Радио «Радонеж». Прямой эфир. Ведущий Владимир Носов и протоиерей Олег Стеняев отвечают на вопросы радиослушателей. Гость – Александр Невеев. 22.01.2017
Протоиерей Олег Стеняев:
– Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев.
В. Носов:
– И Владимир Носов. Добрый вечер.
В. Носов:
– А я рад приветствовать в студии нашего гостя – это Александр Борисович Невеев, кандидат психологических наук, эксперт по восточным практикам. Александр Борисович был у нас в гостях в прошлом году, и мы сегодня бы хотели вновь пообщаться на такие вот животрепещущие темы. И один из первых вопросов хотелось бы задать – о наличии сейчас огромного количества чисто сектантских инициатив, маскирующихся под кружки восточных единоборств, различные курсы личностного роста, психотренинга и так далее. Александр Борисович, Вы наверняка с этим сталкивались и можете дать такой подробный развернутый ответ по поводу происходящего сегодня.
А. Невеев:
– Да, вы знаете, к моему большому сожалению, это сейчас очень распространённая практика – когда людей приглашают якобы на курсы йоги или восточных единоборств, каких-то практик, якобы помогающих улучшить свое здоровье, справиться с болезнями, а на самом деле их потихонечку, пошагово и постепенно просто вовлекают в различные восточные культы. И на самом деле, одним из самых крупных таких культов – те люди, которых мы называем кришнаитами, – они очень активно педалируют эту тему, что йога – это часть индийской культуры, что это воплощение ведической мудрости, что если вы занимаетесь йогой, то вы будете очень здоровым человеком, вы сможете нормализовать и гармонизировать (они очень любят это слово) свой организм. Конечно, всё это не может не настораживать. Потому что человек, который озабочен проблемами со здоровьем, который хочет хорошо выглядеть, которому кажется, что ему дают какие-то очень действенные методики физического воспитания, физического совершенствования – он вольно или невольно гораздо более восприимчив к словам проповедника, чем если бы этот проповедник просто бы на улице к нему подошел. В связи с этим возникает проблема так называемой конфессиональной анонимности. Это очень большая на самом деле проблема. Если вы проповедник некий, если вы миссионер, если ваша задача – завербовать человека в вашу веру, то вы должны открыто об этом заявлять. В противном случае получается, что тут речь идет, по сути, о мошенничестве, о подмене понятий. То есть вы говорите, что – да-да, приходите к нам, мы вас сделаем более гибким, более здоровым, а ваше тело – более красивым, а в действительности, вы человека введете в какой-нибудь кришнаитский ашрам. Справедливости ради надо сказать, что такую методику используют не одни, конечно, кришнаиты. Ещё подобным методом обыгрывают вот эту восточную экзотику, восточную эзотерику очень многие культы. Прежде всего тут надо вспомнить такого лидера ныне покойного, как Ошо или Бхагаван Шри Раджниш, который тоже, кстати, не будучи индуистом, а будучи представителем джайнизма, очень активно эксплуатировал эту тему использовал вот этот титул Шри, и пр. и пр. Есть и огромное большое количество более мелких гуру, которые тоже свою вербовку начинают с того, что приглашают людей на йогу, на цигун, на какие-то восточные практики, и это, конечно, настоящая беда.
Прот. О. Стеняев:
– Кстати, в свое время, когда начиналась деятельность японской секты «Аум Синрикё», они как раз и приглашали людей под предлогом, что они могут приходить, заниматься йогой и поправлять здоровье. Я тогда наблюдал, как люди становились в позу «березки», как они там делали всякие другие упражнения. Это делалось в очень таком большом масштабе на Звездном бульваре в Москве, ими был арендован огромный ангар, и там очень много людей занимались одновременно. Одна группа приходила, другая уходила, т. е. они в несколько смен буквально обрабатывали людей. Я пошел со своими помощниками посмотреть, что там происходит, и когда мы пришли, мы стали спрашивать людей: а почему вы сюда ходите. Я удивился – почти все, с кем мы поговорили, шли с полной уверенностью, что здесь они могут поправить свое здоровье. И они готовы были приносить деньги, они приносили деньги – я видел, как они жертвовали, но при этом от них требовали, чтобы они читали мантру преданности Сёко Асахара. Там висел большой фотографический портрет СёкоАсахара. И вот эти монахи-саманы, они работали с каждым в отдельности, и работа в группе – она оказывает мощное психологическое воздействие на человека. И позже когда я с этими людьми потом работал, мы многих вывели из секты Аум Синрикё, включая участников этого оркестра, который создал Сёко Асахара – очень много музыкантов наших туда втянули. И что интересно: если на первом этапе человек туда приходил чтобы поправить здоровье, то пробыв там месяц-два, уже никто не заикался о здоровье. Все говорили: главное – это не здоровье. Главное – это чакры раскрывать, главное – это сознание гармонизировать, главное – это чтобы понимать вообще что происходит. А в самой завершающей концепции все говорили: а Сёко – он же Асахара, он же Христос. Я спрашиваю: а какие у вас аргументы, что он Христос? Они тогда открывали книгу этого Асахары и зачитывали. Асахара говорил так: У меня же курчавые волосы и черного цвета – что, вам не хватает аргументов? То есть всё кончалось каким-то диким абсурдом.
А. Невеев:
– Да, и кстати говоря, я хотел в связи с этим вспомнить о своем личном опыте. Когда-то я тоже забрел на занятия йогой – по сути меня жена туда пригласила. Мне было интересно попробовать, и вот что удивительно: в конце занятия, без предупреждения, без каких бы то ни было предварительных ласк –я бы так сказал, – просто все сели, и инструктор йоги скомандовал, что вы сейчас будете петь мантру. Инструктор йоги начинал ее петь и все должны были ее подхватывать. Но я в этот момент встал и ушел, потому что в моей цели и задачи и не входило воспевать молитвы Кришне или каким-то еще индуистским божествам. Но проблема же заключается еще в чём, если мы о йоге говорим. Ведь, человек, который йогой занимается – он очень быстро видит, как Вы правильно сказали – размывается эта грань между поиском здоровья, красоты тела и гибкости, и как человек уже переходит в такой, знаете, оккультизм и эзотерику.
Прот. О. Стеняев:
– Я бы даже сказал, не просто непросто в оккультизм переходит, а меняется отношение к собственному здоровью, телу. Когда человек находится там какое-то время, ему говорят: а что такое тело? Это кукла, от которой ты должен освободиться. И я помню, был случай, когда ко мне обратился человек, приехал высокопоставленный представитель правоохранительных органов – у него пропала дочка, с молодым человеком она куда-то ушла. Мы начали их искать – куда они могли уйти. Мне показали то, что писалось в дневнике этой девочки… Тут подключилось ФСБ, «Московский комсомолец» подключился – они написали большую статью, что вот надо найти этих людей, – а уже в «Комсомольце» была опубликована информация о том, что на заснеженном пруду нашли трупы молодых людей – юноши и девушки. Мы их ищем, а их уже нашли, они как безродные лежат в морге. А я сам же видел её дневник – она там пишет: «моё тело – это кукла, и учитель говорит – нужно надо освободиться от этих кукол, надо возвыситься над этим миром, надо перейти на другой уровень». И кончилось все тем, что эта их любовь юноши к девушке – им внушили, что есть вечная любовь, которая вообще не связана с земным форматом бытия. Они ушли на берег этого пруда – тогда стояли жуткие морозы. Не знаю, наглотались ли они чего-то ещё, но они просто там замерзли, взявшись за руки.
А. Невеев:
– Ужас просто.
Прот. О. Стеняев:
– Это же была суицидальная идеология – какая же тут польза для здоровья?
А. Невеев:
– Да, причём уже начиная со второго этапа йоги, в сознании человека проникают такие понятия оккультного свойства. Вот асана – поза. Тут вроде всё нормально, но дальше следующий этап – пранаяма. А что такое прана? Прана это некая загадочная энергия, которая везде, которую нужно накапливать, усваивать, нужно сделать так, чтобы она свободно циркулировала по организму. Но, простите меня, это уже просто такие оккультные занятия магические. И про распевание мантр – конечно, это маскируется под то, что это просто работа с дыханием, некие вибрации, и так далее и так далее. Но по сути – это что такое? Представьте: вы пришли в спортзал, порастягивались, покачались, а в конце вас тренер собирает и говорит: так, ну всё, давайте, а сейчас мы заговоры почитаем, чтобы уже укрепить воздействия физических упражнений – всё, поехали – «на море-океане, на острове Буяне» и так далее. То есть, к сожалению, люди которые на йогу приходят, они просто не до конца понимают, что это просто реально такая магия, нацеленная на улучшение здоровья, на поднятие жизненных сил, на гармонизацию – на любимое всеми эзотериками понятие.
В. Носов:
– Мне кажется, это еще более страшнее и серьезнее – все вот эти вещи в контексте очень часто встречающихся мнений даже православных людей, которые заявляют, что я хожу на йогу, но это просто гимнастика. Мне это зачем – я вот хожу в храм, я понимаю. Но я хожу на йогу для своего здоровья. И эти люди заявляют об отсутствии всякой религиозной составляющей. Александр Борисович, скажите, где эта грань – можно ли заниматься и до какой степени?
Прот. О. Стеняев:
– Нет, давайте так вопрос обозначим. Сейчас были эти проблемы, связанные с братом Нилом
В. Носов:
– Которые мы озвучили в прошлое воскресенье.
Прот. О. Стеняев:
– Вот та сторона, которая против брата Нила – они настаивают на том, что можно заниматься йогой без любой религиозной составляющей. Предположим, есть такая йога, которая не связана ни с шумаитами, ни с кришнаитами – вообще ни с кем не связана. А сама по себе Александр Борисович, расскажите, – сама по себе йога, которая лишена всех, предположим, компонентов религиозных – настолько ли она уж безопасна?
А. Невеев:
– Конечно же, нет.
Прот. О. Стеняев:
– Поподробнее – ведь люди увлекаются здоровьем, врачи никак не помогают, все это дорого – а тут предлагают быстро, скоро и сейчас.
А. Невеев:
– Да, прежде чем об этом говорить, хотел сказать буквально один момент. Дело в том, что вот так четко отделить йогу от религии вообще нельзя, потому что на занятиях йогой вас не просто просят выполнять действия – вас просят фокусироваться на этом действии, фокусироваться на этой позе. Вот такая работа со вниманием – это уже элемент оккультизма магии, эзотерики, это уже абсолютно противоречит православному восприятию души и духа человека.
В. Носов:
– То есть некий такой внутренний мир.
А. Невеев:
– Конечно. Это уже очень такие практики, находящиеся на границе с неверием, отпадением в магию и колдовство.
Прот. О. Стеняев:
– Я хочу зачитать текст из Священного Писания. Это Первое Послание к Тимофею, 4 глава, с первого стиха и ниже. Мне кажется, что это просто характеристика этим новоиндуистским сектам. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно». Действительно, возникают группы, которые запрещают и в брак вступать – это есть нельзя, то есть нельзя; надо одеваться только так как они; надо жить только так как они. И всё-таки предположим – если какой-нибудь человек заявит, что он абсолютный атеист, он не верит ни в Шиву, ни в Магомеда, ни в Христа – ни в кого не верит. И он скажет: я буду заниматься только вот оздоровительными упражнениями по йоге. Прежде чем Вы ответите на этот вопрос, у нас телефонный звонок в студию.
Звонок в студию от р. Б. Галины:
– Всё что вы говорили – это, конечно, правда, но все эти экстрасенсы, все эти колдуны, все эти кришнаиты – это просто ловцы душ. Это самое главное. Они ловят наши души, им ничего не нужно – им нужна наша душа.
Прот. О. Стеняев:
– Да, я думаю, это очень верно, мы с вами совершенно согласны.
А. Невеев:
– Да, теперь про йогу.
Прот. О. Стеняев:
– Вот в такой ситуации – предположим, человек говорит: я неверующий, но я вижу, что это работает.
А. Невеев:
– Почему-то – да, у нас в обществе, не знаю – то ли инструкторы йоги проплатили каким-то пиарщикам или журналистам, но почему-то все считают, что йога – это полезно. Есть, например, бокс, про который все знают, что там могут нос сломать, зубы выбить. А есть йога, которая якобы как молоко матери – она полезна для всех, даже старик может ей заниматься и прочее. Так вот – это не так. И положительные эффекты йоги не доказаны. Если кто-то вам заверяет, что – вот, видите эту позу – она помогает от гастрита, вот эта поза от остеохондроза – это враньё. Нет исследований, которые показывали бы, что йога от этого помогает. Поэтому верующий вы, не верующий, православный, неправославный – если вы идете в зал йоги – вы идете заниматься ерундой, шарлатанством, которое, кстати, изобретено было не так уж и давно. Более того, помимо того, что отсутствуют положительные эффекты от йоги, отмечены очень серьезные негативные последствия от занятий йогой.
В Америке, например даже существует специальное понятие «yogafootdrop». То есть йогический отказ ног. Если йоги очень долго сидят вот в этих специфических позах, то в ряде случаев у них пережимается седалищный нерв и ноги просто отказывают. Благодаря наличию в йоге перевернутых поз очень сильно возрастают риски, связанные со стенозом позвоночного канала. Кстати говоря, не только из-за перевернутых поз, но и из-за скрученных поз – это тоже очень серьезный диагноз, он может повлиять на работу ваших рук, ног, и что самое ужасное: на работу ваших внутренних органов. Повлиять, естественно, негативно. Самым, наверное, страшным диагнозом, который может возникнуть у йога, практикующего со стажем, является инсульт головного мозга. Опять-таки благодаря наличию перевернутых поз, благодаря тому, что йоги делают совершенно не то со своей шеей – в том числе и «березка», и все вот эти позы, которые пережимают шейный отдел позвоночника, скручивают его, когда давление происходит излишнее на голову. Все это в итоге может привести к инсульту, потому что нарушается кровоснабжение мозга за счет воздействия на позвоночные артерии. Поэтому такой имидж йоги как чего-то безопасного и полезного – он насквозь фальшивый. Это такой же раздутый бренд множество других способов шарлатанства – то есть выманивания денег из людей под предлогом того, что мы вам чем-то поможем.
В. Носов:
– Александр Борисович, Вы уже начали отчасти эту тему затрагивать. Я бы хотел поинтересоваться: насколько сегодня современная йога – она связана с древней культурой Индии, и есть в ней место новоделу сегодня?
А. Невеев:
– Она практически никак не связана с древнеиндийской культурой. Дело в том, что первые йогические гуру возникли вообще не в Индии, а на Западе. Идея того, что у индусов есть какие-то сведения о том, как оздоравливать организм – это была идея, с которой было очень выгодно приезжать в Соединенные Штаты. Поэтому такие йогические гуру как Айенгар и многие другие – это просто бизнесмены. Подобно тому, как скажем, создатель движения Кришны Шрила Прабхупада, поняв, что в Америке существует спрос на восточную эзотерику и восточную экзотику, приехал туда и стал продавать вот этуМахамантру свою, которую тоже помогает от всех болезней и пр., точно также первые гуру йоги – они делали то же самое. Реально же йога – это очень маргинальная область индийской культуры, она сродни трюкам, которые факиры различные показывали – во-первых. Во-вторых, она сродни практикам которая называется тапас. Суть этих практик заключается в том, что в Индии очень много «духовных учителей», и каждый из них хочет привлечь к себе как можно больше адептов. Поэтому они друг над другом изощряются – кто чудовищнее над собой поиздевается, кто какую наиболее ужасную позу примет. Например, один из популярных способов привлечь к себе внимание толпы и прослыть гуру заключается в том, что нужно поднять руку над головой и держать ее лет десять, пока она не отсохнет, не отрастут ногти, пока она не приобретет совершенно такой неудобоваримый вид. В Интернете на самом деле есть масса фотографий гуру, которые вот этим занимаются. Так вот все эти загибания ног за голову, скручивания в поясничном отделе позвоночника, все вот эти позы змеи, все эти чудовищные узлы из конечностей, которые йоги завязывают – это всё на самом деле берёт начало именно оттуда. И поэтому искать там какие-то оздоравливающие практики не приходится. Мне на это специалисты по йоге могут возразить, что есть достаточно древняя книга –ну, как древняя, – это, по-моему, XI век уже нашей эры или даже чуть ли не XV – не буду врать, но в любом случае это сравнительно недавние времена, это не ведическая эпоха уж точно. Так вот, в этом пособии помимо некоторых поз, которые действительно современные йоги используют, описывается еще очень много целительных практик. Например, такой, знаете, древнеиндийский вариант делать себе клизму: когда человек садится в прудик с водой (не с хлорированной из под крана – просто в пруд с водой садится), вставляет себе бамбуковую трубочку в то место, которое надо очистить, вода туда затекает – и это йогическая практика. Второй очень интересный метод оздоровления организма и гармонизации вашего тела заключается в том, что вы должны проглатывать тоненькие полоски ткани – примерно размером в несколько метров, и потом вы не должны заглатывать до конца, то есть маленький кусочек ткани у вас должен оставаться, вы должны его потом вытягивать, чтобы очистить соответственно верхнюю часть желудочно-кишечного тракта. Возникает вопрос – если современные йоги ориентируются на вот этот труд, то почему они отбросили вот эти чудодейственные практики – может, стоит как-то к ним вернуться? Поэтому, конечно, когда люди говорят, что – вот, приходите на йогу, тысячи лет индусы этим занимались, смотрите, какие они все здоровенькие активные – это всё просто такой маркетинговый ход, никакой древности у этого нет, и в Ведах о йоге точно ничего не говорится.
Прот. О. Стеняев:
– У меня один знакомый рассказывал про практику гаджа-карани, когда в условиях московской квартиры они взяли ведро воды из под крана и разбавили туда морскую соль. Размешали, посадили человека на унитаз и ему сказали: пей сначала трехлитровую банку, пей до того момента, пока вода не пойдет, извиняюсь за детали, из заднего прохода. Он начал пить эту банку – выпил с трудом. Ему дали другую банку, он стал пить другую банку, и у него вдруг вода эта потекла. Тогда просто в него стали воду заливать и она вытекала. Он обрадовался – пошел какой-то резкий запах, подумал, что это пошла система очищения. Но потом в результате выяснилось, что он посадил свои почки, что организм не может работать как труба – в одновременном режиме вливания и выливания. Он посадил свои почки, в результате этого гаджа-карани («крик слона» это называется) он стал по сути дела инвалидом. И это, кстати, практиковали над ним ребята из «Аум Синрикё».
А. Невеев:
Да-да, между прочим, это, кстати, очень большая проблема– то, о чём Вы сейчас говорите, потому что – ведь кто нам объясняет, какие йогические позы принимать, что нам делать, как нам оздоровиться? Ведь это всё не врачи, это не люди, которые обладают квалификацией. Это люди, которые или являются сектантами, или просто считают, что они уже всё знают о человеческом организме, но у них квалификации никакой нет. И если у вас откажут почки в процессе занятия йогой, они даже понять не смогут, что происходит.
Прот. О. Стеняев:
– А вот хотелось бы понять, какие псевдокришнаитские группы практикуют преподавание йоги? Потому что, насколько я знаю, «Международное общество сознания Кришны» – не наблюдалось пока чтобы на своих сейшенах какие-то гимнастики делали.
А. Невеев:
– Кстати, прежде чем об этом сказать, я вспомнил еще очень одну интересную йогическую практику – она называется кхечари-мудра. Дело в том, что йоги же считают, что у нас в голове находится Луна. И если пить лунный нектар, то исцелишься и достигнешь бессмертия. Но как его пить языком – туда не залезешь, йоги много раз пробовали залезть туда, за маленький язычок и туда в носовую полость. Поэтому они практикуют так называемую кхечари-мудра, то есть подрезают уздечку языка, язык начинает проваливаться туда вглубь, и тогда его можно запихать в нос и якобы пить лунный нектар.
Прот. О. Стеняев:
– Ну, это уже членовредительство.
А. Невеев:
– Да это просто членовредительство, и тут есть прямой риск, как и от многих других йогических практик, что наступит просто беда. В данном случае – что человек просто задохнется, потому что ночью язык упадет в дыхательное горло.
Прот. О. Стеняев:
– Очень важно понять, какие группы, которые занимаются миссионерскими программами под видом йоги, что за этими программами скрывается, какие секты и какие движения.
А. Невеев:
– Вот, например Дмитрий Угай, который позиционирует себя как инструктор йоги, и на которого собственно Наиль Насибулин и написал заявление.
Прот. О. Стеняев:
– Я напомню: это брат Нил, который в прошлое воскресенье был в студии.
А. Невеев:
– Который заявлял, что он ни к какому религиозному движению не принадлежит, на самом деле принадлежит к религиозному движению с очень сложным и длинным названием. Сейчас я его зачитаю. Называется это так: Шри Чайтанья Сарасват Матх. Действительно, это движение замечено в том, что оно использует йогу для вовлечения в свои ряды. Очень активно педалируют тему йоги как раз такие организации, которые работают в рамках учения Оша, который даже индусом не был, и вообще непонятно, как он может прикрываться именно какими-то индуистскими вещами. На удивление, но многие язычники тоже сегодня начинают с йоги и говорят(славянские язычники), что было изначально единое ведическое пространство, потом ряд арийцев ушли на юг и стали индусами, у них всё это сохранилось, потому что не было злых христиан, которые убивали волхвов языческих.
В. Носов:
– Одновременно будучи рабами Божьими…
А. Невеев:
– А вот у славян это всё вытравилось. И теперь всё, что на самом деле нужно русскому язычнику для того, чтобы узнать, как там и что делали его предки – это просто поехать в Индию, посмотреть, что делают индусы и делать то же самое. Поэтому здесь, конечно, нужно понимать, что очень-очень обильная наблюдается сейчас ситуация, отёчность своеобразная вокруг йоги, то есть на ней паразитируют все, кому не лень. Я вот даже знаю, что существуют йогопсихологи.
Прот. О. Стеняев:
– Поподробнее, пожалуйста. Потому что сейчас существуют психотренинги даже под видом православия.
А. Невеев:
– Да, и они как раз заинтересованы именно в этом аспекте йоги, который предполагает фокусировку внимания, слежения за дыханием, отслеживание каких-то изменений в организме. Согласитесь, это очень удобно. Можно вообще не разбираться в психологии, приглашать людей, говорить: так, сейчас мы садимся вот в эту асану, потом вот в эту, сейчас мы делаем приветствие солнцу – всё, психологические травмы ушли. То есть, конечно, масса существует примеров того, как откровенные просто шарлатаны используют вот этот имидж йоги. Между прочим, пока я ещё не забыл, хотел сказать о том, что ведь йоги очень многие люди страдают еще почему – потому что они убеждены, что необычными уже стали существами, и обычная медицина для них не подходит. В частности, многие врачи отмечают, что всеми нами любимый актер Вицин мог бы прожить намного дольше. А ведь все знают, что он действительно много лет практиковал йогу, и вообще в атеистические времена в Советском Союзе это был очень популярный такой суррогат религиозности именно – йога. И вот Вицин, вместо того, чтобы принимать помощь врачей – нормальных, дипломированных и ответственных людей, он рассуждал в логике того, что он уже очень много лет занимается йогой и ему виднее. В итоге он умер, хотя мог бы еще жить. Кстати говоря, тот же самый Дмитрий Угай – он говорит: я просто инструктор йоги – как вы можете меня обвинять в какой-то миссионерской деятельности, вербовке куда-то и пр. Я вот задаюсь вопросом: а что значит «инструктор йоги» – это что – квалификация, это в каталоге специальностей такое есть? То есть когда человек себя провозглашает инструктором йоги, он фактически расписывается в том, что квалификации у него нет. Потому что максимум, на что может претендовать инструктор йоги в плане бумажки, подтверждающей его квалификацию – только на то, что он какой-то наследник индийского шарлатана – Айенгара, например того же самого, имел ученика, тот ученик – еще одного ученика, тот – другого, и учеником вот этого четвертого как раз и является человек по фамилии Угай. Вот и всё.
Вопрос в студию:
– Здравствуйте, спасибо вам большое за передачу. Хотела задать вопрос не по поводу рекламы этого учения йоги, а я знаю, что сами индусы везут травы – то, что растет в Индии, и продают, может быть, эти травы и действительно как-то помогают русским людям, которые не имеют возможности вырастить здесь эти травы. Но с чем мы столкнулись. В этих магазинчиках – или наши русские люди, которые принимают вот это вероучение – кришнаиты или кто они там, или сами индусы – выставляют своих идолов как иконы, подсвечивают их. Православные, заходя в такой магазин, даже если они интересуются индийскими специями, травами, говорили им: уберите, это же светский магазин, а они говорят: нет, это наш магазин, и мы имеем право выставить. Не обратиться ли нам куда-то, чтобы применили этот закон Яровой, правомерно ли они поступают?
Прот. О. Стеняев:
– Я однажды столкнулся с интересной ситуацией, когда пришлось очень короткое время заниматься реабилитацией наркозависимых – потом я понял, что это не моё дело. Один наркозависимый рассказывал, что когда его родственники увезли его в какую-то деревню глухую и следили за ним, чтобы он никаких одуряющих веществ не принимал, он вспомнил, что один знакомый-неоиндуист предлагал ему эти сандаловые палочки, где высушенный коровий навоз смешан с сандалом. Он слышал от этого неоиндуиста, что они обладают таким свойством, близким к одурманивающему веществу. И он заказал, чтобы ему привезли, хотя бы, – он сказал родителям, – для молитвы вот эти палочки я буду зажигать, и это отшибет стремление к наркотическим веществам. И родители рассказывали: он зажег сразу пучок этих палочек и буквально одурел от этого запаха, а отец зашел посмотреть, что там происходит, и тоже одурел, ощутил какое-то опьянение. Оказывается, этот коровий навоз, смешанный с сандалом – может быть, они ещё что-то там добавляют туда, – оказывает такое воздействие, чуть ли не наркотическое. Мне кажется, во всей этой ситуации важно понять как бы историческую подоплеку. Мало кто знает, что есть классические формы индуизма и есть то, что называется неоиндуизм. На самом деле это не всегда совпадает. Когда я посещал Индию, мне приходилось бывать в Дели, и я посещал Вриндаван. И вот во Вриндаване я встречался с профессором Капуром, который приехал туда умирать – он был пожилой индус, брахман по происхождению, по касте, ему было почти под сто лет. Я в свое время ему задал вопрос: а чем отличается индуизм от неоиндуизма, от подделки под индуизм – у нас это называется новодел. И он сказал: первый признак – индуизм никогда не проповедуется людям других народов, других каст, других каких-то групп. Он объяснил: если ты родился христианином – это твоя карма, будь хорошим христианином. Родился мусульманином – это тоже твоя карма, будь хорошим мусульманином. А если кто-то проповедует индуизм христианам или мусульманам, это, он сказал, не индуизм. Потому что в понимании индусов человек рождается в определённой касте, и каста определяет его положение в религиозной общине – какие действия может совершать в этой общине, а какие нет. И он с удивлением спрашивал этих представителей ИСККОНа: а как вы можете инициировать человека-брахмана, если он не родился в семье брахманов. Это все равно, что русского инициировать как какого-нибудь немца. Как такое вообще может быть? Это непонятно. Позже, когда я занялся этой проблемой, откуда ноги растут, после поездки в Индию, я выяснил что начало неоиндуизма – на всплеске индийского масонства, который создавался британскими властями в Индии, собственно говоря, вначале только для британцев. В начале XIX века в эти ложи стали принимать именно индусов из богатых, обеспеченных аристократических семей Западной Бенгалии – кстати, там же возникает и движениеИСККОН. И первым масонским лидером неоиндуизма становится РамМохан Рай, он и создаёт неоиндуизм – то есть индуизм в новой упаковке для европейцев – для того, чтобы осуществлять антихристианскую экспансию в западном мире. Он создает организацию, она получает название Брахмо-самадж. Рам Мохан Рай после своей смерти завещал, что это движение должны продолжать династии тагуров – из этой династии выходит индийский писатель РабиндранатТагор. Они эту организацию раскручивали насколько могли, и Брахмо-самадж одними воспринимался как чисто литературный кружок, другие четко понимали, что это настоящая индийская масонская ложа, а некоторые считали, что это такой религиозный клуб по каким-то мистическим интересам эзотерическим – т. е. кого что туда привлекало. Кстати, когда я был в Дели, я там посещал с господином Сенкевичем из российского культурного центра в Индии штаб-квартиру Брахмо-самадж. Там просто масонская символика – она не скрывается, они говорили с достоинством: да, мы масоны. Но самое интересное заключается в том, что именно в Брахмо-самадж лепились – буквально лепились, иначе не скажешь – неоиндуистские секты. Из Брахмо-самадж во второй половине XIX века выходит движение Рама Кришны – Вивекананды. Те, которые разбираются, понимают, что это майвади – они верили в абстрактное божество. Но в тоже время из Брахмо-самадж выходит движение Гаудиоматх. Лидером этого движения был Бхактивиноода Тхакур, потом это движение возглавил его сын Сарасвати Тхакур, а Сарасвати Тхакур в начале ХХ века инициировал Абхай Чарана, который позже стал Шрила Прабхупада – который привез вот эту идеологию одного из направлений кришнаизма, – то, что называется ИСККОН или «Международное общество сознания Кришны». И вот это меня очень насторожило, когда я узнал. Ведь кришнаиты – они персоналисты, они верят в Боговоплощение, а Рама Кришна – они вивекананды, они майвади, они считают вообще, что Бог это абстракция, и ни о каком воплощении не может быть и речи. А как же так – из одной структуры лепили одну идеологию и другую? На всякий случай – если это идеология не сработает, мы эту запустим, эта не сработает – мы эту запустим. Мне кажется, йогу тоже слепили приблизительно таким образом: запустить ее внедрить как некую бациллу в западноевропейское общество с той же целью – размывать христианское сознание изнутри. В свое время в Америке, насколько я помню, в Аризоне – отец Серафим Роуз об этом писал, – проводили какое-то большое мероприятие, собрали этих гуру от неоиндуизма, и они заявили официально на своей конференции: скоро умрут боги иудеев, боги мусульман и боги христиан, и будут только боги Индии, они будут владеть всей планетой, и на всех континентах будут прославлять Кришну, Шиву, и так далее. А вот смотрите – наши неоиндуисты – точнее не неоиндуисты, Бог с ними, а наши славянские неоязычники – они же говорят о славянских корнях. Когда я общался с ними, я иногда переходил на славянский язык неожиданно, чтобы они не могут понять, что я говорю. Я и говорю: как же вы не понимаете славянский язык? Язык это есть народ, а народ и есть язык. Это же сакральный язык предков! Или у вас новодел, который не позволяет говорить по-славянски. ? Я спрашивал: зачем же вы это всё создали? Они говорят: возродить нашу древнюю исконную религию. И уже тогда мне в голову приходила мысль: они сейчас себе пробудят в себе эти арийские начала какие-то, и всё кончится тем, что будут плясать вокруг нас синего Кришны и бить в кришнаитский барабан. И вот то, что Александр Борисович сказал, что они ездят в Индию, изучают прошлое славянских народов в славянских племен – это же дикость какая-то.
А. Невеев:
– Конечно.
Прот. О. Стеняев:
– Мы, славяне – потомки Иафета. Иафет, Яффе – «красивый». А те народы – это смесь семитов с хаммитами.
А. Невеев:
– Я еще хотел добавить, что если кто-то является большим любителем коровьего навоза, то нет смысла его заказывать из Индии, у нас своего этого добра полно.
Прот. О. Стеняев:
– А знаете какая проблема интересная: шиваиты считают, что коровий навоз надо поймать, пока он не упал на землю. И вот они лбы мажут – это коровий навоз, который не упал на землю. А шиваиты говорят: нет, если он упал, только в этом случае его можно взять и мазать свое лицо, потому что он уже вступил в некую реакцию с землей, а человек привязан к земле
А. Невеев:
– Этот навоз уже нечист, от земли уже испачкался.
Прот. О. Стеняев:
– Там разные подходы. В Индии вообще есть такая шутка: в каждой деревне свой верховный бог. И действительно, в Индии нет конфессионального деления. Если всех наших неоиндуистов посмотреть – у них один говорит: Шива, другой говорит: Кришна, кто-то ещё что-то там говорит. А в Индии там локально-храмовая мифология и теология. Собственно говоря, как определяют: индус человек или не индус? Тот, кто придерживается образа жизни, который описан в эпических произведениях Рамаяна и Махабхарата, тот считается индусом.
А. Невеев:
– Между прочим, вопрос по поводу индийских трав – я просто хотел буквально два слова добавить. Дело в том, что вообще траволечение это позапозавчерашний день медицины.
Прот. О. Стеняев:
– Пожалуйста, не два слова, а поподробнее.
А. Невеев:
– Поэтому в связи с этим искать какие-то чудодейственные травки, отвар из которых вас исцелит, или курения делают с травой, все возможные способы введения этих веществ в свой организм – это все равно, что вы до работы будете пытаться добраться на велосипеде вместо того, чтобы на метро ездить. То есть зачем? Есть более современные средства, специальные лекарства, где все полезные вещества, которые содержатся в растениях в нормальном количестве – они очищены от примесей, которые еще неизвестно как на вас повлияют. Поэтому траволечение – это в целом такой опасный, устаревший метод. В связи с этим не имеет никакого значения, откуда вы берете эту траву. Конечно, если вы ее срываете около МКАД – это совсем плохо, потому что трава еще накапливает и всякие тяжелые металлы и пр. Но если вы закупаете ее из Индии – это абсолютно деньги, выброшенные на ветер. Если вы действительно любите попить чаек из трав – поедьте в деревню около какого-нибудь монастыря, в экологически чистом месте находящегося, наберите зверобойчику, себе иван-чая, заварите, попейте как нормальные люди. А гнаться за вот этими индийскими чудодейственными пилюлями смысла никакого нет – вы просто потратите деньги просто так.
В. Носов:
– Батюшка, а я бы хотел подвести некую такую черту сказанного Вами, потому что на мой взгляд, то, что Вы озвучили – это была ключевая характеристика того, что мы обсуждаем. Возникновение неоиндуизма, неоязычества – это масонские ложи. Эти лаборатории духовного террора, по сути, антихристианские учения различного толка.
Прот. О. Стеняев:
– Конечно, элемент некоей диверсии наблюдается во всей этой ситуации. И мне кажется, что все эти группы не смогли бы долгое время существовать без какой-то даже политической поддержки, финансовой поддержки. Как эффект например организации сознания Кришны – кто-то организовал встречу Прабхупады с представителями рок группы Beatles, кто-то убедил Beatles написать песню «Мой любимый Господь», прославляющую Кришну, кто-то свел эти концы, соединил их, и в результате этот поп-бум.
А. Невеев:
– И потом: это же таит ужасные последствия, если у нас часть страны будут кришнаиты, часть страны – язычники, часть страны будут адептами Оша – царство разделенное в себе не устоит. Мы все это как христиане, прекрасно понимаем.
Прот. О. Стеняев:
– Я еще хотел добавить: был известный мюзикл «Волосы» МилошаФормана – там тема кришнаитов начала вдруг доминировать с экрана. Это же не просто так – это кто-то вложился, кто-то проплатил, и это уже стало восприниматься как часть молодежной культуры. Для каких-то молодых людей в советское время уход в кришнаизм – это часть протестной культуры. Но тогда это можно было как-то понять – люди вообще протестовали.
А. Невеев:
– Кстати говоря, как мне кажется, это и сегодня какое-то проявление протеста. Когда человек оторван от культуры, когда у него в голове навоз индийский.
Прот. О. Стеняев:
Правильно. Посмотрите, проблема в чём заключается. Человек, когда он оказывается в такой структуре, он оказывается в состоянии какой внутренней эмиграции. Вроде ты русский – славянин, или украинец, или белорус. Но ты оказываешься в какой-то неоиндуистской группе и тебе внушают: первое – ты должен поменять имя. Что значит поменять имя? Имена у нас даются в честь наших святых, или в честь какого-то члена семьи – был дедушка известный с таким-то именем, прапрадед и так далее. Потом человеку говорят: ты не так одеваешься, ему говорят: надо одеваться по-индийски. Курта, дхоти предлагают, девушке сари предлагают. А потом – давайте вспомним, что в советское время была какая-то бомбежка сознания советских людей индийскими фильмами. Их беспрерывно показывали.
А. Невеев:
– И между прочим, в советскую гимнастику каким-то невероятным образом вошли йогические асаны – «березка» всем известная.
Прот. О. Стеняев:
– Был фильм, помните «Йоги – кто они?» Он показывался в сети кинотеатров в Советском Союзе. Это был полномасштабный фильм, где-то полтора часа, если не два. Это в советское время показывали этих гуру, всяких этих деятелей, они делали свои позы. Смотрите дальше: человек находится в секте – пусть даже не неоиндуистской, предположим, какой-то неопротестантской. Мы заметили: есличеловек находится там больше полугода, например, в какой-то непротестантской группе, он начинает говорить по– русски с американским акцентом. Но это же дикость! Вот так называемая «Церковь Христа» – было такое молодежное культурное движение, я специально ходил понаблюдать, как они общаются друг с другом. Они там кричат: «Майкл, давай сюда!» (Майкл – это Михаил, это Миша). «Боб, а ты с Майклом!» (Боб – это Борис). Люди находятся в состоянии внутренней эмиграции. Это какая-то шизофреническая раздвоенность. А когда тебе говорят, что ты должен есть то, что едят индусы, или то, что едят японцы – а в этой секте Муна – там вообще воспевали всё корейское. Когда я их спросил: а что вы можете дать России (как-то общался с ними на улице) – мне говорят: корейскую морковку. И вот состояние внутренней миграции – ты вроде здесь живешь, но ты живешь с какими-то другими клише; в сознании молодого человека возникает раздвоенность. Он неустойчив сам по себе, он в состоянии какого-то внутреннего психоза. У него раздвоение с семьей, конфликт с семьей – в любой секте человека настраивают на конфликт с семьей. У него конфликт с самим собой в культурном смысле, он свой язык уродует, появляются какие-то новые слова, сленги какие-то, появляются какой-то другой понятийный аппарат. И в тоже время он чувствует себя он на пути истины – что вот он прав, а так называемый русский мир, который его окружает глубоко, враждебен ему. Дай ему в руки автомат..
А. Невеев:
– И вместо слова «Родина» он начинает употреблять слова – «эта страна».
Прот. О. Стеняев:
– У меня был диспут с лидером наших московских кришнаитов несколько часов на радио Кришналокас.
А. Невеев:
– Кришналокас, то есть земля Кришны
Прот. О. Стеняев:
– Да, планета Кришны. И во время диспута мы стали говорить о системе воспитания. И вдруг этот лидер – уважаемый по-своему человек, он страдал за свои убеждения, – он говорит: самые лучшие матери – это индийские матери. Возникла пауза. Я ему говорю: для меня самая лучшая мать – это моя. Галина Егоровна Журавлёва, урожденная Стеняева. Как какие-то индийские матери для меня лучшие матери? И он растерялся и сразу говорит: нет, конечно, моя собственная мать. Но это же оговорка была по Фрейду, иначе не скажешь! Человека перенастроили – то есть лучшие матери индийские, лучшие бабушки индийские. Лучшие дедушки – это не тот, который в Чертаново живет, ветеран войны, а это какой-то индийский дед.
А. Невеев:
– Кстати говоря, ведь нашим женщинам действительно навязывают, есть же целое движение около кришнаитское под названием «Психология 3000», или «Ведическая психология». И там на полном серьезе женщин убеждают, например, в том, что они должны носить длинные юбки. Казалось бы, здесь нет ничего плохого – действительно сейчас многие очень вульгарно одеты, и наверно длинные юбки не мешало бы и популяризировать. Но они-то говорят о чём – что под этими юбками не должно быть нижнего белья, чтобы связь с матерью – землей не нарушилась, понимаете?
В. Носов:
– У нас уже, наверное, последний звонок в студию.
Звонок в студию:
– В девяностых годах мне довелось попасть один раз. Они говорят, что Бог один, и всё говорили про Кришну, а потом заставили нас, закрыв глаза читать молитвы – и «Отче наш», и «Аллах Акбар», и «Харе Кришна». Этим они говорят, что Бог один. И те, кто не знают христианство и половина народа у нас сейчас верит в инопланетян.
В. Носов:
– Особенно после премьеры фильма, который будет в ближайшее время, который снимался на юге столицы, в Чертаново – после этого фильма адептов этого мнения, мне кажется, будет еще больше.
Прот. О. Стеняев:
– Женщина рассказала, что она посетила какую-то синкретическую секту. Синкретические религиозные группы действительно могут использовать христианские молитвы, даже христианскую атрибутику – могут икону поставить, рядом статуэтка Будда будет сидеть, тут и Кришны может быть фотография, и даже, может быть, какие-то аяты из Корана. А синкретические движения тоже очень опасны – они размывают цельность любой традиции, к которой прикасаются. Это именно новодел, имитация традиции – это то что чем занимался, кстати, Секо Асахара. Ведь зачем какому-то японцу с буддистской системой воспитания приезжать в христианский мир Руси и заявлять что он Христос? Почему он себя не объявил там воплощением Будды или новый аватар Вишну? Именно синкретические культы, как описывает отец Серафим Роуз в своей книге «Грядущая религия антихриста» – они будут доминировать в последние времена. Синкретические культы – смешение всех понятий. А давайте вспомним: смешение понятий это вавилонский принцип. Вавилон, эта башня, которая строилась от земли до неба против Бога, чтобы продолжать грешить. А если Бог опять пошлет потоп на землю – все спрячутся в эту башню и будут там грешить. Такая была идея. И вот построение этой башни продолжается. Особенно это движение Нью Эйдж, которое объединяет разные синкретические движения – там, кстати, от Виссариона нашего до сторонников Братхупады, и астрологи там с каббалистами сидят вместе, изобретают вот эту новую религию: смешение понятий, размывание границ, нравственное растабуирование. А когда действительно все тормоза отключаются, люди отдаются в объятия этих ложных идеологий и теряют самих себя.
В. Носов:
– В этом отношении нужно еще сказать о книге, которая производит страшные последствияв ряду спортсменов, таких патриотических сил –это синкретизм в виде книги «Удар русских богов», ее написал Владимир Стархов, которая просто помрачила головы большого количества людей, патриотически настроенных, в Православии крещеных, и тем не менее, это очень большая опасность. Батюшка, в завершение хотел бы сказать, что прозвучал некий такой ответ на вопрос, когда звонила сестра и сказала, что сектанты, йоги, кришнаиты – это ловцы, которые действуют сегодня. Так вот может быть, они заняли место православных ловцов, может быть, мы недостаточно на это внимание обращаем? Может быть, миссионеров у нас сегодня очень мало?
Прот. О. Стеняев:
– Мы благодарим Вас, Александр Борисович, за то, что пришли, и за такой интересный рассказ.
Комментировать