Научный анализ астрологических представлений

Научный анализ астрологических представлений

(2 голоса5.0 из 5)

Про­бле­ма истин­но­сти аст­ро­ло­ги­че­ских про­гно­зов была акту­аль­на уже в древ­нем мире. До сего­дняш­не­го дня дошли мно­гие тру­ды антич­ных фило­со­фов, в кото­рых истин­ность аст­ро­ло­гии под­вер­га­лась сомне­нию. К их чис­лу при­над­ле­жат, напри­мер, Цице­рон (О диви­на­ции), Секст Эмпи­рик (Кни­га про­тив аст­ро­ло­гов) и др. При этом раз­лич­ные дово­ды про­тив аст­ро­ло­гии повто­ря­лись из сто­ле­тия в сто­ле­тие, мало отра­жа­ясь на её популярности.

Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что поле­ми­ка велась в обла­сти фило­со­фии. Раз­ви­тие есте­ство­зна­ния и науч­ной мето­до­ло­гии при­ве­ло к тому, что с сере­ди­ны ХХ сто­ле­тия появи­лось мно­го кри­ти­че­ских работ, где фено­мен аст­ро­ло­гии иссле­ду­ет­ся с точ­ки зре­ния нау­ки. Пси­хо­ло­ги, фило­со­фы, спе­ци­а­ли­сты по ста­ти­сти­ке, аст­ро­но­мы, физи­ки, био­ло­ги и др. уче­ные про­ве­ли науч­ный  ана­лиз аст­ро­ло­ги­че­ских кон­цеп­ций, само­го фено­ме­на аст­ро­ло­гии и ее вли­я­ния на людей. Выво­ды ока­за­лись для аст­ро­ло­гии неудо­вле­тво­ри­тель­ны­ми. В пер­вом при­бли­же­нии мож­но аст­ро­ло­гию раз­де­лить на 3 части: попу­ляр­ную аст­ро­ло­гию, тра­ди­ци­он­ную аст­ро­ло­гию и кос­мо­био­ло­гию (вклю­ча­ю­щую изу­че­ние вли­я­ния кос­ми­че­ских фак­то­ров на зем­ные организмы).

Мно­го­чис­лен­ные ста­ти­сти­че­ские иссле­до­ва­ния совре­мен­ных учё­ных пока­зы­ва­ют, что пер­вая часть бес­по­лез­на и явля­ет собой экс­плу­а­та­цию масс с целью лич­ной при­бы­ли или насаж­де­ния аст­ро­ло­ги­че­ско­го мировоззрения.

Вто­рой тип аст­ро­ло­гии тре­бу­ет раз­но­пла­но­во­го и уси­лен­но­го науч­но­го иссле­до­ва­ния. Здесь суще­ству­ет слож­ный сим­во­ли­че­ский фор­ма­лизм, сфор­ми­ро­ван­ный в тече­ние мно­гих сто­ле­тий. Рабо­ты мно­гих ана­ли­ти­ков пока­зы­ва­ют, что он может и не касать­ся ника­ко­го реаль­но­го вли­я­ния пла­нет и звёзд на чело­ве­че­ский харак­тер. Эта слож­ная систе­ма сим­во­лов мно­ги­ми людь­ми рас­це­ни­ва­ет­ся полез­ной для обес­пе­че­ния ощу­ще­ния свя­зи чело­ве­ка со Все­лен­ной в целом, т.е. носит ско­рее пси­хо­ло­ги­че­ский, чем есте­ствен­но­на­уч­ный характер.

Тре­тий тип аст­ро­ло­гии, куда мно­гие иссле­до­ва­те­ли стре­мят­ся вме­стить и кос­мо­био­ло­гию, может пока­зать, что совре­мен­ная кон­цеп­ция Все­лен­ной, в кото­рой мы живём, не настоль­ко заклю­чи­тель­на и пол­на, как мы при­вык­ли думать. Име­ют­ся неко­то­рые фак­ты, кото­рые тре­бу­ют при­сталь­но­го вни­ма­ния и хоро­шей гипо­те­зы для их объ­яс­не­ния. Одна­ко, кос­мо­био­ло­гия не может рас­смат­ри­вать­ся как фак­тор, под­твер­жда­ю­щий тра­ди­ци­он­ную аст­ро­ло­гию, так как ее выво­ды пока не уда­ет­ся свя­зать с аст­ро­ло­ги­че­ским формализмом.

В 1976 году учё­ные, сре­ди кото­рых мно­го лау­ре­а­тов Нобе­лев­ской пре­мии, напи­са­ли заяв­ле­ние про­тив аст­ро­ло­гии, в кото­ром выра­зи­ли своё нега­тив­ное отно­ше­ние к это­му явле­нию. Кро­ме это­го, мно­гие спе­ци­а­ли­сты, деталь­но изу­чав­шие аст­ро­ло­гию и ее мето­ды, скло­ня­ют­ся к тому, что аст­ро­ло­гия не отра­жа­ет объ­ек­тив­ных вза­и­мо­свя­зей небес­ных тел и человека.

Х.Эйсенк и Д.Ниас про­ве­ли иссле­до­ва­ние, посвя­щен­ное выяв­ле­нию досто­вер­но­сти соот­вет­ствия пси­хо­ло­ги­че­ских харак­те­ри­стик людей тем тол­ко­ва­ни­ям, кото­рые дают аст­ро­ло­ги в соот­вет­ствие с поло­же­ни­ем Солн­ца в зоди­а­каль­ном зна­ке в момент рож­де­ния. При этом исполь­зо­ва­лись лишь самые общие харак­те­ри­сти­ки чело­ве­ка: интро­верт­ность и экс­тра­верт­ность, импуль­сив­ность и ста­биль­ность пси­хи­ки. Для пер­вой пары харак­те­ри­стик полу­чи­лась хоро­шая кор­ре­ля­ция с аст­ро­ло­ги­че­ски­ми пред­ска­за­ни­я­ми, в то вре­мя как для вто­рой пары сов­па­де­ний не было. Тогда Х. Эйсенк с кол­ле­га­ми допу­сти­ли, что, воз­мож­но, пред­ва­ри­тель­ное зна­ние иссле­ду­е­мых людей сво­их аст­ро­ло­ги­че­ских харак­те­ри­стик мог­ло повли­ять на конеч­ный резуль­тат иссле­до­ва­ния. Поэто­му было про­ве­де­но иссле­до­ва­ние на детях, кото­рые ещё не были зна­ко­мы с аст­ро­ло­ги­че­ски­ми про­гно­за­ми. Пер­вые резуль­та­ты в этом слу­чае не под­твер­ди­лись[1].

Иссле­до­ва­ния, каса­ю­щи­е­ся кор­ре­ля­ции само­убийств и аст­ро­ло­ги­че­ских фак­то­ров в горо­ско­пах жертв, про­ве­ден­ные Н. Пресс и др., пока­за­ли, что из мно­же­ства аст­ро­ло­ги­че­ских пра­вил, содер­жа­щих­ся в спра­воч­ни­ках и руко­вод­ствах, ни одно не сов­па­ло с реаль­ным событием.

Дости­же­ния кос­мо­био­ло­гии сви­де­тель­ству­ют, что «сбы­ва­е­мость» мно­гих общих аст­ро­ло­ги­че­ских про­гно­зов может быть вызва­на чисто аст­ро­но­ми­че­ски­ми явле­ни­я­ми.  Так, было дока­за­но, что настро­е­ние людей может менять­ся в зави­си­мо­сти от сол­неч­ной актив­но­сти. На поверх­но­сти Солн­ца посто­ян­но появ­ля­ют­ся и исче­за­ют пят­на, чис­ло кото­рых уве­ли­чи­ва­ет­ся с ростом актив­но­сти Солн­ца. Пери­од сол­неч­ной актив­но­сти состав­ля­ет при­мер­но 11 лет. Извест­но, что сол­неч­ные пят­на явля­ют­ся источ­ни­ка­ми излу­че­ния, кото­рое ока­зы­ва­ет вли­я­ние на маг­ни­то­сфе­ру Зем­ли. Име­ет­ся под­твер­жде­ние того, что чис­ло сол­неч­ных пятен свя­за­но с тем­пе­ра­ту­рой воз­ду­ха и коли­че­ством дождей на Зем­ле.  Это име­ет кос­вен­ное вли­я­ние на настро­е­ние людей. Когда пого­да сол­неч­ная, люди име­ют хоро­шее настро­е­ние и луч­ше отно­сят­ся к дру­гим людям.

Аст­ро­ло­ги про­бо­ва­ли уста­но­вить кор­ре­ля­цию зем­ле­тря­се­ний с аст­ро­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми. Одна­ко, учё­ные опро­вер­га­ют воз­мож­ность таких сов­па­де­ний, так как зем­ле­тря­се­ния раз­лич­ной интен­сив­но­сти про­ис­хо­дят на Зем­ле почти каж­дые 30 секунд и мож­но лег­ко под­та­со­вать резуль­та­ты. Было про­де­ла­но мно­же­ство иссле­до­ва­ний, что­бы выявить воз­мож­ное вли­я­ние Луны на зем­ле­тря­се­ния, но все они ока­за­лись безрезультатны.

Почти все совре­мен­ные аст­ро­ло­ги отсту­па­ют от пер­во­на­чаль­но­го индук­тив­но­го и эмпи­ри­че­ско­го харак­те­ра полу­че­ния аст­ро­ло­ги­че­ских зна­ний. Если пер­во­на­чаль­но, по сви­де­тель­ствам древ­них хал­дей­ских источ­ни­ков,  накап­ли­ва­лась инфор­ма­ция о явле­ни­ях на небе и собы­ти­ях на зем­ле, а потом, после сопо­став­ле­ния тех и дру­гих фак­тов, дела­лись выво­ды, то сей­час часто мы име­ем ситу­а­цию, когда аст­ро­лог вме­сто сбо­ра инфор­ма­ции начи­на­ет интер­пре­ти­ро­вать горо­скоп исхо­дя из соб­ствен­но­го мне­ния, кото­рое осно­вы­ва­ет­ся боль­ше на инту­и­ции и домыс­лах, чем на зна­нии. Напри­мер, все зоди­а­каль­ные зна­ки носят опре­де­лён­ные назва­ния. Эти назва­ния были при­сво­е­ны очень дав­но, и труд­но ска­зать, как они воз­ник­ли. Для того что­бы полу­чить более менее досто­вер­ную инфор­ма­цию о том, как на чело­ве­ка вли­я­ет вре­мя его рож­де­ния при нахож­де­нии Солн­ца в каком-то зна­ке, напри­мер, в зна­ке Тель­ца, нуж­но собрать мно­го харак­те­ри­стик людей, родив­ших­ся в это вре­мя, обоб­щить их, про­ве­сти науч­ное иссле­до­ва­ние с при­ме­не­ни­ем ста­ти­сти­че­ских мето­дов и сде­лать выво­ды. Мно­гие аст­ро­ло­ги посту­па­ют наобо­рот. Они дела­ют суж­де­ние о чело­ве­ке, исхо­дя из того, каки­ми каче­ства­ми дол­жен обла­дать Телец, т.е. бык. Такой под­ход нена­учен и не может при­ве­сти к поло­жи­тель­но­му знанию.

Фран­цуз­ский пси­хо­лог М.Гокелен  про­те­сти­ро­вал 50 000 при­зна­ков лич­но­сти на соот­вет­ству­ю­щих 12 зоди­а­каль­ных сим­во­лах и его резуль­та­ты не пока­за­ли ника­кой кор­ре­ля­ции с совре­мен­ны­ми упро­щён­ны­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми трак­тов­ка­ми аст­ро­ло­гов. Часто люди рож­да­ют­ся с Солн­цем в опре­де­лён­ном зна­ке и не име­ют при­зна­ков лич­но­сти, свя­зан­ных с харак­те­ри­сти­кой это­го зна­ка. Эти фак­ты сви­де­тель­ству­ет о том, что совре­мен­ная тен­ден­ция пси­хо­ло­ги­зи­ро­вать аст­ро­ло­гию носит нена­уч­ный харак­тер и при­ми­тив­ные трак­тов­ки зоди­а­каль­ных сим­во­лов не име­ют под собой реаль­но­го осно­ва­ния[2].

Аст­ро­ло­гия про­ти­во­ре­чит науч­но­му миро­воз­зре­нию, так как в нау­ке ничто не может быть уста­нов­ле­но как без­услов­но истин­ное. В нау­ке идёт непре­рыв­ный поиск, экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ние, кото­рые могут опро­верг­нуть ста­рые тео­рии. Науч­ные выво­ды долж­ны зави­сеть не от пер­со­наль­ных сим­па­тий и убеж­де­ний иссле­до­ва­те­ля о гипо­те­зе, а от фактов.

Любая гипо­те­за, выдви­га­е­мая аст­ро­ло­га­ми, долж­на иметь очень силь­ное под­твер­жде­ние, что­бы её при­ня­ли учё­ные. Часто в аст­ро­ло­ги­че­ской лите­ра­ту­ре встре­ча­ют­ся боль­шие необос­но­ван­ные мас­си­вы инфор­ма­ции, полу­ча­е­мые по ана­ло­гии с ранее уста­нов­лен­ны­ми сим­во­ли­че­ски­ми кон­струк­ци­я­ми. Напри­мер, Павел Гло­ба в сво­ей кни­ге «Прак­ти­че­ская аст­ро­ло­гия» даёт опи­са­ние зна­че­ний тран­зи­тов для пла­нет. При этом подроб­но оста­нав­ли­ва­ет­ся на харак­те­ри­сти­ках Мер­ку­рия, Вене­ры, Мар­са, а харак­те­ри­сти­ки даль­них пла­нет пред­ла­га­ет сво­им чита­те­лям доду­мать самим по ана­ло­гии. Этот метод полу­че­ния инфор­ма­ции явля­ет­ся анти­на­уч­ным, так как ста­вит про­цесс полу­че­ния зна­ния в зави­си­мость от субъ­ек­ти­виз­ма каж­до­го иссле­до­ва­те­ля[3].

В тру­дах аст­ро­ло­гов аве­стий­ской шко­лы содер­жит­ся исчер­пы­ва­ю­щая спра­воч­ная инфор­ма­ция об  аспек­тах пла­нет, их поло­же­ни­ях в зна­ках, домах горо­ско­па. При этом пла­не­ты, откры­тые недав­но, такие как Уран, Неп­тун и Плу­тон, опи­са­ны настоль­ко же подроб­но, как и извест­ные с глу­бо­кой древ­но­сти. Уран, со вре­мён его откры­тия Вилья­мом Гер­ше­лем, про­шёл все­го 2,5 обо­ро­та вокруг Солн­ца, а Неп­тун и Плу­тон, откры­тые позд­нее, не про­шли ещё ни одно­го. Одна­ко, мно­гие аст­ро­ло­ги заяв­ля­ют, что свой­ства этих пла­нет уже изу­че­ны доста­точ­но хоро­шо. Харак­тер этой инфор­ма­ции застав­ля­ет сомне­вать­ся в объ­ек­тив­но­сти при­ве­ден­ной систе­мы зна­ний. Если ста­рые пла­не­ты мог­ли быть изу­че­ны аст­ро­ло­га­ми на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тий, то, напри­мер, Плу­тон, откры­тый лишь в 1930 году и име­ю­щий пери­од обра­ще­ния вокруг Солн­ца 248 лет, ещё дол­жен тща­тель­но изу­чать­ся. Воз­ни­ка­ет подо­зре­ние, что инфор­ма­ция взя­та из оккульт­ных источ­ни­ков, доду­ма­на на осно­ве сим­во­ли­че­ских пред­став­ле­ний или про­сто сфальсифицирована.

Ана­лиз аст­ро­ло­ги­че­ских пред­ска­за­ний пока­зы­ва­ет, что аст­ро­ло­ги раз­ви­ли свои мето­ды выра­же­ния инфор­ма­ции для того, что­бы их пред­ска­за­ния выгля­де­ли более успеш­ны. Один из таких мето­дов исполь­зу­ет туман­ные, про­дол­жи­тель­ные сро­ки, что­бы учесть самое широ­кое раз­но­об­ра­зие интер­пре­та­ций, дру­гой свя­зан с тем, что пред­ска­за­ния дела­ют­ся дале­ко на буду­щее, с надеж­дой, что люди забу­дут о пред­ска­за­нии, пока прой­дёт это вре­мя. Неко­то­рые аст­ро­ло­ги дела­ют то же самое пред­ска­за­ние мно­го раз в тече­ние несколь­ких лет в надеж­де, что это собы­тие в конеч­ном сче­те когда-нибудь про­изой­дет. Таким обра­зом, ста­ти­сти­че­ские иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что истин­ность чёт­ких аст­ро­ло­ги­че­ских про­гно­зов неве­ли­ка и не выхо­дит за пре­де­лы слу­чай­но­го совпадения.

Аст­ро­ло­ги­че­ское миро­воз­зре­ние оста­лось во мно­гом антич­ным, опе­ри­ру­ю­щим сим­во­ли­че­ски­ми объ­ек­та­ми и свя­зя­ми меж­ду объ­ек­та­ми. Такое зна­ние мож­но назвать дона­уч­ным. Это тем более под­твер­жда­ет­ся совре­мен­ным состо­я­ни­ем аст­ро­ло­ги­че­ских постро­е­ний, так как аст­ро­ло­гия не упо­треб­ля­ет в сво­их рас­чё­тах мно­гих аст­ро­но­ми­че­ских объ­ек­тов, напри­мер, спут­ни­ков боль­ших пла­нет, кото­рые не были извест­ны в древ­нем мире. По сво­ей физи­че­ской зна­чи­мо­сти мно­гие из этих тел намно­го пре­вос­хо­дят извест­ные в древ­но­сти. Напри­мер, спут­ник Юпи­те­ра Гани­мед по раз­ме­рам и мас­се боль­ше пла­нет Мер­ку­рия и Плу­то­на и нахо­дит­ся к Зем­ле намно­го бли­же чем Плу­тон. Одна­ко, совре­мен­ная аст­ро­ло­гия  не учи­ты­ва­ет его вли­я­ние на зем­ные события.

Миро­воз­зре­ние мно­гих аст­ро­ло­гов мож­но назвать нена­уч­ным, так как они не зна­ют прин­ци­пов рабо­ты аст­ро­ло­гии, т.е. не могут ука­зать меха­низм воз­дей­ствия небес­ных тел на чело­ве­ка. Их пред­став­ле­ния более похо­жи на маги­че­ские, во вся­ком слу­чае, в них явно нару­ша­ет­ся прин­цип при­чин­но­сти. Наи­бо­лее часто мож­но услы­шать, что всё в мире устро­е­но по прин­ци­пу: «то, что навер­ху подоб­но тому, что вни­зу». Этот прин­цип оккульт­ный и не соот­вет­ству­ет стро­гим науч­ным пред­став­ле­ни­ям о устрой­стве мира. Он боль­ше похож на туман­ный фило­соф­ский прин­цип, из кото­ро­го невоз­мож­но полу­чить прак­ти­че­ско­го знания.

Мно­гие аст­ро­ло­ги явля­ют­ся прак­ти­ка­ми и вооб­ще не инте­ре­су­ют­ся науч­но­стью аст­ро­ло­гии и её свя­зя­ми с дру­ги­ми дис­ци­пли­на­ми. Для них глав­ное част­ная прак­ти­ка, исполь­зо­ва­ние уже име­ю­щих­ся про­стых пра­вил, без их про­вер­ки и даль­ней­шей твор­че­ской работы.

Одна из самых суще­ствен­ных про­блем, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся аст­ро­ло­ги – это опи­са­ние меха­низ­ма, с помо­щью кото­ро­го пла­не­ты ока­зы­ва­ют вли­я­ние на людей. Боль­шин­ство пред­ло­жен­ных аст­ро­ло­га­ми моде­лей не соот­вет­ству­ют совре­мен­ной науч­ной кар­тине мира.

Совре­мен­ные аст­ро­ло­ги посто­ян­но под­чер­ки­ва­ют связь сво­е­го уче­ния с пси­хо­ло­ги­ей и осо­бен­ную цен­ность это­го сою­за. Иссле­до­вав это, Р.Кулвер и Ф.Ианна счи­та­ют, что при­вле­ка­тель­ность аст­ро­ло­гии в том, что она пред­ла­га­ет удоб­ный путь ухо­да от ответ­ствен­но­сти. Вме­сто того, что­бы при­знать ответ­ствен­ность за свои дей­ствия, мож­но ска­зать, что звёз­ды были не пра­вы, или, что звёз­ды заста­ви­ли сде­лать какой-то посту­пок[4].

При­чи­ны роста попу­ляр­но­сти аст­ро­ло­гии и дру­гих оккульт­ных систем раз­лич­ны, от про­сто­го любо­пыт­ства до отча­ян­но­го поис­ка чудес­но­го сред­ства, кото­рое помо­жет избе­жать мно­гих жиз­нен­ных про­блем. Совре­мен­ная напря­жён­ная жизнь тол­ка­ет людей на поис­ки каких-то форм облег­че­ния и ощу­ще­ния без­опас­но­сти. Мно­гие люди не видят в тра­ди­ци­он­ных рели­ги­ях жиз­не­спо­соб­ное сред­ство, спо­соб­ное реаль­но помочь, пото­му ищут допол­ни­тель­ные фор­мы духов­но­сти. Это свя­за­но с тем, что тра­ди­ци­он­ный рели­ги­оз­ный путь нелё­гок, так как тре­бу­ет мно­же­ства огра­ни­че­ний и боль­шой духов­ной рабо­ты. Совре­мен­ный запад­ный чело­век, вырос­ший в потре­би­тель­ском обще­стве, уже не спо­со­бен побо­роть свой эго­изм и не хочет огра­ни­чи­вать свои удо­воль­ствия, поэто­му ищет лёг­кий путь для раз­ре­ше­ния жиз­нен­ных проблем.

Аст­ро­ло­гия име­ет ква­зи­ре­ли­ги­оз­ное зна­че­ние в жиз­нях мно­гих людей. Люди чув­ству­ют, что явля­ют­ся частью како­го-то боль­шо­го цело­го, всей все­лен­ной, где всё вза­и­мо­свя­за­но, где всё запла­ни­ро­ва­но в дви­же­нии звёзд, чьей-то выс­шей вла­стью и боль­шим могу­ще­ством. Зна­чит, собы­тия в жиз­ни не явля­ют­ся слу­чай­ны­ми, а име­ют некую боль­шую цель в рам­ках всей Вселенной.

Кажу­щий­ся успех аст­ро­ло­гии лежит в обла­сти пси­хи­ки чело­ве­ка. Сего­дня оста­лось мало людей, котоpые  стаpа­ют­ся  вести более менее само­сто­я­тель­ный  обpаз  жиз­ни.  Явно  пpо­сле­жи­ва­ет­ся несво­бо­да наше­го совpе­мен­ни­ка, котоpый чеpез  газет­ную пpо­па­ган­ду, pадио­ве­ща­ние и теле­ви­де­ние полу­ча­ет гото­вые пpед­пи­са­ния, pецеп­ты – что он дол­жен делать, от чего отка­зать­ся, что есть и пить, где пpо­во­дить отпуск, что обуть на ноги, на что тpа­тить сво­бод­ное вpе­мя и деньги.

Вера в аст­ро­ло­гию может быть объ­яс­ни­ма и тем, что если чело­век зна­ет пред­ска­за­ние на буду­щее, то ведёт себя так, даже под­со­зна­тель­но, что­бы это пред­ска­за­ние сбы­лось. Его пове­де­ние меня­ет­ся по срав­не­нию с тем, какое бы было, если бы пред­ска­за­ние не было известно.

Мож­но выде­лить несколь­ко важ­ных при­чин, поче­му люди обра­ща­ют­ся к астрологии:

- Это про­ис­хо­дит из-за эмо­ци­о­наль­ной уста­ло­сти и жиз­нен­ной сума­то­хи. Раз­го­вор с кем-то, не обя­за­тель­но с аст­ро­ло­гом, о про­бле­мах жиз­ни даёт опре­де­лён­ное облег­че­ние. В обще­стве, где все люди чужие друг дру­гу, кон­суль­та­ции с аст­ро­ло­гом могут дать пси­хо­ло­ги­че­ское облегчение.

- Аст­ро­ло­ги не толь­ко дают здра­во­мыс­ля­щие сове­ты и сочув­ству­ют, но так­же под­дер­жи­ва­ют чув­ство соб­ствен­но­го досто­ин­ства кли­ен­та, под­чёр­ки­вая его воз­мож­но­сти в буду­щем. Это даёт кли­ен­ту ощу­ще­ние надеж­ды на то, что его поже­ла­ния сбудутся.

- Аст­ро­ло­ги ред­ко дают мораль­ные сове­ты. Лег­че гово­рить с тем, кто не будет осуж­дать пове­де­ние и назы­вать его непра­виль­ным. Это даёт кли­ен­ту ощу­ще­ние, что все его поступ­ки пра­во­моч­ны, несмот­ря на их послед­ствия. Аст­ро­лог как бы берёт часть вины за непра­вед­ные поступ­ки на себя. Свя­щен­ник на испо­ве­ди будет вести себя совсем по дру­го­му, тре­буя соблю­де­ния мораль­ных норм, поэто­му попу­ляр­ность хри­сти­ан­ства в запад­ном обще­стве пада­ет, а попу­ляр­ность аст­ро­ло­гии возрастает.

- Аст­ро­ло­ги­че­ские сочи­не­ния дают чело­ве­ку ощу­ще­ние зна­чи­мо­сти сво­ей жиз­ни, как части боль­шой Все­лен­ной. Кро­ме того, это даёт надеж­ду на буду­щую духов­ную жизнь, свя­зан­ную с реин­кар­на­ци­ей, так как зача­стую аст­ро­ло­гия инте­гри­ро­ва­на в тео­со­фию и под­дер­жи­ва­ет веру в пере­се­ле­ние душ.

- К аст­ро­ло­гии обра­ща­ют­ся люди, кото­рые нена­ви­дят тра­ди­ци­он­ную рели­гию и могут исполь­зо­вать её как заме­ну; люди, кото­рые ищут про­стые реше­ния слож­ных про­блем; кому нуж­на лесть вме­сто прав­ды; для кого про­сто инте­рес­но этим заниматься.

- Люди кон­суль­ти­ру­ют­ся с аст­ро­ло­га­ми из-за всё воз­рас­та­ю­ще­го соци­аль­но­го пре­сти­жа аст­ро­ло­гии и её при­зна­ния. Сего­дня всё боль­ше физио­ло­гов и пси­хо­ло­гов вклю­ча­ют аст­ро­ло­гию в свою прак­ти­ку и это даёт осно­ва­ния широ­кой пуб­ли­ке счи­тать, что аст­ро­ло­гия име­ет при­зна­ние в науч­ном мире. Мно­гие люди про­сто счи­та­ют, что раз аст­ро­ло­гия так попу­ляр­на, зна­чит име­ют­ся осно­ва­ния для её правдивости.

- Мно­гие при­тя­ги­ва­ют­ся к аст­ро­ло­гии из-за того, что она обе­ща­ет дать воз­мож­ность кон­тро­ли­ро­вать буду­щее и раз­вить внут­рен­ний потен­ци­ал, зало­жен­ный в чело­ве­ке. Таким обра­зом, иску­ше­ние быть вла­сте­ли­ном сво­ей судь­бы, путем уга­ды­ва­ния буду­ще­го, при­тя­ги­ва­ет к астрологии.

Како­вы при­чи­ны того, что люди склон­ны дове­рять аст­ро­ло­гии, несмот­ря на то, что её опро­вер­га­ет нау­ка? Иссле­до­ва­ние, про­ве­дён­ное в 1991 году Д. Тоба­си­ком и Д. Шре­дер, пока­за­ло, что люди, кото­рые име­ют низ­кую само­оцен­ку и не спо­соб­ны сво­и­ми сила­ми добить­ся в жиз­ни боль­ших успе­хов, более дове­ря­ют аст­ро­ло­гии, созна­тель­но или под­со­зна­тель­но, как мето­ду, кото­рый может помочь им улуч­шить жиз­нен­ный ста­тус с помо­щью нетра­ди­ци­он­ных, чудес­ных мето­дов[5].

Эти иссле­до­ва­те­ли так­же уста­но­ви­ли, что вера в опро­верг­ну­тые уче­ния кор­ре­ли­ру­ет с таки­ми чер­та­ми лич­но­сти, как: бес­по­кой­ство отно­си­тель­но вре­ме­ни смер­ти, чув­ство отчуж­де­ния, ирра­ци­о­на­лизм в миро­воз­зре­нии, несо­от­вет­ствие уст­ных утвер­жде­ний с объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­стью, малый кон­троль над соб­ствен­ны­ми чув­ства­ми, шизо­ти­пия, т.е. нали­чие раз­ных при­чуд в инди­ви­ду­аль­но­сти, стран­ные реак­ции при пси­хи­че­ском напряжении.

Попу­ляр­ность аст­ро­ло­гии так же свя­за­на с воз­рас­та­ю­щей попу­ляр­но­стью пара­пси­хо­ло­гии, кото­рая всё более заяв­ля­ет о сво­ей науч­но­сти. Тра­ди­ци­он­но пара­нор­маль­ные свой­ства чело­ве­ка при­пи­сы­ва­лись кон­так­там с духа­ми, теперь же объ­яс­ня­ют­ся как рас­кры­тие потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей человека.

Ещё одной при­чи­ной инте­ре­са к аст­ро­ло­гии может слу­жить стрем­ле­ние людей к отка­зу от тра­ди­ци­он­ной эти­ки. Иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что 70% аме­ри­кан­цев боль­ше не верят в абсо­лют­ную цен­ность мора­ли. Это дела­ет нетра­ди­ци­он­ные рели­гии и уче­ния более соблаз­ни­тель­ны­ми, чем христианство.

В заклю­че­ние мож­но выде­лить основ­ные выво­ды иссле­до­ва­те­лей, зани­мав­ших­ся иссле­до­ва­ни­ем аст­ро­ло­гии с точ­ки зре­ния совре­мен­ной науки.

Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей счи­та­ют, что аст­ро­ло­гия опас­на, так как любое мас­со­вое укло­не­ние от раци­о­наль­но­сти, про­ис­хо­дя­щее из-за неве­же­ства, долж­но вызы­вать в обще­стве глу­бо­кую оза­бо­чен­ность. Повы­ша­ю­ща­я­ся попу­ляр­ность аст­ро­ло­гии явля­ет­ся при­зна­ком ухуд­ше­ния нашей куль­ту­ры и воз­мож­но­сти ее ско­ро­го крушения.

Мно­го­чис­лен­ные ста­ти­сти­че­ские иссле­до­ва­ния в раз­лич­ных стра­нах мира пока­за­ли, что клас­си­че­ское уче­ние аст­ро­ло­гии не может быть ква­ли­фи­ци­ро­ва­но, как спо­соб­ное дать точ­ные пред­ска­за­ния на буду­щее или точ­но опи­сать чело­ве­ка, со все­ми при­су­щи­ми его харак­те­ру чертами.

Тре­во­гу вызы­ва­ют фак­ты, что все боль­ше биз­не­сме­нов и поли­ти­ков поль­зу­ют­ся услу­га­ми аст­ро­ло­гов. Напри­мер, пре­зи­дент США Рональд Рей­ган имел лич­но­го аст­ро­ло­га и не пред­при­ни­мал ника­ких шагов без пред­ва­ри­тель­ной кон­суль­та­ции. От муд­рых людей, осо­бен­но зани­ма­ю­щих­ся управ­ле­ни­ем стра­ны, хоте­лось бы ожи­дать более взве­шен­ных реше­ний, чем ирра­ци­о­наль­но­го пове­де­ния и сле­до­ва­ния сомни­тель­ным советам.

Аст­ро­ло­гия при­но­сит вред, пото­му что укреп­ля­ет невер­ное мне­ние о самом чело­ве­ке, об эти­ке, Боге, Все­лен­ной. Реше­ния, осно­ван­ные на этом лож­ном пред­став­ле­нии, не могут быть полез­ны. Аст­ро­ло­гия не помо­га­ет людям улуч­шать жизнь, но поощ­ря­ет прак­ти­ку­ю­щих спе­ци­а­ли­стов и их кли­ен­тов ниве­ли­ро­вать мораль­ные цен­но­сти и при­ни­мать раз­лич­ные оккульт­ные систе­мы, кото­рые мог­ли бы и не попасть в их поле зре­ния, если бы они не обра­ти­лись к астрологии.

Аст­ро­ло­гия опас­на, пото­му что опе­ри­ру­ет непро­ве­рен­ной и часто лжи­вой инфор­ма­ци­ей.  Ничто, осно­ван­ное на лжи не может помочь людям при­нять кон­струк­тив­ное реше­ние. Обще­ство или чело­век, живу­щие во лжи, не могут быть здо­ро­вы. Эта ложь пре­пят­ству­ет бла­го­че­сти­вой жизни.

Аст­ро­ло­гия вред­на, так как оправ­ды­ва­ет эго­и­сти­че­ское пове­де­ние. Она про­ти­во­ре­чит хри­сти­ан­ско­му иде­а­лу люб­ви. В совре­мен­ном обще­стве боль­шин­ство людей обес­по­ко­е­но эго­и­стич­ны­ми дела­ми боль­ше, чем ста­ра­ют­ся помочь дру­гим. Мно­гие аст­ро­ло­ги при­зна­ют, что их уче­ние ней­траль­но и может исполь­зо­вать­ся для при­чи­не­ния зла дру­гим людям.

По мне­нию мно­гих хри­сти­ан­ских иссле­до­ва­те­лей, аст­ро­ло­гия явля­ет­ся оккульт­ной систе­мой и при­нуж­да­ет людей зани­мать­ся оккуль­тиз­мом. Эта духов­ная прак­ти­ка все­гда име­ет дело с духа­ми, кото­рые, по уче­нию хри­сти­ан­ства, людей  нена­ви­дят и хотят уни­что­жить. При­част­ность к оккуль­тиз­му, по сви­де­тель­ству мно­гих физио­ло­гов, часто явля­ет­ся нача­лом или усу­губ­ле­ни­ем умствен­ных и душев­ных болез­ней. Мно­гие сто­рон­ни­ки оккульт­ных мето­дов отчуж­да­ют себя от обще­ства, име­ют болез­нен­ную оза­бо­чен­ность по пово­ду пси­хи­че­ских явле­ний, кото­рые могут стать навяз­чи­вой иде­ей. Пси­хо­ло­ги сви­де­тель­ству­ют, что оккуль­тизм часто ведёт к депрес­сии, пси­хо­па­тии и пси­хо­зам. Мно­гие люди, серьёз­но зани­ма­ю­щи­е­ся оккуль­тиз­мом, совер­ша­ют само­убий­ство или закан­чи­ва­ют жизнь в пси­хи­ат­ри­че­ской больнице.

Иерей Алек­сандр Шимбалев 

Опуб­ли­ко­ва­но: X Меж­ду­на­род­ные Кирил­ло-Мефо­ди­ев­ские чте­ния. Мн.: ООО «Ков­чег», — 2005. ч.2, С. 46–57.


[1] Eysenck, H.J. and D.K.B. Nias.  Astrology:  Science or Superstition?.  Penguin Books, Markham, Ontario, 1982.

[2] Gauquelin M. Cosmic influences on human behavior. The planetary factors in personality, 1990.

[3] Гло­ба П., Пpак­ти­че­ская астpо­ло­гия, Л., 1984.

[4] Culver, Roger B. and Philip A. Ianna.  Astrology:  True or False?   A Scientific Evaluation.  Prometheus Books, Buffalo, New York, 1988.

[5] Tobacyk, Jerome and Deborah Shrader.  «Superstition and self-efficacy»,  Psychological Reports, Volume 68, 1991.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки