Ванга: кто дергал за веревочку?

Ванга: кто дергал за веревочку?

(2 голоса5.0 из 5)

В тече­ние мно­гих лет во всем мире актив­но рекла­ми­ро­вал­ся дар бол­гар­ской ясно­ви­дя­щей, кото­рую в про­сто­на­ро­дье назы­ва­ли про­ри­ца­тель­ни­цей Ван­гой. За вре­мя  карье­ры про­ри­ца­тель­ни­цы (т.е. за 55 лет) Ван­гу посе­ти­ло более мил­ли­о­на чело­век со все­го мира[1]. Кем она была? От кого полу­чи­ла свой дар? В нашей ста­тье мы попы­та­ем­ся разо­брать­ся в этих вопро­сах. В осно­ву ста­тьи поло­же­на кни­га пле­мян­ни­цы Ван­ги Кра­си­ми­ры Сто­я­но­вой, про­жив­шей рядом с Ван­гой всю жизнь[2]. Преж­де все­го позна­ко­мим­ся с био­гра­фи­ей геро­и­ни нашей статьи.

Ван­ге­лия Пан­де­ва Гуще­ро­ва (1911–1996), более извест­ная как Ван­га, роди­лась в Струм­ни­це (ныне Маке­до­ния) в семье бед­но­го кре­стья­ни­на. Отец Ван­ги, Пан­де Сур­чев, еще юно­шей отпра­вил­ся вое­вать с  тур­ка­ми, за что был при­го­во­рен к пожиз­нен­но­му заклю­че­нию. Но в 1908 году Сур­чев полу­ча­ет поми­ло­ва­ние и выхо­дит на сво­бо­ду. Вер­нув­шись домой, он при­со­еди­ня­ет­ся к анти­ту­рец­кой пар­ти­зан­ской войне. Мать Ван­ги уми­ра­ет во вре­мя вто­рой бере­мен­но­сти, когда ее стар­шей доче­ри было три года. Через год после это­го отца Ван­ги моби­ли­зу­ют в армию и девоч­ка оста­ет­ся на попе­че­нии сосед­ки Аса­ни­цы. Еще через три года отец воз­вра­ща­ет­ся и женит­ся на Тан­ке Геор­ги­е­вой, кото­рая ста­но­вит­ся маче­хой Ван­ги. Пан­де сумел зара­бо­тать непло­хой земель­ный надел, поэто­му семья живет в достат­ке. Но вско­ре мест­ная власть, при­пом­нив отцу Ван­ги его бун­тар­ское про­шлое, лиша­ет его зем­ли, в резуль­та­те чего семья ока­зы­ва­ет­ся в нище­те. В 1923 году семья Пан­де Сур­че­ва пере­ез­жа­ет в Ново-Село к бра­ту Пан­де Коста­ди­ну. И в это вре­мя с 12-лет­ней Ван­гой слу­ча­ет­ся несча­стье. Девоч­ка ока­зы­ва­ет­ся в эпи­цен­тре бури, ее  под­хва­ты­ва­ет и несет два кило­мет­ра смерч. Песок, попав­ший в гла­за Ван­ге, гро­зит ей сле­по­той. Нуж­на опе­ра­ция. В горо­де Скоп­ле про­хо­дят две опе­ра­ции, но обе ока­зы­ва­ют­ся неудач­ны­ми. На гла­зах у девоч­ки появ­ля­ет­ся плен­ка. Тре­тья опе­ра­ция про­хо­дит в Бел­гра­де, но отец Ван­ги не сумел запла­тить необ­хо­ди­мую для опе­ра­ции его доче­ри сум­му денег, из-за чего лече­ние велось не так, как пред­по­ла­га­лось. Домой Ван­га вер­ну­лась сла­бо­ви­дя­щей. Врач пре­ду­пре­жда­ет семью, что Ван­ге необ­хо­дим покой и хоро­шее пита­ние. Но семья Ван­ги очень бед­на и не может предо­ста­вить ей ни того, ни дру­го­го. Пси­хи­че­ские и физи­че­ские нагруз­ки, недо­еда­ние ска­зы­ва­ют­ся на здо­ро­вье девоч­ки, из-за чего она пол­но­стью теря­ет зре­ние. В 1925 году Ван­гу отправ­ля­ют в город Земун в Дом сле­пых, где она про­во­дит три года сво­ей жиз­ни.  В Доме сле­пых она изу­ча­ет азбу­ку Брой­ля, музы­ку, начи­на­ет непло­хо играть на роя­ле. Девоч­ку учат вязать, гото­вить, шить. В 18 лет ей дела­ет пред­ло­же­ние сле­пой по име­ни Димитр, так же живу­щий в Доме сле­пых. Его роди­те­ли бога­ты, и девуш­ку может ожи­дать обес­пе­чен­ное буду­щее. Ван­га согла­ша­ет­ся, но в это вре­мя она полу­ча­ет изве­стие от отца о смер­ти маче­хи, отец зовет дочь домой, так как ее помощь нуж­на по ухо­ду за мало­лет­ни­ми бра­тья­ми и сест­рой. Сва­дьба с Димит­ром рас­стра­и­ва­ет­ся, и Ван­га воз­вра­ща­ет­ся к отцу, актив­но вклю­ча­ясь в повсе­днев­ные хло­по­ты. Умея кра­си­во вязать, Ван­га  берет зака­зы на дом, зани­ма­ет­ся тка­че­ством. Но зара­бо­тан­ных денег не хва­та­ет на достой­ную жизнь, и семья живет в нище­те. В 1940 году на 54 году жиз­ни уми­ра­ет отец Ван­ги. В мае 1942 года Ван­га выхо­дит замуж за Димит­ра Гуш­те­ро­ва. Мать Димит­ра не одоб­ря­ет этот брак. Муж Ван­ги уми­ра­ет в апре­ле 1962 года на 42 году жиз­ни, из кото­рых послед­ние две­на­дцать лет он стра­дал хро­ни­че­ским алко­го­лиз­мом. В 1996 году уми­ра­ет от рака сама Ван­га. Тако­ва в общих чер­тах жизнь все­мир­но извест­ной про­ри­ца­тель­ни­цы.  Перей­дем к основ­ной теме нашей работы.

ВангаВиде­ния Ван­ги нача­лись с ее обще­ния с неким «всад­ни­ком». Вот как Кра­си­ми­ра опи­сы­ва­ет со слов Ван­ги одно из таких виде­ний нача­ла 1941 года: «…Он (всад­ник. – В.П.) был высок, рус и боже­ствен­но кра­сив. Одет как древ­ний воин, в доспе­хи, кото­рые бле­сте­ли в лун­ном све­те. Его конь взма­хи­вал белым хво­стом и рыл зем­лю копы­та­ми. Он оста­но­вил­ся перед воро­та­ми дома Ван­ги, соско­чил с коня и вошел в тем­ную ком­нат­ку. От него исхо­ди­ло такое сия­ние, что внут­ри ста­ло свет­ло, буд­то днем. Он повер­нул­ся к Ван­ге и заго­во­рил низ­ким голо­сом: «Ско­ро мир пере­вер­нет­ся и мно­го наро­ду  погиб­нет. На этом месте ты будешь сто­ять и пред­ска­зы­вать мерт­вым и живым. Не бой­ся! Я буду рядом с тобой и буду гово­рить то, что ты долж­на им пере­дать!»»[3]. Люб­ка, сест­ра Ван­ги, уви­де­ла, что ее бьет дрожь, и до утра обе жен­щи­ны не смог­ли заснуть. Кем был этот явив­ший­ся Ван­ге всад­ник? Мест­ные жите­ли счи­та­ли, что в той мест­но­сти, где жила Ван­га, зары­та золо­тая ста­туя всад­ни­ка в пол­ный рост. По мне­нию одних, это ста­туя свя­то­го Кон­стан­ти­на, по мне­нию дру­гих – ста­туя фра­кий­ско­го боже­ства Херо­са[4].  Люб­ка так опи­са­ла те места, где они жили: «Наши места, кото­рые я тоже не поки­да­ла дол­гие годы, очень при­вле­ка­ют Ван­гу, хотя не могу понять поче­му. А ведь какая-то при­чи­на у нее есть! Лич­но на меня Рупи­те дей­ству­ет угне­та­ю­ще, как, впро­чем, и на мно­гих дру­гих. А Ван­га гово­рит, что слы­шит там «голо­са», кото­рые ей о мно­гом рас­ска­зы­ва­ют. И точ­но там, где сто­ит ее домик, нахо­дит­ся, как она счи­та­ет, центр, кото­рый свя­зы­ва­ет свя­ти­ли­ща древ­них»[5]. Ван­га утвер­жда­ла, что имен­но в этой мест­но­сти, свя­зан­ной, по ее мне­нию, с древним язы­че­ским свя­ти­ли­щем и угне­та­ю­ще дей­ству­ю­щей на ее сест­ру, она слы­шит те голо­са, бла­го­да­ря кото­рым весь мир узнал ее как про­ри­ца­тель­ни­цу. Род­ствен­ни­ки мужа Ван­ги счи­та­ли, что свои спо­соб­но­сти Ван­га полу­чи­ла от сосе­да мул­лы, кото­рый пожа­лел ее и научил неким мусуль­ман­ским молит­вам, при помо­щи кото­рых она мог­ла бы зара­ба­ты­вать себе на жизнь[6].

Име­ли ли эти кон­так­ты послед­ствия для самой Ван­ги? Да, знав­шие ее люди гово­рят о зна­чи­тель­ных изме­не­ни­ях, про­изо­шед­ших с Ван­гой после того, как она ста­ла про­ри­ца­тель­ни­цей. После виде­ния всад­ни­ка и нача­ла вой­ны, она почти год не спа­ла и изме­ни­лась даже внешне[7]. Вот как сама Ван­га опи­сы­ва­ла меха­низм сво­их виде­ний: «Когда ко мне при­хо­дит какой-то чело­век, у меня появ­ля­ет­ся чув­ство, что в голо­ве откры­ва­ет­ся окош­ко, через кото­рое я наблю­даю кар­ти­ны, и жизнь это­го чело­ве­ка про­хо­дит перед мои­ми гла­за­ми, слов­но кино­лен­та, а надо мной слы­шит­ся «голос», кото­рый гово­рит мне, что имен­но надо пере­дать посе­ти­те­лю»[8]. Из слов Кра­си­ми­ры ста­но­вит­ся ясно, что Ван­га не кон­тро­ли­ро­ва­ла про­цесс обще­ния с теми сила­ми, кото­рые через нее про­ре­ка­ли, кон­такт про­ис­хо­дил толь­ко по их жела­нию, связь в основ­ном была одно­сто­рон­ней[9]. Сама Ван­га гово­ри­ла о кон­так­тах: «…Когда они реша­ют гово­рить мои­ми уста­ми, мне дела­ет­ся пло­хо, я хожу без сил весь день»[10]. При этом отве­ты этих сил все­гда носи­ли не кон­крет­ный, а туман­ный харак­тер[11]. В момент кон­так­та Ван­га блед­не­ла,  сила и тембр ее голо­са меня­лись и начи­на­ли зву­чать сло­ва и выра­же­ния, кото­рые она обыч­но не упо­треб­ля­ла[12]. В сво­ей дея­тель­но­сти Ван­га часто исполь­зо­ва­ла сахар. При­хо­дя­щий к ней за сове­том чело­век при­но­сил с собой два-три кусоч­ка саха­ра, кото­рые до это­го долж­ны были несколь­ко дней про­ле­жать под его подуш­кой. Взяв эти кусоч­ки в руки, Ван­га рас­ска­зы­ва­ла чело­ве­ку о его  про­шлом и буду­щем[13]. Прав­да, сахар Ван­га нача­ла исполь­зо­вать толь­ко с 1942 года, до это­го она зани­ма­лась пред­ска­за­ни­я­ми при помо­щи све­чей, но из-за сле­по­ты Ван­ги такой спо­соб гада­ния  был чре­ват  пожа­ром, поэто­му све­чи и были заме­не­ны саха­ром[14]. Как часто сбы­ва­лись пред­ска­за­ния Ван­ги? Соглас­но дан­ным одно­го иссле­до­ва­ния, каж­дое пятое пред­ска­за­ние Ван­ги было лож­ным[15], соглас­но дан­ным дру­го­го, в ходе кото­ро­го иссле­до­ва­лись 823 сооб­ще­ния, истин­ны­ми ока­за­лись 445, 288 были аль­тер­на­тив­ны­ми, 90 оши­боч­ны­ми[16]. Под­черк­нем, что эти дан­ные при­ве­де­ны людь­ми, кото­рые были почи­та­те­ля­ми Ван­ги. Ван­га не люби­ла доку­мен­та­ции сво­их пред­ска­за­ний и, к сожа­ле­нию, вряд ли кто-то уже смо­жет предо­ста­вить более точ­ную ста­ти­сти­ку. Мог­ло ли быть изме­не­но то, что Ван­га пред­ска­зы­ва­ла сво­им посе­ти­те­лям? Как сле­ду­ет из ее отве­та на этот вопрос,  – нет. При этом те силы, про­вод­ни­ком кото­рых она была,  учи­ли, что жизнь чело­ве­ка пол­но­стью пред­опре­де­ле­на,  поэто­му изме­нить что-либо в ней чело­век уже не может[17]: «Не думай­те, что вы сво­бод­ны делать все, что забла­го­рас­су­дит­ся, никто не сво­бо­ден»[18].  

Что Ван­га гово­ри­ла о Боге? Сра­зу ого­во­рим­ся, что ни серьез­но­го опы­та хри­сти­ан­ской жиз­ни, ни позна­ний цер­ков­но­го веро­уче­ния у Ван­ги не было. Но она не отри­ца­ла суще­ство­ва­ния Бога, напри­мер о Хри­сте она писа­ла: «…у него нет тела. Это огром­ный огнен­ный шар, на кото­рый нель­зя смот­реть из-за его ярко­сти. Ниче­го не вид­но, кро­ме све­та. А если кто-нибудь тебе ска­жет, что видел Бога, знай, что это неправ­да»[19]. О тех силах,  кото­рые  с ней кон­так­ти­ро­ва­ли, Ван­га гово­ри­ла: «Я наблю­даю их око­ло года. Их одеж­да напо­ми­на­ет доспе­хи, кото­рые бле­стят, как чешуя рыбы. Пожа­луй, сре­ди них есть и жен­щи­ны. Их воло­сы похо­жи на водо­рос­ли и мяг­ки, как ути­ный пух; обрам­ля­ют голо­вы в виде оре­о­ла. Ино­гда сза­ди есть что-то вро­де кры­льев. Очень часто, воз­вра­ща­ясь в свой дом в Пет­ри­че, я вижу их рас­сев­ши­ми­ся в ком­на­тах. «Раз­го­ва­ри­ваю» с ними. Ино­гда, еще до того, как при­бли­жусь к калит­ке, я слы­шу про­тяж­ные зву­ки, нечто вро­де мело­дии, буд­то хор поет псал­мы… Они не гово­рят с каки­ми целя­ми при­хо­дят сюда… . Эти суще­ства… не знаю как их назвать… . Они нас кон­тро­ли­ру­ют»[20]. Кто являл­ся Ван­ге? Ангель­ские силы? Виде­ния, как  мож­но  заме­тить из ее слов, дей­стви­тель­но несколь­ко сти­ли­зо­ва­ны под анге­лов, как их при­ня­то изоб­ра­жать на цер­ков­ных фрес­ках: в опи­са­нии при­сут­ству­ют смут­ные наме­ки на кры­лья, оре­ол. Вот толь­ко слож­но  пред­ста­вить анге­лов «рас­сев­ши­ми­ся в ком­на­тах» и уж совсем невоз­мож­но счесть  их орга­ни­за­ци­ей, не толь­ко кон­тро­ли­ру­ю­щей жизнь на Зем­ле, но и устра­ша­ю­ще под­чер­ки­ва­ю­щих свою роль суро­вых над­зи­ра­те­лей: харак­те­рен слу­чай, про­изо­шед­ший с Кра­си­ми­рой в воз­расте 16 лет, когда Ван­га вдруг заго­во­ри­ла с ней чужим голо­сом, ска­зав: «Мы тебя видим…»[21], при­чем далее после­до­ва­ло подроб­ное опи­са­ние все­го того, чем Кра­си­ми­ра зани­ма­лась в тот день. Кра­си­ми­ра, что вполне есте­ствен­но, почув­ство­ва­ла ужас от все­го про­ис­хо­дя­ще­го.  Ван­га же пояс­ни­ла, что в этом слу­чае через нее гово­ри­ли малые силы, кото­рые посто­ян­но нахо­дят­ся рядом с ней и пери­о­ди­че­ски исполь­зу­ют ее для кон­так­та с людь­ми, но есть еще и боль­шие силы, после кон­так­та с кото­ры­ми ей дела­ет­ся очень плохо.

вангаВ пра­виль­ной оцен­ке харак­те­ра  духов­но­сти Ван­ги нам могут суще­ствен­но помочь сви­де­тель­ства о ее отно­ше­нии к дея­тель­но­сти столь зна­чи­тель­ной фигу­ры в мире оккуль­тиз­ма, как Нико­лай Рерих. Неко­гда Ван­га заяви­ла Свя­то­сла­ву Рери­ху, что его отец был «незем­ным чело­ве­ком»[22], «про­ро­ком»[23], и даже при­зва­ла сына про­дол­жить дело отца. Поми­мо того, Ван­га очень хоро­шо отзы­ва­лась о Джуне Дави­та­шви­ли, одоб­ря­ла дея­тель­ность экс­тра­сен­сов, со мно­ги­ми из них обща­лась лич­но[24], сама актив­но зани­ма­лась цели­тель­ством[25]. Что каса­ет­ся мето­дов ее лече­ния, то их опи­са­ни­ем не побрез­гал бы ни один учеб­ник магии. Вот крат­кий пере­сказ одно­го из мно­го­чис­лен­ных слу­ча­ев в прак­ти­ке Ван­ги и дан­ных ею реко­мен­да­ций. Некий чело­век, поте­ряв рас­су­док, схва­тил топор и бро­сил­ся на род­ствен­ни­ков, когда же бра­тья свя­за­ли его и при­ве­ли к Ван­ге, то она  посо­ве­то­ва­ла посту­пить сле­ду­ю­щим обра­зом: «Купи­те новый гли­ня­ный гор­шок, напол­ни­те его водой из реки, чер­пая про­тив тече­ния, и этой водой три­жды полей­те боль­но­го. После брось­те гор­шок обрат­но, что­бы он раз­бил­ся, и не обо­ра­чи­вай­тесь!»[26]. Мы не видим  ни сло­ва о пока­я­нии  и  цер­ков­ной жиз­ни, кото­рые мог­ли бы увра­че­вать душу боль­но­го! Исце­ле­ния, совер­ша­е­мые пра­во­слав­ны­ми свя­ты­ми, все­гда име­ли целью, в первую оче­редь, духов­ное вра­че­ва­ние;  исце­ле­ние же пло­ти ценой пора­же­ния духа – это удел  оккульт­ных цели­те­лей всех мастей[27].

Итак, кем были те суще­ства, кото­рых Ван­га при­ни­ма­ла за послан­цев свы­ше, и како­ва духов­ная при­ро­да их откро­ве­ний? Мы зна­ем, что Ван­га была мало­гра­мот­ной (она даже не уме­ла писать, вме­сто под­пи­си ста­ви­ла отпе­ча­ток паль­ца[28]), сле­пой и бед­ной жен­щи­ной из глу­хой бол­гар­ской про­вин­ции. Она не име­ла ни опы­та хри­сти­ан­ской духов­ной жиз­ни, ни позна­ний, кото­рые мог­ли бы помочь ей в кри­ти­че­ской оцен­ке непо­нят­ных явле­ний, вне­зап­но власт­но вторг­ших­ся  в ее жизнь. Дом, в кото­ром Ван­га жила, по ее мне­нию, был постро­ен на месте древ­не­го язы­че­ско­го капи­ща. Сохра­ни­лись сви­де­тель­ства о том, что мно­гие люди, при­хо­дя в это место, чув­ство­ва­ли себя угне­тен­но. Как мы уже писа­ли, в сво­ей прак­ти­ке ясно­ви­де­ния Ван­га актив­но исполь­зо­ва­ла сахар, поз­во­ляв­ший ей уви­деть про­шлое и буду­щее чело­ве­ка. Извест­но, что сахар име­ет кри­стал­ли­че­скую струк­ту­ру, а, как утвер­жда­ют экс­тра­сен­сы, гово­ря о Ван­ге, «свой маги­че­ский кри­сталл был у каж­до­го ува­жа­ю­ще­го себя кол­ду­на или вол­шеб­ни­ка»[29]. Нет сомне­ний в том, что сами экс­тра­сен­сы счи­та­ли Ван­гу кол­ду­ньей. Источ­ник ясно­ви­де­ния Ван­ги экс­тра­сен­сы оце­ни­ва­ли так: «Как объ­яс­нить ясно­ви­де­ние Ван­ги, когда она видит умер­ших род­ствен­ни­ков и полу­ча­ет от них све­де­ния? … Луч­ше все­го эти явле­ния объ­яс­ня­ет гипо­те­за суще­ство­ва­ния инфор­ма­ци­он­но­го бан­ка Зем­ли – свое­об­раз­но­го инфор­ма­ци­он­но­го бан­ка»[30]. Гипо­те­за вполне в духе общеок­культ­ных пред­став­ле­ний. Из откро­ве­ний Ван­ги мож­но выде­лить, как мини­мум, несколь­ко заяв­ле­ний, кото­рые пря­мо про­ти­во­ре­чат Боже­ствен­но­му Откро­ве­нию. Напри­мер, ее утвер­жде­ние о пред­опре­де­лен­но­сти чело­ве­че­ской судь­бы. Преж­де все­го, если судь­ба чело­ве­ка пред­опре­де­ле­на, то мно­гие сове­ты самой Ван­ги выгля­дят непо­сле­до­ва­тель­но. Вот, напри­мер, один слу­чай из ее прак­ти­ки: некий врач соби­рал­ся поехать отды­хать на море, Ван­га реко­мен­до­ва­ла ему это­го не делать, а поехать в горы. Врач не при­слу­шал­ся к ее сло­вам, поехал на море, сра­зу после это­го забо­лел и умер[31]. Если жизнь чело­ве­ка пред­опре­де­ле­на, то что может в ней изме­нить сле­до­ва­ние сове­там, если ниче­го, – то зачем сове­ты давать? Ведь, по мне­нию самой Ван­ги, никто не сво­бо­ден в сво­их дей­стви­ях. Вме­сте с тем, из уче­ния о пред­опре­де­лен­но­сти судь­бы сле­ду­ют серьез­ные нрав­ствен­ные выво­ды. Если чело­век не волен в сво­их поступ­ках, то кто вино­вен в его злых дея­ни­ях? Оче­вид­но, не он. Но если есть Бог, кото­рый управ­ля­ет чело­ве­ком и пол­но­стью лиша­ет его сво­бо­ды нрав­ствен­но­го выбо­ра, то кто вино­вен в тво­ри­мом зле, как не Он? Вряд ли сама Ван­га осо­зна­ва­ла логи­че­ские след­ствия из сво­их соб­ствен­ных откро­ве­ний. Пока­за­тель­на и  туман­ность пред­ска­за­ний Ван­ги: если судь­ба чело­ве­ка пред­опре­де­ле­на, и силы, «ода­рив­шие» Ван­гу спо­соб­но­стью ясно­ви­де­ния, точ­но зна­ли, что про­изой­дет, что меша­ло пред­ска­за­ни­ям быть чет­ки­ми? Изу­чая прак­ти­ку про­ри­ца­ний Ван­ги, нетруд­но заме­тить, что по сути она явля­лась мари­о­нет­кой этих таин­ствен­ных сил, гово­рив­ших через нее, когда они сами жела­ли, и ока­зы­вав­ших чрез­вы­чай­но нега­тив­ное вли­я­ние на состо­я­ние ее физи­че­ско­го здо­ро­вья. Мы не можем счи­тать источ­ни­ком пред­ска­за­ний Ван­ги Бога. Во-пер­вых, изу­чая образ биб­лей­ских  про­ро­ков, мы видим, что Бог не исполь­зу­ет чело­ве­ка как мари­о­нет­ку. Даже если  чело­век укло­ня­ет­ся от испол­не­ния воли Божи­ей (Иона.1:1–3; Иер. 20:7–9), Бог ждет его согла­сия, так или ина­че пыта­ясь при­ве­сти волю чело­ве­ка к согла­сию со Сво­ей. Про­ро­че­ства Бога через Его избран­ни­ка не есть резуль­тат наси­лия Бога над чело­ве­ком. Во-вто­рых, даже почи­та­те­ли Ван­ги при­зна­ют суще­ство­ва­ние зна­чи­тель­но­го про­цен­та лже­про­ро­честв, про­из­не­сен­ных ею. Но мы зна­ем из Свя­щен­но­го Писа­ния: «Если про­рок ска­жет име­нем Гос­по­да, но сло­во то не сбу­дет­ся и не испол­нит­ся, то не Гос­подь гово­рил сие сло­во, но гово­рил сие про­рок по дер­зо­сти сво­ей, – не бой­ся его» (Втор.18:22). Далее, Ван­га не скры­ва­ла сво­е­го обще­ния с мерт­вы­ми. В Свя­щен­ном Писа­нии тоже мож­но най­ти при­ме­ры тако­го обще­ния, напри­мер, вол­шеб­ни­ца из Аэн­до­ра вызва­ла дух про­ро­ка Саму­и­ла по прось­бе иудей­ско­го царя Сау­ла (1Цар.28:14). Поми­мо того, Ван­га ува­жа­ла дея­тель­ность экс­тра­сен­сов[32], хотя она чуж­да хри­сти­ан­ству. И, нако­нец, яро­го бор­ца с хри­сти­ан­ством[33] и осно­во­по­лож­ни­ка оккульт­но­го уче­ния «Живая эти­ка» Нико­лая Рери­ха Ван­га счи­та­ла про­ро­ком. Да, Ван­га зани­ма­лась про­ри­ца­ни­я­ми и часть ее пред­ска­за­ний сбы­ва­лась, но с точ­ки зре­ния биб­лей­ско­го уче­ния,  этот факт сам по себе еще не дока­зы­ва­ет духов­ную чисто­ту источ­ни­ка пред­ска­за­ний, напри­мер, в Биб­лии мы чита­ем о слу­жан­ке,  одер­жи­мой «… духом про­ри­ца­тель­ным, кото­рая через про­ри­ца­ние достав­ля­ла боль­шой доход гос­по­дам сво­им» (Деян.16:16). Под­черк­нем, что дух про­ри­ца­тель­ный поки­нул жен­щи­ну после пове­ле­ния ап. Пав­ла, про­из­не­сен­но­го им име­нем Иису­са Хри­ста: «Павел, воз­не­го­до­вав, обра­тил­ся и ска­зал духу: име­нем Иису­са Хри­ста пове­ле­ваю тебе вый­ти из нее. И [дух] вышел в тот же час» Деян. 16:18). Учи­ты­вая сим­па­тии Ван­ги к оккуль­тиз­му и экс­тра­сен­со­ри­ке, мож­но сде­лать вывод, что в осно­ве ее духов­но­го фено­ме­на дей­ство­ва­ли те же силы, кото­рые пита­ют оккуль­тизм и магию, а пото­му, будь Ван­га на месте той ново­за­вет­ной слу­жан­ки, ее постиг­ла бы та же участь. Впро­чем, на эту тему мож­но даже не гадать. Одна­жды, слу­чай­но ока­зав­шись неда­ле­ко от кре­ста, имев­ше­го части­цу Чест­но­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, Ван­га потре­бо­ва­ла, что­бы его от нее уда­ли­ли, так как она не может про­ри­цать. Извест­но, что если рядом с Ван­гой начи­на­ли читать пра­во­слав­ные молит­вы, она так же теря­ла свой дар[34]. При­зна­ние Ван­ги в кру­гу экс­тра­сен­сов и кол­ду­нов, маги­че­ский харак­тер ее цели­тель­ства не остав­ля­ют сомне­ний в  том, что к ней вполне при­ме­ни­мы сле­ду­ю­щие сло­ва Свя­щен­но­го Писа­ния: «…не дол­жен нахо­дить­ся у тебя про­во­дя­щий сына сво­е­го или дочь свою чрез огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это, и за сии-то мер­зо­сти Гос­подь Бог твой изго­ня­ет их от лица тво­е­го»  (Втор.18:10–13). После смер­ти Ван­ги, по сви­де­тель­ству ее  сест­ры Люб­ки, по Ван­ге слу­жи­лись заупо­кой­ные соро­ка­днев­ные литур­гии, но покой­ная про­ри­ца­тель­ни­ца яви­лась во сне Люб­ке и ска­за­ла: «Люб­ка, хва­тит, хва­тит литур­гий. Я на дне ада, и мне это не помо­га­ет, толь­ко боль­ше сго­раю»[35].

Покло­ни­ки Ван­ги пыта­ют­ся ее пред­ста­вить чуть ли не бес­среб­ре­ни­цей. Нуж­но заме­тить, что это не соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. Каж­дый посе­ти­тель Ван­ги пла­тил госу­дар­ству десять левов (сред­няя зар­пла­та в Бол­га­рии в то вре­мя состав­ля­ла 150 левов), до 1990 года госу­дар­ство полу­чи­ло от при­хо­дя­щих к Ван­ге людей более девя­ти мил­ли­о­нов левов[36]. Госу­дар­ство предо­ста­ви­ло Ван­ге лич­но­го тело­хра­ни­те­ля. Посе­ти­те­ли пла­ти­ли не толь­ко госу­дар­ству, но и самой Ван­ге и ее окру­же­нию.  В сере­дине 1970‑х годов бол­гар­ские спец­служ­бы с целью про­вер­ки дохо­дов Ван­ги про­ве­ли у нее обыск, в резуль­та­те кото­ро­го было най­де­но око­ло 90 тысяч левов[37]. Как аргу­мент в ее защи­ту исполь­зу­ет­ся тот факт, что Ван­га постро­и­ла цер­ковь. Но и здесь не все так про­сто. Цер­ковь была освя­ще­на во имя св. Парас­ке­вы Бол­гар­ской, ее стро­и­тель­ство нача­лось в 1991 году. Сама Ван­га назва­ла стро­и­тель­ство церк­ви «жерт­во­при­но­ше­ни­ем». Заклад­ной камень церк­ви был поло­жен 20 авгу­ста 1992 года тогдаш­ним Нев­ро­ко­с­ким мит­ро­по­ли­том Пиме­ном, но нуж­но отме­тить, что в тот год в Бол­гар­ской Церк­ви про­изо­шел рас­кол, а мит­ро­по­лит Пимен был одним из орга­ни­за­то­ров это­го рас­ко­ла. Стро­и­тель­ством церк­ви зани­мал­ся «Фонд Ван­ги», при­чем в тече­ние все­го пери­о­да  стро­и­тель­ства  не пре­ры­ва­лась чере­да скан­да­лов, свя­зан­ных с раз­во­ро­вы­ва­ни­ем денег, жерт­во­вав­ших­ся на построй­ку хра­ма. Сам храм, не отве­чая цер­ков­ным кано­нам и будучи постро­ен в духе кон­струк­ти­ви­стов, вызвал у веру­ю­щих людей сму­ще­ние. Тем более, что пред­ста­ви­те­ли «Фон­да Ван­ги» заяв­ля­ли, что они стро­ят «евро­пей­скую обще­че­ло­ве­че­скую цер­ковь». В 1994 году алтарь хра­ма был освя­щен кано­ни­че­ским Нев­ро­коп­ским мит­ро­по­ли­том Нафа­наи­лом, но несмот­ря на это, им сра­зу же ста­ли рас­по­ря­жать­ся рас­коль­ни­ки и чле­ны «Фон­да Ван­ги». В насто­я­щее вре­мя этот храм пре­вра­щен в тури­сти­че­ский центр. Одно из почет­ных мест в этом хра­ме зани­ма­ет порт­рет Ван­ги[38].

Конеч­но,  чита­тель может воз­ра­зить, что Ван­га стре­ми­лась делать доб­ро и, судя по все­му, будет прав. Но ведь и сата­на при­ни­ма­ет вид анге­ла све­та (2Кор.11:14). Имен­но поэто­му Пра­во­сла­вие пре­ду­пре­жда­ет всех хри­сти­ан хра­нить трез­вен­ность и бди­тель­ность: «Пока не очи­ще­но серд­це от стра­стей, не сле­ду­ет дове­рять ника­ким …меч­та­ни­ям или виде­ни­ям. Это предо­сте­ре­же­ние дей­ствен­но. Не выпус­кай­те его из виду, ибо оно осно­ва­но на пока­за­ни­ях свя­тых отцов и может слу­жить для вас в слу­чае недо­ра­зу­ме­ний бла­го­на­деж­ней­шим сред­ством к истреб­ле­нию в душе само­мне­ния, тще­сла­вия и гор­до­сти»[39]. Годы жиз­ни, про­ве­ден­ные в пока­я­нии и молит­ве, – путь пра­во­слав­но­го подвиж­ни­ка к очи­ще­нию от стра­стей. Пости­же­ние очи­щен­ным разу­мом и серд­цем смыс­ла  Свя­щен­но­го Писа­ния дает ори­ен­ти­ры для раз­ли­че­ния анге­лов Божьих и бесов. Но все­го это­го не было у Ван­ги, поэто­му, как для нее, так и для всех тех, кто пола­гал­ся на ее води­тель­ство, дар Ван­ги – не Божие бла­го­сло­ве­ние, а, ско­рее, про­кля­тие, соеди­няв­шее через Ван­гу обра­ща­ю­щих­ся к ней за помо­щью людей не с Богом, а с беса­ми. Как Ван­га, так и ее после­до­ва­те­ли, за мишу­рой деше­вых пред­ска­за­ний не раз­гля­де­ли глав­ное: силу, от кото­рой эти пред­ска­за­ния исхо­ди­ли, силу, кото­рая в обмен на вре­мен­ное облег­че­ние болез­ни или рас­сказ о несколь­ких момен­тах буду­ще­го, да и то дале­ко не все­гда сбы­вав­ший­ся, полу­ча­ла глав­ное – дове­рие чело­ве­ка, а зна­чит, и доступ к его душе. Но для про­тя­нув­ше­го руку дья­во­лу хотя бы раз в жиз­ни иллю­зор­на надеж­да, что на ней не оста­нут­ся сле­ды его когтей.

В завер­ше­ние ста­тьи ска­жем несколь­ко слов о том, как обсто­ят дела у людей, счи­та­ю­щи­ми себя после­до­ва­те­ля­ми Ван­ги. «Фонд Ван­ги» актив­но вою­ет с ее род­ствен­ни­ка­ми за пра­во нажи­вать­ся на ее име­ни. Род­ствен­ни­ки, в свою оче­редь,  актив­но сотруд­ни­ча­ют с бол­гар­ским оккуль­ти­стом Пет­ром Дыно­вым, создав­шим орга­ни­за­цию «Белое брат­ство». Поми­мо того, их бли­жай­шие свя­зи вклю­ча­ют в себя кон­такт с сек­той лжехри­ста Вис­са­ри­о­на и с сек­той Мегрэ (Пуза­ко­ва) «Ана­ста­сия»[40]. Так что духов­ные наслед­ни­ки Ван­ги идут по сто­пам сво­е­го куми­ра, судя по все­му, нима­ло не сму­ща­ясь его  духов­ной участью.

Автор ста­тьи: Пита­нов В.Ю.

Ссыл­ки

[1] Архи­манд­рит Вар­на­ва Сати­ров. Ван­га – весть со дна ада / Тота­ли­тар­ные сек­ты и демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство. Ново­си­бирск. Кни­жи­ца. 2005. С.128.

[2] Сто­я­но­ва К. Ван­га. О бол­гар­ской ясно­ви­ди­це и про­ри­ца­тель­ни­це. Рига. 1991. С.72.

[3] Там же. С.34.

[4] Там же. С.8.

[5] Сто­я­но­ва К. Ван­га. О бол­гар­ской ясно­ви­ди­це и про­ри­ца­тель­ни­це. Рига. 1991. С.7.

[6] Архи­манд­рит Вар­на­ва Сати­ров. Ван­га – весть со дна ада / Тота­ли­тар­ные сек­ты и демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство. Ново­си­бирск. Кни­жи­ца. 2005. С.126.

[7] Сто­я­но­ва К. Ван­га. О бол­гар­ской ясно­ви­ди­це и про­ри­ца­тель­ни­це. Рига. 1991. С.34–35.

[8] Там же. С.12.

[9] Там же. С.3,5.

[10] Там же. С.3.

[11] Там же. С.5.

[12] Там же. С.2.

[13] Беляв­ская В.Ф. Прак­ти­че­ские сове­ты вели­кой Ван­ги. Минск. Лите­ра­ту­ра. 1997. С.16.

[14] Архи­манд­рит Вар­на­ва Сати­ров. Ван­га – весть со дна ада / Тота­ли­тар­ные сек­ты и демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство. Ново­си­бирск. Кни­жи­ца. 2005. С.127.

[15] Сто­я­но­ва К. Ван­га. О бол­гар­ской ясно­ви­ди­це и про­ри­ца­тель­ни­це. Рига. 1991. С.2.

[16] Беляв­ская В.Ф. Прак­ти­че­ские сове­ты вели­кой Ван­ги. Минск. Лите­ра­ту­ра. 1997. С.204–205.

[17] Сто­я­но­ва К. Ван­га. О бол­гар­ской ясно­ви­ди­це и про­ри­ца­тель­ни­це. Рига. 1991. С.4.

[18] Там же. С.9.

[19] Там же. С.6.

[20] Там же. С.73–74.

[21] Там же. С.3.

[22] Там же. С.13.

[23] Беляв­ская В.Ф. Прак­ти­че­ские сове­ты вели­кой Ван­ги. Минск. Лите­ра­ту­ра. 1997. С.52.

[24] Там же. С.49.

[25] Сто­я­но­ва К. Ван­га. О бол­гар­ской ясно­ви­ди­це и про­ри­ца­тель­ни­це. Рига. 1991. С.36.

[26] Там же. С.54.

[27] См.: Пита­нов В.Ю. Гра­ни оккуль­тиз­ма: от гер­ме­тиз­ма до магии и экс­тра­сен­со­ри­ки. http://apologet.orthodox.ru/

[28] Архи­манд­рит Вар­на­ва Сати­ров. Ван­га – весть со дна ада / Тота­ли­тар­ные сек­ты и демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство. Ново­си­бирск. Кни­жи­ца. 2005. С.130.

[29] Беляв­ская В.Ф. Прак­ти­че­ские сове­ты вели­кой Ван­ги. Минск. Лите­ра­ту­ра. 1997. С.51.

[30] Там же. С.216–217.

[31] Сто­я­но­ва К. Ван­га. О бол­гар­ской ясно­ви­ди­це и про­ри­ца­тель­ни­це. Рига. 1991. С.71.

[32] См.: Пита­нов В.Ю. Гра­ни оккуль­тиз­ма: от гер­ме­тиз­ма до магии и экс­тра­сен­со­ри­ки. http://apologet.orthodox.ru/

[33] См.: Пита­нов В.Ю. Суд сове­сти: агни-йога про­тив хри­сти­ан­ства. http://apologet.orthodox.ru/

[34] Архи­манд­рит Вар­на­ва Сати­ров. Ван­га – весть со дна ада / Тота­ли­тар­ные сек­ты и демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство. Ново­си­бирск. Кни­жи­ца. 2005. С.131.

[35] Архи­манд­рит Вар­на­ва Сати­ров. Ван­га – весть со дна ада / Тота­ли­тар­ные сек­ты и демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство. Ново­си­бирск. Кни­жи­ца. 2005. С.131.

[36] Там же. С.128.

[37] Там же. С.128.

[38] Там же.С.129.

[39] См.: Схи­ар­хи­манд­рит Иоанн (Мас­лов). Глин­ская пустынь.

[40] Архи­манд­рит Вар­на­ва Сати­ров. Ван­га – весть со дна ада / Тота­ли­тар­ные сек­ты и демо­кра­ти­че­ское госу­дар­ство. Ново­си­бирск. Кни­жи­ца. 2005. С.131.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки