Сциентизация эзотерики и псевдонаука

Сциентизация эзотерики и псевдонаука

(3 голоса5.0 из 5)

В совре­мен­ной социо­ло­гии ста­ли появ­лять­ся рабо­ты, в кото­рых содер­жат­ся попыт­ки обра­тить вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей на некие эзо­те­ри­че­ские идеи, без кото­рых, мол, нам не обой­тись. Живое Сло­во, Живая Эти­ка, Выс­ший Разум, Абсо­лют и дру­гие подоб­ные тер­ми­ны пред­ла­га­ет­ся внед­рить в науч­но-иссле­до­ва­тель­скую прак­ти­ку. При этом не утруж­да­ют себя вопро­сом, а как это сде­лать. В резуль­та­те поле социо­ло­гии (осо­бен­но ее тео­рия и мето­до­ло­гия) засо­ря­ет­ся сооб­ра­же­ни­я­ми, дале­ки­ми от нау­ки. ФЕСЕНКОВА Лидия Васи­льев­на — кан­ди­дат фило­соф­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та фило­со­фии РАН.

Мно­го­лет­нее гос­под­ство нату­ра­лиз­ма, кото­рый в совет­ский пери­од был ори­ен­ти­ро­ван на фило­со­фию диа­лек­ти­че­ско­го мате­ри­а­лиз­ма, поро­ди­ло реак­цию — тос­ку по духов­но­му, жаж­ду веры. Стрем­ле­ние к духов­но­сти пред­став­ля­ет собой доста­точ­но зна­чи­мое явле­ние в жиз­ни обще­ства. Его соци­аль­ные послед­ствия труд­но про­гно­зи­ро­вать. Неиз­вест­но, во что оно выльет­ся и куда оно может заве­сти. Ясно одно: чем силь­нее эта духов­ная жаж­да, тем серьез­нее могут быть ее послед­ствия для обще­ства, тем страш­нее соблаз­ны и угро­зы духа, осо­бен­но для неис­ку­шен­но­го в духов­ных боре­ни­ях интеллигента.

Не сек­рет, что обще­ствен­ное созна­ние сего­дня напол­ня­ет­ся раз­но­об­раз­ны­ми оккульт­ны­ми и эзо­те­ри­че­ски­ми уче­ни­я­ми. Пред­став­ле­ния о Выс­шем Разу­ме, Абсо­лю­те, Вели­ких учи­те­лях, пере­се­ле­нии душ и др. сопро­вож­да­ют нас повсю­ду. Что же про­ис­хо­дит, поче­му оно ста­ло сего­дня столь вос­при­им­чи­во к этим пред­став­ле­ни­ям? Поче­му магия и оккуль­тизм так вос­тре­бо­ва­ны сейчас?

Осо­бен­ное вни­ма­ние при­вле­ка­ют сего­дня точ­ки воз­мож­но­го сопри­кос­но­ве­ния нау­ки и эзо­те­ри­ки (т.е. те момен­ты, когда науч­ные дан­ные под­твер­жда­ют или яко­бы под­твер­жда­ют неко­то­рые пред­став­ле­ния эзо­те­ри­ки). Стрем­ле­ние видеть в отдель­ных резуль­та­тах нау­ки (напри­мер, кван­то­вой меха­ни­ки) науч­ное под­твер­жде­ние эзо­те­ри­че­ских уче­ний мас­ки­ру­ет прин­ци­пи­аль­ные раз­ли­чия меж­ду эзо­те­ри­кой и нау­кой. В созна­нии наше­го совре­мен­ни­ка сти­ра­ют­ся гра­ни меж­ду оккуль­тиз­мом и науч­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми о мире: био­по­ля, Выс­ший разум, кос­ми­че­ский маг­нит и дру­гие пред­став­ле­ния совре­мен­но­го оккуль­тиз­ма при­об­ре­та­ют сего­дня иллю­зию науч­ной дока­зан­но­сти. Тем самым созда­ет­ся устой­чи­вое впе­чат­ле­ние, что нау­ка и эзо­те­ри­ка не про­ти­во­ре­чат, а допол­ня­ют друг дру­га. Этот тезис о допол­ни­тель­но­сти нау­ки и эзо­те­ри­ки полу­чил сего­дня широ­кое распространение.

В какой мере этот взгляд на соот­но­ше­ние нау­ки и эзо­те­ри­ки явля­ет­ся спра­вед­ли­вым? На чем осно­вы­ва­ют­ся пред­по­ло­же­ния о науч­ном обос­но­ва­нии эзо­те­ри­ки и о воз­мож­но­сти сов­ме­ще­ния эзо­те­ри­че­ских и науч­ных взгля­дов в новой миро­воз­зрен­че­ской пара­диг­ме как еди­ной систе­ме непро­ти­во­ре­чи­вых пред­став­ле­ний? Что пред­став­ля­ют собой онто­ло­ги­че­ские утвер­жде­ния эзо­те­ри­ки с точ­ки зре­ния науч­ной методологии?

Совре­мен­ная эзо­те­ри­ка высту­па­ет в нау­ко­об­раз­ном обли­чий, часто в сопро­вож­де­нии гра­фи­ков, фор­мул и мате­ма­ти­че­ских таб­лиц. Она апел­ли­ру­ет к нау­ке, про­воз­гла­шая прин­цип «един­ства нау­ки, рели­гии и фило­со­фии». «Совре­мен­ная тео­со­фия вхо­дит в мир через нау­ку» — так утвер­жда­ет Л.В. Шапош­ни­ко­ва, вице-пре­зи­дент Меж­ду­на­род­но­го цен­тра Рериха.

Что же пред­став­ля­ет собой этот «син­тез нау­ки и рели­гии», како­во дей­стви­тель­ное, а не декла­ри­ру­е­мое отно­ше­ние тео­со­фии к науч­но­му знанию?

Эзо­те­ри­ка име­ет, без­услов­но, свое соб­ствен­ное миро­воз­зре­ние. Это миро­воз­зре­ние — энер­ге­ти­че­ское: «Миро­зда­ние явля­ет­ся огром­ной энер­ге­ти­че­ской систе­мой, а чело­век — одна из струк­тур этой систе­мы. В огром­ном поле энер­ге­ти­ки про­ис­хо­дят самые слож­ные про­цес­сы, в первую оче­редь свя­зан­ные с энер­ге­ти­че­ским обме­ном. Послед­ний и явля­ет­ся глав­ной силой эво­лю­ции чело­ве­че­ства. Энер­ге­ти­че­ский обмен (гори­зон­таль­ный, вер­ти­каль­ный и глу­бин­ный) идет по раз­ным направ­ле­ни­ям… Гори­зон­таль­ный обмен — это обмен на поверх­но­сти пла­не­ты, вер­ти­каль­ный — это обмен чело­ве­ка с кос­ми­че­ски­ми тела­ми, с созвез­ди­я­ми Зоди­а­ка, с Солн­цем, с пла­не­та­ми Сол­неч­ной систе­мы, с созвез­ди­ем Ори­о­на, кото­рое игра­ет огром­ную роль как про­стран­ствен­но-вре­мен­ное поме­ще­ние Кос­ми­че­ско­го Маг­ни­та» [1,с.14]. Утвер­жда­ет­ся основ­ная тен­ден­ция миро­во­го раз­ви­тия — дви­же­ние к Син­те­зу, в кото­ром глу­бин­ный энер­ге­ти­че­ский обмен — обмен с дру­ги­ми мира­ми, мира­ми иных изме­ре­ний — игра­ет реша­ю­щую роль.

В этой онто­ло­ги­че­ской кар­тине все пони­ма­ет­ся через энер­ге­ти­ку, даже такие, каза­лось бы, дале­кие от нее объ­ек­ты, как куль­ту­ра, Рос­сия, чело­век. Совре­мен­ные пред­ста­ви­те­ли эзо­те­ри­че­ской мыс­ли гово­рят о суще­ство­ва­нии неко­е­го энер­ге­ти­че­ско­го поля куль­ту­ры и роли Рос­сии в его фор­ми­ро­ва­нии. К людям они отно­сят­ся как к «субъ­ек­там» или «объ­ек­там» эво­лю­ции. Пер­вые выпол­ня­ют функ­цию оду­хо­тво­ре­ния энер­ге­ти­че­ской систе­мы миро­зда­ния. Вто­рые — идут по энер­ге­ти­че­ско­му кана­лу эво­лю­ции неосо­знан­но. Итак, все вокруг — энер­ге­ти­ка; вез­де усмат­ри­ва­ют­ся био­по­ле­вые струк­ту­ры, тон­кие миры, виб­ра­ции — все име­ет энер­ге­ти­че­скую при­ро­ду. Даже любовь рас­смат­ри­ва­ет­ся как энер­ге­ти­че­ское при­тя­же­ние двух людей друг к дру­гу и зави­сит от сте­пе­ни энер­ге­ти­че­ско­го потен­ци­а­ла. Воз­ни­ка­ет и физи­че­ская модель семьи как 2‑х шари­ков, испы­ты­ва­ю­щих попе­ре­мен­ное при­тя­ги­ва­ние и оттал­ки­ва­ние. Соеди­не­ние двух людей, слож­ней­шие чув­ства, их свя­зы­ва­ю­щие, иду­щие от тра­ди­ций, куль­ту­ры, мора­ли, дол­га — все рас­смат­ри­ва­ет­ся энер­ге­ти­че­ски как при­тя­же­ние и оттал­ки­ва­ние шари­ков. Все очень про­сто, очень страш­но и… забав­но. В этом одно­мер­ном мире — мире энер­ге­ти­че­ских пото­ков, нас могут окру­жать вам­пи­ры и отса­сы­вать нашу энергию…

В «био­по­ле­вых» кар­тин­ках мы встре­ча­ем­ся и с мифа­ми о пере­се­ле­нии душ, о жиз­ни после смер­ти, с Шам­ба­лой, Буд­дой, Хри­стом и свя­ты­ми. В них Шам­ба­ла явля­ет­ся энер­ге­ти­че­ским цен­тром мира, а свя­тые и муд­ре­цы, живу­щие в ней, явля­ют­ся про­вод­ни­ка­ми энер­гии меж­ду кос­мо­сом и Зем­лей. Буд­да и Хри­стос — это вовсе не про­ро­ки буд­диз­ма и хри­сти­ан­ства. Их дей­ствия жест­ко опре­де­ле­ны физи­че­ски­ми законами.

Име­ют ли эти пред­став­ле­ния реаль­ную почву?

Преж­де все­го отме­тим, что науч­ная кар­ти­на мира кар­ди­наль­но отли­ча­ет­ся от эзо­те­ри­че­ской. Это мож­но про­сле­дить по цен­траль­ным вопро­сам про­ис­хож­де­ния мира, жиз­ни, человека.

Вот взгля­ды эзо­те­ри­ки на про­ис­хож­де­ние чело­ве­ка: «Лун­ные боги созда­ли тон­кие тела чело­ве­ка, вокруг кото­ро­го При­ро­да стро­и­ла эфир­ные и иные обо­лоч­ки. Пер­во­на­чаль­но чело­век не обла­дал созна­ни­ем, но мог летать, не имел физи­че­ско­го тела. Это пер­вая раса. Вто­рая раса воз­ник­ла путем уплот­не­ния всех этих тел. Вос­про­из­ве­де­ние потом­ства людей вто­рой расы про­ис­хо­ди­ло путем поч­ко­ва­ния». Об этом мы узна­ем в эзо­те­ри­че­ском сло­ва­ре [2, с. 194], про­па­ган­ди­ру­ю­щем взгля­ды Е. П. Бла­ват­ской на антро­по­ге­нез [3, т. 2, с. 148]. С точ­ки зре­ния нау­ки такие воз­зре­ния явля­ют­ся явной про­фа­на­ци­ей и не име­ют пра­ва на суще­ство­ва­ние в серьез­ной лите­ра­ту­ре. Так же как и «науч­ные» выска­зы­ва­ния Е. И. Рерих о том, напри­мер, что Юпи­тер и Вене­ра насе­ле­ны более совер­шен­ны­ми, чем люди, оби­та­те­ля­ми, а гима­лай­ские махат­мы при­шли на нашу пла­не­ту с Вене­ры для уско­ре­ния нашей эво­лю­ции. Сего­дня это все­рьез повто­ря­ют про­по­вед­ни­ки эзо­те­ри­че­ских уче­ний [4, с. 61].

Не менее пора­зи­тель­ны пред­став­ле­ния совре­мен­ных адеп­тов Живой Эти­ки и об исто­ри­че­ском про­цес­се: «Этот про­цесс назы­ва­ет­ся закла­ды­ва­ни­ем маг­ни­тов, что свя­за­но с созда­ни­ем в опре­де­лен­ном про­стран­стве энер­ге­ти­че­ско­го поля, кото­рое слу­жит осно­вой для даль­ней­ше­го эво­лю­ци­он­но­го и исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия это­го про­стран­ства»… «На нашей пла­не­те такие дей­ствия про­из­во­ди­лись регу­ляр­но и опре­де­ля­ли фор­ми­ро­ва­ние зем­но­го исто­ри­че­ско­го про­цес­са. Маг­ни­ты закла­ды­ва­лись в пред­две­рии пере­лом­ных момен­тов эво­лю­ции и исто­рии чело­ве­че­ства». Л. В. Шапош­ни­ко­ва рас­ска­зы­ва­ет, как экс­пе­ди­ция Рери­хов в Цен­траль­ную Азию зало­жи­ла такие маг­ни­ты по сво­е­му экс­пе­ди­ци­он­но­му марш­ру­ту, при­чем виб­ра­ция кам­ня, кото­рый закла­ды­ва­ла Еле­на Ива­нов­на, так же как и ее соб­ствен­ная энер­ге­ти­ка, была согла­со­ва­на с рит­мом Кос­ми­че­ско­го Маг­ни­та. В резуль­та­те это­го «места, по кото­рым про­хо­дил путь Цен­траль­но-Ази­ат­ской экс­пе­ди­ции, ста­нут со вре­ме­нем цен­тра­ми раз­ви­тия ново­го энер­ге­ти­че­ско­го вида чело­ве­че­ства. Сфор­ми­ро­ван­ное Рери­хом энер­ге­ти­че­ское поле пред­опре­де­ли­ло раз­ви­тие этих реги­о­нов на мно­го веков впе­ред… Маг­нит, ритм кото­ро­го созву­чен Кос­ми­че­ско­му Маг­ни­ту, или пред­мет, при­над­ле­жа­щий Высо­ко­му Духу и исполь­зо­ван­ный в каче­стве маг­ни­та, могут, по утвер­жде­нию вели­ких учи­те­лей, пред­ре­шать исто­рию госу­дар­ства или стра­ны по край­ней мере на 1000 лет» [5, с. 332–333].

В таком же про­ти­во­ре­чии с науч­ны­ми дан­ны­ми нахо­дят­ся пред­став­ле­ния эзо­те­ри­ки и по дру­гим осно­во­по­ла­га­ю­щим про­бле­мам кос­мо­ло­гии, био­ло­гии, пале­он­то­ло­гии и дру­гих наук. Все авто­ри­те­ты бес­тре­пет­но отбра­сы­ва­ют­ся. Для эзо­те­ри­ков не суще­ству­ет ни Мен­де­ле­е­ва, ни Дар­ви­на, ни Эйн­штей­на, ни дру­гих гиган­тов нау­ки, воз­зре­ния кото­рых лежат в осно­ве совре­мен­ных пред­став­ле­ний о мире. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что они не слы­ша­ли ниче­го ни об есте­ствен­ном отбо­ре, ни о гене­ти­ке, ни о тео­рии отно­си­тель­но­сти, ни о Боль­шом взрыве.

При­ме­ры вос­кре­ше­ния арха­и­ки «от име­ни» нау­ки бес­чис­лен­ны. Вот неко­то­рые из них: «С точ­ки зре­ния совре­мен­ной физи­ки, тор­си­он­ные поля души (то есть поля кру­че­ния души) широ­ко рас­про­стра­ня­ют­ся вокруг. Доб­рые мыс­ли рас­кру­чи­ва­ют тор­си­он­ные поля в одну сто­ро­ну, а злые в про­ти­во­по­лож­ную… Эле­мен­ты тор­си­он­ных полей отве­ча­ют за чув­ства стра­ха, тре­во­ги, него­до­ва­ния… Злые мыс­ли и болез­ни дей­ству­ют на душу оди­на­ко­во — они рас­кру­чи­ва­ют тор­си­он­ные поля в нега­тив­ную сто­ро­ну» [6, с. 191,193]. И еще: «Иисус Хри­стос …бле­стя­ще про­вел вос­кре­ше­ние Лаза­ря, соеди­нив его с источ­ни­ком кос­ми­че­ской энер­гии. Поступ­ле­ние энер­гии вдох­ну­ло душу в тело Лаза­ря. При этом Хри­стос дол­жен был про­бить энер­ге­ти­че­ский барьер, отде­ля­ю­щий их обо­их от нема­те­ри­аль­но­го мира, и обру­шить на Лаза­ря поток энер­гии из неко­е­го энер­ге­ти­че­ско­го резер­ву­а­ра, кото­рым и поль­зо­вал­ся сам» [7, с. 149]. Ком­мен­та­рии здесь излишни…

Во мно­гих совре­мен­ных эзо­те­ри­че­ских уче­ни­ях посту­ли­ру­ет­ся нали­чие энер­го­ин­фор­ма­ци­он­но­го поля Все­лен­ной. Пред­по­ла­га­ет­ся, что в нем отра­же­на исто­рия раз­ви­тия нашей пла­не­ты и вся инфор­ма­ция, накоп­лен­ная чело­ве­че­ством. Имен­но суще­ство­ва­ни­ем это­го поля эзо­те­ри­ки объ­яс­ня­ют явле­ния спи­ри­тиз­ма, ясно­ви­де­ния, про­ро­честв, экс­тра­сен­со­ри­ки: экс­тра­сенс, под­клю­чив­шись к дан­но­му полю, полу­ча­ет зна­ния о про­шлом и буду­щем. На кон­цеп­ции инфор­ма­ци­он­но­го супер­по­ля, свя­зы­ва­ю­ще­го все сущее во Все­лен­ной и на Зем­ле, осно­вы­ва­ет­ся био­энер­го­ин­фор­ма­ти­ка — «новое науч­ное направ­ле­ние, кото­рое объ­яс­ня­ет все ано­ма­лии (не при­зна­ва­е­мые офи­ци­аль­ной нау­кой) с пози­ций инфор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ско­го обме­на» [8, с. 128] — так пози­ци­о­ни­ру­ет ее А. Ю. Савин — автор «ноокос­мо­ло­гии», пред­став­ля­ю­щей собой соеди­не­ние рери­хи­ан­ства и рус­ско­го кос­миз­ма. Духов­ная прак­ти­ка этой «новой нау­ки» — при­кос­но­ве­ние к выс­шим мирам, явле­ния откро­ве­ния и даже диа­ло­ги с «духов­ны­ми суб­стан­ци­я­ми умер­ших людей», кото­рые про­те­ка­ют через зна­ние зако­нов био­энер­го­ин­фор­ма­ти­ки. Ста­рин­ные идеи тай­но­ви­де­ния, магии и оккуль­тиз­ма высту­па­ют здесь в пре­дель­но сци­ен­ти­зи­ро­ван­ном виде.

Побед­ное шествие тео­соф­ских идей сви­де­тель­ству­ет о том, что они отве­ча­ют каким-то важ­ным запро­сам евро­пей­ско­го созна­ния. Уче­ние ока­за­лось воис­ти­ну неис­тре­би­мым, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные обви­не­ния в негра­мот­но­сти и шар­ла­тан­стве. Какие же тай­ные склон­но­сти, дрем­лю­щие в бес­со­зна­тель­ном чело­ве­ка — как XIX в., так и совре­мен­но­го — дела­ют его жиз­не­спо­соб­ным и нечув­стви­тель­ным к любой критике?

Широ­кое рас­про­стра­не­ние пози­ти­виз­ма в евро­пей­ском обще­стве и отход обра­зо­ван­ных сло­ев обще­ства от рели­гии поро­ди­ли потреб­ность в духов­но­сти и сакраль­но­сти, кото­рые дре­ма­ли до поры до вре­ме­ни в неосо­зна­ва­е­мых сло­ях обще­ствен­но­го созна­ния. Но потреб­ность в духов­но­сти, угне­та­е­мая пози­ти­виз­мом, отнюдь не отме­ня­ет дру­гой столь же харак­тер­ной для него потреб­но­сти — в раци­о­наль­ном обос­но­ва­нии сво­их веро­ва­ний. Сего­дня они долж­ны быть, хотя бы по види­мо­сти, науч­но обос­но­ва­ны. Нау­ко­об­раз­ное обли­чие совре­мен­ной эзо­те­ри­ки как раз и дает ей воз­мож­ность впи­сать­ся в систе­му тре­бо­ва­ний совре­мен­но­го менталитета.

Очень важ­ной чер­той, харак­те­ри­зу­ю­щей созна­ние евро­пей­ца, явля­ет­ся его потреб­ность в само­утвер­жде­нии, уко­ре­не­нии сво­ей инди­ви­ду­аль­ной, лич­ност­ной зна­чи­мо­сти. Тео­со­фия рез­ко повы­ша­ет онто­ло­ги­че­ский ста­тус лич­но­сти в общей кар­тине миро­зда­ния и тем самым удо­вле­тво­ря­ет одну из базис­ных духов­ных потребностей.

Воз­дей­ствие на евро­пей­ское обще­ство маги­че­ских пред­став­ле­ний антич­но­сти и Егип­та, иудей­ской каб­ба­лы и дру­гих эзо­те­ри­че­ских уче­ний мож­но про­сле­дить на про­тя­же­нии все­го раз­ви­тия запад­ной куль­ту­ры. В этих пред­став­ле­ни­ях чело­век высту­па­ет как вла­сте­лин при­ро­ды. Магия исполь­зу­ет­ся для дости­же­ния вла­сти над ее зако­на­ми в соб­ствен­ных целях, без уча­стия и бла­го­да­ти Бога. Это откры­тый вызов хри­сти­ан­ской тра­ди­ции — под­ме­на хри­сти­ан­ско­го уче­ния о Бого­че­ло­ве­ке меч­той о чело­ве­ко­бо­ге, кото­рый соб­ствен­ным маги­че­ским уси­ли­ем дости­га­ет боже­ствен­но­го состо­я­ния. Эта под­ме­на совер­ша­ет­ся в эпо­ху Воз­рож­де­ния в рам­ках само­го хри­сти­ан­ства и про­па­ган­ди­ру­ет­ся ее авто­ра­ми как даль­ней­шее раз­ви­тие хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. На деле же это — тра­ди­ция оккульт­ная. Она име­ет гно­сти­че­ские исто­ки, раз­ви­ва­ясь в евро­пей­ской куль­ту­ре парал­лель­но с христианством.

В тео­со­фии Бла­ват­ской и Рери­хов эта чер­та воз­ве­ли­чи­ва­ния чело­ве­ка дости­га­ет сво­е­го апо­гея. Их сто­рон­ни­ки утвер­жда­ют, что чело­век в сво­ей эво­лю­ции спо­со­бен обре­сти сверх­че­ло­ве­че­ские каче­ства (теле­па­тию, спо­соб­ность к путе­ше­стви­ям в аст­раль­ных мирах и т.д.). Этих качеств дости­га­ют восточ­ные адеп­ты или махат­мы — таин­ствен­ные суще­ства, обла­да­ю­щие все­ми атри­бу­та­ми боже­ствен­но­сти. Чело­век, совер­шен­ствуя себя, ста­но­вит­ся сверх­че­ло­ве­ком, т.е. тем бес­смерт­ным и без­греш­ным чело­ве­ко­бо­гом, о кото­ром меч­та­ли маги и тай­но­вид­цы. Как утвер­жда­ют эзо­те­ри­ки, Махат­мы — это Вели­кие Учи­те­ля, стар­шие бра­тья чело­ве­че­ства. Они могут выде­лять из сво­е­го физи­че­ско­го тела тон­кие мате­ри­аль­но-энер­ге­ти­че­ские обо­лоч­ки, пре­бы­ва­ю­щие в глу­би­нах пси­хи­ки, сво­бод­но путе­ше­ство­вать в этих обо­лоч­ках по миру, посе­щать уче­ни­ков. Они участ­ву­ют в жиз­ни чело­ве­че­ства, сохра­няя анонимность.

Дру­гой чер­той, дрем­лю­щей в тем­ном бес­со­зна­тель­ном евро­пей­ско­го чело­ве­ка (и чер­той пора­зи­тель­ной), явля­ет­ся неодо­ли­мая тяга к постро­е­нию совер­шен­но­го обще­ства, в кото­ром раз­ре­шат­ся все про­ти­во­ре­чия, неспра­вед­ли­во­сти и неправ­да нашей жиз­ни и реа­ли­зу­ет­ся вера в воз­мож­ность постро­ить такое обще­ство не в поту­сто­рон­нем мире, а здесь на зем­ле сила­ми само­го чело­ве­ка, с помо­щью нау­ки. Эта мес­си­ан­ская, эсха­то­ло­ги­че­ская идея гло­баль­но­го спа­се­ния чело­ве­че­ства выли­ва­ет­ся в кон­крет­ные моде­ли постро­е­ния гар­мо­нич­но­го общества.

Пси­хо­ло­ги­че­ская под­поч­ва это­го явле­ния может быть отча­сти рас­кры­та с помо­щью уче­ния Юнга об архе­ти­пах кол­лек­тив­но­го бес­со­зна­тель­но­го, кото­рые он рас­смат­ри­ва­ет в каче­стве мен­таль­ных форм и выво­дит при­сут­ствие их из пер­во­быт­ных и уна­сле­до­ван­ных источ­ни­ков чело­ве­че­ско­го разу­ма. Это — «пер­во­быт­ные образ­цы», кото­рые явля­ют­ся «инстинк­тив­ным век­то­ром, направ­лен­ным трен­дом, точ­но так же как импульс у птиц вить гнез­до и у мура­вьев стро­ить мура­вей­ник» [9, с. 64–65]. С этой точ­ки зре­ния мес­си­ан­ские чая­ния о пре­об­ра­зо­ва­нии мира и само­го чело­ве­ка пред­став­ля­ют собой про­яв­ле­ния архе­ти­па «золо­то­го века», веч­но вос­про­из­во­ди­мо­го в мен­та­ли­те­те раз­ных наций, в раз­ные эпо­хи, раз­ных странах.

В пред­став­ле­ни­ях тео­со­фии и дру­гих эзо­те­ри­че­ских уче­ний архе­тип «золо­то­го века» раз­рас­та­ет­ся до все­лен­ских мас­шта­бов. Идея спа­се­ния чело­ве­че­ства не огра­ни­чи­ва­ет­ся здесь одним ост­ро­вом (как у Т. Мора), одной стра­ной и даже одной нашей пла­не­той, а при­об­ре­та­ет кос­ми­че­ские раз­ме­ры: целые кос­ми­че­ские циви­ли­за­ции эво­лю­ци­о­ни­ру­ют к совер­шен­ству. Сама жизнь чело­ве­ка при­об­ре­та­ет кос­ми­че­ский смысл. Ее эво­лю­ци­он­ное совер­шен­ство­ва­ние про­ис­хо­дит путем вос­хож­де­ния по лест­ни­це кос­ми­че­ских Иерар­хий, при­бли­жа­ясь к Выс­ше­му Разу­му. В этих пред­став­ле­ни­ях вопло­ща­ют­ся меч­ты уто­пи­че­ских мыс­ли­те­лей, кото­рые про­хо­дят крас­ной нитью через всю исто­рию евро­пей­ской мысли.

Итак, эзо­те­ри­ка гене­ти­че­ски свя­за­на с евро­пей­ским типом мыш­ле­ния и отра­жа­ет глу­бин­ные запро­сы и потреб­но­сти запад­но­го менталитета.

Какие изме­не­ния в обще­ствен­ном созна­нии мож­но ожи­дать в буду­щем под вли­я­ни­ем воз­дей­ствия эзо­те­ри­че­ских идей? Мы уже виде­ли, что эзо­те­ри­ка воз­вра­ща­ет к арха­и­че­ским пред­став­ле­ни­ям о мире. Но глав­ное не в этом, а в самом ее спо­со­бе рас­смот­ре­ния сво­их объ­ек­тов. Тече­ния эзо­те­ри­че­ской мыс­ли под­хо­дят к духов­ным явле­ни­ям с мер­ка­ми есте­ство­зна­ния и дают им объ­яс­не­ние через при­род­ные про­цес­сы. «Тео­со­фи­че­ское зна­ние слиш­ком ори­ен­ти­ро­ва­но на есте­ствен­ные нау­ки и тре­бу­ет лишь их рас­ши­ре­ния на дру­гие пла­ны бытия… С лег­ко­стью пере­во­дит совре­мен­ная тео­со­фия сверх­чув­ствен­ное на чув­ствен­ный язык и мате­ри­а­ли­зу­ет духов­ное» [10, с. 4] — так писал Бер­дя­ев о тео­со­фии сво­е­го вре­ме­ни. «Дух есть энер­гия, сила При­ро­ды» — про­воз­гла­ша­ет Л. В. Шапош­ни­ко­ва сего­дня [11, с. 87]. Таким обра­зом, духов­ные явле­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся как мате­ри­аль­ные. Напри­мер, ним­бы свя­тых ока­зы­ва­ют­ся резуль­та­том про­яв­ле­ния кван­то­вых обо­ло­чек их моз­га, а вовсе не свя­то­сти, сви­де­тель­ства духов­но­го подви­га и слу­же­ния. В био­по­ле­вой кар­тине мира, кото­рую про­па­ган­ди­ру­ют совре­мен­ные эзо­те­ри­ки, все нрав­ствен­ные поня­тия: доб­ро, зло, грех, спра­вед­ли­вость — при­об­ре­та­ют сугу­бо мате­ри­а­ли­сти­че­ское зву­ча­ние. А при­зы­вы к духов­но­сти, раз­го­во­ры о том, что мате­рию нуж­но пони­мать по-дру­го­му, чем пони­ма­ет ее нау­ка, как про­яв­ле­ние Духо-мате­рии (каж­дый выс­ший уро­вень мате­рии по отно­ше­нию к низ­ше­му, с точ­ки зре­ния эзо­те­ри­ков, явля­ет­ся Духом) — все это лишь сло­ва. На деле же мы видим энер­ге­ти­че­ское пони­ма­ние всех духов­ных явле­ний, опро­ще­ние все­го высо­ко­го и духов­но­го, их материализацию.

Эти идеи актив­но вли­ва­ют­ся в совре­мен­ное обще­ствен­ное созна­ние. В резуль­та­те раз­ви­тие обще­ствен­ной мыс­ли явно дви­жет­ся в направ­ле­нии эли­ми­ни­ро­ва­ния духов­ных явле­ний и замене их сугу­бо мате­ри­аль­ны­ми. Пони­ма­ние мира ста­но­вит­ся все более гру­бо мате­ри­а­ли­сти­че­ским, пози­ти­вист­ским. Совре­мен­ная эзо­те­ри­ка обра­ща­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но к есте­ствен­ным нау­кам, и пото­му пред­став­ле­ния гума­ни­тар­ных наук о чело­ве­ке и его исто­рии, рели­гии, искус­стве — весь слож­ный ком­плекс духов­ных, соци­аль­ных и куль­ту­ро­ло­ги­че­ских харак­те­ри­стик чело­ве­ка непра­во­мер­но упро­ща­ет­ся и рас­смат­ри­ва­ет­ся исклю­чи­тель­но как энер­ге­ти­че­ский фено­мен. Науч­ная кар­ти­на мира заме­ня­ет­ся био­по­ле­вой — псев­до­фи­зи­че­ской кар­ти­ной. Любовь, доб­ро, кра­со­та пони­ма­ют­ся в систе­ме био­по­лей раз­ной сте­пе­ни тон­ко­сти, виб­ра­ций на раз­ных пла­нах бытия, то есть наде­ля­ют­ся физи­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми. Мир утя­же­ля­ет­ся. Он лиша­ет­ся покро­ва Боже­ствен­ной Тай­ны и Тай­ны Боже­ствен­но­го Промысла.

Попу­ля­ри­за­ция тако­го рода «мате­ри­а­ли­сти­че­ской» кар­ти­ны мира озна­ча­ет про­па­ган­ду непро­фес­си­о­наль­ных, псев­до­на­уч­ных пред­став­ле­ний. Имен­но они, а не пред­став­ле­ния нау­ки, внед­ря­ют­ся в мас­со­вое созна­ния и полу­ча­ют ста­тус «науч­но­сти» в гла­зах рядо­во­го чле­на обще­ства, не обре­ме­нен­но­го науч­ным обра­зо­ва­ни­ем. Этот про­цесс под­дер­жи­ва­ет­ся сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции, про­по­ве­ду­ю­щи­ми аст­ро­ло­гию, алхи­мию и эзо­те­ри­че­ские уче­ния. Об опас­ном для обще­ства про­ник­но­ве­нии псев­до­на­у­ки во все слои обще­ства пре­ду­пре­жда­ет обра­ще­ние Пре­зи­ди­у­ма Рос­сий­ской ака­де­мии наук к науч­ным работ­ни­кам, учи­те­лям и всем чле­нам рос­сий­ско­го интел­лек­ту­аль­но­го сооб­ще­ства, при­зы­ва­ю­щее к актив­ной борь­бе с фаль­си­фи­ка­ци­ей нау­ки маги­ей и оккуль­тиз­мом [12, с. 256–258].

Како­вы же при­чи­ны столь бур­но­го наступ­ле­ния на нау­ку со сто­ро­ны модер­ни­зи­ро­ван­ной мисти­ки и оккуль­тиз­ма? Я пола­гаю, что кру­ше­ние марк­сист­ско­го миро­воз­зре­ния, так дол­го заме­няв­ше­го рели­гию, оста­ви­ло мно­гих на пустом месте без вся­кой веры, кото­рая явля­ет­ся насущ­ной потреб­но­стью чело­ве­че­ско­го духа. Сей­час мас­са отка­ты­ва­ет­ся к тра­ди­ци­он­ной рели­гии. Но для интел­лек­ту­а­лов воз­врат к веро­ва­ни­ям пред­ков явля­ет­ся нелег­кой про­бле­мой. Хри­сти­ан­ство с его верой в чудо, Тай­ну, в Вос­кре­се­ние Хри­сто­во в боль­шин­стве слу­ча­ев оста­ет­ся недо­ся­га­е­мым для их «эли­тар­но­го» созна­ния. В мета­ни­ях духа интел­ли­гент обыч­но и встре­ча­ет­ся с эзо­те­ри­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми раз­ных оттен­ков. Как писал Бер­дя­ев, «совре­мен­ный евро­пей­ский чело­век, раци­о­на­лист и мате­ри­а­лист по сво­е­му созна­нию, одну лишь эво­лю­ци­он­но-нату­ра­ли­сти­че­скую тео­со­фию может при­ми­рить со сво­ей нау­кой и науч­но­стью» [13, с. 514]. Его сло­ва и сей­час зву­чат совре­мен­но, как и его сооб­ра­же­ния о том, что ате­и­сти­че­ское и раци­о­на­ли­сти­че­ское созна­ние запад­но­го чело­ве­ка, при­вык­ше­го видеть в нау­ке ключ к реше­нию всех вопро­сов, более спо­соб­но к вос­при­я­тию тео­соф­ских, восточ­ных уче­ний, неже­ли хри­сти­ан­ства. Наш совре­мен­ник — интел­ли­гент, оглу­шен­ный нау­ко­об­ра­зи­ем эзо­те­ри­че­ской фра­зео­ло­гии, — вполне под­па­да­ет под это опре­де­ле­ние. От пони­ма­ния под­лин­ной науч­но­сти мы дви­жем­ся к усво­е­нию науч­но­сти мни­мой. Нау­ка дис­кре­ди­ти­ру­ет­ся, а обще­ство ста­но­вит­ся все более мате­ри­а­ли­сти­че­ским и бездуховным.

Ана­лиз вли­я­ния эзо­те­ри­ки на совре­мен­ный мен­та­ли­тет поз­во­ля­ет выявить и дру­гую тен­ден­цию в эво­лю­ции обще­ствен­но­го созна­ния, даль­ней­шее раз­ви­тие кото­рой может при­ве­сти к воз­ник­но­ве­нию непред­ска­зу­е­мых явле­ний в нашем соци­у­ме. Мы гово­рим о неожи­дан­но открыв­шем­ся пора­зи­тель­ном фак­те — тяго­те­нии наше­го совре­мен­ни­ка к авто­ри­тар­но­сти и тота­ли­та­риз­му. Сво­бо­до­лю­би­вое созна­ние евро­пей­ца сего­дня с готов­но­стью вос­при­ни­ма­ет уче­ния, внут­ренне заря­жен­ные край­ней несво­бо­дой. Пара­докс ли?

Вчи­ты­ва­ясь в тек­сты тео­со­фии и Живой Эти­ки, мы при­хо­дим к выво­ду, что они толь­ко на пер­вый взгляд повы­ша­ют зна­чи­мость инди­ви­да, на деле же все обсто­ит совер­шен­но ина­че. Уче­ние, про­воз­гла­шая тезис о без­гра­нич­ных воз­мож­но­стях чело­ве­ка и санк­ци­о­ни­руя его духов­ное совер­шен­ство­ва­ние, в то же вре­мя пол­но­стью лиша­ет его сво­бо­ды. Каж­дая мысль инди­ви­да кон­тро­ли­ру­ет­ся. Ни одно дей­ствие не оста­ет­ся без оцен­ки. Самое суще­ство­ва­ние его зави­сит от реше­ний Выс­ше­го Разу­ма. Эво­лю­ция души чело­ве­ка про­те­ка­ет под неусып­ным кон­тро­лем выс­ших сил, начи­ная с пер­во­го вопло­ще­ния. Так, сво­бо­до­лю­би­вые меч­ты о высо­ком мета­фи­зи­че­ском досто­ин­стве чело­ве­ка, о его свет­лой мис­сии во Все­лен­ной обо­ра­чи­ва­ют­ся мак­си­маль­ной несво­бо­дой — гло­баль­ной кос­ми­че­ской тюрь­мой, из кото­рой неку­да бежать. Да это и невоз­мож­но, так как за каж­дым чело­ве­ком при­сталь­но наблю­да­ют спе­ци­аль­но при­став­лен­ные согля­да­таи, доно­ся­щие Вер­хов­ным Иерар­хам о любом его дей­ствии и мыс­ли [8, с. 86]. И все это с необ­хо­ди­мо­стью сле­ду­ет из основ­ных прин­ци­пов Уче­ния, соглас­но кото­ро­му под­чи­не­ние низ­ше­го выс­ше­му есть веч­ный и неиз­беж­ный закон миро­зда­ния, а иерар­хи­че­ское нача­ло управ­ле­ния Кос­мо­сом выте­ка­ет из таин­ства самой кос­ми­че­ской жиз­ни. Итак, кон­троль, под­чи­не­ние, пови­но­ве­ние во все­лен­ском мас­шта­бе — какой-то кос­ми­че­ский ГУЛАГ, из кото­ро­го нет исхода.

Уди­ви­тель­но, что эти идеи, каза­лось бы в корне про­ти­во­ре­ча­щие внут­рен­ним потен­ци­ям евро­пей­ско­го духа, нахо­дят сего­дня сто­рон­ни­ков и ярых про­па­ган­ди­стов. Тяга к сво­бо­де чело­ве­ка понят­на, как и его при­вер­жен­ность иде­ям гума­низ­ма и демо­кра­тии, лежа­щих в осно­ва­нии обще­ствен­но­го устрой­ства и гаран­ти­ру­ю­щих его пра­ва. Но под­чи­не­ние? Поче­му оно так при­вле­ка­тель­но? Какие тем­ные дви­же­ния бес­со­зна­тель­но­го вле­кут к нему?

Кста­ти, поче­му тота­ли­тар­ные уста­нов­ки воз­ник­ли у таких без­услов­но духов­ных лич­но­стей, как авто­ры Уче­ния? Отве­тить на послед­ний вопрос доста­точ­но про­сто. Сто­ит лишь обра­тить­ся к духов­ной атмо­сфе­ре вре­ме­ни фор­ми­ро­ва­ния док­три­ны тео­со­фии и осо­бен­но Живой Эти­ки. Конец XIX и нача­ло XX веков — пред­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя. Оно было насы­ще­но уто­пи­че­ски­ми меч­та­ми о буду­щем иде­аль­ном обще­стве. Мен­та­ли­тет той эпо­хи опре­де­лял­ся ожи­да­ни­ем ско­ро­го воз­ник­но­ве­ния зем­но­го рая. «Мы уви­дим все небо в алма­зах» — про­воз­гла­ша­ли иде­аль­ные герои Чехо­ва, вызы­вая сочув­ствие и при­об­ре­тая огром­ную попу­ляр­ность. В свет­лых лучах это­го пред­чув­ству­е­мо­го буду­ще­го повсе­днев­ность каза­лась пош­лой и чудо­вищ­ной. Чем ярче были меч­ты о побе­де Прав­ды и Добра, тем страш­нее и гряз­нее пред­став­ля­лась окру­жа­ю­щая реаль­ная жизнь. Она вос­при­ни­ма­лась как вопло­щен­ное зло. Пере­де­лать хоте­ли все — госу­дар­ство, семью, рели­гию и даже язык. Это вита­ло в воз­ду­хе: жаж­да ново­го и нена­висть ко все­му ста­ро­му, мещанскому.

Созда­те­ли эзо­те­ри­че­ских уче­ний впи­та­ли в себя эту атмо­сфе­ру напря­жен­но­го ожи­да­ния ско­ро­го наступ­ле­ния эпо­хи Све­та и стрем­ле­ние к раз­ру­ше­нию все­го пошло­го и низ­ко­го. Понят­на поэто­му нена­висть Рери­хов к мещан­ству, их непри­я­тие кон­сер­ва­тив­ных начал жиз­ни, нетер­пи­мость к людям, не при­ни­ма­ю­щим новое (Е. И. Рерих харак­те­ри­зу­ет их как «грязь», «тря­пье»), и их выступ­ле­ния про­тив вет­хих пред­рас­суд­ков. «Наро­ды негра­мот­ны и покры­ты вонью и мерз­ки­ми насе­ко­мы­ми. Кото­рый из вет­хих пред­рас­суд­ков опла­ки­вать? Весь сун­дук насе­ко­мых надо сжечь» [14, с. 46], — про­воз­гла­ша­ет Еле­на Ива­нов­на. Отме­на сосло­вий и даже народ­но­стей, пере­дел­ка горо­дов как гной­ни­ков раз­вра­та, вве­де­ние в Общине исклю­чи­тель­но рас­ти­тель­но­го пита­ния, раз­ру­ше­ние домаш­не­го оча­га и даже само­го поня­тия дома во имя кол­лек­ти­виз­ма — вот те пере­ме­ны, кото­рые обе­ща­ют Рери­хи [14, с. 20].

Эти выска­зы­ва­ния могут шоки­ро­вать совре­мен­но­го чело­ве­ка. Но их и нуж­но вос­при­ни­мать как типич­ные всплес­ки настро­е­ний пред­ре­во­лю­ци­он­ной эпо­хи. Гроз­ные нот­ки в пись­мах и тру­дах Рери­хов так и дышат рево­лю­ци­он­ным гне­вом и рево­лю­ци­он­ной нетер­пи­мо­стью. Их сим­па­тии к боль­ше­виз­му так­же симп­то­ма­тич­ны для того вре­ме­ни. Ими стра­да­ли мно­гие интел­ли­ген­ты — вер­ши­те­ли дум той эпо­хи. Кста­ти, сего­дня это созда­ет боль­шие труд­но­сти для совре­мен­ных после­до­ва­те­лей Живой Эти­ки, застав­ля­ет их мас­ки­ро­вать боль­ше­вист­ские при­стра­стия Рери­хов и их нетер­пи­мость к иным, чем их соб­ствен­ные, иде­ям, рели­ги­оз­ным убеж­де­ни­ям, кни­гам (пла­ни­ру­е­мая чист­ка биб­лио­тек), умал­чи­вать о тота­ли­тар­ном харак­те­ре рери­хов­ской Общи­ны, в кото­рой управ­ле­ние людь­ми долж­но осу­ществ­лять­ся путем пси­хи­че­ско­го зом­би­ро­ва­ния. Пози­ция понятная.

Но мы хотим полу­чить ответ на дру­гой вопрос — вопрос о тен­ден­ци­ях наше­го мен­та­ли­те­та, когда мы ока­зы­ва­ем­ся лицом к лицу с ясно выра­жен­ным стрем­ле­ни­ем совре­мен­ни­ка к несво­бо­де. В самом деле, поче­му же люди, из той отно­си­тель­ной сво­бо­ды, кото­рой они обла­да­ют сей­час, так тянут­ся к тота­ли­тар­но­му режи­му, кото­рым изнут­ри заря­же­но Уче­ние, к Общине, где не будет ни дома, ни соб­ствен­но­го сто­ла, ни теп­лых засто­лий с пивом, ни даже пра­ва дер­жать домаш­них живот­ных? Тянут­ся к жест­кой иерар­хи­че­ской струк­ту­ре обще­ства, где будет все­об­щее под­чи­не­ние и кон­троль выс­ших над низ­ши­ми, где чело­век поте­ря­ет свою само­сто­я­тель­ность и даже лич­ность. Может быть, иссле­до­ва­ния мазо­хиз­ма и некро­фи­лии откро­ют нам эту загадку?

А пока лишь согла­сим­ся с К. Г. Юнгом, что запад­ный чело­век — созда­тель нау­ки, раци­о­на­лист, детер­ми­нист и актив­ный поко­ри­тель при­ро­ды — оста­ет­ся пол­ным про­фа­ном в позна­нии соб­ствен­но­го внут­рен­не­го мира. Воз­мож­но, архе­ти­пы евро­пей­ско­го чело­ве­ка разыг­ры­ва­ют соб­ствен­ный сце­на­рий, неви­ди­мый и непо­нят­ный нам. Воз­мож­но, сей­час про­ис­хо­дит сме­на идео­ло­гий, в резуль­та­те кото­рой иде­ал сво­бо­ды и гума­низ­ма, застав­ля­ю­щий евро­пей­ца видеть буду­щее в розо­вом све­те (как осу­ществ­лен­ное обще­ство спра­вед­ли­во­сти и нена­си­лия), заме­нит­ся дру­ги­ми иде­а­ла­ми — более страш­ны­ми. И, может быть, раз­гул наси­лия и садиз­ма, кото­рый обру­ши­ва­ет­ся на нас по теле­ви­зо­ру, со сцен теат­ров и кино, офор­мит­ся в новый иде­ал, кото­рый и ста­нет новым сим­во­лом веры? А может быть в нас незри­мо рабо­та­ют какие-то непо­нят­ные зако­ны, ана­ло­гич­ные тем стрем­ле­ни­ям, кото­рые застав­ля­ют лем­мин­гов совер­шать мас­со­вые само­убий­ства при повы­ше­нии чис­лен­но­сти их попу­ля­ции и очи­щать тер­ри­то­рию для буду­щих поко­ле­ний? Может быть, наше созна­ние таин­ствен­но рабо­та­ет в деле под­го­тов­ки како­го-то ново­го типа обще­ства, спо­соб­но­го выжить в ситу­а­ции нарас­та­ю­щей эко­ло­ги­че­ской ката­стро­фы? Про­гно­зов нет, но есть симп­то­мы. И симп­то­мы грозные…

Источ­ник: Фесен­ко­ва Л. И. Сци­ен­ти­за­ция эзо­те­ри­ки и псев­до­на­у­ка // Социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. — 2004. — № 2. — С. 92–98. (Дис­кус­сии)

Спи­сок литературы

1. Пути вос­хож­де­ния. М., 1995.

2. Эзо­те­ри­че­ский сло­варь. Москва-Рига, 1993.

3. Бла­ват­ская Е. П. Тай­ная док­три­на. М., 1991.

4. Ключ­ни­ков С. В. Как читать Агни-Йогу. М., 1993.

5. Шапош­ни­ко­ва Л. В. Муд­рость веков. М., 1996.

6. Мул­да­шев Э. От кого мы про­изо­шли. М., 1999.

7. Юрьев В. Все­лен­ная экс­тра­сен­сов. М., 1993.

8. Савин А. Ю. Ноокос­мо­ло­гия. М., 1994; см. так­же: Ажа­жа А. Ю. Кон­ту­ры фило­соф­ской пара­диг­мы // Филос. нау­ки. 2001. № 3.

9. Юнг К. Г. Под­ход к бес­со­зна­тель­но­му // Архе­тип и сим­вол. М., 1991.

10. Бер­дя­ев Н. А. Тео­со­фия и антро­по­со­фия в Рос­сии. М., 1991.

11. Мир огнен­ный. 3/96. № 11.

12. Круг­ля­ков Э. П. Уче­ный с боль­шой доро­ги. М., 2001.

13. Бер­дя­ев Н. А. Смысл твор­че­ства. М., 1989.

14. Рерих Н.А. Агни Йога, кн. 3. // Серд­це (при­ло­же­ние к № 4–5). СПб., 1993.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки