В последние годы в прессе, особенно в интернете, появилась масса публикаций о мнимом вреде дрожжей, дрожжевого хлеба и вина как продукта брожения. Антидрожжевая истерия не имеет под собой никаких оснований. Дрожжи, дрожжевое брожение – являются гармоничной частью мира, созданного Богом и не несут в себе чего-то нечистого, скверного. Процесс дрожжевого брожения многократно упоминается в Священном Писании и не подразумевается его нечистота или скверна. Термофильные дрожжи (якобы выдерживающие значительный нагрев) не существуют, поскольку при нагревании выше 60 градусов они гибнут, а хлеб при выпекается при температуре выше 100 градусов по Цельсию. Так называемые “искусственные дрожжи” – не искусственные, а обычные пекарные дрожжи, но выращенные промышленным путем. Собственно, “искусственных” дрожжей, как и вообще искусственных организмов, нет и никогда не было. Несмотря на многочисленные попытки создать искусственные микроорганизмы, это никому не удавалось. Самое большее, что может человек – вывести новые расы, породы, наподобие того, как собаки были выведены из волков. Промышленно выращенные дрожжи нужны всего лишь для того, чтобы ускорить и упростить процесс приготовления хлеба. Раньше с этой целью использовалась закваска в виде старого куска теста. И то, и другое – культура дрожжей, где способы их размножения разные, результат один: вызвать брожение и разрыхление теста.Нужно обратить внимание на факт, известный с давних пор: дрожжи – исключительно полезный продукт, богатый витаминами. Во время Великой Отечественной Войны дрожжи использовали как заменитель поливитаминов, а пивные дрожжи входят в реестр лекарственных средств как ценная витаминная добавка, не имеющая противопоказаний. Дрожжи улучшают качество хлебобулочных изделий. Вино – результат дрожжевого брожения виноградного сока. Авторы многочисленных статей против дрожжей преднамеренно вводят читателей в заблуждение, смешивая патогенные грибы с пекарными и винными дрожжами.Есть еще одна важная составляющая ереси “дрожжефобии”. Дело в том, что дрожжевой хлеб, как основной компонент русской кухни, некоторым образом является составляющей частью нашей цивилизации, национальной идентичности. Важно и то, что в Православии дрожжевой хлеб имеет сакральный смысл, о нем упоминается в Новом Завете и Православная Церковь использует его для таинства Евхаристии, что отличает Православие от традиции иудаизма и католицизма. Оба вещества, используемые для Таинства Евхаристии – хлеб и вино, являются продуктами дрожжевого брожения. Таким образом, в навязчивом желании представить дрожжи как некое зло, видна попытка хулы на православную церковную традицию и Таинства. Не является ли волна псевдонаучных опусов о вреде дрожжей попыткой создать массовую истерию с вытекающим из нее выводом запретить или видоизменить Евхаристию? Ведь совершение Таинства Причащения на бездрожжевом хлебе и виноградном соке невозможно.Авторы при составлении текстов о мнимом вреде дрожжей не брезгуют ложью, подтасовкой фактов, активно используют различные психологические приемы манипуляции сознанием и воздействия на эмоции, пытаются создать медицинскую фобию на основе эффекта Джером-Джерома, когда человек, читающий описание симптомов болезни, находит их у себя. Множество грубых ошибок медицинского характера и сам по себе вымысел о существовании “термофильных дрожжей” говорит, что авторы находятся в помутненном сознании и одержимы сверхидеей, что дрожжи – источник многих бед и болезней. А наличие явных признаков духовной прелести с хулой на таинства говорит о том, что мы имеем дело с разновидностью культа. “Дрожжебоязнь” проникла даже в церковную среду в виде раздачи “святых” заквасок, выступлений отдельных проповедников, утверждающих, что просфоры готовятся неправильно, обычный хлеб есть нельзя и т.д. Эти вымыслы не только антинаучны, душевредны, но и противоречат простому здравому смыслу.
“Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто” (Рим.14:13-14).
Протоиерей Максим Обухов
Комментировать