«Я верю в Бога и Судьбу», — не раз приходилось слушать такие слова как от людей совершенно невоцерковленных, так и более-менее постоянных «захожан». На самом деле, «Бог» и «судьба» — это понятия несовместимые и в духовной жизни может быть либо одно, либо другое. Либо мы верующие православные христиане и верим в Творца, руководящего нашей жизнью и желающего нам лишь блага, либо мы язычники, верящие в слепую судьбу. Но это в идеале.
На самом деле, в наше время много людей, которые искренне считают себя православными, сочетая христианство с верой в судьбу, приметы и прочее. Так почему же православные не верят в судьбу и говорят о ее несовместимости с верой в Бога?
Застрявшие в античности
Вера в судьбу была частью греко-римской языческой религии. Греки называли своих богинь судьбы — Мойрами, а римляне – Парками или Фатами. Они знали судьбу каждого человека и пряли нить его жизни, а в нужный момент обрывали ее. Также любимыми занятиями греков и римлян были гадания, разнообразие которых просто поражает: гадания на внутренностях животных, по полету птиц и много других проявлений языческой фантазии.
Казалось бы, времена античности давно прошли, но, к сожалению, два тысячелетия христианской культуры не смогли до конца истребить веру в судьбу. Из античного мира гадания перекочевали в средние века, когда астрологи занимались гаданиями, определением судьбы по звездам и т.д. Воспетая художниками и поэтами эпоха Возрождения для православного человека ставит вопрос — а, собственно говоря, возрождение чего? И, если внимательно присмотреться, то это было возрождением язычества. Такой великий представитель эпохи Возрождения, как, например, философ Гемист Плифон, был откровенным язычником. И он был не одинок в своих исканиях.
Верующие в гороскоп
Проживший много лет в Италии эпохи Возрождения православный святой Максим Грек писал о вере в судьбу и всякого рода гаданьях как о биче своего времени. К сожалению, все это перешло и в нашу культуру. Откроем словарь Даля и посмотрим, сколько в нем выражений о судьбе: «кому что на роду написано», «знать, уж так суждено», «чему быть, того не миновать», «кому сгореть, тот не утонет»… Эти и многие другие выражения свидетельствуют о вере русского народа в судьбу.
И в наши дни эта вера не изжита до сих пор. Практически любое уважающее себя издание или радиостанция снабжает свои выпуски гороскопом с астрологическим прогнозом. Современному человеку, живущему в сумасшедшем ритме мегаполиса, проще верить, что все в его жизни уже решено и лишь надеяться, что решено в пользу богатства и славы. Для него это гораздо проще, чем долго и упорно работать над собой и заниматься самосовершенствованием.
Клевета на Бога
Православная Церковь подчеркивает, что вера в судьбу лишает человека самого главного — возможности выбора. Преподобный Максим Грек, бывший свидетелем разгула всякого рода суеверий, в своей «Беседе души и ума об астрологии» призывал не винить в своей греховности внешние обстоятельства: «пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его желания, на татьбу; ни развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурна или Марса виновниками совершаемого им убийства».
Вера в судьбу опасна еще и тем, что является клеветой на Бога. Ведь если Он все предопределил, если по Его воле я стал убийцей, то значит Господь не благ. Вера в судьбу, по словам преподобного Максима, «представляет Бога виновником для людей всякого зла, и несогласным Самому Себе, и несправедливым, тогда как Он один по существу всеблаг и всеправеден; но и являет Его Самого виновником пагубы бесчисленного множества людей».
Пересчитанные волоса
Православная Церковь противопоставляет вере в судьбу — веру в Бога, дающего свободу своему созданию. «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30), – напоминает нам евангелист Матфей. Да, Господь знает наше прошлое, настоящее и будущее в мельчайших подробностях, но, как любящий Отец, оставляет за нами свободу выбора. Вера в Бога дает человеку надежду, вера в судьбу — лишает ее.
Хочу закончить цитатой из преподобного Максима, в которой он напоминает нам о нашем высоком призвании: «Мы же, как дети вышнего Царя, поставленные Им владыками и получившие от Него власть наступать на змей и скорпионов, — не будем бояться ни влияния звезд, ни круга счастья, но с радостью и свободно будем проходить поприще настоящей жизни, воспевая всегда Христу Царю победную песнь». Вот так и будем делать.
Комментировать