Письма счастья как элемент оккультной среды общества

Письма счастья как элемент оккультной среды общества

(5 голосов3.8 из 5)

Отку­да появи­лись “пись­ма счастья”?

Одним из состав­ных ком­по­нен­тов оккульт­ной сре­ды обще­ства явля­ют­ся пись­ма сча­стья (или по дру­го­му: свя­тые пись­ма, небес­ные посла­ния, пись­ма с неба, отре­чен­ные пись­ма, маги­че­ские пись­ма, кру­го­вые пись­ма) – пере­сы­ла­е­мые по почте тек­сты, при­зы­ва­ю­щие под раз­лич­ны­ми пред­ло­га­ми их раз­мно­жить и рас­про­стра­нить далее. Отне­се­ние писем сча­стья к оккульт­ной сре­де осно­вы­ва­ет­ся как на рели­ги­оз­ном, псев­до­ре­ли­ги­оз­ном, мифо­ло­ги­че­ском либо оккульт­ном их содер­жа­нии, так и на при­чи­нах, побуж­да­ю­щих людей к их пере­пи­сы­ва­нию: суе­ве­ри­ях, рели­ги­оз­но моти­ви­ро­ван­ных стра­хах и надеж­дах, нетра­ди­ци­он­ных рели­ги­оз­ных взгля­дах, ими разделяемых.

Боль­шин­ство дис­кус­сий о фено­мене сек­тант­ства прак­ти­че­ски не затра­ги­ва­ет его наи­бо­лее слож­ный и неод­но­знач­ный эле­мент – оккульт­ную сре­ду обще­ства. Послед­няя вклю­ча­ет в себя все не инсти­ту­а­ли­зи­ро­ван­ные нетра­ди­ци­он­ные рели­ги­оз­ные идеи и риту­аль­ные прак­ти­ки совре­мен­но­го обще­ства, пере­да­ва­е­мые и под­дер­жи­ва­е­мые как кон­крет­ны­ми людь­ми, их раз­де­ля­ю­щи­ми, так и лите­ра­ту­рой, аудио‑, видео­ма­те­ри­а­ла­ми, пери­о­ди­че­ски­ми изда­ни­я­ми, TV пере­да­ча­ми и др. носи­те­ля­ми инфор­ма­ции соот­вет­ству­ю­ще­го содержания.

При­ме­ты и суе­ве­рия, вера в НЛО и ано­маль­ные зоны, в энер­ге­ти­че­ский вам­пи­ризм, в дей­ствен­ность пор­чи и сгла­за, в силу цели­те­лей и экс­тра­сен­сов, в осо­бое зна­че­ние сно­ви­де­ний и их тол­ко­ва­ние, в силу талис­ма­нов и обе­ре­гов, в энер­ге­ти­че­ские свой­ства пред­ме­тов, в гада­ния и аст­ро­ло­ги­че­ские горо­ско­пы и т.д. и т.п. явля­ют­ся лишь неко­то­ры­ми наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми в совре­мен­ном мире состав­ля­ю­щи­ми оккульт­ной сре­ды обще­ства. Она суще­ство­ва­ла все­гда, во все вре­ме­на и во всем мире, начи­ная с тузем­ных пле­мен Афри­ки и закан­чи­вая совре­мен­ны­ми сверх­дер­жа­ва­ми. Глав­ный носи­тель оккульт­ной сре­ды обще­ства – само обще­ство. Поэто­му оккульт­ную сре­ду прак­ти­че­ски невоз­мож­но уни­что­жить. Она нерас­тор­жи­мо впи­са­на в куль­тур­ное насле­дие любо­го обще­ства. В ней мож­но най­ти одно из осно­ва­ний бытия само­го фено­ме­на сек­тант­ства. В ее гра­ни­цах фор­ми­ру­ют­ся потен­ци­аль­ные адеп­ты сект, люди, гото­вые в любой момент уйти в сек­ту. Коли­че­ство людей, нахо­дя­щих­ся под вли­я­ни­ем оккульт­ной сре­ды, мно­го­крат­но пре­вы­ша­ет коли­че­ство чле­нов всех сект и культов.

Письма счастьяОдним из состав­ных ком­по­нен­тов оккульт­ной сре­ды обще­ства явля­ют­ся пись­ма сча­стья (или по дру­го­му: свя­тые пись­ма, небес­ные посла­ния, пись­ма с неба, отре­чен­ные пись­ма, маги­че­ские пись­ма, кру­го­вые пись­ма) – пере­сы­ла­е­мые по почте тек­сты, при­зы­ва­ю­щие под раз­лич­ны­ми пред­ло­га­ми их раз­мно­жить и рас­про­стра­нить далее. Отне­се­ние писем сча­стья к оккульт­ной сре­де осно­вы­ва­ет­ся как на рели­ги­оз­ном, псев­до­ре­ли­ги­оз­ном, мифо­ло­ги­че­ском либо оккульт­ном их содер­жа­нии, так и на при­чи­нах, побуж­да­ю­щих людей к их пере­пи­сы­ва­нию: суе­ве­ри­ях, рели­ги­оз­но моти­ви­ро­ван­ных стра­хах и надеж­дах, нетра­ди­ци­он­ных рели­ги­оз­ных взгля­дах, ими раз­де­ля­е­мых. При­зыв к копи­ро­ва­нию мож­но выде­лить в каче­стве основ­но­го эле­мен­та писем сча­стья, отли­ча­ю­ще­го их в гра­ни­цах оккульт­ной сре­ды от всех иных видов и типов «маги­че­ско­го пись­ма» (заго­во­ров, обе­ре­гов, закли­на­ний, народ­ных молит­во­сло­вий, про­ро­честв, ска­за­ний и т.д.).

Мас­штаб­ность фено­ме­на писем сча­стья рас­кры­ва­ет­ся уже в самом аре­а­ле их рас­про­стра­не­ния: Австрия, Аме­ри­ка, Араб­ские Эми­ра­ты, Арме­ния, Бела­русь, Бра­зи­лия, Гер­ма­ния, Гре­ция, Изра­иль, Индия, Иран, Ислан­дия, Китай, Поль­ша, Рос­сия, Сирия, Чехия, Эфи­о­пия, Фран­ция и подав­ля­ю­щее боль­шин­ство дру­гих стран всех кон­ти­нен­тов мира в той или иной сте­пе­ни затро­ну­ты этим явле­ни­ем. Мил­ли­ар­ды писем сча­стья были отправ­ле­ны за всю исто­рию чело­ве­че­ства. Тыся­чи писем сча­стья, пере­ве­ден­ных на раз­лич­ные язы­ки мира, еже­днев­но при­хо­дят по почте людям самых раз­ных наци­о­наль­но­стей и рели­гий. При этом содер­жа­ние писем сча­стья нахо­дит­ся в глу­бо­кой зави­си­мо­сти от осо­бен­но­стей доми­ни­ру­ю­щей рели­гии и куль­ту­ры того гео­гра­фи­че­ско­го реги­о­на, в кото­ром они рас­про­стра­ня­ют­ся. Так, пись­ма, цир­ку­ли­ру­ю­щие в Евро­пе и Аме­ри­ке, содер­жат боль­шое коли­че­ство хри­сти­ан­ских эле­мен­тов. Пись­ма, цир­ку­ли­ру­ю­щие в мусуль­ман­ских стра­нах содер­жат тер­ми­но­ло­гию мусуль­ман­ско­го бого­сло­вия, побуж­де­ние к соблю­де­нию норм и зако­нов исла­ма и т.д. наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные пись­ма назы­ва­ют­ся «Шейх Ахмед», или «Сон в Медине» и рас­ска­зы­ва­ют о том, как к одно­му шей­ху во сне явил­ся про­рок Мухам­мед. Извест­ны индий­ские пись­ма, сету­ю­щие по пово­ду того, что у свя­щен­ных живот­ных инду­из­ма, коров, сель­ское насе­ле­ние отби­ра­ет пло­до­род­ные паст­би­ща. Эти пись­ма угро­жа­ют карой инду­ист­ско­го бога Виш­ну всем, кто не обра­тит вни­ма­ние на само пись­мо, не пере­даст его дру­гим людям и не высту­пит в защи­ту коров. При пере­хо­де из одно­го реги­о­на в дру­гой пись­ма сча­стья сохра­ня­ют свою общую струк­ту­ру, но, при­спо­саб­ли­ва­ясь к осо­бен­но­стям мест­ной куль­ту­ры и рели­гии, не ред­ко меня­ют мно­гие, либо все ком­по­нен­ты сво­е­го изна­чаль­но­го содержания.

Исто­рия писем сча­стья ухо­дит в глу­би­ну веков, на несколь­ко тыся­че­ле­тий назад. Сре­ди уче­ных нет еди­но­го мне­ния отно­си­тель­но точ­но­го вре­ме­ни появ­ле­ния пер­вых писем сча­стья. Как пра­ви­ло, все дис­кус­сии об их исто­рии до XX века сво­дят­ся к пере­чис­ле­нию неко­то­рых фак­тов про­яв­ле­ния того, что мож­но счи­тать про­то­ти­па­ми совре­мен­ных писем. Так, мотив необ­хо­ди­мо­сти копи­ро­ва­ния тек­стов и изоб­ра­же­ний для полу­че­ния сча­стья мож­но встре­тить еще в древ­нем Егип­те. В папи­ру­се «Ам Дуат» или «О том, что в под­зем­ном мире» сооб­ща­ет­ся, что вся­кий, кто будет делать свя­щен­ные изоб­ра­же­ния, полу­чит мно­же­ство благ на зем­ле и на небе, его душа обре­тет покой и пре­бу­дет воз­ле бога Ра. Тот же, кто не будет рисо­вать изоб­ра­же­ния, не смо­жет избе­жать ковар­но­го змея Неха-хра. В буд­дий­ских сут­рах VIII века встре­ча­ют­ся ука­за­ния на то, что нуж­но копи­ро­вать в боль­ших коли­че­ствах свя­щен­ные тек­сты дха­ра­ни, или маги­че­ские закли­на­ния, и поме­щать их в паго­ды или сту­пы. В слу­чае копи­ро­ва­ния дха­ра­ни пред­по­ла­га­лось, что чело­ве­че­ская жизнь про­длит­ся, пло­хая кар­ма уни­что­жит­ся, вра­ги будут изгна­ны и повержены.

5_002В каче­стве одно­го из древ­ней­ших идей­ных вдох­но­ви­те­лей писем сча­стья, цир­ку­ли­ру­ю­щих в хри­сти­ан­ском мире, до сих пор счи­та­ют апо­кри­фи­че­скую кни­гу Ено­ха, создан­ную в III‑I вв. до н.э. В ней есть упо­ми­на­ния о небес­ных скри­жа­лях или кни­гах, кото­рые были явле­ны Ено­ху во вре­мя его «путе­ше­ствия» по Небу. В этих скри­жа­лях Енох про­чел о «всех дея­ни­ях чело­ве­че­ства и всех детях пло­ти на зем­ле всех поко­ле­ний». Отоб­ра­же­ние этих книг было впо­след­ствии зафик­си­ро­ва­но на зем­ле и, в силу его «боже­ствен­но­го» про­ис­хож­де­ния, долж­но было быть рас­про­стра­не­но сре­ди всех людей. Кни­га Ено­ха и дру­гая апо­кри­фи­че­ская лите­ра­ту­ра, повест­ву­ю­щая о суще­ство­ва­нии «небес­ных книг», хра­ня­щих в себе пол­ную и точ­ную инфор­ма­цию обо всей все­лен­ной, ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние писем сча­стья. Так, в тек­сте послед­них проч­но уко­ре­ня­ет­ся рас­сказ о небес­ных посла­ни­ях, автор­ство кото­рых при­над­ле­жит само­му Богу. Они обра­ще­ны ко все­му чело­ве­че­ству, отра­жа­ют какие-либо бого­от­кро­вен­ные исти­ны, про­ро­че­ства или при­зы­вы к соблю­де­нию опре­де­лен­ных пра­вил пове­де­ния. По сюже­ту эти небес­ные посла­ния пада­ют с неба, либо попа­да­ют на зем­лю из выс­ших сфер каки­ми-либо ины­ми путя­ми. Отсю­да про­ис­хо­дит и наиме­но­ва­ние это­го типа писем сча­стья: «небес­ные посла­ния». В наи­бо­лее ран­них редак­ци­ях это­го сюже­та, упо­ми­на­ния о кото­рых отно­сят­ся уже ко II-III векам н.э., при­сут­ству­ет про­стран­ная исто­рия появ­ле­ния само­го пись­ма с раз­ны­ми подроб­но­стя­ми: пись­мо напи­са­но золо­ты­ми бук­ва­ми, либо на еврей­ском язы­ке, либо кро­вью Иису­са Хри­ста, либо на сия­ю­щей мра­мор­ной дос­ке; оно пада­ет с неба в хра­ме, либо неожи­дан­но было обна­ру­же­но в алта­ре хра­ма в Иеру­са­ли­ме (соглас­но дру­гой вер­сии в Риме). В оче­ред­ной редак­ции с неба пада­ет камень, над кото­рым совер­ша­ет­ся длин­ное молеб­ное пение, после чего камень рас­ка­лы­ва­ет­ся на части, а в нем ока­зы­ва­ет­ся пись­мо, напи­сан­ное самим Богом. Одним из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных эле­мен­тов содер­жа­ния небес­ных посла­ний был при­зыв к соблю­де­нию дня вос­крес­но­го и обе­ща­ние страш­ной кары всем, кто ему не после­ду­ет. Отсю­да и усто­яв­ше­е­ся наиме­но­ва­ние писем это­го под­ви­да небес­ных посла­ний — «эпи­сто­лия о неде­ле». Совре­мен­ные небес­ные посла­ния упо­ми­на­ют лишь то, что 12-лет­ний маль­чик встре­тил на бере­гу моря (или реки) Бога и полу­чил от него пись­мо либо уст­ное посла­ние, наказ для всех людей. В одной из доста­точ­но ред­ких редак­ций пись­ма, рас­про­стра­няв­шей­ся на тер­ри­то­рии Бела­ру­си в 1960‑х гг., маль­чик встре­ча­ет на бере­гу моря «сине­го чело­ве­ка в ило­вой гря­зи». Во всех, в том чис­ле и древ­них редак­ци­ях в тек­сте сохра­ня­ет­ся при­зыв к копи­ро­ва­нию пись­ма. В пись­мах XX-го века появ­ля­ют­ся точ­ные ука­за­ния о коли­че­стве необ­хо­ди­мых копий, при­чем это чис­ло варьи­ру­ет­ся от 4 до 72 раз.

Сам факт того, что пись­ма сча­стья не явля­ют­ся вре­мен­ным, пре­хо­дя­щим явле­ни­ем, но глу­бо­ко впи­са­ны в исто­рию и куль­ту­ру всех стран мира, сви­де­тель­ству­ет о том, что ника­кие серьез­ные иссле­до­ва­ния в этой обла­сти невоз­мож­ны без мас­штаб­но­го при­вле­че­ния спе­ци­а­ли­стов как мини­мум со всех кон­ти­нен­тов и круп­ных стран мира. Основ­ная слож­ность при иссле­до­ва­нии это­го фено­ме­на состо­ит в сбо­ре доста­точ­но­го коли­че­ства писем, наи­бо­лее пол­но отра­жа­ю­щих как гео­гра­фи­че­ское их рас­про­стра­не­ние, так и точ­но фик­си­ру­ю­щих вре­мя появ­ле­ния одних видов и типов писем и исчез­но­ве­ния дру­гих. При этом само коли­че­ство писем долж­но быть доста­точ­ным для того, что­бы мож­но было про­сле­дить в хро­но­ло­ги­че­ской пер­спек­ти­ве их вза­и­мо­вли­я­ния, вза­и­мо­свя­зи, основ­ные пара­диг­мы, тен­ден­ции и осо­бен­но­сти раз­ви­тия. В про­тив­ном слу­чае любые попыт­ки ана­ли­за писем сча­стья будут сво­дить­ся лишь к заклю­че­ни­ям, каса­ю­щим­ся какой-то одной стра­ны мира. В нау­ке еще не до кон­ца осо­знан весь потен­ци­ал воз­мож­ных откры­тий в обла­сти иссле­до­ва­ния писем сча­стья. Откры­тий, спо­соб­ных про­лить свет на мно­гие, до сих пор неиз­вест­ные сто­ро­ны и аспек­ты суще­ство­ва­ния нетра­ди­ци­он­ной рели­ги­оз­но­сти в обществе.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное на дан­ный момент в мире и на тер­ри­то­рии Бела­ру­си пись­мо сча­стья сооб­ща­ет с раз­ны­ми вари­а­ци­я­ми полу­ча­те­лям о том, что его ори­ги­нал нахо­дит­ся в Ливер­пу­ле, что оно ини­ци­и­ро­ва­но мил­ли­о­не­ром из Вене­су­э­лы и обо­шло мир 444 раза. Кро­ме того, оно при­зы­ва­ет сде­лать 20 копий в тече­ние 96 часов и рас­ска­зы­ва­ет о том, как попла­ти­лись жиз­нью, состо­я­ни­ем и вла­стью в обще­стве те, кто не пере­пи­сал пись­мо, и сколь­ко сча­стья, здо­ро­вья и денег полу­чи­ли те, кто послу­шал­ся и вовре­мя сде­лал необ­хо­ди­мые копии. Спи­сок счаст­лив­чи­ков воз­глав­ля­ет, как пра­ви­ло, кре­стьян­ка Цигу­но­ва вме­сте с Аллой Пуга­че­вой, а мар­шал Туха­чев­ский, Хру­щев и Конан Дойль попа­да­ют в чис­ло жертв, види­мо не поже­лав­ших тра­тить свое вре­мя на его пере­пи­сы­ва­ние. В чис­ле про­чих тек­сто­ло­ги­че­ских вари­а­ций в зару­беж­ных вер­си­ях это­го пись­ма сто­ят запад­ные име­на, а ини­ци­а­то­ром счи­та­ет­ся не мил­ли­о­нер, а свя­той Анто­ний из Венесуэлы.

Самая ран­няя извест­ная на дан­ный момент редак­ция пись­ма, име­ну­е­мо­го соб­ствен­но «пись­мом сча­стья», отно­сит­ся к нача­лу XX века. С того вре­ме­ни пись­мо пре­тер­пе­ло зна­чи­тель­ные изме­не­ния и транс­фор­ма­ции, прой­дя через 7 основ­ных эта­пов сво­е­го раз­ви­тия. Каж­дый этап мож­но рас­смат­ри­вать как отдель­ный под­тип пись­ма сча­стья. Так, самая ран­няя его вер­сия, име­ну­е­мая «древ­няя молит­ва», начи­на­лась с неболь­шой молит­вы, кото­рую полу­ча­тель пись­ма дол­жен был запом­нить, молить­ся ею во избе­жа­ние непри­ят­но­стей, а само пись­мо пере­пи­сать 9 раз и разо­слать в тече­ние 9 дней дру­гим людям. Сле­ду­ю­щие под­ти­пы это­го пись­ма – «пись­мо уда­чи», «пись­мо про­цве­та­ния», «сча­стье по почте», «смерть 20», «лоте­рея уда­чи», «смерть лоте­рея» – допол­ня­ли, сокра­ща­ли, видо­из­ме­ня­ли «древ­нюю молит­ву», посте­пен­но пре­вра­щая ее в полу­ча­е­мое нами по почте «пись­мо сча­стья».

Так, напри­мер, ссыл­ки на кон­крет­ных людей, полу­чив­ших опре­де­лен­ные сум­мы денег за пере­пи­сы­ва­ние пись­ма, и прось­бы не посы­лать денег вме­сте с пись­мом, появ­ля­ют­ся лишь в 1933 году в под­ти­пе «пись­мо про­цве­та­ния». В 1952 году в под­ти­пе «сча­стье по почте» в чис­ле все­го про­че­го вно­сят­ся заве­ре­ния о том, что само пись­мо не явля­ет­ся шут­кой (в рус­ско­языч­ных пись­мах утвер­жда­ет­ся, что пись­мо не явля­ет­ся шар­ла­тан­ством). Эле­мен­ты пись­ма, утвер­жда­ю­щие, что его ори­ги­нал нахо­дит­ся в Ливер­пу­ле, что чело­век может уме­реть, если не послу­ша­ет­ся при­зы­ва пись­ма, а так­же сама кво­та копи­ро­ва­ния в 20 экзем­пля­ров появ­ля­ет­ся лишь в 1959 году, в про­ме­жу­точ­ном под­ти­пе «смерть 20». В про­цес­се раз­ви­тия в пись­ме крат­ко­вре­мен­но появ­ля­лись так­же эле­мен­ты, в совре­мен­ной его вер­сии не при­сут­ству­ю­щие. Напри­мер, рань­ше к раз­ным под­ти­пам пись­ма сча­стья при­ла­га­лись длин­ные спис­ки фами­лий и адре­сов преж­них полу­ча­те­лей и отпра­ви­те­лей пись­ма. Когда эти спис­ки ста­но­ви­лись слиш­ком боль­ши­ми и мог­ли вклю­чать в себя до несколь­ких сотен фами­лий, вошла в оби­ход новая прак­ти­ка вычер­ки­ва­ния в спис­ке послед­ней фами­лии и встав­ки сво­ей соб­ствен­ной фами­лии во гла­ве спис­ка. Эта прак­ти­ка поз­во­ли­ла сохра­нять спи­сок неиз­мен­но­го раз­ме­ра без ослож­не­ния рабо­ты по пере­пи­сы­ва­нию пись­ма, одна­ко и она пол­но­стью вышла на дан­ный момент из обихода.

Неко­то­рые пись­ма сча­стья чет­ко опре­де­ля­ют груп­пы людей, кото­рым их нуж­но рас­сы­лать. При этом чем «шире» целе­вая груп­па, на кото­рую рас­счи­та­но пись­мо, тем боль­ше шан­сов на выжи­ва­ние и регу­ляр­ное копи­ро­ва­ние оно име­ет. Пись­ма, никак не опре­де­ля­ю­щие харак­те­ри­сти­ки потен­ци­аль­но­го полу­ча­те­ля, рас­про­стра­ня­ют­ся в боль­ших коли­че­ствах. Пись­ма, цир­ку­ли­ро­вав­шие в пер­вой поло­вине XX века в США с помет­кой «толь­ко для масо­нов» или «толь­ко для людей с фами­ли­ей Смит», име­ли мини­маль­ное рас­про­стра­не­ние, и дошли до наше­го вре­ме­ни лишь в еди­нич­ных, ред­ких экзем­пля­рах. Осо­бо инте­рес­ным в этом кон­тек­сте пред­став­ля­ют­ся пись­ма сча­стья, отно­ся­щи­е­ся к типу «Роман­ти­че­ская игра» (в Бела­ру­си эти пись­ма извест­ны под наиме­но­ва­ни­ем «Фран­цуз­ская руч­ка»). Рас­про­стра­ня­ют­ся они, как пра­ви­ло, в сред­них шко­лах нашей стра­ны. Сам текст пись­ма «раз­ре­ша­ет» отсы­лать, а соот­вет­ствен­но и пере­пи­сы­вать их толь­ко девоч­кам от 11 до 18 лет. Послед­ние долж­ны зага­дать имя маль­чи­ка, от кото­ро­го хотят услы­шать при­зна­ние в люб­ви, и, пере­пи­сав пись­мо, ото­слать его дру­гим девоч­кам. После это­го нуж­но ждать маги­че­ско­го дей­ствия пись­ма в виде обе­щан­но­го при­зна­ния в любви.

Транс­фор­ма­ции в пись­мах сча­стья всех видов и типов, в том чис­ле появ­ле­ние новых под­ти­пов писем про­ис­хо­дят, как пра­ви­ло, спон­тан­но, в резуль­та­те какой-либо фор­мы изме­не­ния пер­во­на­чаль­но­го тек­ста: неосо­знан­но­го его иска­же­ния, допол­не­ния или сокра­ще­ния. Фами­лии людей, даты, назва­ния горо­дов, изме­ня­ют­ся до пол­ной неузна­ва­е­мо­сти. Эле­мен­ты сюжет­ной линии сме­ши­ва­ют­ся, отдель­ные пись­ма соеди­ня­ют­ся в одном пись­ме. Самые зна­чи­тель­ные изме­не­ния при­во­дят к раз­мы­ва­нию гра­ниц фено­ме­на писем сча­стья. Мож­но выде­лить два основ­ных вари­ан­та тако­го размывания.

В пер­вом вари­ан­те пись­ма сча­стья начи­на­ют исполь­зо­вать­ся в каче­стве аму­ле­тов, при­но­ся­щих вся­че­ские бла­га, если их посто­ян­но носить с собой или хра­нить у себя дома в укром­ном месте. Самой бума­ге и тек­сту начи­на­ют при­пи­сы­вать­ся чудо­дей­ствен­ные, цели­тель­ные и охра­ни­тель­ные свой­ства. При­зыв к копи­ро­ва­нию само­го пись­ма отхо­дит здесь на вто­рой план. Раз­мы­ва­ние гра­ниц в дан­ном слу­чае про­ис­хо­дит в рам­ках оккульт­ной сре­ды обще­ства и озна­ча­ет не более чем пере­клю­че­ние чело­ве­ка с одной фор­мы «уча­стия» в ней на другую.

Во вто­ром вари­ан­те, при сохра­не­нии основ­ной струк­ту­ры пись­ма, про­ис­хо­дит ради­каль­ное изме­не­ние его содер­жа­ния, вле­ку­щее за собой такое же мощ­ное изме­не­ние в моти­ва­ции его пере­пи­сы­ва­ния. Так, в XX веке появ­ля­ет­ся целый ряд совер­шен­но новых секу­ляр­ных типов писем сча­стья, из кото­рых вытес­ня­ют­ся рели­ги­оз­ные эле­мен­ты и на их место ста­вят­ся вполне кон­крет­ные вопро­сы, про­бле­мы и темы, пред­став­ля­ю­щие инте­ре­сы опре­де­лен­ных людей, ини­ци­и­ру­ю­щих эти пись­ма. Клас­си­че­ским при­ме­ром секу­ляр­ных писем явля­ют­ся т.н. «пись­ма — пети­ции», кото­рые кро­ме прось­бы о соб­ствен­ном копи­ро­ва­нии про­сят полу­ча­те­лей выслать их ФИО и домаш­ний адрес на ука­зан­ный в самом пись­ме адрес ини­ци­а­то­ра пись­ма с целью отда­ния сво­е­го голо­са для защи­ты опре­де­лен­ных поли­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских, эко­ло­ги­че­ских и иных инте­ре­сов. Одно из таких ран­них писем при­зы­ва­ло людей выслать свои коор­ди­на­ты в Аме­ри­кан­ское обще­ство Мора­ли, гото­вив­шее обра­ще­ние в Кон­гресс США по вве­де­нию зако­на о запре­те про­да­жи несо­вер­шен­но­лет­ним табач­ной про­дук­ции. Извест­ны пись­ма-пети­ции, при­зы­ва­ю­щие ока­зать под­держ­ку кан­ди­да­ту­ре того или ино­го пре­зи­ден­та США, про­ве­сти в Чехо­сло­ва­кии сво­бод­ные и неза­ви­си­мые выбо­ры под руко­вод­ством ООН, под­дер­жать идею ядер­но­го разору­же­ния и т.д. Инте­рес­но, что бой­кот про­дук­тов кам­па­нии Прок­тор & Гэм­бл, обви­не­ния ее в под­держ­ке Церк­ви Сата­ны и сата­нин­ской сим­во­ли­ке, так­же были изна­чаль­но ини­ци­и­ро­ва­ны пись­ма­ми-пети­ци­я­ми, впу­щен­ны­ми в обра­ще­ние кон­ку­рен­та­ми кам­па­нии и при­вед­ши­ми в конеч­ном ито­ге к замене сим­во­ла и к опре­де­лен­но­му ущер­бу ими­джа для орга­ни­за­ции. При этом сама кам­па­ния Прок­тор & Гэм­бл ника­кой свя­зи с сата­ни­ста­ми не имела.

В слу­чае с секу­ляр­ны­ми пись­ма­ми вме­сте с раз­мы­ва­ни­ем гра­ниц фено­ме­на писем сча­стья про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но выход за гра­ни­цы оккульт­ной сре­ды обще­ства, т.к. и сами пись­ма, и моти­ва­ции людей, участ­ву­ю­щих в их пере­пи­сы­ва­нии, ниче­го обще­го с суе­ве­ри­ем и рели­ги­оз­но­стью не име­ют. Секу­ляр­ные пись­ма из-за осо­бой пред­мет­но­сти их содер­жа­ния и его при­вяз­ке к кон­крет­ной исто­ри­че­ской ситу­а­ции доста­точ­но недол­го­веч­ны по срав­не­нию с рели­ги­оз­ны­ми. Тем не менее, их эффек­тив­ность и, самое глав­ное, пол­ная не под­кон­троль­ность неред­ко исполь­зо­ва­лись как ору­жие жесто­кой поли­ти­че­ской борь­бы. Так, во вре­ме­на Вто­рой миро­вой вой­ны в Гер­ма­нии геста­по актив­но пыта­лось бороть­ся с пись­ма­ми сча­стья. Одна­ко если фаши­стам уда­ва­лось взять под кон­троль печа­та­е­мые акти­ви­ста­ми сопро­тив­ле­ния листов­ки, то отсле­дить пути рас­про­стра­не­ния писем сча­стья им было не под силу. Эта ситу­а­ция была доста­точ­но быст­ро осо­зна­на и исполь­зо­ва­на про­тив­ни­ка­ми Гит­ле­ра. Искус­ствен­но ини­ци­и­ро­ва­лись новые цепи писем сча­стья, содер­жа­ние кото­рых откры­то, либо скры­то, меж­ду строк нес­ло анти­гит­ле­ров­скую про­па­ган­ду. Осо­бо инте­ре­сен тот факт, что в чис­ле групп, при­ни­мав­ших актив­ное уча­стие в рас­про­стра­не­нии тако­го рода поли­ти­че­ских писем сча­стья, были като­ли­че­ская и люте­ран­ская Церк­ви Гер­ма­нии. Людей, кото­рых геста­по все же уда­ва­лось пой­мать на копи­ро­ва­нии и рас­про­стра­не­нии писем сча­стья, отправ­ля­ли в кон­цен­тра­ци­он­ные лаге­ря и тюрьмы.

Из исто­рии извест­ны ред­кие при­ме­ры соче­та­ния эле­мен­тов рели­ги­оз­но­го и секу­ляр­но­го пись­ма сча­стья. Весь­ма пока­за­тель­на цита­та из одно­го тако­го пись­ма, рас­про­стра­няв­ше­го­ся на заре совет­ской вла­сти и при­зы­вав­ше­го к сопро­тив­ле­нию мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции и орга­ни­за­ции кол­хо­зов: «…Я – Гос­подь Бог ваш и гово­рю вам: настал момент, когда дья­вол запу­ты­ва­ет народ в сети свои – в кол­хо­зы. Тот, кто не соблаз­нит­ся кол­хо­за­ми, спа­сет­ся; всех же кол­хоз­ни­ков уни­что­жу в бли­жай­шие дни…». Пере­пи­сы­вать это пись­мо чело­век мог как из-за соб­ствен­но­го суе­ве­рия, так и руко­вод­ству­ясь неже­ла­ни­ем всту­пить в кол­хоз. Не слу­чай­но в совет­ские вре­ме­на выска­зы­ва­лись пред­по­ло­же­ния, что «пись­ма сча­стья с их про­ни­зан­ным духом бур­жу­аз­ной мора­ли» содер­жа­ни­ем «мог­ли быть инспи­ри­ро­ва­ны из-за рубе­жа «недру­га­ми совет­ской вла­сти» с целью раз­ло­же­ния соци­а­ли­сти­че­ских цен­но­стей. Впро­чем, тео­рии заго­во­ра, подо­зре­ва­ю­щие рас­про­стра­ни­те­лей писем сча­стья в злом умыс­ле про­тив той или иной стра­ны мира, были рас­про­стра­не­ны не толь­ко в Совет­ском Сою­зе. Так, во вре­мя Пер­вой миро­вой вой­ны аме­ри­кан­цы обви­ня­ли Гер­ма­нию в бло­ки­ро­ва­нии рабо­ты систе­мы поч­то­вых ком­му­ни­ка­ций Аме­ри­ки с помо­щью писем сча­стья. Неко­то­рые мусуль­ман­ские про­по­вед­ни­ки счи­та­ют, что за рас­про­стра­не­ни­ем мусуль­ман­ских вари­ан­тов писем сча­стья сто­ят «опре­де­лен­ные хри­сти­ан­ские орга­ни­за­ции», яко­бы борю­щи­е­ся таким обра­зом с исламом.

5_002XX век вме­сте с науч­но-тех­ни­че­ским про­грес­сом и зна­чи­тель­ным упро­ще­ни­ем про­цес­са копи­ро­ва­ния тек­стов внес зна­чи­тель­ные изме­не­ния в сам фено­мен писем сча­стья. Зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось их коли­че­ство и появи­лось мно­го новых их типов и вари­а­ций. Неко­то­рые люди, жела­ю­щие поде­лить­ся с окру­жа­ю­щим обще­ством каки­ми-то сво­и­ми мыс­ля­ми, иде­я­ми, миро­вос­при­я­ти­ем, запус­ка­ют в обра­ще­ние пись­ма с прин­ци­пи­аль­но новы­ми тек­ста­ми, поуче­ни­я­ми, предо­сте­ре­же­ни­я­ми, рас­ска­за­ми, при­зы­ва­ми, заба­ва­ми и т.д. и т.п., сохра­няя лишь при­зыв к их посто­ян­но­му копи­ро­ва­нию. В резуль­та­те пись­ма сча­стья пре­вра­ти­лись в один из эле­мен­тов повсе­днев­ной жиз­ни чело­ве­ка, к кото­ро­му отно­сят­ся серьез­но, с раз­дра­же­ни­ем, усмеш­кой, надеж­дой, стра­хом, пре­не­бре­же­ни­ем, рав­но­ду­ши­ем, инте­ре­сом и необо­зри­мой гам­мой иных чувств и эмо­ций, кото­рые может вызвать полу­че­ние по почте оче­ред­но­го пись­ма сча­стья. Копи­ро­ва­ни­ем писем зани­ма­ет­ся подав­ля­ю­щее мень­шин­ство людей, их полу­ча­ю­щих. Как пра­ви­ло, это люди не высо­ко­го обра­зо­ва­тель­но­го уров­ня и/или доста­точ­но низ­кой рели­ги­оз­ной куль­ту­ры пове­де­ния и мыш­ле­ния. Тем не менее, чем боль­ше писем сча­стья чело­век полу­ча­ет, тем менее скло­нен он их сно­ва и сно­ва копировать.

Как совер­шен­но вер­но отме­чал Пан­чен­ко А.А., рас­про­стра­не­ние писем сча­стья про­ис­хо­дит вол­но­об­раз­но и отра­жа­ет дина­ми­ку нетра­ди­ци­он­ной рели­ги­оз­но­сти обще­ства. Сам факт того, что мы про­дол­жа­ем полу­чать эти пись­ма, явля­ет­ся нагляд­ным при­ме­ром живу­че­сти нетра­ди­ци­он­ной рели­ги­оз­но­сти в совре­мен­ном мире.

Исто­рия писем сча­стья, их типы, фор­мы и спо­со­бы рас­про­стра­не­ния не име­ют пер­во­сте­пен­но­го зна­че­ния при попыт­ке бого­слов­ско­го осмыс­ле­ния и оцен­ки их зна­чи­мо­сти для совре­мен­но­го рели­ги­оз­но­го созна­ния. Дей­стви­тель­но, не нуж­но знать мно­го о пись­мах сча­стья, что­бы одно­знач­но кон­ста­ти­ро­вать вполне оче­вид­ные вещи: а) они отни­ма­ют мно­го вре­ме­ни; б) созда­ют лож­ные надеж­ды, вызы­ва­ют и под­дер­жи­ва­ют стра­хи; в) пере­кла­ды­ва­ют ответ­ствен­ность за соб­ствен­ную жизнь с само­го чело­ве­ка на какие-то без­лич­ные силы; г) раз­ви­ва­ют суе­ве­рия и маги­че­ское вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти; д) вно­сят свой вклад в под­дер­жа­ние нетра­ди­ци­он­ной рели­ги­оз­но­сти обще­ства вооб­ще и оккульт­ной сре­ды в частности. 

Нако­нец, пере­пи­сы­ва­ние писем сча­стья явля­ет­ся сви­де­тель­ством либо отсут­ствия насто­я­щей духов­ной жиз­ни чело­ве­ка в Церк­ви, либо при­зна­ком серьез­ных нару­ше­ний и рас­стройств в ней. Свя­щен­ни­кам нель­зя недо­оце­ни­вать всю зна­чи­мость того, что кто-то из при­хо­жан Церк­ви зани­ма­ет­ся пере­пи­сы­ва­ни­ем писем сча­стья. Дело в том, что гораз­до про­ще выве­сти чело­ве­ка из сек­ты или куль­та, чем раз­ру­шить его маги­че­ское созна­ние и миро­вос­при­я­тие. Одним из лег­ко узна­ва­е­мых и оче­вид­ных симп­то­мов нали­чия маги­че­ско­го созна­ния явля­ют­ся тща­тель­но пере­пи­сы­ва­е­мые пись­ма сча­стья. Нахо­дясь в сек­те чело­век, как пра­ви­ло, дистан­ци­ру­ет­ся от Церк­ви. Явля­ясь же носи­те­лем маги­че­ско­го созна­ния, он может про­дол­жать ходить в Цер­ковь, участ­во­вать в таин­ствах, искренне счи­тая себя пра­во­слав­ным веру­ю­щим. Если сек­тан­та мож­но пере­убе­дить, то маги­че­ское созна­ние глу­хо к любой систе­ме аргу­мен­та­ции. Оно апел­ли­ру­ет к опыт­но-чув­ствен­но­му вос­при­я­тию дей­стви­тель­но­сти и любые смыс­ло­вые кон­струк­ции, интер­пре­ти­ру­ю­щие это вос­при­я­тие, вто­рич­ны и самое глав­ное вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы. Т.е. тако­го чело­ве­ка намно­го лег­че убе­дить в том, что одни пись­ма сча­стья явля­ют­ся обма­ном, а дру­гие нет, чем пока­зать ему пол­ную несо­сто­я­тель­ность само­го фено­ме­на писем сча­стья. Суе­ве­рия и маги­че­ское созна­ние, лежа­щие в осно­ва­нии дан­но­го фено­ме­на, по опре­де­ле­нию не сов­ме­сти­мы с духов­ной жиз­нью в Пра­во­слав­ной Церкви.

Источ­ник: Мар­ти­но­вич В.А. Пись­ма сча­стья как эле­мент оккульт­ной сре­ды обще­ства. // Мин­ские Епар­хи­аль­ные Ведо­мо­сти 2007. №1. – С.72–76.

При­ме­ча­ния

  1. Yang A.A. A Conversation of Rumors: The Language of Popular Mentalitиs in Late Nineteenth-Century Colonial India. // Journal of Social History 1987 Vol.20. – P.485–505.
  2. Budge W. The Gods of the Egyptians. Vol.1. – New York.: Dover Publ., 1969. – P.208; 221–222; 230–231.
  3. Тип куль­то­во­го и мемо­ри­аль­но­го буд­дий­ско­го соору­же­ния в стра­нах Даль­не­го Восто­ка. Пред­став­ля­ет собой баш­не­об­раз­ную, часто мно­го­ярус­ную построй­ку, внут­ри кото­рой обыч­но хра­ни­лись буд­дий­ские реликвии.
  4. Mizuno K. Bhuddhist Sutras: Origin, Development, Transmission. ‑Tokyo: Kosei Publishing Co. 1982. – P.172.
  5. Тант­лев­ский И.Р. Кни­ги Ено­ха. Серия: Bibliotheca Judaica. – Иеру­са­лим & Москва.: Геша­рим & Мосты куль­ту­ры, 2002. – С.23; 356. См. так­же: Беля­ев М.В. Кни­ги небес­ные. (Апо­кри­фи­че­ские виде­ния и «закон пер­во­об­ра­зов»). // Изве­стия Бакин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та 1921. №1, вто­рой полу­том. — С.217–256.
  6. Весе­лов­ский А.Н.Опыты по исто­рии раз­ви­тия хри­сти­ан­ской леген­ды. Эпи­сто­лия о неде­ле. // Жур­нал Мини­стер­ства Народ­но­го Про­све­ще­ния 1876 №184. март — С. 50–116. См. так­же: Галь­го Н. Пры­ё­мы сакралi­за­цыi у апо­кры­фе «Эпiстолiя аб няд­зелi». // Пра­цы кафед­ры гісто­рыі бела­рус­кай літа­ра­ту­ры Бел­дзяр­жунівер­сіт­эта. Выпуск пяты. – Мінск.: БДУ, 2004. См. так­же: Лурье В.Ф. “Свя­тые пись­ма” как явле­ния тра­ди­ци­он­но­го фольк­ло­ра // Рус­ская лите­ра­ту­ра. № 1. 1993. С. 145–149.
  7. VanArsdale D.W. Chain Letter Evolution. 2006. In: http://www.silcom.com/~barnowl/chain-letter/evolution.html#evolution
  8. См. VanArsdale D.W. 2006.
  9. См. напри­мер серию «писем пети­ций» высту­па­ю­щих за номи­ни­ро­ва­ние Сена­то­ра США, Джэйм­са Рида на пост пре­зи­ден­та со сто­ро­ны демо­кра­тов: Reed Chain Letter Boom. // New York Times 1927.04.19. – P.12.
  10. Chain Letters Ask Elections. // New York Times 1949.04.28. ‑P.10.
  11. Schuetz W.W., De Sevin B. German Home Front. ‑London.: Victor Gollanzc, 1943. ‑P.148–149; 246–247.
  12. Кали­нин В. «Пись­ма с неба». // Анти­ре­ли­ги­оз­ник 1931. №6. – С.97–98.
  13. Матяс Д.M. Апел­ля­ция к неве­же­ству, или «поже­ла­ния сча­стья» от «мил­ли­о­не­ра из Вене­су­э­лы». // Вечер­ний Минск 1986.03.20. №66. – С.2.
  14. Матяс Д. И вновь «свя­тые» пись­ма. // Вечер­ний Минск 1987.07.16. №162. – С.3.
  15. Germans Here Plot to Clog U.S. Mails. // New York Times 1917.11.05. – P.22.
  16. Are muslims suppose to believe in chain letters? Answer 255 from Mufti Ebrahim Desai. In: http://www.islam.tc/ask-imam/view.php?q=255
  17. С.349. Пан­чен­ко А. А. Хри­стов­щи­на и скоп­че­ство: фольк­лор и тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра рус­ских мисти­че­ских сект. — М.: ОГИ, 2002, с. 341–353.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки