Структурно современное ивановство представляет собой конгломерат самостоятельных общин, иногда даже отдельных семей или лиц, объединённых разве что верой в божество Порфирия Иванова. Отношения между общинами разные – от тёплых, до враждебных. Единой секта П. Иванова оставалась до 1990 г. Затем произошёл первый раскол. Последователь Паршека из Самары Юрий Иванов, разорвал отношения с вдовой Порфирия Корнеевича В. Л. Сухаревской и образовал на родине «Учителя» авторитарную секту под вывеской «добровольного общества». Ныне эта община существует в качестве общественной организации «Райское место». На протяжении 10 лет, с 1994 по 2004 главной площадкой деятельности ореховских ивановцев была Самара. Здесь в педагогическом университете существовал валеологический факультет, руководство которого целиком состояло в секте Юрия Иванова. К счастью, ныне факультет закрыт. До 2005, у Ю. Иванова были очень тесные отношения с киргизской властью. Под влиянием жены тогдашнего президента Аскара Акаева – Марьям, валеологическая программа ореховских ивановцев внедрялась в систему образования Киргизии. С крушением режима Акаева, связи с ивановцами киргизская власть прервала. В Луганской области после неудачных экспериментов ивановцев в с. Успенка в середине 90-х, местная власть предпочитает не сотрудничать с «Райским местом». Община Юрия Иванова, которую мне довелось неоднократно посещать, представляет собой типичную тоталитарную секту. В ней есть свой гуру, жесткая организация, эзотерический разрыв и свои методы вербовки. Подробно об этом нам уже приходилось писать[1].
На хуторе Верхний Кондрючий, последнем пристанище П. Иванова, действует т. н. «Дом здоровья», хозяйничает в котором Петр Матлаев, один из ближайших учеников Паршека. Отношения с «Райским местом» у матлаевцев враждебные. Юрий Иванов воспринимается там как самозванец. В 1994 г. хутор посетила жена другого среднеазиатского президента С. А. Назарбаева. До сих пор Сара Алпысовна питает самые лучшие чувства по отношению к Паршеку.
В Москве ивановцы под руководством А. Н. Сопроненкова сплотились в общественное объединение «Природный университет здоровья им. П. К. Иванова».
В Киеве действует общественная организация «Эволюционный рух» под руководством Валентина Оньши.
Всего количество подобных общин на территории СНГ может достигать нескольких десятков. Точное их количество нам неизвестно. Время от времени ивановцы проводят совместные конференции, семинары. Однако по своему размаху они никак не могут сравниться с форумами конца 80-х, на которые съезжались тысячи людей. Численность ивановцев сегодня вряд ли превышает 2–3 тысячи человек. Из них активных ивановцев лишь несколько сотен, остальные – в той или иной мере сочувствующие. Пожалуй, самый знаменитый ивановец, сегодня – это актер Михаил Жигалов.
Отсутствие единства в ивановской среде во многом объясняется теоретическим разбродом «деток». Противоречивое учение Паршека с неизбежностью привело к самым разным его толкованиям, порой никак не согласующимся. Так, ореховские ивановцы Юрий и Антонина Ивановы, развивают учение Паршека в качестве науки, т. н. «этновалеопедагогики». Содержание этого псевдонаучного гибрида составляют славянское неоязычество, рериховское учение, лженаучные теории А. Е. Шипова и Г. И. Акимова, А. Т. Фоменко.
В текстах Е. И. Кардаш, члена секты «Райское место», встречаем злобную антиправославную риторику, вполоть до обвинений христиан в людоедстве. В своих потугах трактовать Священное Писание, Кардаш неосознанно повторяет зады маркионитства и преадамизма. Кардаш откровенная антисемитка – еврейский народ сотворен бесами и является распространителем мирового зла[2].
Пытаясь втиснуть ивановство в лоно науки, ореховские «детки» всячески отрицают его религиозный характер. В противоположность им, кировский ивановец Г. П. Бизяев настаивает на религиозной природе их учения. Он определяет ивановство как «монотеистическое язычество 21 века». Учение самого Бизяева эклектично и включает в себя коммунистический утопизм, милленаризм и даже расизм. (Ветхий Завет недостоин внимания ивановцев, т. к. является книгой… негров)[3].
В голове последователя из Гродно Василия Белорусского вообще полная каша. Он понимает ивановство как «белое масонство». Порфирий Иванов в его глазах – пророк, посланный Брахманом. Но пророк тот деградировал до бесноватого. До 1974 г. Паршек слушался Брахмана, а затем изменил ему и попал под влияние бесов. Вина Паршека в том, что не ушел из жизни вовремя, вслед за своей первой супругой.
«Вина вся на том, кто с ведьмой Ягой Валей это устроил. Фамилия его Матлаев. «Лающий матом» расшифровывается эта фамилия. Петр – каменный, бессердечный означает. Сухаревская значит «сухая и ревущая». Это «смерть пустыни» – вот значение ее фамилии. В пустынях люди знают причину суховеев – это Джинн (а по-русски Черт). Ведьма превращается в вихрь, то есть вращается».
Ныне, сообщает Василий, дух Паршека, скованный бесом находится в Чувилкином бугре[4].
Киевский ученик Паршека, Валентин Оньша, увидел в Иванове «человека Дажбо». Как и Кардаш, Оньша страдает антисемитизмом и маркионитством. «Иегова – носитель ненормальной духовности… Евреи – подобны волкам, а все другие – подобны овцам. Украинцы и большинство народов мира живут, добывая себе хлеб трудом своих рук – поэтому подобны овцам. А волки-евреи живут не своим трудом, а используя труд других людей как преступники, убийцы»[5].
Встречаются у Оньши и русофобские мотивы. Москали организовали голодомор-геноцид украинцев, который продолжается и поныне, поэтому они будут наказаны Дажбо…
Ивановское учение Оньша разбавил Рунверой Силенко и философией Ошо Раджниша.
Москвич Александр Сопроненков осознаёт ивановство частью мирового оккультно-языческого интернационала «Новой Эры». Один из его лидеров, американский писатель Р. Бах в 2005 г. написал благосклонное письмо Сопроненкову, которое было опубликовано в журнале «Живой поток».
Остаётся констатировать, что элементами эклектичных умственных построений ивановцев становится социалистический утопизм, теософия, славянское новоязычество, неоиндуизм и учение «Новой Эры». В своих крайних выводах оказала влияние на учение ивановщины и философия русских космистов.
Общим методом достижения бессмертия для всех ивановцев является так называемое «сознательное терпение». Речь идет о разных формах аскетизма.
Дуся Брижанёва из хутора Верхний Кондрючий рекомендует есть и пить один раз в месяц. Московский ивановец Александр Полухин даёт такие наставления начинающим:
«Любое вмешательство в организм во время сознательного терпения полностью исключено и не оправдано ничем. Будь то чистка зубов, полоскание рта, клизмы, введение питательных растворов внутривенно, внутримышечно, закапывать в уши, в нос»[6].
В течение года и двух месяцев, уже упоминавшаяся нами Е. Кардаш, практиковала стояние, во время которого нигде не сидела, правда лежала[7].
Иногда «сознательное терпение» приводит и смертельным исходам. В Ореховке в 2001 г. замерзла насмерть последовательница из Краснодара, об этом узнаём из книги Бизяева. Там же находим информацию ещё о двух смертях: Лии Белоусовой из Климовска и Николая Корецкого из Москвы в 1998 г. [8].
В своём отказе от верхней одежды до логического финала дошел ивановец из г. Волжский Владимир Головлев. От местной паспортно-визовой службы он добился разрешения вклеить в собственный паспорт фотографию, на которой он запечатлен «в природном виде», то есть без одежды. В этом ивановцу помог уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Михаил Таранцов. В областном УВД этот случай был расценен как опасный прецедент[9].
Время от времени, последовательницы Порфирия Иванова решаются на роды на Чувилкином бугре. Один из таких случаев описывает последовательница из с. Покровка Днепропетровской области:
«Поэтому и поехали мы рожать в Ореховку, что понимали – только там есть такие условия – Учитель писал, что Бугор силы дает любому дитю, рожденному, чтобы жить. <…> До Бугра дойти не удалось – мальчик родился неподалеку от Бугра – на озере… и лишь потом, через час-два, попала на Бугор. А я – попала в больницу из-за сильных разрывов, что, конечно, явилось для всех нас печальной неожиданностью (я ведь первородок – опыта рожать не имела)… сразу после родов дитя было двое суток на Бугре без потребностей в пище (и воде), одежде и доме. Температура воздуха днем в эти дни доходила до плюс 50 градусов. Вместе с дитем на Бугре были Сергей и Лена Шныревы и Надя Лавренюк. Они и прикрывали дитя от палящих лучей Солнца. А я в это время с мамой находилась в Лутугино»[10].
Очевидно, что ивановская аскетическая практика чрезвычайно опасна для здоровья людей. На счету ивановщины подорванное здоровье тысяч людей. Пневмонии, обострения хронических заболеваний, расстройства опорно-двигательного аппарата, психические заболевания – вот далеко не полный список достижений ивановцев. Конечно, бывает и позитивный результат от ивановской закалки, но всякий раз за ним стоит духовная трагедия.
Следует признать, что ивановство больше никогда не достигнет той популярности, которую оно имело в конце 80-х. С рынка «здорового образа жизни» Иванова вытеснил говорливый Геннадий Малахов. Нынешний кумир миллионов телезрителей, отдаёт должное, своему предшественнику и даже приглашал недавно в Останкино вождя секты «Райское место» Юрия Иванова.
Ивановцы легализовали свою деятельность в виде разнообразных общественных организаций, вывески которых удобно использовать для вербовочных целей. С исчезновением валеологии в наших школах и вузах, ивановцы потеряли доступ к системе образования. Конечно, ещё можно встретить отдельных ивановцев в детсадах и школах, однако это явление редкое.
Обнаруживаются в ивановских общинах признаки тоталитарных сект. Так, вожди Паршековых «семей» занимают положение гуру, земных богов, обладающих неограниченной властью над своими адептами. Работа, досуг, питание, интимная жизнь всецело регулируются вождями сект. Такие основные права человека, как свобода мышления и свобода выбора, свобода самовыражения и свобода информации, в ивановских сектах игнорируются. Обещания равенства в ивановских коммунах, вплоть до одинаковой зарплаты в 33 рубля, оборачиваются в действительности полным господством вождей. Вместо обретения бессмертия и здоровья, люди лишаются последних средств к существованию. Создают ивановцы и свой новояз, обычный метод контроля в тоталитарных обществах ХХ века.
Движение последователей П. Иванова насквозь пронизано враждебностью к науке и культуре. Наследие Паршека и современные религиозные суррогаты заменяют ивановцам подлинные культурные ценности. Русская литература, зодчество, изобразительное искусство для ивановцев как бы и не существуют. Вся тысячелетняя история России в представлении последователей Паршека – безвременье. В этой «духовной пустыне» не нашлось для ивановцев ни одной близкой души. Впрочем, к своему изумлению, мы обнаружили одного исторического персонажа, оказавшегося востребованным ивановщиной. Красноярский «паршек» Сергей Аникин в 1997 году поведал своим соратникам:
«Старец Григорий в какой-то мере явился Предтечей Учителя Иванова. Не связь с Распутиным погубила царский режим, а Распутин погиб потому, что он связался с прогнившим царским режимом…»[11].
Ощущая себя социальными маргиналами, ивановцы и пророков себе избирают соответственных. Могла ли наша либеральная интеллигенция, видевшая в Распутине олицетворение всего самого темного в России, предположить, что через 80 лет после революции он будет почитаться «предтечей» «Бога Земли»? И вовсе не ультраправыми монархистами, а радикальными коммунистами!
Разумеется, пик развития ивановщины – позади, однако культ П. Иванова ещё долго будет оставаться заметным явлением в мире сект и оккультизма. И помощь в информации общества и реабилитации жертв этого культа остаётся актуальной задачей для всех нас.
Алексий Слюсаренко, иерей, клирик храма святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, г. Луганск, г. Москва – 28.01.2010.
Использованная литература
[1] Слюсаренко А. Ивановщина после Иванова
[2] Кардаш Е. И. Как выполнять «Детку»? // Золотые ступени «Детки». – Томск: Полдень, 2001. – Сб. 3. – С. 32–33
[3] Размышления о Боге, богочеловечестве и новой жизни: Сб. / Сост. Г. П. Бизяев, 8-е изд. – Киров, – С. 73
[4] Размышления о Боге, богочеловечестве… 8-е изд. С. 351–354
[5] Оньша В. Эволюция. Критика религии
[6] Полухин А. Вопросы и ответы
[7] Золотые ступени «Детки». – Сб. 3. – С. 145–146.
[8] Размышления о Боге, богочеловечестве… 8-е изд. – С. 533, 721–722.
[9] Анищенко С. Пляжное фото на паспорт // Новые известия – 21. 04. 2006.
[10] Размышления о Боге, богочеловечестве… 8-е изд. – С. 513.
[11] Размышления о Боге, богочеловечестве… 8-е изд. -С. 383.
Комментировать