дар Божий, дар сво­бод­ной, Бого­по­доб­ной воли. Но если чело­век доб­ро­воль­но под­да­ет­ся силь­но­му пси­хи­че­ско­му воз­дей­ствию со сто­ро­ны “спе­ци­а­ли­ста”, име­ю­ще­го опыт вну­ше­ний или оккульт­ных зна­ний, то посте­пен­но та, образ­но гово­ря, духов­ная пре­гра­да, кото­рая предо­хра­ня­ет душу от непо­сред­ствен­но­го вли­я­ния чужой воли, раз­ру­ша­ет­ся, и чело­век ста­но­вит­ся доступ­ным пси­хи­че­ско­му, воле­во­му воз­дей­ствию дру­гой чело­ве­че­ской лич­но­сти. Тако­му воз­дей­ствию, о кото­ром сам чело­век может и не подо­зре­вать! Даже “невин­ный” гип­ноз в состо­я­нии раз­ру­шить эти защит­ные обла­сти духов­ной струк­ту­ры чело­ве­ка, не гово­ря уже о более силь­ных и таин­ствен­ных внушениях.

Уси­ле­ние и при­ня­тие оккульт­ных увле­че­ний во все вре­ме­на сопут­ство­ва­ли дегра­да­ции, ослаб­ле­нию обще­ства. Нынеш­няя “новая вол­на” в нашей стране наби­ра­ет силу, но пока она не достиг­ла тех форм, в кото­рые обыч­но обле­ка­ет­ся оккуль­тизм, когда соби­ра­ет нуж­ное коли­че­ство при­вер­жен­цев. А фор­мы эти тако­вы — новое рели­ги­оз­ное созна­ние и про­ти­во­хри­сти­ан­ская деятельность.

Нынеш­ние теле­ма­ги ниче­го не гово­рят о том, что вый­дут на уро­вень каких-то рели­ги­оз­ных систем. Но такое умол­ча­ние сплошь и рядом встре­ча­ет­ся во мно­гих мисти­че­ских сек­тах и восточ­ных рели­ги­ях. Тем, кто при­сту­па­ет, напри­мер, к заня­ти­ям йогой, ниче­го не сооб­ща­ют о сверхъ­есте­ствен­ном, а лишь о здо­ро­вье, о физи­че­ском и нрав­ствен­ном совер­шен­стве. Более того все мисти­че­ское и оккульт­ное отри­ца­ет­ся. И толь­ко спу­стя вре­мя “про­дви­ну­тым” пер­спек­тив­ным и надеж­ным уче­ни­кам откры­ва­ют тай­ное уче­ние. Боль­шин­ство же так и оста­ет­ся про­фа­на­ми, вполне доволь­ству­ясь экзо­ти­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, инду­ист­ским жар­го­ном и созна­ни­ем сво­ей зна­чи­мо­сти “в кос­мо­се”. В этом, послед­нем, и сосре­до­то­че­ны истин­ные, скры­тые цели началь­но­го посвя­ще­ния. Созна­ние соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти — вот что вну­ша­ет­ся чело­ве­ку вме­сте, конеч­но, с непре­мен­ной и тре­пет­ной забо­той о здо­ро­вье, а так­же с “любо­вью к людям” и всем набо­ром гума­ни­тар­ных реве­ран­сов в сто­ро­ну абстракт­но­го “добра и нрав­ствен­но­сти”. Вдох­но­ви­те­ли восточ­ных и оккульт­ных уче­ний пре­крас­но зна­ют, что гор­дость, сата­нин­ская гор­дость, кото­рую они назы­ва­ют “созна­ни­ем соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти”, обра­ща­ет в ничто любое доб­рое дело.

Почти еже­днев­но слы­шит­ся с экра­на мисти­че­ская тер­ми­но­ло­гия: кос­мизм, выхо­ды в аст­рал, путе­ше­ствия в галак­ти­ках, встре­чи с ино­пла­не­тя­на­ми, мик­ро­кос­мы и проч. Уже раз­да­ют­ся голо­са о син­те­зе вся­кой духов­но­сти, и мод­ное сло­во “плю­ра­лизм” упо­треб­ля­ют в соче­та­нии со сло­вом сло­ва “духов­ный”. Уже ста­ра­ют­ся при­влечь к плю­ра­ли­сти­че­ской духов­но­сти и Пра­во­сла­вие, где место Хри­ста Спа­си­те­ля будет рядом с теле­ма­гом, восточ­ным гуру и гума­но­и­дом из лета­ю­щей тарелки.

“Исце­ле­ния” — это, несо­мнен­но, лишь нача­ло! Начи­на­ет­ся все­гда с само­го гру­бо­го, мате­ри­аль­но­го, но дей­ствен­но­го. Про­дол­же­ние про­грам­мы зри­те­лям пока­жут в сле­ду­ю­щей серии. Но осно­вы закла­ды­ва­ют­ся сего­дня. Теперь уже мож­но не сомне­ва­ясь ска­зать: во вре­мя спи­ри­ти­че­ских теле­се­ан­сов люди неволь­но полу­ча­ют посвя­ще­ние в оккульт­ный мир, наде­ля­ют­ся оккульт­ны­ми способностями.

Для посвя­ще­ния (ини­ци­а­ции) мно­го не тре­бу­ет­ся. В раз­лич­ные вре­ме­на и у раз­ных наро­дов оно мог­ло сопро­вож­дать­ся покло­не­ни­ем мисти­че­ско­му объ­ек­ту, “воз­ло­же­ни­ем рук меди­у­ма”, уча­сти­ем в “маги­че­ском кру­ге” и даже про­сто чте­ни­ем оккульт­ной лите­ра­ту­ры и наблю­де­ни­ем за оккульт­ны­ми опы­та­ми. При­мер явно­го посвя­ще­ния, про­ис­шед­ше­го поми­мо воли чело­ве­ка, был пока­зан недав­но по теле­ви­де­нию. Девуш­ка из Ленин­гра­да про­де­мон­стри­ро­ва­ла дар при­тя­ги­вать метал­ли­че­ские пред­ме­ты, кото­рый открыл­ся у нее после того, как она уви­де­ла подоб­ный опыт по мос­ков­ской про­грам­ме. Спо­соб­но­сти тако­го рода на пер­вый взгляд бес­смыс­лен­ны, но цель та же — при­влечь к подоб­ным “чуде­сам” наше с вами внимание.

Впро­чем, теле­зри­те­лям дово­ди­лось видеть на экране слу­чаи куда более насто­ра­жи­ва­ю­щие. Совсем недав­но некий экс­тра­сенс начал свой “курс лече­ния” с прось­бы ко всем зри­те­лям встать и повер­нуть­ся лицом… к запа­ду. Затем он, воз­дев руки, три­жды совер­шил покло­не­ние, с уси­ли­ем, как бы при­нуж­дая сто­я­щих перед ним сде­лать то же. Для вся­ко­го пра­во­слав­но­го чело­ве­ка, зна­ю­ще­го, как про­ис­хо­дит таин­ство Кре­ще­ния, ясно, что на его гла­зах про­ис­хо­дит нечто пря­мо про­ти­во­по­лож­ное чину отре­че­ния от сата­ны, когда кре­ща­е­мый, встав лицом к запа­ду, с древ­них вре­мен сим­во­ли­зи­ру­ю­щим зло и сата­ну, отре­ка­ет­ся от вра­га чело­ве­че­ско­го рода. А затем, повер­нув­шись на восток, кото­рый сим­во­ли­зи­ру­ет Боже­ствен­ное при­сут­ствие в мире, три­жды покло­ня­ет­ся Гос­по­ду. Конеч­но, сам экс­тра­сенс может объ­яс­нить все это ина­че, при­пи­шет, по обы­чаю, наши подо­зре­ния “кле­ри­каль­но­му мра­ко­бе­сию”, но мы-то пони­ма­ем, что это может значить.

“Мы неуклон­но при­бли­жа­ем­ся к вре­ме­ни, когда откро­ет­ся широ­кое попри­ще для мно­го­чис­лен­ных лож­ных чудес, что­бы при­влечь к поги­бе­ли тех несчаст­ных потом­ков плот­ско­го муд­ро­ва­ния, кото­рые будут соблаз­не­ны и совра­ще­ны эти­ми чуде­са­ми”, — писал наш вели­кий свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. А цель этих лож­ных чудес одна — отвра­тить чело­ве­ка от Хри­ста, Един­ствен­но­го и Истин­но­го Спа­си­те­ля, и при­ве­сти к чему угод­но: “к духов­но­сти”, к ино­пла­не­тя­нам, к само­му себе, к гуру, к бесу…

Истин­ные исце­ле­ния, совер­ша­е­мые по вере в Гос­по­да Иису­са Хри­ста в Пра­во­слав­ной Его Церк­ви, в первую оче­редь свя­за­ны с пока­я­ни­ем и исце­ле­ни­ем души. Сво­им бла­го­дат­ным изме­не­ни­ем они про­сти­ра­ют­ся не толь­ко на вре­мен­ную жизнь, но — что глав­ное — на Жизнь Вечную.

Пер­вей­ший при­знак истин­но­го подвиж­ни­ка, на кото­ро­го Гос­подь воз­ло­жил тяж­кий крест исце­ле­ний и чудо­тво­ре­ний, — глу­бо­чай­шее сми­ре­ние. Напро­тив, дела­те­ли лож­ных чудес над­мен­ны, гор­ды, често­лю­би­вы, подо­зри­тель­ны к людям, жесто­ки, хотя могут бес­ко­неч­но гово­рить о люб­ви к человечеству.

Здесь в мире порой при­кры­тое, порой явное отступ­ле­ние от Бога. Чем даль­ше, тем более оду­шев­ля­ют­ся адеп­ты тай­ных уче­ний, видя, что все лег­че им вовле­кать людей, поте­ряв­ших веру во Хри­ста, в свои сети. Но в то же вре­мя они не могут не созна­вать, что чело­ве­ко­не­на­вист­ни­че­ская сила их будет посрам­ле­на и уни­что­же­на силой Божи­ей. Неда­ром один из извест­ней­ших теле­ма­гов на вопрос, хочет ли он кре­стить­ся, отве­тил несо­гла­си­ем и пояс­нил: после кре­ще­ния у него может про­пасть “исце­ля­ю­щая сила”.

Дети, у кото­рых заго­ра­ет­ся все, что толь­ко может гореть; дома, где лета­ют пред­ме­ты; люди, кото­рые неожи­дан­но начи­на­ют “исце­лять;” ино­пла­не­тяне, как навож­де­ние нося­щи­е­ся теперь уже и по Рус­ской зем­ле, воз­буж­дая умы и потря­се­ния в прес­се, — все это про­яв­ле­ния одно­го и того же духа, кото­рый от кре­ще­ния и Хри­сто­вой веры про­па­да­ет, исче­за­ет, яко исче­за­ет дым…

Поче­му же не освя­тят дом, где лета­ют ско­во­род­ки и воро­ча­ют­ся “бара­баш­ки”? Ведь подоб­ные слу­чаи извест­ны сто­ле­ти­я­ми, как и извест­ны цер­ков­ные спо­со­бы борь­бы с ними. Поче­му хотя бы не попро­бо­вать? Не дела­ют это­го, пото­му что не хотят! “Воз­лю­би­ли боль­ше тьму, неже­ли свет” (Ионн. 3:19), — сбы­ва­ет­ся сло­во Гос­подне. Им инте­рес­но с “бара­баш­кой”, инте­рес­но про­во­дить меди­у­ми­че­ские опы­ты, инте­рес­но воров­ски, через чер­ный ход втор­гать­ся в духов­ный мир и раз­бой­ни­чать там, ощу­щая себя могу­чи­ми сверх­лю­дь­ми. Им инте­ре­сен оккульт­ный путь в жиз­ни, а не путь Кре­ста Хри­сто­ва. Им инте­рес­нее с дья­во­лом, чем с Богом!

Как же дале­ко отсто­ит наше созна­ние от созна­ния наших пред­ков, кото­рые пони­мая страш­ную опас­ность подоб­ных опы­тов для чело­ве­ка, оце­ни­ва­ли их наравне с убий­ством и самым страш­ным зло­дей­ством! Пра­во­слав­ных хри­сти­ан за обра­ще­ние к “цели­те­лям”, подоб­ным нынеш­ним, отлу­ча­ли на дол­гие годы от при­ча­стия. Мра­ко­бе­сие, дре­му­честь! — отшат­нут­ся мно­гие. Не при­зы­ва­ем мы, конеч­но, к сред­не­ве­ко­вым каз­ням экс­тра­сен­сов и теле­ма­гов, но неуже­ли в этих фак­тах исто­рии мы най­дем толь­ко под­твер­жде­ние “дре­му­че­сти” наших пред­ков и ничто не заста­вит нас заду­мать­ся над опасностью?

Как ни обид­но за людей нецер­ков­ных, когда они без­дум­но отда­ют свою душу и тело в волю теле­ма­гов и духов, ими руко­во­дя­щих, неиз­ме­ри­мо гор­ше и страш­нее, когда слы­шишь, что соблаз­ня­ют­ся “исце­ле­ни­я­ми” пра­во­слав­ные хри­сти­ане и даже неко­то­рые священники…

В любом слу­чае, кто бы ни при­гла­шал нас вос­поль­зо­вать­ся услу­га­ми оккульт­ных “цели­те­лей”, един­ствен­ным отно­ше­ни­ем пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на может быть толь­ко пол­ное и твер­дое укло­не­ние от подоб­ных “исце­ле­ний” и опы­тов. Да и пра­во­слав­ным ли хри­сти­а­нам искать помо­щи на сто­роне? Или нет у нас Гос­по­да, Кото­рый вче­ра и сего­дня Тот же (Евр.13:8), Кото­рый исце­лял и исце­ля­ет всех, с верой при­хо­дя­щих к Нему? Или нет Заступ­ни­цы, Ско­рой Помощ­ни­цы Божи­ей Мате­ри? Нет преп. Сера­фи­ма, Саров­ско­го чудо­твор­ца, и сон­ма свя­тых, силь­ных подать нам помощь? Или нет в нас пра­во­слав­ной веры, если мы пред­по­чи­та­ем веру в теле­ма­гов и пер­вых встреч­ных, кото­рые пообе­ща­ют най­ти сред­ства облег­чить наши болез­ни? За все при­хо­дит­ся рас­пла­чи­вать­ся. За наше спа­се­ние, за неис­чис­ли­мые хри­сти­ан­ские чуде­са Гос­подь запла­тил Сво­ею Кро­вью. За “чуде­са” бесов­ские, за этот крат­ко­вре­мен­ный обман будут пла­тить как сами маги, так и их жерт­вы, пла­тить настоль­ко, насколь­ко они отда­ли­лись от Хри­ста и скло­ни­ли к это­му других.

Сей­час труд­но ска­зать, чем раз­ре­шит­ся для Рос­сии это новое увле­че­ние: в нашем крайне скуд­ном духов­ном состо­я­нии мы долж­ны предо­ста­вить тече­ние вещей Суду Божию, Кото­рый откро­ет сокро­вен­ное в извест­ное Ему вре­мя. Будем толь­ко пом­нить завет ап. Пав­ла: “Не участ­вуй­те в бес­плод­ных делах тьмы!” (Еф.5:11).

Геор­гий Шевкунов

Магические пассы

Почти ко всем при­ход­ским свя­щен­ни­кам в послед­нее вре­мя обра­ща­лись веру­ю­щие с прось­бой разъ­яс­нить, мож­но ли лечить­ся у теле­ви­зи­он­ных целителей.

В поис­ках отве­та на столь зло­бо­днев­ный вопрос обра­тим­ся к обыч­но­му треб­ни­ку, кото­рый име­ет­ся у каж­до­го батюш­ки. В гла­ве “Из Номо­ка­но­на важ­ней­ших пра­вил изъ­яв­ле­ние” в раз­де­ле “О вол­хо­ва­нии” чита­ем: “Волх­вы это те, кото­рые при­зы­ва­ют бла­го­твор­ных бесов, аще и в бла­гая некия вещи состав­ле­ния, сквер­но­убий­цы суть вси, и лес­цы про­из­во­ле­ни­ем (все, кто и для бла­га при­зы­ва­ют бесов, есть чаро­деи, убий­цы и обман­щи­ки.)” И даль­ше: “Те кото­рые ходят к чаро­де­ям и кол­ду­ют или горо­ско­пы состав­ля­ют, на шесть лет отлу­ча­ют­ся от при­ча­стия Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, а те, кто при­во­дят цели­те­ля в дом свой, где есть боль­ной или для дру­гой цели, и чару­ют, отлу­ча­ют­ся от при­ча­стия на пять лет, так как все это совер­ша­ет­ся дей­стви­ем бесов­ской силы”.

Как буд­то все ясно. Но слыш­но воз­ра­же­ние сомне­ва­ю­щих­ся: “К чему совре­мен­ных цели­те­лей при­чис­лять к волх­вам, т.е. к вол­шеб­ни­кам? Откро­ем “Пол­ный цер­ков­но-сла­вян­ский сло­варь”, состав­лен­ный маги­стром бого­сло­вия свя­щен­ни­ком Гри­го­ри­ем Дья­чен­ко. “Волхв — при­го­тов­ля­ю­щий отра­вы, вол­хо­ва­тель, чаро­дей. Чело­век, про­из­во­дя­щий закли­на­ния про­тив болез­ней, закли­на­тель… Под волх­ва­ми в древ­но­сти разу­ме­лись люди муд­рые, обла­да­ю­щие зна­ни­я­ми тай­ных сил при­ро­ды, све­тил небес­ных… ” Раз­ве не под­хо­дят под это опре­де­ле­ние наши “чудо­твор­цы”, пол­но­стью само­раз­об­ла­ча­ю­щи­е­ся в бес­чис­лен­ных интервью?

Иным паци­ен­там импо­ни­ру­ет, когда цели­те­ли, совер­шая маги­че­ские пас­сы, изоб­ра­жа­ют нечто похо­жее на крест­ное зна­ме­ние. Послу­ша­ем, что гово­рит по это­му пово­ду св. Иоанн Зла­то­уст — один из вели­ких учи­те­лей Церк­ви: “Если и имя Свя­той Тро­и­цы будут при­зы­вать при таких дей­стви­ях, или свя­тых на помощь, или будут делать крест­ное зна­ме­ние, надо убе­гать от них и вся­че­ски их избегать”.

Но ведь неко­то­рые экс­тра­сен­сы утвер­жда­ют, что у них пре­крас­ные отно­ше­ния с Пра­во­слав­ной цер­ко­вью, что они исце­ля­ли даже свя­щен­но­слу­жи­те­лей! В это труд­но пове­рить: никто из слу­жи­те­лей алта­ря Гос­под­ня не под­твер­дил это­го. Но даже если это име­ло место, то в треб­ни­ке (бого­слу­жеб­ной кни­ге) мы чита­ем: “Если даже и свя­щен­ник впа­дет в такое чер­ное ремес­ло, то надо изверг­нуть его из Церк­ви и совер­шен­но отлу­чить соглас­но 36-му пра­ви­лу Лаоди­кий­ско­го собо­ра” (собор состо­ял­ся в 364-ом году. Смот­ри так­же пра­ви­ла: Труль­ско­го собо­ра 6; Анкир­ско­го собо­ра 24; свя­то­го Васи­лия Вели­ко­го 7, 65, 72, 81, 83; Гри­го­рия Нис­ко­го 3).

Доро­гие бра­тья и сест­ры! Каж­дый раз, совер­шая в наших хра­мах Боже­ствен­ную литур­гию, мы поем Сим­вол веры, испо­ве­ду­ем пол­ное един­ство, еди­но­мыс­лие с мате­рью нашей Цер­ко­вью, мы веру­ем в нее — Свя­тую, Собор­ную и Апо­столь­скую. Для пра­во­слав­но­го хри­сти­ан­ства нет дру­го­го авто­ри­те­та. Так вот, Свя­тая Цер­ковь уста­ми свя­тых отцов Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров запре­ща­ет нам уча­стие в вол­хо­ва­ни­ях, исце­ле­ни­ях, не поз­во­ля­ет вво­дить кудес­ни­ков в свои дома. А мы, вклю­чая теле­ви­зор, совер­ша­ем бого­про­тив­ное дело в наших домах.

Раз­ве нет в Церк­ви свя­то­го таин­ства еле­освя­ще­ния (собо­ро­ва­ния)? Раз­ве при­об­ща­ю­щий нас Свя­ты­ми Дара­ми свя­щен­ник не гово­рит, что при­ча­ща­ем­ся мы “во исце­ле­ние души и тела”? И если Богу не угод­но нас тут же исце­лить, хотя в Его вла­сти сде­лать это (доста­точ­но вспом­нить Еван­ге­лие и всю исто­рию Свя­той Церк­ви), неуже­ли нам надо обра­щать­ся к иным богам, иным силам? Или мы не веру­ем во все­мо­гу­ще­ство Бога и любовь Его к нам, забы­вая, что Он нас создал и за нас про­лил Свою кровь? А мно­гие гото­вы бежать к Его про­тив­ни­ку за мни­мы­ми исце­ле­ни­я­ми. Как лег­ко иные ста­но­вят­ся предателями!

Неуже­ли цель оправ­ды­ва­ет сред­ства? Раз­ве для здо­ро­вья тела мож­но уби­вать душу? “И какой выкуп даст чело­век за душу свою?” Так что, здо­ро­вье любой ценой? Если душа доро­же все­го види­мо­го мира, то тем более она дра­го­цен­нее вре­мен­но­го здо­ро­вья тела!

Сей­час, и за более тяж­кие пре­ступ­ле­ния про­тив Зако­на Божия, Цер­ковь не отлу­ча­ет сво­их заблуд­ших детей от сво­е­го обще­ния, наде­ясь снис­хож­де­ни­ем к нашей духов­ной немо­щи и необ­ра­зо­ван­но­сти про­бу­дить в нас ответ­ное чув­ство. Но, про­яв­ляя небла­го­дар­ность к Богу, мало­ве­рие, мы сами изго­ня­ем из души бла­го­дать Божию и “остав­ля­ет­ся дом наш пуст”.

Мы сами выво­дим себя из Тела Хри­сто­ва, отлу­ча­ем от Церк­ви, ста­но­вим­ся чуж­ды­ми Богу, гасим в себе послед­ний ого­нек веры; ибо веруя “цели­те­лям”, мы отда­ем себя в их власть, не заду­мы­ва­ясь, како­ва при­ро­да этой вла­сти. Ска­за­но: “Гос­по­ду Богу тво­е­му покло­няй­ся и Ему одно­му слу­жи” (Мф.4:10). Кро­ме слу­ча­ев чудес­но­го Боже­ствен­но­го вме­ша­тель­ства, любые исце­ле­ния все­гда про­ис­хо­дят за счет здо­ро­вья души, повре­ждая ее.

С древ­них вре­мен Цер­ковь при­да­ва­ла боль­шое зна­че­ние тому, как чело­век веру­ет и кому верит. Собо­ру Все­лен­ско­му или Арию? Мак­си­му Испо­вед­ни­ку или его мучи­те­лям? Непра­виль­ная вера, вера не в Исти­ну соче­та­ет собой душу чело­ве­ка с неправ­дой. Поэто­му ересь (иска­жен­ная вера) при­зна­ва­лась свя­ты­ми отца­ми худ­шим гре­хом, чем воров­ство и блуд (авва Ага­фон), так как ере­тик “отлу­ча­ет­ся от Бога живо­го и истин­но­го и при­об­ща­ет­ся дья­во­лу и анге­лам его” (“Отеч­ник” свя­ти­те­ля Игнатия).

Будем, бра­тья и сест­ры, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, бдеть над сво­ей душей, как запо­ве­дал наш Гос­подь: “Бере­ги­тесь, что­бы кто не пре­льстил вас” (Мф.24:4), ибо “мно­гие лже­про­ро­ки вос­ста­нут и пре­льстят мно­гих” (Мф.24:11), “дадут вели­кие зна­ме­ния и чуде­са, что­бы пре­льстить, если воз­мож­но и избран­ных” (Мф.24:24). Конеч­но, появ­ле­ние неви­дан­ных ранее вол­хо­ва­ний — это толь­ко пер­вые при­зна­ки пред­ска­зан­ных в Еван­ге­лии гроз­ных событий.

“Бодр­ствуй­те на вся­кое вре­мя и моли­тесь, да спо­до­би­тесь избе­жать всех сих буду­щих бед­ствий и пред­стать перед Сыном Чело­ве­че­ским” (Лк.21:36).

про­то­и­е­рей Дмит­рий Смирнов

Священное Писание о ложных чудесах

“Не обра­щай­тесь к вызы­ва­ю­щим мерт­вых, и к вол­шеб­ни­кам не ходи­те, и не дово­ди­те себя до осквер­не­ния от них. Я Гос­подь (Бог ваш) … Если какая душа обра­тит­ся к вызы­ва­ю­щим мерт­вых и к вол­шеб­ни­кам, что­бы блуд­но ходить вслед их, то Я обра­щу лице Мое на ту душу и истреб­лю ее из наро­да ее” (Лев.19:31, 20:6).

“Не дол­жен нахо­дить­ся у тебя про­во­дя­щий сына сво­е­го или дочь свою чрез огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей. Оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это, и за сия то мер­зо­сти Гос­подь Бог твой изго­ня­ет их от лица тво­е­го” (Втор.18:10–13).

“Когда ска­жут вам: обра­ти­тесь к вызы­ва­те­лям умер­ших и к чаро­де­ям, к шеп­ту­нам и чре­во­ве­ща­те­лям, — тогда отве­чай­те: не дол­жен ли народ обра­щать­ся к сво­е­му Богу? Спра­ши­ва­ют ли мерт­вых о живых? Обра­щай­тесь к зако­ну и откро­ве­нию. Если они (чре­во­ве­ща­те­ли) не гово­рят, как это сло­во, то нет в них све­та” (Ис.8:19–20).

“Сой­ди и сядь в прах, деви­ца, дочь Вави­ло­на… Ты утом­ле­на мно­же­ством сове­тов тво­их: пусть же высту­пят наблю­да­те­ли небес и звез­до­че­ты и пред­ве­ща­те­ли по ново­лу­ни­ям, и спа­сут тебя от того, что долж­но при­клю­чит­ся тебе. Вот они, как соло­ма: огонь сожжет их, — не изба­ви­ли души сво­ей от пла­ме­ни” (Ис.47:13–14).

“И вы не слу­шай­те сво­их про­ро­ков и сво­их гада­те­лей, и сво­их сно­вид­цев и сво­их вол­шеб­ни­ков и сво­их звез­до­че­тов, кото­рые гово­рят вам: “Не буде­те слу­жить царю Вави­лон­ско­му”. “Ибо они про­ро­че­ству­ют вам ложь, что­бы уда­лить вас из зем­ли вашей, и что­бы Я изгнал вас и вы погиб­ли” (Иер.27:9–10).

“При­шли дни посе­ще­ния, при­шли дни воз­да­я­ния. Да узна­ет Изра­иль, что глуп про­ри­ца­тель, безу­мен выда­ю­щий себя за вдох­но­вен­но­го, по при­чине мно­же­ства без­за­ко­ний тво­их и вели­кой враж­деб­но­сти!” (Ос.9:7).

“И будет в тот день, усты­дят­ся такие про­ри­ца­те­ли, каж­дый виде­ния сво­е­го, когда будут про­ри­цать, и не будут наде­вать на себя вла­ся­ни­цы, что­бы обма­ны­вать” (Зах.13:4).

Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рил о лжепророках:
“По пло­дам их узна­е­те их … Мно­гие ска­жут Мне в тот день: Гос­по­ди! не от Тво­е­го ли име­ни мы про­ро­че­ство­ва­ли? И не Тво­им ли име­нем бесов изго­ня­ли? И не Тво­им ли име­нем мно­гие чуде­са тво­ри­ли? И тогда объ­яв­лю им: Я нико­гда не знал вас. Отой­ди­те от Меня, дела­ю­щие без­за­ко­ние” (Мф.7:20–23).
“Кто не со Мной, тот про­тив Меня, и кто не соби­ра­ет со Мной, тот рас­то­ча­ет” (Мф.12:30).

Пред­ска­за­ние Спа­си­те­ля о послед­них временах:
“Тогда вос­ста­нут лжехри­сты и лже­про­ро­ки и дадут вели­кие зна­ме­ния и чуде­са, что­бы пре­льстить, если воз­мож­но, и избран­ных. Вот Я напе­ред ска­зал вам” (Мф.24:24–25).

Апо­стол Иоанн Богослов:
“Воз­люб­лен­ные, не вся­ко­му духу верь­те, но испы­ты­вай­те духов, от Бога ли они, пото­му что мно­го лже­про­ро­ков появи­лось в мире” (1Ин.4:1).

Апо­стол Павел:
“Иудеи тре­бу­ют чудес, и элли­ны ищут муд­ро­сти, а мы про­по­ве­ду­ем Хри­ста рас­пя­то­го, для иуде­ев соблазн, а для элли­нов безу­мие, для самих же при­зван­ных, иуде­ев и элли­нов, Хри­ста, Божию силу и Божию пре­муд­рость” (1 Кор. 1:22–24).
“Дух [Свя­той ]же ясно гово­рит, что в послед­ние вре­ме­на отсту­пят неко­то­рые от веры, вни­мая духам обо­льсти­те­лям и уче­ни­ям бесов­ским, через лице­ме­рие лже­сло­вес­ни­ков, сожжен­ных в сове­сти сво­ей” (1 Тим. 4:1–2).

Об анти­хри­сте:
“Тогда (перед кон­цом мира) откро­ет­ся без­за­кон­ник, кото­ро­го Гос­подь Иисус убьет духом уст Сво­их и истре­бит явле­ни­ем при­ше­ствия Сво­е­го того, кото­ро­го при­ше­ствие, по дей­ствию сата­ны, будет со вся­кой силой и зна­ме­ни­я­ми и чуде­са­ми лож­ны­ми и со вся­ким непра­вед­ным обо­льще­ни­ем поги­ба­ю­щих” (2 Фес. 2:8–10).

Пред­ска­за­ния апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва о вре­ме­нах антихриста:
“Зверь из зем­ли [лже­про­рок] дей­ству­ет пред ним (пер­вым зве­рем) [анти­хри­стом] со всей вла­стью пер­во­го зве­ря и застав­ля­ет всю зем­лю и живу­щих на ней покло­нять­ся пер­во­му зве­рю, у кото­ро­го смер­тель­ная рана исце­ле­ла, и тво­рит вели­кие зна­ме­ния, так-что и огонь низ­во­дит с неба на зем­лю пред людь­ми. И чуде­са­ми, кото­рые дано было ему тво­рить пред зве­рем, он обо­льща­ет живу­щих на зем­ле … И дано ему было вло­жить дух в образ зве­ря, что­бы образ зве­ря и гово­рил и дей­ство­вал так, чтоб уби­ва­ем был вся­кий, кто не будет покло­нять­ся обра­зу зве­ря” (Откр.13:12–15). “И схва­чен был зверь [анти­христ] и с ним лже­про­рок, про­из­во­дя­щий чуде­са пред ним, кото­ры­ми он обо­льстил при­няв­ших начер­та­ние зве­ря и покло­ня­ю­щих­ся его изоб­ра­же­нию” (Откр.19:20).

О буду­щей сто­ли­це миро­во­го госу­дар­ства (Вави­лоне):
“И свет све­тиль­ни­ка уже не появит­ся в тебе; и голо­са жени­ха и неве­сты не будет уже слыш­но в тебе, ибо куп­цы твои были вель­мо­жи зем­ли, и вол­шеб­ством тво­им вве­де­ны в заблуж­де­ние все наро­ды” (Откр.18:23).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки