Родовое проклятие – один из древних подсознательных страхов или то, что реально существует? Что говорит о нём христианство и что – оккультизм?
Сила слова
«День не задался – это сглаз, порча, проклятие. Я пострадал ни за что, а ведь я ни в чем не виноват…» В эту оккультную схему вписывается большинство историй о родовом проклятии, часто выдуманных неуравновешенными людьми.
Что говорит насчёт родового проклятия Православная Церковь – существует ли оно, и если да, что это такое?
Проклятие как духовная реальность существует и неверно воспринимать то и другое как что-то архаичное или несерьёзное. Под проклятием человека или человеческой общности можно понимать особое (действенное) волеизъявление Бога как Его реакцию на грехи, на содеянное зло (Быт.12:3). В этом случае о проклятии можно говорить как об особой педагогической мере воздействия, как о форме наказания Божия. Кроме того под проклятием может подразумеваться четко выраженное (часто – в словах «будь ты проклят»», «будьте вы прокляты» «да будет он проклят», «да будут они прокляты» и т. п.) желание одного человека воздаяния другому (другим) за ту или иную реальную (Быт.9:25) или мнимую вину. В ряде случаев проклятие может означать острое желание грешника зла другому человеку, другим людям (Чис.23:7).
Как часто мы слышим, как самые близкие люди: родители – детям, жены – мужьям, старики – внукам бездумно повторяют язвительные и желчные фразы: «Чтоб ты сдох (подавился, провалился)»; «Чтоб у тебя руки отсохли!» «Будь ты проклят»; «Чтоб тебе пусто было», и не понимают, что делают.
Вспоминается фильм «Похороните меня за плинтусом» по повести современного писателя Павла Санаева, который невозможно смотреть без учащённого сердцебиения. Автор описывает чудовищный опыт, который пережил в детстве, когда источником ежедневных проклятий в адрес ребёнка и близких стала родная бабушка.
Чтобы простить нанесённые обиды и избавиться от страшной памяти, писателю пришлось написать это произведение, заново пережив те события. И только тогда прощение стало возможным.
Направленный гнев может повредить тому, на кого направлен. Неслучайно грех гнева отнесён к смертным грехам, потому что, по сути, является убийцей любви.
Если в отношении человека произнесено проклятие, это не значит, что оно будет реализовано безусловно, с фатальной неизбежностью. «Не бойся, только веруй», – говорит Господь Иисус Христос (Лк.8:49-50).
Родовые проклятия и оккультизм
На дворе ХХI век, но страх людей перед проклятиями бывает так же силен, как во времена Пушкина. Цыганки и знахарки теперь не зазывают в свои дома – а находят жертв возле больниц, поликлиник и центров медицинской диагностики. Они сообщают, что выглядите вы очень плохо, признаки проклятия налицо, поэтому действовать надо срочно, а помочь в беде могут только они.
Даже здравомыслящие граждане, услышав такое заявление в свой адрес, зачастую отдают аферистам и лжецелителям последнее и впадают в глубокое уныние, от которого, и правда, заболевают, ведь психосоматические реакции организма на стресс никто не отменял, а ипохондрией, как считают терапевты, страдает большая часть их пациентов.
Оккультные сайты и персональные сайты колдунов воздействуют по тому же принципу, что и уличные цыганки: они пробуждают в человеке чувство сильного страха и, пока паника не прошла, вынуждают к необдуманным и опрометчивым действиям.
На сетевых ресурсах оккультистов можно встретить такие пугающие определения: «Родовое проклятие представляет собой деструктивную энергию, имеющую разрушительный характер. Она оказывает влияние на группу людей, кровных родственников». Маги рисуют неуправляемое, опасное, непредсказуемое древнее зло, которому обычный человек не в силах противостоять.
Астрологи и экстрасенсы подробно перечисляют причины родовых проклятий и их последствия. Они перемежают рассказ оккультными терминами вроде кармической составляющей проклятия, настойчиво говорят о мести, о том, что проклятие сделано на смерть. Всё это убеждает неискушённого человека: положение серьёзное, смерть дышит в висок и дело совсем плохо.
Оккультисты намеренно подогревают страхи, акцентируя особую силу некоторых проклятий: мол, очень сильно влияние проклятия, наложенного умирающим, невинно пострадавшим, беременной женщиной, цыганкой, и прочее, прочее.
Кто ищет, тот найдёт
Признаки родовых проклятий, описанные колдунами и магами, при желании может найти у себя каждый. Это похоже на чтение медицинской энциклопедии человеком, далёким от медицины, который решил поставить себе точный диагноз.
Чтобы заранее уберечься от нападок обманутых, оккультисты лукаво предупреждают: «Это внешние признаки, которые могут указывать на наличие родового проклятия с большой вероятностью, но не в 100% случаев. Для точного понимание и постановки «диагноза» нужен индивидуальный подход в каждой конкретной ситуации».
Оккультисты, знахари, ведуны разного пошиба могут связывать с проклятием наследственные заболевания, психические расстройства, кризисы в материально-имущественной сфере (разорение в бизнесе, потеря недвижимости в результате действий мошенников и пр.), аварии, пожары, трудности с поиском потенциального жениха или невесты, наркозависимость, алкоголизм и пр.
Следы проклятий при желании и за отдельную плату они могут обнаружить у вас в гороскопе или нумерологической карте.
Чёрная Луна в четвёртом и седьмом доме, высшие планеты с напряжёнными аспектами, особое положение звёзд в знаке Рака, а также прочие позиции, связанные с Плутоном, Нептуном, Сатурном и Луной в разных зодиакальных вариациях якобы служат надёжными маркерами проклятия, порчи и сглаза.
Неуспокоенные души в роду, сумасшествия, самоубийства, алкоголизм, измены… Всё это определяют звезды, а вовсе не поведение членов вашей семьи, да и ваше собственное. Но, если хорошо поработать, то ночные светила можно переспорить и проклятие снять.
«Вы получаете все шансы управлять своей судьбой, вносить определённые коррективы в вашу напряжённую натальную карту. И вопрос денежного вознаграждения за труды здесь многое решает», – как правило, говорят экстрасенсы.
В мире мистики и эзотерики присутствие Бога в мире и в человеческой жизни упраздняется, а значит, нет Его замысла о каждом человеке, нет Его воли, нет Его заботливого промышления. Защитить человека от сил зла больше некому, кроме, разве что, мага. Заплати – и реши любую проблему.
Оккультисты насаждают языческое мировоззрение. Согласно ему, непонятные и враждебные высшие силы можно подкупить, обмануть, задобрить путём совершения какого-нибудь магического обряда. Увы, многие поддаются манипуляциям.
«Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1Тим.4:7), говорит апостол Павел, имея в виду то, что устарело и препятствует вере. Суеверная вера в проклятие, когда человеку повсюду мерещатся злонамеренные колдуны, клеветники и завистники – один из тех случаев.
Ясно – и к гадалке не ходи
Гадание и обращение к ворожеям и колдунам – страшный грех, за который по церковным канонам налагаются строгие прещения.
Митрополит Калужский и Боровский Климент в одной из проповедей сказал:
«В первый воскресный день Великого поста Церковь неторопливо и тщательно поминает всех, кто по своим убеждениям и образу жизни не имеет с нею ничего общего, и твердо добавляет: «Анафема».
Поверхностно воспринимая это действие, и потому возмущаясь им, современные люди напоминают невежественных старушек из рассказа Василия Никифорова-Волгина «Торжество Православия».
Выходя в этот день из храма, они чинно поздравляли друг друга «с проклятьицем»…
Обращаясь к колдунам и знахарям, в том числе и по поводу родового проклятия, человек открывает душу воздействию темных сил.
Колдовство – это грех, и все „откровения“, полученные при помощи магии – от лукавого.
Благословение вместо проклятия
В Церкви взгляд на духовную проблему проклятия и её решения абсолютно отличен от взгляда, который навязывают оккультисты. Проклятие – противоположно благословению.
Глубоко неслучайна история, рассказанная нам в Ветхом Завете – история Исаака и его сыновей Иакова и Исава. Напомним: по традиции того времени благословение отца давалось первенцу, старшему сыну, но младший Иаков решил во что бы то ни стало получить благословение. Воспользовавшись тем обстоятельством, что у отца было плохое зрение, Иаков, по совету матери, явился к нему с кушаньем под видом своего старшего брата, и получил отцовское благословение. Узнав о случившемся, Исаак вознегодовал, но не «отозвал» благословение. Реакция Исава на обман Иакова была настолько резкой, что тому пришлось бежать из родных мест.
Сегодня, в массовом сознании, благословение родителей не является настолько значимым. И – как утверждают многие пастыри Церкви – совершенно напрасно.
Протоиерей Александр Ильяшенко считает:
«Родительское благословение исключительно важно перед Господом. Дети, которые этого не понимают и какие-то дела совершают без родительского благословения, причиняют себе многие страдания и переживания.
Родительское благословение оберегает детей от бед и искушений.
Есть правило святителя Василия Великого, в котором говорится: если кто женится или выйдет замуж без родительского благословения, отлучается от Церкви на год…»
«Молитвы родителей укрепляют основания домов, являются фундаментом семейного счастья».
Священник Димитрий Фетисов, преподаватель кафедры теологии Рязанского госуниверситета, поясняет:
«Важность родительского благословения обусловлена законами духовной жизни. Во-первых, власть родителей сакральна, а во-вторых, слово реальным образом изменяет материальный мир.
Очень важно благословлять детей с раннего детства, ведь как лодку назовёшь – так она и поплывёт. Обращение к ребёнку «бестолочь», «поросёнок» и т.п. сродни проклятью. Обращение «ангел мой», «мой хороший» (и прочие подобные), словно доброе зерно, однажды прорастёт, принеся малый, средний или большой плод.
Злое слово, косой взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего чада, способны принести духовный вред будущей семье…».
Проклятие в Священном Писании
В Священном Писании Ветхого Завета сообщается о наказании детей за вину его родителей до третьего и четвёртого поколения: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»,– читаем в Книге Исход Ветхого Завета (Исх. 20:5–6). В этих словах усматривается мысль о возможности отражения негативных последствий греховности родителей на их потомках.
В ветхозаветных книгах много мест, в которых сказано о проклятии: «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё… »(Втор.30:15,19).
Господь говорит: «…Душа согрешающая, та умрёт» (Иез.18:4). И даже в Новом Завете святой апостол Иаков предупреждает: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15), а в Послании к римлянам сказано: «И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлёю в возмездие им, да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда» (Рим.11:9–10). Речь здесь идёт о пагубности греха.
Вспоминается и евангельский случай с исцелением слепорожденного, когда ученики Христовы спросили, кто согрешил: тот человек или родители его. Такая постановка вопроса при виде слепого указывает на некоторую распространенность мнения, что болезни могут являться следствием грехов родителей.
Однако в данном случае апостолы получили от Господа отрицательный ответ: «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3).
Достойно замечания, что сам человек, находясь в отдалении от Бога, открывает душу для сил злобы поднебесной. Не всё определяет дурная наследственность. Движение человеческого сердца к Богу, при благодатной поддержке, способно на многое.
Беды и напасти, в земной жизни, могут быть следствием греха. «Бог поругаем, не бывает. Что посеет человек, то и пожнет»(Гал.6:7). Господь ждёт от человека настоящего покаяния.
Характерный пример – возвещенное Давиду, после того как он тяжко согрешил, определение Божие (озвучено через пророка Нафана): « … не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии Хеттеянина, что б она была тебе женою… Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих пред глазами твоими и отдам ближнему твоему, и будет он спать с жёнами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем…Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь …. умрет родившийся у тебя сын». (2Цар.12:10–14).
Вот частичная иллюстрация того, что происходило в доме Давида после совершения им отмеченного выше греха: После того как Давид согрешил с Вирсавией, их первенец умер. Сын царя Давида Амнон возжелал свою сестру Фамарь и обманным путём завлек её к себе, а затем изнасиловал и прогнал вон (2Цар.13:1, 14-17), другой сын Авессалом, узнав об этом, возненавидел Амнона и предал его смерти (2Цар.13:28-29), потом замыслил убить отца и занять его престол, и, когда Давид бежал, на глазах у всего города вошёл к его наложницам (2Цар.16:20-22).
Разумеется, все это, и многое другое служило для Давида уроком.
Бумеранг возвращается
Достаточно часто одни люди проклинают других, находясь в состоянии нарушенного душевного равновесия, в состоянии сердечной боли. Действительно, иногда человек сам подаёт повод к тому, что вывести своего ближнего из себя, разгневать его. Бывает, что причиной тому служит неисполнение заповеди о любви к ближнему.
В христианской среде нередко можно встретить такое мнение относительно проклинающего: если вам довелось услышать проклятие вслед и это не даёт покоя, следует помолиться о том человеке, покаяться на исповеди за то, что подали повод этому.
Но случается также и то, что причиной произнесения проклятия проклинающим служит его греховность, греховная ожесточенность, желание зла ближнему (к примеру, по зависти), гордыня и пр. При такой ситуации проклятие может обратиться на него самого. Бумеранг зла возвращается к тому, кто его запустил.
Интернет предлагает огромный выбор оккультных способов избавления от родового проклятия. Это и так называемые молитвы, которые не имеют никакого отношения к церковным молитвам и песнопениям, и заговоры – рифмованные строчки бессмысленной устрашающей ерунды.
В качестве примера приведем такое лже-молитвословие:«Дело и слово мое ключ, замок, язык. Что говорила, что шептала, матерь Божия слыхала, во всяк час мне помогала, дело и слово мое благая весть».
Светлые силы Ярила и матери-земли перечисляются вперемешку со святыми и ангелами, налицо оккультная мотивация: я сделаю это, и за это мне будет сделано то. Творить такие псевдомолитвы ни в коем случае нельзя.
Иногда оккультисты советуют проклятым родственникам срочно пойти в церковь, но не за покаянием и отпущением грехов, а затем, чтобы совершить некие манипуляции, наполненные магическим смыслом.
С виду они могут напоминать традиционные формы богослужения – колдуны зачастую советуют помолиться определённым святым, поставить свечи за упокой, заказать сорокоусты или молебны, и так далее. Но все эти действия, координируемые колдунами и по вере их жертв в спасительность колдовства, исполняемые в качестве магических ритуалов – я тебе, Господи, а ты мне – ни что иное как способ послужить диаволу.
С такой потребительской оккультной мотивацией приходить в храм духовно опасно и кощунственно.
Бог Сам знает, как Ему с кем поступить
Православная Церковь предостерегает от таких средств и способов борьбы с последствиями проклятия. Советы духовенства исполнены совершенно другого духа.
В мультимедийном блоге популярного в России проповедника и общественного деятеля протоиерея Димитрия Смирнова некий Виктор задает священнику вопрос: «Как отмолить грехи предков и грехи своего рода? Я болен с 18 лет эпилепсия неясного генеза. Когда мне было 7 лет, отец убил мать, оба были пьяные. На мне, наверное, проклятие».
Отвечает прот. Димитрий Смирнов, по теме вопроса с ним беседует прот. Александр Березовский.
О. Димитрий:
– Тут интересно бы узнать, что это за грехи рода и что он подразумевает под родовым проклятием: кто проклял, за что и так далее. Может быть, тут просто некое самовнушение.
О. Александр:
– Человек пишет про себя, что с восемнадцати лет болен эпилепсией и эту болезнь воспринимает как проклятие рода.
– Скорее всего, к проклятию это отношения не имеет.
– А если, предположим, родственники совершили какие-то страшные злодеяния, может быть, убийство, каким образом это может отразиться на нём?
– Ну, например, это убийство случилось вследствие психического заболевания. Вот те люди, которые детей убивают, у них с головой и душой явный непорядок, хотя они могут быть вменяемы, но назвать их психически нормальными не представляется возможным. И вот у такого убийцы рождается сынок.
Естественно, сынок имеет риски унаследовать нечто нездоровое от такого папаши. А это может выразиться в другом психическом заболевании, например, в падучей болезни, такое возможно. Но как один человек может отмолить грехи другого? Просто молиться о другом может. Отец есть отец, сын может сочувствовать отцу, молиться о нём, но термин «вымолить» здесь неприменим. Бог Сам знает, как Ему с кем поступить.
– А если человек знает, что в его роду были, скажем, какие-то колдуны или ворожеи…
– Или сотрудники НКВД…
– Да, и вот человек ощущает свою причастность, его тяготит грех своих родственников, и он хотел бы от своего лица принести покаяние…
– Я знаю одного человека, папа которого был артист, а дедушка как раз сотрудник некой организации, взорвал храм. Так этот человек стал священником. Сделал противоположное тому, чем его дед занимался в юности.
– Тот посвятил жизнь богоборчеству, а этот служению Богу.
– Да. Пошёл по стопам предков, но в обратную сторону.
«Бог простит кающегося, ведь Он – Бог»
Интересно, что говорят о проклятии святые, близкие к нам по времени.
Святой Паисий Святогорец в беседе с духовными чадами приводит поучительную историю: «Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что – разве они найдут проклятие?
Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть! Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нёс его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них устроился.
Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с 15-летнего возраста и мучается вот уже 18 лет. «Но разве такое может случиться ни с того ни с сего? – подумал я. – Быть этого не может, здесь скрыта какая-то причина».
Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и стали возле него.
«Встань, – сказал ему кто-то, – уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда – не сможешь сидеть».
И это проклятие подействовало. Видишь как – юноша-то был с наглецой. «А чего я, – говорит, – буду вставать? Я за своё место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты – подросток – расселся. «Вот от этого-то все и произошло, – сказал я ему. – Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров.
Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость.
Например, если одна женщина поднимет на смех другую – страдающую – или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу.
Бог попускает проклятиям иметь силу подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад – к тому, от кого оно изошло.
Тот, на кого направлено проклятие, мучится в этой жизни. Тем не менее, тот, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни вечной, потому что, если он не покается и не исповедается, то там будет наказан Богом как преступник.
…Может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берёшь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик – убивать его ты не имеешь права.
Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла.
Освободиться от проклятия можно покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, исповедались, и все их беды прекратились.
Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня!» – и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на Исповеди священнику, то Бог простит кающегося, ведь Он – Бог».
Навсегда сделал совершенными
Над каждым из нас в какой-то мере тяготеет наследственность, но любой грамотный врач скажет, что наследственные факторы проявляются далеко не всегда – а только в случае, если пациенты сами ведут неправильный образ жизни, чем-то злоупотребляют.
То же медицинское правило применимо и к духовной стороне бытия. В христианстве дурная наследственность преодолима. Господь бесконечно милостив и пострадал за нас на Кресте. Каждый человек отвечает перед Ним за свои грехи, мысли и поступки.
В Послании к евреям утверждается: «Ибо Он (Иисус) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10:14). Два смысловых акцента этого высказывания –»совершенными» и «навсегда» – вселяют надежду, что благодаря Его жертве грех и его последствия преодолимы.
Но это не значит, что нам, христианам, можно расслабляться и плыть по течению. «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр.12:15).
Священник Святослав Шевченко в журнале «Фома» высказывает мнение :
«Совершенно очевидно, что в христианской традиции можно остановить любое проклятие благочестивой жизнью и духовным развитием. Оплакивайте свои грехи, помогайте людям, спешите творить добро, участвуйте в церковных таинствах, любите Бога – и Он благословит ваш род на тысячу родов» (Исх.20:4-6).
Священник Пётр Гурьянов в том же издании продолжает эту мысль:
«В Таинстве Крещения омывается первородный грех и те грехи, которые человек сделал до своего крещения. Стало быть, никакой ответственности за грехи предков крещеный человек не несёт и действие никаких проклятий на него не распространяется.
Конечно, если верить в проклятия, то можно очень сильно настроить свою психику таким образом, что проклятие как будто бы есть (как, знаете, в некоторых народах, когда человек сделал что-то запретное, он перестает есть и теряет смысл жизни, ложится и умирает), но это совершенно неверный настрой.
Если человек крещёный, стало быть, переживать не о чем, пусть только обращается к Богу, молится, читает Писание, участвует в богослужениях, причащается».
Словом, если в жизни что-то не ладится, не стоит думать, что всему виной родовое проклятие. Если что-то подобное на самом деле произошло, то, оценив происходящее, необходимо понять, где мы были неправы, кого обидели и постараться изменить отношения с близкими людьми. Изменив угол взгляда на себя и свою жизнь, мы будем в силах с Божьей помощью изменить к лучшему то и другое.
Валентина Киденко по материалам православных СМИ
Фото из открытых источников
Комментировать