Евангельское чтение третьей подготовительной недели к Великому посту рассказывает нам о конце света, в котором мы в настоящее время живем, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Давайте вместе подумаем: будет ли когда-нибудь конец света, или точнее, конец нашей планеты?
На этот вопрос современная наука дает утвердительный ответ. Но впервые концепция неизбежности конца света родилась не в кабинетах ученых, а в древних религиях, жрецы которых часто совмещали религиозное служение со служением науке. Из глубины времен до нас доносятся голоса, предупреждающие человечество о возможном трагическом конце нашей планеты. Так или иначе, но проблема конца света, которая пришла к нам как идея религиозная, стала в наше время научной концепцией, еще никем не опровергнутой.
Трудно сказать, каковы будут естественные причины конца света и какова будет его естественная форма. Будет ли это катастрофа, связанная со страшной атомной войной, когда чрезмерное использование новейших достижений ракетно-ядерной техники приведет к каким-то пертурбациям космического характера. Будет ли это катастрофа, вызванная столкновением нашей Земли с каким-либо космическим телом или другой планетой. Будет ли это, наконец, постепенное уничтожение привычных для нас форм жизни по тем или иным причинам, например, из-за охлаждения Земли в результате атмосферных изменений. Это неизвестно. Невозможно предусмотреть все варианты конца света, но то, что конец неминуем, очевидно.
Однако это рациональный, или научный, аспект проблемы, который рассматривает главным образом ее физическую сторону. Религия же, в частности христианство, задает этот вопрос несколько по-другому. И она имеет полное право так делать, ибо сама эта проблема вышла, повторяем, из религии и в значительной мере предшествовала научному обоснованию.
Проблема эсхатологии, то есть учения о будущих судьбах мира и человечества, занимает значительное место в вероучении Православной Церкви. Планы будущего были начертаны Богом до скончания веков. И если наука сегодня говорит о неизбежности конца нашей планеты, то христианство, в частности Православная Церковь, подтверждая это, одновременно свидетельствует не только о физическом конце света, но и о двух пришествиях Господа, воскресении мертвых и начале Царствия славы и вечной жизни.
Церковь свидетельствует нам не о бессмысленном конце физического мира, а о его великом окончании, являющемся началом нового бытия. И если наука, в которой нет места Богу, говорит о конце света, как о конце событий в значении абсолютного разрушения, то совсем иначе говорит нам об этом Церковь. Согласно учению Церкви, конец света будет заключаться не в разрушении и уничтожении (хотя видимые физические явления могут происходить в форме разрушения), а в его полном изменении и обновлении.
Каковы же признаки приближения конца света, пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного Суда?
Этих признаков несколько. Один из них, как свидетельствует Евангелие, заключается в том, что само Евангелие будет распространено и проповедано во всем мире (Мф.24:14). Ни одно место на земном шаре, населенное людьми, не обойдет стороной евангельское благовестие. Весь род человеческий должен услышать слово Божие, вкусить того небесного духовного хлеба, который дал миру Спаситель. И дело человека — принять или не принять это благовестие, ибо человек остается абсолютно свободным, и Господь не допускает над ним насилия.
Второй признак — в мире чрезвычайно активно будут проявляться силы зла, преумножится беззаконие, в людях будет охладевать любовь (Мф.24:12). Чрезвычайно усугубятся и начнут активно проявляться все негативные стороны человеческой натуры, будет исчезать вера (Лк.18:8). Христианство для многих станет предметом ненависти.
Следующий признак — в преддверии конца света пройдут страшные войны (Мф.24:6), в которых человечество может вообще не выжить. По всей земле пройдут ужасные землетрясения, будет голод, появятся эпидемии (Мф.24:7).
Следует указать еще на один характерный признак. Он будет заключаться в том, что чрезвычайно снизится духовный уровень большинства людей. Они привяжутся к земному и откажутся от любого духовного развития (Мф.24:37-39; Быт.6:1-8).
И тогда, говорит Христово Евангелие, появится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, идущего по тучам небесным в великой силе и славе. По мнению отцов Церкви, знамением Второго Пришествия будет знамение креста. Люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1Кор.15:51-52), изменится весь мир (2Пет.3:13), и одновременно произойдет общее воскресение мертвых, причем, воскреснут они в преобразованном виде и будут особенными, такими, что, по словом ап. Павла, мы не можем сейчас себе и представить. Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всей немощи, к которой склонны наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то мере уподобятся духам (Мф.22:30). В таком же преобразованном виде восстанут и тела грешников. Но, обретя нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.
Трудно себе представить то, о чем сказано. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно понятно — со Вторым Пришествием наступит на земле последний и Страшный Суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и восстановит весь мир. Это будет общий суд — суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, направленный в вечность. Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они презирают в течение тысячелетий. Другого пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.
Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф.13:43), и вечные муки уготованы для злых (Мф.25:41-42). Но не нужно понимать это примитивно. Так святитель Иоанн Златоуст видит муки грешников в том, что они будут лишены славы Царствия Божиего. Лишение благ Царствия Божиего — это богооставленность, которая сильнее адских мук. Духовное сожаление о потерянном окажется страшнее всего. И мы хорошо знаем по собственному опыту, насколько тяжелее душевные и духовные раны болезней физических, и как деструктивно действуют они на наш организм.
Закончатся ли когда-либо муки грешников? На этот счет существуют разные личные мнения. Но, согласно Евангелию и христианскому вероучению, они называются вечными (Мф.25:46), как естественный результат того, что сделал человек в духовном плане за время своей земной жизни.
С кончиной этого мира и превращением его в новый лучший мир откроется вечное Царствие Божие — Царствие славы. Тогда закончится Царствие благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле. Церковь земная войдет в это Царствие славы и сольется с ним навсегда.
Поэтому пусть Справедливый и Милосердный Судия не лишит и нас этого Царствия вечной славы и бесконечного блаженства. Аминь.
Блаженнейший митрополит Владимир
Комментировать