Помните, друзья мои, что колдуний и колдунов не бывает, и нет таких людей, которые бы могли напускать порчу. Между тем у нас по деревням, и по селам, и по городам верят многие, что бывают колдуны, что они могут портить людей, скотину, что они могут узнавать, кто украл, где краденое, верят в то, что бывают домовые, лешие, водяные, и во всякую такую глупость. И от этого большой вред.
Первый вред, что, где бы человеку самому позаботиться надо, он все на колдовство сворачивает, от колдовства помощи ждет. Заболеет у матери ребенок, вместо того, чтобы поберечь его, она несет его под насест к курам отчитывать или еще какие-нибудь глупости делать, от которых никакой пользы не бывает.
Другой вред тот, что, когда над человеком беда, как и со всеми людьми бывает, случится, то человек не переносит ее с покорностью и терпением, ища утешения в молитве к Богу и в чтении слова Божия, а тотчас на других думает, на них злобится. Заболеет кто из молодых, особенно после свадьбы, сейчас начинают указывать на того, кто испортил, и злобятся на него.
Заболевают от порчи только те, кто верит в колдовство и порчу. Заболевают не от колдовства, а от думы; начнут думать, скучать, и точно заболеют. А кто не верит в пустяки эти, тот ни от какого колдовства не заболеет. Пора оставлять это язычество; еще простительно было так думать, когда люди истинной Христовой веры не знали; а теперь, когда в каждом почти дворе есть грамотный человек и Евангелие, в котором людям истинная вера открыта, нельзя уж этим глупостям верить.
Жил я на свете долго и никогда не верил никаким колдовствам и порчам и бабкам, и много раз говорил, и теперь говорю, что я тому колдуну 1000 рублей дам, который меня испортит, только бы внутрь ничего не давал. А то пускай подает за меня за упокой; пускай волосы мои сучит, из следа вынимает. До сей поры не нашелся такой.
Великий народу вред от веры в колдовство. Это языческая вера, пора ее бросить. Христианину сказано Христом: «узнáете истину и свободны будете» [см.: Ин.8:32]. И потому христианин от всяких страхов, наговоров, порч и колдовства свободен.
Текст (с сокращениями) приводится по изданию: Бывают ли колдуны и колдуньи? По кн. «Золотые колосья» Горбунова-Посадова // Искра Божия. Сост. прот. Григорий Дьяченко. Полоцкое епархиальное управление, 1991. (Репринт. с изд. М., 1903 г.) С. 172-173.
Источник: Библиотека «Халкидон»
Комментировать