Уже не первый год у нас в стране усилиями сторонников псевдоправославных маргинальных течений создаются культы лжесвятых – неканонизированных Русской Православной Церковью «отроков», «старцев», «мучеников» и пр. Эти лжеверования зарождаются в невежественной с точки зрения православного учения среде, они полны суеверий, неправды и даже оккультизма. Но, к сожалению, эти идеи активно проникают в умы простых православных людей.
Священномученик Игнатий Богоносец, обличая пагубное самочиние в церковной жизни, писал: «Делающий что-нибудь без ведома епископа, служит дьяволу». Но к этим словам святого не желают прислушиваться нынешние псевдоправославные деятели. Они ставят свое личное мнение выше мнения Церкви. Действуя без благословения священноначалия, они нарушают тем самым один из основных принципов Православной Церкви – принцип иерархичности строения церковного общества.
Как раз в этой псевдоправославной среде возникло почитание в качестве святого погибшего тридцать лет назад известного эстрадного артиста Игоря Талькова. Нынешние «ревнители не по разуму» называют его «пророком», «избранником Божиим» и «святым мучеником».
Игорь Тальков стал известным у нас в стране в конце 80-х годов. Широкой публике нравились исполняемые им лирические песни, но в репертуаре певца были и песни политической тематики с нотками скорби о дореволюционной России. Именно это музыкально-политическое творчество певца особо ценится его нынешними почитателями и именуется «музыкальной проповедью христианства».
В 1991 году Тальков погибает. Причиной гибели певца стала драка, произошедшая за кулисами дворца спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге. Охранники Талькова и его директор Валерий Шляфман схлестнулись с представителем популярной в то время певицы Азизы Игорем Малаховым – не поладили из-за очередности выступления артистов. В драку чуть позже включился и сам Тальков. Звучат несколько выстрелов из пистолета. Тальков ранен и вскоре умирает. Кто из участников потасовки сделал эти выстрелы до сих пор не установлено.
И хотя очевидно, что гибель Талькова никак не связана с его религиозными убеждениями, случившееся преподносится псевдоправославными деятелями как акт мученичества за Веру Христову.
Ими составлен и издан «Акафист славному сыну Российской Земли, страстотерпцу и мученику Игорю Талькову», пишутся иконы с изображением Талькова.
Известно, что одним из первых написавших «икону» Талькова был некий рязанский иконописец по имени Николай. Случилось это еще в самом начале 2000-х годов. Николай являлся горячим поклонником творчества Талькова и в итоге пришел к мысли о святости своего музыкального кумира. Первую «икону» певца Николай подарил музею Талькова в Москве. И тут же приступил к написанию новой, где Тальков изображался с нимбом, на фоне храма, с расположенными перед ним тремя горящими свечами, символизировавшими, по задумке автора данного «образа», надежду на то, что Тальков трижды вновь вернётся на землю…
«Иконы» Талькова пишут и сейчас – как правило, с несоблюдением иконописных канонов. Они наполняются псевдоправославным символизмом и эстетически крайне примитивны.
С этими «иконами» многие годы подряд почитатели Талькова появляются на различных «патриотических» шествиях, самочинных «крестных ходах» и прочих сомнительных мероприятиях в разных регионах нашей страны. В 2017 году неизвестные люди в черной униформе развернули транспарант с иконографическим изображением Талькова на торжественной церемонии открытия первого памятника певцу в родном ему городе Щёкино в Тульской области.
То и дело в различных псевдоправославных печатных изданиях и на интернет-сайтах появляются заметки и статьи, авторы которых пытаются убедить своих читателей в святости Талькова.
Наверное, первой такой широко распространившейся публикацией была статья некоего «иеромонаха Иоанна», опубликованная под заголовком «Игорь Тальков достиг святости» на страницах Исторической газеты в 2001 году. Эта статья довольно популярна до сих пор. Ее автор, скорее всего выступивший под псевдонимом, утверждает, что Тальков свят лишь потому, что писал и исполнял смелые «патриотические» песни.
По мнению «иеромонаха Иоанна», Бог призвал Талькова на открытое противостояние злу через эстрадную деятельность, и певец «достиг святости и аскетизма своей жизни» осуществляя «христианскую борьбу добра со злом».
Пытаясь обосновать святость Талькова, автор названной статьи пишет следующее: «Кто из нас напишет такое? КТО посмеет спеть? Кто не струсит выйти на сцену под улюлюканье подосланных кегебистов. И зная, что могут убить. Зная наверняка, что убьют и охотятся. Травят и ненавидят. Да еще так много людей».
Ясно, что подобный подход к определению святости выглядит очень странным и никак не соответствует утвердившейся в Русской Православной Церкви практике прославления святых.
Не помешали «иеромонаху Иоанну» писать о Талькове как о достигшем «святости и аскетизма своей жизни» известные случаи сквернословия артиста. В той же статье читаем: «Игорь Тальков имел право на гнев… Он гневается на врагов правды, на лукавых, на грабителей государства и народа. Как можно осуждать за такой гнев? А если и применить крепкое выражение, — то это всего лишь лексикон русского народа. И на каком языке народ говорит — на таком можно и ему сказать. Чтобы было понятно. И до конца. И вполне честно. Ругался Игорь не потому что груб и развратен, а потому что от всего сердца ненавидел мучителей России. «В Сибирь меня хотел сослать, козел!» — пишет он о своем соседе. Так ведь таков сосед и есть. Талькова — и в Сибирь».
Прочие обозначенные в статье известные примеры из жизни Талькова, несоответствующие образу святости, «иеромонах Иоанн» примерно так же оправдывает, что выглядит кощунственным по отношению к существующим в сознании православных людей идеалам.
Окончательно же до прямого кощунства автор статьи доходит, сравнивая эстрадную деятельность Талькова с Жертвой Спасителя: «Игорь Тальков есть истинный сын России, любящий ее до отдания себя в жертву за всех, уподобившись Иисусу Христу, своему Идеалу, как он свидетельствовал. И этим он показал нам, простым людям, что пришло время осознать, что свят каждый человек, если он принадлежит Святой Руси, а Святая Русь и Церковь понятия неразделимые, и Премудрость Божия открывает каждому дорогу к святости и подвигу».
По прочтении данной статьи создается впечатление, что писана она отнюдь не православным священнослужителем, а каким-то околоцерковным деятелем, назвавшимся «иеромонахом» лишь с целью обрести к себе доверие со стороны православных.
И все же приведенные выше и им подобные «доказательства» святости Талькова оказались недостаточными для немалого числа людей. Многих смущали «звездный» образ жизни Талькова, состоявший в постоянном пребывании в довольно развращенной среде артистов. Они понимали, что только лишь за песни против большевистской власти и поруганной России нельзя его признать святым.
И вот для таковых сомневающихся в 2017 году на ютуб-канале «Последнее время», принадлежащем псевдоправославной секте «епископа» Сергия Агеева из Псковской области, вышел видеоролик «Игорь Тальков прославлен». В нем сообщалось о фактах мироточения фотографий Талькова. В частности, на видео женщина средних лет по имени Ольга рассказывает, как в ее квартире в городе Киреевске Тульской области обильно мироточили фотографии Талькова. В подтверждение своих слов она демонстрирует небольшие пузырьки с собранным в них миром.
Весьма примечателен тот факт, что эта Ольга являлась адептом псевдоправославного объединения «Община во имя иконы Божией Матери «Державная», действовавшего в Новомосковском районе Тульской области. Данное объединение в 2016 году в судебном порядке было признано экстремистским, его деятельность оказалась под запретом на территории РФ. Теперь Ольга представляется послушницей «обители» Сергия Агеева.
В указанном видео, помимо случаев мироточения, Ольга рассказала о сонных видениях ее старшей дочери, в которых сообщалось «свыше» о том, что Тальков свят.
Весьма примечательно, что до всего этого Ольга с домочадцами не раз смотрели различные видеофильмы об убийстве Талькова. В доме у нее имелись несколько фотографий Талькова, одна из них даже была выполнена в формате ламинированной иконки, но Тальков на ней был изображен без нимба. То есть тема особого отношения к Талькову в этом семействе культивировалась давно. Неудивительно, что в итоге ее дочери начали сниться подобные сновидения.
Но можно ли считать рассказ этой женщины о мироточении портретов Талькова достаточным доказательством чуда и подтверждением святости И.Талькова? Конечно, нет! Во-первых, факт мироточения не был установлен должным образом. В Русской Православной Церкви существует процедура комиссионного освидетельствования мироточения. При необходимости создается специальная комиссия, которая тщательно изучает сверхъестественные случаи с православными святынями. И только после такого исследования тот или иной случай может быть признан реальным. При ином подходе к делу «чудесный» случай может быть чем угодно, вплоть до мошенничества, и такое бывало в истории.
В Евангелии мы читаем: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24). «Чудеса» могут являть и духи злобы поднебесной. Истории известны факты мироточения даже языческих изваяний. В наше время мироточили иконы и статуэтки Богородицы в одиозной псевдоправославной секте «Богородичный центр».
Поэтому православным христианам нельзя забывать, что не все чудеса имеют Божественное происхождение. В подобных ситуациях нужно слушать голос Церкви, а не заниматься самодеятельностью и, руководствуясь личными своими умозаключениями, объявлять то или иное событие чудом Божиим.
Все те, кто называет Талькова святым, явно не имеют должного представления о правилах и прядке прославления Церковью святых.
Так вот, согласно этим правилам в первую очередь прославляемый человек должен принадлежать к Православной Церкви и, как писал святитель Нектарий Иерусалимский, обладать твердыми православными взглядами.
Но был ли Тальков действительно православным человеком и обладал ли он твердыми православными взглядами?
Судя по тому, что он писал и говорил, – нет! И только лишь по причине собственного религиозного невежества он мог отождествлять себя с Православием.
Вот что Тальков рассказывал о себе в интервью журналу «Смена» в 1990-м году: «Одно время я серьезно занимался астрологией и сейчас продолжаю совершенствовать свои знания… Различные веды, провидцы, составители гороскопов утверждают, что наша планета выбилась из общего ритма жизни вселенной из-за того, что сюда проникла космическая черная сила, которая несет только разрушение. То, что называют Сатаной, Дьяволом, Люцифером, и есть черная сила. Белая сила тоже, конечно, существует и называется Богом или силой космического разума. Но она, так сказать, общая — на всю вселенную, и ей очень трудно пробиваться к Земле… Поэтому неизвестно, что нас ждет, но планету лихорадит… Мы слишком много думаем о технике и совсем забыли о душе. Черная сила моментально реагирует на любой душевный всплеск и старается его задушить… Я часто говорю и спорю об этом. Многие меня даже сумасшедшим считают. Но я уверен во всем, что говорю».
Эзотерические взгляды Талькова отчетливо видны и в написанной им самим книге «Монолог».
В самом ее начале Тальков приводит несколько выдержек «из расшифровки трансцендентальных голосов, летящих на Землю из Космоса в вольном переводе человека-биопсихоприемника, экстрасенсора четвертой ступени Земного предела». Он всецело доверяет словам некоего оккультита-«экстрасенсора» и помещает их в своих записях как истинный источник информации.
Якобы эти «летящие голоса» сообщили следующее: «…Дела земные плачевны… над территорией России в предохраняющем слое образовалась дыра, связующая Земной Мир с Миром Потусторонним. В Сверхпространственный туннель, пробитый силами зла хлынула материя инферно… Инферноматерия, изливающаяся на Землю из Космоса, проникает в тела и души, ведет к саморазрушению и братоубийственным войнам… Воронка Сверхпространственного туннеля расширяется, ужас и мрак затопляет Землю… Несколько тысяч подвижников, пытающихся затянуть адскую воронку собственными психополями, противостоят Вселенскому Злу…»
Утвержденный в вере православный человек не стал бы доверять словам откровенного оккультиста, тем более, пересказывать весь этот эзотерический бред другим…
Далее Тальков на страницах своего «Монолога» пускается в различные эзотерические рассуждения. Он пишет о «контактах с Космосом», которые он постоянно ощущает. Рассказывает о «посланцах Белой и слугах Черной сил», называя очень популярного в то время рок-певца Виктора Цоя (уже погибшего на момент написания «Монолога») «проводником Белых сил», который «не успел выполнить возложенную на него миссию», и т.д.
О невежестве Талькова в вопросах веры свидетельствуют предпринятые им в том же «Монологе» попытки трактовать Священную Библейскую историю. Вот, например, он пишет: «Видимо сатана владеет непосредственно Землей. Я еще не понял почему…» Согласно православному учению Владыкой всего тварного мира: неба, земли и преисподней, является только Бог. Сатана же правит только падшими духами и отпавшей от Бога частью человечества, потому и назван князем мира (Ин.14:30) и мироправителем тьмы века сего (Еф.6:12). Противоречат православному учению и рассуждения Талькова о том, что сатана «был наказан и низвергнут на Землю для осознания и искупления греха». Преподобный Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложение православной веры» разъясняет, что дьявол как существо бестелесеное не способен к покаянию.
В «Монологе» Талькова можно найти и его рассуждения об антихристе: «В Библии написано: антихрист будет стоять у власти около четырёх лет. Вспомните, когда Ленин был объявлен больным, в каком году «захворал» и фактически был отстранён от власти, и всё встанет на свои места…». Ленин, по Талькову, как раз и есть антихрист. Но из Священного Писания мы знаем, что власть антихриста будет длиться три с половиной года и завершится Вторым пришествием Христа, чего, как известно, не случилось после нескольких лет пребывания у власти революционера и богоборца Ульянова-Ленина.
Учитывая все это, несложно понять, что И.Тальков не был православным человеком в правильном смысле этого понятия и о твердых православных взглядах Талькова говорить не приходится.
Мировоззрение Талькова вполне соответствовало «духу» того времени. В конце 80— начале 90-х годов у нас в стране стало модно быть «религиозным». Бывшие советские граждане, выросшие без какого-либо религиозного воспитания, не имея должного опыта и знаний, увлекались различными «духовными» учениями оккультного и эзотерического характера, при этом считая себя православными. Судя по всему, к такому типу людей принадлежал и Тальков.
Таким образом, все те, кто пишет и говорит сейчас о Талькове как о православном святом, либо просто не удосужились детально ознакомится с его взглядами, либо сами являются такими же «православными эзотериками».
При этом авторы различных псевдоправославных печатных изданий и интернет-сайтов с каждым годом все активнее призывают своих читателей чтить Талькова как избранника Божия и православного святого.
Но святых без веры и принадлежности Христовой Церкви не бывает!
Те же, кто понимает, что для канонизации важны святая и безукоризненная жизнь прославляемого человека, оправдывают свои заблуждения относительно святости Талькова следующим образом. Они говорят о подвиге мученичества ради Христа, который якобы совершил Тальков в момент своей гибели. Ведь в случае мученической смерти за Христа факт святости мученика может устанавливаться независимо от его прежней жизни.
При этом они ссылаются на житие святого мученика Вонифатия. Из этого жития мы узнаем о праздном римском юноше, который будучи в услужении у одной знатной римлянки, всю свою жизнь предавался пьянству и блуду. Однажды, в силу определенных обстоятельств, Вонифатий стал свидетелем жестокой казни христиан, которые стойко переносили страшные мучения, не отрекаясь от Христа. Пораженный увиденным Вонифатий переменился в одночасье и в слезах бросился к стопам мучимых язычниками христиан, лобызал их оковы и просил помянуть его в своих святых молитвах, затем во всеуслышание объявил о том, что отныне также является последователем Христа. Он был жестоко замучен, но от христианской веры не отрекся. За что Святая Церковь прославила Вонифатия в чине святых мучеников.
Но в чем же состоял мученический подвиг Игоря Талькова?
Все попытки представить гибель Талькова как мученическую кончину не имеют под собой никаких оснований. Как было отмечено выше, Тальков погиб от случайных выстрелов из пистолета во время потасовки. Позже выяснилось, что эти выстрелы были сделаны из пистолета представителя певицы Азизы Игоря Малахова. Но кто стрелял – до сих пор точно не установлено. Во время драки И.Малахов был блокирован охранниками Талькова и пистолет оказался в руках директора Талькова Шляфмана. Тальков тоже включился в потасовку, держа в руках свой газовый пистолет, и по некоторым сведениям избивал прижатого к полу его охранниками Малахова. Прозвучали несколько выстрелов, в результате чего Игорь Тальков был убит.
Погиб И.Тальков случайно и не за исповедание веры во Христа. Ничто не указывает на то, что в тот роковой день во время указанного конфликта Тальков под страхом смерти обрёл истинную веру, да и как мы убедились выше, он и ранее веру православную не исповедовал. Поэтому все попытки представить случившееся как мученический подвиг за веру Христову являются просто надуманными.
Но тем не менее, чем дальше по времени эта история и чем более туманен реальный образ Игоря Талькова, тем больше появляется тех, кто додумывает произошедшее и конструирует в сознании других образ Талькова как мученика и борца за веру Православную.
Игорь Тальков не был святым, он был обычным человеком со своими заблуждениями и страстями. Образ его жизни и поступки далеки от святости. О чем, помимо прочего, свидетельствуют упомянутые им в «Монологе» неоднократные попытки совершить самоубийство.
Объявлять Талькова православным святым – значит погрешать против Святого Православия!
Алексей Викторович Ярасов,
заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Комментировать