Теория заговоров: Кто стоит за колдунами и народными целителями

Теория заговоров: Кто стоит за колдунами и народными целителями

(3 голоса5.0 из 5)

Ска­жи­те, поче­му Цер­ковь запре­ща­ет магию, если это рабо­та­ет? Недав­но услы­шал, как один свя­щен­ник пре­ду­пре­дил сво­их при­хо­жан об опас­но­сти лече­ния заго­во­ра­ми и осо­бы­ми молит­ва­ми. Меня это все­гда удив­ля­ет. Никак не пой­му, что здесь про­тив­но­го Богу, если людям это реаль­но помо­га­ет изба­вить­ся от боли? Поче­му Цер­ковь при­зна­ет цели­те­лей слу­га­ми дья­во­ла, и чем тогда они отли­ча­ют­ся от бла­жен­ной Мат­ро­ны, от стар­цев, от свя­щен­ни­ков, по молит­вам кото­рых тоже часто про­ис­хо­дят чуде­са? Это что, у цер­ков­ных цели­те­лей кон­ку­рен­ция такая с их «неси­стем­ны­ми коллегами»?
И что пло­хо­го, напри­мер, в без­обид­ных гада­ни­ях, кото­рые ника­ко­го физи­че­ско­го вре­да при­чи­нить не могут? Мне кажет­ся, кто-то из отцов Церк­ви (воз­мож­но, сле­дуя сво­ей гор­дыне) про­сто ска­зал когда-то, что цели­тель­ство, гада­ние, вся­кая дру­гая магия — это про­яв­ле­ние тем­ных сил, а люди вос­при­ня­ли это за исти­ну, сле­по сле­дуя «уста­нов­лен­ным пра­ви­лам» Церкви.

С ува­же­ни­ем, Николай,
Псков­ская обл.

Отве­ча­ет Алек­сандр Ткаченко

Самый корот­кий ответ на это, доро­гой Нико­лай, мог бы быть таким: пото­му Цер­ковь и запре­ща­ет магию, что нена­зван­ное в Вашем вопро­се «это» дей­стви­тель­но рабо­та­ет. А вот о том, что же оно такое — это самое «это», сей­час самое вре­мя пого­во­рить более подробно.

Для чело­ве­ка непо­свя­щен­но­го магия — некий ана­лог упо­треб­ля­е­мо­го в кибер­не­ти­ке поня­тия «чер­ный ящик». Так там назы­ва­ют некое устрой­ство в схе­ме, прин­цип дей­ствия кото­ро­го неиз­ве­стен. Извест­но лишь, что сиг­нал, прой­дя через него, меня­ет свои харак­те­ри­сти­ки на выхо­де. Что про­ис­хо­дит при этом внут­ри «чер­но­го ящи­ка», не име­ет зна­че­ния. Ну, напри­мер, нуж­но спе­ци­а­ли­стам про­те­сти­ро­вать рабо­ту авто­ма­ти­че­ской теле­фон­ной стан­ции. Для это­го они не ста­нут скру­пу­лез­но про­ве­рять все бло­ки и схе­мы слож­ней­ше­го устрой­ства, а про­сто про­зво­нят все линии. Есть сиг­нал на выхо­де — зна­чит, устрой­ство рабо­та­ет. А все, что меж­ду сиг­на­ла­ми на вхо­де и выхо­де, — это как раз и есть тот самый «чер­ный ящик».

В черном ящике черти водятся

Метод «чер­но­го ящи­ка» мы еже­днев­но исполь­зу­ем и в сво­ей обы­ден­ной жиз­ни, как ни неожи­дан­но это про­зву­чит. Ну вот, напри­мер, забо­ле­ла у чело­ве­ка голо­ва. Что он дела­ет? Пра­виль­но — гло­та­ет таб­лет­ку, ска­жем, аналь­ги­на (сиг­нал на вхо­де в систе­му). Через неко­то­рое вре­мя голо­ва болеть пере­ста­ет (сиг­нал на выхо­де). Что про­ис­хо­дит внут­ри орга­низ­ма после попа­да­ния в него малень­кой таб­лет­ки, чело­ве­ка обыч­но совсем не инте­ре­су­ет. Ему важ­но лишь, что­бы про­шла голов­ная боль.

Но что будет, если вме­сто при­е­ма таб­лет­ки аналь­ги­на он сде­ла­ет себе укол силь­но­дей­ству­ю­ще­го нар­ко­ти­че­ско­го веще­ства, напри­мер, мор­фия? С точ­ки зре­ния рабо­ты «чер­но­го ящи­ка» ниче­го не изме­нит­ся: на вхо­де — лекар­ство, на выхо­де — резуль­тат в виде избав­ле­ния от стра­да­ний. Зна­чит, «это» рабо­та­ет. Но через неко­то­рое вре­мя поль­зо­ва­ния опий­ным пре­па­ра­том у чело­ве­ка неиз­беж­но воз­ник­нут про­бле­мы куда более серьез­ные, чем обыч­ная голов­ная боль.

Поэто­му мор­фий, как и ряд дру­гих нар­ко­ти­че­ских средств, явля­ет­ся пре­па­ра­том стро­го­го уче­та и выда­ет­ся исклю­чи­тель­но по рецеп­там, кото­рые потом еще и про­ве­ря­ют по три раза в апте­ках при выдаче.

А вра­чи, дав­но уже устав­шие от подоб­ных пре­ду­пре­жде­ний, вновь и вновь кате­го­ри­че­ски запре­ща­ют зани­мать­ся само­ле­че­ни­ем, зная, к каким печаль­ным послед­стви­ям может при­ве­сти на прак­ти­ке озву­чен­ный Вами прин­цип «но ведь это же рабо­та­ет». Да, оно рабо­та­ет. Толь­ко если ты не зна­ешь — как и поче­му, ты все­гда нахо­дишь­ся в зоне рис­ка. Ино­гда — смертельного.

Магия с этой точ­ки зре­ния — типич­ный «чер­ный ящик»: рас­пух­ла у чело­ве­ка щека, вра­чи лечи­ли-лечи­ли, да что-то никак у них не полу­ча­ет­ся. Отпра­вил­ся он на при­ем к «цели­тель­ни­це». Та пово­ди­ла рука­ми у него перед лицом, пошеп­та­ла непо­нят­ные сло­ва, побрыз­га­ла на боль­ную щеку «свя­че­ной водой». И наут­ро опу­хо­ли — как не быва­ло! Вот что это было? Каков прин­цип тако­го лече­ния? Что лежит в его осно­ве? А чело­ве­ку это и не инте­рес­но вовсе. Он рад без памя­ти, что боляч­ка прошла.

Так вот, Нико­лай, сво­им чле­нам Цер­ковь стро­го-настро­го запре­ща­ет подоб­ные спо­со­бы лече­ния имен­но пото­му, что мето­ды эти рабо­та­ют, но суть их рабо­ты сами «цели­те­ли» объ­яс­ня­ют очень туман­но или никак не объ­яс­ня­ют вооб­ще. В общем, как уже было ска­за­но, — типич­ный «чер­ный ящик».

Но посколь­ку речь здесь идет уже не об элек­три­че­стве или фар­ма­ко­ло­гии, а о «духов­ных энер­ги­ях» и «тон­ких био­по­лях», вполне может ока­зать­ся, что внут­ри это­го «чер­но­го ящи­ка» сидит самый обык­но­вен­ный бес. Да-да, тот самый — пад­ший ангел. Злой дух, став­ший вра­гом Бога и убий­цей людей.

А может быть, и нет, как пише­те Вы, Нико­лай. Может, это все­го лишь такой стран­ный фено­мен, инди­ви­ду­аль­ная спо­соб­ность отдель­но взя­то­го чело­ве­ка, непо­знан­ные воз­мож­но­сти нашей при­ро­ды и т. д. и т. п. Да, все может быть. Тео­ре­ти­че­ски. Ну и что же теперь делать? Поиг­рать в «рус­скую рулет­ку» на соб­ствен­ное спасение?

Это ведь прак­ти­че­ски хре­сто­ма­тий­ный выбор сапе­ра: крас­ный про­во­док раз­ре­зать на бом­бе или синий? Уга­дал — твое сча­стье. Оши­бешь­ся — даже хоро­нить нече­го будет.

Толь­ко в духов­ном смыс­ле сапе­ру все же про­ще. Если он, спа­сая людей, погиб­нет (то есть, гово­ря язы­ком Еван­ге­лия, — отдаст жизнь за дру­ги своя), на том све­те его анге­лы встре­тят и Гос­подь ска­жет: «Все, что ты для малых сих сде­лал — для Меня сде­лал. При­ди, бла­го­сло­вен­ный Отца Мое­го, насле­дуй Цар­ство, тебе уготованное».

А вот кли­ент маги­че­ских сало­нов может про­жить на этом све­те дол­го, бла­го­да­ря уси­ли­ям сво­их «цели­те­лей». Но после смер­ти он нако­нец воочию уви­дит, кто же на самом деле сто­ял за эти­ми его уди­ви­тель­ны­ми и непо­нят­ны­ми исце­ле­ни­я­ми. И лишь тогда пой­мет, что такое насто­я­щее сча­стье. Но будет уже позд­но. Пото­му что демон из «чер­но­го ящи­ка» ниче­го не дела­ет для людей, не взяв за это свою долю пла­ты за ока­зан­ные «услу­ги». Предо­ста­вив ему (пус­кай и неосо­знан­но) свое тело для исце­ле­ния, чело­век по сути заклю­чил со злым духом сдел­ку и под­чи­нил свою душу его воле. Вся жизнь его с это­го момен­та про­хо­ди­ла под неусып­ным «пат­ро­на­жем» суще­ства, един­ствен­ной целью кото­ро­го явля­ет­ся веч­ная гибель души сво­е­го «под­опеч­но­го». Вот с ним-то и ждет тако­го несчаст­но­го чело­ве­ка встре­ча. Страш­но даже пред­ста­вить, како­во это — ока­зать­ся после смер­ти в обще­стве демо­на-губи­те­ля. А ведь начи­на­лось все с како­го-то пустя­ка — рас­пух­шей щеки…

Хотя, без­услов­но, Бог, бесы, анге­лы — все это пости­га­ет­ся лишь верой, их суще­ство­ва­ние невоз­мож­но дока­зать раци­о­наль­но. Но зато, как гово­рил Пас­каль, мож­но про­ве­сти мыс­лен­ный экс­пе­ри­мент: «Если Бога нет, а я в Него верю, я ниче­го не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё».

Карма и карманники

Вот от этой поте­ри все­го и предо­сте­ре­га­ет Цер­ковь сво­их чле­нов даже в тех слу­ча­ях, когда «цели­те­ли» не про­сто шар­ла­та­ны, а дей­стви­тель­но име­ют обшир­ную и в неко­то­рых слу­ча­ях вполне успеш­ную прак­ти­ку. Но отнюдь не из сооб­ра­же­ний кон­ку­рен­ции дела­ет это Цер­ковь. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст писал: «Пусть будем мы боль­ны, луч­ше остать­ся боль­ны­ми, чем для осво­бож­де­ния от болез­ни впасть в нече­стие (при­бе­гая к заго­во­рам). Демон, если и увра­чу­ет, боль­ше повре­дит, чем при­не­сет поль­зы. Доста­вит поль­зу телу, кото­рое спу­стя немно­го непре­мен­но умрет и сгни­ет, а повре­дит бес­смерт­ной душе. Если ино­гда по попу­ще­нию Божию и исце­ля­ют демо­ны (через ворож­бу), то такое исце­ле­ние быва­ет для испы­та­ния вер­ных хри­сти­ан. Не пото­му что­бы Бог не знал их вер­но­сти, но что­бы научи­лись не при­ни­мать от демо­нов даже исцеления».

Как види­те, Нико­лай, ни о каком «пере­де­ле рын­ка» с нецер­ков­ны­ми цели­те­ля­ми тут даже речи не идет. «Луч­ше остать­ся нам боль­ны­ми…» — вот и вся конкуренция.

Да, в Церк­ви все­гда были люди, кото­рым Гос­подь пода­ет дар исце­ле­ния болез­ней. Но отли­чить их от магов очень лег­ко по одно­му, само­му глав­но­му, при­зна­ку: они нико­гда не при­пи­сы­ва­ют совер­ша­е­мые исце­ле­ния себе, сво­им пара­нор­маль­ным спо­соб­но­стям, сво­им свя­зям с «тон­ким миром». Во все вре­ме­на они в пол­ный голос про­по­ве­до­ва­ли, что истин­ным цели­те­лем души и тела явля­ет­ся один толь­ко Гос­подь наш Иисус Хри­стос, сотво­рив­ший чело­ве­ка и пото­му спо­соб­ный исце­лить любую его болезнь. И молит­вы об исце­ле­нии они тоже обра­ща­ли к Нему, к Божьей Мате­ри, к свя­тым угод­ни­кам Божьим.

Еще один важ­ный момент: свя­тые цели­те­ли все­гда были людь­ми цер­ков­ны­ми. Либо это были епи­ско­пы, свя­щен­ни­ки, диа­ко­ны. Либо — бла­го­че­сти­вые миряне, посто­ян­но моля­щи­е­ся в хра­ме, не про­пус­ка­ю­щие ни одно­го бого­слу­же­ния, часто испо­ве­ду­ю­щи­е­ся и при­ча­ща­ю­щи­е­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Чего никак нель­зя ска­зать о «потом­ствен­ных магах-цели­те­лях в шестом поко­ле­нии». Да, маги тоже могут назы­вать себя «пра­во­слав­ны­ми», могут обве­шать себя кре­ста­ми с голо­вы до пят, сде­лать ико­но­стас из каж­дой сте­ны в каби­не­те, где ведут при­ем, пове­сить перед ико­на­ми лам­пад­ки и воз­жи­гать ладан во вре­мя сво­их маги­че­ских сеан­сов. Но ходят ли они в цер­ковь? Как часто испо­ве­ду­ют­ся и при­ча­ща­ют­ся? Кто у них духов­ник? Бла­го­сло­вил ли он их на такое «цели­тель­ство»? На эти про­стые вопро­сы у мага не будет про­стых отве­тов. Хотя за бла­го­сло­ве­ни­ем они, вполне воз­мож­но, и обра­ща­лись. Но вот полу­чить его они совер­шен­но точ­но не мог­ли. Так, свя­щен­ник Дани­ил Сысо­ев опи­сы­ва­ет слу­чай из сво­ей прак­ти­ки, когда за подоб­ным бла­го­сло­ве­ни­ем обра­ти­лись к нему:

«…Да, ко мне обра­ща­лись за бла­го­сло­ве­ни­ем на заня­тия так назы­ва­е­мой народ­ной меди­ци­ной. Неред­ко это тоже начи­на­ет­ся со лжи. Сна­ча­ла “бла­го­сло­ви­те меня зани­мать­ся тра­во­ле­че­ни­ем”. Ну, Цер­ковь ниче­го про­тив лече­ния тра­ва­ми не име­ет. А вот даль­ше полу­чал­ся при­мер­но такой диалог:

— И каким же обра­зом вы буде­те лечить?

— Будем лечить трав­ка­ми. Но что­бы они луч­ше дей­ство­ва­ли, мы моли­тов­ку над ними прочитаем.

— А кто вам дал такое пра­во: моли­тов­ки читать? И что это за “моли­тов­ки”?

— А на нас некие духов­ные силы нашли, ангел к нам при­шел или святой.

— А вы уве­ре­ны, что он при­шел от Бога?

— Да как Вы може­те думать, что ко мне не свя­той пришел?!

Есте­ствен­но, ника­ко­го бла­го­сло­ве­ния я таким людям не давал. Мне неиз­вест­ны слу­чаи, когда свя­щен­ни­ки дава­ли бы такие благословения».

Ко все­му это­му мож­но еще доба­вить, что у обве­шан­ных кре­ста­ми и ико­на­ми магов цели­тель­ство явля­ет­ся лишь одним из видов ока­зы­ва­е­мых услуг, наря­ду с «надеж­ным при­во­ро­том, сня­ти­ем вен­ца без­бра­чия, диа­гно­сти­кой кар­мы» и про­чи­ми вида­ми кол­дов­ских меро­при­я­тий. Уже по одно­му тако­му прейс­ку­ран­ту лег­ко мож­но уви­деть за дея­тель­но­стью подоб­ных «цели­те­лей» те самые «чер­ные ящи­ки» с при­та­ив­ши­ми­ся в них до поры бесами.

Настоящие чудотворцы

В цер­ков­ных же исце­ле­ни­ях ника­ких «чер­ных ящи­ков» с непо­нят­ным содер­жи­мым нет. Пото­му что тут все гово­рит­ся откры­тым тек­стом: «Гос­по­ди, при­ди и исце­ли боля­ще­го, если на это есть Твоя бла­гая воля». Ведь может и так ока­зать­ся, что чело­ве­ку дей­стви­тель­но луч­ше быва­ет побо­леть какое-то вре­мя. Конеч­но, Бог всех нас любит так силь­но, что мы и пред­ста­вить себе это­го не можем. Но эта любовь ино­гда и про­яв­ля­ет себя совсем не так, как мы это пред­став­ля­ем. Если Бог видит, что чело­ве­ку для спа­се­ния души полез­нее побо­леть, Он не ста­нет его исце­лять. И это будет самым насто­я­щим про­яв­ле­ни­ем люб­ви к это­му человеку.

Поэто­му цер­ков­ные цели­те­ли-чудо­твор­цы нико­гда не обе­ща­ли «сто­про­цент­но­го резуль­та­та», как это мож­но про­чи­тать в реклам­ных объ­яв­ле­ни­ях совре­мен­ных магов. Но уже если Бог через них дей­ство­вал, это было несо­мнен­ным сви­де­тель­ством имен­но Божье­го дей­ствия. Вот как опи­сы­ва­ет один из таких слу­ча­ев Библия:

Петр и Иоанн шли вме­сте в храм в час молит­вы девя­тый. И был чело­век, хро­мой от чре­ва мате­ри его, кото­ро­го носи­ли и сажа­ли каж­дый день при две­рях хра­ма, назы­ва­е­мых Крас­ны­ми, про­сить мило­сты­ни у вхо­дя­щих в храм. Он, уви­дев Пет­ра и Иоан­на перед вхо­дом в храм, про­сил у них мило­сты­ни. Петр с Иоан­ном, всмот­рев­шись в него, ска­за­ли: взгля­ни на нас. И он при­сталь­но смот­рел на них, наде­ясь полу­чить от них что-нибудь. Но Петр ска­зал: сереб­ра и золо­та нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иису­са Хри­ста Назо­рея встань и ходи. И, взяв его за пра­вую руку, под­нял; и вдруг укре­пи­лись его ступ­ни и коле­ни, и вско­чив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и ска­ча, и хва­ля Бога. И весь народ видел его ходя­щим и хва­ля­щим Бога; и узна­ли его, что это был тот, кото­рый сидел у Крас­ных две­рей хра­ма для мило­сты­ни; и испол­ни­лись ужа­са и изум­ле­ния от слу­чив­ше­го­ся с ним (Деян.3:1–10).

Что­бы было понят­нее: хро­мой от чре­ва мате­ри — это зна­чит, что чело­век был лишен воз­мож­но­сти ходить от рож­де­ния. Он вооб­ще нико­гда в жиз­ни не ходил и даже не сто­ял на сво­их ногах. Ни телес­ная муску­ла­ту­ра, ни нерв­ные про­во­дя­щие пути, ни систе­ма рефлек­сов, ни соот­вет­ству­ю­щие участ­ки мотор­ных зон коры боль­ших полу­ша­рий — ниче­го из это­го у чело­ве­ка не функ­ци­о­ни­ро­ва­ло. Пол­ная атро­фия, ника­ких шан­сов на выздо­ров­ле­ние. И вдруг не про­сто вста­ет — вска­ки­ва­ет, пры­га­ет от радо­сти на вне­зап­но укре­пив­ших­ся ногах. Кого он при этом хва­лит? Цели­те­ля? Нет, Бога, одно имя кото­ро­го сотво­ри­ло с ним такое уди­ви­тель­ное чудо. А сам пра­во­слав­ный цели­тель спо­кой­но идет даль­ше, что­бы про­по­ве­до­вать людям Евангелие.

Вот, соб­ствен­но, и все, что вкрат­це мож­но было бы ска­зать здесь о раз­ни­це меж­ду «целителями»-магами и свя­ты­ми чудотворцами-христианами.

Самоисполняющееся пророчество

Ну а с «без­обид­ны­ми гада­ни­я­ми», Нико­лай, дело обсто­ит при­мер­но так же. Гада­ние — все тот же «чер­ный ящик», где на вхо­де — некое дей­ствие, на выхо­де — резуль­тат в виде пред­ска­за­ния судь­бы или како­го-либо собы­тия. И вот вопрос: если это все­го лишь игра, балов­ство и чело­век не верит в гада­ние, то зачем он им зани­ма­ет­ся? А если он все же хоть немнож­ко, но верит, то есть пря­мой резон заду­мать­ся: как «это рабо­та­ет»? Ведь тут не какие-то пустя­ки — судь­ба чело­ве­ка, ино­гда на мно­гие годы а то и деся­ти­ле­тия, выяс­ня­ет­ся. Что это за могу­чая сила, кото­рая спо­соб­на помочь чело­ве­ку уви­деть буду­щее, да еще путем таких сомни­тель­ных мани­пу­ля­ций, как плав­ле­ние вос­ка, раз­ма­зы­ва­ние кофей­ной гущи, кар­точ­ные пасьян­сы? Про­ще все­го было бы при­пи­сать эту силу Богу: ведь толь­ко Он обла­да­ет абсо­лют­ной пол­но­той зна­ния обо всем, и буду­щее для Него откры­то так же, как про­шед­шее и насто­я­щее. Но такой ответ исклю­чен совер­шен­но, посколь­ку Бог об этом роде дея­тель­но­сти гово­рит в Биб­лии очень про­сто и недву­смыс­лен­но: …не воро­жи­те и не гадай­те (Лев.19:26).

Кто же тогда сидит в «чер­ном ящи­ке» и обес­пе­чи­ва­ет необ­хо­ди­мую инфор­ма­цию на выходе?

Похо­же, в «без­обид­ных» гада­ни­ях мы сно­ва рис­ку­ем обра­тить­ся к вра­гу рода чело­ве­че­ско­го. А это все­гда чре­ва­то для чело­ве­ка бедой и вре­дом, если не физи­че­ским, то уж духов­ным навер­ня­ка. Дело в том, что буду­ще­го пад­шие анге­лы не зна­ют и по этой при­чине пред­ска­зать его не могут. Но зато могут сочи­нить чело­ве­ку некий «сце­на­рий», сим­во­ли­че­ски выра­зить его в гада­нии, убе­дить в его «истин­но­сти» и после­до­ва­тель­но направ­лять по жиз­ни дове­рив­ше­го­ся им бед­ня­гу к финаль­ной точ­ке сво­е­го «пред­ска­за­ния».

Как это ни стран­но, но даже совре­мен­ная нау­ка обра­ти­ла свое вни­ма­ние на этот фено­мен, дав ему назва­ние the Self-Fulfilling Prophecy — само­ис­пол­ня­ю­ще­е­ся пред­ска­за­ние. Его автор, аме­ри­кан­ский социо­лог Роберт Мер­тон, фор­му­ли­ро­вал меха­низм тако­го пред­ска­за­ния сле­ду­ю­щим обра­зом: «Само­ис­пол­ня­ю­ще­е­ся про­ро­че­ство — лож­ное опре­де­ле­ние ситу­а­ции, вызы­ва­ю­щее новое пове­де­ние, кото­рое пре­вра­ща­ет пер­во­на­чаль­ное лож­ное пред­став­ле­ние в реаль­ность». Про­ще гово­ря, вера чело­ве­ка в пред­ска­зан­ное начи­на­ет менять его пове­де­ние таким обра­зом, что пред­ска­за­ние в кон­це кон­цов сбы­ва­ет­ся. Одним из самых нагляд­ных при­ме­ров подоб­но­го рода мож­но счи­тать извест­ную всем со школь­ной ска­мьи пуш­кин­скую «Песнь о вещем Оле­ге», где князь настоль­ко оза­бо­тил­ся пред­ска­за­ни­ем мага о сво­ей смер­ти, кото­рую при­не­сет ему люби­мый конь, что тут же сдал живот­ное на пожиз­нен­ное хра­не­ние вер­ным слу­гам. А когда узнал, что его конь умер, зачем-то пошел раз­гля­ды­вать его остан­ки, насту­пил на череп коня и полу­чил смер­тель­ный укус змеи, выполз­шей из черепа.

Вопрос: стал бы князь бро­дить сре­ди лоша­ди­ных костей и воро­шить их нога­ми, если бы в свое вре­мя не пове­рил магу — навер­ное, будет тут излишним.

Прав­да, аме­ри­кан­ский социо­лог не вво­дит в свое рас­суж­де­ние бесов — ну так на то он и уче­ный. Зато в его опре­де­ле­нии зву­чит сло­во, крайне важ­ное для пони­ма­ния того, что же на самом деле про­ис­хо­дит в гада­нии. Сло­во это — «ложь». «…Лож­ное опре­де­ле­ние, …лож­ное представление».

Ну а людям веру­ю­щим хоро­шо извест­но, кого Свя­щен­ное Писа­ние назы­ва­ет духом лжи. Это тот самый пад­ший ангел — дья­вол, про кото­ро­го Гос­подь гово­рит: …Он был чело­ве­ко­убий­ца от нача­ла и не усто­ял в истине, ибо нет в нем исти­ны. Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44).

У древ­них рим­лян было уче­ние о фату­ме — пред­опре­де­ле­нии, неиз­беж­ной судь­бе, ожи­да­ю­щей каж­до­го чело­ве­ка неза­ви­си­мо от чего бы то ни было. Этот язы­че­ский прин­цип лежит в осно­ве гада­ний и сего­дня. Чело­век, решив­ший занять­ся гада­ни­ем, осо­знан­но или под­спуд­но верит, что его судь­ба ста­тич­на, слов­но закон­чен­ная кар­ти­на, уже нари­со­ван­ная неким мета­фи­зи­че­ским худож­ни­ком. И все, про­ис­хо­дя­щее с ним в жиз­ни, — все­го лишь оче­ред­ные фраг­мен­ты это­го гигант­ско­го полот­на, пооче­ред­но откры­ва­ю­щи­е­ся перед ним. А ему очень хочет­ся загля­нуть и в зав­траш­ний день, и в после­зав­траш­ний. Ну, а если воз­мож­но, то и уви­деть всю кар­ти­ну цели­ком. Хотя, если разо­брать­ся, — что за прок от тако­го зна­ния, будь оно даже истин­ным, если при этом ты точ­но зна­ешь, что ниче­го не можешь изме­нить в уви­ден­ном? А уж если знать, что в «чер­ном ящи­ке» меж­ду плав­ле­ни­ем вос­ка и «узна­ва­ни­ем» сво­ей судь­бы может при­та­ить­ся отец лжи и чело­ве­ко­убий­ца от нача­ла… Навер­ное, все же не такое уж и без­обид­ное оно, это самое гада­ние, как Вы, Нико­лай, о нем пише­те. И совсем не слу­чай­но Цер­ковь предо­сте­ре­га­ет от него сво­их членов.

Хри­сти­ан­ство тоже пред­по­ла­га­ет некую общую кар­ти­ну жиз­ни чело­ве­ка. Но, в отли­чие от всех видов язы­че­ско­го фата­лиз­ма, эта кар­ти­на не явля­ет­ся закон­чен­ным полот­ном. Каж­дое мгно­ве­ние мы сами рису­ем на ней новые дета­ли, меня­ем сюжет, при­ду­мы­ва­ем новые фор­мы. Хотя, конеч­но, некая изна­чаль­ная задан­ность при­сут­ству­ет и тут. Хри­сти­ане верят, что о каж­дом чело­ве­ке у Бога есть свой непо­вто­ри­мый замы­сел, кото­рый, соб­ствен­но, и состав­ля­ет выс­шее бла­го для это­го чело­ве­ка. Но сле­до­вать Божье­му замыс­лу или же про­ти­вить­ся ему — лич­ное дело сво­бо­ды каж­до­го из нас. А узнать волю Бога о себе хри­сти­а­нин может, сопо­став­ляя свои поступ­ки со Свя­щен­ным Писа­ни­ем, уче­ни­ем свя­тых и соб­ствен­ной сове­стью. Ска­жем, пред­ла­га­ют тебе высо­ко­опла­чи­ва­е­мую рабо­ту, где в твои обя­зан­но­сти будет вхо­дить систе­ма­ти­че­ский обман парт­не­ров фир­мы или потре­би­те­лей ее услуг. При­чем уго­лов­но не нака­зу­е­мый, вся дея­тель­ность фор­маль­но — в рам­ках зако­на. А ты зна­ешь, что …мер­зок перед Гос­по­дом Богом тво­им вся­кий дела­ю­щий неправ­ду (Втор.25:16).

И в зави­си­мо­сти от тво­е­го реше­ния даль­ней­шая твоя жизнь либо при­бли­зит­ся к Божье­му замыс­лу о тебе, либо — уда­лит­ся от него.

Вот так все мы и рису­ем кар­ти­ну сво­ей жиз­ни — подвиж­ную, пла­стич­ную, не закон­чен­ную до само­го послед­не­го наше­го вздо­ха. Поэто­му для хри­сти­а­ни­на гада­ние еще и абсо­лют­но бес­смыс­лен­ное заня­тие, посколь­ку ника­ко­го уже «нари­со­ван­но­го» буду­ще­го в его кар­тине мира про­сто нет. Как пишет свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий: «Не любо­пыт­ствуй о буду­щем, но с поль­зой рас­по­ла­гай насто­я­щим. Ибо какая тебе выго­да пред­вос­хи­тить Божье веле­ние? Если буду­щее при­не­сет тебе нечто доб­рое, то оно при­дет, хотя ты и не знал зара­нее. А если оно скорб­но, зачем до сро­ка томить­ся скор­бью? Хочешь ли удо­сто­ве­рить­ся в буду­щем? Испол­няй пред­пи­сан­ное Еван­гель­ским Зако­ном и ожи­дай насла­жде­ния благами».

Источ­ник: Пра­во­слав­ный жур­нал “Фома”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки