Суеверия – это религия без Бога

Суеверия – это религия без Бога

(4 голоса5.0 из 5)

Суе­ве­рие — пра­во­слав­ный взгляд. Про­то­и­е­рей Гав­ри­ил Макаров.

Введение

Счи­та­ет­ся, что рели­ги­оз­ные люди обла­да­ют верой, в то вре­мя как неве­ру­ю­щие люди под­вер­жен­ны суе­ве­ри­ям. На пер­вый взгляд, боль­шин­ство людей пони­ма­ет, что вера несов­ме­сти­ма с суе­ве­ри­я­ми, но, как ни стран­но, суе­ве­рия свой­ствен­ны не толь­ко неве­ру­ю­щим. Как раз напро­тив, боль­но смот­реть на то, как в общем веру­ю­щие и набож­ные люди, ока­зы­ва­ют­ся после­до­ва­те­ля­ми откро­вен­но суе­вер­ных убеждений.

Дей­стви­тель­но, если мы вни­ма­тель­но пона­блю­да­ем за сами­ми собой и окру­жа­ю­щи­ми нас людь­ми, то обна­ру­жим, что в той или иной фор­ме, осо­знан­но или под­со­зна­тель­но, суе­ве­рия при­сут­ству­ют во всех сло­ях обще­ства. Бога­тые и бед­ные, обра­зо­ван­ные и нет, люди из раз­ных этни­че­ских групп, Хри­сти­ане и нехри­сти, и даже вооб­ще веру­ю­щие и неве­ру­ю­щие – все, так или ина­че, допус­ка­ют при­сут­ствие суе­ве­рий в сво­ей жизни.

Так, сту­чать по дере­ву на уда­чу (или неуда­чу), избе­гать чис­ло 13, боять­ся раз­бить зер­ка­ло, как знак беды, не здо­ро­вать­ся через порог, шара­хать­ся от чер­ных кошек и свя­щен­ни­ков, видеть зна­ме­ния в уро­нен­ных ножах и вил­ках или когда кто-то чих­нул – всех этих и мно­гих дру­гих суе­ве­рий всё ещё при­дер­жи­ва­ет­ся мно­же­ство людей, хотя кому-то это кажет­ся забавным.

Сей­час вполне мож­но было бы занять­ся пере­чис­ле­ни­ем, ана­ли­зом, обсуж­де­ни­ем и высме­и­ва­ни­ем длин­но­го спис­ка все­воз­мож­ных суе­ве­рий. Несо­мнен­но, мно­гие из при­сут­ству­ю­щих в ауди­то­рии смог­ли бы доба­вить что-то к это­му спис­ку или уйти домой с инфор­ма­ци­ей об одном или двух новых для них пове­ри­ях. Но не в этом цель нашей бесе­ды. Сего­дня мы раз­бе­рем, поче­му суе­ве­рия вред­ны для Хри­сти­а­ни­на и поче­му их нуж­но избе­гать и, в конеч­ном сче­те, вооб­ще изъ­ять из нашей жизни.

Что такое суеверие?

В англий­ском язы­ке сло­во superstition про­ис­хо­дит от латин­ско­го superstitio, что озна­ча­ет сто­ять над или воз­вы­шать­ся. В древ­но­сти оно исполь­зо­ва­лось для опи­са­ния чело­ве­ка, испы­ты­вав­ше­го исклю­чи­тель­ное бла­го­го­ве­ние пред бога­ми, чрез­мер­ный страх по отно­ше­нию к ним или к вол­шеб­ству, или даже к необыч­ным уче­ни­ям. Сред­не­ве­ко­вые уче­ные упо­треб­ля­ли это сло­во в свя­зи с пове­рья­ми отлич­ны­ми от или про­тив­ны­ми Христианству.

В наши дни, этим сло­вом обыч­но опи­сы­ва­ет­ся вера во что-то, не име­ю­щая под собой осно­ва­ния или про­ти­во­ре­ча­щая науч­ным зна­ни­ям и пра­ви­лам логи­ки. Дру­гим, более емким опре­де­ле­ни­ем суе­ве­рия явля­ет­ся: состо­я­ние стра­ха и неве­же­ства, про­ис­хо­дя­щее из-за веры в вол­шеб­ство, кол­дов­ство и дру­гие явле­ния, кото­рым нет раци­о­наль­но­го объяснения.

В боль­шин­стве слу­ча­ев, суе­ве­рия нахо­дят при­ме­не­ние в ситу­а­ци­ях свя­зан­ных с уда­чей, пред­ска­за­ни­ем буду­ще­го и духа­ми. Люди боят­ся непо­нят­но­го и из-за это­го стра­ха воз­ни­ка­ют суе­ве­рия. Они явля­ют­ся фор­мой защи­ты от бояз­ни неиз­вест­но­го. Хотя боль­шин­ство суе­ве­рий про­шло­го были опро­верг­ну­ты нау­кой, мно­гие, вполне разум­ные и здра­во­мыс­ля­щие люди, до сих пор упор­но при­дер­жи­ва­ют­ся их.

Одна­ко, с чисто Пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния, я хотел бы пред­ло­жить дру­гое объ­яс­не­ние, кото­рое, как мне кажет­ся, поз­во­ля­ет взгля­нуть на суе­ве­рия в духов­но пра­виль­ном клю­че: суе­ве­рие – это рели­гия без Бога!

Виды суеверий

Суще­ству­ют суе­ве­рия, отно­ся­щи­е­ся к таким поня­ти­ям и сфе­рам жиз­ни как уда­ча и неуда­ча, чис­ла, вре­ме­на года, рабо­та, поезд­ки, любовь, женить­ба и так далее. Дей­стви­тель­но, навер­ное, каж­до­му слу­чаю жиз­ни меж­ду рож­де­ни­ем и смер­тью соот­вет­ству­ет какое-то суе­ве­рие. Неко­то­рые суе­ве­рия упо­треб­ля­ют­ся настоль­ко широ­ко, что ста­ли традициями.

Мно­гие из них нам хоро­шо зна­ко­мы: заячья лап­ка на уда­чу, раз­би­тое зер­ка­ло на беду, избе­гай чис­ла три­на­дцать, брось моне­ту в фон­тан и зага­дай жела­ние, не дай чер­ной кош­ке пере­бе­жать тебе доро­гу, будь рож­ден под счаст­ли­вой звез­дой, гово­ри об уда­че, но посту­чи по дере­ву, не женись в неудач­ный месяц, разыг­рай кого-то 1‑го апре­ля, бере­гись неко­то­рых людей, что­бы не сгла­зи­ли и не насла­ли пор­чу или даже преж­де­вре­мен­ную смерть.

Неко­то­рые суе­ве­рия ино­гда назы­ва­ют доб­ры­ми, так как они на пер­вый взгляд долж­ны при­не­сти уда­чу или убе­речь от зла.

Одна­ко не все суе­ве­рия отно­сят­ся про­сто к уда­че или неуда­че. Неко­то­рые из них име­ют язы­че­ское нача­ло или осно­ва­ны на язы­че­ских обы­ча­ях, вклю­чая идо­ло­слу­же­ние. Дру­гие про­ис­хо­дят из оккуль­тиз­ма или злых наме­ре­ний или даже име­ют откро­вен­но демо­ни­че­скую при­ро­ду. Людей обыч­но шоки­ру­ет инфор­ма­ция о язы­че­ской или демо­ни­че­ской при­ро­де таких рас­про­стра­нен­ных суе­ве­рий как Trick-or-Treating на хело­уин, пер­во­ап­рель­ские розыг­ры­ши и сту­ча­ние по дере­ву, что­бы не иску­шать судьбу.

Религиозные суеверия – вера или суеверие?

По сво­е­му содер­жа­нию, неко­то­рые суе­ве­рия име­ют рели­ги­оз­ную окрас­ку, и то, что это имен­но суе­ве­рия и не все­гда оче­вид­но, осо­бен­но для веру­ю­щих людей. Они часто не заме­ча­ют про­са­чи­ва­ния гру­бо­го суе­вер­но­го отно­ше­ния к цер­ков­но­сти в свою рели­ги­оз­ную жизнь и практику.

Одна край­ность – это когда у людей раз­ви­то чрез­мер­ное увле­че­ние чуде­са­ми и зна­ме­нья­ми, что­бы дока­зать свою соб­ствен­ную свя­тость или пра­виль­ность веры. Они забы­ва­ют, что чуде­са, истин­ные или лож­ные, сами по себе ниче­го не дока­зы­ва­ют. Истин­ное чудо – это про­сто знак мило­сти Божи­ей, а, как мы зна­ем, Бог мило­стив не толь­ко к вер­ным, но к кому Он пожелает.

Дру­гая край­ность воз­ни­ка­ет, когда люди пре­уве­ли­чи­ва­ют зна­че­ние цер­ков­ных обы­ча­ев и пра­вил до такой сте­пе­ни, что они затме­ва­ют собой запо­ве­ди Божии. Напри­мер, счи­та­ют, что если крест­ное зна­ме­ние и сопро­вож­да­ю­щий его поклон не сде­ла­ны с пре­дель­ной точ­но­стью, то и сама молит­ва не име­ет силы. В сво­ем неумест­ном рели­ги­оз­ном рве­нии, такие люди могут настоль­ко зафик­си­ро­вать­ся на «бук­ве зако­на», что для «духа зако­на» в их душе оста­ет­ся мало или вооб­ще ника­ко­го места. Такой под­ход к цер­ков­ной жиз­ни явля­ет­ся совре­мен­ным фари­сей­ством. Такое пове­де­ние может стать насто­я­щей одер­жи­мо­стью, мучи­тель­ной и для само­го рев­ни­те­ля, и окру­жа­ю­щих его людей. В этом кон­тек­сте, поду­май­те, как со сто­ро­ны выгля­дит ситу­а­ция, когда в хра­ме к како­му-то, по неве­де­нию непо­до­ба­ю­ще оде­то­му чело­ве­ку, подой­дет бди­тель­ный при­хо­жа­нин и попро­сит его уйти.

Хочу под­черк­нуть, что речь идет не о том, что буд­то бы цер­ков­ная дис­ци­пли­на не важ­на или цер­ков­ные обы­чаи и пра­ви­ла внеш­не­го пове­де­ния не име­ют зна­че­ния, но о том духе Хри­сти­ан­ской люб­ви и мило­сти, в кото­ром они были изна­чаль­но заду­ма­ны и теперь долж­ны при­ме­нять­ся. В про­тив­ном слу­чае эти внеш­ние вещи теря­ют свою истин­ную внут­рен­нюю цен­ность и ста­но­вят­ся про­сто рели­ги­оз­ны­ми суе­ве­ри­я­ми. Насто­я­щее хри­сти­ан­ство дает веру­ю­щим широ­кий про­стор сво­бо­ды и люб­ви, а не ощу­ще­ние дамо­кло­ва меча, вися­ще­го над головой.

При­ве­ду несколь­ко при­ме­ров того, когда про­яв­ле­ние рели­ги­оз­но­сти сфор­ми­ро­ва­но ско­рее суе­ве­ри­ем, чем верой:

  • Когда освя­щен­ную ико­ну или кре­стик дер­жат в авто­мо­би­ле или даже в бумаж­ни­ке, но отно­сят­ся к ним так­же, как к заячьей лап­ке или талис­ма­ну. Эти свя­щен­ные пред­ме­ты суще­ству­ют, что­бы напо­ми­нать нам о молит­ве к Богу за нас самих и за наших близ­ких, а отнюдь не для уда­чи. В опас­ные или ответ­ствен­ные момен­ты мы хотим, что­бы имен­но Бог был рядом с нами. Если мы соглас­ны носить или дер­жать эти пред­ме­ты для защи­ты, но без живой молит­вы к Богу, то раз­го­вор с води­те­лем ава­рий­ной маши­ны или каре­ты ско­рой помо­щи о том, сколь­ко таких «талис­ма­нов» не убе­рег­ли их обла­да­те­лей от ава­рии, трав­мы или и того и дру­го­го, дол­жен подей­ство­вать отрезвляюще.
  • Точ­но так­же, когда молит­ву носят на себе или про­сто, име­ют в рас­пе­ча­тан­ном виде, но не молят­ся. Это низ­во­дит молит­ву до какой-то магии, пре­вра­щая в талис­ман или аму­лет. Было бы неиз­ме­ри­мо луч­ше про­сто запом­нить сло­ва молит­вы и часто повто­рять их.
  • Вре­ме­на­ми роди­те­ли при­хо­дят к свя­щен­ни­ку и про­сят кре­стить детей, что­бы улуч­шить их здо­ро­вье, посколь­ку ребе­нок «болез­нен­ный» или «мно­го каш­ля­ет». Здо­ро­вье ребен­ка может дей­стви­тель­но улуч­шит­ся после кре­ще­ния, но Цер­ковь и ее свя­щен­ни­ки совер­шен­но не поэто­му поощ­ря­ют кре­ще­ние детей без ненуж­ных задержек.
  • Отно­ше­ние к таин­ству Евха­ри­стии (Св. При­ча­стия) ино­гда точ­но такое же. Потом такие люди огор­ча­ют­ся, поняв что все их при­го­тов­ле­ния к При­ча­стию были «пустой тра­той вре­ме­ни», посколь­ку оно не помог­ло с про­бле­ма­ми на рабо­те или не пре­рва­ло чере­ду неудач, испы­ты­ва­е­мых человеком.

Опас­ность суе­вер­но­го отно­ше­ния к, по сво­ей сути, пра­виль­ной рели­ги­оз­ной прак­ти­ке состо­ит в том, что свя­ты­ни и даже свя­тые таин­ства Церк­ви начи­на­ют рас­смат­ри­вать­ся как спо­со­бы дости­же­ния чисто внеш­них целей.

  • Дру­гая тра­ди­ци­он­ная и бла­го­го­вей­ная Пра­во­слав­ная прак­ти­ка, кото­рой часто зло­упо­треб­ля­ют в силу непра­виль­но­го к ней под­хо­да – это жела­ние най­ти духов­но­го руко­во­ди­те­ля (стар­ца), но не для того, что­бы обре­сти под­держ­ку и совет в веде­нии духов­ной борь­бы, а что­бы пере­ло­жить на стар­ца ответ­ствен­ность за свою духов­ную жизнь. В край­них слу­ча­ях это дохо­дит до насто­я­ще­го духов­но­го раб­ства. Даже когда чело­век пра­виль­но пони­ма­ет зна­че­ние стар­че­ства, крайне важ­но пра­виль­но оце­ни­вать кон­текст отно­ше­ний меж­ду духов­ным отцом и чадом. То есть то, что под­хо­дит для мона­стыр­ской сре­ды, не все­гда при­ме­ни­тель­но в кон­тек­сте семьи и при­хо­да. Здесь необ­хо­дим дар духов­но­го рас­суж­де­ния и его крайне осто­рож­ное применение.
  • Даже уча­стие в палом­ни­че­ствах и покло­не­ние свя­ты­ням может пре­вра­тить­ся в чисто суе­вер­ное пове­де­ние. Нет сомне­ния, что посе­ще­ние места, где жил свя­той и вооду­ше­вить­ся на молит­ву там же, где он под­ви­зал­ся ради сво­е­го спа­се­ния, име­ет осо­бое зна­че­ние. Еще более ост­ро чув­ству­ет­ся при­кос­но­ве­ние к свя­тыне при палом­ни­че­стве на Свя­тую Зем­лю, когда чело­век бук­валь­но ходит по сто­пам Гос­по­да или может сто­ять и молить­ся там, где Он сто­ял и молился.

Часто очень труд­но отли­чить духов­ный опыт от эмо­ци­о­наль­ных пере­жи­ва­ний и насто­я­щий палом­ник не может ожи­дать чудес­ной пере­ме­ны в себе или сво­их обсто­я­тель­ствах от таких пере­жи­ва­ний. Поезд­ки на свя­тые места дей­стви­тель­но вооду­шев­ля­ют палом­ни­ков изме­нить свою жизнь и сле­до­вать Гос­по­ду, но насто­я­щая духов­ная пере­ме­на воз­мож­на толь­ко тогда, когда чело­век решит­ся после­до­вать сло­вам Гос­по­да: «если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возь­ми крест свой, и сле­дуй за Мною» (Mф.16:24). Палом­ник, кото­рый не готов к тому, что­бы рабо­тать над собой (отречь­ся от себя) и начать духов­ную борь­бу (взять крест свой), а ожи­да­ет пере­ме­ны в себе про­сто от само­го фак­та палом­ни­че­ства, опять же, смот­рит на свя­ты­ню в лож­ном све­те, обра­ща­ясь к ней толь­ко в силу того, что наде­ет­ся полу­чить какой-то внеш­ний резуль­тат. Даже если нам и хочет­ся вой­ти в Цар­ство Небес­ное, без борь­бы это вряд ли воз­мож­но, посколь­ку и Хри­стос чет­ко ска­зал: «… кто не берет кре­ста сво­е­го и сле­ду­ет за Мною, тот не досто­ин Меня» (Mф.10:38).

Эмо­ци­о­наль­ные ощу­ще­ния очень нена­деж­ны и они зави­сят от мно­же­ства внеш­них при­чин: отдох­нув­ший чело­век или устав­ший, в хоро­шем он или пло­хом настро­е­нии, и т.д. Вни­ма­тель­ный и здра­во­мыс­ля­щий Хри­сти­а­нин не ста­нет поло­гать­ся на чув­ства в опре­де­ле­нии сво­е­го духов­но­го состо­я­ния. В этом кон­тек­сте, горь­кая реаль­ность тако­ва, что палом­ник может даже сто­ять у Гро­ба Гос­под­ня и ощу­щать пол­ней­шее духов­ное равнодушие.

  • С подоб­ным рас­суж­де­ни­ем долж­но отно­сить­ся и к цер­ков­ным бого­слу­же­ни­ям. Хоро­шо и гра­мот­но пою­щий хор может про­из­ве­сти пре­крас­ное впе­чат­ле­ние и вызвать воз­вы­шен­ные чув­ства, но эмо­ци­о­наль­ный всплеск, — это не глав­ная цель наше­го посе­ще­ния Хра­ма Божия. Невоз­мож­но исполь­зо­вать чув­ства в каче­стве меры цен­но­сти посе­ще­ния бого­слу­же­ния. Насто­я­щий Хри­сти­а­нин, при­сут­ствуя в хра­ме, ощу­тит при­сут­ствие Бога и Его исце­ля­ю­щую милость даже и при про­сто и пло­хо пою­щем хоре.

Суе­ве­рия с рели­ги­оз­ной окрас­кой осо­бен­но вред­ны нам как Хри­сти­а­нам, посколь­ку, тре­буя от нас опре­де­лен­ной духов­ной лояль­но­сти и покло­не­ния, они пред­ла­га­ют нам фаль­ши­вую исти­ну. Суе­ве­рия не про­сто отвле­ка­ют нас от Исти­ны Сло­ва Божия, но еще и крайне огра­ни­чи­ва­ют, дан­ный нам Богом, дар сво­бо­ды воли, посколь­ку отно­ше­ния с Богом, а они осно­ва­ны на сво­бо­де воли, мы заме­ня­ем чем-то, зави­ся­щим от воз­мож­но­сти и слу­чая. Под­спуд­но мы начи­на­ем верить не в бла­гой Про­мы­сел Божий, а в при­ме­ты, зна­ме­ния и пред­ска­за­ния. Но Хри­стос пре­ду­пре­дил нас: «не може­те Богу слу­жить и мам­моне!» (Лк.16:13). В конеч­ном сче­те из все­го это­го может родить­ся неве­рие и чело­вет отпа­дет от Бога.

Почему суеверия так популярны?

Если чело­век лишен истин­ной веры в истин­но­го Бога, то, неза­ви­си­мо от того, во что он верит, он ста­но­вит­ся склон­ным к язы­че­ским веро­ва­ни­ям. Язы­че­ство про­ник­нет в раз­ные сто­ро­ны его жиз­ни, миро­воз­зре­ние, и осо­бен­но в повсе­днев­ные дела. Гос­подь вдох­но­вил про­ро­ка Иере­мию напи­сать сле­ду­ю­щие сло­ва: «не учи­тесь путям языч­ни­ков и не стра­ши­тесь зна­ме­ний небес­ных, кото­рых языч­ни­ки стра­шат­ся» (Иер.10:2). В Свя­щен­ном Писа­нии Бог опре­де­ля­ет языч­ни­ка­ми всех, кто покло­ня­ет­ся при­ро­де (солн­цу, луне, звез­дам, т.д.), руко­твор­ным идо­лам и чему и кому угод­но, кро­ме еди­но­го истин­но­го Бога. Их и их обря­ды Он назы­ва­ет пога­ны­ми.

Язы­че­ство – это пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние, когда насто­я­щая духов­ность заме­ня­ет­ся эмо­ци­я­ми (душев­но­стью). С Хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния – это состо­я­ние души без Бога. Насто­я­щие Хри­сти­ане обя­за­ны пони­мать, что все обы­чаи, обря­ды и тра­ди­ции, име­ю­щие язы­че­ские кор­ни суть мер­зость перед Богом. Он запо­ве­дал: «И пото­му вый­ди­те из сре­ды их и отде­ли­тесь» (2Кор.6:17). И, несмот­ря на все это, как ука­за­но выше, даже веру­ю­щие люди усту­па­ют перед ису­ше­ни­ем «допол­нить» свою веру бес­смыс­лен­ны­ми суе­вер­ны­ми поверьями.

Воз­мож­но, мы най­дем объ­яс­не­ние это­му явле­нию в древ­ней муд­ро­сти. Суще­ству­ет ста­рая рус­ская посло­ви­ца, что «вся­кая душа по при­ро­де Хри­сти­ан­ка». Нет сомне­ний, что исти­на этой посло­ви­цы осно­ва­на на наблю­де­нии, что все люди по-сво­е­му испы­ты­ва­ют жела­ние сопри­кос­нуть­ся с духов­ным миром, с их Богом. Это про­ис­хо­дит даже когда сами люди не осо­зна­ют про­ис­хо­дя­ще­го, что гово­рит о том, что стрем­ле­ние к позна­нию Бога при­сут­ству­ет даже на под­со­зна­тель­ном уровне. Дру­гое рели­ги­оз­ное выра­же­ние, отра­жа­ю­щее дан­ное явле­ние, утвер­жда­ет, что «в каж­дой душе при­сут­ству­ет обра­зо­ван­ный Богом ваку­ум».

Эти два выска­зы­ва­ния пере­да­ют очень глу­бо­кий образ. С одной сто­ро­ны, люди все­гда, даже на под­со­зна­тель­ном уровне, ищут обще­ния с Богом, а с дру­гой, при­ро­да души, как и при­ро­да в целом, не тер­пит пусто­ты. Эта древ­няя муд­рость пре­ду­пре­жда­ет нас, что если ваку­ум (души) не напол­нен Богом, то он будет напол­нен чем-то дру­гим и это что-то будет заве­до­мо ложным!

Это объ­яс­не­ние про­ли­ва­ет свет на печаль­ное явле­ние, с кото­рым стал­ки­ва­ют­ся свя­щен­ни­ки в тече­нии послед­них 20-ти лет при окорм­ле­нии Пра­во­слав­ных веру­ю­щих, эми­гри­ро­вав­ших из Рос­сии и при­шед­ших в зару­беж­ные при­хо­ды. В тече­нии 70-ти лет ате­и­сти­че­ское Совет­ское госу­дар­ство вдалб­ли­ва­ло в голо­вы сво­их граж­дан, что Бога нет. Сей­час, после паде­ния это­го режи­ма, и про­изо­шед­ше­го широ­ко­мас­штаб­но­го воз­рож­де­ния цер­ков­ной жиз­ни в Рос­сии, мно­гие люди, вырос­шие в те труд­ные вре­ме­на, при­дер­жи­ва­ют­ся огром­но­го чис­ла суе­ве­рий. Дилем­ма, пред кото­рой сто­ит клир, услож­ня­ет­ся еще более тем, что часто суе­ве­рия тес­но пере­пле­те­ны с эле­мен­та­ми цер­ков­ной прав­ды. Отсю­да и кре­ще­ние, что­бы ребе­нок не болел, и испо­ведь с при­ча­сти­ем на уда­чу, и мил­ли­он дру­гих ком­би­на­ций. Даже когда это опас­ное сме­ше­ние совер­шен­но оче­вид­но, от при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка тре­бу­ет­ся мно­го так­та и пони­ма­ния, что­бы пра­виль­но подой­ти к чело­ве­ку и раз­ре­шить эту про­бле­му в поло­жи­тель­ном пас­тыр­ском духе.

Нуж­но совер­шен­но опре­де­лен­но заявить, что подоб­ная склон­ность к суе­ве­ри­ям свой­ствен­на отнюдь не толь­ко людям, при­ез­жа­ю­щим из Рос­сии. Как раз напро­тив, мы заме­ти­ли в нача­ле этой ста­тьи, что «бога­тые и бед­ные, обра­зо­ван­ные и нет, люди из раз­ных этни­че­ских групп, Хри­сти­ане и нехри­сти, и даже вооб­ще веру­ю­щие и неве­ру­ю­щие – все, так или ина­че, допус­ка­ют при­сут­ствие суе­ве­рий в сво­ей жиз­ни». Эти наблю­де­ния, одна­ко, под­чер­ки­ва­ют, что когда Бог изгнан из Его места в душе, пусть даже насиль­но, тогда что-то лож­ное опре­де­лен­но зай­мет Его место в душе.

Некоторые известные суеверия и их происхождение

Сей­час мы рас­смот­рим неко­то­рые наи­бо­лее извест­ные или попу­ляр­ные суе­ве­рия и обсу­дим их про­ис­хож­де­ние. Наш пере­чень не будет все­объ­ем­лю­щим, но доста­точ­ным, что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать наи­бо­лее непри­ят­ные сто­ро­ны этих верований.

  • Раз­бей зер­ка­ло и семь лет не будет вез­ти. В зер­ка­ле мы видим наше наи­бо­лее иде­аль­ное отоб­ра­же­ние и раз­би­тие зер­ка­ла пред­став­ля­ет собой дра­ма­ти­че­ское собы­тие, обла­да­ю­щее силь­ным сим­во­ли­че­ским смыс­лом. Чув­ство стра­ха, воз­ни­ка­ю­щее при этом, вос­хо­дит к древ­не­му пове­рию, пред­ва­ря­ю­ще­му собой хими­че­скую и циф­ро­вую фото­гра­фию, отож­деств­ля­ю­ще­му образ чело­ве­ка с его душей. Отку­да взя­лись семь лет? Рим­ляне вери­ли, что жизнь обнов­ля­ет себя каж­дые семь лет. И, посколь­ку раз­би­тое зер­ка­ло при­рав­ни­ва­ет­ся к раз­би­то­му здо­ро­вью, счи­та­лось, что чело­ве­ку, сде­лав­ше­му это, пона­до­бит­ся семь лет, что­бы выздо­ро­веть. Так­же, счи­та­лось, что кто-то обла­да­ю­щий обра­зом чело­ве­ка, имел власть и над его душей. Даже в наше вре­мя было заме­че­но совре­мен­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми, что пред­ста­ви­те­ли пле­мен, оби­та­ю­щих в уда­лен­ных угол­ках пла­не­ты, часто не любят фото­гра­фи­ро­вать­ся. Это­му суе­ве­рию так­же род­ствен­но явле­ние, извест­ное как вуду – когда чело­ве­ку пыта­ют­ся нане­сти вред через мани­пу­ля­ции с его фигур­кой (кук­лой).
  • Пра­ви­ло, что тыкать паль­цем явля­ет­ся пло­хой мане­рой пове­де­ния, так­же берет нача­ло от суе­ве­рия. Пер­во­на­чаль­но это пра­ви­ло не име­ло ника­ко­го отно­ше­ния к мане­рам пове­де­ния. Оно воз­ник­ло в те вре­ме­на, когда люди вери­ли, что энер­гия чело­ве­ка кон­цен­три­ру­ет­ся в его ука­за­тель­ном паль­це. Когда паль­цем ука­зы­ва­ют на кого-то, то энер­гия направ­ля­ет­ся на это­го чело­ве­ка, как что-то напо­до­бие лазе­ра. Посколь­ку счи­та­лось, что каж­дый чело­век обла­да­ет пло­хой и хоро­шей энер­ги­ей, то соот­вет­ствен­но ука­зы­ва­ние паль­цем мог­ло ока­зать или пло­хое, или хоро­шее воз­дей­ствие на того, в кого тыка­ли. Лег­ко заме­тить связь меж­ду этим суе­ве­ри­ем и исполь­зо­ва­ни­ем вол­шеб­ной палоч­ки ведь­ма­ми и вол­шеб­ни­ка­ми. По сей день в неко­то­рых тузем­ных куль­ту­рах суще­ству­ет и упо­треб­ля­ет­ся прак­ти­ка ука­зы­ва­ния паль­цем или костью.
  • Заба­ва Trick-or-treat. Древ­ние дру­и­ды вери­ли, что 31 октяб­ря (в послед­ствии канун дня всех свя­тых, All Hallow’s eve, в Запад­ной Церк­ви) мерт­вые вос­ста­ва­ли из могил и посе­ща­ли свои ста­рые дома. Что­бы обез­опа­сить себя и свое иму­ще­ство, жите­ли остав­ля­ли на поро­гах при­но­ше­ния из фрук­тов и оре­хов для этих блуж­да­ю­щих душ. Сего­дня это суе­ве­рие нашло свое выра­же­ние в заба­ве Trick-or-treat, когда ряжен­ных детей (мно­гих в виде мерт­ве­цов) посы­ла­ют соби­рать сла­до­сти у бла­го­душ­ных сосдей.
  • Заячья лап­ка на уда­чу. Это одно из наи­бо­лее древ­них суе­ве­рий, суще­ству­ю­щее, как пола­га­ют неко­то­рые с 6‑го века до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Посколь­ку кро­ли­ки и зай­цы извест­ны быст­ро­той раз­мно­же­ния, они ста­ли сим­во­лом пло­до­ро­дия. Счи­та­лось, что ноше­ние на себе и частое поти­ра­ние заячьей лап­ки, при­но­сит уда­чу, хоро­ший уро­жай, мно­го­дет­ность и про­цве­та­ние. Но поче­му уда­чу? Посколь­ку кро­ли­ки рож­да­ют­ся с откры­ты­ми гла­за­ми, что вооб­ще слу­ча­ет­ся ред­ко. Счи­та­лось, что гла­за, откры­тые при рож­де­нии, дают этим живот­ным осо­бую силу от сгла­за и соот­вет­ствен­но для чело­ве­ка было бы полез­но иметь какую-то связь с ними. Оче­вид­но, что самым про­стым выхо­дом из ситу­а­ции было бы иметь кро­ли­ка все­гда при себе, но посколь­ку носить живо­го кро­ли­ка в кар­мане не очень прак­тич­но, его заме­ни­ли лап­кой или хвостиком.
  • Бро­са­ние соли через пле­чо. Когда слу­ча­ет­ся что-то пло­хое, то ино­гда бро­са­ют соль через пле­чо или даже посы­па­ют ей пред­мет несча­стья. С древ­ней­ших вре­мен было заме­че­но, что соль не раз­ла­га­ет­ся и не гни­ет даже после очень дол­го­го хра­не­ния, и поэто­му ее ста­ли счи­тать непор­тя­щим­ся веще­ством. Отсю­да делал­ся вывод, что даже сата­на – началь­ник все­об­ще­го тле­ния, ста­нет избе­гать соли. Посколь­ку беды и несча­стья все­гда счи­та­лись про­ис­ка­ми сата­ны и демо­нов, слу­жа­щих ему, то посы­па­ние или бро­са­ние соли долж­но было навер­ня­ка предот­вра­тить воз­мож­ные даль­ней­шие неприятности.
  • Сту­ча­ние по дере­ву. Когда раз­го­вор захо­дит о неве­зе­нии, то пред­ла­га­ют посту­чать по дере­ву. Так­же счи­та­ет­ся, что сту­ча­ние по дере­ву про­дле­ва­ет поло­су везе­ния. Это суе­ве­рие про­ис­хо­дит из древ­не­го кельт­ско­го пове­рия в духов дере­ва. Счи­та­лось, что дере­вья были жили­ща­ми духов. Поэто­му, когда раз­го­вор захо­дил о везе­нии или неве­зе­нии счи­та­лось важ­ным посту­чать по дере­ву, что­бы полу­чить защи­ту этих духов. В про­тив­ном слу­чае они мог­ли бы оби­деть­ся и послать беду. Таким обра­зом сту­ча­ние по дере­ву было фор­мой покло­не­ния богам, что явля­ет­ся извра­щен­ной фор­мой пра­во­слав­но­го сла­во­сло­вия: Сла­ва Богу!
  • Про­хож­де­ние под лест­ни­цей. Боль­шин­ство людей счи­та­ют это суе­ве­рие про­стой предо­сто­рож­но­стью на слу­чай, если лест­ни­ца упа­дет при про­хож­де­нии под ней. Но его нача­ло было совсем дру­гим. В древ­но­сти тре­уголь­ник счи­тал­ся сим­во­лом жиз­ни. Прой­ти через любую тре­уголь­ную фигу­ру, как напри­мер лест­ни­цу при­сло­нен­ную к стене, было рав­но­знач­но игре с судьбой.
  • Откры­ва­ние зон­ти­ка в поме­ще­нии. Опять, как буд­то эле­мен­тар­ный здра­вый смысл. Но это суе­ве­рие осно­ва­но на идеи, что зон­тик защи­ща­ет от бурь жиз­ни. Если открыть зон­тик в поме­ще­нии, то домо­вые духи поду­ма­ют, что их защи­та счи­та­ет­ся недо­ста­точ­ной. Они оби­дят­ся, уйдут или наве­дут беду. Без защи­ты духов все домаш­ние ока­жут­ся под проклятием.
  • Исполь­зо­ва­ние «теней» в кос­ме­ти­ке. Боль­шин­ство жен­щин было бы шоки­ро­ва­но, узнав, что пер­во­на­чаль­ная функ­ция кос­ме­ти­че­ских теней не име­ет ниче­го обще­го с маки­я­жем. Во мно­гих куль­ту­рах с дав­них пор широ­ко рас­про­стра­не­но поня­тие сгла­за, и счи­та­ет­ся, что неко­то­рые люди обла­да­ют спо­соб­но­стью к сгла­зу даже про­тив их воли. Сглаз обыч­но свя­зан с зави­стью, и он пере­да­ет­ся взгля­дом, при­кос­но­ве­ни­ем или уст­ным выра­же­ни­ем зави­сти, или даже чрез­мер­ной, но не искрен­ней похва­лой. Счи­та­ет­ся, что сгла­зить мож­но любо­го чело­ве­ка, но ему боль­ше все­го под­вер­же­ны жен­щи­ны, осо­бен­но бере­мен­ные, и дети. Жен­щи­ны и даже дети поль­зо­ва­лись теня­ми, что мож­но видеть и по сей день в неко­то­рых стра­нах, как сред­ством предо­хра­не­ния от сгла­за. Аму­ле­ты и талис­ма­ны с изоб­ра­же­ни­ем бле­стя­ще­го гла­за так­же име­ют сво­ей целью отвлечь взгляд того, кто хочет сгла­зить, и избе­жать его визу­аль­но­го кон­так­та с гла­за­ми жертвы.
  • При­зна­ки, свя­зан­ные с бра­ком. Чин вен­ча­ния осо­бен­но при­вле­ка­ет тех людей, кото­рые ищут вез­де зна­ки буду­ще­го успе­ха и сча­стья. Не труд­но понять поче­му. Из всех шагов, кото­рые чело­век дела­ет в жиз­ни, выбор буду­ще­го или буду­щей супруга/ги опре­де­лен­но отно­сит­ся к чис­лу тех, кото­рые могут повли­ять на его или ее жизнь силь­ней­шим образом.

Ниже сле­ду­ет неболь­шая под­бор­ка суе­ве­рий, свя­зан­ных с чином венчания:

  • если во вре­мя обру­че­ния моло­дые запу­та­лись в коль­цах и уро­ни­ли их, то это зна­ме­ну­ет боль­шую тра­ге­дию в их семей­ной жиз­ни в будущем;
  • когда свя­щен­ник ведет моло­дых на белое поло­тен­це, рас­сте­лен­ное перед ана­ло­ем, то пер­вый, встав­ший на поло­тен­це, будет гла­вой семьи;
  • день­ги, поло­жен­ные под или заши­тые в белое поло­тен­це необ­хо­ди­мы для мате­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия буду­щей семьи;
  • когда в кон­це вен­ча­ния моло­до­же­ны заду­ва­ют све­чи, кото­рые они дер­жа­ли во вре­мя служ­бы, то тот, чья све­ча сго­ре­ла боль­ше, и умрет первым.

Цер­ковь учит веру­ю­щих, что насто­я­щей целью бра­ка явля­ет­ся спа­се­ние в сою­зе двух людей, кото­рые ста­ли еди­ной пло­тью в таин­стве бра­ка. Отсю­да и пер­вая молит­ва чина вен­ча­ния: «…посе­му оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей, и будут два одною пло­тью, и что Бог соеди­нил, то чело­век да не раз­лу­чит». Затем в кон­це служ­бы сле­ду­ет молит­ва на сня­тие вен­цов: «Боже, Боже наш, при­шед­ший в Кану Гали­лей­скую и бла­го­сло­вив­ший тамош­ний брак! Бла­го­сло­ви и рабов Тво­их, кото­рые Тво­им про­мыс­лом соче­та­лись для брач­но­го обще­ния. Бла­го­сло­ви их, когда они при­хо­дят или ухо­дят. Напол­ни бла­га­ми их жизнь. При­ми их вен­цы в Твое Цар­ство, сохра­няя их непо­роч­ны­ми, без­упреч­ны­ми и сво­бод­ны­ми от коз­ней (вра­жьих), во веки веков. Аминь».

Брак назы­ва­ет­ся Свя­тым Таин­ством, пото­му что он бла­го­сло­вен Богом, Бог незри­мо при­сут­ству­ет во вре­мя служ­бы и Он пода­ет Свою спа­си­тель­ную бла­го­дать моло­до­же­нам. Несо­мнен­но вся­кий, жела­ю­щий полу­чить гла­вен­ство в семей­ной жиз­ни, или ищу­щий при­об­ре­сти доста­ток и сча­стье за день­ги или дру­гие подоб­ные сим­во­лы достат­ка, или исполь­зу­ю­щий саму служ­бу вен­ча­ния для гада­ния о буду­щем, в дей­стви­тель­но­сти обес­че­щи­ва­ет и про­фа­ни­ру­ет свя­ты­ню. С одной сто­ро­ны такой под­ход ума­ля­ет при­ро­ду спа­си­тель­ной Божи­ей бла­го­да­ти, а с дру­гой он пока­зы­ва­ет, что мило­сти Божи­ей недо­ста­точ­но для бла­го­сло­вен­ной жиз­ни и что-то нуж­но дополнить.

  • Бро­са­ние монет в фон­тан. Как роман­тич­но это бы не каза­лось, но обы­чай бро­са­ния монет в фон­тан с зага­ды­ва­ни­ем жела­ния, вос­хо­дит к тому вре­ме­ни, когда люди вери­ли, что эле­мен­ты при­ро­ды – вода, зем­ля, воз­дух и огонь, насе­ле­ны духа­ми и бога­ми. Были боги озер, гор, леса и так далее. В силу само­оче­вид­ных при­чин, вода все­гда име­ла очень боль­шое зна­че­ние в жиз­ни людей. Они вери­ли, что в каж­дом колод­це и источ­ни­ке жил дух-божок, кото­рый защи­щал свое вла­де­ние. Если дух был чем-то недо­во­лен, то он мог вверг­нуть всю дерев­ню в состо­я­ние кон­флик­та. Сре­ди языч­ни­ков встре­ча­лись даже слу­чаи чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний таким «богам». По мере [рас­про­стра­не­ния Хри­сти­ан­ства и] раз­ви­тия куль­ту­ры, такая прак­ти­ка пре­кра­ти­лась. Вме­сто это­го в фон­тан нача­ли бро­сать моне­ты. В сво­ей пер­во­на­чаль­ной фор­ме молит­ва, про­из­но­си­мая при этом (то есть зага­ды­ва­ние жела­ния), была обра­ще­на к демо­ну. С Хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния эти две сто­ро­ны дан­но­го обы­чая: жерт­ва и «молит­ва», выгля­дят доволь­но ужасающе.
  • Чер­ные кош­ки. В сред­ние века чер­ные кош­ки счи­та­лись ком­па­ньо­на­ми ведьм. Так­же счи­та­лось, что ведь­мы и демо­ны мог­ли при­ни­мать вид раз­ных живот­ных. По этой же при­чине недо­люб­ли­ва­ли и воро­нов. Никто не хотел перей­ти доро­гу ведь­ме или демо­ну. Поэто­му, если чело­ве­ку пере­бе­га­ла доро­гу чер­ная кош­ка, то без­опас­нее было раз­вер­нуть­ся и пой­ти дру­гим путем.
  • Чис­ло 13. В ходе чело­ве­че­ской исто­рии суе­вер­ный смысл при­пи­сы­вал­ся раз­ным циф­рам и циф­ро­вым ком­би­на­ци­ям во мно­гих куль­ту­рах. Ирра­ци­о­наль­ный страх перед чис­лом 13, извест­ный как три­с­ке­де­ка­фо­бия, осо­бен­но широ­ко рас­про­стра­нен. Во мно­гих совре­мен­ных зда­ни­ях, осо­бен­но гости­ни­цах, отсут­ству­ет три­на­дца­тый этаж, посколь­ку мно­гие счи­та­ют это чис­ло несчаст­ли­вым и избе­га­ют его. Конеч­но, любое зда­ние доста­точ­ной высо­ты име­ет 13‑й этаж. Про­сто опус­ка­ет­ся сам номер и за 12‑м эта­жом сле­ду­ет 14‑й, чего вполне доста­точ­но, что­бы удо­вле­тво­рить или обма­нуть боль­шин­ство суе­вер­ных людей. Мно­гие авиа­ком­па­нии так­же не име­ют в сво­их само­ле­тах 13-го ряда. Подоб­ным обра­зом неко­то­рые авто­гон­щи­ки не исполь­зу­ют №13 при нуме­ра­ции сво­их машин и номе­ра домов на ули­цах ино­гда под­би­ра­ют­ся таким обра­зом, что­бы избе­жать чис­ло 13.

Суще­ству­ет несколь­ко при­чин из-за кото­рых чис­ло 13 счи­та­ет­ся несчаст­ли­вым. На Тай­ной Вече­ри при­сут­ство­ва­ло 13-ть чело­век. Иуда – пре­да­тель Хри­ста, был 13‑м. Кро­ме того, Хри­стос умер (на Кре­сте) в пят­ни­цу. Посе­му 13‑й день меся­ца счи­та­ет­ся несчаст­ли­вым, а уж пят­ни­ца 13-го – вооб­ще самое небла­го­при­ят­ное сов­па­де­ние, какое толь­ко может быть. Инте­рес­но, что несмот­ря на такое чисто рели­ги­оз­ное про­ис­хож­де­ние это­го суе­ве­рия, его акку­рат­но соблю­да­ют в при­ня­тии жиз­нен­ных реше­ний мно­гие (имен­но) неве­ру­ю­щие люди.

Дру­гие при­чи­ны свя­за­ны с мифо­ло­ги­ей и оккуль­тиз­мом. В Сред­ние Века обыч­но гово­ри­ли, что ведь­мы соби­ра­лись на шаба­ши по три­на­дцать (это пове­рье свя­за­но со Скан­ди­нав­ской мифо­ло­ги­ей). Дей­стви­тель­но, чис­ло 13 при­жи­лось в оккуль­тиз­ме. Там, напри­мер, исполь­зу­ют 13 све­чей и дру­гие сим­во­лы, осно­ван­ные на этом числе.

Инте­рес­но, что тет­ра­фо­бия – страх перед циф­рой 4, широ­ко рас­про­стра­не­на в Азии. Исполь­зо­ва­ние это­го чис­ла мини­маль­но и люди ста­ра­ют­ся избе­гать его при любой воз­мож­но­сти, посколь­ку соот­вет­ству­ю­щее китай­ское сло­во (про­из­но­сит­ся как «ши»), зву­чит почти как сло­во «смерть». Номе­ра мобиль­ных теле­фо­нов с чет­вер­кой про­да­ют­ся со скид­кой и в неко­то­рых домах отсут­ству­ет 4‑й этаж. Его назы­ва­ют «пятым» или обо­зна­ча­ют бук­вой “F”.

  • Пер­вое апре­ля. Здесь так­же суще­ству­ют раз­ные тео­рии о том, как воз­ник обы­чай под­шу­чи­вать над кем-то (выстав­лять дура­ком) 1‑го апре­ля. Тео­рии эти в сво­ем боль­шин­стве путан­ные и неопре­де­лен­ные, что зна­чи­тель­но затруд­ня­ет опре­де­ле­ние про­ис­хож­де­ния это­го обычая.

Что­бы хри­сти­а­ни­зи­ро­вать 1‑ое апре­ля были сде­ла­ны попыт­ки най­ти его про­ис­хож­де­ние в биб­лей­ских пре­да­ни­ях. Напри­мер суще­ству­ет пре­да­ние, что Ной выпу­стил голу­бя из ков­че­га, когда вода еще не отсту­пи­ла, 1‑го апре­ля, таким обра­зом дав ему бес­смыс­лен­ное зада­ние. Дру­гая исто­рия утвер­жда­ет, что в этот день Хри­стос был послан от Пила­та к Иро­ду и обрат­но. На ста­рин­ное выра­же­ние «послать от Пила­та к Иро­ду», озна­ча­ю­щее бес­смыс­лен­ное зада­ние, ука­зы­ва­ли как на дока­за­тель­ство этой теории.

Одна­ко, наи­бо­лее инте­рес­ное и убе­ди­тель­ное для Пра­во­слав­ных Хри­сти­ан объ­яс­не­ние свя­за­но с рус­ской Мине­ей изда­тель­ства 1869 года. В этой кни­ге, содер­жа­щей кален­дар­ные даты празд­но­ва­ния дней свя­тых и дру­гих цер­ков­ных празд­ни­ков, исто­ри­че­ский день Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва ука­зан как 1‑е апре­ля 33 года от Р.Х.

Еван­ге­лия сооб­ща­ют нам, что сол­да­ты, охра­няв­шие Гроб Гос­по­день, пошли к пер­во­свя­щен­ни­кам и рас­ска­за­ли им о собы­тии Вос­кре­се­ния. Те, одна­ко, под­ку­пи­ли сол­дат и убе­ди­ли их ска­зать, что Тело Хри­сто­во укра­ли Его уче­ни­ки, пока стра­жа спа­ла (Mф.28:11–13). Поэто­му, что­бы высме­ять Хри­сти­ан и бро­сить тень на их веру в Вос­кре­се­ние Хри­сто­во, в пер­вые века их пуб­лич­но драз­ни­ли, назы­вая апрель­ски­ми дура­ка­ми.

Каково учение Православной Церкви о суевериях?

Цер­ковь счи­та­ет веру в суе­ве­рия и при­вер­жен­ность им гре­хом, посколь­ку этот порок души под­ра­зу­ме­ва­ет отсут­ствие веры в про­мы­сел Божий. При­вер­жен­ность суе­ве­ри­ям зна­ме­ну­ет собой заиг­ры­ва­ние с сила­ми про­тив­ны­ми Богу а зна­чит и нару­ше­ние пер­вой из деся­ти запо­ве­дей: «Я Гос­подь, Бог твой,… да не будет у тебя дру­гих богов пред лицем Моим» (Исх.20:1–3).

Как ска­за­но ране, неко­то­рые суе­ве­рия, осо­бен­но сре­ди веру­ю­щих людей, в неко­то­ром смыс­ле, мож­но назвать извра­ще­ни­ем рели­гии. Суе­ве­рие – это откло­не­ние рели­ги­оз­но­го чув­ства и пове­де­ния, кото­рое это чув­ство пред­опре­де­ля­ет. Оно даже может иска­зить наше покло­не­ние Истин­но­му Богу, когда маги­че­ский смысл при­да­ет­ся цер­ков­ным таин­ствам и эле­мен­там бого­слу­же­ния. Сло­ва само­го Хри­ста слу­жат уко­ром таким Хри­сти­а­нам: «Горе вам, вожди сле­пые, кото­рые гово­ри­те: если кто покля­нет­ся хра­мом, то ниче­го, а если кто покля­нет­ся золо­том хра­ма, то пови­нен. Безум­ные и сле­пые! что боль­ше: золо­то, или храм, освя­ща­ю­щий золо­то? Так­же: если кто покля­нет­ся жерт­вен­ни­ком, то ниче­го, если же кто покля­нет­ся даром, кото­рый на нем, то пови­нен. Безум­ные и сле­пые! что боль­ше: дар, или жерт­вен­ник, освя­ща­ю­щий дар? Итак кля­ну­щий­ся жерт­вен­ни­ком кля­нет­ся им и всем, что на нем; и кля­ну­щий­ся хра­мом кля­нет­ся им и Живу­щим в нем; и кля­ну­щий­ся небом кля­нет­ся Пре­сто­лом Божи­им и Сидя­щим на нем» (Мф.23:16–22).

Некоторые места из Библии, относящиеся к суевериям, знамениям и предсказаниям

  • Лев.19:26–31«Не ешь­те с кро­вью; не воро­жи­те и не гадай­те. Не стри­ги­те голо­вы вашей кру­гом, и не пор­ти края боро­ды тво­ей. Ради умер­ше­го не делай­те наре­зов на теле вашем и не нака­лы­вай­те на себе пись­мен. Я Гос­подь. Не осквер­няй доче­ри тво­ей, допус­кая ее до блу­да, что­бы не блу­до­дей­ство­ва­ла зем­ля и не напол­ни­лась зем­ля раз­вра­том. Суб­бо­ты Мои хра­ни­те и свя­ти­ли­ще Мое чти­те. Я Гос­подь. Не обра­щай­тесь к вызы­ва­ю­щим мерт­вых, и к вол­шеб­ни­кам не ходи­те, и не дово­ди­те себя до осквер­не­ния от них. Я Гос­подь, Бог ваш».
  • 1Цар.15:23 – «ибо непо­кор­ность есть [такой же] грех, что вол­шеб­ство, и про­тив­ле­ние [то же, что] идо­ло­по­клон­ство».
  • Втор.18:9–14 – «Отно­си­тель­но укло­не­ния от язы­че­ских обы­ча­ев – “Когда ты вой­дешь в зем­лю, кото­рую дает тебе Гос­подь Бог твой, тогда не научись делать мер­зо­сти, какие дела­ли наро­ды сии: не дол­жен нахо­дить­ся у тебя про­во­дя­щий сына сво­е­го или дочь свою чрез огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это, и за сии-то мер­зо­сти Гос­подь Бог твой изго­ня­ет их от лица тво­е­го; будь непо­ро­чен пред Гос­по­дом Богом тво­им; ибо наро­ды сии, кото­рых ты изго­ня­ешь, слу­ша­ют гада­те­лей и про­ри­ца­те­лей, а тебе не то дал Гос­подь Бог твой».
  • Мф.24:24 – «Ибо вос­ста­нут лжехри­сты и лже­про­ро­ки, и дадут вели­кие зна­ме­ния и чуде­са, что­бы пре­льстить, если воз­мож­но, и избранных».
  • Мф.15:1–3 – Отно­си­тель­но лож­ных пре­да­ний – «Тогда при­хо­дят к Иису­су Иеру­са­лим­ские книж­ни­ки и фари­сеи и гово­рят: зачем уче­ни­ки Твои пре­сту­па­ют пре­да­ние стар­цев? ибо не умы­ва­ют рук сво­их, когда едят хлеб. Он же ска­зал им в ответ: зачем и вы пре­сту­па­е­те запо­ведь Божию ради пре­да­ния ваше­го».

Из писаний Святых Отцов

  • Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в сво­их «Про­по­ве­дях о Зако­нах» пишет о неко­то­рых людях, кото­рые счи­та­лись обла­да­ю­щи­ми тай­ны­ми зна­ни­я­ми. Они про­да­ва­ли шерсть мед­ве­дей и дру­гих живот­ных на аму­ле­ты и целеб­ные сна­до­бья. Когда кто-то начал защи­щать одну такую жен­щи­ну-ста­ри­цу на том осно­ва­нии, что она при­зы­ва­ет Имя Хри­сто­во в сво­их закли­на­ни­ях, то Свят. Иоанн отве­тил сле­ду­ю­щим обра­зом: «Более того, я счи­таю, что она долж­на быть еще более нена­ви­ди­ма за то, что зло­упо­треб­ля­ет Име­нем Хри­сто­вым для этой цели, посколь­ку пред­став­ля­ясь Хри­сти­ан­кой, она пока­зы­ва­ет сво­и­ми дей­стви­я­ми свое язы­че­ство».
  • Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рил так отно­си­тель­но коз­ней сата­ны и нашей пад­ко­сти на иску­ше­ния и соблаз­ны: “Со вре­мен чело­ве­че­ско­го гре­хо­па­де­ния диа­вол име­ет к нам доступ. Когда-то, диа­вол не был спо­со­бен про­из­во­дить столь­ко зла, сколь­ко он дела­ет сей­час. Одна­ко Бог иску­пил чело­ве­ка. Этот досто­вер­ный факт нам изве­стен из Писа­ния. И что­бы иску­пить чело­ве­ка, Хри­стос умер нас ради. Искуп­лен­но­му чело­ве­ку Он дал сво­бо­ду под­чи­нить­ся или Богу, или диа­во­лу. В нашей воле выбрать образ и подо­бие Божие. Ему было бы очень лег­ко сотво­рить чело­ве­ка, кото­рый бы все­гда улы­бал­ся при про­яв­ле­нии дей­ствия Про­ви­де­ния Божия в его жиз­ни. Но мы были бы духов­ны­ми робо­та­ми, кук­ла­ми. Богу это не нужно.”

Святые каноны Церкви

  • Канон 61 VI-го Все­лен­ско­го Собо­ра иже в Кон­стан­ти­но­по­ле – Пре­да­ю­щи­е­ся вол­шеб­ни­кам, или так име­ну­е­мым сто­на­чаль­ни­кам (ста­рей­шие волх­вы), или дру­гим подоб­ным, дабы узнать от них, что вос­хо­тят им открыть, соглас­но с преж­ни­ми оте­че­ски­ми о них поста­нов­ле­ни­я­ми, да под­ле­жат пра­ви­лу шести­лет­ней епи­ти­мии. Той же епи­ти­мии над­ле­жит под­вер­гать и тех, кото­рые водят мед­ве­диц, или иных живот­ных, на посме­ши­ще и на вред про­стей­ших, и соеди­няя обман с безу­ми­ем, про­из­но­сят гада­ния о сча­стье, о судь­бе, о родо­сло­вии и мно­го дру­гих подоб­ных тол­ков; рав­но и так име­ну­е­мых обла­ко­го­ни­те­лей, оба­я­те­лей, дела­те­лей предо­хра­ни­тель­ных талис­ма­нов и кол­ду­нов. Закос­не­ва­ю­щих же в сем и не обра­ща­ю­щих­ся и не убе­га­ю­щих от тако­вых пагуб­ных и язы­че­ских вымыс­лов опре­де­ля­ем совсем извер­гать из Церк­ви, как и свя­щен­ные пра­ви­ла пове­ле­ва­ют. Ибо, какое обще­ние све­та ко тьме, как гло­го­лет Апо­стол: или кое сло­же­ние Церк­ви Божи­ей со идо­лы; или какая часть вер­но­му с невер­ным; кое же согла­сие Хри­ста с вели­а­ром? (2Кор.6:14–16).

В интер­пре­та­ции это­го кано­на гово­рит­ся, что вся­кий пре­да­ю­щий себя кол­ду­ну или демо­нам, что­бы узнать какой-то сек­рет, да будет отлу­чен на шесть лет. Так­же те, кото­рые при­бе­га­ют к закли­на­ни­ям и верят в уда­чу и судь­бу, да будут извер­же­ны из собра­ния Церкви.

  • 32‑й канон Св. Иоан­на Пост­ни­ка 582 г. по Р.Х. – Зани­ма­ю­щим­ся заго­во­ра­ми или кол­дов­ством, мы пола­га­ем пока­я­ние на три года, с усло­ви­ем, что они с радо­стью при­ло­жат осо­бое усер­дие к каж­до­днев­но­му посту, вку­шая толь­ко твер­дые и сухие сне­ди после девя­то­го часа и, живя по воз­мож­но­сти безыс­кус­но, и, в доба­вок, пола­га­ем им каж­до­днев­но совер­шать 250 покло­нов, каж­дый раз каса­ясь челом зем­ли. К ним мы при­рав­ни­ва­ем и жен­щин, про­да­ю­щих аму­ле­ты и зани­ма­ю­щих­ся гаданием.

Интер­пре­та­ция: Шеп­ту­ны и кол­ду­на, как и (жен­щи­ны) изго­тов­ля­ю­щие аму­ле­ты и гада­ю­щие, отлу­ча­ют­ся от Св. При­ча­стия на три года в тече­нии кое­го вре­ме­ни они долж­ны при­ни­мать толь­ко сухую пищу (сухо­яде­ние) после девя­то­го часа и в коли­че­стве необ­хо­ди­мом для под­дер­жа­ния себя и при этом пола­гать 250 зем­ных покло­нов каж­дый день.

Отно­ше­ние Церк­ви к суе­ве­ри­ям и суе­вер­ным обы­ча­ям пре­дель­но ясно из несколь­ких пара­гра­фов, при­ве­ден­ных выше. Тот факт, что люди, не жела­ю­щие слы­шать эти пре­ду­пре­жде­ния, даже отлу­ча­ют­ся от Свя­тых Таин, толь­ко под­чер­ки­ва­ет как осмот­ри­тель­но Хри­сти­а­нин дол­жен отно­сить­ся к уча­стию в подоб­ных явлениях.

Допустимы ли безобидные и неоскорбительные суеверия?

Вещи сверхъ­есте­ствен­ной при­ро­ды не ней­траль­ны. Они либо от Бога либо не от Него. Если они не от Бога, их един­ствен­ным источ­ни­ком может быть толь­ко сата­на. Гада­ние, вызы­ва­ние духов, гада­ние на кар­тах, на кри­сталь­ном шаре, горо­ско­пы, нуме­ро­ло­гия и т.д. – каки­ми бы без­обид­ны­ми (или опас­ны­ми) эти вещи ни каза­лись, если они не фаль­шив­ки, то их вдох­но­ви­те­лем и источ­ни­ком явля­ет­ся нечи­стая сила. В конеч­ном сче­те в этот спи­сок могут быть вклю­че­ны и заня­тия, кото­рые на поверх­но­сти не кажут­ся про­ти­во­ре­ча­щи­ми рели­ги­оз­ным чувствам.

Как ска­за­но выше, такие заня­тия отвле­ка­ют от Бога, помра­ча­ют поня­тие о Нем как об истин­ном Источ­ни­ке всех благ и щед­рот, и под­стре­ка­ют к заиг­ры­ва­нию с лож­ны­ми сила­ми. Дей­стви­тель­но, прак­ти­ку­ем ли мы их совер­шен­но откры­то или толь­ко слег­ка каса­ем­ся их, если мы зани­ма­ем­ся ими, то уже этим самым мы воз­да­ем им покло­не­ние – слу­жим им.

Хри­стос опре­де­лен­но гово­рит в Еван­ге­лии: «Никто не может слу­жить двум гос­по­дам: ибо или одно­го будет нена­ви­деть, а дру­го­го любить; или одно­му ста­нет усерд­ство­вать, а о дру­гом нера­деть. Не може­те слу­жить Богу и мам­моне» (Mф.6:24).

В све­те это­го пори­ца­ния, заня­тие чем-то из опи­сан­ных выше вещей, имен­но этим и явля­ет­ся – слу­же­ни­ем дру­го­му хозя­и­ну. В этом вся суть про­бле­мы. И то, что мы про­во­дим нашу жизнь рас­се­ян­но, в состо­я­нии духов­ной наив­но­сти, будучи без­раз­лич­ны­ми к при­ро­де и про­ис­хож­де­нию этих вещей, не послу­жит нам оправ­да­ни­ем. Опас­ная это игра – слу­жить двум гос­по­дам. С одной сто­ро­ны, через уча­стие в бого­слу­же­ни­ях и Таин­ствах Церк­ви про­сить Бога Свя­та­го Духа при­и­ти и все­лить­ся в нас (из молит­вы «Царю Небес­ный»), а с дру­гой остав­лять в нас зацеп­ку для сата­ны, участ­вуя во вну­ша­е­мых им занятиях.

Пра­во­слав­ный Хри­сти­а­нин не дол­жен боят­ся бабьих ска­зок, вол­шеб­ни­ков или даже кол­ду­нов, но посту­пать как гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние. А оно гово­рит так: «… бой­ся Бога и запо­ве­ди Его соблю­дай, пото­му что в этом всё для чело­ве­ка; ибо вся­кое дело Бог при­ве­дет на суд, и все тай­ное, хоро­шо ли оно, или худо.» (Еккл.12:13–14).

Боле того, даже если Хри­сти­а­ни­на и при­влек­ла вера в зна­ме­ния и суе­ве­рия, то хоро­шо бы ему или ей при­слу­шать­ся к этим ясным и крат­ким сло­вам само­го Спа­си­те­ля: «Ищи­те же преж­де Цар­ства Божия и прав­ды Его, и это все при­ло­жит­ся вам.» (Mф.6:33).

Мы тоже небезынтересны сатане!

Бог любит нас боль­ше чем мы спо­соб­ны любить самих себя и жела­ет наше­го спа­се­ния более, чем того хотим мы сами. Но беда в том, что не толь­ко Бог жела­ет нас, но и сата­на. И если Бог гово­рит нам: «Ищи­те же преж­де Цар­ства Божия и прав­ды Его», опре­де­лен­но, сата­на пред­ло­жит нам нечто про­ти­во­по­лож­ное, а имен­но: «Ты живешь один раз – возь­ми все от жиз­ни! Духов­ная жизнь толь­ко это­му меша­ет. Посмот­ри как живут вокруг. Боя­щи­е­ся Бога ходят в храм, соблю­да­ют посты и усерд­но молят­ся – их жизнь огра­ни­че­на и скуч­на. А те, кто не боят­ся Бога – весе­лят­ся и насла­жда­ют­ся жиз­нью».

Кто-то ска­жет, что, мол, если чело­век дела­ет что-то по незна­нию, то как это может ему повре­дить? Ины­ми сло­ва­ми, раз­ве кто-то дума­ет, что он покло­ня­ет­ся бесам, когда бро­са­ет монет­ку в фон­тан или сту­чит по дере­ву? В таком слу­ча­ет, не одоб­рит ли его пове­де­ние сатане, и может ли он (сата­на) извлечь что-то из этой ситу­а­ции для себя?

Дело в том, что сата­на не дей­ству­ет напро­лом. Он при­об­ре­та­ет дове­рие людей поти­хонь­ку, очень осто­рож­но и очень хит­ро. Он дей­ству­ет так по крайне про­стой при­чине. Если бы он откры­то явил себя людям, осо­бен­но тем, кото­рым не без­раз­лич­на их вера, про­де­мон­стри­ро­вал бы им свою силу, что­бы заво­е­вать их, тогда, опре­де­лен­но, резуль­тат был бы про­ти­во­по­лож­ным – мас­сы людей обра­ща­лись бы к Богу, по край­ней мере, из-за силь­но­го стра­ха. И еще, люди бы про­яв­ля­ли неви­дан­ную вер­ность запо­ве­дям Божиим.

Поэто­му сата­на пола­га­ет­ся на улов­ки и ложь. Один из его самых успеш­ных трю­ков – это убе­дить людей, что его не суще­ству­ет. Или, если они подо­зре­ва­ют о его суще­ство­ва­нии, сата­на поста­ра­ет­ся вну­шить им им, что он не более чем забав­ный парень, бега­ю­щий в крас­ных шта­нах с вила­ми в руках, и зани­ма­ю­щий­ся вся­ки­ми про­ка­за­ми. Такое без­от­вет­ствен­ное отно­ше­ние толь­ко игра­ет ему на руку, посколь­ку мы, обыч­но, не боим­ся того, что нам кажет­ся забав­ным и смеш­ным. Очень печаль­но, что подоб­ное фри­воль­ное отно­ше­ние в нечи­стой силе сего­дня наблю­да­ет­ся у очень мно­гих людей.

Мы, как Пра­во­слав­ные Хри­сти­ане, долж­ны оста­но­вить­ся на минут­ку и заду­мать­ся, каки­ми могут быть послед­ствия все­го это­го. Было бы очень хоро­шо для нас, если бы мы срав­ни­ли отно­ше­ние к нечи­стой силе, опи­сан­ное выше, с тем, как оно опи­сы­ва­ет­ся в жити­ях Свя­тых и в тво­ре­ни­ях Свя­тых Отцев Церк­ви. Совер­шен­но опре­де­лен­но, что ни одно их столк­но­ве­ние с демо­на­ми не было даже отда­лен­но забавным.

Поэто­му, если мы при­вер­же­ны суе­ве­ри­ям, сата­на при­и­мет наше покло­не­ние, даже если оно не осо­зна­но, пото­му что такое пове­де­ние откры­ва­ет в нашей душе окно для про­ник­но­ве­ния зла, каким бы малень­ким это окно ни было. Полу­ча­ет­ся, что таким обра­зом малень­кое семя без­бо­жия неза­мет­но сеет­ся на ниве нашей души. Но то, что начи­на­ет­ся сего­дня с кро­шеч­но­го семе­ни, будучи оро­ша­е­мо и пита­е­мо вся­ко­го родом внешне невин­ны­ми веща­ми и заня­ти­я­ми, как-то: неко­то­рые теле- и радио­про­грам­мы, филь­мы, кни­ги, ста­тьи в жур­на­лах и про­чее, зав­тра может при­не­сти такой урод­ли­вый и вред­ный плод, как отсут­ствие веры и сомне­ние в суще­ство­ва­ние Бога и Его спа­си­тель­ной бла­го­да­ти. В этом то и есть ложь сата­ны, что при­вне­се­ние нехри­сти­ан­ских без­бож­ных заня­тий в нашу жизнь яко­бы неопас­но и его не сто­ит избе­гать. Сто­ит ли удив­лять­ся тому, что люди, чрез­мер­но и откры­то пре­дан­ные суе­ве­ри­ям, испы­ты­ва­ют сверхъ­есте­ствен­ные явле­ния, при­чем – посто­ян­но. Они доб­ро­воль­но откры­ли свои серд­ца подоб­но­го рода явле­ни­ям, и, из-за сво­их посто­ян­ных стра­хов, они про­дол­жа­ют пла­тить дань и поощ­рять демо­нов и их дей­ствия по отно­ше­нии к себе.

Таков образ дей­ствия бесов­ской пре­ле­сти: скрыт­но и хит­ро пред­ло­жить лож­ную духов­ность, что­бы поти­хонь­ку при­ве­сти доб­ро­же­ла­тель­ных людей к их поги­бе­ли. Широ­кое рас­про­стра­не­ние суе­ве­рий явля­ет­ся луч­шей иллю­стра­ци­ей этого.

Заключение

Будучи Пра­во­слав­ны­ми Христианами:

  • В таин­стве Кре­ще­ния мы, отло­жив вет­хо­го чело­ве­ка и облек­шись в ново­го, запе­чат­ле­ны как ново­из­бран­ные вои­ны Хри­сто­вы (из чина Кре­ще­ния),
  • В таин­стве Миро­по­ма­за­ния мы полу­чи­ли печать дара Свя­та­го Духа (там же),
  • В таин­стве Пока­я­ния мы раз­ре­ша­ем­ся и соеди­ня­ем­ся Свя­той Хри­сто­вой Церк­ви (молит­ва разрешения),
  • В таин­стве Свя­та­го При­ча­стия мы при­бы­ва­ем во Хри­сте и Хри­стос в нас. (Ин.6:56).

В каж­дом из этих слу­ча­ев Бог изли­ва­ет на нас Свою бла­го­дать, пока­зы­вая, что мы при­над­ле­жим Ему. Более того, про­ки­мен, воз­гла­ша­е­мый во вре­мя чина Кре­ще­ния, гово­рит: «Гос­подь про­све­ще­ние и Спа­си­тель мой; кого убо­ю­ся?» и «Гос­подь защи­те­тель живо­та мое­го; от кого устра­шу­ся?». Страх чего-то – это при­зна­ние над нами вла­сти. Поэто­му насто­я­щий Хри­сти­а­нин дол­жен боять­ся Бога. Для это­го есть очень мно­го при­чин, в осо­бен­но­сти же та, о кото­рой гово­рит Псал­мо­пе­вец: «Нача­ло при­муд­ро­сти страх Гос­по­день; разум вер­ный у всех, испол­ня­ю­щих запо­ве­ди Его» (Пс.111:9).

Хри­сти­а­нин верит в непре­ре­ка­е­мую исти­ну Сло­ва Божия и не зави­сит от суе­ве­рий, лож­ной духов­но­сти, обы­ча­ев, чувств и поло­же­ний, про­ис­хо­дя­щих из без­бож­ных источ­ни­ков, кото­рые стре­мят­ся узур­пи­ро­вать место Бога в нашей душе и под­чи­нить нашу пре­дан­ность. Даже к вещам, кажу­щим­ся без­обид­ны­ми, надо отно­сить­ся с рас­суж­де­ни­ем. Апо­стол Павел пре­по­да­ет нам про­стое пра­ви­ло, кото­рое хоро­шо было бы запом­нить: «еди­те ли, пье­те ли, или иное что дела­е­те, все делай­те в сла­ву Божию» (1Кор.10:31).

Толь­ко Бог и Его Свя­тое Сло­во достой­ны веры и покло­не­ния. А суе­ве­рия – это рели­гия без Бога!

Про­то­и­е­рей Гав­ри­ил Макаров

Рус­ский Пра­во­слав­ный Храм Свя­той Троицы
Ван­ку­вер, Бри­тан­ская Колум­бия, Канада

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки