Борьба ученых и просветителей с вековыми суевериями, с верой в иррациональные и магические явления абсолютно бессмысленна, ибо обусловлена генетически, заявил один из ведущих британских экспериментальных психологов, профессор Бристольского университета Брюс Худ (Bruce Hood).
В докладе, который профессор Худ прочитал на очередном ежегодном съезде Британской ассоциации науки, утверждается, что никакие рациональные разъяснения и доводы не могут заставить суеверных людей отказаться от своих представлений, так как они сами не способны их контролировать. Любым попыткам убедить их в бессмысленности веры в приметы и предзнаменования противостоит мощная психическая сила на генетическом уровне. Суеверия и религиозное чувство, убежден британский психолог, присущи людям от рождения и являются неотъемлемой частью человеческой ментальности. «Существует два типа людей, — отмечает профессор Худ, — те, кто верит в сверхъестественное, и кто не верит в него. Но даже у нерелигиозного и в целом несуеверного человека сохраняется определенная форма веры в иррациональное».
Свои доводы Брюс Худ подкрепляет результатами проведенных им экспериментов над самыми разными группами людей — разной образованности и различных профессий. По его словам, большинство людей без какого-либо рационального объяснения избегает вещей, которые ассоциируются для них со злом в самом широком смысле. Однажды на своих лекциях в университете профессор Худ продемонстрировал довольно невзрачную куртку синего цвета с коричневыми пуговицами и пригласил любого человека из аудитории примерить ее за вознаграждение в 10 фунтов. Поднялось море рук желающих подработать. Однако затем профессор объяснил, что куртка некогда принадлежала знаменитому серийному убийце Фреду Весту. После этого почти все студенты опустили руки. На самом же деле куртка никогда не принадлежала Весту. Этот пример показывает, говорит Брюс Худ, что даже в целом рациональная и лишенная суеверий студенческая аудитория может почувствовать явный дискомфорт в связи с возникновением у нее иррационального чувства. Или другой эксперимент. Группе людей было предложено разрезать ножницами принадлежащие им фотографии, при этом их предупредили, что это может вызвать у них негативную эмоциональную реакцию. Лишенные, как они утверждали, суеверий и предрассудков, владельцы фотографий уверили экспериментаторов, что для них это не составит проблемы и никак не повлияет на их эмоции. Однако, когда во время эксперимента с помощью приборов регистрировались уровень эмоционального состояния и связанный с ним уровень потоотделения, то выяснилось, что, как только такому рационалисту и атеисту попадалась фотография, имевшая для него какое-то персональное значение, приборы фиксировали «эмоциональный взрыв», чего не было при разрезании безразличных для него фотографий. Бессознательно, руководствуясь иррациональными побуждениями, утверждает Брюс Худ, люди связывали кусок картона с напечатанным на нем изображением.
— Профессор, в первобытных, архаических культурах это психическое явление лежит в основе тотемизма и веры в магические ритуалы. Почему же одни люди менее суеверны, чем другие, и чем объяснить наличие людей, не верящих в иррациональные явления?
— Почему одни люди верят в большей мере, чем другие в приметы и почему существуют люди с рациональным сознанием? Все мы в разной мере подвержены чувству иррационального. Приведу пример распространенного явления, которое я называю верой в магическое. У многих из нас есть вещи, с которыми нас связывают какие-то сентиментальные воспоминания, скажем, обручальные кольца или вещи, подаренные любимыми людьми. Думаю, что при этом мы полагаем, что эти вещи содержат внутри себя некую субстанцию, которая связана с их бывшими владельцами. В этих случаях мы ведем себя так, будто это вещи обладают какими-то особым магическим воздействием или качеством.
— А не может ли быть, что в основе суеверий лежат какие-то рациональные причины? Можно ли допустить, к примеру, что это своего рода психический механизм защиты от страха смерти?
— Да, конечно. Думаю, что главный страх, который испытывает каждый человек, — это перспектива смерти. И если вы верите, что ваша жизнь не зависит от вашего тела и что ваш дух может существовать и после смерти, то это снижает этот страх. Такие люди верят, что наш разум и наша душа существуют независимо от мозга и что мы можем существовать за пределами своего тела. Именно это и является духовной природой магической веры.
Источник: Svobodanews.ru
Идея Худда интересна тем, что подчеркивает устойчивый, навязчивый характер суеверных представлений исходя из некой психической константности. Факты и эксперименты действительно свидетельствуют о бесполезности рациональной критики суеверий. Доводы разума мало что дают несмотря на всю убедительность. Все это указывает на некое свойственное человеческой психике ядро, избегающее, сопротивляющееся рационализации и символизации и остающееся бессознательным. Поэтому то, что Худд мыслит как генетическую наследственность, следует рассматривать скорее как бессознательные суеверные представления в психоаналитическом смысле слова. То, что Худд в своих экспериментах именует иррациональным есть ни что иное как бессознательное. Вопреки логике Худда, психику невозможно свести к биологии, анатомии и физиологии. Вера в то, что все сводится к материальному субстрату это тоже своего рода суеверие. Психическое безусловно использует биологическое в качестве материального условия своего функционирования, но сама психическая деятельность далеко выходит за рамки биологической детерминации.
Таким образом, суеверия наследуются человеком не генетически, через биологическую преемственность, а бессознательно, через культуру и язык, в которые погружен субъект и которые несут в себе всю гамму суеверий от глубокой древности до наших дней. Причина же суеверий, как и отмечает Худд, во многом связана со скрытым страхом смерти. Культура придает форму, облекает в образы, слова, действия и ритуалы присущий каждому индивиду фундаментальный страх смерти. И дело здесь не в наивном полагании жизни за гробом, которое якобы психологически освобождает человека от этого страха. Когда человек пребывает вне Бога — Источника Жизни, не чувствует в Нем опору, ему остается лишь «избегать» смерти, вытеснить ее из своего сознания, что неизбежно оборачивается ее бессознательным возвращением в форме суе-верия. Бессознательное желание «договориться» со смертью, застраховаться от нее, обрести иллюзорную фантазматическую власть над ней, лежит в основе всех сценариев суеверия.
С другой стороны, принципиально важно уточнить, что христиане верят вовсе не в жизнь за гробом и не в жизнь вне тела — это удел спиритизма, христиане верят в жизнь Вечную — то есть в Бога как истинного источника жизни. Жизнь — это свойство Божие и человек обретает ее только через причастность к Богу. В христианской культуре это выражается в понятии души, которая не сводится к психике, а объемлет человеческую природу в ее целостности и олицетворяет собой жизнь. Биологическое же существование человека, которое, увы, зачастую служит точкой отсчета в современных науках о человеке и которое не следует путать с христианским понятием тела, есть ни что иное как «кожаные одежды», которыми Бог облек нашу бытийную пустоту. Грех, отделив человека от Бога, обнажил в человеке небытие, пустоту, «персть». И теперь перед человеком стоит выбор: либо обрести в Боге Жизнь через веру и доверие, либо прятаться в неизбежно истлевающих в отрыве от Бога «кожаных ризах», плодя суеверия. Суеверие — это договор с небытием, бессознательная обманка — фантазм, иллюзия жизни в лоне смерти.
священник Иоанн Смирнов
Комментировать