Порфирий Иванов — бог Земли?

Порфирий Иванов — бог Земли?

(3 голоса5.0 из 5)

В совре­мен­ной Рос­сии дви­же­ние ива­нов­цев доста­точ­но рас­про­стра­не­но, боль­ше все­го — сре­ди людей, жела­ю­щих любы­ми путя­ми оздо­ро­вить­ся и рату­ю­щих за так назы­ва­е­мое «воз­вра­ще­ние к при­ро­де». Рели­ги­оз­ная состав­ля­ю­щая уче­ния Пор­фи­рия Ива­но­ва чаще все­го от начи­на­ю­щих ива­нов­цев ута­и­ва­ет­ся. Мате­рые ива­нов­цы мно­го гово­рят о здо­ро­вье, но дале­ко не каж­до­му сооб­ща­ют о боже­ствен­ных пре­тен­зи­ях сво­е­го учи­те­ля. Одна­ко будет спра­вед­ли­во, если чело­век, сочув­ству­ю­щий взгля­дам после­до­ва­те­лей Ива­но­ва, преж­де чем оку­нет­ся в омут их уче­ния, более вни­ма­тель­но с ним познакомится…

По мне­нию авто­ра, Пор­фи­рий Кор­не­е­вич Ива­нов был пси­хи­че­ски боль­ным чело­ве­ком, нахо­дя­щим­ся под воз­дей­стви­ем демо­ни­че­ских сил. По край­ней мере, с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния, вся­кий, кто объ­яв­ля­ет себя Богом и пре­тен­ду­ет на роль Хри­ста, в луч­шем слу­чае — пси­хи­че­ски болен, в худ­шем — одер­жим. Так или ина­че, став ива­нов­цем, хри­сти­а­нин отвер­га­ет Хри­ста, а зна­чит, пере­ста­ет быть чле­ном Тела Хри­сто­ва, Церкви.

Введение

Может ли чело­век сде­лать себе
богов, кото­рые впро­чем не боги?
Иер.16:20

Чело­век создан по обра­зу Божию (Быт.1:26). Бог, обла­дая сво­бо­дой воли, даро­вал ее и сво­е­му воз­люб­лен­но­му тво­ре­нию, но чело­век может исполь­зо­вать даро­ван­ную ему сво­бо­ду как во бла­го, так и во зло. Бог есть Источ­ник Жиз­ни: «Ибо, как Отец име­ет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26), «Бог, сотво­рив­ший мир и все, что в нем, Он, будучи Гос­по­дом неба и зем­ли…, Сам дая все­му жизнь и дыха­ние и все» (Деян.17:25). Чело­век может при­нять этот Источ­ник Жиз­ни, но может и отверг­нуть Его, тем самым совер­шив грех бого­от­ступ­ни­че­ства: «жизнь и смерть пред­ло­жил я тебе, бла­го­сло­ве­ние и про­кля­тие. Избе­ри жизнь, дабы жил ты и потом­ство твое» (Втор.30:19); грех бого­от­ступ­ни­че­ства в свою оче­редь при­во­дит к духов­ной смер­ти: «Ибо воз­мез­дие за грех – смерть» (Рим.6:23).

В Свя­щен­ном Писа­нии гово­рит­ся: «Горе миру от соблаз­нов, ибо надоб­но прид­ти соблаз­нам; но горе тому чело­ве­ку, через кото­ро­го соблазн при­хо­дит» (Мф.18:7), «Бла­жен чело­век, кото­рый пере­но­сит иску­ше­ние, пото­му что, быв испы­тан, он полу­чит венец жиз­ни, кото­рый обе­щал Гос­подь любя­щим Его. В иску­ше­нии никто не гово­ри: Бог меня иску­ша­ет; пото­му что Бог не иску­ша­ет­ся злом и Сам не иску­ша­ет нико­го, но каж­дый иску­ша­ет­ся, увле­ка­ясь и обо­льща­ясь соб­ствен­ною похо­тью; похоть же, зачав, рож­да­ет грех, а сде­лан­ный грех рож­да­ет смерть» (Иак.1:12–15).

Одним из самых страш­ных и самых древ­них соблаз­нов все­гда был соблазн само­обо­жеств­ле­ния (Быт.3:5). Жела­ние стать богом, отверг­нув Еди­но­го Истин­но­го Бога, – так как «Гос­подь Бог наш есть Гос­подь еди­ный» (Мк.12:29), — сде­ла­ло анге­ла Божи­его Люци­фе­ра, ска­зав­ше­го «буду подо­бен Все­выш­не­му» (Ис.14:14), сата­ной. Отвер­же­ние Твор­ца и жела­ние занять Его место сде­ла­ло Люци­фе­ра носи­те­лем смер­ти, так как нет жиз­ни в отры­ве от ее Источ­ни­ка. Но попыт­ки само­обо­жеств­ле­ния зна­ко­мы не толь­ко миру ангель­ско­му, но и миру чело­ве­че­ско­му, они про­дол­жа­ют­ся поныне во мно­гих людях, пото­му что мно­гие «…совра­ти­лись вслед сата­ны» (1Тим.5:15), «…по [воле] кня­зя, гос­под­ству­ю­ще­го в воз­ду­хе, духа, дей­ству­ю­ще­го ныне в сынах про­тив­ле­ния» (Еф.2:2), в людях, кото­рые, под­ра­жая дья­во­лу, спо­соб­но­му при­ни­мать «вид анге­ла све­та» (2Кор.11:14), выда­ют себя за свет­лых учи­те­лей, спа­си­те­лей чело­ве­че­ства, в дей­стви­тель­но­сти не спа­сая, а губя людей. В нашей ста­тье мы пого­во­рим о духов­ных пре­тен­зи­ях небезыз­вест­но­го в Рос­сии Пор­фи­рия Кор­не­е­ви­ча Ива­но­ва и о том, как выгля­дят его пре­тен­зии в све­те хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния. Преж­де все­го вкрат­це позна­ко­мим­ся с био­гра­фи­ей наше­го героя.

Краткая биография Порфирия Иванова

порфирий ивановПор­фи­рий Кор­не­е­вич Ива­нов (1898–1983) родил­ся в боль­шом селе на Укра­ине, в семье бед­но­го кре­стья­ни­на[1]. Ива­нов полу­чил лишь началь­ное обра­зо­ва­ние, был вынуж­ден рано начать рабо­тать. Сна­ча­ла он зани­мал­ся сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми рабо­та­ми, в воз­расте 15 лет посту­пил рабо­тать на шах­ту. Его юность сов­па­ла с вре­ме­нем рево­лю­ции и граж­дан­ской вой­ны. В 1918 году он обза­во­дит­ся семьей, про­бу­ет себя во мно­гих про­фес­си­ях, в трид­ца­тых годах рабо­та­ет интен­дан­том. В те годы Пор­фи­рий Ива­нов глав­ным обра­зом про­во­дил вре­мя в пьян­стве, кар­точ­ных играх и т.д. В 1933 году Ива­нов испы­тал некое «оза­ре­ние», в резуль­та­те кото­ро­го он оста­вил свою семью и ушел к дру­гой жен­щине, прав­да вско­ре, напо­ло­ви­ну раз­де­тым, с несколь­ки­ми кни­га­ми по физио­ло­гии, он вер­нул­ся обрат­но и увез семью на Укра­и­ну, где и остал­ся жить. С тех пор Пор­фи­рий Ива­нов уже нигде не рабо­тал и все свое вре­мя посвя­щал духов­ным изыс­ка­ни­ям. У Пор­фи­рия Ива­но­ва было два сына, стар­ший погиб во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, млад­ший жив до сих пор[2]. Умер Пор­фи­рий Ива­нов 10 апре­ля 1983 года в воз­расте 85 лет. Тако­ва общая кан­ва жиз­ни это­го чело­ве­ка. Теперь обра­тим­ся к его духов­но­му наследию.

Духов­ное насле­дие Пор­фи­рия Ива­но­ва состо­ит из трех­сот тет­ра­дей, пред­став­ля­ю­щих его днев­ни­ки, в кото­рых он запи­сы­вал свои мыс­ли[3]. Сра­зу необ­хо­ди­мо отме­тить, что после­до­ва­те­ли Пор­фи­рия Ива­но­ва в основ­ном печа­та­ют не ори­ги­наль­ные тру­ды сво­е­го учи­те­ля, а вари­ан­ты, под­верг­нув­ши­е­ся зна­чи­тель­ной редак­тор­ской прав­ке. В дан­ной ста­тье будут исполь­зо­ва­ны как рабо­ты, отре­дак­ти­ро­ван­ные после­до­ва­те­ля­ми Пор­фи­рия Ива­но­ва, так и ори­ги­наль­ные тек­сты само­го их учи­те­ля, бла­го, что послед­ние изда­ны и доступ­ны теперь всем жела­ю­щим[4]. Изда­вая ори­ги­наль­ные тек­сты тет­ра­дей Ива­но­ва, его после­до­ва­те­ли писа­ли: «Выпол­няя волю авто­ра, мы не меня­ли орфо­гра­фии и пунк­ту­а­цию его пись­ма. Нам хоте­лось бы доне­сти зву­ча­ние и ритм, чув­ство гар­мо­нии и зна­ние смыс­ла жиз­ни с точ­ки зре­ния Учи­те­ля»[5]. Вне вся­ко­го сомне­ния при­чи­ны все­гдаш­не­го осно­ва­тель­но­го редак­ти­ро­ва­ния ори­ги­наль­ных тру­дов Ива­но­ва бро­сят­ся чита­те­лям в гла­за, что же каса­ет­ся «зву­ча­ния, рит­ма и чув­ства гар­мо­нии», а так­же «зна­ния смыс­ла жиз­ни», кото­рые яко­бы заклю­че­ны в пись­ме­нах Пор­фи­рия Кор­не­е­ви­ча, то пред­став­ля­ем эти декла­ра­ции ива­нов­цев на суд чита­те­ля. Но в первую оче­редь оста­но­вим­ся на вопро­се, затро­ну­том нами в заго­лов­ке ста­тьи: кем счи­тал себя Пор­фи­рий Иванов?

Иванов о себе

Обра­тив­шись к насле­дию Ива­но­ва, мож­но най­ти, в част­но­сти, сле­ду­ю­щие его утвер­жде­ния о себе самом: «…она (при­ро­да. – В.П.) его (Ива­но­ва. – В.П.) как Мать род­ная при­ня­ла, Бога про­из­рас­ти­ла»[6]. Далее гово­рит­ся: «Ива­нов сам себя Богом не выда­вал перед уче­ны­ми, но сама исто­рия заста­ви­ла. Так без дела имя Бога не полу­чишь»[7], Ива­нов утвер­жда­ет, что он «Побе­ди­тель При­ро­ды, Учи­тель наро­да, Бог Зем­ли»[8], «Я спортс­мен, зака­лен­ный чело­век, мож­но ска­зать, Бог Зем­ли»[9]; «…богом быт не дур­но… Я это­му делу ест бог все­мо­гу­чей и зна­ю­щей что делот»[10]; «…я есть исти­на, … я есть Бог (выде­ле­но нами. — В.П.)…»[11].

Итак, по мне­нию Ива­но­ва, он — ни боль­ше ни мень­ше как «Бог Зем­ли», «бог все­мо­гу­щий», а его фра­за «я есть исти­на» зна­ко­ма любо­му хри­сти­а­ни­ну, прав­да из уст Хри­ста: «Я есмь …исти­на» (Ин.14:16). Инте­рес­но, что Пор­фи­рий Ива­нов не скры­вал того, что объ­явил себя «Богом Зем­ли» само­сто­я­тель­но: «Преж­де чем сам себя об/явит богом надо заво­е­ват место упри­ро­де…»[12]. Поми­мо выше­пе­ре­чис­лен­ных име­но­ва­ний Ива­нов при­пи­сы­ва­ет себе и сле­ду­ю­щие: «Побе­ди­тел при­ро­ды и Учи­тел наро­да учит людей ново­му не быва­ло­му…»[13]; «Пабе­ди­тел при­ро­ды и Учи­тел наро­да. Ты тио­ре­тик и упразд­ни­тел живо­го здо­ро­вия»[14]; «Я гово­рит Ива­нов Пор­фи­рий Кор­не­е­вич не такой как усе люди ест зави­се­мои воя­ки бор­цы спри­ро­дою. Я неза­ви­се­мый люби­тел при­ро­ды чело­век»[15].

Как мож­но понять, Ива­нов счи­тал себя не толь­ко Богом, но и «побе­ди­те­лем при­ро­ды», «Учи­те­лем наро­да», «неза­ви­си­мым люби­те­лем при­ро­ды», а так­же «эво­лю­ци­он­ным чело­ве­ком»[16]. Сама при­ро­да, по мне­нию Ива­но­ва, покла­ня­ет­ся ему как богу: «При­ро­да не гне­ват­ся на одно­го бога и не хочет ни кому кла­нит­ся кро­ме как одно­му богу. Он не атва­ра­че­ват­ся от при­ро­ды он любят ея очен креп­ко и не ухо­дит от всех усло­вий ея»[17]. Инте­рес­но отме­тить, что эта при­ро­да, кото­рая «кла­ня­ет­ся» Ива­но­ву, в свое вре­мя заста­ви­ла его быть вором: «Я был вор. Я это­го сде­лал не сам, а при­ро­да меня заста­ви­ла делать»[18]. Так­же, соглас­но утвер­жде­ни­ям Ива­но­ва, имен­но при­ро­да научи­ла людей уби­вать друг дру­га: «упри­ро­де люди ста­ли учит­ся научи­лис как будет надо дру­го­го кого либо стре­лят уби­ват для того что­бы он не жил»[19].

Пор­фи­рий Ива­нов объ­яв­ля­ет себя спа­си­те­лем: «…помо­га­ет Учи­тель, Побе­ди­тель при­ро­ды, Бог зем­ли. Он при­шел на зем­лю для спа­се­ния жиз­ни»[20]; «Он спа­си­тель все­го мира в людях тех кто зна­ет Учи­те­ля и кому он дал здо­ро­вье. Это он есть бог зем­ли…»[21]; «это эво­лю­ци­он­ный чело­век (Пор­фи­рий Ива­нов. — В.П.), Бог зем­ли. Он при­шел на зем­лю, что­бы спа­сти мир, людей сво­им поступ­ком удо­вле­тво­рить…. Он чело­век, но дело его не чело­ве­ко­во (выде­ле­но нами. — В.П.)»[22]. Здесь мы так­же видим откро­вен­ные пре­тен­зии Ива­но­ва на роль Хри­ста, ведь, как гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние: «Сын Чело­ве­че­ский при­шел взыс­кать и спа­сти погиб­шее» (Мф.18:11). Хри­стос как Един­ствен­ный Спа­си­тель Ива­но­вым отвер­га­ет­ся, рав­но как отвер­га­ет­ся и Вто­рое При­ше­ствие Хри­ста: «Он[23] пред­ска­зал не ждать Спа­си­те­ля с небес…»[24], что пря­мо про­ти­во­ре­чит сло­вам Хри­ста о Сво­ем Вто­ром При­ше­ствии: «тогда явит­ся зна­ме­ние Сына Чело­ве­че­ско­го на небе; и тогда вос­пла­чут­ся все пле­ме­на зем­ные и уви­дят Сына Чело­ве­че­ско­го, гря­ду­ще­го на обла­ках небес­ных с силою и сла­вою вели­кою» (Мф.24:30).

Поми­мо того, Пор­фи­рий Ива­нов при­пи­сы­ва­ет себе власть судьи наро­дов: «… я не чело­век дан­но­го вре­ме­ни, а тот, кто будет за наше все сде­лан­ное судить»[25]; «…Мое дело будет пра­во мое будет Богом. Я ста­ну судит ста­рое нач­ну»[26]; «Я по это­му все­му явля­юсь на Зем­ле Бог. Вери­те не вери­те, а доб­ро мое полу­чай­те… Я при­шел на Зем­лю всех веру­ю­щих и не веру­ю­щих осу­дить (выде­ле­но нами. – В.П.) за их хоро­шое и теп­лое…»[27]. Фак­ти­че­ски уже тем самым Ива­нов ста­вит себя само­го на место Хри­ста: «Ибо Отец и не судит нико­го, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22). Само­обо­жеств­ле­ние Ива­но­ва оче­вид­но и из того фак­та, что он при­зы­вал сво­их после­до­ва­те­лей обра­щать­ся к нему с молит­вой: «…меня нуж­но про­сить — будешь все­гда здо­ров»[28]; «про­си меня, как Учи­те­ля: «Учи­тель, мой доро­гой, дай мне мое здо­ро­вье!»»[29]. В Свя­щен­ном Писа­нии чита­ем: «И если чего попро­си­те у Отца во имя Мое, то сде­лаю, да про­сла­вит­ся Отец в Сыне» (Ин.14:13). Так­же, под­ра­жая Иису­су Хри­сту, Пор­фи­рий Ива­нов оста­вил после себя две­на­дцать уче­ни­ков, сво­их «апо­сто­лов», кото­рые, как счи­та­ет­ся, были избра­ны им лич­но[30]. Все это застав­ля­ет вспом­нить сло­ва Свя­щен­но­го Писа­ния: «Он ска­зал: бере­ги­тесь, что­бы вас не вве­ли в заблуж­де­ние, ибо мно­гие при­дут под име­нем Моим, гово­ря, что это Я; и это вре­мя близ­ко: не ходи­те вслед их» (Лк.21:8).

Отношение Иванова к Церкви

Отно­ше­ние Ива­но­ва к Церк­ви ярко выра­же­но в сле­ду­ю­щих его заяв­ле­ни­ях: «Если мое не подой­дет, то ничье не подой­дет! Хоть как хоти­те посту­пай­те, но доро­га одна (т.е. доро­га, пред­ло­жен­ная Пор­фи­ри­ем Ива­но­вым. – В.П.) к Двух­ты­ся­чи­ле­тию»[31], «У Ад идет впе­ред свя­щен­ник…»[32]. На наш взгляд, эти­ми сло­ва­ми Ива­нов недву­смыс­лен­но объ­явил, что его уче­ние явля­ет­ся един­ствен­ным путем к спа­се­нию, а путь Церк­ви – это доро­га в ад. Один жур­на­лист как-то задал Пор­фи­рию Ива­но­ву вопрос: «Гово­рят, вы в Бога веру­е­те?» — «Бре­шут. Верил когда-то, пока не понял, что Бог пре­бы­ва­ет на Зем­ле, в людях, кои суме­ли одер­жать побе­ду над собой»[33]. Оче­вид­но, что к людям, одер­жав­шим «побе­ду над собой», он отно­сил в первую оче­редь само­го себя.

Необычные способности Иванова

Основ­ным дока­за­тель­ством боже­ствен­но­сти Пор­фи­рия Ива­но­ва его после­до­ва­те­ли счи­та­ют необыч­ные спо­соб­но­сти сво­е­го учи­те­ля[34]. Напри­мер, он мог в силь­ные моро­зы, ино­гда дохо­дя­щие до соро­ка гра­ду­сов по Цель­сию, дол­гое вре­мя нахо­дить­ся по ули­це почти без одеж­ды, мог обой­тись в тече­ние дли­тель­но­го сро­ка без пищи и воды, мог лечить людей. Но мож­но ли подоб­ные спо­соб­но­сти рас­смат­ри­вать как дока­за­тель­ства его боже­ствен­но­сти? Попы­та­ем­ся разо­брать­ся в этом вопросе.

Силь­ный мороз мог­ла выно­сить, напри­мер, Еле­на Рерих, осно­ва­тель­ни­ца оккульт­но­го уче­ния агни-йоги, в кото­ром не скры­ва­ет­ся нена­висть «махатм» к хри­сти­ан­ству, дошед­шая до откры­то­го при­вет­ствия «махат­ма­ми» физи­че­ско­го уни­что­же­ния боль­ше­ви­ка­ми пра­во­слав­ных хри­сти­ан в Рос­сии[35]. В сво­их пись­мах Еле­на Рерих отме­ча­ла: «…весь 29–30 г. с вес­ны до самой зимы я спа­ла на меш­ках, напол­нен­ных ледя­ною водою, а у кро­ва­ти моей сто­я­ли лоха­ни, напол­нен­ные сне­гом, что­бы я мог­ла охла­ждать ноги и руки»[36]. Такое «охла­жде­ние» необ­хо­ди­мо было Елене Рерих после обще­ния с «махат­ма­ми», кото­рые учи­ли свою ярую после­до­ва­тель­ни­цу: «Йог может чуять жар и холод вне зави­си­мо­сти от внеш­них при­чин»[37]; «Вы (Рери­хи. — В.П.) убе­ди­лись, что ни холод, ни высо­та не повре­ди­ли ваше­го здо­ро­вья (пото­му что они были агни-йога­ми. — В.П.)»[38].

Не толь­ко оккуль­ти­сты могут лег­ко пере­но­сить мороз. В буд­диз­ме, кото­рый вооб­ще отвер­га­ет суще­ство­ва­ние Бога, есть прак­ти­ка, кото­рая назы­ва­ет­ся тум­мо[39]. С помо­щью этой пси­хо­тех­ни­ки буд­дист спо­со­бен не толь­ко выдер­жи­вать любой мороз, но даже при крайне низ­кой тем­пе­ра­ту­ре высу­ши­вать на голом теле мок­рую одеж­ду. В исто­рии пра­во­слав­ной аске­ти­ки извест­ны слу­чаи, когда люди, пре­бы­вая в состо­я­нии пре­ле­сти, мог­ли спо­кой­но пере­но­сить силь­ные моро­зы. Об одном из таких слу­ча­ев рас­ска­зы­ва­ет свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов, позна­ко­мив­ший­ся с афон­ским мона­хом, впав­шим, как выяс­ни­лось, в пре­лесть: «ока­за­лось, что иерос­хи­мо­нах носит вери­ги, почти не спит, мало вку­ша­ет пищи, чув­ству­ет в теле такой жар, что зимою не нуж­да­ет­ся в теп­лой одеж­де»[40]. Даже во вре­мя бесе­ды с этим чело­ве­ком свт. Игна­тий ощу­щал исхо­дя­щий от него жар[41]. Узнав, что иерос­хи­мо­нах прак­ти­ку­ет вос­тор­жен­ную и меч­та­тель­ную молит­ву, свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов поре­ко­мен­до­вал ему попы­тать­ся молить­ся так, как учат свя­тые отцы Пра­во­слав­ной Церк­ви, когда же монах после­до­вал это­му сове­ту, все его спо­соб­но­сти мгно­вен­но исчез­ли: «Далее в бесе­де с афон­цем я не видел той само­на­де­ян­но­сти и той дер­зо­сти, кото­рые были замет­ны в нем при пер­вом сви­да­нии и кото­рые обыч­но заме­ча­ют­ся в людях, нахо­дя­щих­ся в само­обо­льще­нии, мня­щих о себе, что они свя­ты, или нахо­дят­ся в духов­ном пре­успе­я­нии… Через месяц он опять был у меня, и ска­зы­вал, что жар в теле его пре­кра­тил­ся, что он нуж­да­ет­ся в теп­лой одеж­де…»[42].

Как дол­го смог бы Пор­фи­рий Ива­нов про­дер­жать­ся на моро­зе в одних тру­сах, если бы при­звал Хри­ста? Кста­ти, нуж­но заме­тить, что непре­мен­ной отли­чи­тель­ной чер­той пра­во­слав­но­го подвиж­ни­ка явля­ет­ся сми­ре­ние, пуб­лич­ная демон­стра­ция необыч­ных спо­соб­но­стей, даро­ван­ных подвиж­ни­ку Богом, пра­во­слав­ным свя­тым не свойственна.

Сама по себе спо­соб­ность исце­лять людей еще не дока­зы­ва­ет боже­ствен­ность сво­е­го источ­ни­ка. В наши дни эта исти­на оче­вид­на: при­ме­ров тако­го рода «цели­те­лей», пред­ла­га­ю­щих свои услу­ги, нема­ло. «Лече­ни­ем» зача­стую зани­ма­ют­ся люди, обра­ща­ю­щи­е­ся к сатане как к духов­но­му источ­ни­ку сво­их спо­соб­но­стей[43]. Меж­ду тем, для хри­сти­а­ни­на здо­ро­вье не явля­ет­ся глав­ной целью: «…какая поль­за чело­ве­ку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе сво­ей повре­дит?…» (Мф.16:26). Иисус Хри­стос исце­лял страж­ду­щих (Мф.8:14–17), но нигде не учил, что здо­ро­вье — само­цель. Глав­ный акцент еван­гель­ская про­по­ведь дела­ет на дости­же­нии жиз­ни веч­ной: «Обе­то­ва­ние же, кото­рое Он обе­щал нам, есть жизнь веч­ная» (1Ин.2:25), спа­се­ние же воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, если чело­век обра­ща­ет­ся ко Хри­сту (Деян.2:21).

То, что Пор­фи­рий Ива­нов мог дол­гое вре­мя обхо­дить­ся без пищи, так­же не дока­зы­ва­ет его боже­ствен­но­сти. Свя­щен­ное Писа­ние учит: «Пища не при­бли­жа­ет нас к Богу: ибо, едим ли мы, ниче­го не при­об­ре­та­ем; не едим ли, ниче­го не теря­ем» (1Кор.8:8); «Ибо Цар­ствие Божие не пища и питие, но пра­вед­ность и мир и радость во Свя­том Духе». (Рим.14:17). Пор­фи­рий Ива­нов ел мало, но, напри­мер, в йоге извест­ны прак­ти­ки, поз­во­ля­ю­щие сокра­тить потреб­ность чело­ве­ка в еде до мини­му­ма и даже изба­вить от нее вооб­ще: «Я хоро­шо знаю Гири Балу, — рас­ска­зы­вал мне Стхи­ти Бабу. — Она поль­зу­ет­ся осо­бой тех­ни­кой йоги, кото­рая дает ей воз­мож­ность жить без пищи. Я был ее близ­ким сосе­дом в Нава­б­ган­дже око­ло Ича­пу­ра. Хотя я ста­рал­ся тща­тель­но наблю­дать за нею, я нико­гда не мог заме­тить, что­бы она ела или пила. В кон­це-кон­цов мой инте­рес воз­рос до такой сте­пе­ни, что я обра­тил­ся к Маха­ра­дже Бурд­ва­на и попро­сил его про­из­ве­сти иссле­до­ва­ние это­го слу­чая. Удив­лен­ный всей исто­ри­ей, Маха­ра­джа при­гла­сил ее к себе во дво­рец. Гири Бала согла­си­лась под­верг­нуть­ся испы­та­нию и жила в тече­ние двух меся­цев под зам­ком, поме­щен­ная в неболь­шом отде­ле­нии двор­ца. Поз­же она еще раз посе­ти­ла дво­рец и оста­ва­лась там два­дцать дней. Нако­нец, тре­тье испы­та­ние дли­лось пят­на­дцать дней. Сам Маха­ра­джа ска­зал мне, что эти три стро­жай­шие про­вер­ки вполне убе­ди­ли его в том, что она ниче­го не ест»[44].

Если вос­при­ни­мать отказ от пищи как кри­те­рий боже­ствен­но­сти, то у Гири Балы осно­ва­ний на боже­ствен­ные при­тя­за­ния было боль­ше, чем у Пор­фи­рия Ива­но­ва, прав­да она себя Богом так и не объ­яви­ла. Для харак­те­ри­сти­ки истин­но­го источ­ни­ка духов­но­го вдох­но­ве­ния Ива­но­ва пока­за­тель­но обос­но­ва­ние его при­зы­ва отка­зать­ся от пита­ния: «Бог Зем­ли» при­зы­вал упо­треб­лять в пищу энер­гию. Подоб­ные идеи так­же мож­но най­ти в кни­ге извест­но­го индий­ско­го гуру Йога­нан­ды «Авто­био­гра­фия йога»[45]. Эту энер­гию Пор­фи­рий Ива­нов назы­вал эфи­ром: «В воз­ду­хе, окру­жа­ю­щем чело­ве­ка, нахо­дит­ся пища, — это эфир, дви­жу­щий­ся с воз­ду­хом и про­ни­ка­ю­щий насквозь орга­низм чело­ве­ка. В нем живое усло­вие жиз­ни»[46]. В оккуль­тиз­ме этот эфир име­ет мно­го назва­ний: все­на­чаль­ная энер­гия, пси­хи­че­ская энер­гия[47], инду­и­сты назы­ва­ют ее пра­на[48]. Спо­соб обре­те­ния этой энер­гии, реко­мен­до­ван­ный Пор­фи­ри­ем Ива­но­вым, очень напо­ми­на­ет прак­ти­ку индий­ской пра­на­я­мы[49], хотя сам «Бог Зем­ли», судя по все­му, об этом и не дога­ды­вал­ся: «Вся сила во вдо­хе и выдо­хе, но никто это­го не опо­знал. Чистый воз­дух, глу­бо­кий вдох и выдох — это самое мгно­вен­ное про­буж­де­ние цен­траль­ной нерв­ной систе­мы»[50]. Откро­вен­ный магизм зву­чит и в сле­ду­ю­щих сло­вах Пор­фи­рия Ива­но­ва: «С какой мыс­лью обо­льешь­ся, то и полу­чишь»[51]. Магизм низ­во­дит чело­ве­ка до уров­ня мари­о­нет­ки, лишая его сво­бо­ды воли, дела­ет его игруш­кой демо­ни­че­ских сил[52].

Заключение психиатров

Воз­мож­но, в запи­сях Ива­но­ва чита­те­лю мно­гое объ­яс­нит тот факт, что Пор­фи­рий Кор­не­е­вич две­на­дцать лет сво­ей жиз­ни про­вел в пси­хи­ат­ри­че­ских боль­ни­цах, где ему был постав­лен диа­гноз шизо­фре­ния[53]. Ива­нов­цы счи­та­ют, что их учи­тель пре­бы­вал в боль­ни­це из-за непо­ни­ма­ния окру­жа­ю­щи­ми, в том чис­ле и вра­ча­ми, его духов­ной высо­ты. Но так ли это в реаль­но­сти? И были ли у пси­хи­ат­ров реаль­ные осно­ва­ния для того, что­бы при­знать Ива­но­ва пси­хи­че­ски боль­ным человеком?

Обра­тим­ся еще раз к насле­дию Ива­но­ва: «Чело­век чело­ве­ком А при­ро­да при­ро­дою Мне дава­ли реко­мен­да­цию под­ст­рыт­ся я им их ние пра­ва не отби­рал но что то уэтом какая та тай­на лежа­ла и не дава­ла им руку при­ло­жит я думал это мой выиг­раш фев­рал меня заста­вил о закал­ки гово­рит мое­му никто ни нашел­ся что­бы про­ти­во­по­лож­ник стал уче­ло­ве­ка в любо­го Вся­ко­го рода ест всои выво­ды к жиз­ни. Мы не хочем это­го как мож­но ска­зат и согла­сит­ся сэтим вели­ким для меня поступ­ле­ни­ем»[54]. По мне­нию авто­ра, чело­век, напи­сав­ший выше­при­ве­ден­ные стро­ки, имел серьез­ные про­бле­мы с пси­хи­че­ским здо­ро­вьем. Вот дру­гой при­мер, отно­ся­щий­ся к опи­са­нию Ива­но­вым его пре­бы­ва­ния в боль­ни­це: «Боли нема здес режим да еще люд­ской над людя­ми лиш­бы за пси­хо­вал рук на это дело улю­дей фатит лиш­бы от это­го дело тер­пел. Мамы спа­пою нету все люди чужие»[55]. Очень пока­за­тель­на, на наш взгляд, и уве­рен­ность Пор­фи­рия Ива­но­ва в сво­ей спо­соб­но­сти «заглаз­но лазить» в чужой ум: «…мой ум может заглаж­но лазит для того что­бы его ум повер­нут насвою сто­ро­ну…»[56].

Подведем итоги

В заклю­че­ние при­ве­дем леген­ду о бес­смер­тии Пор­фи­рия Ива­но­ва, быту­ю­щую сре­ди совре­мен­ных его после­до­ва­те­лей: «Ива­нов не умер. Все посвя­щен­ные об этом зна­ют. Его тело, по ука­за­нию тай­ной груп­пы в ЦК, было пере­не­се­но в Кремль, где сотруд­ни­ки био­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та, кото­рый обслу­жи­ва­ет Мав­зо­лей Лени­на, тща­тель­но сохра­ни­ли и пре­па­ри­ро­ва­ли голо­ву Ива­но­ва. Голо­ва хра­нит­ся в осо­бом «импло­зив­ном» сосу­де, кото­рый, вме­сте с атом­ным чемо­дан­чи­ком, пере­да­ет­ся каж­до­му ново­му пра­ви­те­лю Рос­сии. Из это­го сосу­да Ива­нов объ­яв­ля­ет свою волю крем­лев­ским оби­та­те­лям и они его слу­ша­ют­ся. Пор­фи­рий Ива­нов — вер­хов­ный и тай­ный пре­дик­тор Рос­сии»[57]. Нель­зя не пожа­леть о том, что сво­их ново­об­ра­щен­ных ива­нов­цы столь инте­рес­ной инфор­ма­ци­ей не балу­ют, оче­вид­но дога­ды­ва­ясь, к каким послед­стви­ям может при­ве­сти предо­став­ле­ние нео­фи­ту подоб­ных све­де­ний об их дви­же­нии. Что ж, надо при­знать, весь­ма бла­го­ра­зум­ная предосторожность.

В совре­мен­ной Рос­сии дви­же­ние ива­нов­цев доста­точ­но рас­про­стра­не­но, боль­ше все­го — сре­ди людей, жела­ю­щих любы­ми путя­ми оздо­ро­вить­ся и рату­ю­щих за так назы­ва­е­мое «воз­вра­ще­ние к при­ро­де». Рели­ги­оз­ная состав­ля­ю­щая уче­ния Пор­фи­рия Ива­но­ва чаще все­го от начи­на­ю­щих ива­нов­цев ута­и­ва­ет­ся. Мате­рые ива­нов­цы мно­го гово­рят о здо­ро­вье, но дале­ко не каж­до­му сооб­ща­ют о боже­ствен­ных пре­тен­зи­ях сво­е­го учи­те­ля. Одна­ко будет спра­вед­ли­во, если чело­век, сочув­ству­ю­щий взгля­дам после­до­ва­те­лей Ива­но­ва, преж­де чем оку­нет­ся в омут их уче­ния, более вни­ма­тель­но с ним позна­ко­мит­ся. По мне­нию авто­ра, Пор­фи­рий Кор­не­е­вич Ива­нов был пси­хи­че­ски боль­ным чело­ве­ком, нахо­дя­щим­ся под воз­дей­стви­ем демо­ни­че­ских сил. По край­ней мере, с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния, вся­кий, кто объ­яв­ля­ет себя Богом и пре­тен­ду­ет на роль Хри­ста, в луч­шем слу­чае — пси­хи­че­ски болен, в худ­шем — одер­жим. В поль­зу пред­по­ло­же­ния о демо­ни­че­ской зави­си­мо­сти Ива­но­ва гово­рят и все сверхъ­есте­ствен­ные спо­соб­но­сти Пор­фи­рия Ива­но­ва, а так­же его заяв­ле­ния о том, что «при­ро­да», с кото­рой он общал­ся, учит воров­ству и убий­ству. На наш взгляд, обра­щать­ся за обре­те­ни­ем здо­ро­вья к уче­нию, создан­но­му чело­ве­ком, явно под­вер­жен­ным демо­ни­че­ской одер­жи­мо­сти, — не самое разум­ное заня­тие. Но так или ина­че, став ива­нов­цем, хри­сти­а­нин отвер­га­ет Хри­ста, а зна­чит, пере­ста­ет быть чле­ном Тела Хри­сто­ва, Церкви.

В. Ю. Питанов

Источ­ник: Апологет

При­ме­ча­ния

[1] Био­гра­фия при­во­дит­ся по кни­ге: Ван­дер­хил Э. Мисти­ки XX века. Энцик­ло­пе­дия. М., Изд. Аст­рель; Изд. МИФ. 2001. С.103–110.

[2] Дан­ные 1992 года.

[3] Ива­нов П.К. Тру­ды. М., Кокон.1992. С.9.

[4] Ори­ги­наль­ные тек­сты будут при­во­дить­ся по кни­ге: Ива­нов П.К. Тру­ды. М., Кокон.1992.

[5] Ива­нов П.К. Тру­ды. М., Кокон.1992. С.10.

[6] Взгляд в буду­щее. Жизнь в еди­не­нии с при­ро­дой. Систе­ма есте­ствен­но­го оздо­ров­ле­ния учи­те­ля Ива­но­ва. Л., 1991. С.5.

[7] Там же. С.5.

[8] Там же. С.21.

[9] Ива­нов П.К. Тру­ды. М., Кокон.1992. С.255.

[10] Там же. С.60.

[11] Там же. С.139.

[12] Там же. С.57.

[13] Там же. С.67.

[14] Там же. С.184.

[15] Там же. С.21.

[16] Там же. С.122.

[17] Там же. С.59.

[18] Там же. С.252.

[19] Там же. С.56.

[20] Там же. С.136.

[21] Там же. С.120–121.

[22] Взгляд в буду­щее. Жизнь в еди­не­нии с при­ро­дой. Систе­ма есте­ствен­но­го оздо­ров­ле­ния учи­те­ля Ива­но­ва. Л., 1991. С.5.

[23] В сво­их запи­сях Ива­нов часто гово­рит о себе в тре­тьем лице.

[24] Ива­нов П.К. Тру­ды. М., Кокон. 1992. С.9.

[25] Взгляд в буду­щее. Жизнь в еди­не­нии с при­ро­дой. Систе­ма есте­ствен­но­го оздо­ров­ле­ния учи­те­ля Ива­но­ва. Л., 1991. С.19.

[26] Ива­нов П.К. Тру­ды. М., Кокон. 1992. С.30.

[27] Там же. С.252.

[28] Взгляд в буду­щее. Жизнь в еди­не­нии с при­ро­дой. Систе­ма есте­ствен­но­го оздо­ров­ле­ния учи­те­ля Ива­но­ва. Л., 1991. С.20.

[29] Там же. С.12.

[30] См.: Гре­че­нюк Ю. Пор­фи­рий Ива­нов. ОС-035 Центр Апо­ло­ге­ти­че­ских Иссле­до­ва­ний. http://www.ApolResearch.org

[31] См.: Гре­че­нюк Ю. Пор­фи­рий Ива­нов. ОС-035 Центр Апо­ло­ге­ти­че­ских Иссле­до­ва­ний. http://www.ApolResearch.org С.23.

[32] Ива­нов П.К. Тру­ды. М., Кокон. 1992. С.168.

[33] Ван­дер­хил Э. Мисти­ки XX века. Энцик­ло­пе­дия. М., Изд. Аст­рель; Изд. МИФ. 2001. С.108.

[34] Взгляд в буду­щее. Жизнь в еди­не­нии с при­ро­дой. Систе­ма есте­ствен­но­го оздо­ров­ле­ния учи­те­ля Ива­но­ва. Л., 1991. С.4.

[35] См.: Пита­нов В.Ю. Суд сове­сти: агни-йога про­тив хри­сти­ан­ства. http://apologet.narod.ru

[36] Пись­ма Еле­ны Рерих. 1932–1955. (Пись­мо от 12.07.38). Ново­си­бирск. Вико. 1993. С.317.

[37] Живая эти­ка. Мир Огнен­ный. Ч.2. 421.

[38] Живая эти­ка. Зна­ки агни-йоги. 206.

[39] «Тум­мо (тиб.), чан­да (сан­скр.) — пер­вый путь дости­же­ния состо­я­ния про­свет­ле­ния, опи­сан­ный Наро­пой в трак­та­те “Шадан­га-йога”; пред­по­ла­га­ет, что, сосре­до­то­чи­ва­ясь на виде­нии огня и свя­зан­ных с ним ощу­ще­ни­ях теп­ло­ты, созер­ца­тель может достичь пол­но­го отож­деств­ле­ния себя с огнем; прак­ти­ку­ет­ся йога­ми шко­лы кагьюд­па. Овла­дев­ший Тум­мо про­хо­дит испы­та­ния: водой, во вре­мя кото­ро­го он дол­жен в зим­нюю сту­жу высу­шить жаром соб­ствен­но­го тела мок­рые про­сты­ни; сне­гом, когда уро­вень вла­де­ния мастер­ством йоги оце­ни­ва­ет­ся коли­че­ством и ради­у­сом рас­та­яв­ше­го вокруг него сне­га. Е. Д. Огне­ва». См.: http://tibet.ru/encyclopedia/t/index.shtml#27

[40] Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. О пре­ле­сти. СПб., Обще­ство свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го. 1998. С.67.

[41] Брян­ча­ни­нов Игна­тий, еп. Т.I. СПб. 1865/ Кон­це­вич И.М. Стя­жа­ние Духа Свя­то­го в путях Древ­ней Руси. М., Леп­та. 2002. С. 37.

[42] Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. О пре­ле­сти. СПб., Обще­ство свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го. 1998. С.68.

[43] Подр. см.: Пита­нов В.Ю. Гра­ни оккуль­тиз­ма: от гер­ме­тиз­ма до магии и экс­тра­сен­со­ри­ки. http://apologet.narod.ru

[44] См.: http://yoga.kulichki.net/Yogananda/Aut46.htm

[45] http://yoga.kulichki.net/Yogananda/Aut46.htm

[46] Взгляд в буду­щее. Жизнь в еди­не­нии с при­ро­дой. Систе­ма есте­ствен­но­го оздо­ров­ле­ния учи­те­ля Ива­но­ва. Л., 1991. С.12.

[47] См.: Пита­нов В.Ю. Суд сове­сти: агни-йога про­тив хри­сти­ан­ства. http://apologet.narod.ru

[48] Инду­изм, джай­низм, сик­хизм. Сло­варь. М., Рес­пуб­ли­ка. 1996. С.335.

[49] Там же. С.336.

[50] Взгляд в буду­щее. Жизнь в еди­не­нии с при­ро­дой. Систе­ма есте­ствен­но­го оздо­ров­ле­ния учи­те­ля Ива­но­ва. Л., 1991. С.12.

[51] Там же. С.11.

[52] См.: Пита­нов В.Ю. Гра­ни оккуль­тиз­ма: от гер­ме­тиз­ма до магии и экс­тра­сен­со­ри­ки. http://apologet.narod.ru

[53] Ива­нов П.К. Тру­ды. М., Кокон. 1992.С.7.

[54] Там же. С.44.

[55] Там же. С.53.

[56] Там же. С.40.

[57] http://udod.traditio.ru/ivanoff.htm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

7 комментариев

  • Аноним, 01.05.2013

    Вам не кажет­ся, что после­до­ва­те­ли это­го, так назы­ва­е­мо­го “учи­те­ля”, по гра­ду­су неадек­ва­та, нахо­дят­ся где-то на уровне “гуру”. См. ком­мен­та­рии Миха­и­ла, Татья­ны и т.д.

    Ответить »
  • Аноним, 07.02.2013

    мно­го­ува­жа­е­мый автор ста­тьи тебе что боль­ше неко­го иссле­до­вать что ты решил иссле­до­вать имен­но Учи­тель. не тро­гай его я тебе очень советуа.

    Ответить »
  • Аноним, 13.11.2012

    нет тем­но­ты тем­нее неве­же­ства. Толь­ко глупец,не под­ста­вив кожу к огню, будет утвер­ждать, что огонь не горячий.

    Ответить »
  • Аноним, 16.02.2012

    Доб­рый день!
    Остав­лял ком­мен­та­рий, но его нет!
    Его ждать или нет? 

    Ред.: Да, пожа­луй­ста. Но ком­мен­та­рий совсем не по сути. При чём тут закал­ка? В ста­рые вре­ме­на в дерев­нях не Руси дале­ко не у всех было по паре сапог на каж­до­го. Дети и зимой боси­ком бега­ли. Зачем же из за таких дешё­вых эффек­тов душу калечить?

    Ответить »
  • Аноним, 03.02.2012

    Все, напи­сан­ное в ста­тье, сущая правда! 

    Сам когда то попа­дал под вли­я­ние это­го демо­ни­че­ско­го учения.

    Ответить »
  • Аноним, 28.01.2012

    Ува­жа­е­мый автор ста­тьи, здравствуйте!

    Вы пре­крас­но зна­е­те, что в мире суще­ству­ет мани­пу­ля­ция инфор­ма­ци­ей и созна­ни­ем. Любо­го из нас мож­но как и воз­вы­сить так и обо­лгать исполь­зуя извест­ные тех­но­ло­гии.
    Поэто­му у меня к Вам вопрос:
    То, что Вы напи­са­ли в этой ста­тье об Ива­но­ве Пор­фи­рии Кор­не­е­ви­че, есть прав­да?
    С ува­же­ни­ем, Анатолий

    Ответить »
  • Аноним, 10.04.2011

    Если Пор­фи­рий Ива­нов пси­хи­че­ски больной,то как вы обьясните,что во вре­мя акку­па­ции нем­цы не рас­стре­ля­ли Иванова,а даже ино­гда и кор­ми­ли его.

    Ответ редак­то­ра: А Вы дума­е­те, что фаши­стам нуж­на была силь­ная (в том чис­ле духов­но) Рос­сия? Почи­тай­те в сети есть мате­ри­а­лы, что они вся­че­ски поощ­ря­ли и оккультизм.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки