«Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека говорящего ложь…»
О колдовстве
Магия вошла в жизнь человека после грехопадения. Первыми людьми, обратившимися к магии, стали потомки Каина, которые, отступив от поклонения Истинному Богу, впали в язычество и стали поклоняться дьяволу и злым духам.
Интерес к оккультизму связан с двумя важными чертами нашей человеческой природы: во первых, мы существа, наделенные глубокой тягой к духовному миру; во-вторых, мы существа, ставшие после грехопадения глубоко уязвимыми, физически и эмоционально.
Вспомним Писание: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя приводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:9-12).
Сегодня «чародеи и ворожеи» себя называют по-другому – экстрасенсы, целители, маги, ясновидящие, гадалки. Но суть не изменилась – это общение с темными силами, с помощью которых они совершают рационально необъяснимые вещи, чем удивляют и привлекают многих людей, находящихся в духовной слепоте.
Часто люди обращаются к оккультизму и всякого рода магам и целителям в связи с безысходностью своего положения, когда их душа не справляется с грузом легших на нее проблем. Когда исчерпаны житейские средства, выбор невелик: либо остановиться среди суеты и в покаянии поднять голову к Богу – либо заложить в духовный ломбард колдуна последнее, что осталось – душу.К Богу такие люди еще не пришли, или их вера не достаточно крепка и потому они обращаются к экстрасенсам, магам и народным целителям. В маловерной душе отчаянно возникают мысли: а вдруг получится. Огромные деньги готовы люди отдать ради желаемой цели. А тут как раз оккультизм предлагает чудодейственное средство для быстрого и эффективного решения проблемы.
В этой связи необходимо вспомнить, что современный человек – это, прежде всего, любитель комфорта. Земное благополучие для него – первостепенная ценность. Поэтому всякий серьезный недуг, бедствие, неприятности он воспринимает как препятствие к счастью. Соответственно, снять это препятствие он стремится любой ценой, только бы благоденствовать. И главное, человеку хочется получить облегчение сразу – совершил ритуал, произнес заговор – и все готово. Традиционный способ решения проблем кажется слишком долгим и утомительным, обратиться к Богу с должной верой не хватает душевных сил,это трудно для человека и требует многих усилий (признания своей греховности, покаяния,отказа от греховной жизни), а оккультизм представляется простым, доступным и легким. Таким образом, по сути, оккультизм – это отказ от упования на Бога. Конечно, в большинстве случаев у людей он совместим с теоретическим согласием, что Бог есть, но никак не с живым молитвенным общением с Ним. Как говорит Бог через пророка Иеремию: « Меня источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13).
И поэтому хитрость сатаны как раз в этой области такая большая, что большинство людей совершенно ослеплены, и им не приходит даже мысль, что они уже делали когда-то или еще делают то, что называется «суеверие и колдовство». Если людей спрашиваешь об этом, они очень возмущаются или, смеясь, размышляют об этом, и отрицают, что когда-либо такое делали. А если кто и признается, что занимался этим когда-то, то просто из-за привычки или шутки ради, но, по их утверждению, они в это никогда не верили. Но все же суеверие, даже если ему дается место в шутку или несознательно, приводит человека под внушающее демоническое влияние, которое начинает руководить в повседневной жизни человека посредством воздействия на его подсознание, обитая в скрытых глубинах жизни души. Человек подпадает сознательно или несознательно в долговое отношение с сатаной и под власть демонических сил, которые стоят за суеверием и колдовством, тем самым отдавая им свою бессмертную душу.
Священное Писание и Предание относят магию к самым тяжелым грехам. Все виды оккультизма: призывание духов, колдовство, ворожба, попытки узнать судьбу по звездам, и т.д. по закону Моисея наказывались смертью – побиением камнями.
Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. (Втор.18:10-13)
И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. (Лев.20:6)
Ворожеи не оставляй в живых. (Исх.22:18)
За эти преступления пророки предвозвещали горе не только самим чародеям, но и народу, который слушал своих обольстителей. Волхвование в Ветхом Завете приравнивалось к отречению от Бога и поклонению идолам. Царь Саул, поколебавшись в вере в Бога, перед сражением с филистимлянами вопрошал волшебницу об исходе боя. Библия открывает нам, что за грех царя он и его дети пали на поле битвы, войско было разгромлено, а народ попал в тяжелую зависимость от филистимлян.
В новозаветной Церкви всякий вид волхвования рассматривается как тягчайший грех. В «Деяниях апостолов» и житиях святых описана борьба апостолов и учеников Христа с колдунами и магами. Например, в книгах святого Климента Римского рассказывается о борьбе апостола Петра с Симоном Волхвом, которая окончилась поражением и смертью мага.
В зависимости от вида суеверия и колдовства можно больше или меньше впасть в душевное стеснение и духовное рабство, с проявлением многообразных последствий в различных формах и степенях.
Последствия в духовной области
Упорное неверие, замкнутость и внутреннее сопротивление Слову Божьему. Ожесточение и огрубение человеческого сердца к голосу Святого Духа и Слову Божьему. Равнодушие и безразличие в вопросах спасения души и Царствия Божьего. Потеря страха перед Богом и Его судами. Препятствия для пробуждения и покаяния других, вследствие чего попадают под проклятие целые края. Половинчатые или фальшивые покаяния без настоящей уверенности в спасении и действительного мира. Постоянное сомнение после покаяния и причастия в правде божественных обетований и спасающей силы Тела и Крови Иисуса Христа. Духовное высокомерие, самоправедность и «религиозное помешательство».
Последствия в душевной области
Непримиримость, ясно выраженное упрямство, жуткое своенравие, ослабление воли или рабская покорность чужой воле, привязанность к личностям, голодовка (отказ в приеме пищи). Жажда мести, любовь к сплетням и к клевете, вспыльчивость, помешательство. Задиристость и страсть к ссорам в семье, жадность, клептомания (страсть к воровству), богохульные мысли, страсть к выпивке и разврату, мерзость со скотом, усиленная блудная страсть. Сквернословия, меланхолия и душевная депрессия, мания преследования, безнадежность, приступы боязни, боязнь пространства, тяжелые сны, удушье, лунатизм, ходьба во сне. Мучения, внутренние голоса, навязывание представления, навязывание действия, мысли о самоубийстве и т.д.
Последствия в области тела
Определенные наследственные предрасположения и болезни, которые необъяснимы для врача. И, наконец, состояние одержимости, то есть овладение тела злыми духами.
Множество христиан, оставаясь в плену у сатаны, не могут продвинуться вперед в делах добродетелей и веры. На этой почве возрастает много заблуждений, фальшивых путей, нетрезвости. Поэтому многие армяне считающее себя чадами Армянской Апостольской Церкви, не знают, а порою и не верят в воскресшего из мертвых Христа, не верят в Страшный Суд и воздаяние за грехи. Не знают, что является грехом, а что добродетелью, не знают и молитвы «Отче наш». Не читают Святое Писание, хотя и имеют его у себя дома как некий талисман на счастье. Как постоянная грязь на теле является благоприятной почвой для опасных микробов, так к душе, которая постоянно носит в себе греховную нечистоту, найдут путь демоны.
Конечно, есть просто жулики, почувствовавшие массовый спрос на такие «услуги» и решившие с помощью примитивных фокусов и манипуляций заработать на человеческой доверчивости. Тоже, конечно, грех, но если бы все колдуны и маги были просто мошенниками, Церковь не приравняла бы этот грех к убийству. Люди, занимающиеся оккультной практикой, обращаются за помощью к темным силам, и это неизбежно ведет к тяжелейшим болезням души – в первую очередь самих целителей, но и тех, кто к ним обращается. Многие люди после такой «помощи» заболевают психически. Любой священник знает о последствиях обращения к колдунам, экстрасенсам, целителям – на исповедь часто приходят люди, ранее обращавшиеся к колдунам.
Если человеку когда-нибудь по глупости или незнанию приходилось обращаться к «целителю» или колдуну или если человек сам практиковал оккультные занятия: спиритизм, фэн-шуй, то ему следует, если он не крещен, то в первую очередь покреститься. А если же человек крещен, то ему надо приступить к таинству покаяния, которое святые отцы называют «вторым крещением». Через искреннюю и полную исповедь происходит исцеление и возрождение человека, который испытал воздействие падших духов.
Падший человек возрождается в таинствах крещения и покаяния. В крещении душа очищается от всех грехов и благодатью Святого Духа освящается, чтобы полнокровно участвовать в молитвенной жизни Церкви. Он получает все необходимое, чтобы со временем иметь духовные плоды и спастись.
Человек, покаявшийся в общении через колдунов с падшими духами, лишь положил начало возрождению. Но одно дело Божье прощение (Господь принимает покаяние и на Суде не вменит человеку раскаянный грех), а другое дело – исцеление души. Прибегнем к аналогии. Чем тяжелее телесная болезнь, тем труднее лечение, тем продолжительней бывает реабилитация. Так и в духовной жизни. Любой смертный грех, как тяжелый духовный недуг, подрывает здоровье души, травмирует ее. И чем больше душа травмирована грехом, тем труднее избавиться от последствий. Нужно шаг за шагом возрастать духовно, глубже входить в церковную жизнь, участвовать в церковных таинствах. И все равно бесы долго (годами, десятилетиями) не отпускают таких людей, продолжают считать их своими. Очень трудно избавиться от последствий обращения к колдунам. Такие люди вызывают сострадание, но они должны сознавать, что от них требуется подвиг ради спасения. И если человек имеет такую решимость, Бог ему всегда придет на помощь.
Надо отметить, что человек не меньше страдает, если попал к шарлатану, потому что он шел к «целителю». Все равно, велика вероятность, что его настигнут бесы.
Излюбленным приемом демонических сил являются попытки выдать свои действия за действие благодати Божией.Поэтому,некоторые «целители», для того, чтобы привлечь к себе доверие пациентов, во время своих сеансов используют иконы, молитвы и даже крест, но при этом незаметно совершают какие-либо богохульные действия. Например, во время сеансов колдунья берет в руки крест и поет различные церковные песнопения, и в какой-то момент плюет рядом с крестом, то есть, таким образом, хулит Христа и поэтому дьявол ей помогает.
Дьявол (греч. diabolos — клеветник) – падший ангел, восставший против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру.
Наша жизнь, здоровье, долголетие – все в руках Божьих. Одним болезни посылаются за грехи, а людям, внимательным к своему внутреннему миру – для духовного совершенства. В любом случае мы должны обращаться только к Богу. Невозможно лечить тело, не врачуя душу. Причина болезни остается.
Люди, которые идут за исцелением к колдунам, отдают под залог свою душу. Она становится пленницей. Кто-то надеется вылечить радикулит, девушка хочет привлечь внимание молодого человека, иной идет ради экзотики и суетного любопытства – все они заключают договор с диаволом. Ничего не подписывают, не ведают даже о происходящем, но соглашение вступает в силу. Результат этого договора – потеря души . Если, конечно, вовремя, пока живы, не поймут и не покаятся.
Что касается «способностей» оккультистов, то это слово нельзя понимать буквально. Бывают способности математические, музыкальные и другие. Они даны человеку Творцом от рождения. Колдуны своих способностей не имеют. То, чем они пользуются, принадлежит демонам. Они лишь знают, как использовать это для своих целей. Полноценному воцерковлению мешают не их мнимые способности, а бедственное состояние души, которая истощена и травмирована. Но надежда всегда жива. Господь сказал: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф.19:26). Христианство – религия воскресения. Воскресение наших тел будет в конце времен, а души, духовно мертвые, могут воскресать сейчас. По благодати Божьей! Но чтобы темное прошлое действительно стало прошлым, необходим подвиг. Не нужно упрощенно думать, что достаточно лишь начать регулярно ходить в храм. Даже в менее страшных случаях отрицательные духовные навыки живучи.
Из всего выше сказанного может создаться впечатление о силе и могушестве падших духов и беспомощьности человека в борьбе с ними. Некоторые верующие люди будучи христианами все же попадают в заблуждение, видя повсюду козни дьявола, пугая себя и окружающих его силой и мощью. Но мы как христиане должны знать,что сами по себе бесы никакой силой не обладают, силу им даем мы сами своей греховной жизнью, падшие духи как бы «паразитируют» на людях. Не должен христианин бояться ни колдунов, ни бесов, ни сглаза, ни порчи. Мы духовно слабые, немощные, поэтому бывают искушения. Некоторые ищут какие-то особые способы защиты. Но наша жизнь с Богом, исполнение заповедей, участие в таинствах и есть самая сильная «защита».
Надеемся, что для читателя очевиден тот факт, что единственным в мире источником благодати Божией, защищающей человека от воздействия демонов (злых духов), является Церковь Христова и её Таинства (крещение, покаяние, причащение и т.д.). Так не будем же забывать слова Господа, который через ветхозаветных пророков говорит нам:
«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш».
О Суеверии
Суе, или всуе – напрасно, даром, попусту, без пользы, без толку.
Суеверие – ошибочное, пустое, ложное верованье во что-либо.
Бездумно выполнить признанное толпой действо и свято верить в его эффект – вот один из признаков суеверия. Суеверное сознание характеризуется чрезмерно щепетильным отношением к внешнему действию, движению, явлению. Сплюнуть через левое плечо, постучать по дереву, присесть на багаж перед дальней дорогой – все это для суеверного сознания суть некое видимое ручательство невидимой помощи и защищенности. В основе суеверий лежит неосознанный страх и вера в какую-то скрытую силу, проявляющуюся в видимых действиях или ситуациях. И в этом смысле суеверность близка магизму, оккультному восприятию нашего мира. Так, в магии признается, что определенные символические действия способны сами по себе влиять на жизнь. И суеверный думает, что определенным образом складывающиеся бытовые обстоятельства кардинально влияют на существо нашей жизни: не с той ноги поднялся – день пройдет неудачно (а поскольку непонятно, какая нога «не та», лучше сразу вставать на обе); перебежала дорогу черная кошка – жди беды. Где тут логика объяснить никто и никогда не сможет, потому что её просто нет.
Суеверия порождены магическим сознанием общества. Магизм кажется более простым и удобным, нежели христианская вера, он быстро проникает в любые слои нашего общества, не требуя для своего усвоения особых душевных затрат. Удивительное дело: человек может не верить в Бога или верить очень поверхностно, но при этом легко доверяет всевозможным приметам, гороскопам, откровенным предрассудкам. Причина этого заключается именно в поверхностности, легкости суеверия, что для грехолюбивого естества человека более удобно, тогда как вера в Бога требует серьезного, глубокого, сердечного отношения и постоянной работы над собой.
Именно магизм выражается в суеверном представлении о влиянии отдельно взятых, как бы символических действий на благополучие или неблагополучие нашей жизни. Например, существует прочное убеждение, что при закладке фундамента в угол нужно непременно положить монету – на счастье. Не молитва, не чин освящения выступают в народном сознании на первое место, а сложившийся веками обычай полагать монету – как бы символ богатства и благоденствия дома – в основу его фундамента. «Соблюди ритуал – не пожалеешь», – говорят в таком случае.
В суевериях действует не логика, а благоговейный страх перед людским обычаем. С незапамятных времен считается не принятым пожимать руку через порог, ибо, знает народная мудрость, после этого такие люди обязательно поссорятся. Подобный обычай вторгся даже в народно-церковные взаимоотношения, так что уже нельзя спрашивать благословения через порог или же находясь на ступеньках (видимо, чтобы не поссориться с батюшкой).
Во многом суеверия поддерживаются на уровне быта, который перестроить крайне трудно. Воспринимая в детстве суеверия и приметы, озвученные взрослыми, ребенок уже возрастает с ними как с чем-то вполне для него естественным. Ведь у ребенка еще нет критического мышления, а повзрослев, он уже привык так поступать и думать. «Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас» (1Кор.12:2) , – говорил апостол Павел. Остается в психике некий детский слой, который проявляет себя и по приходе в зрелый возраст. А сами суеверия, по сути, есть остаток язычества.
Суеверие есть слепое принятие мнений, рожденных человеческим невежеством (но невежеством не столько интеллектуальным, сколько духовным). Если суеверному придет письмо с указанием переписать это письмо 20 раз подряд – и тогда «станешь счастливым», он, не задумываясь, сядет переписывать. «Письма счастья» – это пересылаемые по почте тексты, призывающие под различными предлогами их размножить и распространить далее. Магизм подобного обычая ярко проявляется в том, что надежда на личное счастье суеверно соединяется с самим фактом бездумного, механического копирования письма, в страхе за невыполнение подвергнуться бедствиям. Перефразируя известную поговорку, предложим пословицу: «Скажи дураку, какой ритуал принесет ему счастье, он расшибется, но выполнит». Скажут ему: поплюй через левое плечо, чтобы высказанное желание сбылось, он тут же начнет отплевываться. Скажут: как проведешь первый день года, так и весь год пройдет, он будет неумеренно веселиться в ночь на 1 января, чтобы заполучить беззаботность на целый год жизни.
Причем даже люди, вроде бы ни во что не верящие, суеверно исполняют какую-нибудь примету ради мнимого благополучия. Иногда даже в квартирах цивилизованных горожан можно увидеть над входной дверью подкову. Это очень хорошо иллюстрирует тот анекдот, в котором посетитель, увидев над дверью дома прибитую подкову, спрашивает хозяина: «Неужели вы верите в приметы?» «Нет, – отвечает хозяин, – но говорят, что это помогает даже тем, кто не верит». Найдется «специалист», который вам скажет, правильно ли вы повесили эту подбивку для лошадиных копыт: если дугой вверх, то неправильно, ибо счастье из дома будет уходить, а если дугой вниз, то правильно – счастье само теперь направится в вашу квартиру.
Вообще человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это, как мы сказали, требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, так сказать, подручной, верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным. Например, человек не верит в Бога (или верит очень поверхностно) и соответственно не обращается к Нему со своими молитвами (либо молится крайне поверхностно), зато свято следует народным приметам. Происходит как бы восполнение отсутствия надежды на Бога надеждой на соблюдение сложившейся приметы. Зачем суеверному человеку хочется сплюнуть через левое плечо? Чтобы хоть чем-то внутренне заручиться – суеверие есть компенсация подлинной веры. И в то же время это попытка ощутить соприкосновение нашего мира с чем-то потусторонним. Такова вера в магическую силу камней, амулетов и пресловутой подковы, которую для счастья вешают над входом в дом, предметов от «сглаза» и т.д. А где же при этом Бог с Его Промыслом, с Его знанием сердца человеческого и того, что полезно и нужно конкретному человеку?
Когда у человека нет подлинной веры в Бога, то богом для него становится что-то более близкое и понятное, на что он старается полагаться в собственной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями. И в то же время – еще раз повторим – суеверие есть попытка хоть сколько-то возвысить, одухотворить обыденность, только не с помощью обращения к Богу и стяжания благодати Духа Святого, а через признание в предметах этого мира какой-то таинственной силы, через видение в различных случайностях действия некоего превосходящего нас фатума, рока, судьбы. И все это – некая облегченная форма религиозности, при которой уповают на случайности как на закономерности и проявления неведомого нам высшего мира.
Прежде же всего суеверия есть внутренние узы, которые человек налагает сам на себя. Это множество невидимых цепей, которыми внутренне скован человек, так что он уже не может свободно жить, а все время чего-то боится, озирается, настораживается. Так, повальный страх вызывает необходимость возвращения сразу же по выходе из дома: пусть ты забыл очень нужную вещь, вернешься – все, сам виноват в дальнейших бедах. Некоторые на всякий случай смотрят в зеркало, как будто твое же собственное отражение отменит повисший над тобой «рок». Вообще народные приметы и суеверия большей частью пронизывает откровенный пессимизм. Принцип максимального невезения имеет свою шутливую формулировку: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно случится». На то, по мысли суеверных людей, нам указывают народные приметы и всевозможные предзнаменования.
Суеверие пропитывает жизнь человека, не утвержденного умом и сердцем в христианской вере.
Даже отношение к церковным святыням может стать вполне суеверным. Это случается тогда, когда человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладанку, кулон с образом святого, не вспоминая при этом ни о Боге, ни об элементарных правилах безопасности. Например, такое случается, когда автолюбитель не пристегивается ремнем безопасности с тем оправданием, что автомобиль освящен и на передней его панели помещена икона. Мы видим здесь глупость, прикрытую благочестием. Человек игнорирует принятые правила безопасности, как бы считая, что Бог подаст ему беспечальную езду в связи с самим фактом присутствия святыни. Конечно, уместен вопрос: зачем же тогда автомобили вообще освящают и помещают внутри них иконы? Автомобили освящают потому, чтобы они были так же, как и христиане-водители, осенены благодатью Божией, а значит, избавлены от присутствия темных сил, способных только вредить. В таком случае, действительно, возможно избавление от ряда ситуаций, в коих авария провоцируется искушением демонических сил, допустим, внушающих мысль неоправданного маневра или склоняющих водителя ко сну.
Что же такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, неподлинная, напрасная. Подлинная вера тем и отличается от суеверия, что истинно верующий не глотает бездумно любой «духовный» продукт. Подлинной вере сопутствуют трезвость и рассудительность, лишь при которых и можно воспринять подлинную духовность. Суеверие же есть вера всеядная, близорукая и наивная, обращенная ко всему без разбора.
Мы уже говорили, что суеверия – некая альтернатива жизни в истинной вере. Подлинные духовные ценности еще не возобладали в душе подобного человека, а потребность опираться на что-то сверхъестественное осталась. Люди интуитивно ищут духовной защиты. Не имея живой веры в Бога, они используют различные обереги и полагаются на суеверия и приметы, будто бы влияющие на нашу жизнь. Итак, суеверный не столько верит во что-то, сколько боится. Его постоянно преследуют страхи, и в самых суевериях он ищет способ защиты от них. Суеверность наиболее обостренно проявляется у людей тогда, когда они испытывают сильные переживания или трудности, когда перед ними стоит вопрос о преодолении ряда проблем, необходимость выбора или принятия решения, сдача серьезного экзамена или выполнение ответственного дела.
Кроме того, в душе есть потребность психологически упорядочивать свои действия, опираясь на какие-то ценности. Обращая внимание на суеверные обычаи, человек невольно выстраивает собственное мировидение по определенному строю, системе, старается контролировать собственные поступки в согласии с этой системой, посредством чего обретает психологическую уверенность в правильных или неправильных действиях. Это дает успокоенность и имитацию стабильности в жизни. Например, люди, как принято, сидят перед дорожкой, а сидят на самом деле лишь потому, что через это они успокаиваются и подсознательно настраиваются на то, что расстаются не навсегда. Огибая путь, пересеченный черной кошкой, человек психологически настраивается на лучшее: он якобы избавил себя от возможной беды.
Таким образом, суеверие – это способ самозащиты, способ поверхностный, когда человек интуитивно ищет невидимой помощи, проявляемой посредством внешних событий, примет и действий как символов духовной реальности, влияющей на нашу судьбу. При этом сердце человека спит, он остается в некой самоуспокоенности, машинально выполнив суеверный обычай или положившись на людскую примету.
Подлинная же вера затрагивает глубины души человеческой, когда пробуждается сердце, и христианин предстоит пред Богом с чувством Его живого рядом присутствия. В таком случае он понимает, что жизнь управляется не стихией таинственных сил, а Промыслом Божиим, то есть Его чуткой и мудрой заботой о нас.
Суеверию присуща та особенность, что основное значение придается чему-то совершенно незначительному, случайному, несущественному, тогда как на главное, существенное и значительное не обращается почти никакого внимания. В этом смысле суеверие, опять-таки, кардинально отличается от истинной веры. Ибо, когда речь идет о вере, человек осознанно, всем своим существом обращается к Богу, живое присутствие Которого чувствует сердце верующего. Не приметы и не случайно составившиеся обстоятельства здесь становятся критерием жизни, а заповеди Божии и совесть верующего, подсказывающие, как поступать.
Почему же, как кажется, исполняются некоторые суеверия? Потому что часто бывает: во что человек поверил, то для него и становится реальным. Суеверный сам соотносит события своей жизни с содержанием суеверий, сам подгоняет свою судьбу под суеверия и приметы, выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи, подобно тому, как древние язычники видели в событиях своей жизни подтверждение истинности своей мифологии и веры в богов.
А в отношении внутренней зависимости от суеверий хочется вспомнить прекрасные слова святого апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5: 1).
Используемая литература
Архимандрит Гевонд – О сущности магии и суеверия
Иеромонах Иов (Гумеров) – Существуют ли колдуны
Игумен N – Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны
Валерий Духанин – кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии – О суеверии и подлинной вере
Комментировать