Сегодня в России всё больше набирают популярность различные неовосточные секты. Привлекают они в первую очередь молодежь своей кажущейся таинственностью, легкими посвящениями в статусы духовных последователей и при этом не отличающимся строгостью образом жизни. Популярность таких гуру, как, например, Раджниш (Ошо), который, как известно, после своей смерти в 1990 году не оставил духовных наследников и преемников собственного учения, посвящающих от его имени в неосанньяси, не только не меркнет, но даже напротив; потерпев однажды при жизни скандального секс-гуру полное фиаско в Америке, его «духовное» наследие теперь популяризируется в России, в одном из ближайших пригородов Москвы – городе Ивантеевке.
«Российский Ашрам Ошо медитаций», как его пропагандируют в интернете на «официальном сайте» www.oshorus.ru, или другими словами «Центр Имени Ананда Кришны» по адресу: ул. Фрязинская №170, представляет собой огороженную высокими кирпичными заборами территорию, имеющую внутри несколько домов, а также длинное деревянное строение ангарно-сарайного типа, в котором и проводятся по крайней мере раз в месяц культовые собрания и духовные инициации нынешних посвящённых в «тайные мистерии» Раджниша.
За почти пятилетнюю историю развития этот центр сменил уже множество громких названий: «Центр Ананд Кришна», «Центр Ошо Шри Кришна», «Мир востока», «Коммуна Ошо», «Российский ашрам Ошо медитаций», и т. д. Вероятно, владелец данного центра всё не может выбрать себе название поблагозвучнее и позаманчивее для потенциальных адептов-клиентов.
Основатель и бессменный владелец этого центра – непалец Кришна Риджал, бизнесмен, полжизни проживший в Непале а вторую половину в России, где имеет свой бизнес по продаже медицинской техники из Китая, и создаёт теперь новый бизнес – «духовно-оздоровительный».
Я впервые узнала про этот центр из достаточно назойливой интернет рекламы, обильно сыпавшейся на мой почтовый ящик от неких неосанньяси — свами Адарша и ма Рады, а также спам рассылок от самого Кришны Риджала, которые приходили всякий раз, когда намечалось проведение очередной «духовной» тусовки. Впрочем, это распространённый сейчас вид рекламы для различных организаторов подобных псевдодуховных бизнес-семинаров.
До этого я прочитала несколько книг Ошо, но всё это был далёкий, как мне тогда казалось, мир Индии. Впервые с ошовцами я воочию столкнулась на одной из их презентаций в ньюэйджевском магазине «Белые облака». Там мне предложили побывать на загородной встрече с настоящим просветлённым мастером, учеником знаменитого Ошо, который ненадолго приехал в Россию и проводит занятия возле подмосковного г. Ивантеевка. Это было в 2008 году и очень заинтересовало меня, так, что я записалась на этот семинар и приехала в «Духовно-оздоровительный центр Ананд Кришна», который под предлогом оздоровления занимается проведением именно таких встреч.
Искать данный центр даже на машине пришлось достаточно долго – особняк находится на территории дачного поселка. Вероятно, это сделано специально, чтобы удешевить проведение данной «духовной» тусовки, а заодно огородить её от чужих глаз. Дом расположен почти на отшибе, так что пришлось потратить около часа, созваниваясь для уточнения маршрута с людьми, приглашавшими меня.
Раджниш (ученик взял имя своего учителя) оказался человеком, который считает, что в него перешёл дух индийского мистика Ошо, когда тот перед смертью выбрал его из общего числа своих последователей. С тех пор он занимается «духовными» инициациями в Ошо неосанньяси и проводит по всему миру медитации, как собственно созданные, так и позаимствованные у Ошо.
На занятия к Раджнишу, кроме меня, приехало ещё около сорока человек, из Москвы и других городов России. Эти несколько дней люди, практикующие то, что он велел, и я в том числе, были в каком-то полупьяном состоянии, все проблемы как будто оставались в другой жизни. Мы танцевали, слушали его поучения о медитациях, обнимались друг с другом. Спиртного не было, но всеобщая атмосфера была не хуже той, чем когда человек находится под лёгким кайфом от расслабляющей рюмочки. Еду с собой туда никто не приносил – в условиях кемпинга значилось, что внутри предоставляется весь пансион: проживание в отдельной комнате и вегетарианское питание.
Правда, комнаты оказались не отдельными, а общими – там, где поселили меня, стояло больше 15 кроватей. Пища была в избытке, но только восточные блюда, приправленные различными острыми специями, от которых по непривычке была тяжесть в желудке и слегка кружилась голова, так что хоть там и был свободный выбор всего вегетарианского, слишком много никто из участников занятий не ел.
Несколько дней с Раджнишем пролетели незаметно. Деньги за всё брались наперёд, так, что отступать уже было некуда и приходилось делать всё, что потребует «просветлённый мастер». Он танцевал и медитировал обычно полуголым, то же самое делали и многие из мужчин, участвовавших в этом. Со стороны это было похоже на пьяную оргию.
Под конец «кемпинга о здоровом образе жизни», всем было предложено принять духовное посвящение, чтобы оставаться на связи с живым «просветлённым» мастером. Для этого Раджниш привёз много бус с медальоном Ошо и себя самого, так называемые малы (чётки). Те, кто раньше уже были им посвящены, уговаривали это сделать тех, кого ещё не окутала духовная благодать их учителя, и на это посвящение многие в итоге соглашались. Посвящаемый должен был безоговорочно отдаться воле Раджниша, чтобы получить возможность установить с ним «энергетическую связь».
После того, как я вернулась домой с этих занятий «здорового образа жизни», появилась сильная опустошённость, ощущение что меня духовно изнасиловали – очень тяжёлое внутреннее переживание, которое трудно объяснить логически, но мало того, что мне после этой раджнишевской тусовки не хотелось больше жить, ко многому происходящему пропал всякий интерес.
Я перестала встречаться с молодым человеком, который раньше мне нравился, многое изменилось в отношении к окружающему обществу. Опять тянуло побывать на подобном семинаре, хотя близких интимных отношений там не было, но эта «внетелесность», которую я немного испытала, звала снова.
На той встрече я познакомилась с создателем этого «оазиса» – бизнесменом Анандом Кришной. Судя по ценам и количеству участников в проводимых Анандом Кришной мероприятиях, занятие это достаточно выгодное и приносит ему в настоящее время вполне высокий личный доход. Он кормит своих гостей дорогими вегетарианскими блюдами со специями, которые стоят куда дороже, чем можно предположить для дома отдыха. Плата за проживание в неуютных комнатах на этом «духовном» мероприятии обязательна, при этом он считает себя благодетелем, если берёт с приезжего за койку всего 1800 рублей за сутки пансиона. Но полная стоимость групп с «просветлёнными мастерами», конечно куда выше – от 2500 рублей. Естественно, что никаких налогов с этих доходов он не платит и никаких документов об оплате не предоставляет.
После первой своей поездки к «просветлённому» мастеру я побывала там ещё раз, когда приезжал непалец Ананд Арун, известный тем, что инициировал по всему миру больше 40 000 людей в неосанньяси. Семинар с ним был достаточно интенсивным, что-то типа энергетической физзарядки со множеством медитаций, где приходилось не только сидеть в неподвижности, слушая поучения, но и активно двигаться.
Гуру Арун из Непала слывёт так же, как и вышеописанный Раджниш, одиозным учителем, еретиком движения Ошо. Как и прочие непальцы, Арун не имел возможности быть в числе ближайшего окружения Ошо, но приезжал к нему в индийский ашрам, не оставляя также родного ему по вероисповеданию индуизма. Для экономически бедного Непала идея привлечения туристов и богатых инвесторов благодаря различным «духовным» гуру очень заманчива, поэтому гуру Арун легко добился получения нескольких гектаров земли для построения индуистско-непальской Ошо-коммуны в пригороде Катманду, а после стал там заниматься духовными посвящениями, медитациями и т.д.
После смерти Ошо, Арун стал активно посвящать в неосанньяси не только непальцев, нАнанд Кришнао и людей по всему миру, устраивая имиджевые международные турне. За это и другие нарушения он был дисквалифицирован как групплидер теми неосанньяси, которые оставались в Ошо-центре, построенном в индийской Пуне, но из-за этого он не собирается останавливаться в своей «духовной» бизнес-работе. Как и гуру Раджниш, с которым я познакомилась, он не имеет медицинского или психологического образования и соответственно никак не отвечает за те психологические и психические изменения, что происходят с его учениками.
Я была на встрече с Аруном лишь один день вместо четырёх, как изначально предполагалось. При этом мне предварительно очень настойчиво звонили с просьбами приехать, помедитировать и помочь в деле развития Ошо-коммуны. И после этой поездки, я долго была в депрессии, из которой вышла с большим трудом.
Опять повторилось примерно то же самое, что и на встрече с Раджнишем – полупьяное веселье без спиртного, вегетарианский стол с острыми специями. Праздник посвящений новых членов в неосаньясу, знакомые лица администраторов Свами Адарша и Ма Ананда Рады и пророческие разговоры о тайном проекте будущего развития неосаньясы в России, когда, подобно Непалу, появятся в каждом городе и деревне Ошо-центры, а главный, старейший и самый уважаемый из них будет именно этот – в Ивантеевке (да здравствуют Нью-Васюки!), так что нам всем в действительности очень повезло, что мы находимся на земле, с которой начнётся распространение инициации по всей России, чего никогда естественно не будет!
Я не выдержала второго дня, потому что неожиданно поднялась температура и даже таблетки не могли надолго сбить её, так что пришлось вернуться в Москву. Температура так же внезапно, как и появилась, прошла – никаких следов простуды, но только чувство отчаянности, тоски, немного похоже на то, что испытывают после эйфории от крепких спиртных напитков, если ими сильно злоупотребляют.
В Ивантеевку я больше не поеду. Неосаньясу я так и не приняла, чему очень рада сейчас. Надеюсь теперь на то, что исповедуюсь в православной церкви, очищусь от того духовного изнасилования, что совершили надо мною ошовцы и попробую начать жить так, как учат более опытные в духовной жизни люди, держась подальше от всей это модной неовосточной духовности.
Наталья Иванова
Источник: журнал Виталия Питанова
Комментировать