Основной причиной популярности астрологии, видимо, является желание знать будущее. Но за это желание человек платит не только деньгами, но и своей свободой. Блаженный Августин писал: «Всяк, дотоле свободный, приходя к такому астрологу, дает ему деньги, чтобы выйти от него рабом Марса или Венеры, или, лучше, всех звезд». Но почему люди так не ценят свою свободу от гороскопов? Ф. М. Достоевский писал: «Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы… нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается».
Когда я, закончив школу, начал самостоятельно читать книги по истории, меня поразили контуры того древнего мира, который вырисовывался из серьезной литературы. И одним из самых первых сюрпризов было обилие различных способов предсказаний. Жрецы, оракулы, астрологи, гадатели всех мастей: по внутренностям животных, по полету птиц, на стеблях тысячелистника… Современному человеку такое и не снилось.
Это непривычно, но легкообъяснимо. Гадание рождается из предощущения единства мира. Такова разумная природа человека, несущая на себе печать божественности. Разум ищет смысл, стремится ухватить взаимосвязь и отыскать закономерности. И если земля и небо, прошлое и будущее представляют собой то самое море житейское, по которому путешествует каждый, такое путешествие невозможно без карты. Здесь пригодится даже самая грубая и неточная карта. Неточности со временем исправляются, а отсутствие представлений о смысле для человека невыносимо.
На начальном этапе разум ищет общее. Мифологическое мышление соткано из образов, связывающих космос и земную повседневную жизнь. Почему, к примеру, в музейных залах, посвященных Древнему Египту, столько жуков-скарабеев? Что это за странный амулет, который, судя по его распространенности, был практически в каждом доме?
Символика скарабея раскрывается, если понаблюдать за этим насекомым. Жук-труженик творит из ничтожного навоза совершенный по форме шар, форму которого имеет само Солнце, источник жизни и света. Затем он откладывает в шар яички и погребает этот шар под землей. Затем на 29-й день жук достает шар из-под земли и скатывает его в воду, где и появляются на свет маленькие скарабейчики, которые в свое время будут точно так же совершать положенный ритуал. Перед нами идея Воскресения. У египтян она нашла свое воплощение в образе бога Хепри, утреннего лика Солнца. Этот бог изображался с головой скарабея.
Пожалуй, на этом примере легко почувствовать, в чем состоял основной смысл амулетов. При взгляде на скарабея возникало священное чувство, которое и должно возникать у человека при соприкосновении с тайной жизни. Это работало, в этом было нечто безусловно правильное, соответствующее внутреннему устроению человеческой души.
Для древнего мира науки в чистом виде еще не существовало. Наблюдения за небом привели к созданию календаря, люди научились предсказывать затмения и движения планет задолго до того, как начали понимать, что эти самые звезды из себя представляют. Но пока сухие, «чистые» знания постепенно оседали в копилке мировой культуры, они примерялись к нуждам магии, к утилитарным задачам. Астрология не была исключением в ряду других наук: звездное небо прежде всего должно было отвечать на насущные земные вопросы.
Оставаясь в рамках мифологического типа мышления, астрология строила свою математику на принципах, которые сегодня мы бы назвали оккультными. Прежде всего, это принцип подобия: микрокосм подобен макрокосму. И, конечно же, цикличность. Примеры цикличности в природе по аналогии заставляли предполагать то же и у человека, отсюда берет начало представление о переселении душ.
Но другой науки просто не было. Оккультными, то есть поставленными на службу магии, были все области: звездное небо, химия, медицина и даже математика. Известно, что Пифагор, найдя доказательство своей знаменитой теоремы a2 + b2 = c2, принес максимально возможную в Древней Греции жертву: сто быков. Неужели он придавал такое значение геометрической формуле? Конечно же нет, дело было совсем в другом. Диагональ квадрата в общем случае не являлась рациональным числом. Это ставило под удар всю систему взглядов пифагорейцев. Под угрозой была основная концепция: весь мир держится на числах. Поэтому, когда решение теоремы Пифагора было найдено, ради этого не жаль было и ста быков.
Наука не перестает быть оккультной и после возникновения и победы христианства в Европе. Этим, кстати, и вызван основной конфликт Церкви и науки в Средние века. Джордано Бруно сожгли вовсе не за научные представления, чем любят попрекать Церковь, а за пропаганду оккультных учений о Христе.
Однако астрологическая математика сделана не без лукавства. С одной стороны, она должна была обеспечить определенную гибкость, чтобы отобразить все многообразие жизненных ситуаций. С другой стороны, от нее требовалась функциональность. В результате получилась довольно сложная химера, в которой до сих пор используется геоцентрическая система.
Работает ли астрология? Удается ли с ее помощью делать предсказания? Влияет ли космос на человека? Что касается последнего вопроса – безусловно. Число рождений в полнолуние заметно больше, чем в новолуние. Геомагнитные факторы заметно влияют на здоровье и самочувствие. Механизм этого воздействия на сегодняшний день внятно никто объяснить не может. Есть ряд исследований, которые могут серьезно изменить представление о том, как устроен мир. В их числе – исследование макрофлуктуаций С. Э. Шнолем. Но означает ли это, что астрология имеет под собой прочный фундамент? Конечно же, нет.
Нормальный подход ученого – первым делом посмотреть на статистику. Статистика же не обнаруживает практически никакой связи между судьбой человека и его гороскопом. Наиболее известная попытка в этом направлении была предпринята Мишелем Гокленом. Однако ему не удалось обнаружить никаких убедительных совпадений. А безупречный с точки зрения методологии эксперимент, в котором астрологам предлагалось по гороскопу отличить двадцать преступников от двадцати законопослушных граждан, вообще показал, что «попадания» астрологов не отличались от случайных. (Michel Gauquelin The Cosmic Clocks. Henry Regenery Company, Chicago, 1967).
Однако известно немало случаев, когда отдельные астрологи давали четкие предсказания, впоследствии полностью сбывавшиеся. Как это понимать?
Рассмотрим подробнее, на чем держится астрология. С помощью строгих математических правил строится положение планет на определенные день и место. Вся дальнейшая интерпретация ведется отнюдь не по научному сценарию. Работают ассоциации, интуиция, вдохновение… Качества, за которые отвечают планеты, определяются целиком принципом подобия. Например, Марс из-за своего красного цвета ассоциируется с кровью, войной, мужским началом, ему соответствует камень рубин (тоже из-за цвета) и так далее. При построении гороскопа любые аспекты, связанные с Марсом, будут так или иначе связаны с характером этой планеты. Поскольку планет достаточно много, и каждая из них наделена своим характером, и к тому же есть благоприятные и неблагоприятные аспекты, свои и не свои дома и так далее, возникает богатейшая палитра возможностей, открывающая горизонты для настоящего художественного творчества. Построить гороскоп с интерпретацией – это все равно что написать новеллу.
Естественно, среди астрологов есть и свои графоманы, и свои дельцы, и по-настоящему увлеченные люди. Есть и медиумы. Пожалуй, им одним удается по-настоящему заглянуть в будущее. Но материал для такого способа предсказания мало чем отличается от внутренностей жертвенного животного. Как там, так и здесь последнее слово – за медиумическими способностями предсказателя.
Но для нас не менее принципиальным вопросом остается отношение Церкви к астрологии.
Ветхий Завет четко формулирует запрет на чародейство, волхвование и гадание. Этот же запрет подтверждается и в Новом Завете.
(Надо заметить, что тогда как даже ислам воспринял этот запрет, современная каббалистика основывается целиком и полностью на том, что в Ветхом Завете называется чародейством. Это иллюстрирует, в какой степени Каббала может считаться преемницей ветхозаветного учения.) Церковные правила высказываются на этот счет очень категорично. Например, 72-е правило святого Василия Великого предписывает: «Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца».
Не слишком ли это строго? Одно дело – убить человека, а другое – поинтересоваться у астролога, когда лучше взять отпуск. И тем не менее. Попробуем разобраться, чем может быть вызвана подобная строгость, и как это соотносится со здравым смыслом.
Главная неприятность – в том, что изменения во взглядах обратившегося к астрологам и предсказателям начинаются совсем неприметно.
Человек отказывается от собственной свободы в момент перехода на другую платформу мировоззрения, когда он начинает смотреть на мир из другой системы координат. А целостные мировоззрения всегда альтернативны. Строго говоря, в природе существуют только факты. Человек же имеет дело с их интерпретацией. Посредником между фактом и представлением об этом факте является картина мира, то есть мировоззрение.
Как мы представляем себе мир, таким мы его и видим. И, что самое важное с духовной точки зрения, в таком мире мы и живем. Это сложный тезис и отдельная большая тема, но для иллюстрации можно привести аналог из физики: электроны при дифракции проявляют либо волновые, либо корпускулярные свойства в зависимости от того, наблюдают за ними или нет. Когда за ними наблюдают, на экране – одна картинка от дифракции, когда не наблюдают, картинка получается совершенно другой.
В жизни мы наблюдаем нечто подобное. Состояние души человека способно в корне изменить ситуацию при одних и тех же начальных условиях, как говорят математики. Об этом говорит Христос: «По вере вашей да будет вам». Вера – это не отстраненное знание, не убежденность. Скорее, это картина мира, которой человек постоянно пользуется. И, безусловно, она альтернативна той картине мира, которую условно можно назвать оккультной или магической.
Главным ориентиром в христианской вере является образ Христа. В Евангелиях Он называет себя Сыном Человеческим. И когда вчитываешься в Писание, понимаешь, что путь к Богу лежит только через преображение собственных личностных качеств. При этом ничего из того, что в человеке считалось важным и ценным на протяжении веков, не отбрасывается, но только приумножается и очищается до степени наивысшей пробы. Путь к Богу лежит через человеческое. «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф.22:39), «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40)… В оккультной системе ценностей человеческие качества приносятся в жертву «чистой духовности», которая понимается так, что ничего собственно человеческого в ней не остается.
Мировоззрение оккультизма – это цветные очки. Одеваешь их – и мир предстает в совершенно определенном цвете. Свобода выбора реализуется в тот момент, когда человек решается нацепить эти очки себе на нос. Каким ты видишь мир, в таком мире ты и будешь жить. Если ты сам соглашаешься быть «проводником космических энергий», ты реально им и окажешься. Пожалуй, только этим можно объяснить и категоричность предостережений церкви против волхвования. Человек доверяется либо образу Христа, либо делает выбор в пользу неких «космических энергий».
Кстати, «проводник» – типичное для оккультного мировоззрения понятие. И очень характерное. Встав на путь оккультизма, человек утрачивает собственно человеческое измерение. В жертву «духовному» приносятся такие понятия как жалость и сострадание. Но духовность эта иллюзорна. Увидеть это можно, лишь сняв очки.
На самом деле, все это чувствуют. Даже те, кого астрология засосала основательно. Вот что говорил очень известный астролог, Джон Фроули. Судя по тому, что его спортивные прогнозы оправдывались даже в самых неожиданных и неочевидных ситуациях, это типичный медиум, то есть отнюдь не новичок и не случайный человек в этой области.
«98 процентов моего “я” не встречают каких-либо противоречий. Я не родился католиком, но к вере пришел через астрологию… В Катехизисе написано, что все астрологи – это слуги дьявола. Остальные два процента моей личности понимают, что это правда. Я чувствую, что настанет время, когда именно по этой причине я покончу с астрологической практикой…» (интервью Гарри Филлипсона с Джоном Фроули из книги «Астрология нулевого года»).
Мировоззрение можно сравнить с операционной системой в компьютере. Без нее само по себе железо не способно ни на что. В зависимости от того, какая операционная система загружена, единички и нолики начинают интерпретироваться так, что на экране возникнет осмысленное изображение. Каждый знает, что операционная система – это очень серьезно. Какой-нибудь вирус, занесенный в компьютер, может вызвать такие искажения, что на любое ваше действие экран начнет отвечать одной и той же непристойной рекламой. То есть, компьютер фактически теряет свои качества, он перестает быть тем, чем он являлся по замыслу инженеров и тех, кто им собирался пользоваться.
Пожалуй, на этом примере можно понять, почему Церковь так строго и категорично предостерегает человека не только от оккультной практики, но даже от попытки смотреть на мир из определенной системы координат. Информационный вирус может быть гораздо опаснее, чем биологический. Тем более если оценивать вред с точки зрения бессмертной души.
Когда-то в храме Григория Неокесарийского на Полянке служил старенький священник, отец Герасим. Он говорил просто, но именно на его примере я впервые увидел, что такое духовность. И однажды он рассказал о том, как в юношеском возрасте он усомнился в своей вере.
«Я подумал: а вдруг Бога действительно нет, что тогда? И в тот момент я понял, что даже если бы Бога не было, я все равно жил бы точно так, как этому учит Евангелие, руководствуясь только своей совестью. Для меня ничего бы не изменилось. И это избавило меня от сомнений на всю оставшуюся жизнь».
Это очень нетривиальный аргумент, сильнее которого я, пожалуй, не встречал. Человек никогда не перестает быть собой, в каких-то уголках подсознания никогда не угасает живая искорка, которая позволяет ему различать свет правды в любых, казалось бы, безысходных ситуациях.
Вадим Максимов
Источник: Журнал «Наследник» №1, 2011
Комментировать