Падшие духи. О диаволе и демонах

Падшие духи. О диаволе и демонах

(3 голоса5.0 из 5)

Часто спра­ши­ва­ют: поче­му Бог допу­стил зло? Нет ли хотя бы кос­вен­ной вины Бога в том, что зло было при­вне­се­но в мир? Отве­тить на этот вопрос труд­но. Цер­ковь пред­ла­га­ет нам уче­ние, кото­рое мы долж­ны при­нять на веру, но кото­рое чело­ве­че­ский ум не в состо­я­нии осмыслить…

Диа­вол – суще­ство, кото­рое Бог создал бла­ги­де­мо­ным, доб­рым, све­то­нос­ным (гре­че­ское сло­во “Эос­фо­рос” и латин­ское “Люци­фер” озна­ча­ют “све­то­но­сец”). В резуль­та­те про­тив­ле­ния Богу, боже­ствен­ной воле и боже­ствен­но­му Про­мыс­лу све­то­но­сец отпал от Бога. С тех пор, как про­изо­шло отпа­де­ние све­то­нос­ца и неко­то­рой части анге­лов от Бога, в мире появи­лось зло. Оно не было созда­но Богом, но было при­вне­се­но сво­бод­ной волей диа­во­ла и демонов.

Архангел Михаил и диавол взвешивают душиЧасто спра­ши­ва­ют: поче­му Бог допу­стил зло? Нет ли хотя бы кос­вен­ной вины Бога в том, что зло было при­вне­се­но в мир? Отве­тить на этот вопрос труд­но. Цер­ковь пред­ла­га­ет нам уче­ние, кото­рое мы долж­ны при­нять на веру, но кото­рое чело­ве­че­ский ум не в состо­я­нии осмыс­лить. Един­ствен­ное, что мож­но ска­зать в объ­яс­не­ние это­го уче­ния, – давай­те смот­реть на себя и судить по себе. Каж­дый из нас – суще­ство, создан­ное по обра­зу и подо­бию Божию. Мы это созна­ем, созна­ем и то, в чем заклю­ча­ет­ся наше рели­ги­оз­ное при­зва­ние. И тем не менее неред­ко ока­зы­ва­ем­ся не на сто­роне Бога, а на сто­роне диа­во­ла, и дела­ем свой выбор не в поль­зу добра, а в поль­зу зла. Нечто подоб­ное про­изо­шло и с самим диа­во­лом: создан­ный бла­гим и све­то­нос­ным, он доб­ро­воль­но избрал зло и стал вра­гом Бога.

Отпав от Бога, диа­вол и демо­ны ста­ли носи­те­ля­ми зла. Озна­ча­ет ли это, что связь меж­ду ними и Богом пре­рва­лась? Нет. Меж­ду Богом и диа­во­лом сохра­ни­лись лич­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния, кото­рые про­дол­жа­ют­ся и сей­час. Мы можем это видеть по началь­ным стра­ни­цам Кни­ги Иова, где гово­рит­ся о том, что диа­вол пред­стал перед Богом вме­сте с анге­ла­ми, в чис­ле дру­гих “сынов Божи­их”, и Гос­подь ска­зал ему: “Обра­тил ли ты вни­ма­ние твое на раба Мое­го Иова?” (Иов 1:8). Если мож­но так выра­зить­ся, этим вопро­сом Бог про­во­ци­ру­ет диа­во­ла на некие дей­ствия по отно­ше­нию к Иову. И сата­на гово­рит: “Да, дей­стви­тель­но Иов пра­ве­ден, верен Тебе, но это пото­му, что Ты создал для него такие усло­вия; изме­ни эти усло­вия, и он падет, как пада­ют про­чие люди”. На это Гос­подь отве­тил ему, что отда­ет ему тело Иова, но запре­ща­ет касать­ся его души. Одни пони­ма­ют это повест­во­ва­ние как прит­чу, дру­гие – как реаль­ную исто­рию, но суть дела в том, что, соглас­но Биб­лии, диа­вол, во-пер­вых, нахо­дит­ся в зави­си­мо­сти от Бога и не сво­бо­ден в сво­их дей­стви­ях, во-вто­рых, он дей­ству­ет толь­ко в тех гра­ни­цах, в кото­рых Бог это ему позволяет.

Каким долж­но быть отно­ше­ние хри­сти­а­ни­на к диа­во­лу? Сего­дня мы наблю­да­ем две край­но­сти. С одной сто­ро­ны, сре­ди совре­мен­ных хри­сти­ан нема­ло тех, кто вооб­ще не верит в реаль­ность диа­во­ла, не верит в его спо­соб­ность вли­ять на их жизнь. Неко­то­рые дума­ют, что диа­вол – это мифи­че­ское суще­ство, в кото­ром пер­со­ни­фи­ци­ро­ва­но миро­вое зло. С дру­гой сто­ро­ны, есть нема­ло людей, кото­рые при­да­ют диа­во­лу пре­уве­ли­чен­ное зна­че­ние, кото­рые убеж­де­ны, что диа­вол вли­я­ет на все сто­ро­ны жиз­ни чело­ве­ка, и всю­ду видят его при­сут­ствие. Такие веру­ю­щие посто­ян­но боят­ся, что диа­воль­ские силы так или ина­че на них подействуют.

На этой поч­ве суще­ству­ет мно­же­ство суе­ве­рий, от кото­рых не сво­бод­ны и люди цер­ков­ные. При­ду­ма­но мно­же­ство “народ­ных средств”, кото­рые пре­пят­ство­ва­ли бы сатане про­ник­нуть в чело­ве­ка. Напри­мер, неко­то­рые люди, зевая, кре­стят рот, что­бы через него не вошел диа­вол. Иные успе­ва­ют за один зевок пере­кре­стить рот три­жды. Мне при­хо­ди­лось слы­шать раз­го­во­ры о том, что на пра­вом пле­че у нас сидит ангел, а на левом – бес: осе­няя себя крест­ным зна­ме­ни­ем, мы кре­стим­ся спра­ва нале­во, пере­бра­сы­вая анге­ла с пра­во­го пле­ча на левое, дабы он всту­пил в борь­бу с бесом и побе­дил его (соот­вет­ствен­но, като­ли­ки, кото­рые кре­стят­ся сле­ва напра­во, пере­ки­ды­ва­ют беса на анге­ла). Кому-то это может пока­зать­ся смеш­ным и неле­пым, но ведь есть люди, кото­рые в это верят. И, к сожа­ле­нию, это не анек­до­ты, а реаль­ные раз­го­во­ры, кото­рые мож­но слы­шать в неко­то­рых мона­сты­рях, духов­ных семи­на­ри­ях, при­хо­дах. Люди, кото­рые так мыс­лят, живут в уве­рен­но­сти, что вся жизнь про­ни­за­на диа­воль­ским при­сут­стви­ем. Я слы­шал одна­жды, как иеро­мо­нах, выпуск­ник духов­ной ака­де­мии, учил веру­ю­щих: когда вы вста­е­те утром, то, преж­де чем засу­нуть ноги в тапоч­ки, пере­кре­сти­те тапоч­ки, пото­му что в каж­дом из них сидит бес. При таком отно­ше­нии, вся жизнь пре­вра­ща­ет­ся в пыт­ку, пото­му что вся она про­ни­за­на стра­хом, посто­ян­ным опа­се­ни­ем, что чело­ве­ка “испор­тят”, сгла­зят, что на него наве­дут нечи­стую силу и т. д. С хри­сти­ан­ским отно­ше­ни­ем к диа­во­лу все это ниче­го обще­го не имеет.

Что­бы понять, каким долж­но быть истин­но хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к диа­во­лу, мы долж­ны обра­тить­ся, во-пер­вых, к наше­му бого­слу­же­нию, к таин­ствам, и, во-вто­рых – к уче­нию Свя­тых Отцов. Таин­ство Кре­ще­ния начи­на­ет­ся с закли­на­ний, обра­щен­ных к диа­во­лу: смысл этих закли­на­ний – в том, что­бы изгнать диа­во­ла, гнез­дя­ще­го­ся в серд­це чело­ве­ка. Затем ново­кре­ща­е­мый вме­сте со свя­щен­ни­ком и вос­при­ем­ни­ка­ми обра­ща­ет­ся к запа­ду. Свя­щен­ник спра­ши­ва­ет: “Отре­ка­ешь­ся ли ты от сата­ны, и всех дел его, и все­го воин­ства его, и всей гор­ды­ни его?”, Тот отве­ча­ет три­жды: “Отре­ка­юсь”. Свя­щен­ник гово­рит: “Дунь и плюнь на него”. Это сим­вол, в кото­ром содер­жит­ся очень глу­бо­кий смысл. “Дунь и плюнь на него” зна­чит “отно­сись к диа­во­лу с пре­зре­ни­ем, не обра­щай на него вни­ма­ния, он не заслу­жи­ва­ет ниче­го большего”.

В свя­то­оте­че­ской, в част­но­сти, мона­ше­ской, лите­ра­ту­ре отно­ше­ние к диа­во­лу и демо­нам харак­те­ри­зу­ет­ся спо­кой­ным бес­стра­ши­ем – ино­гда даже с оттен­ком юмо­ра. Мож­но вспом­нить исто­рию о свя­том Иоанне Нов­го­род­ском, кото­рый осед­лал беса и заста­вил его сво­зить его в Иеру­са­лим. Вспо­ми­на­ет­ся и исто­рия из жиз­ни Анто­ния Вели­ко­го. К нему при­шли пут­ни­ки, кото­рые дол­го шли через пусты­ню, и по доро­ге от жаж­ды у них умер осел. Они при­хо­дят к Анто­нию, а он им гово­рит: “Что ж вы осла-то не убе­рег­ли?” Они с удив­ле­ни­ем спра­ши­ва­ют: “Авва, отку­да ты зна­ешь?”, – на что тот спо­кой­но отве­ча­ет: “Мне бесы рас­ска­за­ли”. Во всех этих исто­ри­ях отра­же­но под­лин­но хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к диа­во­лу: с одной сто­ро­ны, мы при­зна­ем, что диа­вол – это реаль­ное суще­ство, носи­тель зла, но, с дру­гой, мы пони­ма­ем, что диа­вол дей­ству­ет лишь в рам­ках, уста­нов­лен­ных Богом, и нико­гда не смо­жет эти рам­ки пре­сту­пить; более того, чело­век может взять диа­во­ла под кон­троль и управ­лять им.

В молит­вах Церк­ви, в бого­слу­жеб­ных текстах и в тво­ре­ни­ях Свя­тых Отцов под­чер­ки­ва­ет­ся, что сила диа­во­ла иллю­зор­на. В арсе­на­ле диа­во­ла есть, конеч­но, раз­но­об­раз­ные сред­ства и спо­со­бы, с помо­щью кото­рых он может вли­ять на чело­ве­ка, у него есть огром­ный опыт вся­ко­го рода дей­ствий, направ­лен­ных во вред чело­ве­ку, но при­ме­нить его он может лишь в том слу­чае, если чело­век ему это поз­во­лит. Важ­но пом­нить, что диа­вол не может ниче­го нам сде­лать, если мы сами не откро­ем ему вход – дверь, фор­точ­ку или хотя бы щель, через кото­рую он проникнет.

При­ве­ду в при­мер слу­чай, кото­рый про­изо­шел лет десять назад. Ко мне обра­ти­лась немо­ло­дая жен­щи­на, учи­тель­ни­ца лите­ра­ту­ры. В какой-то газе­те она про­чла, что с помо­щью игол­ки, листа бума­ги и осо­бых закли­на­ний мож­но вызы­вать духов умер­ших и бесе­до­вать с ними. Она реши­ла вызвать дух Чехо­ва. И, пред­ставь­те, “Чехов” ей явил­ся. Пона­ча­лу все было очень занят­но, она даже при­гла­ша­ла гостей и устра­и­ва­ла у себя в квар­ти­ре “лите­ра­тур­ные вече­ра”. Но потом “Чехов” начал появ­лять­ся уже без при­гла­ше­ния, пор­тить мебель, бить посу­ду; воз­вра­ща­ясь домой, жен­щи­на обна­ру­жи­ва­ла, что все пере­вер­ну­то вверх дном, обои порва­ны и т. д. Вся семья была в пани­ке. Муж и дети боя­лись воз­вра­щать­ся в свою квар­ти­ру. Жизнь пре­вра­ти­лась в ад, они были на гра­ни само­убий­ства. К сча­стью, жен­щи­на вовре­мя поня­ла, что сама впу­сти­ла в свою квар­ти­ру нечи­сто­го духа и теперь не может от него изба­вить­ся. Вся семья при­шла в цер­ковь. Пер­вое, что я ска­зал им: “Вы долж­ны пере­стать боять­ся”. При­е­хав к ним, я освя­тил квар­ти­ру, потом они испо­ве­до­ва­лись и при­ча­сти­лись. “Чехо­ва” как вет­ром сдуло.

Это один из при­ме­ров, под­твер­жда­ю­щих, что, если чело­век откры­ва­ет вход диа­во­лу через какие-то дей­ствия вро­де магии, кол­дов­ства, лече­ния у экс­тра­сен­сов, либо через нар­ко­ма­нию, алко­го­лизм и дру­гие фор­мы зави­си­мо­сти, через тяж­кие гре­хи, кото­рые он совер­ша­ет созна­тель­но, чело­век ока­зы­ва­ет­ся под­вер­жен вли­я­нию тем­ных сил. Если же он твер­до сто­ит на стра­же сво­е­го ума и серд­ца, сво­ей нрав­ствен­но­сти, если ходит в цер­ковь, испо­ве­ду­ет­ся и при­ча­ща­ет­ся, носит свя­той крест, то ему не страш­ны ника­кие бесов­ские страхования.

Диа­вол пре­крас­но созна­ет свою немощь и бес­си­лие. Он пони­ма­ет, что реаль­ной вла­сти воз­дей­ство­вать на людей у него нет. Имен­но поэто­му он ста­ра­ет­ся скло­нить их к сотруд­ни­че­ству, к содей­ствию. Най­дя в чело­ве­ке сла­бое место, он пыта­ет­ся тем или иным спо­со­бом на него воз­дей­ство­вать, и неред­ко ему это уда­ет­ся. Преж­де все­го диа­вол хочет, что­бы мы боя­лись его, думая, что он обла­да­ет реаль­ной вла­стью. И если чело­век попа­да­ет­ся на эту удоч­ку, он ста­но­вит­ся уяз­ви­мым и под­вер­жен­ным “демон­ским стре­ля­ни­ям”, то есть тем стре­лам, кото­рые диа­вол и демо­ны пус­ка­ют в душу человека.

При­ве­ду еще один при­мер. При­шла как-то ко мне жен­щи­на с доч­кой, девоч­кой лет вось­ми. Девоч­ке посто­ян­но явля­лись какие-то бесов­ские суще­ства, пуга­ли ее, она виде­ла их и днем и ночью. Девоч­ка испо­ве­до­ва­лась и при­ча­ща­лась, ниче­го не меня­лось. А нача­лось все с того, что в каком-то мона­сты­ре они купи­ли книж­ку про диа­во­ла. В этой книж­ке было ска­за­но, что если диа­вол на како­го-то чело­ве­ка напал, то уже не отста­нет нико­гда, и средств избав­ле­ния от него нет ника­ких, раз­ве что “отчи­ты­ва­ние”, но и оно не все­гда помо­га­ет. Они, конеч­но, от все­го пере­жи­ва­е­мо­го были в шоке. Я побе­се­до­вал с девоч­кой, спро­сил ее: “Ты боишь­ся их”? – “Боюсь”. – “А ты можешь в сле­ду­ю­щий раз, как толь­ко они тебе явят­ся, ска­зать им: “Я вас не боюсь, я на вас не обра­щаю вни­ма­ние, у меня своя жизнь, у вас своя, уби­рай­тесь вон”. И живи так, как буд­то их вовсе не суще­ству­ет”. При­мер­но через неде­лю мать с доч­кой сно­ва при­шли и гово­рят: “Они исчез­ли”. Зна­чит, един­ствен­ное сред­ство, кото­рым в дан­ном слу­чае обла­дал сата­на, был страх. Он хотел, запу­гав ребен­ка, сде­лать его сво­ей жертвой.

При­хо­дит­ся сожа­леть о том, что книж­ки и бро­шю­ры, в кото­рых роль диа­во­ла вся­че­ски пре­уве­ли­чи­ва­ет­ся, изда­ют­ся и про­да­ют­ся в цер­ков­ных лав­ках. Про­ис­хо­дит это от неве­же­ства, от духов­ной нечут­ко­сти, от незна­ния уче­ния Свя­тых Отцов. Пра­во­слав­ное уче­ние о диа­во­ле выра­же­но пре­по­доб­ным Иоан­ном Дамас­ки­ным в трид­ца­ти стро­ках. А наши домо­ро­щен­ные бого­сло­вы пишут книж­ку за книж­кой о диа­во­ле и демо­нах, запу­ги­ва­ют народ Божий, пор­тят людям жизнь.

Вход диа­во­лу в душу чело­ве­ка откры­ва­ют, как я уже ска­зал, магия, чаро­дей­ство, лече­ние у экс­тра­сен­сов и кол­ду­нов. Я не утвер­ждаю, что все экс­тра­сен­сы и так назы­ва­е­мые “народ­ные цели­те­ли” дей­ству­ют исклю­чи­тель­но под вли­я­ни­ем демо­ни­че­ских сил. Но в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве это люди, в чьих руках кон­цен­три­ру­ют­ся силы и энер­гии, при­ро­ду кото­рых они сами не зна­ют. Неред­ко, исце­ляя одно, они повре­жда­ют дру­гое. Были слу­чаи, когда чело­век избав­лял­ся с их помо­щью от голов­ных болей, но при этом делал­ся пси­хи­че­ски боль­ным. И самое ужас­ное, что эти “цели­те­ли” дела­ют чело­ве­ка зави­си­мым от себя, а вся­кая фор­ма зави­си­мо­сти – это та самая дверь, через кото­рую может про­ник­нуть диа­вол. Нар­ко­ти­че­ская, алко­голь­ная, сек­су­аль­ная, пси­хи­че­ская и иные фор­мы зави­си­мо­сти пред­став­ля­ют огром­ную духов­ную опас­ность. Хри­сти­ане долж­ны вся­че­ски забо­тить­ся о том, что­бы ни от чего в этой жиз­ни не быть в зави­си­мо­сти, что­бы духов­но и телес­но быть мак­си­маль­но сво­бод­ны­ми. Чело­век, кото­рый кон­тро­ли­ру­ет свой рас­су­док, свое серд­це, свои поступ­ки, все­гда может про­ти­во­стать сатане. Тот же, кто ока­зы­ва­ет­ся рабом какой-либо стра­сти или поро­ка, ста­но­вит­ся неспо­соб­ным отра­зить натиск диавола.

Вы може­те спро­сить: насколь­ко диа­вол вооб­ще спо­со­бен воз­дей­ство­вать на нашу мысль? Насколь­ко он вооб­ще зна­ет, что про­ис­хо­дит в наших мыс­лях и в нашем серд­це? Насколь­ко он ком­пе­тен­тен в вопро­сах духов­ной жиз­ни? У меня сло­жи­лось убеж­де­ние – отча­сти под вли­я­ни­ем того, что я читал у Свя­тых Отцов, отча­сти на осно­ве лич­ных наблю­де­ний, – что у диа­во­ла нет пря­мо­го зна­ния о наших внут­рен­них про­цес­сах. В то же вре­мя, будучи весь­ма опыт­ным, – он ведь в тече­ние исто­рии имел дело с мил­ли­ар­да­ми людей и с каж­дым “рабо­тал” инди­ви­ду­аль­но, – он исполь­зу­ет эти свои навы­ки и по внеш­ним при­зна­кам рас­по­зна­ет, что про­ис­хо­дит у чело­ве­ка внут­ри. И ищет наи­бо­лее уяз­ви­мые места. Ска­жем, когда чело­век пре­бы­ва­ет в уны­нии, диа­во­лу очень лег­ко воз­дей­ство­вать на него. Но един­ствен­ное, на что диа­вол спо­со­бен, – это под­бро­сить чело­ве­ку какой-либо гре­хов­ный помы­сел, напри­мер, мысль о само­убий­стве. И дела­ет он это не пото­му, что ему открыт внут­рен­ний мир чело­ве­ка, его серд­це, но лишь ори­ен­ти­ру­ясь на внеш­ние при­зна­ки. Вну­шив чело­ве­ку какие-то помыс­лы, диа­вол не спо­со­бен про­кон­тро­ли­ро­вать, что про­изой­дет с ними даль­ше. И если чело­век уме­ет раз­ли­чать, какая мысль при­шла от Бога, какая от его соб­ствен­но­го чело­ве­че­ско­го есте­ства, а какая от диа­во­ла, и отвер­гать гре­хов­ные мыс­ли при самом их появ­ле­нии, диа­вол ниче­го сде­лать не смо­жет. Диа­вол ста­но­вит­ся силь­нее по мере того, как гре­хов­ный или страст­ный помы­сел про­ни­ка­ет в чело­ве­че­ский ум.

У Свя­тых Отцов есть уче­ние о посте­пен­ном и поэтап­ном про­ник­но­ве­нии гре­хов­но­го помыс­ла в душу чело­ве­ка. С этим уче­ни­ем вы може­те позна­ко­мить­ся, про­чи­тав “Доб­ро­то­лю­бие” или “Лестви­цу” свя­то­го Иоан­на Синай­ско­го. Суть это­го уче­ния в том, что гре­хов­ный или страст­ный помы­сел пона­ча­лу появ­ля­ет­ся лишь где-то на гори­зон­те чело­ве­че­ско­го ума. И если чело­век, как гово­рят Отцы Церк­ви, “сто­ит на стра­же сво­е­го ума”, он может отверг­нуть этот помы­сел, “дунуть и плю­нуть” на него, и он исчез­нет. Если же чело­век заин­те­ре­су­ет­ся помыс­лом, нач­нет рас­смат­ри­вать его, бесе­до­вать с ним, он заво­е­вы­ва­ет в уме чело­ве­ка все новые и новые тер­ри­то­рии – до тех пор, пока не охва­тит все его есте­ство, – душу, серд­це, тело, – и не подвиг­нет на совер­ше­ние греха.

Путь диа­во­лу и демо­нам к душе и серд­цу чело­ве­ка откры­ва­ют раз­лич­но­го рода суе­ве­рия. Хотел бы под­черк­нуть: вера пря­мо про­ти­во­по­лож­на суе­ве­рию. С суе­ве­ри­я­ми Цер­ковь все­гда вела жест­кую борь­бу – имен­но пото­му, что суе­ве­рие – сур­ро­гат, под­ме­на истин­ной веры. Истин­но веру­ю­щий чело­век созна­ет, что есть Бог, но есть и тем­ные силы; он разум­но и созна­тель­но стро­ит свою жизнь, ниче­го не боит­ся, воз­ла­гая всю надеж­ду на Бога.

Суе­вер­ный чело­век – по сла­бо­сти, или по глу­по­сти, или под вли­я­ни­ем каких-либо людей или обсто­я­тельств – под­ме­ня­ет веру набо­ром веро­ва­ний, при­мет, стра­хов, из кото­рых скла­ды­ва­ет­ся какая-то моза­и­ка, кото­рую он и при­ни­ма­ет за рели­ги­оз­ную веру. Нам, хри­сти­а­нам, над­ле­жит вся­че­ски гну­шать­ся суе­ве­ри­я­ми. Нуж­но отно­сить­ся ко вся­ко­му суе­ве­рию с тем пре­зре­ни­ем, с каким мы отно­сим­ся к диа­во­лу: “Дуни и плю­ни на него”.

Вход диа­во­лу в душу чело­ве­ка откры­ва­ет­ся и через гре­хи. Конеч­но, мы все гре­шим. Но грех гре­ху рознь. Есть чело­ве­че­ские сла­бо­сти, с кото­ры­ми мы борем­ся, – то, что мы назы­ва­ем мел­ки­ми гре­ха­ми и пыта­ем­ся пре­одо­леть. Но есть гре­хи, кото­рые, даже совер­шен­ные один раз, откры­ва­ют ту дверь, через кото­рую диа­вол про­ни­ка­ет в ум чело­ве­ка. К это­му может при­ве­сти любое созна­тель­ное нару­ше­ние нрав­ствен­ных норм хри­сти­ан­ства. Если чело­век систе­ма­ти­че­ски нару­ша­ет, напри­мер, нор­мы супру­же­ской жиз­ни, он теря­ет духов­ную бди­тель­ность, теря­ет трез­ве­ние, цело­муд­рие, то есть целост­ную муд­рость, кото­рая защи­ща­ет его от напа­де­ний диавола.

Опас­на, кро­ме того, вся­кая раз­дво­ен­ность. Когда чело­век, подоб­но Иуде, начи­на­ет, поми­мо основ­ной цен­но­сти, состав­ля­ю­щей рели­ги­оз­ную серд­це­ви­ну жиз­ни, при­леп­лять­ся к дру­гим цен­но­стям, и его совесть, его ум и серд­це раз­два­и­ва­ют­ся, чело­век ста­но­вит­ся весь­ма уяз­ви­мым для дей­ствия диавола.

Я уже упо­мя­нул о так назы­ва­е­мом “отчи­ты­ва­нии”. Хотел бы оста­но­вить­ся несколь­ко подроб­нее на этом явле­нии, име­ю­щем глу­бо­кие исто­ри­че­ские кор­ни. В Древ­ней Церк­ви, как извест­но, суще­ство­ва­ли экзор­ци­сты – люди, кото­рым Цер­ковь пору­ча­ла изго­нять бесов из одер­жи­мых. Цер­ковь нико­гда не вос­при­ни­ма­ла бес­но­ва­ние как пси­хи­че­скую болезнь. Мы зна­ем из Еван­ге­лия нема­ло слу­ча­ев, когда в чело­ве­ке посе­лял­ся бес, несколь­ко бесов, или даже целый леги­он, и Гос­подь Сво­ею силою их изго­нял. Затем дело изгна­ния бесов про­дол­жи­ли апо­сто­лы, а поз­же – те самые экзор­ци­сты, кото­рым Цер­ковь пору­ча­ла эту мис­сию. В после­ду­ю­щие сто­ле­тия слу­же­ние экзор­ци­стов как осо­бое слу­же­ние внут­ри Церк­ви прак­ти­че­ски исчез­ло, но все-таки сохра­ня­лись (и до сих пор сохра­ня­ют­ся) люди, кото­рые зани­ма­ют­ся изгна­ни­ем бесов из одер­жи­мых либо по пору­че­нию Церк­ви, либо по соб­ствен­ной инициативе.

Нуж­но знать, что, с одной сто­ро­ны, бес­но­ва­тые – это реаль­ность, с кото­рой Цер­ковь стал­ки­ва­ет­ся в повсе­днев­ной жиз­ни. Дей­стви­тель­но, есть люди, в кото­рых живет бес, про­ник­ший в них, как пра­ви­ло, по их вине – пото­му что они тем или иным спо­со­бом откры­ли для него доступ внутрь себя. И есть люди, кото­рые молит­вой и спе­ци­аль­ны­ми закли­на­ни­я­ми, подоб­ны­ми тем, что свя­щен­ник чита­ет перед совер­ше­ни­ем таин­ства Кре­ще­ния, изго­ня­ют бесов. Но на поч­ве “отчи­ты­ва­ния” суще­ству­ет мно­же­ство зло­упо­треб­ле­ний. Я, напри­мер, видел двух моло­дых иеро­мо­на­хов, кото­рые по соб­ствен­но­му почи­ну зани­ма­лись изгна­ни­ем бесов из одер­жи­мых. Ино­гда они ока­зы­ва­ли эту услу­гу друг дру­гу – один отчи­ты­вал дру­го­го в тече­ние двух часов. Ника­кой види­мой поль­зы от это­го не было.

Извест­ны слу­чаи, когда свя­щен­ни­ки само­воль­но берут на себя роль экзор­ци­стов, начи­на­ют при­вле­кать бес­но­ва­тых и созда­ют вокруг себя целые общи­ны. Не сомне­ва­юсь в том, что есть свя­щен­но­слу­жи­те­ли, вла­де­ю­щие боже­ствен­ной исце­ля­ю­щей силой и дей­стви­тель­но спо­соб­ные изго­нять из людей бесов. Но у таких свя­щен­но­слу­жи­те­лей долж­на быть на это офи­ци­аль­ная санк­ция Церк­ви. Если чело­век воз­ла­га­ет на себя такую мис­сию по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве, это чре­ва­то боль­ши­ми опасностями.Однажды в част­ной бесе­де один доста­точ­но извест­ный экзор­цист, пра­во­слав­ный свя­щен­но­слу­жи­тель, вокруг кото­ро­го соби­ра­ют­ся тол­пы людей, при­знал­ся: “Я не знаю, как это про­ис­хо­дит”. Кому-то из посе­ти­те­лей гово­рил: “Если у тебя нет уве­рен­но­сти в том, что ты дей­стви­тель­но бес­но­ва­тый, луч­ше туда не при­хо­ди, а то бес может вый­ти из дру­го­го чело­ве­ка и вой­ти в тебя”. Как видим, даже этот извест­ный и ува­жа­е­мый экзор­цист не вла­дел в пол­ной мере теми про­цес­са­ми, кото­рые про­ис­хо­дят на поч­ве “отчи­ты­ва­ния”, и не вполне пони­мал “меха­ни­ку” изгна­ния бесов из одно­го чело­ве­ка и вхож­де­ния их в другого.

Неред­ко люди с теми или ины­ми про­бле­ма­ми – пси­хи­че­ски­ми или про­сто жиз­нен­ны­ми – при­хо­дят к свя­щен­ни­ку и спра­ши­ва­ют, могут ли они поехать к тако­му-то стар­цу на отчит­ку. Ко мне одна­жды обра­ти­лась жен­щи­на: “Мой пят­на­дца­ти­лет­ний сын меня не слу­ша­ет­ся, я хочу его повез­ти на отчит­ку”. То, что ваш сын непо­слуш­ный – отве­тил я, – еще не озна­ча­ет, что в нем бес. Непо­слу­ша­ние в какой-то сте­пе­ни даже есте­ствен­но для под­рост­ков – через это они взрос­ле­ют, само­утвер­жда­ют­ся. Отчит­ка – не пана­цея от жиз­нен­ных трудностей.

Быва­ет так­же, что у чело­ве­ка появ­ля­ют­ся при­зна­ки пси­хи­че­ско­го забо­ле­ва­ния, а близ­кие видят в этом вли­я­ние бесов. Конеч­но, пси­хи­че­ски боль­ной чело­век более уяз­вим для дей­ствия бесов, чем чело­век духов­но и умствен­но здо­ро­вый, но это еще не зна­чит, что он нуж­да­ет­ся в отчит­ке. Для лече­ния пси­хи­че­ски боль­ных необ­хо­дим пси­хи­атр, а не свя­щен­ник. Но очень важ­но, что­бы свя­щен­ник умел раз­ли­чать явле­ния духов­но­го и пси­хи­че­ско­го поряд­ка, что­бы не при­ни­мал пси­хи­че­скую болезнь за бес­но­ва­ние. Если он пыта­ет­ся исце­лять дефек­ты пси­хи­ки путем отчи­ты­ва­ния, резуль­тат может быть обрат­ный, пря­мо про­ти­во­по­лож­ный ожи­да­е­мо­му. Чело­век с неурав­но­ве­шен­ной пси­хи­кой, попа­дая в ситу­а­цию, где люди кри­чат, виз­жат и т. п., может нане­сти непо­пра­ви­мый вред сво­е­му духов­но­му, душев­но­му и пси­хи­че­ско­му здоровью.

В заклю­че­ние хотел бы ска­зать о том, что дей­ствие, власть и сила диа­во­ла име­ют вре­мен­ный харак­тер. На какое-то вре­мя диа­вол отво­е­вал себе у Бога некую духов­ную тер­ри­то­рию, некое про­стран­ство, на кото­ром он дей­ству­ет так, буд­то явля­ет­ся там гос­по­ди­ном. По край­ней мере, он ста­ра­ет­ся создать иллю­зию того, что есть область в духов­ном мире, где он власт­ву­ет. Таким местом веру­ю­щие счи­та­ют ад, где ока­зы­ва­ют­ся люди, погряз­шие в гре­хах, не при­нес­шие пока­я­ние, не встав­шие на путь духов­но­го совер­шен­ство­ва­ния, не обрет­шие Бога. В Вели­кую суб­бо­ту мы услы­шим заме­ча­тель­ные и очень глу­бо­кие сло­ва о том, что “цар­ству­ет ад, но не веч­ну­ет над родом чело­ве­че­ским”, и о том, что Хри­стос Сво­им иску­пи­тель­ным подви­гом, Сво­ей смер­тью на кре­сте и соше­стви­ем во ад уже одер­жал побе­ду над диа­во­лом – ту самую побе­ду, кото­рая ста­нет окон­ча­тель­ной после Его Вто­ро­го при­ше­ствия. И ад, и смерть, и зло про­дол­жа­ют суще­ство­вать, как они суще­ство­ва­ли до Хри­ста, но им уже под­пи­сан смерт­ный при­го­вор, диа­вол зна­ет, что его дни сочте­ны (я гово­рю не о его днях как суще­ства живо­го, но о той вла­сти, кото­рой он вре­мен­но располагает).

“Цар­ству­ет ад, но не веч­ну­ет над родом чело­ве­че­ским”. Это озна­ча­ет, что чело­ве­че­ство не все­гда будет нахо­дить­ся в том поло­же­нии, в кото­ром нахо­дит­ся сей­час. И даже тот, кто ока­зал­ся в цар­стве диа­во­ла, в аду, не лиша­ет­ся люб­ви Божи­ей, пото­му что и в аду при­сут­ству­ет Бог. Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин назы­вал бого­хуль­ным мне­ние о том, что греш­ни­ки в аду лише­ны люб­ви Божи­ей. Любовь Божия при­сут­ству­ет всю­ду, но она дей­ству­ет дво­я­ко: на тех, кто нахо­дит­ся в Цар­стве Небес­ном, она дей­ству­ет как источ­ник бла­жен­ства, радо­сти, вдох­но­ве­ния, для тех же, кто нахо­дит­ся в цар­стве сата­ны, это бич, источ­ник мучений.

Мы долж­ны пом­нить и о том, о чем гово­рит­ся в Откро­ве­нии свя­то­го Иоан­на Бого­сло­ва: окон­ча­тель­ная побе­да Хри­ста над анти­хри­стом, добра над злом, Бога над диа­во­лом, будет одер­жа­на. В Литур­гии Васи­лия Вели­ко­го мы слы­шим, что Хри­стос сошел Кре­стом во ад, что­бы раз­ру­шить цар­ство диа­во­ла и при­ве­сти всех людей к Богу, то есть Сво­им при­сут­стви­ем и бла­го­да­ря Сво­ей крест­ной смер­ти Он про­ни­зал Собою все то, что мы субъ­ек­тив­но вос­при­ни­ма­ем как цар­ство диа­во­ла. А в сти­хи­рах, посвя­щен­ных Кре­сту Хри­сто­ву, мы слы­шим: “Гос­по­ди, ору­жие на диа­во­ла Крест Твой дал еси нам”; там же гово­рит­ся, что Крест – это “анге­лов сла­ва и демо­нов язва”, это ору­дие, перед кото­рым тре­пе­щут демо­ны, “тре­пе­щет и тря­сет­ся” диавол.

Зна­чит, мы перед диа­во­лом не без­за­щит­ны. Наобо­рот, Бог дела­ет все, что­бы мак­си­маль­но огра­дить нас от вли­я­ния сата­ны, Он дает нам Свой Крест, Цер­ковь, таин­ства, Еван­ге­лие, хри­сти­ан­ское нрав­ствен­ное уче­ние, воз­мож­ность посто­ян­но­го духов­но­го совер­шен­ство­ва­ния. Он дает нам такие пери­о­ды, как Вели­кий пост, когда мы можем осо­бое вни­ма­ние уде­лять духов­ной жиз­ни. И в этой нашей духов­ной борь­бе, в борь­бе за самих себя, за наше духов­ное выжи­ва­ние, Бог Сам нахо­дит­ся рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скон­ча­ния века.

Вопросы и ответы

У меня вопрос по пово­ду ком­пью­тер­ных игр. Есть игра, кото­рая назы­ва­ет­ся “Диа­бо­ло”, ею увле­че­ны сей­час мно­гие дети и под­рост­ки. Как к это­му относиться?

– Ком­пью­тер­ные игры опас­ны преж­де все­го пото­му, что это род зави­си­мо­сти – ребе­нок может при­вык­нуть к играм, как к нар­ко­ти­ку. Он начи­на­ет жить в иллю­зор­ном мире вме­сто того, что­бы жить в мире реаль­ном, и чем боль­ше он при­об­ре­та­ет в мире иллю­зор­ном, тем боль­ше утра­чи­ва­ет в мире реаль­ном. В иллю­зор­ном мире он побеж­да­ет сво­их вра­гов одно­го за дру­гим, они пада­ют, обли­ва­ясь кро­вью, в реаль­ном же мире он бес­по­мо­щен. Более того, мно­гие игры вос­пи­ты­ва­ют в чело­ве­ке без­нрав­ствен­ные инстинк­ты, жесто­кость. Быва­ет, что в самой игре уже зало­же­но нечто демо­ни­че­ское, то есть она так устро­е­на, что чело­век неволь­но под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию диа­во­ла. Надо ста­рать­ся обе­ре­гать от это­го детей. Но нель­зя дер­жать детей как в тюрь­ме, под зам­ком, все им запре­щать, ниче­го не поз­во­лять. В детях нуж­но вос­пи­ты­вать спо­соб­ность само­сто­я­тель­но отли­чать доб­ро от зла. С ран­не­го воз­рас­та нуж­но при­ви­вать ребен­ку любовь к пре­крас­но­му и учить гну­шать­ся всем без­нрав­ствен­ным, демо­ни­че­ским. Вооб­ще рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние ребен­ка долж­но состо­ять имен­но в том, что­бы научать его ори­ен­ти­ро­вать­ся в мно­го­об­раз­ной и слож­ной обла­сти духов­ных явлений.

В миро­вой лите­ра­ту­ре есть такой сюжет: чело­век про­да­ет свою душу диа­во­лу. Как Вы счи­та­е­те, это отно­сит­ся толь­ко к гени­ям или каса­ет­ся и про­стых смертных?

– Для того, что­бы про­дать­ся диа­во­лу, вовсе не обя­за­тель­но быть гени­ем. Чело­век про­да­ет­ся сатане, когда созна­тель­но отвер­га­ет то, что пред­ла­га­ет ему Бог. Но к людям ода­рен­ным диа­вол при­сту­па­ет с осо­бен­ным усер­ди­ем, пото­му что пони­ма­ет: такой чело­век может вли­ять на тыся­чи людей. Мас­со­вое воз­дей­ствие демо­ни­че­ских сил про­ис­хо­дит, напри­мер, через неко­то­рых рок-музы­кан­тов, кото­рые сами по себе, может быть, и талант­ли­вы, но поста­ви­ли свой талант на служ­бу тем­ным силам и чело­ве­че­ским стра­стям. Их музы­ка воз­буж­да­ет в чело­ве­ке зве­ри­ные, хищ­ни­че­ские инстинк­ты. Я не хотел бы, впро­чем, что­бы мои сло­ва были понят­ны в том смыс­ле, что любой эст­рад­ный певец – это слу­жи­тель диа­во­ла. Есть и сре­ди эст­рад­ных пев­цов люди веру­ю­щие и благочестивые.

Как в Запад­ной, так и в Восточ­ной Евро­пе в послед­ние годы акти­ви­зи­ро­ва­лись сата­нин­ские сек­ты. В чем при­чи­на увле­че­ния сатанизмом?

– При­чи­на того, что люди, осо­бен­но моло­дежь, попа­да­ют в эту пау­ти­ну, – пусто­та, кото­рая суще­ству­ет в каж­дом чело­ве­ке и кото­рую запол­нить может толь­ко Бог. Если чело­век выхо­дит на путь к Богу, эта пусто­та посте­пен­но запол­ня­ет­ся. А если встре­ча с Богом не про­ис­хо­дит, то чув­ство пусто­ты, бес­со­дер­жа­тель­но­сти и бес­цель­но­сти жиз­ни оста­ет­ся. Если пусто­та не запол­не­на Богом, она запол­ня­ет­ся чем-то дру­гим, каки­ми-то сур­ро­га­та­ми. Вспом­ни­те прит­чу Хри­ста о том, как из души чело­ве­ка был изгнан нечи­стый дух, а потом эта душа ста­ла, слов­но гор­ни­ца выме­тен­ная и убран­ная, и диа­вол взял с собою “семь дру­гих духов, злей­ших себя” и сно­ва все­лил­ся в эту душу. “И быва­ет для чело­ве­ка того послед­нее хуже пер­во­го” (Лк. 11:24–26). Эта прит­ча о той самой пусто­те, кото­рая запол­ня­ет­ся либо Богом, либо тем­ны­ми силами.

Что будет про­ис­хо­дить с греш­ни­ка­ми до Вто­ро­го При­ше­ствия Христа?

– Пред­по­ло­же­ний и част­ных мне­ний на этот счет мно­го. Един­ствен­ное, что на эту тему мож­но ска­зать с опре­де­лен­но­стью – это то, что Бог “хощет всем спа­сти­ся и в разум исти­ны при­и­ти”. И до тех пор, пока чело­век суще­ству­ет, – будь то здесь, или в ином мире, – для него сохра­ня­ет­ся надеж­да на спа­се­ние. Имен­но пото­му мы молим­ся об усоп­ших, “о иже во аде дер­жи­мых”. И мы верим, что до тех пор, пока не про­изо­шло окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние на “овец” и “коз­лищ”, пока не состо­ял­ся Страш­ный суд, в судь­бе каж­до­го чело­ве­ка воз­мож­ны перемены.

епи­скоп Ила­ри­он (Алфе­ев)

Источ­ник: Азбу­ка веры 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

6 комментариев

  • Никита 89202933166, 05.02.2018

    Очень позна­ва­тель­но! Сей род спа­сет­ся постом и молитвой.

    Ответить »
  • Ольга, 06.11.2013

    Есть над чем заду­мать­ся. Я при­мер­но так себе все и пред­став­ля­ла (с неко­то­ры­ми нюан­са­ми), но эта ста­тья утвер­ди­ла меня в сво­их мыс­лях. Спа­си­бо автору.

    Ответить »
  • Аноним, 22.01.2013

    Сла­ва БОГУ!

    Ответить »
  • Аноним, 21.12.2012

    Бла­го­да­рю за воз­мож­ность про­чте­ния. Под­дер­жи­ваю выше­ска­зан­ное: дай Бог, что­бы эту ста­тью про­чли мно­гие-мно­гие для помо­щи себе и другим.

    Ответить »
  • Аноним, 02.05.2012

    Отлич­ная ста­тья! Бла­го­да­рю за столь доступ­ное и крат­кое объ­яс­не­ние и напо­ми­на­ние!
    Дай Бог, что­бы эту ста­тью уви­де­ло как мож­но боль­ше людей, и все про­чи­тав­шие осо­зна­ли то, что в ней написано…

    Ответить »
  • Аноним, 11.11.2011

    Бла­го­да­рю за укреп­ле­ние веры в Бога и веры в наше спасение!!!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки