Неокульты с точки зрения психологии

Неокульты с точки зрения психологии

(3 голоса5.0 из 5)

Важ­ность иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных изу­че­нию соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских фак­то­ров рас­про­стра­не­ния неокуль­тов, обу­слов­ле­на тем, что их дея­тель­ность свя­за­на с совре­мен­ны­ми соци­аль­ны­ми и пси­хо­ло­ги­че­ски­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты, свя­зан­ные с совре­мен­ны­ми неокуль­та­ми, выяв­ля­лись опре­де­лен­ны­ми мето­да­ми пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния, осно­ван­ны­ми на вза­и­мо­дей­ствии с после­до­ва­те­ля­ми неокуль­тов и ана­ли­зе полу­чен­ных от них анкет, а так­же на ана­ли­зе лите­ра­тур­ных источ­ни­ков и видео­ма­те­ри­а­лов этих движений.

Социально-психологические аспекты распространения неокультов в современном обществе

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния поз­во­ля­ют выде­лить несколь­ко аспек­тов это­го явления.

1. Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры, спо­соб­ство­вав­шие рас­про­стра­не­нию неокуль­тов на пост­со­вет­ском пространстве.

2. Пси­хо­ло­ги­че­ские при­чи­ны, побуж­да­ю­щие людей сле­до­вать иде­ям неокультов.

3. Пси­хо­ло­ги­че­ские тех­но­ло­гии, исполь­зу­е­мые в неокультах.

4. Лич­ност­ный тип, фор­ми­ру­е­мый в неокультах.

5. Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы обще­ства, раз­де­лен­но­го на сфе­ры вли­я­ния раз­лич­ных неокультов.

1. Социально-психологические факторы, способствовавшие распространению неокультов.

Пола­гаю, что веду­щим фак­то­ром, спро­во­ци­ро­вав­шим широ­кий инте­рес насе­ле­ния к неокуль­там явил­ся тот инфор­ма­ци­он­ный голод, в кото­ром нахо­дил­ся совет­ский чело­век, живя за “желез­ным зана­ве­сом” а так­же раз­ру­ше­ние основ­ных идей, фор­ми­ру­ю­щих наци­о­наль­но и госу­дар­ствен­но ори­ен­ти­ро­ван­ное миро­воз­зре­ние каж­до­го граж­да­ни­на обще­ства и кото­рые спо­соб­ству­ют спло­че­нию нации.

Одна­ко важ­ной и суще­ствен­ной осо­бен­но­стью рас­про­стра­не­ние неокуль­тов в быв­шем СССР и отли­ча­ю­щей ее от дру­гих стран явля­ет­ся то, что это дви­же­ние раз­ви­ва­лось и окреп­ло при инфор­ма­ци­он­ной и финан­со­вой под­держ­ке еще быв­ше­го совет­ско­го правительства.

В неко­то­рых зару­беж­ных источ­ни­ках ука­зы­ва­ет­ся, что к нача­лу 90‑х годов на про­сто­рах быв­ше­го СССР оккуль­тизм стал новой рели­ги­ей и псев­до­на­у­кой и здесь рас­цве­ла целая НЛО-куль­ту­ра. Аме­ри­кан­ский жур­нал “News Watch” отме­ча­ет, что еще в кон­це 70‑х годов совет­ское пра­ви­тель­ство через посред­ни­че­ство воен­ных сотруд­ни­ча­ло с неко­то­ры­ми инсти­ту­та­ми, про­па­ган­ди­ру­ю­щи­ми оккуль­тизм. Напри­мер, “Institute of Noetic Sciens” (Инсти­тут духов­но-интел­лек­ту­аль­ных наук), созданн­ный аме­ри­кан­ским кос­мо­нав­том Эдга­ром Мит­че­лом, зани­мал­ся финан­си­ро­ва­ни­ем про­грамм, направ­лен­ных на внед­ре­ние идео­ло­гии оккуль­тиз­ма в СССР (Alnor W.M., 1990).

Связь руко­вод­ства “Institute of Noetic Sciens” с аме­ри­кан­ской кос­мо­нав­ти­кой веро­ят­но и пред­опре­де­ли­ло и источ­ни­ки рас­про­стра­не­ния инфек­ции “New Age” в СССР а позд­нее и в стра­нах Содру­же­ства. Как не стран­но ими ока­за­лись ведом­ства отно­ся­щи­е­ся к кос­мо­нав­ти­ке и КГБ. Так, народ­ные неоок­культ­ные груп­пы и дви­же­ния кури­ро­ва­ли и до сих пор опе­ка­ют кос­мо­навт А.А. Лео­нов и лет­чик-испы­та­тель М.Попович — жена кос­мо­нав­та П.Р. Попо­ви­ча. Был в груп­пе под­го­тов­ки к кос­ми­че­ским поле­там Павел Мухор­тов, рас­про­стра­няв­ший в прес­се идеи край­не­го вуль­гар­но­го оккуль­тиз­ма и спро­во­ци­ро­вав­ший в свое вре­мя мисти­че­скую исте­рию и кли­ку­ше­ство вокруг так назы­ва­е­мой “перм­ской зоны”. Про­хо­дил под­го­тов­ку как пер­вый бело­рус­ский кос­мо­навт Мань­шин Г.Г., ныне пре­зи­дент Бело­рус­ско­го отде­ле­ния Меж­ду­на­род­ной ака­де­мии инфор­ма­ци­он­ных про­цес­сов и тех­но­ло­гий, кото­рая дей­ству­ет в рам­ках неоок­куль­тиз­ма. В кон­це 80‑х годов во гла­ве всех веду­щих обще­ствен­ных объ­еди­не­ний про­па­ган­ди­ру­ю­щих мисти­цизм (Обще­ство уфо­ло­гов, Обще­ство тра­ди­ци­он­ной меди­ци­ны) сто­я­ли воен­ные. Сей­час одну из рос­сий­ских “духов­ных” ака­де­мий, функ­ци­о­ни­ру­ю­щую в сфе­ре оккуль­тиз­ма — Меж­ду­на­род­ную ака­де­мию энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ных наук (Энер­го­ин­фор­ма­ти­ка — это она­учен­ное обо­зна­че­ние совре­мен­но­го оккуль­тиз­ма) в насто­я­щее воз­глав­ля­ет отстав­ной гене­рал ГРУ Ф.Р. Ханцеверов.

В Рос­сии уже была пред­при­ня­та попыт­ка сде­лать оккуль­тизм офи­ци­аль­ной идео­ло­ги­ей (или рели­ги­ей). В Госу­дар­ствен­ной Думе через Коми­тет по эко­ло­гии рас­смат­ри­вал­ся про­ект феде­раль­но­го зако­на “Об обес­пе­че­нии энер­го­ин­фор­ма­ци­он­но­го бла­го­по­лу­чия населения”.

Поли­ти­ка госу­дар­ства нача­ла девя­но­стых годов спро­во­ци­ро­ва­ла широ­кое рас­про­стра­не­ние самых неле­пых и извра­щен­ных форм оккульт­но­го миро­воз­зре­ния сре­ди насе­ле­ния и созда­ние неокуль­тов запад­но­го и восточ­но­го тол­ков на нашей тер­ри­то­рии. Мно­гие газе­ты отка­зы­ва­лись пуб­ли­ко­вать мате­ри­а­лы иссле­до­ва­тель­ско­го харак­те­ра, объ­яс­ня­ю­щие меха­низ­мы или истин­ную подо­пле­ку “ано­маль­ных явле­ний”. Зато любой люби­тель “чер­тов­щин­ки” или про­сто боль­ной чело­век имел воз­мож­ность напе­ча­тать свои опу­сы по пово­ду “выс­ших кос­ми­че­ских откро­ве­ний”. Чинов­ни­ки бла­го­склон­но опе­ка­ли невесть отку­да взяв­ших­ся гуру и “послан­цев космоса”.

Сту­ден­ты вузов сры­ва­лись с заня­тий, соби­ра­лись в боль­шие ауди­то­рии для про­слу­ши­ва­ния лек­ций невесть отку­да явив­ших­ся пред­ста­ви­те­лей неиз­вест­ных рели­ги­оз­ных кон­фес­сий. Осо­бен­но усерд­ство­ва­ло в рас­про­стра­не­нии “новых зна­ний” обще­ство “Зна­ние”.

В этот про­цесс как не стран­но были втя­ну­ты и офи­ци­аль­ные рели­ги­оз­ные инсти­ту­ты. На откры­тие круж­ков, групп, обу­ча­ю­щих цен­тров, семи­на­ров, рас­про­стра­ня­ю­щих эти, так назы­ва­е­мые, “новые зна­ния”, при­гла­ша­лись свя­щен­ни­ки, кото­рые чита­ли там неболь­шой курс бого­сло­вия, кре­сти­ли некре­ще­ных чле­нов дан­ных объ­еди­не­ний, а после это­го их лиде­ры утвер­жда­ли, что они рабо­та­ют под при­кры­ти­ем и с бла­го­сло­ве­ния церк­ви и любую попыт­ку кри­ти­ки в свой адрес объ­яв­ля­ли “сата­нин­ской”.

Одна­ко извест­но, что любая про­па­ган­да не будет вос­при­ня­та насе­ле­ни­ем, если она не будет опи­рать­ся на обу­слов­лен­ные при­ро­дой чело­ве­ка пси­хо­ло­ги­че­ские зако­но­мер­но­сти и есте­ствен­ный ход его раз­ви­тия. Ниже рас­смот­рим наи­бо­лее зна­чи­мые меха­низ­мы, кото­рые мож­но рас­смат­ри­вать как свое­об­раз­ные “кла­ви­ши”, нажав на кото­рые мож­но мани­пу­ли­ро­вать пове­де­ни­ем человека.

2. Психологические причины, побуждающие людей следовать идеям неокультов.

Близ­кие людей, попав­ших под вли­я­ние сект, часто пред­по­ла­га­ют, что на них было ока­за­но какое-то гип­но­ти­че­ское или маги­че­ское воз­дей­ствие. Все гораз­до про­ще. Чело­ве­че­ское “Я” име­ет ряд есте­ствен­ных тен­ден­ций, побуж­да­ю­щих людей к их удо­вле­тво­ре­нию. Я ука­жу ниже на те из них, кото­рые могут, при их нераз­ре­ше­нии, быть осно­вой для мани­пу­ля­ций созна­ни­ем чело­ве­ка и вовле­че­ния его в любой вид деятельности.

1. Тен­ден­ция к группированию.

2. Стрем­ле­ние к превосходству.

3. Стрем­ле­ние к ска­зоч­но­му и таинственному

4. Слож­ные жиз­нен­ные обстоятельства.

5. Ори­ен­та­ция на героя

6. Экзи­стен­ци­аль­ный аспект или явле­ние “ духов­ной пустоты”.

7. Имприн­тинг.

1. Тенденция к группированию.

Это так­же есте­ствен­ный меха­низм, зало­жен­ный при­ро­дой в чело­ве­ке. Прак­ти­че­ски все люди стре­мят­ся при­над­ле­жать к како­му-либо сооб­ще­ству. Как не непри­ят­но это вос­при­ни­мать, одна­ко чело­век по при­ро­де сво­ей — стад­ное суще­ство. Но в любом люд­ском объ­еди­не­нии каж­дый чело­век стре­мит­ся быть поня­тым, при­ня­тым, заме­чен­ным. К сожа­ле­нию, госу­дар­ствен­ные струк­ту­ры рас­смат­ри­ва­ют чело­ве­ка как вин­тик в боль­шом обез­ли­чен­ном обще­ствен­ном меха­низ­ме. Его лич­ность, спо­соб­но­сти, пере­жи­ва­ния, мыс­ли, жела­ния, меч­ты их не инте­ре­су­ют. Свои лич­ные каче­ства чело­век может про­явить толь­ко в кру­гу близ­ких ему людей. Эта чело­ве­че­ская тен­ден­ция в пол­ной мере реа­ли­зу­ет­ся в неокуль­то­вых объ­еди­не­ни­ях, прак­ти­ку­ю­щих началь­ную рабо­ту с людь­ми через неболь­шие груп­пы, дея­тель­ность кото­рых постро­е­на таким обра­зом, что все ее чле­ны свя­за­ны дру­же­ски­ми отно­ше­ни­я­ми, зани­ма­ют­ся сов­мест­ной дея­тель­но­стью, име­ют общие инте­ре­сы, под­дер­жи­ва­ют эмо­ци­о­наль­ный кон­такт друг с дру­гом, где каж­дый вновь обра­щен­ный име­ет пер­со­наль­но­го настав­ни­ка. Таким обра­зом здесь чело­век реа­ли­зу­ет как потреб­ность при­над­ле­жать како­му-нибудь сооб­ще­ству, так и быть нуж­ным это­му сооб­ще­ству. Таким обра­зом фор­ми­ру­ет­ся круг “сво­их”. Затем “сво­и­ми” ста­но­вят­ся все, кто про­по­ве­ду­ет опре­де­лен­ные взгля­ды, вера в истин­ность кото­рых и фор­ми­ру­ет­ся в дан­ных груп­пах. В пред­став­ле­нии сло­жив­ше­го­ся после­до­ва­те­ля неокуль­та “свои” — это меж­ду­на­род­ное сооб­ще­ство избран­ных Богом (Кос­мо­сом, Буд­дой, Брах­мо, Вели­ки­ми Учи­те­ля­ми и др.) и един­ствен­но достой­ных спа­се­ния луч­ших людей чело­ве­че­ства. Есте­ствен­но, вне дан­но­го кру­га “сво­их” оста­ют­ся “чужие”, кото­рые в луч­шем слу­чае явля­ют­ся объ­ек­том про­па­ган­ды, а непод­да­ю­щи­е­ся ей счи­та­ют­ся отвер­жен­ны­ми Богом.

В этом кру­гу пси­хо­ло­ги­че­ски ком­форт­но. Конеч­но, луч­ше быть при­ня­тым и поня­тым и, тем более, яко­бы, спа­сен­ным, чем нико­му не нуж­ным и забы­тым все­ми да и еще с воз­мож­но­стью сги­нуть в Апокалипсисе.

Но за такой “ком­форт” надо пла­тить: пре­дан­но слу­жить это­му сооб­ще­ству, посвя­тить ему всю свою жизнь, мате­ри­аль­но его под­дер­жи­вать и еще остер­ве­не­ло ловить в него все новые и новые души.

Если после тако­го ”дру­же­ско­го” вовле­че­ние и воз­ник­нет у кого-нибудь жела­ние порвать с этой систе­мой, есте­ствен­но, в его адрес зву­чат обви­не­ния в гре­хов­но­сти, в пре­да­тель­стве Бога, истин­но­го уче­ния и про­сто друзей.

2. Стремление к превосходству.

Это одна из базис­ных пси­хо­ло­ги­че­ских тен­ден­ций чело­ве­ка. В груп­пе чело­век полу­ча­ет удо­вле­тво­ре­ние не толь­ко от обще­ния. В ней он может повы­сить свой соци­аль­ный ста­тус, про­явить себя, дока­зать себе и окру­жа­ю­щим, что он хоть в чем-то луч­ше дру­гих. В госу­дар­стве добить­ся при­зна­ния обще­ства слож­но, не все­гда это уда­ет­ся даже талант­ли­вым и гени­аль­ным людям.

Неокуль­то­вые объ­еди­не­ния мак­си­маль­но пол­но реа­ли­зу­ют и эту тен­ден­цию через сле­ду­ю­щий тезис тота­ли­тар­ных объ­еди­не­ний: “Испо­ве­ду­ю­щие наше уче­ние выше всех осталь­ных людей. Мы хоро­ши, весь мир плох. Созда­тель наше­го уче­ния — един­ствен­ный пред­ста­ви­тель Бога на Земле”.

3. Стремление к сказочному и таинственному.

У само­го выра­жен­но­го праг­ма­ти­ка и ате­и­ста есть вера в таин­ствен­ные силы, бла­го­да­ря кото­рым мож­но лег­ко достичь сча­стья и успе­ха без осо­бых при­ло­же­ний сил. Сказ­ка и миф — древ­ней­ший жанр, обла­да­ю­щий осо­бым язы­ком, помо­га­ю­щий понять скры­тые в бес­со­зна­тель­ном уни­вер­саль­ные пси­хо­ло­ги­че­ские смыс­лы и поэто­му они с удо­воль­стви­ем чита­ют­ся и детьми и взрослыми.

Реаль­ная жизнь не остав­ля­ет ника­кой надеж­ды на сказ­ку. Зато в рели­ги­оз­ных и оккульт­ных обря­дах совре­мен­ный чело­век стал­ки­ва­ет­ся напря­мую с таин­ствен­ны­ми и непо­сти­жи­мы­ми для него состо­я­ни­я­ми, похо­жи­ми на сказ­ку. Есте­ствен­но, они про­во­ци­ру­ют­ся уме­ло про­ве­ден­ны­ми риту­а­ла­ми и дру­ги­ми мисти­че­ски­ми про­це­ду­ра­ми, мето­да­ми мани­пу­ли­ро­ва­ния созна­ни­ем, обыч­ны­ми пси­хо­тех­ни­че­ски­ми при­е­ма­ми. Но все-таки для мно­гих это чудо.

Мисти­че­ски вос­при­ни­ма­ют­ся восточ­ные пси­хо­тех­ни­ки, свя­зан­ные с таки­ми поня­ти­я­ми как “йога”, “кана­лы”, “чак­ры”, “энер­гия кун­да­ли­ни” и др. Они име­ют вполне реаль­ную прак­ти­ку, но для боль­шин­ства она непо­нят­на на язы­ке евро­пей­ско­го мен­та­ли­те­та и поэто­му мисти­фи­ци­ру­ет­ся мно­ги­ми лиде­ра­ми и после­до­ва­те­ля­ми сект восточ­но­го направления.

К сожа­ле­нию, пси­хо­ло­ги­че­ская обра­зо­ван­ность наше­го насе­ле­ния очень низ­ка. Боль­шин­ство людей не зна­ко­мо с осо­бен­но­стя­ми, фено­ме­на­ми и воз­мож­но­стя­ми наше­го пси­хи­че­ско­го аппа­ра­та и дан­ная обра­зо­ва­тель­ная запу­щен­ность поз­во­ля­ет любо­му дея­те­лю неокуль­та тол­ко­вать про­стые пси­хо­ло­ги­че­ские фено­ме­ны как уни­каль­ные, мисти­че­ские и даже божественные.

4. Сложные жизненные обстоятельства.

Каж­дый чело­век пере­жи­ва­ет пери­о­ды непри­ят­но­стей, горя или беды. Этот чело­век со сво­и­ми стра­да­ни­я­ми обыч­но тяго­стен для окру­жа­ю­щих и часто даже для род­ствен­ни­ков. У нас нико­гда не была раз­ви­та служ­ба пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи, да и име­ю­щи­е­ся в пси­хо­те­ра­пии направ­ле­ния не очень инте­ре­су­ют­ся пере­жи­ва­ни­я­ми сво­их паци­ен­тов. Поэто­му реаль­но и доста­точ­но быст­ро чело­век может снять груз душев­ных стра­да­ний в рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ци­ях. При этом часто при отсут­ствии рели­ги­оз­ной куль­ту­ры и при ате­и­сти­че­ском вос­пи­та­нии он обра­тит­ся не к орто­док­саль­ной церк­ви, а ско­рее при­слу­ша­ет­ся к сове­ту зна­ко­мых “куда пой­ти” или будет вылов­лен в тол­пе вер­бов­щи­ка­ми неокультов.

5. Ориентация на героя.

В постро­е­нии сво­ей жиз­ни чело­век, в осо­бен­но­сти моло­дой, ори­ен­ти­ру­ет­ся на избран­ный им иде­ал, пер­со­но­фи­ци­ро­ван­ный в опре­де­лен­ных “геро­ях”. Это не обя­за­тель­но кумир, как объ­ект покло­не­ния. Обыч­но — это носи­тель эта­лон­ных для дан­но­го чело­ве­ка лич­ност­ных качеств. Эта тен­ден­ция исполь­зо­ва­лась во все исто­ри­че­ские вре­ме­на, для фор­ми­ро­ва­ния через образ героя у под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния таких качеств, как любовь к Родине, людям, пре­дан­ность идее, муже­ствен­ность, геро­изм, стой­кость, поря­доч­ность, чест­ность и др.

В совет­ский пери­од моло­де­жью были при­ня­ты пред­ло­жен­ные идео­ло­га­ми герои боль­ше­вист­ско­го под­по­лья, граж­дан­ской и оте­че­ствен­ной войн. Совре­мен­ная же идео­ло­гия, а так­же куль­ту­ра нашей рес­пуб­ли­ки дела­ет боль­шой про­мах в этом отно­ше­нии. В целом у совре­мен­ной бело­рус­ской моло­де­жи нет наци­о­наль­ных геро­ев. Этот про­бел запол­ня­ют восточ­ные и запад­ные пер­со­ны, став­шие иде­а­ла­ми для них бла­го­да­ря кино, лите­ра­ту­ре, а так­же про­па­ган­де мис­си­о­не­ров раз­лич­но­го тол­ка. И ста­но­вят­ся при­ме­ром для под­ра­жа­ния невесть отку­да взяв­ши­е­ся “уни­ку­мы” с наво­ро­чен­ны­ми био­гра­фи­я­ми, пере­пол­нен­ны­ми наду­ман­ны­ми подви­га­ми. Самый харак­тер­ный при­мер — “житие” Р.Л. Хаб­бар­да — созда­те­ля сай­ен­то­ло­ги­че­ско­го культа.

6. Экзистенциальный аспект или явление “духовной пустоты”.

В любом воз­расте и, осо­бен­но, в моло­до­сти здо­ро­вый чело­век стал­ки­ва­ет­ся с про­бле­ма­ми смыс­ла сво­е­го суще­ство­ва­ния, заду­мы­ва­ет­ся о жиз­ни и смер­ти. Ни в совет­ский пери­од, ни на совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия наше­го обще­ства ни семьей, ни шко­лой, ни искус­ством, ни нау­кой, ни поли­ти­кой этот вопрос, вол­ну­ю­щий каж­до­го нор­маль­но­го живо­го чело­ве­ка, не под­ни­мал­ся. Зато он явля­ет­ся цен­траль­ной темой бесед и про­по­ве­дей как в тра­ди­ци­он­ных кон­фес­си­ях, так и в самых при­ми­тив­ных неокуль­то­вых тече­ни­ях. Толь­ко пере­сту­пить порог Церк­ви слож­нее — не хва­та­ет реши­мо­сти, ведь надо само­сто­я­тель­но при­нять серьез­ное реше­ние. Про­ще под­дать­ся зазы­ва­ле, забе­жать куда-нибудь на лек­цию. Но здесь реше­ние при­ни­ма­ешь не сам, здесь все уже реше­но за тебя.

7. Импринтинг.

Это явле­ние извест­но в био­ло­гии. Заклю­ча­ет­ся оно в том, что толь­ко что вылу­пив­ший­ся цып­ле­нок счи­та­ет сво­ей мате­рью любо­го живот­но­го или даже дви­жу­щий­ся пред­мет, пер­вы­ми попав­ши­ми в его поле зре­ния. Он начи­на­ет сле­до­вать за ним и копи­ро­вать его действия.

При вовле­че­нии чело­ве­ка в неокульт мож­но наблю­дать так­же свое­об­раз­ный духов­ный имприн­тинг. Боль­шин­ство людей наше­го быв­ше­го госу­дар­ства ока­за­лись к нача­лу пере­строй­ки абсо­лют­но сте­риль­ны­ми в отно­ше­нии мисти­че­ско­го и рели­ги­оз­но­го обра­зо­ва­ния. И я наблю­да­ла страш­ное явле­ние, когда мои дру­зья и зна­ко­мые, кото­рых я зна­ла как зре­лых интел­лек­ту­аль­но раз­ви­тых людей ста­но­ви­лись сле­пы­ми, пре­дан­ны­ми после­до­ва­те­ля­ми полу­гра­мот­ных юнцов и теток, кото­рые сами неза­дол­го до это­го про­чи­та­ли пер­вые оккульт­ные книж­ки, но зато уве­рен­но тол­ко­ва­ли “выс­шие исти­ны”, поня­тия “аст­рал”, “кос­мос”, “абсо­лют”, “био­по­ле” и т.д. Ина­че как имприн­тин­гом я это объ­яс­нить не могу.

Обо­зна­чен­ные выше пси­хо­ло­ги­че­ские меха­низ­мы в боль­шей сте­пе­ни неже­ли дру­гие, по мое­му мне­нию, име­ют зна­че­ние в осу­ществ­ле­нии пси­хо­ло­ги­че­ских мани­пу­ля­ций созна­ни­ем в фор­ми­ро­ва­нии пре­дан­ных сто­рон­ни­ков тех или иных неокультов.

Пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры, отме­чен­ные выше могут при опре­де­лен­ных усло­ви­ях спо­соб­ство­вать раз­ви­тию неза­ви­си­мой, твор­че­ской, зре­лой лич­но­сти, пси­хо­ло­ги­че­ски, рели­ги­оз­ной и науч­но обра­зо­ван­ной. Одна­ко они же явля­ют­ся той ловуш­кой, кото­рой уме­ло поль­зу­ют­ся мани­пу­ля­то­ры чело­ве­че­ским созна­ни­ем и лов­цы его душ, уме­ло направ­ляя их себе во служение.

3. Психологические технологии, используемые в неокультах.

Наи­бо­лее эффек­тив­ные мето­ды вовле­че­ния в дея­тель­ность неокуль­тов явля­ют­ся те при­е­мы, кото­рые опи­ра­ют­ся на те есте­ствен­ные пси­хо­ло­ги­че­ские тен­ден­ции, име­ю­щи­е­ся в при­ро­де чело­ве­ка и кото­рые опи­са­ны выше.

Тен­ден­ция к груп­пи­ро­ва­нию явля­ет­ся, пожа­луй, глав­ной инди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­ги­че­ской осно­вой, побуж­да­ю­щей чело­ве­ка остать­ся в орга­ни­за­ции и стать ее актив­ным дея­те­лем. Про­цес­сы груп­пи­ро­ва­ния доста­точ­но осно­ва­тель­но изу­че­ны и подроб­но изло­же­ны во всех учеб­ни­ках по соци­аль­ной пси­хо­ло­гии а так­же в лите­ра­ту­ре по груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии. Тен­ден­ция к груп­пи­ро­ва­нию явля­ет­ся так­же базой для созда­ния спе­ци­фи­че­ских мето­ди­че­ских при­е­мов вовле­че­ния чело­ве­ка во груп­по­вое вза­и­мо­дей­ствие и объ­еди­не­ние отдель­ных лиц в орга­ни­за­цию. Наи­бо­лее раз­ра­бо­та­ны раз­ра­бо­та­ны дан­ные при­е­мы в орга­ни­за­ци­ях “запад­ной” ори­ен­та­ции, осо­бен­но про­те­стант­ской. Так, напри­мер, в пяти­де­сят­ни­че­ских церк­вях основ­ная дея­тель­ность вовле­чен­но­го про­ис­хо­дит в неболь­ших груп­пах, раз­ме­ры кото­рой соот­вет­ству­ет реко­мен­да­ци­ям пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки — 10 — 12 человек.

Соглас­но тем же реко­мен­да­ци­ям, а так­же спе­ци­фи­че­ской ори­ен­та­ции неокуль­то­вой орга­ни­за­ции груп­по­вое спло­че­ние в ней осу­ществ­ля­ет­ся через: а) уси­ле­ние нефор­маль­ных меж­лич­ност­ных кон­так­тов, б) ори­ен­та­цию на общую цель, в) вза­им­ную дея­тель­ность вна­ча­ле по изу­че­нию пред­ло­жен­ных зна­ний а затем на укреп­ле­ние дан­ной орга­ни­за­ции г) воз­ник­но­ве­ние мни­мой или реаль­ной угро­зы извне или “пре­сле­до­ва­ния”, бла­го­да­ря кото­рым воз­ни­ка­ет еще и состо­я­ние “вели­ко­му­че­ни­че­ства”, д) дея­тель­ность хариз­ма­ти­че­ско­го лиде­ра. Фор­ма изу­че­ния отно­сит­ся к раз­ра­бо­тан­ной в пове­ден­че­ской пси­хо­ло­гии так назы­ва­е­мой про­грам­ми­ро­ван­ной фор­ме обу­че­ния, вклю­ча­ю­щей спе­ци­аль­ные при­е­мы после­до­ва­тель­но­го усво­е­ния необ­хо­ди­мо­го мате­ри­а­ла с опре­де­лен­ной отчет­но­стью о при­об­ре­тен­ных знаниях.

Для уси­ле­ния меж­лич­ност­ных кон­так­тов такие груп­пы фор­ми­ру­ют­ся по раз­но­по­ло­во­му прин­ци­пу, где ино­гда и спе­ци­аль­но созда­ют­ся усло­вия для созда­ния дру­же­ских и семей­ных пар. На этом осно­ван тот извест­ный прин­цип объ­еди­не­ния людей в орга­ни­за­цию, кото­рый был пред­ло­жен Сен Мен Муном, созда­те­лем Церк­ви Объ­еди­не­ния. Он как раз и осу­ществ­ля­ет­ся через созда­ние семей­ных пар из его последователей.

Прин­цип груп­пи­ро­ва­ния под­ра­зу­ме­ва­ет не толь­ко удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­сти чело­ве­ка быть частью соци­аль­но­го объ­еди­не­ния, но и кон­троль всей орга­ни­за­ции за пове­де­ние каж­до­го ее чле­на, уси­ле­ние его зави­си­мо­сти от груп­пы и деин­ди­ви­ду­а­ли­за­цию. Конеч­но, в неокуль­то­вых орга­ни­за­ци­ях име­ет­ся и поло­жи­тель­ная сто­ро­на — улуч­ше­ние пове­ден­че­ских харак­те­ри­стик с мораль­ной точ­ки зре­ния. Нега­тив­ная сто­ро­на это­го про­цес­са — край­ний кон­фор­мизм, поте­ря лич­ност­но­го свое­об­ра­зия, каж­дый чело­век такой как все.

Любое неокуль­то­вое объ­еди­не­ние все­гда демон­стри­ру­ет свою исклю­чи­тель­ность, чем и удо­вле­тво­ря­ет у чело­ве­ка опять же при­род­ное стрем­ле­ние к пре­вос­ход­ству. Дан­ная исклю­чи­тель­ность дока­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми методами.

1) Утвер­жда­ет­ся, что лидер дан­но­го дви­же­ния явля­ет­ся вели­ким чело­ве­ком, дока­зы­ва­ет­ся его “избран­ность Богом”. Пред­став­ля­ют­ся сви­де­тель­ства при­зна­ния его чле­на­ми пра­ви­тельств раз­лич­ных стран, насы­щен­ные подви­га­ми и “дея­ни­я­ми” био­гра­фии, совер­шен­ные чуде­са, высо­кие мораль­ные каче­ства и исклю­чи­тель­ный ум. Осо­бо попу­ляр­ны­ми явля­ют­ся так­же и опи­са­ния прой­ден­ных им “испы­та­ний” и “муче­ний” в утвер­жде­нии сво­ей веры. Дока­зы­вая совер­шен­ство лиде­ра удо­вле­тво­ря­ет­ся не толь­ко стрем­ле­ние к пре­вос­ход­ству, но и ори­ен­та­ция чело­ве­ка на героя.

2) Дока­зы­ва­ет­ся, что кор­ни дан­но­го веро­ва­ния или зна­ния в одних слу­ча­ях самые “древ­ние”, в дру­гих — самые “новей­шие”. Но в любом слу­чае они — самые уни­каль­ные и откры­ва­ют­ся толь­ко избранным.

3) Дока­зы­ва­ет­ся, что дан­ные зна­ния полу­че­ны самым необык­но­вен­ным мисти­че­ским путем, что они пере­да­ны самим Богом, Кос­мо­сом, раз­лич­но­го рода выс­ши­ми сущ­но­стя­ми и др.

4) Дока­зы­ва­ет­ся, что толь­ко дан­ное уче­ние или веро­ва­ние явля­ет­ся самым вер­ным тол­ко­ва­ни­ем идей Хри­ста, Буд­ды или иных рели­ги­оз­ных и фило­соф­ских учений.

5) Утвер­жда­ет­ся, что дан­ное уче­ние или веро­ва­ние ста­нет в буду­щем един­ствен­ной миро­вой рели­ги­ей и ее после­до­ва­те­ли в насто­я­щее вре­мя выпол­ня­ют роль первопроходцев.

6) Утвер­жда­ет­ся, что толь­ко после­до­ва­те­ли дан­но­го зна­ния или веро­ва­ния спа­сут­ся после Апо­ка­лип­си­са, тогда как все осталь­ные люди и их души сгинут.

Стрем­ле­ние к ска­зоч­но­му и таин­ствен­но­му, надеж­да на чудо часто явля­ет­ся моти­вом, побуж­да­ю­щем чело­ве­ка вой­ти в какую-либо неокуль­то­вую груп­пу. Надеж­да мгно­вен­но исце­лить­ся, овла­деть мисти­че­ски­ми сила­ми, быть при­об­щен­ным к кла­ну управ­ля­ю­щих “пла­нет­ной эво­лю­ци­ей” или хотя бы про­сто уви­деть чудо дви­жет мно­ги­ми в поис­ке наи­бо­лее лег­ких путей его дости­же­ния. Обста­нов­ка на рын­ке сбы­та надежд бла­го­при­ят­ная, недо­стат­ка в пред­ло­же­ни­ях нет.

Нель­зя ска­зать, что надеж­ды не оправ­ды­ва­ют­ся. Вера в чудо — силь­ней­ший пси­хо­ло­ги­че­ский фак­тор. Даже там, где явле­ние может быть вполне зако­но­мер­ным, ему все же при­пи­сы­ва­ют­ся чудес­ные свой­ства. Чуде­са­ми в неокуль­тах счи­та­ют­ся сле­ду­ю­щие фено­ме­ны: улуч­ше­ние само­чув­ствия; явле­ния пред­ви­де­ния, часто про­ис­хо­дя­щие во сне; явле­ния сход­ных пере­жи­ва­ний в груп­пе; изме­нен­ные состо­я­ния сознания.

Чаще все­го чуде­са­ми явля­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ские фено­ме­ны, спро­во­ци­ро­вать кото­рые может любой гра­мот­ный пси­хо­лог. Обыч­но они явля­ют­ся резуль­та­том 1) груп­по­во­го вза­и­мо­дей­ствия; 2) спе­ци­аль­ной пси­хо­тех­ни­ки (обыч­но меди­та­тив­но­го и тран­со­во­го харак­те­ра, в послед­нее вре­мя ста­ли попу­ляр­ны дыха­тель­ные тех­но­ло­гии); 3) дей­ствия убеж­де­ния; г) пря­мо­го или кос­вен­но­го вну­ше­ния; 4) пря­мо­го лич­ност­но­го воз­дей­ствия мани­пу­ля­тив­но­го харак­те­ра, часто назы­ва­е­мым экс­тра­сен­сор­ным, 5) ино­гда гипноза.

Раз­ре­ше­ние лич­ност­ных про­блем, свя­зан­ных со слож­ны­ми жиз­нен­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми, сня­тие послед­ствий тяже­лых пси­хи­че­ских травм, кор­рек­ция пове­ден­че­ских и пси­хи­че­ских про­яв­ле­ний счи­та­ет­ся пре­ро­га­ти­вой пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии. В совре­мен­ных неокуль­тах исполь­зу­ет­ся, пожа­луй, весь арсе­нал всех совре­мен­ных пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских при­е­мов. Осво­бож­де­ние от про­блем жиз­ни явля­ет­ся той ловуш­кой, в кото­рую попа­да­ет чело­век, обре­ме­нен­ный стра­да­ни­я­ми и духов­ная тюрь­ма явля­ет­ся пла­той за пси­хо­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие. Чаще все­го в неокуль­тах исполь­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие пси­хо­ло­ги­че­ские подходы.

1) Лич­ност­ная про­бле­ма ста­но­вит­ся менее зна­чи­мой и даже насту­па­ет состо­я­ние пси­хи­че­ско­го бла­го­по­лу­чия в том слу­чае, когда чело­век вклю­чен в про­цесс груп­по­во­го вза­и­мо­дей­ствия и реше­ния задач, свя­зан­ных с дея­тель­но­стью орга­ни­за­ции. Дан­ные осо­бен­но­сти явля­ют­ся осно­вой груп­по­вой пси­хо­те­ра­пии, исполь­зу­е­мый в пси­хо­ло­гии. Они явля­ют­ся базис­ны­ми для всех неокуль­тов. Широ­ко прак­ти­ку­ют­ся в неокуль­тах сов­мест­ные дей­ствия риту­аль­но­го харак­те­ра, кото­рые уси­ли­ва­ют эффект груп­по­во­го вли­я­ния. Это может быть сов­мест­ное испол­не­ние песен, тан­це­валь­ных или иных дви­га­тель­ных дей­ствий, кол­лек­тив­ная меди­та­ция или транс. Зна­чи­тель­ных пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский эффект обу­слов­лен так­же созда­ни­ем в неокуль­то­вой груп­пе осо­бой пси­хо­ло­ги­че­ской обста­нов­ки, заклю­ча­ю­щей­ся в под­черк­ну­том радост­ном состо­я­нии и вни­ма­нии друг к другу.

2) Прак­ти­че­ски во всех неокуль­тах исполь­зу­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги, хотя они часто не име­ют види­мо­сти спе­ци­аль­ных тре­ни­ро­вок. Сам про­цесс овла­де­ния пси­хо­ло­ги­че­ски­ми при­е­ма­ми несет зна­чи­тель­ных тера­пев­ти­че­ский эффект. Прак­ти­че­ски повсе­мест­но прак­ти­ку­ет­ся совер­шен­ство­ва­ние пра­вил хоро­ше­го тона, мора­ли, спо­соб­ность быть вни­ма­тель­ным и мило­серд­ным, спо­соб­ность при­ни­мать чело­ве­ка таким каким он есть. Дан­ный тип пове­де­ния явля­ет­ся обя­за­тель­ным для пси­хо­те­ра­пев­та и он опре­де­ля­ет, пожа­луй, все сто про­цен­тов тера­пев­ти­че­ско­го эффекта.

Дру­гие виды тре­нин­гов опре­де­ля­ют­ся направ­лен­но­стью дея­тель­но­сти неокуль­та. В одних слу­ча­ях после­до­ва­те­ли обу­ча­ют­ся спе­ци­фи­че­со­му тол­ко­ва­нию Биб­лии или иных свя­щен­ных тек­стов, в дру­гих — овла­де­нию опре­де­лен­ны­ми тех­ни­ка­ми меди­та­ции, дыха­ния, тело­дви­же­ния, в тре­тьих — спо­соб­но­сти впа­дать в состо­я­ние тран­са. В сай­ен­то­ло­гии, напри­мер, исполь­зу­ет­ся овла­де­ние упро­щен­ным вари­ан­там пси­хо­ди­на­ми­че­ской терапии.

3) Зна­чи­мый пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский эффект несет вза­и­мо­дей­ствие с лиде­ром дви­же­ния, кото­рый, есте­ствен­но, все­гда демон­стри­ру­ет образ­цо­вый при­мер для под­ра­жа­ния. С дру­гой, сто­ро­ны осо­бен­но­стью неокуль­тов явля­ет­ся то, что кон­такт с лиде­ром обыч­но вызы­ва­ет опре­де­лен­ный вид тран­са, кото­рый сами после­до­ва­те­ли опре­де­ля­ют как обо­жа­ние или осо­бый вид люб­ви к дан­но­му чело­ве­ку. Вос­тор­жен­ность тол­пы лице­зре­ю­щей сво­е­го настав­ни­ка — это явле­ние мас­со­вой исте­рии и кли­ку­ше­ства. Это осо­бый вид пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти и духов­но­го раб­ства. Одна­ко этот вос­торг и обо­жа­ние наи­бо­лее ради­каль­но вытес­ня­ют из созна­ния чело­ве­ка все его насущ­ные проблемы.

4) Зна­чи­тель­ный пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских эффект име­ет и запол­не­ние экзи­стен­ци­аль­но­го ваку­у­ма и при­об­ре­те­ния смыс­ла жиз­ни. Идео­ло­гия совре­мен­ных неокуль­тов все­гда ука­зы­ва­ет на то, что они стре­мят­ся к выс­шим чело­ве­че­ским цен­но­стям, поис­ку исти­ны и Бога, необ­хо­ди­мо­сти духов­ной реа­ли­за­ции чело­ве­ка. Ощу­ще­ние при­об­ре­те­ния смыс­ла жиз­ни окры­ля­ет чело­ве­ка, дела­ет спо­соб­ным лег­ко пере­но­сить жиз­нен­ные невзго­ды. Стрем­ле­ние к духов­ным цен­но­стям, к обре­те­нию смыс­ла суще­ство­ва­ния — свой­ство, при­су­щее толь­ко чело­ве­ку и отли­ча­ю­щее его от осталь­но­го род­ствен­но­го ему живот­но­го мира. Одна­ко и эта выс­шая потреб­ность чело­ве­ка может стать ловуш­кой и толь­ко после дли­тель­но­го поис­ка све­та кто-то может обна­ру­жить, что его зама­ни­ли в склеп.

5) Непло­хой тера­пев­ти­че­ский эффект несет и овла­де­ние пси­хо­тех­ни­че­ски­ми мето­да­ми осо­бен­но меди­та­тив­ны­ми, тран­со­вы­ми и дыха­тель­ны­ми, они намно­го сни­жа­ют остро­ту эмо­ци­о­наль­ных пере­жи­ва­ний. Одна­ко необ­хо­ди­мо учи­ты­вать и то, что эти при­е­мы явля­ют­ся базой для наи­бо­лее ради­каль­но­го мани­пу­ли­ро­ва­ния лич­но­стью чело­ве­ка и его поведением.

4. Личностный тип, формируемый в неокультах.

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью неокуль­то­вых орга­ни­за­ций явля­ет­ся то, что в них про­ис­хо­дит тира­жи­ро­ва­ние опре­де­лен­но­го лич­ност­но­го типа. Попав­ший в них чело­век ста­но­вит­ся подоб­ным мас­се других.

Про­ве­ден­ные нами иссле­до­ва­ния, в кото­рых при­ни­ма­ли уча­стие сту­ден­ты Бере­зов­ский В., Соб­ко Д. и Бар­то­ше­вич Д.. поз­во­ли­ли выде­лить как лич­ност­ные чер­ты, фор­ми­ру­е­мые во всех неокуль­тах, так и неко­то­рые спе­ци­фич­ные для неокуль­тов запад­ной и восточ­ной ори­ен­та­ции. В дан­ном слу­чае изла­га­ют­ся выяв­лен­ные лич­ност­ные осо­бен­но­сти, харак­тер­ные для орга­ни­за­ий, обла­да­ю­щих тота­ли­тар­ны­ми свой­ства­ми. Под тота­ли­тар­ны­ми мы пони­ма­ем хоро­шо орга­ни­зо­ван­ные и струк­ту­ри­ро­ван­ные рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции, отли­ча­ю­щи­е­ся отра­бо­тан­ной систе­мой вовле­че­ния и пси­хо­ло­ги­че­ской обра­бот­ки нео­фи­тов, выра­жен­ным кон­тро­лем за сво­и­ми после­до­ва­те­ля­ми, спо­соб­но­стью встра­и­вать­ся в орга­ни­за­цию любо­го обще­ства и госу­дар­ства и дея­тель­ность кото­рых направ­ле­на на соб­ствен­ное рас­про­стра­не­ние и рас­ши­ре­ние сфе­ры влияния.

Лич­ност­ные чер­ты общие для всех неокультов.

1) Для всех после­до­ва­те­лей неокуль­тов харак­тер­но нали­чие обще­го куми­ра и (или) носи­те­ля эта­лон­ных пси­хо­ло­ги­че­ских и мораль­ных качеств, что явля­ет­ся осно­вой для фор­ми­ро­ва­ния их обще­го лич­ност­но­го стереотипа.

2) Они искренне убеж­де­ны, что толь­ко орга­ни­за­ция, к кото­рой они при­над­ле­жат, дает “пра­виль­ные” ори­ен­ти­ры, что толь­ко в нее вхо­дят луч­шие люди (“избран­ни­ки Бога”), что вне орга­ни­за­ции нахо­дят­ся люди, иду­щие по “непра­виль­но­му” пути, что соци­аль­ный мир, куль­ту­ра, нау­ка и циви­ли­за­ция так­же устро­е­ны невер­но, т.е. у них име­ет­ся убеж­де­ние “они хоро­ши, а весь мир плох”. К неко­то­рым орга­ни­за­ци­ям иной рели­ги­оз­ной направ­лен­но­сти они отно­сят­ся вполне дру­же­люб­но, хотя и счи­та­ют их “невер­ны­ми”, но к боль­шин­ству дру­гих доста­точ­но негативно.

3) Нега­тив­ное отно­ше­ние к окру­жа­ю­ще­му соци­аль­но­му миру фор­ми­ру­ет страх перед ним, боязнь ока­зать­ся под его вли­я­ни­ем. Чаще все­го исполь­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы защи­ты от его воз­дей­ствия: не поль­зо­ва­ние сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции (кино, теле­ви­де­ние, газе­ты), исполь­зо­ва­ние инфор­ма­ци­он­ных источ­ни­ков толь­ко дан­ной орга­ни­за­ции; избе­га­ние кон­так­тов с дру­зья­ми, чле­на­ми семьи, дру­ги­ми людь­ми, не явля­ю­щи­ми­ся чле­на­ми орга­ни­за­ции, жела­ние вза­и­мо­дей­ство­вать толь­ко со “сво­и­ми”; в неко­то­рых слу­ча­ях пред­по­чте­ние про­дук­тов пита­ния, одеж­ды, рас­про­стра­ня­е­мой через орга­ни­за­цию, жела­ние полу­чить рабо­ту внут­ри дан­ной организации.

4) Они так­же искренне убеж­де­ны, что при­зва­ны постро­ить иде­аль­ное обще­ство на Зем­ле. Под иде­аль­ным обще­ством пони­ма­ет­ся мир­ное суще­ство­ва­ние всех наро­дов и госу­дарств (часто это еди­ное обще­ство, не име­ю­щее отдель­ных госу­дарств), име­ю­щее еди­ную духов­ную идео­ло­гию и еди­но­го духов­но­го лиде­ра. В неко­то­рых слу­ча­ях при­зна­ет­ся суще­ство­ва­ние дру­гих рели­гий, но они долж­ны нахо­дить­ся под пат­ро­на­жем их идей уни­фи­ка­ции и их духов­но­го лиде­ра. В дру­гих слу­ча­ях после­до­ва­те­ли куль­та убеж­де­ны, что все рели­гии будут заме­не­ны тем веро­ва­ни­ем, кото­рое они испо­ве­ду­ют. В этом отно­ше­нии направ­лен­ность дея­тель­но­сти неокуль­та ана­ло­гич­на соци­аль­но-поли­ти­че­ской активности.

5) Они счи­та­ют, что в насто­я­щее вре­мя они явля­ют­ся пер­во­про­ход­ца­ми и пер­вы­ми про­по­вед­ни­ка­ми и “апо­сто­ла­ми” буду­щей миро­вой рели­гии, поэто­му они счи­та­ют себя образ­цом для под­ра­жа­ния. Внут­ренне они убеж­де­ны в сво­ем пре­вос­ход­стве над осталь­ны­ми людь­ми. Реаль­но они демон­стри­ру­ют образ­цо­вое мораль­ное пове­де­ние по прин­ци­пу “любовь к ближ­не­му”, мило­сер­дие и хоро­шие манеры.

6) Стрем­ле­ние к про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти часто опре­де­ля­ет выбор про­фес­сий. “Мод­ны­ми” сре­ди после­до­ва­те­лей неокуль­тов ста­но­вят­ся сфе­ры управ­ле­ния, обще­ствен­ной дея­тель­но­сти, обра­зо­ва­ния, вос­пи­та­ния, меди­ци­ны, психологии.

7) В орга­ни­за­ции тота­ли­тар­ной направ­лен­но­сти фор­ми­ру­ет­ся фана­тич­но пре­дан­ный ей после­до­ва­тель, направ­ля­ю­щий свою жизнь и все свои финан­сы на слу­же­ние ей, сми­рен­но пере­но­ся­щий все лише­ния, гото­вый без­ого­во­роч­но под­чи­нить­ся при­ка­зам лиде­ра и пой­ти на жерт­вы и даже смерть во имя ее идей и процветания.

5. Социально-психологические проблемы общества, разделенного на сферы влияния различных неокультов.

Обще­ствен­ная систе­ма — это подо­бие живо­го орга­низ­ма, для устой­чи­вой жиз­не­де­я­тель­но­сти и раз­ви­тия кото­ро­го тре­бу­ют­ся опре­де­лен­ные усло­вия. Фор­ми­ро­ва­ние любо­го сооб­ще­ства воз­мож­но толь­ко тогда, когда его чле­ны направ­ля­ют свою дея­тель­ность, поми­мо удо­вле­тво­ре­ния сво­их лич­ных потреб­но­стей, так­же и на слу­же­ние общей идее — его сохра­не­нию и раз­ви­тию. Пожа­луй, самые важ­ные состав­ля­ю­щие любой жиз­не­спо­соб­ной систе­мы это сохра­не­ние дости­же­ний ее про­шло­го и раз­ви­тие ее через при­вне­се­ние нового.

В отно­ше­нии ново­го у нас про­блем нет, о застое уже гово­рить не при­хо­дит­ся. Одна­ко новиз­на, заклю­ча­ю­ща­я­ся в некон­тро­ли­ру­е­мом росте новых тота­ли­тар­ных куль­тов уже при­ве­ла к сле­ду­ю­щим соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ским про­бле­мам в нашей рес­пуб­ли­ке, кото­рые в даль­ней­шем могут еще более усугубиться.

1) Зна­чи­тель­ная часть наше­го когда-то еди­но­го наро­да ока­за­лась вер­но­под­дан­ной раз­лич­ных чужих тота­ли­тар­ных соци­аль­ных струк­тур и фана­тич­но ей преданной.

2) Дан­ная часть насе­ле­ния отри­ца­ет куль­тур­ные досто­я­ния сво­е­го наро­да, его наци­о­наль­ные осо­бен­но­сти, тра­ди­ции, веру и настро­е­на актив­но рас­про­стра­нять идеи, в кото­рые свя­то уверовала.

3) Насе­ле­ние ока­за­лось раз­де­лен­ным на сфе­ры вли­я­ния раз­лич­ных кон­ку­ри­ру­ю­щих а ино­гда нега­тив­но настро­ен­ных друг про­тив дру­га тота­ли­тар­ных систем. В насто­я­щее вре­мя явный нега­ти­визм про­яв­ля­ет­ся толь­ко по отно­ше­нию к тра­ди­ци­он­ной пра­во­слав­ной церк­ви. Одна­ко даль­ней­шее рас­про­стра­не­ние вли­я­ния неокуль­тов может при­ве­сти к кон­флик­там на рели­ги­оз­ной поч­ве, что уже дав­но не явля­ет­ся новым в совре­мен­ном мире.

4) Осо­бен­но­стью наше­го совре­мен­но­го мира явля­ет­ся то, что дей­ствия, направ­лен­ные на захват чужих тер­ри­то­рий и люд­ских ресур­сов дав­но пере­ста­ли быть пре­ро­га­ти­вой воен­ных. Более эффек­тив­ны­ми сред­ства­ми для это­го и, тем более, не тре­бу­ю­щи­ми боль­ших эко­но­ми­че­ских затрат явля­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ские мето­ды рели­ги­оз­но­го зом­би­ро­ва­ния насе­ле­ния, кото­рое, бла­го­да­ря такой обра­бот­ке, ста­но­вит­ся фана­тич­но пре­дан­ной сво­им новым хозяевам.

Аге­ен­ко­ва Е.К.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки