Прот. Олег Стеняев: Люди спрашивают: можно ли заниматься йогой, и при этом сохранять православие? И некоторые даже задавали вопрос: а не вредно ли заниматься йогой?
Александр Невеев (психолог, экономист, кандидат психологических наук, эксперт по культам, сектам и деструктивным тренингам, специалист по когнитивным искажениям, популяризатор науки, психологии): Конечно, первое, что православный христианин должен понять о йоге – это очень простая вещь. Йога неполезна для здоровья. То есть, нет никаких данных, что занимающийся йогой человек улучшает самочувствие или лечит остеохондроз, или, тем более, какие-то серьезные заболевания.
Йога – это типичный новодел, из серии: как бы мне так за деньги кого-то чему-то научить, чтобы хорошо кушать, и все у меня наладилось? Сегодня почему-то люди считают, что йога – это проверенная тысячелетиями практика индусов, которые были большими специалистами по защите здоровья, и так далее. Но такое представление содержит целый ряд откровенных мифов.
Во-первых, какая забота о здоровье в Индии? Каждый правоверный индус прекрасно знает, что он умрет еще не один раз в другом теле, побывает и насекомым, и животным, и деревом, и камнем. И в этом смысле забота о здоровье в Древней Индии представлена не была.
Кто ж тогда создал, у кого сверкнула эта уникальная мысль, что с помощью поз можно воздействовать на здоровье? Был такой человек, звали его Тирумалай, фамилия у него была такая говорящая — Кришнамачарья. И, кстати говоря, он был вовсе не ариец. Люди, знакомые с культурой Индии, знают, что на территории Индии, помимо арийских народов, проживают еще и не арийские, более древние, дравиды. Так вот, Тирумалай был представителем тамилов, одной из дравийских народностей. Поэтому, каким образом он мог знать секреты Вед и прочее — это очень большой вопрос. Когда он жил? Вот, когда я начинаю об этом рассказывать в аудитории, мне обычно говорят: это, наверное, до нашей эры, что-то такое… Нет, он жил в начале ХХ века. Родился он в 1888 году, а умер он в 1989. Но сразу надо отметить, вот сто один год человек прожил, значит, вроде как йога помогает. Но такие выводы делать нельзя. Во-первых, потому что в те времена никто не фиксировал вот так четко возраст…И вот что он делал этот человек? Он был таким народным целителем, этот Тирумалай. Он был достаточно бедным и стремился найти метод, который бы помог ему заработать. И однажды ему удалось вылечить одного местного раджу. Это речь идет о городе Майсур, городе Махишасура – это такой демон есть в индийской мифологии, который был убит богиней Дургой. В этом городе Тирумалай начал свою деятельность, смог вылечить раджу.
Там же он и изобрел йогу. Говорят, что он нашел некую книжечку, книжка эта тоже достаточно современная, по крайне мере намного более современная, чем Веды, Упанишады и вся индуистская религиозная литература. И в этой книжке были рисунки. Сегодня эта книга издана репринтом, каждый может на нее полюбоваться и эти рисунки трактовать как йогические асаны. В общем и целом, они допускают разную трактовку. Как у меня один знакомый, каратист нашел боевую расшифровку советской гимнастики.
Скорее всего, то, что он нашел в Майсурском дворце – это было пособие по индийской гимнастике, оно называется маллакхамб, если я не ошибаюсь. Гимнастика эта очень интересная. И вот если кто-то хочет действительно что-то традиционное индуистское поделать, то надо заняться маллакхамбом. Это гимнастика на шесте. Но, простите, без эротического подтекста, мужчины залезают на этот шест и принимают на нем различные интересные позы, как гимнасты на козле или на кольцах…
Прот. Олег Стеняев: Ну, прямо, как в цирке…
Александр Невеев: Да. И цель такая же. То есть не оздоровление, а развлечение публики. Вот на праздниках, в Майсур, если поедете, там можно это все понаблюдать до сих пор.
Прот. Олег Стеняев: Кстати, на Руси был такой обычай: ставили столб, смазывали его жиром, а наверх ставили сапоги. И кто залезет – тому их отдают.
Александр Невеев: Да. Это такое развлечение. И поэтому те, которые говорят о древности йоги, они просто немножко не в теме.
Прот. Олег Стеняев: То есть это какой-то новодел?
Александр Невеев: Это абсолютный новодел. Да, более того, вот сегодня говорят: я ходил в фитнесс-клуб, занимался хатха-йогой. Ну, простите хатха-йога к тому, что изобрел Тирумалай, никакого отношения не имеет. Если мы сравним, возьмем книгу по хатха-йоге XV века нашей эры, хатха-йога Прадипика, то мы там не увидим такого количества асан. И самое главное — мы не увидим там цели оздоровления. Потому что хатха-йога, кстати говоря, среди, на постсоветском пространстве очень распространена трактовка вот этого понятия хатха-йога как единства солнца и луны. Мол, ха – это солнце, тха — это луна. Но это абсолютный бред, потому что в санскрите таких слов нет. Нет слова «ха», и оно не означает солнце. Солнце на санскрите – это Сурия. На самом деле, последние исследования лингвистические показывают, что хатха – это, действительно, достаточно древнее слово, но оно означает просто силу. То есть это йога, йогический путь с помощью силы, усилия как достичь чего? Не оздоровления, а просветления. И, конечно, хатха-йога, помимо асаны…
Прот. Олег Стеняев: Просветления в языческом понимании…
Александр Невеев: В языческом понимании, конечно, в языческом. Состояние сознания — самадхи. И для достижения этого состояния практиковались не только асаны, и даже не столько асаны. Асана – это просто подготовительный этап. А практиковались гораздо более серьезные вещи, в том числе нанесение увечий самому себе. Но, вот например, кхечари мудра, так называемая. Это – такая процедура, под языком, если вы посмотрите, уважаемые радиослушатели, у нас есть такая уздечка, которая не дает языку западать туда, в горло, и в рамках хатха-йоги предлагалось эту уздечку потихонечку отрезать. Не сразу, конечно, а то можно кровью истечь, а потихонечку, по кусочку. Для чего это нужно было? Это нужно было для того, чтобы язык поместить в носовую полость и пить лунный нектар. Потому что, по представлениям йогов, у нас в голове находится луна, луна дает некий нектар. И если его пить, кто-то скажет, что это сопли. Возможно, они и правы…
Прот. Олег Стеняев: Ну, слизь…
Александр Невеев: Ну, да, какая-то вот эта слизистая оболочка. Да. То есть. А сегодня люди говорят как? Да, мы читали хатха-йогу Прадипику, но мы вас не заставляем глотать куски материи, вытягивать их, чтобы очистить пищевод, не заставляем вас кхечари мудра…А простите, а почему это вы не заставляете? А кто это вам дал право взять кусок книги, убрать, оставить только то, что приемлемо для сегодняшнего дня…
Прот. Олег Стеняев: То есть, есть как бы видимая сторона йоги, а есть как бы невидимая сторона – то, что они замалчивают. Это метод многих сектантов. Они о чем-то говорят, а о чем-то недоговаривают.
Александр Невеев: Банальная подтасовка. Причем более того. Хатха-йога – это традиция, которая сложилась в рамках поклонения Шиве, а то, что Тирумалай к этому отношения не имел, в общем, понятно даже по фамилии – он был вишнуистом, то есть поклонялся совершенно другому божеству. Вот. Но это исторический момент.
Собственно, кто-то скажет: ну, вот какую-нибудь хирургическую операцию, аортокоронарное шунтирование — оно тоже не древнее, его недавно изобрели, но оно работает, и так далее. Так вот, поэтому очень важно понимать, что йога не работает.
Жрецы Ваала молились, молились, но не смогли сделать так, чтобы возгорелось жертвенное пламя, точно также и специалисты по йоге. Какие бы позы вы не принимали — это повлиять никак не может. Как происходит сегодня проверка лекарств? Во-первых, нужно знать механизм воздействия лекарств. Берем перекись водорода, всем знакомую, почему она обезоруживает рану? Потому что распадается перекись водорода Н2О2 – это соединение нестабильное, выделяется радикал кислорода, и он разрывает оболочку клеток, уничтожает их, в том числе — и бактериальные клетки. Механизм понятен. Второй этап – это проверка эффективности. Потому что есть механизмы более эффективные, есть менее эффективные. Ну как на войне. Ножом тоже можно врага уничтожить, но автоматом это будет сделать эффективнее. Правильно? Вот эти два параметра проверяют.
Что касается йоги. Первый параметр – механизм воздействия – он непонятен. Каким образом от того, что я сяду в позу лотоса, у меня излечится позвоночник? Просто потому, что я с прямой спиной сижу? Да нет ничего подобного – этого мало. Если я березку какую-нибудь приму, всем известную позу, тоже..
Прот. Олег Стеняев: Это ногами кверху…
Александр Невеев: Да. Ногами кверху. Говорит, что она поможет, на самом деле… То есть, механизм неясен. Ситуация точно, как с астрологией. Астрологи утверждают, что планеты влияют. Покажите механизм! Как это происходит? На это, естественно, какой ответ? Вот, эзотерически как-то. Вот поза содержит в себе некую информацию. Например, поза змеи – она содержит некую информацию по гибкости. Но простите, тогда это уже не йога, которая безопасна для христиан. Это в чистом виде магия. С помощью каких-то секретных поз или жестов…
Прот. Олег Стеняев: Тотемизм, подражание животным…
Александр Невеев: Да, да, да, пытаясь перенять сверхспособности этих зверей. Да. То есть механизмы отсутствуют. Теперь, проверяем эффективность – есть что-то? Да нет, ничего нет. Что у обычных людей после 30 лет начинается, практикует он йогу, не практикует — все те же самые проблемы со здоровьем. То есть, полезной йога не является. Ну, и наконец, самая главная вещь – она может вообще шокировать любителей йоги. Дело в том, что есть статистика того, что в результате занятий йогой человек вредит своему здоровью…
Владимир Носов: Александр Борисович, и таких действительно много людей, которые говорят, что я православный, я молюсь, хожу в храм, но йога мне нужна как физкультура, и не больше того. Вот все-таки назовите цели йоги, которые ставят перед собой люди, которые серьезно этим занимаются? Это же не просто гимнастика, это некий выход в астрал, насколько я знаю. Эти духовные вещи там есть…
Александр Невеев: Нужно понимать, что люди, которые вас обучают йоге, они все останавливаются только на каком-то фитнесе, да? Занимаясь йогой, вы себя приучаете к восприятию индуизма, к восприятию индийской философии, в том числе и йогической. Ну, например, названия огромного количества поз или прямо отсылают к индуистским богам, или же намекают на то, какому к богу какая поза относится.
Прот. Олег Стеняев: А надо сказать, что в Книге «Исход», в Библии, сказано, что даже имен этих богов не называть.
Александр Невеев: Да, а те, кто занимаются йогой непроизвольно…
Прот. Олег Стеняев: Неизбежно, потому что они обладают как бы мантрической силой. С точки зрения христианства, когда называются имена этих ложных богов, на самом деле призываются бесы, которые за ними скрываются.
Александр Невеев: Конечно, когда мы называем имя – мы зовем. Нельзя просто так произнести чье-то имя. Поэтому я названия поз стараюсь не упоминать. Ну, разве что падмасана. Посмотрите на образы индуистских божеств – они все, многие из них, или стоят на лотосе, или сидят. В общем, все понятно. И кому интересно посмотрите дальше эти списки. Но, конечная цель йоги –и хатха-йоги, которая описана в Хатха-йоге Прадипике, и йоги Патанджали, знаменитый трактат V века до н.э., цель – достижение самадхи. А что такое самадхи? В японском язычестве под названием синтоизм есть прекрасная статуэтка. Да. Три обезьяны она называется: одна обезьяна закрыла рот – не говорю ничего злого, другая заткнула уши, третья закрыла глаза. Не слышу зла, не вижу зла.
Прот. Олег Стеняев: То есть, что такое самадхи? Самадхи – это смерть души. Это потеря душой малейшего интереса к миру. То есть, душа выходит из круга перерождений, по представлениям индуизма, теряя интерес ко всему. Но простите, с христианством тут никакой параллели нет. Конечно, в христианстве тоже есть понятие бесстрастия, но в христианстве нет такого понятия, как безразличие. Даже бесстрастный человек должен понимать свою греховность, свою порочность, свою страстную природу, он должен понимать, что он не Бог, и спастись он может не только, конечно, своими усилиями, но и движением Христа к этой душе, которая желает спастись.
Ничего подобного мы в йоге не видим. Поэтому если вы сегодня, как некоторые христиане заявляют, занимаясь йогой, произносите Иисусову молитву — вы фактически совершаете что-то вроде черной мессы. Потому что это осквернение нашего православного обряда за счет его смешения с обрядом языческим, абсолютно чуждым православным идеалам.
Владимир Носов: Александр Борисович, вот у человека проблемы со спиной, с шеей. Что бы вы могли посоветовать православным людям, да и всем вообще, в замену, в альтернативу? Какие-то упражнения, или какие-то гимнастики. Есть ли какая-то готовая вещь? Потому что люди скажут: ну, хорошо в йогу нельзя, а куда можно? У меня проблемы со спиной.
Александр Невеев: Если вы молодой человек, у вас проблемы со спиной, — я предлагаю вам прекрасные виды спорта – это плавание, это если вы хотите еще и себя защитить — это самбо, это танцы, в конце концов. Все эти виды спорта укрепляют мышечный корсет вокруг позвоночника и в общем, если у вас там что-то болит – это должно помочь. Если же вы уже человек более возрастной, или если вы просто по своему типажу не склонны к занятиям спортом – у нас есть прекрасная, научно-обоснованная методика. Называется она лечебная физкультура. Вот туда входит и массаж, и определенные физические упражнения – будете их делать — и все у вас будет хорошо. Только имейте в виду, что в этой сфере тоже огромное количество шарлатанов. То есть самое лучшее – это пойти просто в городскую поликлинику, поговорить с врачами, что-то они вам, безусловно, посоветуют. Ну, а вообще, хотелось бы еще отметить, что не нужно так трепетать над своим телом. Я не говорю, что его надо там ломать и корежить, но так уж прямо так бояться физического дискомфорта или каких-то болей – ну, мы же с вами христиане! У нас более высокие цели в этом мире. Понимаете?
Можно ли христианам заниматься йогой? Если вы христианин, если вы воцерковленный человек, вам надо сосредоточиться над сбором тех сокровищ, которые дает Церковь. И вам не надо обращаться к жрецам Ваала, молитва которых силы не имеет.
Источник: Радонеж.ру
Комментировать