За последние годы астрология превратилась из исторического курьеза в повседневную деталь нашего быта. Мы уже не удивляемся гороскопам, выставленным на продажу в газетных киосках, рекламным объявлениям в центральных газетах с предложениями подобрать спутника жизни пли определить благоприятную дату для зачатия ребенка желаемого пола «по рецептам астрологов восточной школы@. Многочисленные знатоки за немалую плату готовы посвятить всех желающих в искусство звездочтения. В разных городах возникают астрологические кооперативы, организуются курсы лекций, перед астрологами гостеприимно распахиваются двери теле- и радиостудий. И если бы астрология была просто одним из доходных направлений частного предпринимательства, я бы не взялся за перо. Однако в целях саморекламы она использует авторитет науки, продемонстрировавшей в некоторых областях удивительную прогностическую мощь — расчет движения искусственных и естественных небесных тел, краткосрочный прогноз погоды и т.п. И в то же время астрология подрывает доверие к рациональному знанию, ибо пользуется ненаучными методами, оперирует лживыми утверждениями, облеченными в наукообразную форму, создает иллюзию простоты и доступности «высшего знания». Любое выступление ученых против астрологии интерпретируется сейчас адептами этой «науки» как «желание скрыть правду от народа», а их молчание расценивается как отсутствие аргументов в споре. К сожалению. в массах не известна научная традиция полного игнорирования откровенно ошибочных работ.
Цель данной статьи — дать краткое представление об астрологии, проанализировать причины ее стремительного расцвета в наше время, обдумать реакцию на это явление работников науки и просвещения.
Искусство звездочтения
Отсутствие в нашей стране доступных источников информации об астрологии ставит в одинаковое положение как ученых, так и любознательных граждан. Ошибочно считая астрологию устаревшим понятием, составители энциклопедических изданий с годами уделяли: ей все меньше внимания. Если в словаре Брокгауза и Ефрона (1890) статьи «Астрология» и «Гороскоп» содержат в сумме чуть более 700 строк, то уже в первом издании Большой советской энциклопедии (1926) объем этих статей сокращен до 150, во втором (1952) — до 104. а в третьем (1970) — до 69 строк. Доступный для школьников Энциклопедический словарь юного астронома (1986) уместил всю астрологию в 17 строк и вообще позабыл о гороскопе.
Итак, что же понимают традиционно под словом «астрология»? Коротко. идея такова. Солнце, Луна и планеты обращаются на небе вдоль пояса Зодиака. Он разделен на 12 приблизительно равных частей — зодиакальных знаков. Их названия соответствуют зодиакальным созвездиям — Рыбы, Овен. Телец. Близнецы. Рак и т.д. Но положение знаков смещено относительно созвездий примерно на 30 градусов или на одно созвездие. Связано это с тем, что канонические правила астрологии установлены два тысячелетия назад в трудах древнегреческих ученых. С тех пор в результате перемещения земной оси относительно плоскости Солнечной системы (явление прецессии) система небесных координат сместилась относительно звезд. Поэтому сейчас, когда Солнце находится в созвездии Тельца, астрологи считают, что оно в знаке Близнецов.
Астрологи делят небесную сферу на 12 секторов — «домов», положение которых зафиксировано относительно горизонта. Они охватывают все небо — как видимую его часть, так и находящуюся под горизонтом. На вертикальном круге, проходящем через точки Востока, Запада и Зенит, «дома» представляются секторами с раствором 30 градусов; разбиение на «дома» производится от точки Востока и далее через Надир к точке Запада.
Гороскоп — это схема, на которой показано, как располагаются знаки Зодиака, планеты и «дома» при наблюдении в конкретное время из конкретной точки на Земле. Натальный гороскоп, например, составляется для места и времени рождения человека. Согласно натальной астрологии (сейчас она широко практикуется), характерные особенности человека и его судьба определяются (во всяком случае, на них оказывают влияние) конфигурацией знаков и планет, указанной в гороскопе. Любой астроном может вычислить натальный гороскоп, но его интерпретация на основании астрологических правил, учитывающих взаимное влияние зодиакальных знаков, планет и «домов», зависит от искусства астролога. Правила интерпретации не меняются уже более двух тысячелетий, в доступной форме они изложены Секстом Эмпириком в сочинении «Против астрологов»1.
Каждая планета, как считают астрологи, обладает своеобразным влиянием на физическое и духовное состояние человека, его характер, социальные способности, деловой успех и т.п. Например, влияние Солнца, Луны, Венеры и Юпитера (наиболее ярких объектов на земном небосклоне) в целом положительное, остальные планеты действуют отрицательно пли неопределенно. В руководстве по астрологии, изданном в России в начале нынешнего века2, Юпитер служит признаком ума, оптимизма и великодушия, символизирует успех в делах и богатство, а также управляет болезнями, связанными с полнокровием. Марс благоприятствует развитию чувства свободы, самолюбия, страсти к новым проектам и начинаниям, мускульной силы человека. И далее в том же духе для всех планет… Разумеется, открытие каждой новой планеты (Уран, Нептун, Плутон) заставляет астрологов искать для нее местечко в по-своему стройной и завершенной системе «искусства звездочтения». Так, на открытую в 1781 г. В. Гершелем планету Уран они возложили ответственность за эксцентричность и оригинальность характера, за непрочность финансового положения и быстрые взлеты и падения в деловой сфере, а также за параличи и нервные расстройства.
У каждой планеты среди знаков Зодиака есть свои жилища пли обители — один или два знака, в которых их влияние усиливается: есть также знаки, в которых оно подавляется. К тому же каждый из зодиакальных знаков управляет определенным комплексом человеческих качеств; при этом наиболее ярко проявляет себя тот знак, который восходил из-за горизонта в момент рождения человека. Его-то и назвали гороскопом, но со временем этот термин стал олицетворять всю схему взаимного расположения знаков и планет. Влиятельными считаются также знаки, находящиеся в момент рождения в верхней или нижней кульминациях, и на западе.
Большое значение астрологи придают взаимному расположению планет. Угловые расстояния между ними они называют аспектами. Благоприятными считаются аспекты в 30 и 120 градусов, неблагоприятными — в 45, 90, 135 и 180 градусов. Особенно важны соединения планет, то есть попадание их в один знак Зодиака; соединение хороших планет (Юпитер, Beнера…) приносит, естественно, счастье, а плохих (Марс, Сатурн…) — несчастье. Наконец, действие знаков и планет зависит от их расположения относительно «домов»: каждый «дом» управляет определенной стороной жизни человека пли частью его тела. Особенно влиятелен первый «дом», находящийся непосредственно под горизонтом на востоке — асцендент.
Вот, собственно, и все важнейшие положения астрологии. Остальное, как говорится, дело техники и фантазии. Если в недалеком прошлом: занятия астрологией требовали известного навыка в пользовании астрономическим календарем и вообще солидной астрономической подготовки, то с появлением персональных компьютеров дело существенно упростилось. Любой, бытовой компьютер позволяет по известным формулам рассчитать положение планет и знаков Зодиака относительно горизонта для произвольного момента времени и географического пункта. Для всех типов ЭВМ имеются многочисленные фирменные программы, по которым рассчитываются гороскопы и дается им «толкование». Известного американского астронома Джорджа Абеля как-то спросили: в чем различие между астрологами прошлого и нынешними? «И те, и другие, — ответил ученый, — составляют гороскопы по рецептам 2000-летней давности. Наиболее полно эти правила изложены в сочинении Птолемея «Tetrabiblos» — своеобразной библии астрологии. Различие же в том, что современные астрологи эту книгу никогда не читали»3.
Из истории астрологии
Исторически астрология тесно переплетена с древними культами и религиозными течениями, с развитием астрономии и алхимии, с истоками психологии, с магией и разнообразными способами гадания. Почерпнуть некоторые факты из ее истории можно в ряде сочинений [4-7]. Зарождению астрологии способствовало сопоставление некоторых регулярно повторяющихся небесных и земных явлений. Длительные наблюдения помогли выработать эмпирические правила, позволяющие по виду звездного неба делать определенные предсказания о сроках сельскохозяйственных работ, о метеорологической обстановке и т.и. Позже этот комплекс правил стал называться натуральной астрологией. В первом тысячелетии до новой эры занятия натуральной астрологией процветали в государствах Междуречья, в Египте, Индии, Китае. Храмовые жрецы Вавилона и Ассирии постоянно наблюдали за положением Луны и планет, регулярно посылали царю отчеты о том. что произошло на небе. Библиотека царя Ашшурбанипала (669-633 гг. до н.э.) служила архивом, в котором сохранялись эти отчеты; здесь же собирались и копии старых данных. Весь этот огромный наблюдательный материал позволил жрецам выработать правила для предсказания положения планет среди звезд, что привело к бурному развитию астрологии в период ассирийского владычества. Мудрецы Востока начали заниматься прогнозами государственных дел, судеб страны и отдельных ее жителей. Кстати, с тех пор за астрологами закрепилось прозвище «халдеи» по имени племен, населявших Междуречье.
До эпохи великих завоеваний греческие ученые не уделяли особого внимания «социальной» астрологии. Но после покорения Персидского государства Александром Македонским (IV в. до н.э.), когда Восток и Запад пришли в соприкосновенно, усилился интерес к астрологии у жителей Эллинистической и Римской империй. Удаленность центральной власти и в то же время неминуемость ее предписаний укрепляли веру в судьбу, в рок. Фатализм отчетливо проявился в философском учении стоиков и в более специфической форме — в астрологии. Последняя нашла себе многочисленных почитателей среди мелких государственных служащих, купцов, солдат. Многие из них обратились к культу митраизма, глубоко пронизанному идеями астрологии. «Для людей, оторванных от своих местных традиций и свободно перемещающихся по территории империи, астрология послужила источником новых символов, которые придавали смысл повседневной жизни и в то же время не были связаны с каким-то конкретным местом или сообществом, как в прежних религиях. Конфигурация звезд оставалась неизменной, независимо от того, в каком месте империи находился путешественник, и поэтому эта конфигурация могла служить замечательной основой для такой универсальной символической системы»8.
Проследить, как завоевывала астрология общественное мнение, можно по популярной в течение многих веков поэме «Явления» греческого поэта Арата из Сол (ок. 315-23.) гг. до н.э.). В первой ее части содержатся посвящения богам и императорам. Во второй излагается то, что в старые времена называлось «астрогнозия» (знание звезд), то есть искусство узнавать на небе звезды и созвездия, определять по ним время и ориентироваться в пространстве. В третьей части поэмы, названной «Прогнозы», даны указания мореплавателям и землепашцам, основанные па прогнозе погоды но звездам, a фактически, по сезонам, смена которых определялась положением созвездии. Поэма эта не раз переводилась на латынь. До нас дошел перевод, сделанный в 15 г. н.э. римским полководцем Цезарем Германиком — приемным сыном императора Тиберия. Пользуясь трудами Гиппарха, Германик внес в поэму многочисленные изменения и дополнения как научного, так и мифологического характера. Но главное, Германик заменил третью, метеорологическую часть поэмы на сугубо астрологическую, содержащую рецепты предсказания судьбы9.
Незадолго до рождения Германика. в 44 г. до н.э. Цицерон написал диалог «О дивинации» — способности предчувствовать и узнавать будущее. По его мнению, распространенность веры в дивинацию не есть признак ее истинности, ибо «нет ничего распространеннее невежества». Ссылаясь на авторитет коллег-естествоиспытателей, он замечает, что «халдеям, которые любому человеку по дню его рождения предсказывают все, что с ним произойдет в жизни, и пишут его гороскоп, менее всего следует верить». В заключение Цицерон восклицает: «Поистине, я очень удивляюсь, что есть люди, которые н сейчас еще верят тем, чьи предсказания никогда не сбывались и не сбываются»10. Образованные представители римского общества относились к астрологии весьма скептически. На рубеже II и III вв. н.э. Секст Эмпирик в своем сочинении «Против астрологов»1 однозначно проводит различие между астрономией и натуральной астрологией с одной стороны, и астрологией «в смысле учения о генитурах», то есть искусством составления гороскопов, с другой. В споре с астрологами Эмпирик использует не только логику, но и иронию. Он обращает внимание на следуюший факт: «Если события в жизни происходят в зависимости от конфигурации звезд, то нужно было бы, чтобы рождающиеся под одной и той же частью зодиакального животного одновременно осел и человек получали в обоих случаях один н тот же ход жизни, а не так, чтобы человек, после того как он продолжительное время славно подвизался в государственной деятельности, заслуживал у народа почет, а осел постоянно носил тяжести или отводился на мельницу». В то же время любопытно, что Эмпирик не отвергал однозначно возможность научного предсказания будущего, в частности по звездам. Но подходил к этому вопросу сугубо прагматически, считая, что не обязательно понимать причинно-следственную связь, если статистически доказано ее существование: «Я утверждаю, что если предсказание хочет быть надежным, необходимо, чтобы одно и то же взаимоотношение звезд (и планет.- В. С.) наблюдалось не один раз для чьей-нибудь жизни, но и другой раз для другой жизни и третий раз для третьей, чтобы по наблюдениям наступления событий для всех (случаев) мы могли бы узнать, что когда звезды воспринимают подобную конфигурацию, то грядущее будет, несомненно, таким-то… Если достоверно то, что какая-то конфигурация звезд указывает на такую-то жизнь, то это, должно быть, наблюдалось не один раз на одном человеке, но много раз и на многих. Поскольку же одна и та же конфигурация звезд наблюдается через большие промежутки времени то человеческое наблюдение не может распространиться на столько веков». Таким образом, зная о несоизмеримости периодов обращения планет и о невозможности частого воспроизведения одних и тех же их конфигураций. Секст Эмпирик отказывает астрологии в возможности быть подтвержденной опытным путем.
Трудно сказать, достигла ли эта критика цели или большее влияние оказали политические и религиозные мотивы, но известно, что современник Эмпирика император Диоклетиан и более поздние императоры преследовали астрологов. Вскоре к ним присоединилось проклятие христианской церкви, которая считала, что рок, отраженный в движении звезд, ущемляет свободу воли Высшего существа.
В средние века интеллектуальный центр, как известно, переместился в страны Востока. Там астрономия получила дальнейшее практическое развитие: мусульманскую молитву полагается совершать в определенное время суток, обратившись лицом к Мекке, поэтому потребовалось значительно усовершенствовать астрономические методы счета времени и измерения координат. Переводя на арабский язык сочинения античных мыслителей. ученые Востока познакомились и с астрологией. Арабский астроном аль-Баттани (умер в 928 г.), например, составил комментарии к «Тетрабиблосу» Птолемея. Аль-Баттани считал, что вслед за религией астрономия является «наиболее благородной и совершенной из наук, украшающей ум и формирующей интеллект, потому что она стремится к познанию божественного единства н высшей божественной мудрости и могущества»7. Однако он не говорил прямо об изучении: влияния звезд на земные события. Отметим, что ни в средние века, ни позже ислам не приветствовал астрологические предсказания судьбы, считая, как и раннее христианство, что свобода божественной воли не совместима с роковыми предначертаниями звезд и планет.
В конце первого тысячелетия европейский мир вошел в соприкосновение с утонченной арабской культурой. Вместе с ней, окутанная покровом восточной магии, в Европу вернулась и астрология. У трех величайших христианских мыслителей XIII в. — Альберта Магнуса (Великого). Фомы Аквинского и Роджера Бекона взгляды на астрологию были по существу сходными. Они утверждали, что Бог управляет низшими созданиями с помощью высших, что звезды являются промежуточным звеном в управлении земными телами. Но для конкретного человека предначертание звезд не означает неизбежной судьбы: его душа и воля, исходящие из Высшего существа, свободны. Власть звезд захватывает человека только в том случае, если он не способен оказать ей сопротивление: здесь подразумевалась слабость души, не укрепленной верой в Бога. Примирившись в такой форме с церковным учением, астрология нашла почитателей даже среди крупнейших церковных деятелей. Правда, избегая конфликта с церковью, многие христианские астрологи утверждали, что гороскоп является не фатальным предначертанием, а лишь предостережением, которое нужно учитывать, но не более того.
Принципиальным критиком астрологии того времени был греческий филолог Георг Трапезундский (1395-1483), написавший трактат «О шарлатанстве» и рассуждение «Почему астрологические данные по большей части ложны». Последовательным противником астрологии, причинившим, как пишут, много хлопот ее жрецам, был князь Иоанн Пико де-Мирандола (1463-1494), автор «Исследования по астрологии» и «Разъяснения н опровержения сочинений Птолемея». В то же время один из ярчайших ученых XV в. Иоганн Мюллер (1436-1476), известный в астрономической литературе как Региомонтан, предпринял ревизию астрологии: ввел новое деление небесных «домов», метод исчисления астрологического влияния светил, совершенно вытеснивший астрологическую технику Птолемея4.
С середины XV в. в Европе распространяется книгопечатание. Представляет интерес статистика издания астрологических сочинений: вторая половина XV в. — 51, XVI в. — 306, XVII в. — 399. XVIII в. — 108 и XIX в. (до 1880) — 47 сочинений11. Как видим, бурное развитие науки в XVII-XVIII вв. вытеснило астрологию из области интересов просвещенной публики. Но в XX в., в эпоху массовой культуры, когда читать умеют все, а критически мыслить по-прежнему немногие, количество астрологической литературы вновь возросло.
Однако достаточно точной статистики распространенности астрологических сочинений в прошлом мы не имеем. Очень часто астрологами называли тогда гадалок и прорицателей, вовсе не использовавших аппарат астрологии. Прославившийся своими пророческими сочинениями Нострадамус (Мишель де Нотрдам. 1503-1566), вопреки расхожему мнению, совершенно не использовал астрологию либо заимствовал высказывания известного астролога XV в. Иоганна Лихтенберга12. Поэтому представление о Нострадамусе как о великом астрологе не соответствует действительности, а его искусство пророка вызывает сомнение: многие из предсказаний помещены в позднейших изданиях его сочинений, после того, как события уже совершились: в ранних же изданиях они отсутствовали4.
Наука расставалась с астрологией постепенно. Известно, что в основу великого переворота в астрономии, совершенного Кеплером н Ньютоном, легли многолетние, поразительно точные наблюдения за положением звезд и планет, проведенные Тихо Браге (1546-1601). Между тем этот титанический труд был стимулирован верой ученого в астрологию. Вот как сам Браге говорил об астрологии в своей публичной лекции, прочитанной в 1574 г. в Копенгагенском университете: «Кто бы ни отрицал силы и влияние звезд, он, во-первых, недооценивает божественную мудрость и предусмотрительность и, кроме того, противоречит самым очевидным практическим данным. Ибо как можно глупее подумать о Боге, чем то, что он создал огромную и удивительную небесную декорацию без всякой пользы или цели, тогда как каждый человек всегда делает самую малую работу с какой-то целью»13. Достойно улыбки это наивное рассуждение 27-летнего датского дворянина, но можно лишь восхищаться теми результатами, к которым привела его любовь к звездам.
Унаследовавший наблюдения Тихо Браге Иоганн Кеплер (1571- 1630) имел репутацию знаменитейшего астролога: «Даже сам Кеплер, которому наука обязана установлением точных законов планетных движений, не только верил в астрологию, но и сам занимался составлением гороскопов и защищал это искусство против нападок более просвещенных ученых»11. Однако здесь нужна ясность. Несомненно, Кеплер занимался астрологией. Но вот что он об этом писал: «Конечно, эта астрология глупая дочка: но, боже мой, куда бы делась ее мать, высокомудрая астрономия, если бы у нее не было глупенькой дочки. Свет ведь еще гораздо глупее и так глуп, что для пользы своей старой разумной матери глупая дочь должна болтать и лгать. II жалование математиков (Mathematicorum salaria) так ничтожно, что мать наверное бы голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала»14. И все же в своем поиске мировой гармонии и движущих сил природы Кеплер считал неверным отказ от наблюдении и сопоставлении, накопленных древней наукой. В одном из сочинений он предостерегал исследователей, «чтобы они при легкомысленном отбрасывании звездословного суеверия не выбросили ребенка вместе с водой из ванны».
И нужно заметить, что у Кеплера были причины так говорить, ведь в борьбе с астрологией случались и перегибы. Так, Галилей не соглашался с предположением Кеплера о том, что причиной приливов и отливов является Луна. Не последнюю роль в этом играло отрицательное отношение Галилея к астрологии, которой Кеплер занимался, как мы теперь знаем, не столько из интереса, сколько по финансовым соображениям. Сам же Галилей поддерживал свои научные изыскания иным способом: он был владельцем оптических мастерских, в которых изготавливали для продажи сконструированные им телескопы. По мере развития экспериментальной науки астрология быстро сдавала своп позиции. Первые таблицы планетных эфемерид, вычисленные в XVII в. Ж. Делилем на основании теории тяготения Ньютона, были последними астрологическими таблицами, так как составлялись, среди прочего, и для вычисления гороскопов. Заканчивая краткий экскурс в историю астрологии, замечу, что суждение о ней только как о печальном заблуждении человеческого разума было бы ошибочным. Ее история достойна внимательного изучения и популяризации, ибо в бескорыстных своих проявлениях астрология была одной из грандиозных, хотя и неудачных, попыток понять единство природы и человека.
Астрология сегодня
XX век, разрушив всеобщую религиозность, практически уничтожив оккультизм, магию, веру в колдовство и предрассудки, привнес в массовое сознание новые наукообразные культы: веру в биополе, телепатию. телекинез, «летающие тарелки», вновь укрепил позиции астрологии. На Западе астрологический бум наблюдался лет на 10-15 раньше, чем у нас. Тамошняя культурная публика тоже была немало озадачена происходящим: «Это и парадоксально и трагично, что в наш научно-технический век астрология вдруг стала «растущей индустрией»15. Западные ученые довольно активно занялись выяснением, какие слои населения сильнее всего поражены «астрологической болезнью». Вот мнение психолога, специалиста по этим вопросам: «Астрология в ее наиболее расхожем виде, необоснованная и неопровергнутая, примитивно сформулированная, есть потенциальный опиум для полуобразованных людей»16.
Предпосылки интереса к астрологии я вижу в следующем. Звездное небо сопровождает человека всю жизнь, но для большинства остается тайной необъяснимой. В прежние времена оно было населено привычными для человека образами — персонажами мифов и сказаний. Да и навыки ориентирования и определения времени по звездному небу у люден прошлого были куда более основательные, чем у наших современников. Как это ни парадоксально, но, хотя «мы делаем ракеты», небо сейчас дальше от человека. Тем более оторвалась от повседневных интересов людей «высокомудрая» паука астрономия. И вот появляется астролог, утверждающий, что есть тайная космическая наука, обращенная к человеку, к каждому из нас индивидуально! Звучит весьма заманчиво.
С другой стороны, научные достижения последних десятилетий указывают на возрастающие прогностические возможности науки, на циклический характер многих природных явлений. Получены интересные результаты в хронобиологии (биоритмологии), повышается точность прогноза погоды; математики создают численные модели земной биосферы и человеческой цивилизации, дающие прогноз на десятки и сотни лет: биологи выявляют закономерности вымирания организмов (биологические катастрофы); астродинамика позволяет с фантастической точностью предсказывать полет космических аппаратов на годы вперед и поведение планет Солнечной системы па миллионы лет вперед. А космологи описывают события, которые произойдут во Вселенной через 1031 лет!
Читатели нередко встречают в научно-популярной литературе примеры влияния космических факторов на Землю, а поскольку, как известно, астрономы знают все небесные дела с «астрономической точностью», то формируется вульгарное мнение, что ничего не стоит предсказать влияние этих факторов на будущее. Например, читатель узнает о работах М. Миланковича, в которых колебания климата Земли объясняются периодическими изменениями параметров земной орбиты, вызванными ее взаимодействием с Луной н планетами. В нынешней ситуации это воспринимается как одно из обоснований астрологии, если не уточнить специально, что прогнозирование таких сложных систем, как земная атмосфера, дело принципиально неосуществимое: астрономические расчеты с известной степенью точности могут предсказать только изменение инсоляции, но как откликнется на это атмосфера, как изменится климат, погода — одному Богу известно. Судя по всему, предсказать погоду более чем на две-три недели вперед принципиально невозможно17. Такие уточнения в научно-популярной литературе, как правило, не делаются. Сами астрологи сейчас стараются придать своей деятельности привлекательный вид. Для этого, например, таинственная средневековая терминология (экзальтации, констелляции, аспекты…) сочетается с современной (планетные функции, гармоники. ЭВМ-анализ…). Традиционные небесные «дома» называют теперь «астрополями'», а методику астрологии — «астромоделированием».
Росту популярности астрологии нередко способствуют и журналисты. Я не имею в виду тех из них, кто сознательно пропагандирует астрологию на страницах бульварной прессы или старается с ее помощью привлечь интерес аудитории к своим теле- и радиопередачам. Но даже рассказывая о работе ученых, журналисты стараются приукрасить действительность, оказывая этим недобрую услугу своим читателям. Например, пишут о Службе Солнца, прогнозирующей солнечные вспышки, не уточняя при этом, что глубина такого прогноза — часы, в лучшем случае — дни. Или, повествуя о том, как генетики расшифровывают наследственный код человека, журналисты утверждают, что вскоре можно будет читать программу жизни только что родившегося (или еще не родившегося) ребенка. Таким образом, малопрофессиональная популяризация науки удобряет почву для увлечения паранаукой.
Интерес к астрологии проявляет не только (а возможно, и не столько) невежественная публика, по и достаточно образованная. И для нее манифест астрологии принимает вполне возвышенную форму: «Астрология отвечает органической потребности нашего сознания в диалектическом мышлении. Она созвучна желанию человека понять себя, оседлать время, вырваться из потока текущего момента и проникнуть в тайны грядущего. Астрология поддерживает бунтарский протест нашего разума против ограниченности возможностей познания. Сдерживающему естественно-научному скепсису «этого нe может быть» она противопоставляет пламенное
«Все вокруг открыто для познания, Гордый ум не ведает оков!» (С. Надсон)
В иерархии нашего сознания астрология прочно заняла «экологическую нишу «…между веропослушным догматизмом религии и причинно-следственным догматизмом науки, и в этом смысле астрология столь же неуничтожима, как первые две формы человеческого познания»18. Таким образом, к астрологии уже нельзя относиться снисходительно, навесив привычное клеимо — «лженаука». Астрология требует внимания со стороны историков пауки и аргументированной критики со стороны естествоиспытателей.
Попытки рационального обоснования
В давние времена, когда оптических приборов еще не было, особенно эффектно выглядели ночные соединения ярких планет — Юпитера и Сатурна. В 1488 г. Иоганн Лнхтенберг писал: «Следует уделить внимание важному созвездию влиятельных планет Юпитера н Сатурна, соединение и совпадение которых угрожает ужасными вещами и предвещает много бедствии в будущем….»7. Эти слова Лихтенберга относились к соединениям 1484. 1504 и 1524 гг. Известный астролог Иоанн Штефлер (1452- 1531) объявил совершенно конкретно, что соединение планет в Рыбах в конце февраля 1524 г. предвещает второй всемирный потоп. Пишут, что это предсказание возбудило ужас во всей Европе: люди бросали города и деревни, устремлялись на вершины гор4. Когда же стало ясно, что потопа не будет, незадачливый астролог получил нагоняи от властей.
Годы идут, а интерес к соединениям планет не пропадает. В 1974 г. в США вышла книга Дж. Р. Гриббина и С.X. Плэйжмена «Эффект Юпитера», в которой утверждалось, что, когда в 1082 г. все планеты окажутся по одну сторону от Солнца, то есть произойдет «парад планет», их приливное влияние на Солнце сложится, что приведет к резкому усилению солнечной активности. Это вызовет на Земле множество различных бедствий, в том числе сильнейшие землетрясения. Но дата наибольшего сближения планет, 10 марта 1982 г., благополучно миновала, без особых последствий закончился и весь 1982 г, отмеченный низкой активностью Солнца. Однако идея о влиянии планет на солнечную активность продолжает существовать. Она оформилась в конце прошлого века, когда трудами астрономов и геофизиков была основательно развита теория приливов. В начале нынешнего века многие изучали связь солнечной активности с процессами на Земле и, обнаружив ее, исследователи независимо высказали гипотезу о возможности существования причинно-следственной цепочки: «конфигурация планет — солнечная активность — процессы на Земле». И тогда, и сейчас эта неподтвержденная гипотеза воспринимается некоторыми как рациональное обоснование астрологии.
В 20-х голах пионер гелиобиологических исследований в нашей стране А. Л. Чижевскпй писал: «Мы знаем. что периодическая деятельность Солнца — процесс не вполне самостоятельны! Есть веские основания думать. что он находится, в определенной зависимости от размещения планет Солнечной системы в пространстве, от их констелляции по отношению друг к другу и к Солнцу… Таким образом, и земные явления. зависящие от периодической деятельности Солнца, стоят, так сказать. под контролем планет… Исследования, проведенные с целью выяснения влияния планет на деятельность Солнца, дали вполне положительные результаты: в периодах солнечной активности обнаруживаются периоды планетных движении» [l9]. Заметим, что А. Л. Чижевский проявил явно необоснованный оптимизм: неоднократные попытки связать солнечную активность с расположением планет так и не привели к желаемому результату20.
Каков же реальный эффект, оказываемый планетами па Солнце? Несложные расчеты показывают, что даже если все планеты выстроятся в цепочку и их приливное влияние сложится, то высота приливного горба на поверхности Солнца составит около 3 мм. Кстати, учитывая квадрупольный характер приливной деформации, ясно, что к такому же эффекту приводит линейное выстраивание планет не только с одной стороны от Солнца («парад планет»), но и с диаметрально противоположных сторон, хотя современные астрологи совершенно не замечают этого. Энергия приливных деформации, рассеиваемая в недрах Солнца, в тысячу раз меньше его термоядерной энергии. Но даже это не означает, что каждый «парад планет» увеличивает светимость Солнца на 0.1%, поскольку тепловая инерция солнечного тела составляет миллионы лет.
Самое же любопытное, что практически весь приливный эффект на Солнце (около 70%) оказывают две планеты — Юпитер и Венера. Максимальная высота приливов достигается, когда Солнце, Венера и Юпитер находятся на одной прямой. Это повторяется примерно через каждые венерианские полгода, то есть через четыре земных месяца. Однако никаких изменений солнечной активности с таким периодом не отмечено. Еще менее серьезно выглядят утверждения о прямом приливном влиянии планет на Землю. Наибольший эффект наблюдается от Венеры: высота венерианского прилива в теле Земли 0,04 мм. Как известно, лунные приливы сильнее в 10 000 раз: на открытой поверхности воды высота лунного (и солнечного) прилива составляет около полуметра. Однако совершенно наивными представляются следующие аналогии: «Луна вызывает приливные явления во всех жидкостных системах Земли: — в океане, в полужидком ядре Земли, в каждой клетке организма, во всех межклеточных жидкостях» [I8]. На основе этих утверждений некоторые «теоретики», желая объяснить явление лунатизма, очень популярное в астрологии, предлагают «биологическую теорию приливов». Их аргументация приблизительно такова: «Луна вызывает приливы на море, а человек также почти целиком состоит из воды, значит и он должен испытывать родственное влияние» [21, 22]. Разумеется, вода здесь ни при чем: земная поверхность деформируется так же, как морская. Разница в том, что суша не может перетекать, поэтому приливная морская вода набегает на берег. Ну а в целом, с точки зрения физики, «биологическая теория приливов» выглядит просто смешно: стоящий рядом человек оказывает на вас гравитационное приливное влияние приблизительно в миллион раз более сильное, чем Луна.
Отметим, наконец, что на основе предвычисленных планетных конфигураций некоторые последователи пытаются прогнозировать солнечную и геомагнитную активность. При этом иногда попользуется идеология, отличная от теории приливов, например такая: «В Солнечной системе всеми процессами управляет Солнце. Поэтому все периодические функции, имеющие общий параметр, можно выразить одну через другую»18. Предлагаются и конкретные физические каналы, по которым осуществляется связь между активными явлениями на Солнце, геофизическими явлениями и биосферой23. С 1986 г. месячные прогнозы геомагнитной активности с указанием «неблагоприятных дней» публикуют многие газеты страны. Утверждается, что эти прогнозы учитываются в медицинской практике, что вызывает у населения повальный интерес к предсказаниям «магнитных бурь». Обоснованы такие предсказания или они сродни астрологическим?
Специалисты по геомагнетизму четко выразили свою позицию в документах Академии наук: «Современное состояние исследований в области физики Солнца и солнечно-земных связей не позволяет с необходимой точностью давать долгосрочные прогнозы магнитной активности… Научный совет по геомагнетизму считает, что широкая информация населения о возмущенности магнитного поля с медицинскими целями, предпринятая средствами массовой информации, преждевременна»24. Было бы полезно, если бы и о других естественно-научных проблемах, вызывающих общественный резонанс, научная общественность высказалась столь же определенно.
Проверка астрологических предсказаний
Несомненно, что именно грамотно проведенная, статистически достоверная проверка астрологических предсказании является наиболее сильным аргументом в споре ученых с астрологами. К сожалению, мне неизвестны отечественные работы на эту тему, поэтому опишу результаты некоторых зарубежных исследователей.
Психолог из Мичиганского университета Б. Силверман изучил влияние зодиакального знака, соответствующего рождению каждого из супругов, на вероятность их бракосочетания или развода. Были использованы данные о 2978 свадьбах и 478 разводах, зарегистрированных, в Мичигане в 1967-1968 гг. Ученый сравнивал реальные данные с предсказаниями двух независимых астрологов относительно благоприятного и неблагоприятного сочетания зодиакальных знаков для супружеских пар. Оказалось, что никакого согласия между предсказаниями и реальностью нет. Поэтому Б. Силверман заключил: «Положение Солнца на Зодиаке в момент рождения не оказывает влияния на формирование личности»25.
Любопытно, что ранее подобное исследование предпринял известный психолог Карл Юнг. Он сопоставил лунно-солнечные конфигурации в натальных гороскопах 483 супружеских пар и не обнаружил статистически значимых корреляций. Но по-видимому Юнгу очень хотелось верить в астрологию. Он отбросил результаты, своего исследования, заявив: «Статистический взгляд на мир является абсолютно отвлеченным и поэтому неполным и даже ошибочным, когда речь идет о психологии людей»26. Вот так психология сыграла злую шутку с самим ученым.
Дж. Беннет и Дж. Барт — экономисты из Университета Дж. Вашингтона — попытались выяснить, влияет ли положение планет относительно зодиакальных знаков на профессиональные склонности людей (в частности, знаков, «управляемых» Марсом) на частоту поступления молодых людей на военную службу. Они также не получили подтверждения астрологических предсказании. Проверялось и качество комплексного предсказания астрологами характера людей. С этой целью психолог из Чикаго Дж. Мак-Гру обратился в Федерацию астрологов штата Индиана. Участвовать в его экспериментах вызвались шесть опытных специалистов звездочтения. По просьбе Мак-Гру, 23 добровольца ответили письменно на анкету, содержащую как астрологические, так и традиционные вопросы о качествах их характера, работе и т.д. Затем время и место рождения добровольцев было сообщено астрологам и шестерым членам контрольной группы, не знакомым с астрологией. После этого указанные в анкете характеристики добровольцев были сопоставлены с предсказаниями группы астрологов и контрольной; группы. Результат получился следующий: предсказания астрологов оказались ничуть не точнее, чем предсказания членов контрольной группы, причем и те и другие совершенно не коррелируют с истинными качествами тестированных добровольцев. Самое же любопытное, что характеристики одних и тех же добровольцев, данные разными астрологами, сильнейшим образом расходятся между собой27,
Иногда для оправдания астрологии ссылаются на, казалось бы, хорошо известные явления, например лунатизм. О том, какие «глубокие» физические теории предлагаются для объяснения лунатизма, я уже говорил. Сейчас нас интересует другое: существует ли лунатизм вообще? Разумеется, определенное болезненное состояние, при котором человек во сне совершает довольно упорядоченные действия, не оставляющие отпечатка в его памяти, существует. Психотерапевты и специалисты по гипнозу называют такое состояние снохождением, блужданием или, по-научному, сомнамбулизмом. Однако связано ли оно с полнолуниями? Статистические исследования не обнаружили заметного избытка психических расстройств, а также криминальных событий, дорожных происшествий и т.п. в периоды полнолуния28. Вполне возможно, что рассказы о лунатиках являются следствием наблюдательной селекции: в эпоху, когда ночное освещение практически отсутствовало, заметить необычное поведение людей ночью было легче при полной Луне.
Вернемся к астрологическим предсказаниям. В конце прошлого года многие советские читатели с удивлением узнали, что с помощью гороскопа можно точно определить предрасположенность человека к той или иной профессии20. А что говорят об этом серьезные исследователи? Американский физик Дж. Мак-Джерви изучил распределение дат рождения 17 тыс. ученых и 6 тыс. политических деятелей относительно зодиакальных знаков. Оно оказалось совершенно случайным30. Однако наиболее известные результаты в этой области получены парижским статистиком Мишелем Гокеленом31. Он изучил архивные данные (содержащие дату, время и место рождения) о 41 тыс. жителей Европы: среди них были 16 тыс. известных ученых, артистов, писателей, спортсменов и т. д., а также 25 тыс. «простых» людей. Гокелен сопоставил положение планет и созвездий в момент рождения человека с типом его личности и родом занятий. Он показал, что гороскопы совершенно лживы: нет никакой связи между характером и деятельностью человека, с одной стороны, и его знаком Зодиака, положением планет в «домах» и их взаимными аспектами в момент рождения — с другой. Поэтому Гокелен отнес астрологию к разряду химер. Однако ему удалось подметить некоторые любопытные закономерности, которые, как он полагает, дают ему право считать свою работу краеугольным камнем новой науки — космобиологии. Что же обнаружил Мишель Гокелен?
Оказалось, что у «простых» людей даты рождения не зависят от конфигурации планет, а у знаменитых — зависят. Учтя известные демографам закономерности частоты рождения людей в разные дни года и в различное время суток. Гокелен установил, что выдающиеся представители своей профессии рождаются преимущественно при определенном положении некоторых планет относительно линии горизонта. Он показал, что положение Солнца, Меркурия, Урана, Нептуна и Плутона не влияет на профессию, а Луны. Венеры, Марса. Юпитера и Сатурна — влияет. Так, в группе из 2088 известных спортсменов многие родились, когда Марс восходил или был вблизи верхней кульминации. Для известных военных справедливо то же самое, по только в отношении Сатурна. Выводы Гокелена неоднократно перепроверялись [3, 16]. Одни исследователи частично подтверждали их, другие опровергали. Сам же Гокелен ищет возможность объяснения найденных им закономерностей на уровне генетической информации, которая, по его мнению, может управляться ритмами, едиными как для биологических объектов, так и для Вселенной.
Почему молчат ученые?
Как мы видели, астрология не имеет ни эмпирической базы, ни теоретического обоснования. Тем не менее, даже в развитых странах она вполне заметная составляющая массовой культуры. По данным опросов Гэллапа, в США доля людей, верящих в астрологию, составляет среди подростков в возрасте от 13 до 19 лет — 55% (1984), среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет — 38% (1975), среди населения старше 18 лет — 22% (1975). Женщины интересуются астрологией в полтора-два раза чаще, чем мужчины. Задача психологов выявить корни этого интереса. Одно очевидно: множество людей сейчас просто не доверяют науке и относятся к ней враждебно. Астрология же, проповедуя «гармонизацию жизненных циклов природы, общества и человека, конечно, привлекает к себе людей, не слишком искушенных в науке, но обеспокоенных кризисными ситуациями в обществе и природе.
Достаточно мощным противоядием околонаучным идеям для тех слоев общества, которые обеспокоены будущим цивилизации и вообще биосферы, может послужить знакомство с прогностическими работами ученых. Необходимо пропагандировать современные футурологические исследования, обращая внимание не только на выводы, но и на методику их проведения, на реально достигнутую точность прогноза, сопоставляя между собой различные модели. За два десятилетия работ по глобальному моделированию получено столько интересных и важных результатов, что сейчас уже требуется не только создание новых моделей, но и организация во всех странах центров по изучению и популяризации этих результатов [32, 33].
Тем ученым, кого беспокоят не только узкопрофессиональные интересы, нередко приходится задумываться о том, в какой степени можно и нужно бороться с конкретными проявлениями паранауки. Сейчас многие удивляются тому, что на фоне высокой активности астрологов ученые проявляют сдержанность, «отмалчиваются». Такая ситуация сложилась не только в связи с астрологией, но и в отношении «летающих тарелок», снежного человека, палеовпзита и т.д. В чем же дело, почему молчат ученые? В нашей стране подобных опросов пока не проводилось, поэтому сошлюсь на зарубежный опыт [З].
Из 300 опрошенных американских ученых лишь дюжина думает, что астрологпя, в принципе, может содержать нечто рациональное и что «надо бы исследовать это повнимательнее». Абсолютное же большинство однозначно считает астрологию шарлатанством или в лучшем случае своеобразным видом религии. На предложение вступить в дебаты с астрологами они отвечают, что глупостями не занимаются.
Примерно так же настроены и астрологи: большинство из них не хочет искать единой платформы для диалога с учеными, лишний раз доказывая этим, что астрология — не наука. Но при этом они используют авторитет науки для утверждения своего права на существование. За разговорами о высоких материях у астрологов чаще всего стоят меркантильные соображения — коммерческая астрология просто желает получше сбыть свой товар. Специалисты естественных наук, психологи, педагоги должны подумать о том, как помочь людям разных возрастов сориентироваться в том вале псевдонауки, который на них накатывается. Зарубежный опыт показывает, что введение в курс астрономии даже одной лекции-диспута по астрологии резко изменяет отношение к последней у учащихся. В обучении астрономии школьников также не должно быть вопросов, закрытых для обсуждения: астрология, НЛО, инопланетяне — проблемы не менее реальные для массового сознания, чем пульсары и квазары для астронома-профессионала.
А как помочь сориентироваться тем, кто уже кончил учиться? Многие из них доверяют авторитету науки и ждут от ученых аргументированного мнения. Зарубежные ученые, столкнувшиеся с массовым интересом к псевдонауке раньше нас, уже написали немало книг, причем не только исторического характера, но и с оригинальными статистическими исследованиями (кроме упомянутых выше работ, см. также [34-36] и аннотированную библиографию в [30 и 37]). Вероятно, и наши специалисты найдут интересные темы для исследований и обобщений в этой области. Например, историки науки могли бы разобраться с бытующим утвержденном о том, что в СССР «всех астрологов, собравшихся, в 1929 г. на конференцию, погрузили в автобус и повезли «на обед». Больше их никто никогда не видел»18. Опросив нескольких патриархов советской астрономии, активно работавших в те годы, я обнаружил, что никто из них с этим фактом не знаком. Хотелось бы, чтобы профессиональное исследование окончательно лишило астрологию незаслуженного ореола мученицы, гонимой официальной наукой.
Ученые на Западе нередко выступают на радио и телевидении, публикуют коллективные обращения к гражданам и руководителям средств массовой информации. Вот выдержка из подобного обращения, составленного в 1975 г. знаменитым астрономом Б. Боком, философом П. Куртцом и известным популяризатором науки Л. Джеромом и подписанного еще двумя сотнями известных ученых: «Мы особенно обеспокоены продолжающимся некритическим распространенном астрологических карт, предсказаний и гороскопов средствами массовой информации, а также газетами, журналами и издательствами с сомнительной репутацией. Это только способствует росту иррационализма и невежества. Мы считаем, что настало время бросить прямой и недвусмысленный вызов претенциозным утверждениям шарлатанов-астрологов». Этот призыв был многими воспринят с энтузиазмом и стимулировал проведение естественнонаучных и социологических исследований, связанных с астрологией. Их результаты публиковались не только в научно-популярных, но и сугубо профессиональных журналах.
Однако поклонники массовой культуры, как правило, не желают воспринимать сухие научные факты. Поэтому некоторые энтузиасты считают, что нужно использовать интерес публики к астрологии для того, чтобы «навести мосты» между наукой и общественностью. Известный американский астроном-любитель Б. Майер предлагает концепцию «наблюдательной астрологии» для тех, кого не удовлетворяет лишь знание своего знака Зодиака и чтение в газете астрологической колонки38. Майер считает, что многие из этих людей захотят научиться находить на небе «свое» созвездие, узнать об интересных объектах в этом и соседних созвездиях. Так они сделают первый шаг к настоящей любительской астрономии, безусловно, полезной, хотя бы как элемент общественной культуры. Б. Майер предлагает развенчивать астрологию в занимательной форме. Например, он учредил приз в 10 тыс. долларов тому, кто во время полного солнечного затмения 11 июля 1991 г. сфотографирует солнечную корону на фоне звезд созвездия Рака. По астрологическим канонам Солнце в этот момент должно находиться в середине зодиакального знака Рака, хотя в действительности оно будет в созвездии Близнецов. на расстоянии 10 градусов от границы с созвездием Рака. Манер считает, что такой шуточный конкурс поможет публике лучше, чем длинная лекция понять, как безнадежно отстала от жизни астрология.
В заключение хочу напомнить, что непредвзятый научный подход к любой проблеме заключается в том, чтобы, как говорил Кеплер, «не выплеснуть вместе с водой ребенка». Критикуя астрологию, необходимо внимательно изучать любые подмеченные астрологами корреляции. Например, если найденные М. Гокеленом закономерности подтвердятся, то, как мне представляется, их физическое обоснование может быть найдено па стыке биометеорологии, изучающей поведение живых существ в зависимости от состояния атмосферы и геофизических полей, с одной стороны, социологии, исследующей особенности поведения отдельных групп населения в связи с их профессией, доходом, особенностями вступления в брак и воспитания детей — с другой. Такие исследования необходимо проводить, и скорее всего они дадут интересные результаты.
Трудно согласиться с высказыванием Л.Л. Чижевского о том, что «астрология… если отбросить все ее мистические заблуждения, учит о связи всех вещей и явлений». Астрология без мистики уже не астрология, а нечто иное — гелиобиологпя, ритмологпя, наконец, философия. Если же постоянно менять содержание какого-либо понятия, то в конце концов оно становится вообще бессодержательным. Сегодня, как и всегда, под астрологией понимают методику предсказания судьбы объекта по относительному расположению звезд и планет в момент его рождения. Иное содержание требует иных терминов.
Сурдин В.Г.
(кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга)
Литература
1 Секст Эмпирик. Соч. в 2-х томах. М.: Мысль. 1976. Т. 2.
2 Сефариал. Астрология. Как составить и истолковать свой собственный гороскоп / Пер. с англ. Ред. Трояновский А. В. СПб. 1912.
3 Observing astronomers: George Abell on astrology and astronomy // Mercury. 1976. V. 5. No 2. P. 8.
4 Кизеветтер К. История астрологии //Изида. 1915. .№ 8-10.
5 Гурев Г. А. История одного заблуждения (астрология перед судом науки). Л.: Наука,1970.
6 Астрология: за и против. М.: Знание. 1090.
7 Паннекук А. История астрономии. М.: Наука. 1966.
8 Юланси Д. Загадки митраизма // В мире науки. 1990. .N 2.
9 Небесные явления, по Арату // Историко-астрономические исследования / Ред. Гурштейн А. А. М.: Наука. 1988
10 Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука. 1985.
11 Энциклопедический словарь. Издатели Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. СПб. 1890.
12 Берзин Э. Нострадамус // Наука и религия. 1988. ,№ 10. 11: Лупандин И. В. Мишель Нострадамус и искусство пророчества // Земля и Вселенная. 1989. N 6.
13 Паннекук А. Астрология и ее влияние на развитие астрономии // Мироведение. 1933. N1.
14 Maйep М. В. Мироздание. СПб. 1902. С. 9.
15 Kruglak Н., O’Bryan М. Astrology in the Astronomy Classroom // Mercury. 1977. V. 6. No 6.
16 Kelly I. Cosmobiology and Moon Madness // Mercury. 1981. V. 10 No 1.
17 Дымников В. П., Филатов А. Н. Устойчивость крупномасштабных атмосферных процессов. Л.: Гидрометеоиздат. 1990.
I8. Величко Ф. К. Астрология конца XX века // Астрология: за и против. М.: Знание. 1990.
19 Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Наука, 1973.
20 Владимирский Б. М., Кисловский Л. Д. Археоастрономия и история культуры. М.: Знание. 1989.
21 Lieber A. The lunar effect: biological tides and human emotions. Anchor Press. 1978.
22 Антонов В., Ахмедов А. Гадание или предвидение//Наука и религия. 1981. N7.
23 Владимирский Б. М., Темурьянц Н. А. Влияет ли солнечная активность на биосферу? // Земля и Вселенная. 1989. N5.
24 Шапиро В. А. Верен ли прогноз магнитных бурь? // Земля и Вселенная. 1988. .N 5.
25 Posachoff J. Contemporary Astronomy. Saunders College / HRW. 1981.
26 Jung С. G. Synchronicity: an acausal connecting principle (chapter 2) // Interpretation of nature and the psyche. Princeton. 1955.
27 Moscow News. 1989. No 4. P. 10.
28 Rotten J.. Kelly I. W. The lunacy of it all: lunar phases and human behavior // Mercury. 1986. V. 15. No 3.
29 Босле Р. Гороскоп и профессия // За рубежом. 1989. .N 39,40.
30 Fraknoi A. Your astrology defense kit // Sky and Telescope. 1989. V. 78. No 2.
31 Gauquelin М. Dreams and illusions of astrology. Prometheus Books, 1979.
32 Meadows D., Richardson J., Bruckmann G. Groping in the dark: The first decade of global modelling. Chichester: Wiley. 1982.
33 Моисеев Н. Н., Александров В. В., Тарко А. М. Человек и биосфера. М.: Наука. 1985.
34 Curver R., Ianna P. The Gemini syndrome. Pachart Publ. Hause. 1979.
35 Curver R., Ianna P. Astrology: true or false? A scientific evaluation. Prometheus. 1988.
36 Hincs Т. Pseudoscience and the paranormal. Examining the evidence. Prometheus. 1988.
37 Mercury. 1984. V. 13. No 4; 1989. V. 18. No 3.
38 Мауег В. Observational astrology // Mercury. 1987. V. 16. No 4.
Комментировать