Культ Сатьи Саи Бабы

Культ Сатьи Саи Бабы

(1 голос5.0 из 5)

1. Технология производства Саи Бабой “чудес” хорошо известна и подробно описана 

Сатья Саи Баба, чье имя мож­но пере­ве­сти с сан­скри­та как “истин­ные мать и отец”, родил­ся в 1926 г. в деревне на юге Индии. Как водит­ся, Саи Баба рас­ска­зы­ва­ет, что уже в дет­стве с ним про­ис­хо­ди­ли раз­ные чудес­ные исто­рии, напри­мер, что он несколь­ко раз мате­ри­а­ли­зо­вы­вал из воз­ду­ха для дру­зей фрук­ты, сла­до­сти и даже ред­кие гима­лай­ские лекар­ствен­ные тра­вы. По его же сло­вам, в воз­расте 14 лет он пере­нес состо­я­ние, близ­кое к коме. В тече­ние двух меся­цев его мучи­ли силь­ные боли и он пери­о­ди­че­ски. терял созна­ние. После этой стран­ной болез­ни “его пара­пси­хо­ло­ги­че­ские спо­соб­но­сти воз­рос­ли и рас­ши­ри­лись”, и Саи Баба объ­явил, что явля­ет­ся живым богом и пере­во­пло­ще­ни­ем попу­ляр­но­го индий­ско­го “свя­то­го” и чудо­твор­ца Шри Саи Бабы из Шир­ди (18567–1918), счи­тав­ше­го­ся явле­ни­ем Шивы. Саи Баба оста­вил семью и вско­ре с помо­щью появив­ших­ся после­до­ва­те­лей осно­вал в деревне Пуг­га­пар­ти ашрам “Оби­тель веч­но­го покоя” (“Пра­шан­ти Нилаям”), а затем меж­ду­на­род­ную орга­ни­за­цию “Сатья Саи Баба Фаундэйшн”.

Сатья Саи объ­явил, что он явля­ет­ся ава­та­ром Шивы и Шак­ти, муж­ско­го и жен­ско­го начал боже­ства, и что он родит­ся еще раз в обли­ке Пре­ма-Саи как явле­ние одной Шак­ти. При этом он ссы­ла­ет­ся на испол­не­ние неких древ­ней­ших про­ро­честв о себе, буд­то бы содер­жа­щих­ся в Биб­лии, Коране, Махаб­ха­ра­те и дру­гих писа­ни­ях. Саи Баба и сам пророчествует:

Сла­ва это­го Ава­та­ра, Ава­та­ра нынеш­ней эры, будет рас­ти день ото дня. В былые вре­ме­на, когда малень­кий маль­чик по име­ни Криш­на ото­рвал от зем­ли гору Говар­да­на, молоч­ни­цы и пас­ту­хи, кото­рые были дру­зья­ми и сото­ва­ри­ща­ми Криш­ны, поня­ли, что он Боже­ство. А теперь не одна гора, а целая гор­ная цепь будет под­ня­та в воз­дух. И вы ста­не­те сви­де­те­ля­ми это­го! Будь­те тер­пе­ли­вы, веруйте!

саи бабаСоглас­но дру­го­му пред­ска­за­нию Саи Бабы, он умрет в 2022 г. Исполь­зуя про­па­ган­дист­ские нара­бот­ки Виве­ка­нан­ды, Саи Баба декла­ри­ру­ет, что при­шел ради все­го чело­ве­че­ства, а не ради отдель­ных наро­дов и рели­гий, что его зада­ча — не осно­вать новую рели­гию или навя­зать людям свое уче: ние, а через Исти­ну и Любовь вос­ста­но­вить пря­мой путь к Богу и воз­ро­дить в людях стрем­ле­ние к духов­но­сти, брат­ству и сотруд­ни­че­ству. Такой смысл зало­жен и в одном из назва­ний сек­ты Саи Бабы — “Дви­же­ние за все­объ­ем­лю­щую веру”.

Одна­ко в 1976 г. Саи Баба про­воз­гла­сил “Саи-рели­гию”. Пря­мой путь к Богу, соглас­но “Саи-рели­гии”, состо­ит в бхак­ти, направ­лен­ной на Саи Бабу как на “вопло­щен­но­го” Бога. Саи Баба так­же гово­рит о себе как об объ­ек­те мисти­че­ско­го позна­ния: “…в духов­ном поис­ке — надо ныр­нуть как мож­но глуб­же и погру­зить­ся в Сатья-Саи, дабы пожать пло­ды при­сут­ствия Ава­та­ра на зем­ле. Сле­дуя антро­по­ло­гии мониз­ма, Саи Баба учит: “Мы по при­ро­де сво­ей не огра­ни­че­ны вре­ме­нем и про­стран­ством, ибо наша под­лин­ная сущ­ность без­гра­нич­на, неиз­мен­на и непре­хо­дя­ща.… наше под­лин­ное бытие суть бес­плот­ное состо­я­ние чистой люб­ви и бла­жен­ства”. Даже если отбро­сить несу­раз­но­сти в сло­во­упо­треб­ле­нии и стран­ное нераз­ли­че­ние “бытия” и “состо­я­ния”, оче­вид­но, что Саи Баба утвер­жда­ет еди­но­су­щие чело­ве­ка и Абсо­лю­та. Но при этом Саи Баба посто­ян­но наста­и­ва­ет на сво­ем каче­ствен­ном отли­чии от “про­сто свя­тых”, путем опре­де­лен­ных уси­лий рас­крыв­ших в себе боже­ствен­ную сущность.

Подоб­ны­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми пол­но уче­ние Саи Бабы. Одна­ко оно и рас­счи­та­но не на раци­о­наль­ное вос­при­я­тие, но пре­иму­ще­ствен­но на эмо­ци­о­наль­ное. Глав­ное в его син­кре­ти­че­ской док­трине — он сам как “Гос­подь”, “Помощ­ник и Покро­ви­тель” в жиз­ни и после смер­ти, тот, кто может помочь пре­дан­ным реа­ли­зо­вать ихскры­тую божественность.

Разу­ме­ет­ся, Богу, пусть и в обра­зе чело­ве­ка, долж­ны быть при­су­щи все­ве­де­ние, все­мо­гу­ще­ство и вез­де­су­щие, про­яв­ле­ни­ем кото­рые будут совер­ша­е­мые им чуде­са. Они-то и состав­ля­ют основ­ное содер­жа­ние лите­ра­ту­ры саи­ба­би­тов, а так­же их раз­го­во­ров, “Сва­ми” при­пи­сы­ва­ют­ся чудес­ные спо­соб­но­сти читать мыс­ли, мгно­вен­но пере­ме­щать­ся в про­стран­стве на любые рас­сто­я­ния, предот­вра­щать ката­стро­фы, управ­лять сти­хи­я­ми, пре­вра­щать воду в нефть (sic!), исце­лять боль­ных и даже вос­кре­шать мерт­вых. При­ве­дем выдерж­ки из типич­но­го рас­ска­за об одном из “выда­ю­щих­ся чудес” Саи Бабы:

В пер­вый день Рож­де­ства, рано поут­ру, сре­ди при­вер­жен­цев Саи раз­нес­ся слух, что у одно­го пожи­ло­го аме­ри­кан­ца слу­чил­ся тяже­лый инфаркт… Эль­си Коуэн под­твер­ди­ла, что муж ее умер. Она моли­лась Сатья-Саи, про­ся его помо­щи, но сохра­ня­ла пол­ное само­об­ла­да­ние и, памя­туя о нашей смерт­ной при­ро­де, закон­чи­ла свою молит­ву сло­ва­ми: “Гос­по­ди, да свер­шит­ся воля Твоя”.

Каре­та ско­рой помо­щи пере­вез­ла тело Валь­те­ра в боль­ни­цу. Когда Элси и ее при­я­тель­ни­ца… при­шли в боль­ни­цу, они узна­ли, что до их при­хо­да в боль­ни­це побы­вал Сатья-Саи. К сво­е­му удив­ле­нию, они нашли Валь­те­ра живым. Д‑р Рао сви­де­тель­ству­ет, что он осмот­рел Валь­те­ра вско­ре после при­бы­тия каре­ты ско­рой помо­щи и, не обна­ру­жив каких-либо при­зна­ков жиз­ни, кон­ста­ти­ро­вал смерть и зало­жил ему уши и нос ватой. В тот же день, несколь­ки­ми часа­ми поз­же, Сатья-Саи сооб­щил сво­им после­до­ва­те­лям и уче­ни­кам, что он дей­стви­тель­но воз­вра­тил Валь­те­ра к жизни.

Про­ро­че­ства, вос­кре­ше­ние мерт­во­го в Рож­де­ство по сми­рен­ной молит­ве вдо­вы, а так­же тре­бо­ва­ние веры и загроб­ный суд — все эти еван­гель­ские аллю­зии рас­счи­та­ны на “рели­ги­оз­ных тури­стов” из стран Запа­да, состав­ля­ю­щих зна­чи­тель­ную часть поклон­ни­ков Саи Бабы. Да и они сами склон­ны вос­при­ни­мать Саи через приз­му хри­сти­ан­ства. Впро­чем, и сре­ди инду­и­стов рас­про­стра­не­но народ­ное почи­та­ние Саи Бабы. Если он не отвер­га­ет инду­изм ни на быто­вом, ни на тео­ре­ти­че­ском уровне, жерт­ву­ет на хра­мы и к тому же тво­рит чуде­са, поче­му бы не воз­дать ему покло­не­ние как богу? Богов мно­го, ава­тар тоже хва­та­ет — кто его разберет?

“Фир­мен­ное чудо” Саи Бабы — это “мате­ри­а­ли­за­ция” из воз­ду­ха раз­лич­ных мел­ких пред­ме­тов от “свя­щен­но­го пеп­ла” (виб­ху­ти) и сла­до­стей до мас­сив­ных золо­тых лин­га­мов, кото­рые он буд­то бы рожа­ет через рот, и золо­тых часов, на кото­рых про­став­лен завод­ской номер и ука­за­на стра­на про­из­во­ди­тель. “Бла­го­слов­лен­ные” или “мате­ри­а­ли­зо­ван­ные” Саи Бабой все­воз­мож­ные мел­кие пред­ме­ты (чаще все­го — раз­лич­ные юве­лир­ные изде­лия и бижу­те­рия) пред­на­зна­ча­ют­ся для “исце­ле­ния и бла­го­сло­ве­ния” поклон­ни­ков. Суще­ству­ют даже филь­мы, запе­чат­лев­шие “мате­ри­а­ли­за­цию” и “исце­ле­ния”, так же как и филь­мы, их разоблачающие.

Тех­но­ло­гия про­из­вод­ства Саи Бабой “чудес” хоро­шо извест­на и подроб­но опи­са­на. По сути дела, речь идет о про­стых фоку­сах, помно­жен­ных на суе­ве­рие и воз­буж­ден­ное вооб­ра­же­ние пуб­ли­ки. Напри­мер, “свя­щен­ный пепел” зара­нее изго­тав­ли­ва­ет­ся из сожжен­но­го сухо­го коро­вье­го наво­за с при­ме­сью сан­да­ло­во­го дере­ва и ска­ты­ва­ет­ся в неболь­шо­го раз­ме­ра шари­ки или таб­лет­ки. Эти­ми шари­ка­ми Саи Баба неза­мет­но мани­пу­ли­ру­ет во вре­мя пред­став­ле­ний, зажи­мая их меж­ду паль­ца­ми. Он пере­кла­ды­ва­ет их из одной руки в дру­гую, напри­мер, когда при­ни­ма­ет запис­ки от пре­дан­ных, и затем в нуж­ный момент рас­ти­ра­ет. Подоб­ным обра­зом Саи Баба фаб­ри­ку­ет “чудо” рож­де­ния лин­га­ма (сим­во­ла Шивы), кото­рое он рань­ше демон­стри­ро­вал каж­дый год на боль­ших собра­ни­ях сек­тан­тов. Мно­гие его поклон­ни­ки рыда­ли от состра­да­ния, видя, как их кумир мучи­тель­но пыта­ет­ся отрыг­нуть вну­ши­тель­ных раз­ме­ров яйце­вид­ный лин­гам. На самом деле лин­гам зара­нее вкла­ды­вал­ся в пла­ток, на кото­рый он буд­то бы выпа­дал изо рта Саи Бабы. Часы и укра­ше­ния пере­да­ют­ся Саи Бабе помощ­ни­ка­ми, пря­чут­ся в склад­ках одеж­ды или извле­ка­ют­ся им из-под подуш­ки крес­ла. Не суще­ству­ет ни одно­го досто­вер­но зафик­си­ро­ван­но­го слу­чая исце­ле­ния Саи Бабой боль­ных: боль­шин­ство под тем или иным пред­ло­гом полу­ча­ют отказ, состо­я­ние дру­гих вновь ухуд­ша­ет­ся после крат­ко­го пери­о­да улуч­ше­ния. Рас­ска­зы о мно­гих чуде­сах “ава­та­ра” вооб­ще явля­ют­ся пол­но­стью вымышленными.

Рас­про­стра­не­ние дви­же­ния поклон­ни­ков Саи Бабы на Запа­де нача­лось с лек­ций о нем, про­чи­тан­ных в Кали­фор­ний­ском уни­вер­си­те­те в Сай­та Бар­ба­ре в 1967 г. Филь­мы о Саи Бабе завез­ла в США Индра Дэви, в дей­стви­тель­но­сти Евге­ния Петер­сон, тан­цов­щи­ца каба­ре, эми­гри­ро­вав­шая в 20‑е годы из Рос­сии. Она дол­го жила на Восто­ке, в том чис­ле в Индии. В1947 г. она откры­ла в Гол­ли­ву­де пер­вые на Запа­де кур­сы хатха-йоги (конеч­но, в реду­ци­ро­ван­ном вари­ан­те). В 60–70‑х годах ее шко­ла йоги на ран­чо на севе­ре Мек­си­ки, неда­ле­ко от гра­ни­цы с Соеди­нен­ны­ми Шта­та­ми, была одной из самых попу­ляр­ных в Аме­ри­ке. Сей­час 90-лет­няя “пер­вая леди йоги” живет в Буэнос-Айре­се. Будучи горя­чей почи­та­тель­ни­цей Саи Бабы, она утвер­жда­ет, “что вся­кий, кто хотел бы само­лич­но испы­тать эффект при­сут­ствия Хри­ста, Буд­ды или Криш­ны, дол­жен поехать к Сатья-Саи, пото­му что он — их пере­во­пло­ще­ние”. Допол­ни­тель­ную рекла­му Саи Бабе сде­лал Джон Лен­нон, посе­тив­ший его наря­ду с дру­ги­ми неогуру.

К кон­цу 70‑х годов сеть цен­тров после­до­ва­те­лей Саи Бабы покры­ла Север­ную Аме­ри­ку и Запад­ную Евро­пу. Было выпу­ще­но несколь­ко наиме­но­ва­ний книг, напи­сан­ных им и его поклон­ни­ка­ми; его выступ­ле­ния и бесе­ды рас­про­стра­ня­ют­ся на видео­кас­се­тах и через Интер­нет. С куль­том Саи Бабы “свя­за­ны десят­ки раз­лич­ных орга­ни­за­ций — боль­ни­цы, шко­лы, гости­ни­цы, худо­же­ствен­ные сту­ди­ии — в раз­ных горо­дах и реги­о­нах Индии, а так­же во мно­гих стра­нах мира”. Саи Баба прак­ти­че­ски без­вы­езд­но живет в сво­ем ашра­ме близ Бан­га­ло­ра, кото­рый и явля­ет­ся штаб-квар­ти­рой все­го дви­же­ния. Здесь, в Пут­та­пар­ти, посре­ди бед­ных дере­вен­ских стро­е­ний, Саи Баба на день­ги сво­их почи­та­те­лей выстро­ил хра­мо­вый ком­плекс, рос­кош­ное зда­ние Духов­но­го кол­ле­джа, совре­мен­ную боль­ни­цу, несколь­ко мно­го­этаж­ных оте­лей, музей миро­вых рели­гий, пла­не­та­рий и даже неболь­шой аэро­порт. Пото­лок ман­ди­ра (хра­ма) сей­час покрыт золо­тым листом. У Саи несколь­ко самых совре­мен­ных и доро­гих авто­мо­би­лей. Сво­их поклон­ни­ков Баба уве­ря­ет, что ест толь­ко чапа­ти (лепёш­ки) и рис, а пьёт толь­ко горя­чую воду. На самом деле он пьёт и чай, и кофе, а его вечер­няя тра­пе­за состо­ит из шести-вось­ми раз­ных блюд.

В ком­на­тах обще­жи­тия ашра­ма живут за неболь­шую пла­ту по три-четы­ре чело­ве­ка (жен­щи­ны и муж­чи­ны раз­дель­но). После отбоя в 9 часов вече­ра выхо­дить из ком­нат насто­я­тель­но не рекомендуется.

При­ве­дем опи­са­ние посе­ще­ния ашра­ма Саи Бабы, сде­лан­ное жур­на­ли­стом при­ло­же­ния к газе­те “Аргу­мен­ты и фак­ты” и хоро­шо иллю­стри­ру­ю­щее про­цесс “про­мыв­ки моз­гов” палом­ни­кам. Саи Баба — одно из послед­них увле­че­ний “рок-гуру Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва. Уже не раз он совер­шал палом­ни­че­ства в Бан­га­лор и в одно из них захва­тил с собой кор­ре­спон­ден­та буль­вар­но­го изда­ния. Бесе­дуя с ним в само­ле­те, Гре­бен­щи­ков сфор­му­ли­ро­вал что-то вро­де “Credo” саи­ба­би­тов: “По соб­ствен­но­му опы­ту я знаю, что он [Саи Баба] все­ве­дущ и вез­де­сущ… Баба — что-то вро­де Бога”. Итак, встре­ча с “живым богом” в ашраме:

На вто­рой день пре­бы­ва­ния в Ашра­ме нам пред­сто­я­ло при­нять уча­стие в сеан­се непо­сред­ствен­но­го обще­ния Саи Бабы с палом­ни­ка­ми. Про­хо­дят они два раза в день и назы­ва­ют­ся “даршн”. Пер­вый начи­на­ет­ся в семь утра, но ста­ро­жи­лы поре­ко­мен­до­ва­ли отпра­вить­ся к хра­му часам к четы­рем. Что­бы ока­зать­ся в пер­вых рядах, побли­же к живо­му боже­ству, оче­редь луч­ше занять заранее.

И вот — утро. Его тиши­ну нару­ша­ют толь­ко пету­хи и доно­ся­щи­е­ся из-за ворот Ашра­ма зву­ки индий­ско­го бара­ба­на — каку нас, когда по Арба­ту шеству­ют криш­на­и­ты. Тем­но. Как-то по-осо­бо­му тор­же­ствен­но и слег­ка поту­сто­ронне. Ашрам овски и храм, осве­щен­ный про­жек­то­ра­ми, нави­са­ет над окру­гой подоб­но зам­ку ска­зоч­но­го кип­лин­гов­ско­го маха­ра­джи. Муж­чи­ны в белых бала­хо­нах и жен­щи­ны в сари с ков­ри­ка­ми под мыш­ка­ми мол­ча сте­ка­ют­ся к глав­но­му риту­аль­но­му месту Ашра­ма Ман­ди­ру. Это нечто вро­де огром­ной кры­той “танц­пло­щад­ки”. Со всех сто­рон она ого­ро­же­на забо­ром, внут­ри — колон­ны и скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния сло­нов. Стро­гие мол­ча­ли­вые слу­жи­те­ли жеста­ми пока­зы­ва­ют, где раз­ме­щать­ся. При вхо­де а Ман­дир уста­нов­лен метал­ло­ис­ка­тель — когда я про­хо­жу в него, он пищит, наме­кая на при­пря­тан­ный дик­то­фон. При­хо­дит­ся нести его в рас­по­ло­жён­ную побли­зо­сти каме­ру хранения.

Людей в Ман­ди­ре уса­жи­ва­ют в шерен­ги в соот­вет­ствии с рас­чер­чен­ны­ми на отпо­ли­ро­ван­ном гра­нит­ном полу кори­до­ра­ми. По этим кори­до­рам и будет ходить Баба. Мож­но сидеть на ков­ри­ке по-турец­ки, мож­но сто­ять на коле­нях — кому как удоб­нее. Гром­ко раз­го­ва­ри­вать не поло­же­но. Все вре­мя зву­чит духов­ная индий­ская музы­ка; нер­вы, надо ска­зать, изряд­но напря­же­ны — ожи­да­ешь слов­но вто­ро­го при­ше­ствия… Ощу­ще­ния реаль­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го нет абсо­лют­но — боль­ше похо­же на при­клю­чен­че­ский фильм а‑ля “Инди­а­на Джонс”. Мои сосе­ди — несколь­ко фран­цу­зов, два пожи­лых инду­са и коло­рит­ный могу­чий негр—тоже замет­но нервничают.

Ждем. До нача­ла еще почти час, и тянет­ся он нево­об­ра­зи­мо дол­го. Один из сосе­дей-инду­сов все вре­мя засы­па­ет, роняя голо­ву на грудь. Огром­ная пло­щад­ка Ман­ди­ра запол­ня­ет­ся почти пол­но­стью. Нако­нец, без пяти семь про­ис­хо­дит какое-то вол­не­ние, по рядам про­но­сит­ся лег­кий шепо­ток, и я ско­рее чув­ствую, чем вижу, что ОН вышел…

Разу­ме­ет­ся, ваше­го кор­ре­спон­ден­та неод­но­крат­но инструк­ти­ро­ва­ли, как вести себя во вре­мя “даршн”, что­бы полу­чить в ито­ге реаль­ную помощь от Саи Бабы.

“Раз­го­ва­ри­вай с ним мыс­лен­но! — учи­ли меня. — Гово­ри, про­си, настрой себя толь­ко на него!” Но что зна­чит “настрой”? Я смот­рю на Бабу не отры­ва­ясь; мне, разу­ме­ет­ся, как и любо­му смерт­но­му, есть что у него попро­сить, но ниче­го поче­му-то тол­ком не фор­му­ли­ру­ет­ся, кро­ме одно­го: хоть как-нибудь дока­жи, что ты Бог! Сде­лай мне знак, заметь меня! Пошли мне какую-нибудь мысль, обра­тись толь­ко ко мне! Напря­жен­но вслу­ши­ва­юсь в себя, жду како­го-то сиг­на­ла, откро­ве­ния — ниче­го. Он про­сто ходит —мед­лен­но, плав­но, соби­ра­ет пись­ма с про­ше­ни­я­ми, кото­рые отча­ян­но тянут ему со всех сто­рон. Ино­гда задер­жи­ва­ет­ся воз­ле кого-то, пере­бра­сы­ва­ет­ся парой слов. Почти все вре­мя лука­во улы­ба­ет­ся… Сидя­щие в пер­вом ряду норо­вят обнять его ноги, а неко­то­рые бро­са­ют­ся их цело­вать — в Индии это знак высо­чай­ше­го почи­та­ния и ува­же­ния. Я вдруг заме­чаю, что тоже впа­даю в эту эйфо­рию и, несмот­ря на ате­изм и вполне евро­пей­ское вос­пи­та­ние, готов после­до­вать их при­ме­ру. Впро­чем, быст­ро беру себя в руки и про­дол­жаю “ловить зна­ки боже­ствен­но­го вни­ма­ния”. Увы, по-преж­не­му ниче­го не чув­ствую, кро­ме нарас­та­ю­ще­го разочарования…

Так про­хо­дят десять минут, и Баба вели­че­ствен­но уда­ля­ет­ся внутрь хра­ма, зазвав несколь­ко счаст­лив­цев на так назы­ва­е­мое интер­вью — обще­ние тет-а-тет. (Это уж самая выс­шая милость, несбы­точ­ная меч­та веру­ю­щих и… дав­нее жела­ние Гре­бен­щи­ко­ва, еще ни разу туда не попа­дав­ше­го.) Даршн закон­чен, все рас­хо­дят­ся. Увы, кон­так­та с Бабой пока не вышло. Что ж — подождем…

И на вто­рой, и на тре­тий, и на чет­вер­тый день визи­та в Пут­та­пар­ти я вме­сто просьб о при­бав­ке жало­ва­нья и т. п. упра­ши­вал Саи Бабу про­де­мон­стри­ро­вать свою боже­ствен­ную сущ­ность. Тщет­но. А ведь меня уве­ря­ли, что на тер­ри­то­рии Ашра­ма испол­ня­ют­ся ВСЕ жела­ния. При­шлось обра­тить­ся за разъ­яс­не­ни­я­ми к Гребенщикову.

Гре­бен­щи­ков, конеч­но, разъяснил:

Если он боже­ствен­ный, то ему неза­чем тебе какие-то зна­ки пода­вать; он дру­ги­ми веща­ми зани­ма­ет­ся. То, что ты не полу­ча­ешь ника­ких дока­за­тельств, — твоя про­бле­ма, а не его. [94]

Еще неболь­шой отры­вок из диа­ло­га кор­ре­спон­ден­та с Гребенщиковым:

— Неко­то­рые люди на тер­ри­то­рии Ашра­ма гово­ри­ли мне, что полу­ча­ют тут какую-то энер­гию. Мне кажет­ся, что из меня она, наобо­рот, исхо­дит. А как чув­ству­е­те себя вы?

Как в пио­нер­ла­ге­ре! Здесь, соб­ствен­но, и есть пио­нер­ла­герь. Люди ходят боси­ком, все в белом, по вече­рам поют пес­ни у кост­ра. Такая смесь пио­нер­ла­ге­ря с психлечебницей.

Жур­на­лист лич­но убе­дил­ся в право­те это­го опре­де­ле­ния, побеседовав

… с импо­зант­ным рус­ским дедуш­кой, кото­рый немед­лен­но сооб­щил по сек­ре­ту, что вче­ра видел, как мимо его спаль­но­го кор­пу­са… про­ле­тел ангел.

А еще я тут намед­ни общал­ся с реин­кар­ни­ро­ван­ным Ста­ли­ным! (То есть чело­ве­ком, кото­рый был Ста­ли­ным в про­шлой жиз­ни. — прим. корр.) Может, и врет, конеч­но, но непо­хо­же — гла­за такие же жут­кие, как у Иоси­фа Вис­са­ри­о­но­ви­ча. Их, тира­нов, вооб­ще поче­му-то сюда тянет. Вот сей­час тут и Напо­ле­он, и Цезарь, и Алек­сандр Маке­дон­ский как-то загля­ды­вал… Все хотят к Бабе на интер­вью попасть. Попал толь­ко Гит­лер. О чем они гово­ри­ли, никто не зна­ет, но чело­век этот вско­ре после воз­вра­ще­ния из Индии застре­лил­ся! А еще ходят слу­хи, что нын­че тут Борис Гре­бен­щи­ков обре­та­ет­ся. Зна­ешь, я думаю, что он не кто иной, как реин­кар­ни­ро­ван­ный Пушкин!

В ашра­ме “раз­го­во­ры … почти исклю­чи­тель­но — о Бабе. “Баба что-то хмур сего­дня, даршн корот­кий был”, “а мне Баба ночью являл­ся”, “меня тут посе­ли­ли с каки­ми-то негра­ми чахо­точ­ны­ми — зна­чит, так Баба рас­по­ря­дил­ся. Кар­му чистить…” — и тому подобное”.

Тут же посто­ян­ные рас­ска­зы о “чуде­сах” Саи Бабы. Конеч­но, в такой обста­нов­ке наш кор­ре­спон­дет­в­се же “полу­чил дока­за­тель­ства” боже­ствен­но­сти малень­ко­го тол­стяч­ка с негри­тян­ской шеве­лю­рой а‑ля “Бон­ни М”, кото­рый носит сво­бод­ные, скры­ва­ю­щие его боже­ствен­ный живо­тик, оран­же­вые оде­я­ния и пока­зы­ва­ет фоку­сы сла­бо­нерв­ным про­ста­кам. Зага­дал кор­ре­спон­дент вече­ром, что­бы упа­ла звез­да, и она, пред­ставь­те себе, та ки упа­ла, “не про­шло и пяти секунд”. Чем не дока­за­тель­ство все­мо­гу­ще­ства Саи Бабы? 

2. Тот, кого почитали как бога, оказался извращенцем и мошенником 

В послед­ние годы все боль­ше пре­дан­ных отхо­дит от Саи Бабы по при­чине умно­жа­ю­щих­ся сви­де­тельств о фаб­ри­ка­ции им “чудес” и его, мяг­ко гово­ря, амо­раль­ном пове­де­нии. Тот, кого почи­та­ли как бога, ока­зал­ся извра­щен­цем и мошен­ни­ком. Выяс­ни­лось, что мно­гие уча­щи­е­ся кол­ле­джа Саи Бабы в Пуг­та­пар­ти — под­рост­ки и юно­ши — были им изна­си­ло­ва­ны или совра­ще­ны. Боль­шин­ство из них не мог­ли ниче­го поде­лать, посколь­ку нахо­ди­лись в пол­ной вла­сти “ава­та­ра” и его охран­ни­ков (“сева­да­лов”), а их роди­те­ли, сдав­шие их в этот интер­нат, были горя­чи­ми поклон­ни­ка­ми Саи Бабы и не хоте­ли верить ниче­му подоб­но­му. Уча­щи­е­ся, кото­рых Саи Баба дела­ет сво­и­ми любов­ни­ка­ми, ока­зы­ва­ют­ся в при­ви­ле­ги­ро­ван­ном поло­же­нии и полу­ча­ют от него день­ги и цен­ные подар­ки. В резуль­та­те сре­ди уче­ни­ков кол­ле­джа царит цинизм и лице­ме­рие. Моло­дым людям оста­ет­ся раз­вле­кать друг дру­га ска­брез­ны­ми шут­ка­ми об их отно­ше­ни­ях с Саи Бабой, раз­га­ды­вать его трю­ки с “мате­ри­а­ли­за­ци­ей” и повто­рять их друг перед другом.

Док­тор Бха­тья, осви­де­тель­ство­вав­ший 17-лет­не­го уче­ни­ка кол­ле­джа Саи Бабы после изна­си­ло­ва­ния послед­ним, едва спас свою жизнь, посколь­ку “сева­да­лы” хоте­ли его убить, а вся мест­ная поли­ция пого­лов­но под­куп­ле­на “биз­нес-гуру”. Тем­ная исто­рия про­изо­шла 6 июня 1993 г., когда чет­ве­ро уча­щих­ся кол­ле­джа, по-види­мо­му, дове­ден­ные до отча­я­ния над­ру­га­тель­ства­ми Саи Бабы, пред­при­ня­ли неудач­ную попыт­ку поку­ше­ния на него. Все они были застре­ле­ны поли­цей­ски­ми. Тер­ри Гала­хер, кото­рый в тече­ние трех лет был глав­ным коор­ди­на­то­ром Цен­тра Саи в Австра­лии, знал о фаль­си­фи­ка­ции чудес и ока­зал­ся осве­дом­лен о подо­пле­ке этой тра­ге­дии. Он утвер­жда­ет, что сту­ден­тов спе­ци­аль­но спро­во­ци­ро­ва­ли, зама­ни­ли в ловуш­ку, допро­си­ли и хлад­но­кров­но уби­ли. Вско­ре после это­го про­ис­ше­ствия Гала­хер оста­вил секту.

Тай­ное ста­ло явным. Аме­ри­ка­нец Джеф Янг и его жена более 20 лет почи­та­ли Бабу как бога. Теперь Янг, кото­рый до недав­не­го вре­ме­ни был пре­зи­ден­том Цен­тра Саи Бабы в южно-цен­траль­ном реги­оне США, обви­ня­ет Саи Бабу в сек­су­аль­ных над­ру­га­тель­ствах над его сыном Сэмом, про­дол­жав­ших­ся с 1977 года (когда Сэму было 16 лет) по 1999 г. Дру­гой аме­ри­ка­нец — Джед Джей­ран — заяв­ля­ет, что в 16-лет­нем воз­расте под­верг­ся сек­су­аль­ным домо­га­тель­ствам Бабы. Австра­ли­ец Ханс де Кре­кер был пре­дан­ным Саи Бабы в тече­ние пяти лет, пока Саи Баба не попы­тал­ся его совра­тить. То же про­изо­шло с аме­ри­кан­цем иран­ско­го про­ис­хож­де­ния Афши­ном Корам­шах­го­лом. Граж­да­нин Гер­ма­нии Йене Сету 10 лет покло­нял­ся Саи Бабе. В 1999 г. он заре­ги­стри­ро­вал у обще­ствен­но­го обви­ни­те­ля Мюн­хе­на свой аффи­де­вит (пись­мен­ные пока­за­ния, дан­ные под при­ся­гой) о сек­су­аль­ных домо­га­тель­ствах со сто­ро­ны Саи Бабы, кото­рый так­же при­нуж­дал его раз­ве­стись с женой. При попыт­ке поки­нуть ашрам он был задер­жан поли­ци­ей Пут­та­пар­ти, кото­рая ото­бра­ла у него пас­порт и мате­ри­а­лы о Саи Бабе из Интер­не­та. Полу­чив пре­ду­пре­жде­ние, что его жизнь в опас­но­сти, Сету бежал и сумел добрать­ся до немец­ко­го посоль­ства в Дели. Гар­ри Сэм­пет, инже­нер из Чика­го, был доб­ро­воль­ным чле­ном служ­бы внут­рен­ней без­опас­но­сти в ашра­ме Саи Бабы с 1992 по 1995 годы. Он про­вел соб­ствен­ное рас­сле­до­ва­ние поро­ча­щих Саи Бабу слу­хов. В резуль­та­те он порвал с куль­том и обна­ро­до­вал вскры­тые им фак­ты сек­су­аль­ных пре­ступ­ле­ний Саи Бабы.

Англий­ский про­фес­сор музы­ки Дэвид Бэй­ли и его жена Фая несколь­ко лет были пре­дан­ны­ми Саи Бабы и даже писа­ли о нем вос­тор­жен­ные кни­ги. В тече­ние пяти лет Бэй­ли рабо­тал в кол­ле­дже в Пут­та­пар­ти. Его веру в Сатья Саи поко­ле­ба­ла обна­ру­жен­ная им под­дел­ка Бабой “мате­ри­а­ли­за­ци­ий”, но чашу тер­пе­ния пере­пол­ни­ла прось­ба груп­пы уче­ни­ков кол­ле­джа оста­но­вить извра­щен­ные сек­су­аль­ные уни­же­ния, кото­рым их под­вер­гал “ава­тар”. В декаб­ре 1998 года Бэй­ли уехал из ашра­ма и стал одним из актив­ных раз­об­ла­чи­те­лей “ава­та­ра тьмы”. Он, в част­но­сти, выяс­нил, что так назы­ва­е­мые “дра­го­цен­но­сти”, “мате­ри­а­ли­зу­е­мые” Саи Бабой, — это по боль­шей части ниче­го не сто­я­щие без­де­луш­ки, кото­рые при­об­ре­та­ют­ся глав­ным обра­зом в Бан­га­ло­ре и Хай­де­ра­ба­де, но изред­ка — в самой деревне Пут­та­пар­ти. К при­ме­ру, “золо­тое” коль­цо с огром­ным 64-гран­ным “бри­ли­ан­том”, “мате­ри­а­ли­зо­ван­ное” для Бэй­ли Саи Бабой и, по сло­вам послед­не­го, очень доро­гое, ока­за­лось деше­вой под­дел­кой, при­чем Бэй­ли слу­чай­но нашел в Индии юве­ли­ра, посто­ян­но име­ю­ще­го дело с фаль­ши­вы­ми дра­го­цен­но­стя­ми “от Саи Бабы-. Коор­ди­на­тор Обще­ства Сатья Саи в Ирлан­дии после посе­ще­ния это­го юве­ли­ра поки­нул сек­ту. В Шве­ции нача­ло пото­ку раз­об­ла­че­ний Саи Бабы поло­жил извест­ный кино­ак­тер Кон­ни Лар­сен, опуб­ли­ко­вав рас­сказ о сво­ем соб­ствен­ном печаль­ном опы­те пре­дан­но­го Саи Бабы. На это отклик­ну­лось мно­же­ство моло­дых людей из Евро­пы, жела­ю­щих поде­лить­ся сво­ей болью. Один тинэй­джер из Фран­ции сооб­щил, что хотел совер­шить само­убий­ство после домо­га­тельств во вре­мя “интер­вьюу Саи Бабы. В резуль­та­те раз­об­ла­че­ний в Шве­ции закры­лась шко­ла Саи и пре­кра­ти­ло дея­тель­ность Обще­ство Саи Бабы. В Бри­та­нии лей­бо­рист Тони Коулм­эн и быв­ший министр внут­рен­них дел Томас Сак­вил сде­ла­ли пуб­ли­ка­цию Кон­ни Лар­се­на пред­ме­том обсуж­де­ния в Пар­ла­мен­те. Они наде­ют­ся побу­дить бри­тан­ское пра­ви­тель­ство издать пре­ду­пре­жде­ние людям, жела­ю­щим посе­тить ашрам Бабы. Скот­лан­дярд и поли­ция дру­гих стран нача­ли рас­сле­до­ва­ния по заяв­ле­ни­ям потерпевших.

По ирланд­ско­му и австра­лий­ско­му ТВ (про­грам­ма “60 минут”, эфир 24.08.97) были пока­за­ны пере­да­чи, демон­стри­ру­ю­щие тех­но­ло­гию под­лож­ных чудес и зло­упо­треб­ле­ния, царя­щие в ашра­ме Саи Бабы. “Образ­цо­вая боль­ни­ца, постро­ен­ная Саи Бабой на пожерт­во­ва­ния запад­ных почи­та­те­лей яко­бы для бед­ных, ока­за­лась пуста на 80 % из-за высо­ких цен, недо­ступ­ных для боль­шин­ства индий­цев. При этом сани­тар­ное состо­я­ние боль­ни­цы вопи­ю­щее. Кро­ме того, в про­грам­мах про­зву­ча­ли сооб­ще­ния о том, что в боль­ни­це прак­ти­ку­ют­ся кра­жа и про­да­жа орга­нов бога­тым арабам.

Нако­нец, всплы­ли хище­ния средств, пожерт­во­ван­ных Саи Бабе на стро­и­тель­ство боль­ни­цы и систе­мы водо­снаб­же­ния для семи­сот пяти­де­ся­ти дере­вень. На день­ги, выде­лен­ные Все­мир­ным фон­дом раз­ви­тия, было улуч­ше­но водо­снаб­же­ние само­го ашра­ма и лишь несколь­ко дере­вень полу­чи­ли дей­ству­ю­щий водо­про­вод. Орга­ни­за­цию Сатья Саи обви­ня­ют и в дру­гих финан­со­вых злоупотреблениях.

Быв­шие уче­ни­ки кол­ле­джа Саи Бабы, такие как Криш­на Кумар, кото­рый сей­час рабо­та­ет в Син­га­пу­ре, заяв­ля­ют, что боль­шин­ство людей в ашра­ме зна­ют о сек­су­аль­ных домо­га­тель­ствах “ава­та­ра”. Часть из них верят, что это осо­бые тан­три­че­ские при­е­мы про­буж­де­ния кун­да­ли­ни. Даже если это так, такие “мето­ды” не ста­но­вят­ся менее отвра­ти­тель­ны­ми. К тому же не извест­но ни одно­го слу­чая, когда Саи Баба про­буж­дал бы кун­да­ли­ни у женщин.

Дру­гие пре­дан­ные, у кото­рых моз­ги про­мы­ты окон­ча­тель­но, про­сто повто­ря­ют, что раз Саи Баба Бог, то он может делать все, что ни поже­ла­ет, и все его поступ­ки, даже амо­раль­ные, име­ют скры­тый педа­го­ги­че­ский смысл. 

3. Международная организация Саи Бабы

Сеть цен­тров Шри Сатья Саи Бабы покры­ла Север­ную Аме­ри­ку и Запад­ную Евро­пу к кон­цу 70‑х годов. Меж­ду­на­род­ная орга­ни­за­ция Сатьи Саи име­ет цен­тра­ли­зо­ван­ную иерар­хи­че­скую струк­ту­ру. Вер­ши­ной пира­ми­ды явля­ет­ся ашрам в Пут­та­пар­ти во гла­ве с самим Саи Бабой. Он управ­ля­ет Цен­траль­ным офи­сом в “Пра­шан­ти Нилаям”, в состав кото­ро­го вхо­дит Глав­ная кан­це­ля­рия, Все­ин­дий­ский пре­зи­дент и Меж­ду­на­род­ный пред­се­да­тель. Основ­ные обя­зан­но­сти Цен­траль­но­го офи­са состо­ят в уста­нов­ле­нии пери­о­ди­че­ски обнов­ля­е­мых пра­вил, реше­нии адми­ни­стра­тив­ных вопро­сов, созы­ве собра­ний и сбо­ре кон­троль­ной инфор­ма­ции о каж­дом из 15 реги­о­нов, на кото­рые поде­лен весь мир. Рос­сия и неко­то­рые быв­шие стра­ны Совет­ско­го Сою­за вхо­дят в тре­тий реги­он. Реги­о­ны име­ют соб­ствен­ные внут­рен­ние под­раз­де­ле­ния, кото­рые уста­нов­ле­ны соглас­но адми­ни­стра­тив­но-гео­гра­фи­че­ско­му прин­ци­пу: стра­на или штат, затем область, зона или рай­он и, нако­нец, насе­лен­ный пункт. В каж­дый реги­он Меж­ду­на­род­ным пред­се­да­те­лем назна­ча­ют­ся Глав­ные коор­ди­на­то­ры, кото­рые учре­жда­ют в сво­их реги­о­нах Коор­ди­на­ци­он­ные коми­те­ты. Гла­вы послед­них состав­ля­ют Цен­траль­ный совет реги­о­на, пред­се­да­те­ля кото­ро­го так­же назна­ча­ет Меж­ду­на­род­ный пред­се­да­тель. Чле­на­ми Коор­ди­на­ци­он­ных коми­те­тов явля­ют­ся все руко­во­ди­те­ли Цен­тров Саи Бабы и по одно­му от каж­дой из трех групп Саи Бабы. Ста­тус Цен­тра Саи име­ет любая груп­па пре­дан­ных не менее чем из 9 чело­век, веду­щая рабо­ту по всем основ­ным направ­ле­ни­ям дея­тель­но­сти Орга­ни­за­ции Сатьи Саи. Соглас­но “Уста­ву Орга­ни­за­ции Сатьи Саи”, “Центр или груп­па не долж­ны стре­мить­ся к реги­стра­ции… если такая реги­стра­ция не явля­ет­ся обя­за­тель­ной” (с. 20). Все цен­тры, будь то в Индии или в Москве, заре­ги­стри­ро­ва­ны Саи Бабой в Пут­та­пар­ти, таким обра­зом все они име­ют офи­ци­аль­ное “бла­го­сло­ве­ние” на свою дея­тель­ность и кон­тро­ли­ру­ют­ся. По све­де­ни­ям, опуб­ли­ко­ван­ным на саи­ба­бит­ских сай­тах в Интер­не­те, сей­час в 137 стра­нах дей­ству­ют 1200 саи-центров.

Все чле­ны Орга­ни­за­ции Сатьи Саи при­ни­ма­ют уча­стие в рабо­те одно­го или несколь­ких из сле­ду­ю­щих направ­ле­ний (или про­грамм): “Бхад­жа­на Ман­да­ли” (про­ве­де­ние молит­вен­ных собра­ний); “Бала Викас” (орга­ни­за­ция моло­деж­ных и дет­ских собра­ний, меро­при­я­тий и круж­ков); “Сева Дал” (орга­ни­за­тор­ская дея­тель­ность и без­опас­ность); “Махи­ла Виб­хаг” (орга­ни­за­ция жен­щин для хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти и педа­го­ги­че­ское обес­пе­че­ние учеб­ных про­грамм Бал Викас).

Рос­сии цен­тры и груп­пы после­до­ва­те­лей Саи Бабы появи­лись в пер­вой поло­вине 90‑х годов. Они есть в Москве, Санкт-Петер­бур­ге, Аст­ра­ха­ни, Вол­го­гра­де, Хаба­ров­ске, Воро­не­же и дру­гих круп­ных горо­дах. Собра­ния саи­ба­би­тов про­хо­дят, в основ­ном, по вос­кре­се­ньям. В Москве их каж­дый раз посе­ща­ют 100–150 чело­век, из кото­рых око­ло 40 явля­ют­ся актив­ны­ми чле­на­ми сек­ты. Кро­ме это­го, собра­ния про­хо­дят и в дру­гие дни на квар­ти­рах пре­дан­ных. Сек­та пре­тен­ду­ет на уча­стие в обра­зо­ва­тель­ных про­грам­мах учеб­ных заве­де­ний. Изве­стен слу­чай, когда вос­пи­та­тель­ни­ца одно­го из дет­ских садов Моск­вы — после­до­ва­тель­ни­ца Саи Бабы — ста­ла актив­но про­по­ве­до­вать сре­ди сво­их под­опеч­ных малы­шей. По насто­я­нию роди­те­лей это было пре­се­че­но сотруд­ни­ком пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, кото­рый разъ­яс­нил вос­пи­та­тель­ни­це про­ти­во­прав­ность ее действий.

Харак­тер­но, что покло­не­ние Саи Бабе неред­ко соче­та­ет­ся с при­вер­жен­но­стью дру­гим восточ­ным или нью­эй­д­жев­ским рели­ги­оз­ным тече­ни­ям, но, конеч­но, толь­ко тем, гуру кото­рых не пре­тен­ду­ют на свой исклю­чи­тель­ный боже­ствен­ный ста­тус и не отно­сят­ся рез­ко нега­тив­но к кон­ку­рен­там. К при­ме­ру, в Центр св. Ири­нея Лион­ско­го обра­ща­лась девуш­ка, мать кото­рой, будучи “сид­дхой” в ТМ [112], — обо­жа­тель­ни­ца Саи Бабы. Неко­то­рые домо­ро­щен­ные гуру вво­дят культ Саи Бабы в прак­ти­ку сво­их син­кре­ти­че­ских сект. При­ме­ром может слу­жить груп­па “Помо­ги себе сам” в Москве. Тот же Гре­бен­щи­ков — “начи­на­ю­щий тибет­ский буд­дист” — дает прин­ци­пи­аль­но язы­че­ское объ­яс­не­ние такой кажу­щей­ся раздвоенности:

Бог не есть что-то такое осо­бен­ное и уж во вся­ком слу­чае не конеч­ная абсо­лют­ная точ­ка миро­зда­ния. Богов мно­го, все они хорошие…

Алек­сандр Лео­ни­до­вич Двор­кин “Сек­то­ве­де­ние”

Источ­ник: Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия “Азбу­ка веры” 

Из Вики­пе­дии:

В 2004 году Би-Би-Си транс­ли­ро­ва­ло в Вели­ко­бри­та­нии и по все­му миру кри­ти­че­ский доку­мен­таль­ный фильм о Сатья Саи Бабе «Сек­рет­ный Сва­ми» (англ. Secret Swami). В филь­ме быв­шие после­до­ва­те­ли Саи Бабы обви­ня­ют его в при­нуж­де­нии к сек­су­аль­ным отно­ше­ни­ям с ним мно­го­чис­лен­ных маль­чи­ков и юно­шей, а так­же мошен­ни­че­стве посред­ством фоку­сов. В филь­ме так­же гово­рит­ся о неяс­ных обсто­я­тель­ствах про­ис­ше­ствия 6 июня 1993 г. В 2002 году груп­па быв­ших после­до­ва­те­лей Сатья Саи Бабы нача­ла сбор под­пи­сей под меж­ду­на­род­ной пети­ци­ей, при­зы­ва­ю­щей к неза­ви­си­мо­му рас­сле­до­ва­нию дея­тель­но­сти Сатья Саи Бабы и его организации.

В янва­ре 2005 года граж­да­нин США Алайя Рам подал судеб­ный иск про­тив Орга­ни­за­ции Сатья Саи Бабы в США. Одна­ко судеб­ное раз­би­ра­тель­ство не состо­я­лось, и в апре­ле 2006 года иск был ото­зван истцом.[32]

Неко­то­рые учё­ные при­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния, что Саи Баба лишь счи­тал себя все­ве­ду­щим и все­мо­гу­щим, пото­му что отка­зы­вал­ся сам пре­кра­тить стра­да­ния чело­ве­че­ства, гово­ря, что они долж­ны быть: «Глав­ное, о чём я вас про­шу, — это поко­рить­ся мне цели­ком… Отдать мне ваш разум, ваше серд­це, вашу душу…».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

4 комментария

  • дария, 03.07.2017

    Фу какой мерз­кий петух,одна рожа о мно­гом гово­рит! И до сих пор не поса­ди­ли его. Нико­гда даже не сомне­ва­лась что он самозванец

    Ответить »
  • ира, 13.04.2015

    Делать себя рав­ным Богу и само­воз­ве­ли­чи­вать себя это грех сата­ны. Оче­вид­но он и рас­тлил свою гор­де­ли­вую жерт­ву окончательно.

    Ответить »
  • Неверующий магам, 15.10.2013
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки