Астрология и магия в свете Православного учения

Астрология и магия в свете Православного учения

(3 голоса4.0 из 5)

Когда исче­за­ет вера, то ее место зани­ма­ет суе­ве­рие. Чело­ве­че­ская душа в этом отно­ше­нии не тер­пит пусто­ты. Чело­век, создан­ный по обра­зу Божию (Быт, 1, 27), изна­чаль­но направ­лен к сво­е­му Твор­цу. Когда он теря­ет Бога в сво­ем серд­це, обра­зу­ю­щий­ся ваку­ум тре­бу­ет запол­не­ния, и чело­век лег­ко усва­и­ва­ет те сур­ро­га­ты, кото­рые пред­ла­га­ет ему окру­жа­ю­щий мир.

Вот поче­му в наше без­ре­ли­ги­оз­ное, элек­три­че­ское вре­мя такое широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чи­ли каза­лось бы дав­но уже забы­тые тече­ния оккульт­ных наук. Аст­ро­ло­гия, хиро­ман­тия, магия, фено­мен НЛО (при­шель­цы из кос­мо­са, экс­тра­сен­сы, культ восточ­ных рели­гий — все это зани­ма­ет умы мил­ли­о­нов людей. Отсут­ствие твер­дой хри­сти­ан­ской веры, отсут­ствие зна­ния и пони­ма­ния сути оккуль­тиз­ма и восточ­ных рели­гий, а так же их актив­ная и широ­ко­мас­штаб­ная про­па­ган­да опре­де­лен­ны­ми сила­ми обес­пе­чи­ва­ют успех оккуль­тиз­ма и в совре­мен­ном обществе.

Осо­бен­но силь­ный инте­рес в насто­я­щее вре­мя у людей вызы­ва­ет такая раз­но­вид­ность оккульт­ных наук, как аст­ро­ло­гия. Покры­тая орео­лом таин­ствен­но­сти, ска­зоч­но­сти, она манит чело­ве­ка воз­мож­но­стью узнать свою судь­бу, познать себя, загля­нуть в буду­щее. Мало кто заду­мы­ва­ет­ся о ее про­ис­хож­де­нии и сущ­но­сти, это ухо­дит в тень в све­те каза­лось бы вели­кой древ­ней муд­ро­сти, поз­во­ля­ю­щей пред­вос­хи­тить буду­щее. Но как извест­но, что­бы рас­по­знать плод, сле­ду­ет обра­тить­ся к дре­ву, кото­рое его при­но­сит, ибо при­вле­ка­тель­ная внешне яго­да часто ока­зы­ва­ет­ся ядовитой.

АСТРОЛОГИЯ И МАГИЯ

В сло­ва­ре Брок­гау­за и Ефро­на мы чита­ем: «Аст­ро­ло­гия — мни­мая нау­ка, пытав­ша­я­ся пред­ска­зать буду­щее отдель­ных лич­но­стей и чело­ве­че­ства из наблю­де­ний над поло­же­ни­ем све­тил на небе (и боль­шей частью неудач­но — прим. авт.). …Выде­ля­ют нату­раль­ную и юди­ци­ар­ную аст­ро­ло­гии. Нату­раль­ная зани­ма­ет­ся воз­дей­стви­ем све­тил на живот­ный и рас­ти­тель­ный мир… Юди­ци­ар­ная аст­ро­ло­гия пыта­ет­ся пред­ска­зать по вза­и­мо­рас­по­ло­же­нию све­тил судь­бы как наро­дов, так и отдель­ных людей… Суще­ство­вав­шие в то вре­мя куль­ты покло­не­ния све­ти­лам, кото­рые рас­смат­ри­ва­лись как лич­ност­ные могу­ще­ствен­ные суще­ства, вара в неиз­мен­ное пред­на­чер­та­ние судь­бы, фату­ма, царив­шее в рели­ги­оз­ных тече­ни­ях того вре­ме­ни, долж­ны были под­дер­жи­вать юди­ци­ар­ную астрологию».

Как мы даль­ше чита­ем в сло­ва­ре, «в древ­но­сти аст­ро­ло­гия, алхи­мия и магия были тес­но свя­за­ны меж­ду собой (об этом же гово­рить­ся и в сло­ва­ре Гра­нат, (т. 3, стр. 169 — прим. авт.). В древ­нем мире маг, жрец, волхв обыч­но сов­ме­щал в сво­ем лице обя­зан­но­сти аст­ро­ло­га, кол­ду­на и гада­те­ля снов. Так, по сооб­ще­нию Герод­о­та, маг Остан, сопро­вож­дав­ший Ксерк­са в его похо­дах в Элла­ду, рас­про­стра­нил неко­то­рые све­де­ния по- аст­ро­ло­гии меж­ду элли­на­ми. Жрец Ваа­ла Беро­зос поль­зо­вал­ся такой попу­ляр­но­стью в Афи­нах, что ему был воз­двиг­нут памят­ник, где он изоб­ра­жал­ся с золо­тым язы­ком как дра­го­цен­ный про­ри­ца­тель. О фак­те един­ства магии и аст­ро­ло­гии мы нахо­дим так­же под­твер­жде­ние и в кни­ге про­ро­ка Дани­и­ла (Дан. 2, 27) и во мно­гих дру­гих источ­ни­ках. Таким обра­зом, мож­но сде­лать пред­ва­ри­тель­ный вывод о тес­ной свя­зи аст­ро­ло­гии с маги­ей и дру­ги­ми вида­ми оккульт­ных наук.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Кор­ни магии и всех оккульт­ных наук ухо­дят в дале­кое про­шлое. Вре­мя ее зарож­де­ния мож­но отне­сти к момен­ту жиз­ни Каи­на и его потом­ков. После убий­ства бра­та и про­кля­тия его Богом (Быт. 4, 8—16) «пошел Каин от лица Гос­под­ня… и постро­ил город, …потом­ка­ми его были Иувал; он был отец всех игра­ю­щих на гус­лях и сви­ре­ли, и Тувал­ка­ин, кото­рый был кова­чем всех ору­дий из меди и желе­за» (Быт. 4, 21—22). «Когда люди ста­ли умно­жать­ся на зем­ле (Здесь, как вид­но из кон­тек­ста, целое берет­ся вме­сто части: «каи­тяне» обо­зна­че­ны общим поня­ти­ем людей — прим. авт.), тогда сыны Божий уви­де­ли доче­рей чело­ве­че­ских, что они кра­си­вы и бра­ли их в жены». (Быт. 6,2).

Соглас­но одно­му из тол­ко­ва­ний это­го места, кото­рое раз­де­ля­ли мно­гие отцы и учи­те­ля Церк­ви (напри­мер Иустин Фило­соф, Ири­ной, Афи­на­гор, Тер­ту­ли­ан, Амвро­сий и дру­гие — прим. авт.), а так­же соглас­но апо­кри­фи­че­ской кни­ге Ено­ха «сыны Божий» — это духов­ные суще­ства, кото­рые вошли в пре­ступ­ный союз с жен­щи­на­ми зем­ли и научи­ли их вол­шеб­ству и закли­на­ни­ям. От это­го яви­лось вели­кое нече­стие» (Быт. 7, 8). Посколь­ку брак в Биб­лии неред­ко обо­зна­ча­ет еди­не­ние с Богом, то в бра­ке духов и людей мож­но усмат­ри­вать сим­вол заро­див­ше­го­ся язы­че­ства с его почи­та­ни­ем демо­нов, язы­че­ских богов, маги­ей, аст­ро­ло­ги­ей и дру­ги­ми вида­ми волх­во­ва­ния. Здесь пад­ший чело­век пыта­ет­ся про­ник­нуть в тай­ны мира неза­ви­си­мо от воли Твор­ца, стать богом без Бога. То есть повто­ря­ет­ся иску­ше­ние Евы в Еде­ме, когда сата­на, явив­шись Еве в виде змея, соблаз­нил вку­сить запрет­ный плод, пообе­щав, что после это­го они с Ада­мом ста­нут как боги. зна­ю­щие доб­ро и зло (Быт. 3.4—5).

Но вме­сто того, что­бы стать «как боги», они про­сто уви­де­ли, что они голые и под­верг­лись вели­ким бед­стви­ям за пре­да­тель­ство Бога и связь с сата­ной. Полу­чив запрет­ное зна­ние, при­не­сен­ное пад­шим анге­лом из выс­ших сфер, они попа­ли под еще боль­шее вли­я­ние и еще даль­ше уда­ли­лись от Бога.

Людям тай­ны Божии откры­ва­ют­ся по мере их духов­но­го про­све­ще­ния, или, ина­че гово­ря, по мере стя­жа­ния Духа Свя­то­го. Чем боль­ше чело­век откры­ва­ет­ся Богу, тем боль­ше он начи­на­ет жить жиз­нью Хри­ста, мыс­лить, чув­ство­вать и дей­ство­вать подоб­но Хри­сту. Как ска­за­но в Еван­ге­лии от Иоан­на: «кто любит Меня, тот соблю­да­ет сло­во Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы при­дем к нему и оби­тель у него сотво­рим… да будут все еди­но; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас еди­но…» (Иоанн. 14. 23, 17. 21). Чело­век, соеди­ня­ясь с Богом Духом Свя­тым, Этим же Духом позна­ет и тай­ны Божии, полу­ча­ет силы и даро­ва­ния, кото­рые исполь­зу­ет толь­ко на доб­рые дела в соот­вет­ствии с волей Божией.

Пад­шие же анге­лы, в силу сво­ей при­над­леж­но­сти в про­шлом к раз­ным чинам ангель­ской иерар­хии, в той или иной сте­пе­ни посвя­ще­ны в тай­ны бытия. Эти зна­ния после сво­е­го паде­ния они сохра­ни­ли. В силу это­го демо­ны пыта­ют­ся под­чи­нить себе чело­ве­ка, при­вле­кая его вни­ма­ние и инте­рес к себе путем откры­тия неко­то­рых «тай­ных» зна­ний и наде­ле­ния сво­их после­до­ва­те­лей сверхъ­есте­ствен­ны­ми спо­соб­но­стя­ми. Овла­дев эти­ми тай­ны­ми маги­че­ски­ми зна­ни­я­ми, чело­век ока­зы­ва­ет­ся в силах воз­дей­ство­вать на окру­жа­ю­щих людей и сти­хии мира, но при этом ста­но­вит­ся пол­ным рабом нечи­стых духов, от кото­рых полу­чил эти даро­ва­ния» В силу сво­е­го отпа­де­ние от Бога, демо­ни­че­ские силы сози­дать ниче­го не могут, а могут толь­ко раз­ру­шать. Поэто­му в их после­до­ва­те­ли вно­сят в мир раз­ру­ша­ю­щую, деструк­тив­ную силу, при­чи­ня­ют зло окру­жа­ю­щим их людям, гибель­но воз­дей­ству­ют на мате­ри­аль­ный мир. Вот как об этом сви­де­тель­ству­ет кни­га Бытия; «И уви­дел Гос­подь, что вели­ко раз­вра­ще­ние чело­ве­ков на зем­ле, и что все мыс­ли и помыш­ле­ния серд­ца их были зло во вся­кое вре­мя. И рас­ка­ял­ся Гос­подь, что создал чело­ве­ка на зем­ле, и вос­скор­бел в серд­це Сво­ем. И ска­зал Гос­подь: истреб­лю с лица зем­ли чело­ве­ков, кото­рых Я сотво­рил» (Быт. 6. 5—7).

Это про­изо­шло из-за того, что чело­век от обще­ния с нечи­сты­ми духа­ми я исполь­зо­ва­ния их «даров»: магии, кол­дов­ства, аст­ро­ло­гии и про­че­го окон­ча­тель­но раз­вра­тил­ся, т.е. отпал от Бога и ока­зал­ся не в состо­я­нии выпол­нять ту зада­чу, для кото­рой был создан, не смог реа­ли­зо­вать себя в доб­ре, люб­ви и истине, вос­хо­дя по лест­ни­це духов­но­го раз­ви­тия к бого­упо­доб­ле­нию. Даль­ней­шее суще­ство­ва­ние его ста­ло бессмысленным.

Поэто­му сна­ча­ла Гос­подь сокра­ща­ет дня жиз­ни чело­ве­ка до 120 лет (Быт. 6. 3) (Адам и его дети и вну­ки жили до тыся­чи лет? (Быт. 5), а затем при даль­ней­шем умно­же­нии нече­стия уни­что­жа­ет и все раз­вра­тив­ше­е­ся чело­ве­че­ство, оста­вив толь­ко луч­ших его пред­ста­ви­те­лей в лице пра­вед­но­го Ноя и его сыно­вей с жена­ми (Быт. 6. 9—10).

Как вид­но из все­го выше при­ве­ден­но­го, магия, аст­ро­ло­гия и про­чие «дары» демо­нов не толь­ко не при­ве­ли к про­цве­та­нию чело­ве­че­ства, к уста­нов­ле­нию сча­стья на зем­ле, а наобо­рот, умно­жи­ли зло­бу, нече­стие, раз­врат, что при­ве­ло к гибе­ли прак­ти­че­ски все­го древ­не­го мира.

Одна­ко после пото­па тай­ные зна­ния по магии и аст­ро­ло­гии не исче­за­ют. По мно­го­чис­лен­ным сви­де­тель­ствам древ­них эти зна­ния были надеж­но укры­ты, а после пото­па вновь пред­ло­же­ны раз­ви­ва­ю­ще­му­ся человечеству.

Если мы про­сле­дим исто­рию чело­ве­че­ства после Нов, то уви­дим, что те древ­ние циви­ли­за­ции в кото­рых магия, аст­ро­ло­гия и дру­гие «тай­ные зна­ния» полу­ча­ют наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние и вхо­дят в струк­ту­ру обще­ства, гиб­нут и исче­за­ют с лица зем­ли, как толь­ко рас­свет оккуль­тиз­ма в них дости­га­ет сво­е­го апо­гея. При­ме­ром тому явля­ет­ся Вави­лон­ское, Асси­рий­ское и Пер­сид­ское царства.

Подроб­нее оста­но­вим­ся на исто­рии древ­не­го Вави­ло­на. В кли­но­пи­сях, про­ис­хо­дя­щих отту­да, кото­рых в музе­ях мира насчи­ты­ва­ет­ся до полу­мил­ли­о­на, содер­жат­ся све­де­ния, что жре­цы Вави­ло­на насле­до­ва­ли зна­ния, в осо­бен­но­сти в обла­сти аст­ро­ло­гии и стро­е­ния все­лен­ной, от неких гигант­ских людей, спас­ших­ся от катастрофы.

Вави­лон­ский исто­рик и жрец Берос (III век до н. э.) так­же сви­де­тель­ству­ет о сохра­не­нии маги­че­ских зна­ний после пото­па. Нако­нец, память наро­дов доно­сит све­де­ния о началь­ных созда­те­лях вави­лон­ской тра­ди­ции — родах хал­де­ев, обла­да­те­лях куль­ту­ры неко­е­го вне­зем­но­го зна­ния быв­ших пер­вы­ми мате­ма­ти­ка­ми, аст­ро­ло­га­ми, алхи­ми­ка­ми, тео­со­фа­ми зем­но­го мира, испол­няв­ших служ­бу чер­но­книж­ни­ков, гада­те­лей и тол­ко­ва­те­лей снов при дво­рах древ­них вла­дык. Хал­дей­ское же древ­нее пре­да­ние упор­но твер­дит, что десять их пер­вых царей про­ис­хо­ди­ли с неба.

Так­же извест­но, что нине­вий­ские цари не пред­при­ни­ма­ли ника­ких важ­ных дел без сове­ща­ния со звез­да­ми. Они име­ли при себе аст­ро­ло­гов, кото­рые наблю­да­ли небо и объ­яс­ня­ли тече­ние пла­нет, как об этом часто упо­ми­на­ют над­пи­си. Из одно­го памят­ни­ка мы узна­ем, что Сен­не­хе­риб отка­зал­ся от похо­да толь­ко пото­му, что рас­по­ло­же­ние звезд ока­за­лось небла­го­при­ят­ным. Заня­тие аст­ро­ло­ги­ей в Вави­лоне было столь рас­про­стра­не­но, что само назва­ние «хал­деи» озна­ча­ло у мно­гих писа­те­лей древ­но­сти аст­ро­ло­га. Всем извест­на судь­ба Вави­лон­ско­го цар­ства, пре­тер­пев­ше­го страш­ное кру­ше­ние и гибель. Такая же участь постиг­ла Асси­рий­ское и Пер­сид­ское царства.

ЦЕРКОВЬ И АСТРОЛОГИЯ

5_002Теперь давай­те посмот­рим на отно­ше­ние Вет­хо­за­вет­ной и Ново­за­вет­ной Церк­ви к аст­ро­ло­гии. В вели­ких кодек­сах Мои­сея мы чита­ем о запре­ще­нии зани­мать­ся вся­ки­ми вида­ми вол­шеб­ства под стра­хом смер­ти. «Не воро­жи­те, не гадай­те, не обра­щай­тесь к вызы­ва­ю­щим мерт­вых, и к вол­шеб­ни­кам не ходи­те, и не дово­ди­те себя до осквер­не­ния от них. Я Гос­подь Бог ваш, и если какая душа обра­тить­ся к вызы­ва­ю­щим мерт­вых и к вол­шеб­ни­кам, что­бы блуд­но ходить вслед их, то Я обра­щу лице на ту душу и истреб­лю ее из наро­да ее» (Левит. 19. 31, 20. 6).

Во Вто­ро­за­ко­нии мы так­же чита­ем о стро­гом пре­ду­пре­жде­нии Гос­по­да не зани­мать­ся ника­ки­ми вида­ми вол­шеб­ства и не общать­ся с теми, кто этим зани­ма­ет­ся, ибо имен­но за это увле­че­ние вол­шеб­ством (кото­рое есть по сути союз с демо­на­ми) Бог и изго­ня­ет наро­ды с их зем­ли, обре­ка­ет их на гибель, зем­лю же отда­ет Изра­и­лю, кото­рый был верен Ему. «Когда ты вой­дешь в зем­лю, кото­рую дает тебе Гос­подь, Бог твой, тогда не научись делать мер­зо­сти, какие дела­ют наро­ды сии. Не дол­жен нахо­дить­ся у тебя… про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых. Ибо мер­зок пород Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это, и за сии-то мер­зо­сти Гос­подь Бог твой изго­ня­ет их от лица тво­е­го. Будь непо­ро­чен перед Гос­по­дом, Богом тво­им. Ибо наро­ды сии, кото­рых ты изго­ня­ешь, слу­ша­ют гада­те­лей и про­ри­ца­те­лей; а тебе не дал Гос­подь Бог твой. Про­ро­ка из сре­ды тебя, из бра­тьев тво­их, как меня, воз­двиг­нет Гос­подь Бог твой — Его слу­шай­те» (Втор. 18. 9—15).

Про­рок Исайя, пред­ре­кая гибель Вави­ло­на за его нече­стие и пагуб­ное заня­тие маги­ей и аст­ро­ло­ги­ей, от име­ни Гос­по­да с иро­ни­ей гово­рит: «Оста­вай­ся же с тво­им вол­шеб­ством и со мно­же­ством чаро­действ тво­их, кото­ры­ми ты зани­ма­лась от юно­сти тво­ей; может быть посо­бишь себе, может быть усто­ишь. Ты утом­ле­на мно­же­ством сове­тов тво­их, пусть же высту­пят наблю­да­те­ли небес и звез­до­че­ты и пред­ве­ща­те­ли по ново­лу­ни­ям, и спа­сут тебя от того, что долж­но при­клю­чить­ся тебе. Вот они, как соло­ма; огонь сожег их; не изба­ви­ли души сво­ей от пла­ме­ни» (Исайя 47. 12—14).

Здесь мы име­ем пря­мое ука­за­ние на бес­силь­ность всех видов вол­шеб­ства перед волей и силой Божи­ей и о неми­ну­е­мой каре тех, кто зани­ма­ет­ся маги­ей и аст­ро­ло­ги­ей или при­бе­га­ет к помо­щи оккуль­ти­стов. При столк­но­ве­нии магов и волх­вов с про­ро­ка­ми и дру­ги­ми духо­нос­ны­ми мужа­ми сыны тьмы неиз­мен­но тер­пят пора­же­ние. Так, в кни­ге Исход (7—9), мы чита­ем о том, как волх­вы и чаро­деи, про­ти­вясь Мои­сею тво­ри­ли чуде­са мно­гие перед фара­о­ном при помо­щи кол­дов­ских чар, но не смог­ли про­ти­во­сто­ять силе Божи­ей и в кон­це кон­цов вынуж­де­ны были при­знать свое пора­же­ние от про­ро­ка Моисея.

Все это объ­яс­ня­ет­ся тем, что свои чуде­са и про­ро­че­ства сыны све­та совер­ша­ют все­гда силой Божи­ей, Духом Свя­тым; про­ти­вя­щи­е­ся же им волх­вы, маги, аст­ро­ло­ги, исполь­зуя искус­ство вол­шеб­ства, дей­ству­ют силой демо­ни­че­ской и есте­ствен­но тер­пят пора­же­ние, про­ти­во­дей­ствуя Богу.

В Новом Заве­те мы видим такое же непри­ми­ри­мое отно­ше­ние ко всем видам чаро­дей­ства, как и в Вет­хом, и такую же посто­ян­ную побе­ду сил Божи­их. при столк­но­ве­нии с чаро­дей­ством. Апо­стол Павел нака­зы­ва­ет сле­по­той Ели­му-волх­ва, про­ти­вя­ще­го­ся еван­гель­ской про­по­ве­ди н ста­ра­ю­ще­го­ся отвра­тит» людей от истин­ной веры (Деян. 13.8—11).

Из кни­ги Деян. Апо­сто­лов мы узна­ем о том, что под дей­стви­ем апо­столь­ской про­по­ве­ди «из зани­мав­ших­ся чаро­дей­ством доволь­но мно­гие, собрав кни­ги свои, сожгли перед все­ми». (Деян. 19. 18). Таким обра­зом они отрек­лись от свя­зи с демо­на­ми и засви­де­тель­ство­ва­ли несов­ме­сти­мость веры во Хри­ста и чернокнижие.

В Номо­ка­ноне (сво­де цер­ков­ных пра­вил и поста­нов­ле­ний) ска­за­но пре­дель­но ясно: «Кото­рые ходят к волх­вам или волх­ву­ют или звез­до­сло­вят (т. е. зани­ма­ют­ся аст­ро­ло­ги­ей — прим. авт.) шесть лет да не при­ча­стят­ся по пер­во­му пра­ви­лу Трулль­ско­го собо­ра и по 80-му пра­ви­лу Васи­лия Вели­ко­го, свя­щен­ник же, тво­ря­щий это — да извер­жит­ся» (т. е. будет лишен сана — ред.).

Здесь мы видим явное ука­за­ние цер­ков­но­го созна­ния на демо­ни­че­ское про­ис­хож­де­ние всех видов вол­шеб­ства, вклю­чая аст­ро­ло­гию, па. недо­пу­сти­мость обще­ния с ними веру­ю­щих хри­сти­ан и на стро­гое нака­за­ние тех, кто по каким-либо при­чи­нам решит­ся на связь с демонами.

ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ

Свя­тые отцы Церк­ви на про­тя­же­нии всей ее исто­рии так­же уде­ля­ли боль­шое вни­ма­ние борь­бе с вол­шеб­ством и аст­ро­ло­ги­ей. Из-за недо­стат­ка места, поз­во­лю себе оста­но­вить­ся толь­ко на неко­то­рых рабо­тах свя­тых отцов и учи­те­лей Церк­ви. Так, Тер­ту­ли­ан в сво­ей рабо­те пишет: «Меж­ду раз­лич­ны­ми люд­ски­ми заня­ти­я­ми нель­зя не заме­тить неко­то­рых искусств или про­фес­сий, бла­го­при­ят­ству­ю­щих идо­ло­по­клон­ству. Об аст­ро­ло­гах даже гово­рить не сто­ит, но так как один из них взду­мал оправ­ды­вать себя в том, что про­дол­жа­ет зани­мать­ся этой про­фес­си­ей, то я наме­рен ска­зать несколь­ко слов по это­му пово­ду. Я не ска­жу, что­бы поме­щать име­на лож­ных богов на небе, при­пи­сы­вать им как бы все­мо­гу­ще­ство и откло­нять людей от воз­не­се­ния молитв Богу, вну­шая им веру, буд­то их судь­ба неиз­мен­но опре­де­ле­на звез­да­ми, — что­бы все это было рав­но­силь­но покло­не­нию лож­ным богам. Но я утвер­ждаю, что аст­ро­ло­ги в этом слу­чае упо­доб­ля­ют­ся пад­шим анге­лам, ото­шед­шим от Бога для обо­льще­ния рода чело­ве­че­ско­го… Если магия нака­зу­е­ма, а аст­ро­ло­гия — ее раз­но­вид­ность, то вме­сте с видом под­ле­жит осуж­де­нию и раз­но­вид­ность. Так со вре­ме­ни появ­ле­ния Еван­ге­лия вся­ко­го рода софи­сты (люди, при­бе­га­ю­щие к лож­ным по суще­ству умо­за­клю­че­ни­ям, осно­ван­ным на пред­на­ме­рен­но непра­виль­ном под­бо­ре исход­ных поло­же­ний — ред.), аст­ро­ло­ги, чаро­деи, маги, волх­во­ва­те­ли долж­ны быть неми­ну­е­мо наказаны».

В «Речи про­тив элли­нов» Тати­ан пишет: «демо­ны сде­ла­ли людей жерт­вою сво­е­го отступ­ни­че­ства. Они, пока­зав­ши людям поря­док рас­по­ло­же­ния звезд, как игра­ю­щие в кости, вве­ли судь­бу, кото­рая чуж­да спра­вед­ли­во­сти, ибо судья ли кто или под­су­ди­мый, таки­ми сде­ла­лись по опре­де­ле­нию судь­бы… демо­ны изоб­ре­ли судь­бу. Осно­ва­ни­ем к это­му для них послу­жи­ло поме­ще­ние живот­ных на небе. Ибо они удо­сто­и­ли небес­ной поче­сти живот­ных, с кото­ры­ми жили по низ­вер­же­нии с неба, — пре­смы­ка­ю­щих­ся, пла­ва­ю­щих в водах, чет­ве­ро­но­гих, живу­щих на небе­сах, и что­бы посред­ством рас­по­ло­же­ния звезд убе­дить, что жизнь на зем­ле, чуж­дая разу­ма, соглас­на с разу­мом; таким обра­зом, гнев­лив ли кто или тер­пе­лив, воз­дер­жан или не воз­дер­жан, богат или беден кто, таким быва­ет от назна­че­ния тех, кото­рые рас­по­ла­га­ют рож­де­ни­ем; ибо рас­пре­де­ле­ние Зоди­а­ка есть дело богов. Если свет одно­го из них, как гово­рят силь­нее, то он отни­ма­ет сла­ву у про­чих, и кто побеж­ден ныне, опять может быть побе­ди­те­лем. Они с удо­воль­стви­ем зани­ма­ют­ся семью пла­не­та­ми как игро­ки в кости. Но мы выше судь­бы, и вме­сто блуж­да­ю­щих демо­нов мы зна­ем одно­го Гос­по­да неиз­мен­но­го и, не под­чи­ня­ясь судь­бе, отвер­га­ем и ее законоположителей».

Мину­ций Феликс в сво­ей «Окта­вии», гово­ря о рим­ских гада­ни­ях и пред­ска­за­ни­ях, пишет, что если в ред­ких слу­ча­ях эти пред­ска­за­ния и сбы­ва­лись на деле, то это мож­но объ­яс­нить тем, «что меж­ду мно­же­ством лож­ных пред­ска­за­ний какое-нибудь из них слу­чай­но мог­ло попасть на исти­ну», и что чаро­деи и аст­ро­ло­ги, кото­рые про­мыш­ля­ют пред­ска­за­ни­я­ми «не толь­ко зна­ют демо­нов, но и при помо­щи их совер­ша­ют все свои про­дел­ки, похо­жие на чудо: по их вну­ше­нию и вли­я­нию они про­из­во­дят свои чары, застав­ля­ют видеть то, чего на самом деле нет или, наобо­рот, не видеть того, что есть. Пер­вый из таких магов по сло­вам и делам сво­им Сосфен (Остан)…», т. е: тот самый маг, кото­рый, как уже ука­зы­ва­ли, явил­ся одним из пер­вых рас­про­стра­ни­те­лей аст­ро­ло­гии в Элладе.

Св. Мак­сим Грек пишет целую рабо­ту, направ­лен­ную на раз­об­ла­че­ние аст­ро­ло­гии как раз­но­вид­но­сти магии, свя­зы­ва­ю­щей чело­ве­ка с демо­на­ми. В пись­ме неиз­вест­но­му лицу, сопро­вож­дав­шим ее, он пишет, что посы­ла­ет труд «низ­ла­га­ю­щий убо пре­лесть звез­до­чет­ную и вся­кое вол­шеб­ное неистов­ство, беса­ми изобретенное».

Итак, мы видим, что свя­тые отцы Церк­ви еди­но­душ­но высту­па­ют про­тив аст­ро­ло­гии, обли­чая ее как раз­но­вид­ность магии, сред­ство обще­ния с демо­на­ми, а аст­ро­ло­гов срав­ни­ва­ют с «пад­ши­ми анге­ла­ми, обо­льща­ю­щи­ми род чело­ве­че­ский» и стро­го запре­ща­ют обще­ние с эти­ми «вра­га­ми Божи­и­ми». Осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет выска­зы­ва­ние Тати­а­на, пока­зав­ше­го безу­мие аст­ро­ло­гов, кото­рые нарек­ли созвез­дия име­на­ми живот­ных, пла­не­ты — име­на­ми лож­ных богов, а потом из харак­те­ра послед­них ста­ли выво­дить судь­бу чело­ве­ка или госу­дар­ства в зави­си­мо­сти от рас­по­ло­же­ния этих «небес­ных тва­рей». Очень убе­ди­тель­но зву­чат и дока­за­тель­ства Мену­ция Фелик­са, пока­зав­ше­го, что неко­то­рые пред­ска­за­ния сбы­ва­ют­ся по двум при­чи­нам: 1) из-за слу­чай­но­го сов­па­де­ния; 2) из-за чаро­дей­ских дей­ствий гада­те­лей, кото­рые в ряде слу­ча­ев могут узнать о гря­ду­щих собы­ти­ях от демо­нов, кото­рые или узна­ли об этих собы­ти­ях, или сами при­ни­ма­ли непо­сред­ствен­ное уча­стие в их подготовке.

ПРЕДСКАЗАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Кро­ме выше­при­ве­ден­ных выска­зы­ва­ний свя­тых отцов и учи­те­лей Церк­ви о при­чи­нах сов­па­де­ний неко­то­рых поло­же­ний аст­ро­ло­ги­че­ских горо­ско­пов с реаль­но­стью, нам хоте­лось бы при­ве­сти еще один фак­тор, объ­яс­ня­ю­щий суть этих совпадений.

По зако­нам, дан­ным Богом, в мире про­ис­хо­дит вза­и­мо­дей­ствие мате­ри­аль­ных объ­ек­тов и в част­но­сти воз­дей­ствие солн­ца, луны и дру­гих небес­ных све­тил и пла­нет на живую и нежи­вую мате­ри­аль­ную при­ро­ду зем­ли. Чело­век, будучи свое­об­раз­ным мик­ро­кос­мо­сом, соеди­ня­ю­щим в себе духов­ные и мате­ри­аль­ные нача­ла, есте­ствен­но испы­ты­ва­ет на себе это воз­дей­ствие. Так, напри­мер, про­фес­сор Чижев­ский в сво­их рабо­тах пока­зал зави­си­мость эпи­де­мии холе­ры и неко­то­рых дру­гих забо­ле­ва­ний от уров­ня сол­неч­ной актив­но­сти (вспы­шек на солн­це). Извест­но вли­я­ние фаз луны на пси­хи­че­ское состо­я­ние опре­де­лен­но­го кон­тин­ген­та людей (так назы­ва­е­мое явле­ние луна­тиз­ма при пол­но­лу­нии. Види­мо, по ана­ло­гии мож­но гово­рить и о воз­дей­ствии дру­гих небес­ных тел на физи­че­ское и пси­хи­че­ское состо­я­ние чело­ве­ка и даже, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни, на фор­ми­ро­ва­ние его харак­те­ра, инди­ви­ду­аль­ных физи­че­ских и пси­хи­че­ских способностей.

Веро­ят­но, что выше­ука­зан­ные зна­ния были так­же даны аст­ро­ло­гам пад­ши­ми духа­ми. При зна­нии опре­де­лен­ных физи­че­ских и пси­хи­че­ских задат­ков чело­ве­ка, а так­же воз­мож­ных резуль­та­тов вли­я­ния на него кос­ми­че­ских излу­че­ний в опре­де­лен­ный момент вре­ме­ни мож­но пред­по­ла­гать то или иное его пове­де­ние, физи­че­ское или пси­хи­че­ское состо­я­ние. Отсю­да слу­ча­ют­ся неко­то­рые сов­па­де­ния меж­ду пред­ска­за­ни­я­ми горо­ско­па и реальностью.

Но харак­тер­но, что боль­шин­ство пред­ска­за­ний аст­ро­ло­гов не испол­ня­ет­ся. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что кро­ме аст­ро­но­ми­че­ско­го фак­то­ра инди­ви­ду­аль­ные пси­хо­фи­зи­че­ские осо­бен­но­сти чело­ве­ка опре­де­ля­ют его наслед­ствен­ность, гео­гра­фи­че­ское место рож­де­ния, вос­пи­та­ние, пита­ние и мно­же­ство дру­гих вто­ро­сте­пен­ных фак­то­ров. Что же каса­ет­ся судь­бы чело­ве­ка, его жиз­ни и смер­ти, то ко всем выше­пе­ре­чис­лен­ным фак­то­рам при­бав­ля­ет­ся еще один, кото­рый явля­ет­ся глав­ным и опре­де­ля­ю­щим — про­мы­сел Божий о чело­ве­ке. Осо­бен­но о чело­ве­ке веру­ю­щем, хри­сти­а­нине, кото­рый пре­да­ет­ся воле Божи­ей и посто­ян­но ищет ее. Такой чело­век нахо­дит­ся под осо­бым води­тель­ством Гос­по­да. Как ска­за­но в Еван­ге­лии от Мат­фея: «Не две ли малые пти­цы про­да­ют­ся за асса­рий? И ни одна из них не упа­дет на зем­лю без воли Отца ваше­го; у вас же и воло­сы на голо­ве все сочте­ны» (Мф. 10. 29—30). Не хри­сти­ане же, в силу отпа­де­ния от истин­но­го Бога, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни пре­да­ны на волю слу­чая и их жиз­нен­ный путь скла­ды­ва­ет­ся из мно­гих состав­ля­ю­щих, в кото­рых физи­че­ские и пси­хи­че­ские при­род­ные задат­ки, а так­же кос­ми­че­ское воз­дей­ствие небес­ных тел игра­ют уже боль­шую роль. Вот поче­му для хри­сти­а­ни­на вер­ность аст­ро­ло­ги­че­ских пред­ска­за­ний име­ет прак­ти­че­ски нуле­вую веро­ят­ность, а для языч­ни­ков опре­де­лен­ную, хотя я доволь­но низ­кую, сте­пень совпадения.

ВОЛХВЫ И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

5_002Неко­то­рых сму­ща­ет вопрос: если аст­ро­ло­гия носит демо­ни­че­ский харак­тер к исполь­зо­ва­ние ее явля­ет­ся гре­хом, как же волх­вы узна­ли вре­мя Рож­де­ства Хри­сто­ва при помо­щи астрологии?

На этот вопрос суще­ству­ет два отве­та, кото­рые не про­ти­во­ре­чат, а ско­рее допол­ня­ют друг друга.

Пер­вый ответ. При­чи­ну, по кото­рой ожи­да­ли эту звез­ду на Восто­ке и сле­ди­ли за ее появ­ле­ни­ем, ста­вят в связь с пред­ска­за­ни­я­ми, сде­лан­ны­ми в кни­гах Вет­хо­го Заве­та. В кни­ге Чисел мы чита­ем: «Вижу Его, но ныне еще нет: зрю Его, но не близ­ко. Вос­хо­дит звез­да от Иако­ва и вос­ста­ет жезл от Изра­и­ля» (Числ. 24, 17).

У про­ро­ка Исайи (60 1, 3, 6) ска­за­но: «Вос­стань, све­тись Иеру­са­лим, ибо при­шел Свет твой, и Сла­ва Гос­под­ня взо­шла над тобою… и при­дут наро­ды к Све­ту тво­е­му, и цари к вос­хо­дя­ще­му над тобою сия­нию… все они из Савы при­дут, при­не­сут золо­то и ладан и воз­ве­стят сла­ву Господню».

В псал­ме 71 мы чита­ем: «Цари Фар­си­са и ост­ро­вов под­не­сут Ему дань; цари Ара­вии и Савы при­не­сут дары».

Про­рок Дани­ил, кото­рый был назна­чен в вави­лон­ском пле­ну началь­ни­ком волх­вов (Дан. 2.48). есте­ствен­но знал эти пред­ска­за­ния и не скры­вал их. Здесь необ­хо­ди­мо чет­ко пони­мать, что сам про­рок Дани­ил ника­кой маги­ей и аст­ро­ло­ги­ей не зани­мал­ся, а посту­пал так, как вра­зум­лял его Бог, в этом-то и было его пре­иму­ще­ство перед волх­ва­ми, кото­рые на мно­гие вопро­сы не мог­ли дать ответ (Дан. 2, 4, 5). Кро­ме того, лич­но ему при­над­ле­жит про­ро­че­ство о вре­ме­ни Рож­де­ства Богом­ла­ден­ца (Дан. 9. 25). Эти дан­ные, ука­зу­ю­щие на собы­тия чрез­вы­чай­ной важ­но­сти (вре­мя, место и обсто­я­тель­ства Рож­де­ства Хри­сто­ва) были зафик­си­ро­ва­ны и надеж­но хра­ни­мы той жре­че­ской шко­лой, во гла­ве кото­рой в силу сло­жив­ших­ся обсто­я­тельств сто­ял про­рок, и по пре­ем­ствен­но­сти пере­да­ва­лись волх­ва­ми из поко­ле­ния в поколение.

Вто­рой ответ. Пре­муд­рость Божия, обра­тив­шая зло­бу людей в сред­ство для при­ве­де­ния Иоси­фа в Еги­пет, так­же мог­ла дать аст­ро­ло­гии воз­мож­ность при­ве­сти волх­вов ко Хри­сту. Ибо извест­но, что «Бог хочет, что­бы все люди спас­лись и достиг­ли позна­ния исти­ны» (Тим. 1.4), все без исклю­че­ния, и Он ста­ра­ет­ся спа­сти каж­до­го толь­ко Ему одно­му ведо­мы­ми, опти­маль­ны­ми для это­го чело­ве­ка путями.

Из все­го выше­ска­зан­но­го о волх­вах, при­шед­ших покло­нить­ся Хри­сту, мож­но сде­лать вывод, что не бла­го­да­ря магии и аст­ро­ло­гии узна­ли они вре­мя и место Рож­де­ства Хри­сто­ва, а бла­го­да­ря тому, что Сам Гос­подь открыл им это тем путем, кото­рый посчи­тал для них и их спа­се­ния луч­шим. Так что ника­кой заслу­ги аст­ро­ло­гии в фак­те при­ше­ствия волх­вов по звез­де к месту Рож­де­ства Хри­сто­ва нет.

Небо и звез­ды — такое тво­ре­ние рун Божи­их, кото­рое види­мо всем. Поэто­му в опре­де­лен­ных слу­ча­ях Гос­по­дом посред­ством их дают­ся зна­ме­ния, воз­ве­ща­ю­щие важ­ные собы­тия в гря­ду­щей судь­бе человечества.

Так, во вре­мя крест­ных мук Спа­си­те­ля, перед самой Его смер­тью «сде­ла­лась тьма по всей зем­ле до часа девя­то­го и померк­ло солн­це» (Лк. 23.44 —45). Людям воз­ве­ща­лось, что чело­ве­че­ски­ми рука­ми убит Тот, Кото­рый при­шел спа­сти род чело­ве­че­ский, воз­ве­стить и открыть путь ко спа­се­нию, к Цар­ству Небес­но­му. Про­изо­шла вре­мен­ная побе­да тьмы, совер­ши­лось дело без­за­ко­ния, и в знак это­го зем­ля покры­лась тьмой. Умер Иисус Хри­стос — солн­це прав­ды, источ­ник, даю­щий людям веч­ную жизнь, померк­ло чув­ствен­ное солн­це — источ­ник мате­ри­аль­ной жизни.

Мы чита­ем так­же в Еван­ге­лии о том, что при кон­чине века, перед вто­рым при­ше­стви­ем Хри­сто­вым «будут зна­ме­ния в солн­це и луне и звез­дах… и ужас­ные явле­ния и вели­кие зна­ме­ния с неба.» (Лк. 21.11, 25), кото­рые в соче­та­нии с дру­ги­ми пред­ска­зан­ны­ми собы­ти­я­ми и явле­ни­я­ми не оста­вят ’ сомне­ния в том, что при­бли­зи­лось вре­мя вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва и кон­ца суще­ству­ю­ще­го мира. Таким обра­зом, для пони­ма­ния зна­ме­ний небес­ных, посы­ла­е­мых от Гос­по­да, не тре­бу­ет­ся зна­ние аст­ро­ло­гии или тол­ко­ва­ний аст­ро­ло­гов; каж­дый, кто при­нял серд­цем Свя­щен­ное Писа­ние, не усо­мнить­ся в происходящем.

СУПРУГИ ГЛОБА

Теперь, когда вви­ду все­го выше­из­ло­жен­но­го мы можем сде­лать вывод о демо­ни­че­ском про­ис­хож­де­нии аст­ро­ло­гии и магии, о их губи­тель­ном вли­я­нии на зем­ные циви­ли­за­ции, их вос­при­ни­ма­ю­щие, об одно­знач­но отри­ца­тель­ном отно­ше­нии хри­сти­ан­ской церк­ви ко всем видам оккуль­тиз­ма, давай­те рас­смот­рим кар­ти­ну раз­ви­тия аст­ро­ло­гии в совре­мен­ное вре­мя в нашей стране.

Здесь преж­де все­го необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к таким извест­ным и попу­ляр­ным аст­ро­ло­гам, как супру­ги Гло­ба. Они часто высту­па­ют по теле­ви­де­нию и радио с лек­ци­я­ми по аст­ро­ло­гии, широ­ко веща­ют на эту же тему в прес­се, покры­ли почти всю стра­ну сетью аст­ро­ло­ги­че­ских школ. Кто же они такие и како­вы их зада­чи? Сна­ча­ла дадим сло­во им самим.

В жур­на­ле «Работ­ни­ца» (№ 12, 1989 г.) в ста­тье «С кем раз­го­ва­ри­ва­ют звез­ды» мы чита­ем: «Пред­ки Пав­ла по мате­рин­ской линии — пер­си­яне из рода геб­ров в Иране — издрев­ле посвя­ща­ли свою жизнь аст­ро­ло­гии; дед так­же учил Пав­ла аст­ро­ло­гии, и уми­рая, дедуш­ка пере­дал вну­ку — пароль, кото­рый откры­ва­ет уче­ни­ку доступ к учи­те­лям, вели­ким аст­ро­ло­гам… И заве­щал их искать в Индии». Когда Павел вырос, то отпра­вил­ся в Индию, и вот что гово­рит об этом путе­ше­ствии: «Я нашел… Учи­те­ля при­зна­ли меня — завет­ные сло­ва-пароль помог­ли. Допу­сти­ли к уче­нию — само­му сокро­вен­но­му, что пере­да­ет­ся тыся­че­ле­ти­я­ми из уст в уста, дали кни­ги… научи­ли как най­ти жену и доба­ви­ли, что когда ваши жиз­ни соеди­нят­ся, ты посвя­тишь ее в то, чем вла­де­ешь сам и на вас будет воз­ло­же­на вели­кая миссия».

Как вид­но из ска­зан­но­го Пав­лом Гло­бой, им были после­до­ва­тель­но прой­де­ны все виды риту­аль­но­го маги­че­ско­го посвя­ще­ния в «тай­ные знания».

Пер­вое — пред­ки-пер­си­яне, наслед­ствен­ные аст­ро­ло­ги, у кото­рых тай­ные зна­ния путем обу­че­ния и посвя­ще­ния пере­да­ва­лись из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Для луч­ше­го пони­ма­ния в каче­стве ана­ло­гии мож­но при­ве­сти при­мер наслед­ствен­но­го кол­дов­ства, когда наго­во­ры, заго­во­ры и вме­сте с ними «бесы — помощ­ни­ки», помо­га­ю­щие осу­ществ­лять это кол­дов­ство, пере­да­ют­ся по наслед­ству. Дед, уми­рая, пере­да­ет закли­на­ния (а так­же, по-види­мо­му, и беса-помощ­ни­ка), кото­рые откры­ва­ют путь к «учи­те­лям», т. е. магам высо­кой сте­пе­ни посвя­ще­ния, у кото­рых начи­на­ю­щий аст­ро­лог дол­жен прой­ти соот­вет­ству­ю­щую стажировку.

Вто­рое. Павел едет в Индию, тво­рит закли­на­ния, явля­ют­ся «учи­те­ля», и Гло­ба про­хо­дит новый курс маги­че­ско­го обу­че­ния, полу­ча­ет высо­кую сте­пень посвя­ще­ния, снаб­жа­ет­ся необ­хо­ди­мой лите­ра­ту­рой и посы­ла­ет­ся с «вели­кой мис­си­ей» в стра­ну, где еще не раз­ви­та аст­ро­ло­гия. Что­бы лег­че было тво­рить заду­ман­ное, ему подыс­ки­ва­ет­ся при помо­щи опре­де­лен­ных сил жена, кото­рую он дол­жен «посвя­тить в то, чем вла­де­ет сам».

А даль­ше про­ис­хо­дит самое страш­ное. С радо­стью для него откры­ва­ют­ся стра­ни­цы жур­на­лов и газет, по теле­ви­де­нию под посто­ян­ной руб­ри­кой «Шко­ла аст­ро­ло­гии» Гле­ба­ми про­во­дит­ся широ­ко­ве­ща­тель­ная про­па­ган­да аст­ро­ло­ги­че­ских идей; стра­на покры­ва­ет­ся сетью школ, где люди с боль­шим энту­зи­аз­мом слу­ша­ют плен­ки, наго­во­рен­ные аст­ро­ло­га­ми Гле­ба, а после это­го актив­но вовле­ка­ют в заня­тия аст­ро­ло­ги­ей сво­их род­ных и зна­ко­мых. Та маги­че­ская зара­за, из-за кото­рой во мно­гом и погиб допо­топ­ный мир, все более и более охва­ты­ва­ет умы и серд­ца мил­ли­о­нов людей, фор­ми­руя их созна­ние и стиль пове­де­ния в обществе.

И это наше утвер­жде­ние не голо­слов­но. Для при­ме­ра при­ве­дем выска­зы­ва­ние Тиму­ра Сви­ри­до­ва, одно­го из ярких пред­ста­ви­те­лей шко­лы Гло­ба. В ста­тье «Что нам гото­вит Водо­лей?» он веща­ет: «Сего­дня на пла­не­те фор­ми­ру­ет­ся новый тип людей, новая раса, кото­рая будет обла­дать неиз­вест­ны­ми нам спо­соб­но­стя­ми — оккульт­ны­ми… И нам нуж­но раз­вить у людей силь­ное аст­ро­ло­ги­че­ское мыш­ле­ние». И далее: «Павел Гло­ба пред­ска­зы­ва­ет, что в 1999 году при­дет Мес­сия, кото­рый родит­ся в Рос­сии, и даст новой эпо­хе Водо­лея свое миро­воз­зре­ние, дру­гой тип рели­гии» (Газе­та «Ано­ма­лия». № 2, 1990 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из это­го вид­но, что аст­ро­ло­гия и магия в нашей стране игра­ют стро­го опре­де­лен­ную роль и пре­сле­ду­ют свою цель — аст­ро­ло­гия и магия при­зва­ны стать еще одним сред­ством в фор­ми­ро­ва­нии людей в нехри­сти­ан­ском, демо­ни­че­ском духе. Идет ата­ка оккуль­тиз­ма на совре­мен­ный мир, оже­сто­чен­ная борь­ба за заво­е­ва­ние умов и сер­дец люд­ских, кото­рые про­хо­дят на зара­нее под­го­тов­лен­ном фоне без­бо­жия. Сна­ча­ла из душ люд­ских созна­тель­но выры­ва­ли Хри­ста, пре­сле­до­ва­ли, ссы­ла­ли и каз­ни­ли за веру. Над верой сме­я­лись, хра­мы раз­ру­ша­ли, рели­ги­оз­ные кни­ги сжи­га­ли. Обра­зо­вав­ший­ся ваку­ум ста­ра­лись запол­нить ате­и­сти­че­ским бре­дом, мате­ри­а­ли­сти­че­ской бели­бер­дой. И мно­гие люди в силу сво­е­го вос­пи­та­ния при­ня­ли это и ста­ли этим жить. Сей­час безум­ность этих идей ста­ла оче­вид­на для всех. Совре­мен­ный чело­век потя­нул­ся к духов­ной жиз­ни, и ему тут же широ­ко­ве­ща­тель­но пред­ла­га­ют новую духов­ную пищу — оккуль­тизм. Не воору­жен­ный хри­сти­ан­ской верою, зна­ни­ем Свя­щен­но­го писа­ния и про­ро­честв о буду­щем мире и при­ше­ствии анти­хри­ста, совре­мен­ный чело­век не в состо­я­нии пра­виль­но оце­нить пред­ла­га­е­мых ему оккульт­ных уче­ний. Изго­ло­дав­ший­ся по духов­ной пище, он все­яд­но погла­ща­ет вся­кую мисти­че­скую отра­ву, пред­ла­га­е­мую ему опре­де­лен­ны­ми сила­ми. Этим поль­зу­ют­ся уло­ви­те­ли душ, кото­рые подоб­но Сви­ри­до­ву даже часто и не скры­ва­ют сво­их наме­ре­ний. Им нуж­но вос­пи­тать новый тип людей с «оккульт­ны­ми спо­соб­но­стя­ми». Нуж­но вос­пи­тать людей в духе, кото­рый опре­де­ля­ет воз­мож­ность при­хо­да лже­мес­сии, анти­хри­ста, кото­рый попы­та­ет­ся, как пред­ска­за­но в Апо­ка­лип­си­се, уни­что­жить хри­сти­ан­ство и наса­дить «дру­гой тип рели­гии», заклю­ча­ю­щий­ся в покло­не­нии ему, антихристу.

Все это тре­бу­ет в насто­я­щее вре­мя осо­бой бди­тель­но­сти, вни­ма­тель­но­сти хри­сти­ан к себе и ко всем про­яв­ле­ни­ям внеш­не­го мира, необ­хо­ди­мо­сти пом­нить, что борь­ба идет не на жизнь, а на смерть, при­чем смерть веч­ную для прельщеных…

Из кни­ги свя­щен­ни­ка Роди­о­на “Люди и демо­ны” (пуб­ли­ку­ет­ся в сокращении) 

Источ­ник: Казан­ская епар­хия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки