Оккультные истоки телесной психотерапии: биоэнергетический анализ Александра Лоуэна

Оккультные истоки телесной психотерапии: биоэнергетический анализ Александра Лоуэна

(5 голосов5.0 из 5)

В кон­це 30‑х годов 20 века аме­ри­ка­нец из семьи рус­ских эми­гран­тов, пре­по­да­ва­тель кол­ле­джа Алек­сандр Лоуэнн, юрист по обра­зо­ва­нию, столк­нул­ся с лич­ной необ­хо­ди­мо­стью пре­одо­леть воз­ник­шую депрес­сию. Он занял­ся само­ана­ли­зом и в резуль­та­те наблю­де­ний при­шёл к выво­ду, что созна­ние и тело вза­и­мо­свя­за­ны. Более того, как увле­ка­ю­щий­ся спор­том чело­век, он почув­ство­вал, что в теле заклю­че­но гораз­до боль­ше, чем при­ня­то думать. Он назвал связь тела и созна­ния жиз­нен­но важ­ной и начал иссле­до­вать глу­би­ну лич­но­го «рас­щеп­ле­ния меж­ду созна­ни­ем и телом» как источ­ни­ка страданий.

В поис­ках отве­тов на свои вопро­сы Лоуэн стал изу­чать име­ю­щи­е­ся на тот момент тео­рии, в том чис­ле, про­слу­шал лек­ции по харак­тер­но­му ана­ли­зу, кото­рые в то вре­мя читал в Новой шко­ле соци­аль­ных иссле­до­ва­ний Виль­гельм Райх.

У Рай­ха Алек­сандр Лоуэн полу­чил под­хо­дя­щие для него све­де­ния. Осо­бую роль сыг­ра­ло вни­ма­ние Рай­ха к сек­су­аль­ным про­бле­мам, так как эта тема была для Лоуэна, по его соб­ствен­ным сло­вам, весь­ма актуальной.

В 1942 году он начал про­хо­дить у Рай­ха лич­ную тера­пию, кото­рая дли­лась око­ло 3 лет.

В то же вре­мя Лоуэн раз­ра­ба­ты­вал соб­ствен­ный метод телес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ной тера­пии, назван­ный био­энер­ге­ти­че­ским ана­ли­зом, или био­энер­ге­ти­кой.  Вско­ре он уже рабо­тал с пер­вым паци­ен­том, направ­лен­ным к нему Райхом.

В 1958 году уви­де­ла свет пер­вая кни­га Алек­сандра Лоуэна — «Язык тела», кото­рая поло­жи­ла нача­ло рас­про­стра­не­нию био­энер­ге­ти­че­ских идей. Все­го Лоуэн напи­сал 14 книг и мно­же­ство статей.

Мно­го лет Лоуэн читал лек­ции, вёл семи­на­ры и тера­пев­ти­че­ские груп­пы в раз­ных стра­нах, руко­во­дил еже­год­ны­ми семи­на­ра­ми по био­энер­ге­ти­ке в Наци­о­наль­ном инсти­ту­те пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья Эска­лен (Кали­фор­ния). Идеи био­энер­ге­ти­ки ста­ли попу­ляр­ны­ми во мно­гих странах.

Умер Алек­сандр Лоуэн 28 октяб­ря 2008 года, в воз­расте 98 лет, через два года после инсуль­та, огра­ни­чив­ше­го его подвиж­ность и спо­соб­ность говорить.

Дол­го­жи­тель­ство и доста­точ­ное лич­ное бла­го­по­лу­чие мно­гие после­до­ва­те­ли Алек­сандра Лоуэна пред­по­чи­та­ют свя­зы­вать со сле­до­ва­ни­ем раз­ра­бо­тан­ной им тео­рии, исполь­зо­ва­ни­ем мето­да био­энер­ге­ти­ки, забы­вая, что соглас­но совре­мен­ным дан­ным, глав­ным фак­то­ром, ока­зы­ва­ю­щим вли­я­ние на про­дол­жи­тель­ность жиз­ни, явля­ет­ся наследственность.

Что же пред­став­ля­ет собой столь попу­ляр­ный метод био­энер­ге­ти­че­ско­го анализа?

Сто­ит отме­тить, что язык, пояс­ня­ю­щий осно­вы био­энер­ге­ти­ки, доволь­но тяжёл, пере­гру­жен спе­ци­фи­че­ски­ми тер­ми­на­ми, содер­жит мно­го отсы­лок к сугу­бо науч­ным био­ло­ги­че­ским и физи­че­ским объ­яс­не­ни­ям раз­лич­ных явле­ний. Даже крат­кий пере­сказ неко­то­рых прин­ци­пов уче­ния, при­ве­дён­ный ниже, навер­ня­ка мно­гим пока­жет­ся слож­ным, неудо­бо­ва­ри­мым, но — нау­ко­об­раз­ным. Всё это созда­ёт впе­чат­ле­ние серьёз­но­сти и осно­ва­тель­но­сти био­энер­ге­ти­ки. Одна­ко сра­зу уточ­ним, что мно­гие про­ве­дён­ные Лоуэном парал­ле­ли умо­зри­тель­ны и не пред­став­ля­ют собой реаль­ных закономерностей.

Лоуэн писал, что создал свой метод на осно­ве само­по­зна­ния и наблю­де­ния за дру­ги­ми людь­ми, осо­бен­но – за сво­и­ми паци­ен­та­ми, так как видел, что у мно­гих людей име­ют­ся схо­жие проблемы.

Одной из важ­ных идей Лоуэна было «ясное осо­зна­ние того, что чело­ве­че­ской при­ро­де и жиз­ни свой­ствен­ны удо­воль­ствие и насла­жде­ние». И био­энер­ге­ти­ку он видел как спо­соб помочь чело­ве­ку достичь это­го состо­я­ния. Одна­ко, в отли­чие от Виль­гель­ма Рай­ха, кото­рый кон­цен­три­ро­вал­ся, в первую оче­редь, на сек­су­аль­ном удо­воль­ствии, Лоуэн гово­рил об удо­воль­ствии как таковом.

Живу­щий в гар­мо­нии со сво­ей при­ро­дой чело­век, по мне­нию осно­ва­те­ля био­энер­ге­ти­ки, дол­жен сво­бод­но дви­гать­ся, пол­но­цен­но чув­ство­вать, само­вы­ра­жать­ся. Ведь при­род­ная суть чело­ве­ка выра­жа­ет­ся не толь­ко био­ло­ги­че­ски­ми пара­мет­ра­ми его физи­че­ской обо­лоч­ки, но и его дыха­ни­ем, пере­ме­ще­ни­ем в про­стран­стве, спо­со­ба­ми само­вы­ра­же­ния, чув­ствен­но­стью и сексуальностью.

Лоуэн счи­тал, что из-за соци­аль­ных огра­ни­че­ний и запре­тов чело­век вынуж­ден отка­зы­вать­ся от физи­че­ских удо­воль­ствий. Это отда­ля­ет чело­ве­ка от соб­ствен­ной при­ро­ды. Подав­ле­ние жела­ний и эмо­ци­о­наль­ных импуль­сов, свя­зан­ное со стра­хом (в первую оче­редь, нару­ше­ния запре­тов), при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию в теле напря­же­ний и застою энергии.

Рас­кре­по­ще­ние тела, с точ­ки зре­ния био­энер­ге­ти­ки, спо­соб­но помочь чело­ве­ку пре­одо­леть или осла­бить отчуж­дён­ность от себя и дру­гих и при­бли­зить его к бла­го­по­луч­ной «при­род­ной сути».

Как и Райх, Лоуэн раз­де­лял идею Зиг­мун­да Фрей­да о том, что телес­ные напря­же­ния выра­жа­ют име­ю­щи­е­ся душев­ные кон­флик­ты. Более того, в физи­че­ском стро­е­нии чело­ве­ка, его позах и жестах так или ина­че про­яв­ля­ют­ся даже лич­ность и харак­тер. А уж нев­ро­зы одно­знач­но отра­же­ны в стро­е­нии тела и движениях.

А раз телес­ное и пси­хи­че­ское нахо­дят­ся в тес­ной вза­и­мо­свя­зи, зна­чит, влияя на тело, мож­но гар­мо­ни­зи­ро­вать внут­рен­нее состояние.

Имен­но с этой целью Лоуэнн раз­ра­бо­тал свою систе­му тех­ник рабо­ты с телом, соеди­нив пси­хо­те­ра­пию, ману­аль­ную тера­пию и мето­ды релаксации. 

Поэто­му на прак­ти­ке био­энер­ге­ти­ка пред­став­ля­ет собой сплав пси­хо­те­ра­пии и рабо­ты над чело­ве­ка над соб­ствен­ным телом с целью пре­одо­ле­ния внут­рен­них пси­хо­ло­ги­че­ских конфликтов.

Одна­ко идео­ло­ги­че­ски это уче­ние напол­не­но ещё и при­няв­ши­ми нау­ко­об­раз­ную фор­му восточ­ны­ми оккульт­но-рели­ги­оз­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми об энер­ге­ти­че­ской осно­ве тела и о болез­нях как резуль­та­те бло­ки­ров­ки сво­бод­ной цир­ку­ля­ции энергии.

Лоуэн отча­сти раз­де­лял поня­тие об энер­гии Виль­гель­ма Рай­ха. Но если Райх гово­рил о все­об­щей «энер­гии жиз­ни», то Лоуэн скон­цен­три­ро­вал­ся непо­сред­ствен­но на энер­гии, кото­рая, по его мне­нию, заклю­че­на в чело­ве­че­ском теле и про­яв­ля­ет­ся во всех физи­че­ских и пси­хи­че­ских функ­ци­ях чело­ве­че­ско­го организма.

«На поверх­ност­ном уровне пси­хи­ка и сома­ти­ка воз­дей­ству­ют друг на дру­га. Одна­ко на более глу­бо­ком уровне не суще­ству­ет ни пси­хи­ки, ни сома­ти­ки, а есть толь­ко еди­ный орга­низм, име­ю­щий в сво­ём ядре био­ло­ги­че­скую энер­гию» (А. Лэу­эн. Депрес­сия и тело). 

Утвер­ждая суще­ство­ва­ние «био­энер­гии», Лоуэн рас­смат­ри­вал дви­же­ния тела в свя­зи с био­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми и физи­че­ски­ми зако­на­ми, каса­ю­щи­ми­ся энер­гии, — зако­ном сохра­не­ния энер­гии, тре­тьим зако­ном Нью­то­на (дей­ствие рав­но про­ти­во­дей­ствию) и др. Подоб­ное внешне при­бли­жён­ное к мате­ри­а­ли­сти­че­ско­му пред­став­ле­ние об энер­гии при­ми­ри­ло с тео­ри­ей Лоуэна его совре­мен­ни­ков, непри­ем­лю­щих оргон­ную энер­гию Райха.

Но, по сути, в осно­ве био­энер­ге­ти­че­ско­го ана­ли­за лежит то же самое поня­тие энер­гии, кото­рое отра­жа­ет мисти­че­ские пред­став­ле­ния об «энер­гии Ци», пере­чёр­ки­вая все пре­тен­зии био­энер­ге­ти­ки на науч­ность. И даже на прав­до­по­доб­ность, так как совре­мен­ная нау­ка отри­ца­ет суще­ство­ва­ние вида энер­гии, кото­рый мож­но было бы отож­де­ствить с био­энер­ги­ей и дру­ги­ми вари­а­ци­я­ми энер­гии ци.

Лоуэн пред­став­лял орга­низм как боль­шую энер­ге­ти­че­скую клет­ку, в кото­рой в раз­ных направ­ле­ни­ях про­те­ка­ет воз­буж­де­ние. Он утвер­ждал, что био­энер­гия путе­ше­ству­ет по телу с раз­ны­ми жид­ко­стя­ми, она маят­ни­ко­об­раз­но цир­ку­ли­ру­ет по телу – от цен­тра к пери­фе­рии и обрат­но.

Раз­де­ляя китай­ские мета­фи­зи­че­ские пред­став­ле­ния, Лоуэн счи­тал, что в здо­ро­вом теле про­ис­хо­дит сво­бод­ное цир­ку­ли­ро­ва­ние био­энер­гии, а энер­ге­ти­че­ское напол­не­ние тела долж­но быть пол­ным и постоянным.

Чело­век дол­жен под­дер­жи­вать (при помо­щи пра­виль­но­го миро­вос­при­я­тия и био­энер­ге­ти­че­ских упраж­не­ний) уро­вень энер­гии, необ­хо­ди­мый для его потребностей.

Мож­но срав­нить орга­низм с акку­му­ля­то­ром энер­гии, спо­соб­ным заря­жать­ся и раз­ря­жать­ся. Лоуэн под­чёр­ки­вал важ­ность соот­но­ше­ния заряд­ки и раз­ряд­ки организма.

Исто­ще­ние био­энер­гии, по его мне­нию, столь же губи­тель­но, как и энер­ге­ти­че­ское исто­ще­ние орга­низ­ма в резуль­та­те недо­еда­ния или кис­ло­род­но­го голо­да. А частич­ное бло­ки­ро­ва­ние, застой энер­гии при­во­дит к появ­ле­нию непри­ят­ных послед­ствий в виде болез­ней и душев­ных кон­флик­тов. Лоуэн при­во­дит депрес­сию в каче­стве при­ме­ра нехват­ки био­энер­гии, про­яв­ля­ю­щей­ся и на физи­че­ском уровне (сни­же­ни­ем обще­го коли­че­ства дви­же­ний), и на эмо­ци­о­наль­но-лич­ност­ном (сни­же­ни­ем эмо­ци­о­наль­но­го тону­са и упад­ком жиз­нен­ных сил).

Но про­бле­му, по его мне­нию, пред­став­ля­ет собой не толь­ко исто­ще­ние, но и энер­ге­ти­че­ское пере­на­пря­же­ние. Избы­точ­ное напря­же­ние у здо­ро­во­го чело­ве­ка «сбра­сы­ва­ет­ся» само­про­из­воль­но.  Спон­тан­ная энер­ге­ти­че­ская раз­ряд­ка явля­ет­ся при­род­ной функ­ци­ей орга­низ­ма (это пере­кли­ка­ет­ся с оргаз­ми­че­ской тео­ри­ей Рай­ха, но Лоуэн счи­та­ет раз­ряд­ку более уни­вер­саль­ным про­цес­сом). Телес­ное напря­же­ние долж­но сво­бод­но накап­ли­вать­ся и отпускаться.

Если же напря­же­ние ста­но­вит­ся боль­ше воз­мож­но­сти раз­ряд­ки, то это при­во­дит к иска­же­нию энер­ге­ти­че­ских пото­ков, воз­ник­но­ве­нию оча­гов застоя энер­гии, ско­ван­но­сти в виде телес­ных напря­же­ний (телес­ной ригид­но­сти) и сле­дом – к эмо­ци­о­наль­ным про­бле­мам. Избы­точ­ная энер­гия дела­ет чело­ве­ка нерв­ным, тре­вож­ным, бес­по­кой­ным, депрессивным.

Фор­ми­ро­ва­ние пси­хо­со­ма­ти­че­ских (обу­слов­лен­ных свя­зью пси­хи­ки и тела) про­блем био­энер­ге­ти­че­ская модель опи­сы­ва­ет так:

1. Когда чело­век испы­ты­ва­ет страх, то он подав­ля­ет эмоции.

2. В резуль­та­те нерв­но­го напря­же­ния, свя­зан­но­го с подав­ле­ни­ем чувств, у чело­ве­ка в теле появ­ля­ют­ся зоны напря­же­ния в виде мускуль­ной зажа­то­сти. Стресс вызы­ва­ет телес­ную напря­жён­ность. Подоб­ное «непра­виль­ное поло­же­ние тела» назы­ва­ет­ся «закре­по­щен­но­стью». В нор­ме напря­же­ние долж­но «отпус­кать» нас, когда стресс пере­жит. Одна­ко неред­ко воз­ни­ка­ет «хро­ни­че­ское напря­же­ние», кото­рое сохра­ня­ет­ся в «телес­ных блоках».

3. По мне­нию Лоуэна, закре­по­щён­ность тела пре­пят­ству­ет сво­бод­ной цир­ку­ля­ции биоэнергии.

4. В резуль­та­те воз­ни­ка­ют раз­лич­ные телес­ные неду­ги и небла­го­при­ят­ные изме­не­ния пси­хи­ки (нев­ро­зы и дру­гие эмо­ци­о­наль­но-пси­хи­че­ские послед­ствия, и даже нега­тив­ные осо­бен­но­сти харак­те­ра и т.д.).

«Тер­мин «нев­роз» мож­но рас­ши­рить для обо­зна­че­ния хро­ни­че­ско­го нару­ше­ния при­род­ной подвиж­но­сти орга­низ­ма» (А.Лоуэнн).

Боль­шое вни­ма­ние Лоуэн уде­лял «энер­ге­ти­че­ским пото­кам»: «при отсут­ствии нев­ро­зов эта еди­ная энер­гия рас­пре­де­ле­на на два кана­ла». Импуль­сы этих двух кана­лов могут сли­вать­ся, и тогда чело­век дей­ству­ет «раци­о­наль­но и адек­ват­но ситу­а­ции». Если же из-за закре­по­щён­но­сти тела пол­но­го сли­я­ния энер­ге­ти­че­ских импуль­сов не про­ис­хо­дит, то пове­де­ние чело­ве­ка ста­но­вит­ся про­ти­во­ре­чи­вым и ирра­ци­о­наль­ным. Подоб­ное рас­сло­е­ние энер­ге­ти­че­ских импуль­сов может при­ве­сти в ито­ге к «пси­хо­ти­че­ско­му рас­щеп­ле­нию». (Под пси­хо­ти­че­ским рас­щеп­ле­ни­ем Лоуэн пони­ма­ет не извест­ное, очень ред­кое пси­хи­че­ское забо­ле­ва­ние, свя­зан­ное с суще­ство­ва­ни­ем мно­же­ства лич­но­стей в одном чело­ве­ке, а рас­щеп­ле­ние орга­низ­ма, при кото­ром про­ти­во­по­став­ле­ны разум и чув­ства, созна­ние и тело, сек­су­аль­ность и духовность).

У чело­ве­ка со здо­ро­вой пси­хи­кой нали­че­ству­ет гар­мо­ния меж­ду пси­хи­че­ским и телес­ным. Но у боль­шин­ства людей наблю­да­ет­ся напря­же­ние в обла­сти диа­фраг­мы и отсут­ству­ет брюш­ное дыха­ние. Так, яко­бы, про­яв­ля­ет­ся это состо­я­ние рас­щеп­ле­ния, раз­де­ля­ю­щее энер­ге­ти­че­ские пото­ки тела на две части. У рас­щеп­лён­но­го таким обра­зом чело­ве­ка разум и чув­ства не в ладу, жела­ния вою­ют с запре­та­ми. При нали­чии таких внут­ри­лич­ност­ных кон­флик­тов неиз­беж­ны нев­ро­зы. Для обре­те­ния гар­мо­нии чело­век дол­жен адек­ват­но вос­при­ни­мать свои и пси­хи­че­ские, и физи­че­ские сто­ро­ны, «раз­ре­шить голо­ве слу­шать тело».

Поэто­му Лоуэн обо­зна­чил ещё один важ­ный пока­за­тель пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, кото­рый он назвал «прин­ци­пом реаль­но­сти»: «зре­лость, обес­пе­чи­ва­ю­щая пра­виль­ную пози­цию и поз­во­ля­ю­щая при­ни­мать вер­ные реше­ния, под­ра­зу­ме­ва­ет пол­но­цен­ное вклю­че­ние в реаль­ность. Осно­вой реаль­но­сти для каж­до­го чело­ве­ка явля­ет­ся факт физи­че­ско­го суще­ство­ва­ния в соб­ствен­ном теле». 

То есть этот прин­цип реаль­но­сти под­ра­зу­ме­ва­ет цель­ность чело­ве­ка и его спо­соб­ность адек­ват­но вос­при­ни­мать реаль­ность и себя само­го по клас­си­че­ской фор­му­ле пси­хо­ло­гии «здесь и сей­час», а так­же здра­во мыс­лить и пра­виль­но дей­ство­вать на осно­ве это­го восприятия.

С точ­ки зре­ния Алек­сандра Лоуэна, душев­ные кон­флик­ты – это след­ствие непра­виль­но­го вос­при­я­тия реаль­но­сти. А посколь­ку наше тело мы можем вос­при­ни­мать более объ­ек­тив­но, чем что-либо дру­гое, то для избе­га­ния нев­ро­зов нуж­но уде­лять долж­ное вни­ма­ние соб­ствен­но­му телу, научить­ся пра­виль­но обра­щать­ся с ним.

Био­энер­ге­ти­ка направ­ле­на на то, что­бы познать лич­ность через тело и энер­ге­ти­че­ские про­цес­сы, про­те­ка­ю­щие в нём.

Для того что­бы понять эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние чело­ве­ка, осо­бен­но­сти его лич­но­сти, нуж­но ана­ли­зи­ро­вать телес­ные ощу­ще­ния, кото­рые испы­ты­ва­ет чело­век, и его дви­же­ния. Дви­же­ния, позы, жесты явля­ют­ся клю­чом к пони­ма­нию психики.

У людей раз­ные спо­со­бы дости­же­ния удо­воль­ствий и они по-раз­но­му кон­тро­ли­ру­ют свои жела­ния, подав­ля­е­мые внеш­ни­ми запре­та­ми. Эти отлич­ные сти­ли пове­де­ния Лоуэн назвал харак­те­ра­ми, при­чём он утвер­ждал, что харак­те­ры вызы­ва­ют посто­ян­ное, но отли­ча­ю­ще­е­ся у раз­ных людей пере­на­пря­же­ние орга­низ­ма и таким обра­зом фор­ми­ру­ют те или иные осо­бен­но­сти тело­сло­же­ния и т.п.

Сопо­став­ляя пси­хи­че­ские и физи­че­ские харак­те­ри­сти­ки людей, Лоуэнн выде­лил 5 базо­вых типов харак­те­ра: шизо­ид­ный, ораль­ный, пси­хо­па­ти­че­ский, мазо­хи­сти­че­ский, ригид­ный. При­чём в сво­ей клас­си­фи­ка­ции он зашёл так дале­ко, что свя­зал ника­ким обра­зом не обу­слов­лен­ные пси­хи­че­ски осо­бен­но­сти тела с опре­де­лён­ны­ми чер­та­ми характера.

Отдель­ные «парал­ле­ли» откро­вен­но неле­пы. Совре­мен­ная нау­ка утвер­жда­ет, что стро­е­ние тела в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни обу­слов­ле­но наслед­ствен­но­стью, про­цес­сом внут­ри­утроб­но­го раз­ви­тия, гор­мо­наль­ным состо­я­ни­ем или же физи­че­ски­ми трав­ма­ми. И несмот­ря на то, что гор­мо­наль­ная регу­ля­ция тес­но свя­за­на с рабо­той нерв­ной систе­мы, гово­рить, напри­мер, что мно­же­ствен­ность волос на теле свя­за­на с мазо­хист­ским типом лич­но­сти, по мень­шей мере, странно.

Начи­на­ет­ся био­энер­ге­ти­че­ская тера­пия обыч­но с того, что Алек­сандр Лоуэн назвал «зазем­ле­ни­ем», то есть с вос­ста­нов­ле­ния свя­зи с реальностью.

По Лоуэну, у здо­ро­во­го чело­ве­ка посто­ян­ная и силь­ная связь с зем­лёй, он авто­ма­ти­че­ски полу­ча­ет удо­воль­ствие от жиз­ни и испы­ты­ва­ет чув­ство эмо­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти. А эмо­ци­о­наль­ная без­опас­ность неот­де­ли­ма от «про­бле­мы физи­че­ской без­опас­но­сти, свя­зан­ной с опо­рой на ноги».

«Когда мы гово­рим, что чело­век хоро­шо зазем­лён, или что он креп­ко сто­ит на зем­ле, это озна­ча­ет, что чело­век осо­зна­ёт себя и окру­жа­ю­щее. Быть зазем­лён­ным озна­ча­ет быть свя­зан­ным с основ­ны­ми реа­ли­я­ми жиз­ни: с телом, сек­су­аль­но­стью, окру­жа­ю­щи­ми людь­ми и т.д. Мы свя­за­ны с ними в той же самой сте­пе­ни, что и с зем­лей» (А.Лоуэн).

Это зна­чит, что зре­лый чело­век, в первую оче­редь, при­ни­ма­ет сам факт физи­че­ско­го суще­ство­ва­ния в сво­ём теле со все­ми его энер­ге­ти­че­ски­ми про­цес­са­ми. Зазем­лён­ный чело­век осо­зна­ёт окру­жа­ю­щий мир и себя в этом мире, он свя­зан с дру­ги­ми людь­ми, с самим собой – сво­им телом, сво­и­ми мыс­ля­ми и чув­ства­ми, сво­ей сек­су­аль­но­стью. И сле­дуя прин­ци­пу реаль­но­сти, он пра­виль­но осо­зна­ёт дей­стви­тель­ность, а зна­чит – при­ни­ма­ет в любой ситу­а­ции вер­ную пози­цию, гра­мот­ные реше­ния. Он спо­со­бен полу­чать удо­воль­ствие от жизни.

Про­ти­во­по­лож­ным зазем­лён­но­сти явля­ет­ся состо­я­ние «под­ве­шен­но­сти», при кото­ром эмо­ци­о­наль­ный кон­фликт бло­ки­ру­ет спо­соб­ность чело­ве­ка дей­ство­вать адек­ват­но ситу­а­ции. «Под­ве­шен­ное состо­я­ние» про­яв­ля­ет­ся в хро­ни­че­ском мышеч­ном напряжении.

Сла­бо зазем­лён­ные люди под­вер­же­ны нев­ро­зам и могут даже впасть в шизо­фре­ни­че­ское состояние.

«Зазем­ляя» чело­ве­ка, «попол­няя его энер­ге­ти­че­ский запас», а затем и вос­ста­нав­ли­вая все его «энер­ге­ти­че­ские пото­ки», био­энер­ге­ти­ка стре­мить­ся изба­вить чело­ве­ка от нев­ро­зов, вер­нув ему «при­род­ную суть». Цель зазем­ле­ния – повы­сить ощу­ще­ние безопасности.

«Каче­ство зазем­ле­ния чело­ве­ка отра­жа­ет его внут­рен­нее чув­ство без­опас­но­сти. Когда чело­век хоро­шо заземлён, он уве­рен­но чув­ству­ет себя на ногах и уве­рен, что име­ет поч­ву под нога­ми. Это зави­сит не от силы ног, а толь­ко от того, насколь­ко мы их ощу­ща­ем». (А.Лоуэн)

Био­энер­ге­ти­че­ское исце­ле­ние обу­слав­ли­ва­ет­ся зазем­ле­ни­ем и сле­до­ва­ни­ем прин­ци­пу реаль­но­сти, рас­кре­по­ще­ни­ем тела, вос­ста­нов­ле­ни­ем спо­соб­но­сти к само­про­из­воль­но­му осво­бож­де­нию от напря­же­ния и сво­бод­ной цир­ку­ля­ции био­энер­гии в организме.

А посколь­ку энер­гия еди­на, она нику­да не исче­за­ет, а лишь пре­вра­ща­ет­ся из одно­го вида в дру­гой. И если повли­ять на тело, высво­бо­див энер­гию, хра­ня­щу­ю­ся в телес­ных напря­же­ни­ях, то эта энер­гия, по мне­нию Лоуэна, направ­ля­ет­ся на пси­хи­че­ские про­цес­сы, спо­соб­ствуя исце­ле­нию человека.

Таким обра­зом био­энер­ге­ти­че­ский ана­лиз стре­мит­ся через рас­кре­по­ще­ние тела вос­ста­но­вить сво­бод­ное дви­же­ние био­энер­гии, что при­ве­дёт к глу­бин­ным изме­не­ни­ям лич­но­сти и обре­те­нию здо­ро­вья. То есть воз­вра­тит чело­ве­ка к «пер­вич­ной сути», когда чело­век зазем­лён, раци­о­на­лен и полу­ча­ет удо­воль­ствие от жизни.

Для «ожив­ле­ния» (По Лоуэну) (рас­кре­по­ще­ния тела) в био­энер­ге­ти­че­ском ана­ли­зе исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные упраж­не­ния, спо­соб­ству­ю­щие устра­не­нию хро­ни­че­ско­го напряжения.

Эти упраж­не­ния направ­ле­ны на вос­ста­нов­ле­ние пол­но­цен­ной подвиж­но­сти тела и на рабо­ту с «энер­ге­ти­че­ски­ми пото­ка­ми» через дыха­ние (брюш­ное дыхание).

В био­энер­ге­ти­че­ской тера­пии исполь­зу­ют­ся дыха­тель­ная гим­на­сти­ка, напря­жён­ные позы тела, рабо­та с мыш­ца­ми, актив­ные дви­га­тель­ные упраж­не­ния, тех­ни­ки эмо­ци­о­наль­но­го рас­кре­по­ще­ния и выра­же­ния эмо­ций, раз­лич­ные вари­ан­ты физи­че­ско­го кон­так­та и др.

***

Даже при непол­ном рас­смот­ре­нии основ био­энер­ге­ти­ки Лоуэна ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что это уче­ние пред­став­ля­ет собой помесь пси­хо­ло­гии, био­ло­гии, физи­ки (что созда­ёт впе­чат­ле­ние науч­но­сти), а так­же восточ­ной мета­фи­зи­ки, оккульт­ной по сво­ей сути.

Совре­мен­ная нау­ка отно­сит кон­цеп­цию суще­ство­ва­ния «био­энер­гии» (или «био­по­ля») к чис­лу псев­до­на­уч­ных уче­ний. То есть опи­сан­ная Лоуэном био­ло­ги­че­ская энер­гия – сама осно­ва био­энер­ге­ти­ки — не суще­ству­ет. Все выстро­ен­ные на пред­по­ло­же­нии о био­энер­гии «меха­низ­мы» пси­хи­ки, таким обра­зом, тоже придуманные.

Экс­пер­ты Аме­ри­кан­ско­го онко­ло­ги­че­ско­го обще­ства (American Cancer Society (ACS)) про­ве­ли науч­ное иссле­до­ва­ние, не под­твер­див­шее воз­мож­ную эффек­тив­ность био­энер­ге­ти­ки для лече­ния болез­ней, в част­но­сти, рака. Ника­ких дока­за­тельств её исце­ля­ю­ще­го эффек­та нет.

Био­энер­ге­ти­ка Лоуэна при­зна­на спе­ци­а­ли­ста­ми-пси­хо­ло­га­ми мно­гих стран дис­кре­ди­ти­ро­ван­ной (лже­на­уч­ной) практикой.

Одна­ко при этом до сих пор в мире мно­же­ство био­энер­ге­ти­че­ских цен­тров. Огром­ное коли­че­ство пси­хо­ло­гов, меша­ю­щих в сво­ей прак­ти­ке нау­ку и эзо­те­ри­ку, исполь­зу­ют био­энер­ге­ти­че­ский ана­лиз, отста­и­ва­ют его поль­зу. И у них нема­ло кли­ен­тов, счи­та­ю­щих, что в резуль­та­те заня­тий био­энер­ге­ти­кой они оздоравливаются.

Это обу­слов­ле­но, в первую оче­редь, воз­мож­ным релак­са­ци­он­ным потен­ци­а­лом неко­то­рых прак­ти­че­ских мето­дов био­энер­ге­ти­че­ско­го ана­ли­за. Отдель­ные упраж­не­ния вку­пе с вни­ма­ни­ем и под­держ­кой от пси­хо­те­ра­пев­та могут поспо­соб­ство­вать рас­слаб­ле­нию и избав­ле­нию от неко­то­рых болей, свя­зан­ных с перенапряжением.

Одна­ко, учи­ты­вая лже­на­уч­ную осно­ву уче­ния, прак­ти­че­ская сто­ро­на био­энер­ге­ти­ки бази­ру­ет­ся на лож­ных пред­по­сыл­ках, лож­ном пони­ма­нии пси­хи­че­ских меха­низ­мов. По сути, любой био­энер­ге­тик дей­ству­ет наугад. И шанс полу­чить поль­зу, как мини­мум, равен шан­су «остать­ся при сво­их» или же полу­чить вред для здоровья.

Вдо­ба­вок био­энер­ге­ти­ка — оккульт­ное по сво­ей сути уче­ние. Оккуль­тизм может нане­сти вред физи­че­ско­му здо­ро­вью, а нега­тив­ное воз­дей­ствие оккульт­ных прак­тик на пси­хи­ку и душу чело­ве­ка неизбежно. 

Опас­ность оккульт­ных псев­до­на­уч­ных мето­дов в пси­хо­ло­гии хоро­шо опи­сал рос­сий­ский пси­хо­лог Евге­ний Вол­ков (экс­перт, иссле­ду­ю­щий сек­тант­ские мани­пу­ля­ции) на при­ме­ре систем­ных рас­ста­но­вок. Он отме­ча­ет, что это — игра в рус­скую рулет­ку. Кому-то пове­зёт – с ним ниче­го пло­хо­го не слу­чит­ся, а кто-то полу­чит страш­ный удар, от кото­ро­го не смо­жет опра­вить­ся. И не надо забы­вать, что оккуль­тизм – не игра, он раз­ру­ша­ет не толь­ко пси­хи­че­ское здо­ро­вье, но и душу, уво­дя от Бога.

Ната­лья Яра­со­ва, пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии РПЦ МП

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки