<span class=bg_bpub_book_author>Максим Степаненко</span> <br>Магический феномен «святого Шарбеля»

Максим Степаненко
Магический феномен «святого Шарбеля»

(8 голосов4.5 из 5)

В газете «Тайны здоровья» опубликовано изображение некоего «святого Шарбеля», которое лечит болезни, если приложить к больному месту или долго смотреть на него.

Есть опасения, что православные поддадутся этому искушению.

Итак, кто такой «святой Шарбель»? Из редакционного комментария к изображению Шарбеля следует, что он был католическим монахом, аскетом, жившим в Ливане в 19 веке, при жизни исцелявшим людей молитвою и наложением рук, и умершим в 1898 году. В 1977 году он был причислен к лику святых Римо-католической Церкви.

molitva svyatomu sharbelyu 17 - Магический феномен "святого Шарбеля"Далее говорится, что его тело после кончины нетленно до сего времени, более того, что все части тела гибки и эластичны, как у живого человека; все годы после смерти на его мощах проступает сукровица розового цвета; в своем настоящем состоянии Шарбель «лечит» людей.

Изучив все материалы, опубликованные газетой «Тайны здоровья», можно категорично утверждать о недопустимости любого использования изображения «святого Шарбеля» православными христианами.

На чем основано такое утверждение?

Во-первых, по каноническим установлениям православные христиане не должны считать святыми и воздавать соответствующее почтение людям, принадлежащим к иным христианским церквям, в том числе и к Римо-католической, и тем более к иным религиям.

По нашей вере Православная Церковь является единственной хранительницей Христовой Истины, Церковью, чьею главою действительной является Господь Иисус Христос.

Понятие христианской святости подразумевает праведную жизнь во Христе, проведённую в лоне Православной Церкви. Почитание неизвестных нашей Церкви инославных и иноверцев чревато духовными опасностями.

Например, огромное количество людей, называющих себя христианами, почитают за святого, или, того хуже, за воплощение Бога на земле Сатьи Саи Баба, который якобы творит чудеса, исцеляет людей и помогает бедным.

Откровения его ближайших последователей, чтивших его более 20 лет, показывают, что он – обыкновенный лжец, мошенник-фокусник и, хуже того, извращенец-педофил. То есть его последователи ежедневно молятся адовым силам в лице Саи Баба, а не истинному Богу.

Во-вторых, нужно понимать значение святых изображений – икон. Они необходимы нам для напоминания о Боге, для научения христиан, для возбуждения религиозного чувства и для прославления Божия.

Мы молимся перед иконами, поскольку перед ними мы скорее побуждаемся к усердной молитве, яснее и точнее вспоминаем о милостях Бога к нам (В. Варжанский. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис, 1910).

Существуют чудотворные иконы, перед которыми христиане получают исцеления или помощь в житейских делах.

Однако такую благодать они получают не от простого смотрения, а после усердной покаянной и смиренной молитвы, творимой с большой верою к Господу, Пресвятой Богородице, Ангелам или канонизированным Церковью святым, изображённым на иконе.

Исцеление человек получает уже по небесным молитвам к Творцу изображённых небесных ходатаев – Богородицы или святых.

К иконам можно прикладываться, и под этим понимается благоговейное прикосновение губами, при этом даже без причмокивания. Прикладываясь к иконе, целуют ноги, руки, часть тела изображённого или даже просто край рамы иконы, но ни в коем случае – в голову и губы.

Недопустимо прикладывать иконы к больным местам. Эта чудовищно кощунственная практика в недавнем времени пошла от экстрасенсов и всевозможных лжецелителей, рекомендующие прикладывать их «заряженные» фотографии или просто смотреть на них.

В-третьих, важным моментом канонического написания святых икон является не только их портретное сходство с прообразом, но и обязательная подпись, раскрывающая имя изображённого, которая обычно пишется в нимбе около головы.

Без такой подписи икона не признается и не используется для почитания, мало того, она должна быть уничтожена. Как видно из изображения «святого Шарбеля», там нет никакой подписи.

Кто из россиян был в Ливане и видел истинное изображение Шарбеля? А вдруг это чей-то безумный розыгрыш или бесовское искушение, которому последовали падкие на сенсацию и духовно безграмотные журналисты?

Не будет ли это поклонение вымышленному лику, или, того хуже, адовым силам? Тем более что св. апостол Иоанн предупреждал в Откровении, что во времена антихриста для соблазнения верующих будет явлено лже-чудотворное и лже-божественное изображение.

Газетные публикации изобилуют отзывами исцелённых читателей. Как быть с этим? Увы, здесь нет никакого чуда и Божественного Промысла. Имеет место обыкновенное… самовнушение не в меру впечатлительных граждан.

Ещё не исчезли из нашей памяти «заряженные» изображения Алана Чумака с выпученными глазами и иных «оккультных чудотворцев» России.

И что самое интересное, некоторые люди действительно получали облечение. И механизм этого очень прост. Если дать посмотреть на такое «чудо-фото» 100 000 людям и сказать, что оно целебно, обязательно найдется 10 – 100 внушаемых с хорошими способностями самогипноза, от которого, в общем-то, хорошо излечиваются некоторые психосоматические болезни.

Итак, братия и сестры, берегитесь этого искушения, а те, кто уже пытался «полечиться», покайтесь и исповедуйтесь, чтобы в последствии не столкнуться с тяжёлыми духовными последствиями от почитания сомнительных «святых».

«Уфимские епархиальные ведомости», № 3 — 4, 2002

Об иконах, святых и «целительном» лике Шарбеля

О Шарбеле мы писали в № 3-4, 2002, но, к сожалению, редакция местной газеты «Тайны здоровья» так и не оставила попыток привить почитание далекого ливанского католического монаха в Башкирии, выдвигая различные аргументы.

Пытаясь уберечь православных христиан от этого искушения, хочется расширить свои контраргументы и поговорить также о таких неотъемлемых частях православия, как иконы и почитание святых.

Увы, немало людей, возжигая свечу перед иконой святого, не могут объяснить, почему без этого никак нельзя обойтись; какова сущность получаемой благодати, и тем более не могут опровергнуть обвинения в идолопоклонничестве.

Господь предупреждал: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк.13:22).

Одним из способов прельщения «избранных» (то есть людей, исповедующих правильную веру) в последние времена будет создание антихристом для поклонения «образа (читай – иконы. – прим. авт.) зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр.13:14).

Комментируя этот стих «Откровения», диакон Андрей Кураев указывает, что это является одним из доказательств «от обратного» о правильности иконопочитания.

Предположим, иконопочитание – это идолопоклонничество, как считают магометане, протестанты и всевозможные секты, то тогда разве можно прельстить избранных «иконой зверя», если избранные изначально не почитали иконы (конечно, канонические)?

Сатана не смог в свое время отвратить христиан от иконопочитания, и теперь темные силы изменили «тактику». Так, начали появляться весьма тонкие искушения, через которые верующий ввергается в грех осквернения святых образов.

Одним из таковых является поклонение лику Шарбеля в том виде, в котором предлагают читателям газета «ТЗ»: «Но хотелось, чтобы читатель наконец-то понял, что дело не в словах о Шарбеле, написанных писателем, а в воздействии самого лика. Как пишут нам многие, «иной раз стоит только вообразить образ святого, так уже наступает заметное облегчение».

Вот отзыв Флюры М.: «Правую руку я нечаянно придавила крышкой от дивана, когда доставала обувь. Со временем это начало давать знать о себе. Три дня прикладывала к больному месту изображение лика, боль прошла».

«У меня нестерпимо болели ноги, на пятки даже не могла наступать. Приложила лик к больным местам, через три дня ощутила облегчение», – пишет Д. К. Г.

Анвар Х. так описывает свой опыт «исцеления ликом: «У меня в одной почек был камень 4 мм, в другой 3 мм. И я решил попробовать полечить почку. Приложил изображение святого Шарбеля, помолился и …почувствовал удар, будто горох лопается при жарке.

Камень лопнул и вышел мелкими камешками и песочком. Теперь лечу другие болезни и благодарю Бога и святого Шарбеля».

Здесь хочу обратить внимание на то, что в основном люди, которые прислали свои свидетельства исцеления от газетного изображения Шарбеля, судя по инициалам, … татары и башкиры, которые традиционно исповедуют ислам. Да и сама редакция приводит случаи, когда именно мусульмане якобы исцелялись в Ливане от мощей Шарбеля.

В чем же здесь искушение? Чтобы это понять, обратимся к каноническому пониманию иконопочитания.

Православные христиане, поклоняясь иконе, поклоняются не изделию рук человеческих, не произведению искусства, а первообразу. Иконы – не Бог, а «называемые Богом» (2Фес.2:4), они не заменяют Бога, а напоминают нам о Нем.

Иконопочитание выражается в поклонении, воздаянии почестей, в обращении с молитвой не к самой иконе, а через нее к первообразу, т. е. к тому, кто на ней изображен: Господь Иисус Христос, Богородица, Ангелы и святые угодники.

И «чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, – пишется в постановлении VII Вселенского собора от 787 г., – тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним, и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству».

Святые изображения существуют у христиан для напоминания о Боге, для нашего научения, для возбуждения религиозного чувства и для прославления Бога.

При этом изначально икона не служила посредником в исцелениях людей.

Только со временем Господь начал открывать новую благодать – получение исцеление после молитвы и почитания первообраза, изображённого на иконах.

Хотя исцеления могут быть и от молитв перед иконами и Господа Иисуса Христа, и ангелов и угодников, но все же в основном известные в России образы, называемыми чудотворными – это иконы Пресвятой Богородицы разного стиля написания – Владимирская, Смоленская, Казанская и т.д.

Теперь обратимся к «методике», которой должен следовать больной (заметьте, вне зависимости от вероисповедания), жаждущий получить излечение от лика Шарбеля.

Необходимо взять неканоническое (на нем нет обозначения имени святого и т.д.) и неосвященное изображение Шарбеля на газетной бумаге и помолясь «отсебятиной» (канонического текста молитвы или тропаря газета не опубликовала) к Шарбелю обязательно приложить газетный листок к больному месту.

Что во всем этом вызывает недоумение?

Во-первых, факт того, что именно от газетного изображения может исходить «целительная благодать». Хотя и известны случаи мироточения от фотографий иконы Богородицы, сомнительно, чтобы благодать исходила от не священного газетного листка, тем более от газеты, печатающей на другой странице ересь о «биокомпьютере» и т.п.

Кстати, мироточили фотографии иконы Богородицы, которые передал одному священнику иеромонах из Оптиной пустыни. Не считая святости места отправления, без сомнения, этот иеромонах передал их с молитвой и благословением, что также предопределило это чудо.

Во-вторых, вызывает удивление необходимость приложить изображение Шарбеля именно на больное место. Разве газетный листок – это лазер или аппарат СВЧ-облучения, который нужно действительно приложить к месту поражения, иначе эффекта не будет?

Разве исцеление христиан от икон происходит от некоего мистического изучения, причем идущего узким пучком, к которому нужно обязательно приставить больное место, иначе этот «целебный пучок» пройдет мимо больного органа и тот не исцелится? Это смешно…

Чудесные исцеления христиан и от молитв перед иконами, мощами, и после принятия Таинств Причастия и Соборования объясняются действием Утешителя – Святого Духа, посылаемого в мир Господом Иисусом Христом, Того, Который сходит на человека в целом, а не только на больной орган. К чему тогда прикладывать иконы к болячкам?

Хотя к иконам можно прикладываться, но под этим понимается благоговейное прикосновение губами, а не ногой или животом, и при этом без причмокивания.

Прикладываясь к иконе, целуют ноги, руки или часть тела изображенного или даже просто край рамы иконы, но ни в коем случае в голову и губы. Такое прикладывание к иконам служит внешним выражением нашего смиренного уважения и почитания, равно как и поклоны перед ними.

Недопустимо иконы прикладывать к больным местам! Эта кощунственная практика пошла от экстрасенсов, рекомендующие прикладывать их «заряженные» фотографии или просто смотреть на них.

Ряд читателей «ТЗ», по всей видимости, выразили редакции свои сомнения о странном методе «лечения», на что в № 10, 2002 редакция поместила весьма оригинальный ответ:

«Печатая изображение, мы каждый раз в буквальном смысле ВОПИМ – лечит не лик и не изображение прекрасной цыганки, ни другие атрибуты, а ваше духовное обращение к Самому Всевышнему. Ведь, прося Шарбеля, вы подспудно обращаетесь к Богу.

Так зачем, спрашивается, нам Шарбель? Мы можем напечатать даже просто фотографию лопаты, если вы будете держать в душе Самого Творца, то и она вас вылечит…

И мусульмане нам пишут: а нам можно ли прикладывать к больному месту? Отвечаю, прикладывайте хоть сковородку, но только со всей душой, но только всей душой, искренне обращайтесь к Аллаху, его просите и увидите, что получиться.

Любое изображение, любой предмет – это лишь созданное руками тех, кого создал Он, Наш Творец, поэтому ни лики, ни цыганки, ни лопаты лечить не могут – это глупость, а лечить может только Сам Создатель. Его и просите, а в руках при этом можете держать любой предмет, даже Шарбеля»…

Что называется, заговорились и договорились… О молитвах к Богу с лопатами и сковородками не додумались даже самые безумные секты… Налицо непонимание редакцией «ТЗ» смысла истинного иконопочитания.

При этом, пытаясь обосновать оккультный способ исцеления путем прикладывания газетных фото к больным местам, редакция доходит до полного абсурда, придавая ему магический характер.

Иначе зачем обращаться к Богу со сковородкой? И хуже того, уравнивая прикладывание к больному месту сковородки, лопаты, фото цыганки и лика святых – лишь бы Богу люди молились?

Также «ТЗ» пытается ввести читателей в заблуждение, утверждая: «У Бога все святые равны», вкладывая в это смысл, по которому все «святые» разных религий равны перед Богом.

Св. ап. Петр емко дал определение святости: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

Под святостью понимается не столько духовно-нравственное совершенство, сколько посвящение на служение Богу, определение человека в Божий «удел».

Таким образом, святость и праведность – это не одно и то же, хотя святость неразрывна с праведностью. То, что святым можно стать только через Христа, понятно из самого обращения апостола, т.к. обращается он только к христианам.

Впрочем, это ясно и из других стихов Нового Завета. Христос сказал о себе: «Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Св. ап. Павел вторил: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5), «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:5-6), предупреждая также: «Ибо никто не может положить другого основания кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11).

Т.е. невозможно появление в будущем другой веры действительно от Бога, в основании которой нет Христа, определив на 600 лет веский контраргумент магометанству. Отношение к языческим религиям четко высказал еще св. пророк Давид: «Ибо все боги народов – идолы» (Пс.95:5).

Из «сковородного» объяснения фактов исцеления «от святых» видно также непонимание «ТЗ» и этого явления. Поскольку даже после этого оригинального объяснения не понятно, если исцеляет Бог, то зачем молится к святым или на лопату со сковородкой?

Почитание святых, как это толкуют мусульмане, протестанты и сектанты, не является разновидностью идолопоклонничества, которым якобы «заразились» христиане в свое время.

Во-первых, Православная Церковь, помня, что у Бога «все живы» (Лк.20:38), считает усопших праведников неотъемлемой, невидимой, но реально существующей небесной частью Христовой Церкви.

Во-вторых, взаимная молитва к Богу друг о друге крайне важна для христиан.

Сам св. ап. Павел в своих посланиях постоянно просил молиться о нем, более того, он, имеющий такую благодать от Бога, однажды писал: «… Это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Фил.1:19). Если апостолы так нуждались в молитвах, что же говорить о нас, грешных?

В-третьих, поскольку «много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16), совершенно не безразлична степень духовной чистоты молитвенника.

Вот почему мы обращаемся к давно умершим святым! Потому что, точно зная их праведность, реальность существования на небе и их возможность влияния на все тело Христовой Церкви, мы можем надеяться на более благополучный итог их совершенных молитв, в отличие от того, если бы о нас молились живые, но обычные и грешные собратья.

В случае канонических молитв к святым их контекст всегда таков: «святый угодник Божий…. моли Бога обо мне (нас), т.е. действующей силой является только Бог, которого святые своей молитвой просили о нас. И нет здесь никакого идолопоклонничества!

Таким образом, признавая праведность как таковую за людьми иных религий, мы должны почитать за святых только тех праведников, которые исповедовали Православную веру, и при этом их святость была подтверждена соборным решением Православной Церкви, которая есть «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.2:15).

Итак, братья и сестры мы еще раз предупреждаем, берегитесь искушения оккультным способом «полечиться» от лика Шарбеля, который к тому же не признан Православной Церковью святым.

Максим Степаненко, руководитель миссионерского отдела Уфимской епархии Русской Православной Церкви

«Уфимские епархиальные ведомости», № 16-17, 2002.

Фото из открытых источников

Комментировать