Ребенок и секта: по ком звонит колокол?

Ребенок и секта: по ком звонит колокол?

(1 голос5.0 из 5)

Когда мы гово­рим о после­до­ва­те­лях тех или иных сект, то, преж­де все­го, пред­став­ля­ем себе взрос­лых людей и ред­ко заду­мы­ва­ем­ся о том, что взрос­лые эти зача­стую тянут за собой детей —  соб­ствен­ных или чужих. Для адеп­тов любо­го деструк­тив­но­го куль­та харак­тер­но рас­смат­ри­вать окру­жа­ю­щий их мир как мир тьмы, а людей, его насе­ля­ю­щих, пред­став­лять слеп­ца­ми или, хуже того, вра­га­ми. Сек­тан­ты пыта­ют­ся все­ми спо­со­ба­ми уйти из это­го мира, а заод­но уве­сти за собой и детей.

Сего­дня в Рос­сии насчи­ты­ва­ет­ся от 300 до 500 раз­лич­ных сект, абсо­лют­ное боль­шин­ство кото­рых мож­но отне­сти к деструк­тив­ным, или тота­ли­тар­ным. Чис­лен­ность людей, вовле­чен­ных в эти деструк­тив­ные и оккульт­ные рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции, дости­га­ет, по самым раз­ным оцен­кам, до одно­го мил­ли­о­на чело­век, и огром­ное чис­ло сре­ди них — дети и под­рост­ки. Впро­чем, сколь­ко кон­крет­но запу­та­но детей в этой пау­тине, ска­зать почти невоз­мож­но. У нас даже офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ки на этот счет не ведет­ся. Но если учесть, ска­жем, что в доста­точ­но бла­го­по­луч­ной Фран­ции, чье насе­ле­ние усту­па­ет по чис­лен­но­сти насе­ле­нию Рос­сий­ской Феде­ра­ции и где борь­ба с тота­ли­тар­ны­ми сек­та­ми ведет­ся, не в при­мер нам, доволь­но жест­ко и после­до­ва­тель­но, более 40 тысяч детей до 18 лет нахо­дят­ся под пря­мым вли­я­ни­ем сект, мож­но пред­ста­вить, какая вак­ха­на­лия тво­рит­ся у нас.

Так что, не сто­ит пола­гать, что руко­во­ди­те­ли сект не инте­ре­су­ют­ся судь­бой детей и для них глав­ное — завлечь в свой культ людей взрос­лых, от кото­рых будет боль­ше поль­зы во всех смыс­лах, в том чис­ле и в мате­ри­аль­ном. Это совсем не так. Инте­рес к детям со сто­ро­ны сект огро­мен. Они даже и не скры­ва­ют этого.

Рон Хаб­бард, осно­ва­тель сек­ты сай­ен­то­ло­гов, писал: “Спа­си­те ребен­ка — и вы спа­се­те нацию”. Сло­ва хоро­шие, нелишне толь­ко напом­нить, что “спа­се­ние по Хаб­бар­ду” воз­мож­но лишь в сай­ен­то­ло­ги­че­ской сек­те. Если сле­до­вать, напри­мер, тео­рии Муна, то ребе­нок — это тре­тий мес­сия после само­го пре­по­доб­но­го. Один из тек­стов сви­де­те­лей Иего­вы уточ­ня­ет: “Чем рань­ше начи­на­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние ребен­ка, тем более вели­ки шан­сы, что дети проч­но укре­пят­ся в истине и сде­ла­ют сво­им при­зва­ни­ем служ­бу ей”. Исти­на же здесь толь­ко одна — та, что про­по­ве­ду­ет­ся адеп­та­ми сек­ты. Раэль — фран­цуз­ский мес­сия, утвер­жда­ю­щий, что еще в 1973 году с ним в кон­такт всту­пи­ли ино­пла­не­тяне и пору­чи­ли ему открыть на Зем­ле их посоль­ство, пред­ла­га­ет давать детям соот­вет­ству­ю­щие тесты уже в дет­ских сади­ках, что­бы “выявить буду­щих избранных”.

ЛОВЦЫ ДЕТСКИХ ДУШ

Но, воз­мож­но, сек­ты — это про­сто стра­шил­ка для людей несве­ду­щих, и ниче­го ужас­но­го они в себе не несут. Может, сек­ты вно­сят мир и покой в люд­ские души? Ведь адеп­ты сект пред­ла­га­ют чело­ве­ку спа­се­ние, они забо­тят­ся о сво­их чле­нах. Да и в кон­це кон­цов, люди сами выби­ра­ют свой путь.

Александр Дворкин — Ника­ко­го выбо­ра в реаль­но­сти нет, — утвер­жда­ет про­фес­сор бого­сло­вия, руко­во­ди­тель цен­тра рели­гио­вед­че­ских иссле­до­ва­ний Алек­сандр Двор­кин — Никто в сек­ту сам не при­хо­дит. Чело­ве­ка уво­дят, фак­ти­че­ски зама­ни­ва­ют в сек­ту, так что ни о каком сво­бод­ном выбо­ре даже и речи идти не может. И потом ему уже крайне труд­но отту­да выбрать­ся, посколь­ку его созна­ние уже пол­но­стью закры­то от кри­ти­че­ско­го вос­при­я­тия мира. О спа­се­нии так­же гово­рить не при­хо­дит­ся. Сек­та лишь экс­плу­а­ти­ру­ет сво­их чле­нов. Она может нане­сти им пси­хо­ло­ги­че­ский, финан­со­вый и физи­че­ский вред. Она кон­тро­ли­ру­ет пове­де­ние, мыс­ли и эмо­ции сво­их чле­нов. Исполь­зу­ет раз­лич­ные мето­ды для пре­вра­ще­ния ново­за­вер­бо­ван­но­го чело­ве­ка в лояль­но­го, послуш­но­го, рабо­леп­но­го и подо­бо­страст­но­го чле­на сек­ты. Сек­ты счи­та­ют, что они сами или их лидер обла­да­ют осо­бым ста­ту­сом, кото­рый выно­сит их за рам­ки обще­ства и семьи и про­ти­во­по­став­ля­ет им. Сло­вом, тота­ли­тар­ная сек­та — это орга­ни­за­ция с жест­кой струк­ту­рой, име­ю­щая обо­жеств­лен­но­го лиде­ра или вер­хуш­ку, при­ме­ня­ю­щая мето­ды по кон­тро­ли­ро­ва­нию созна­ния сво­их чле­нов и удер­жа­ния их, твер­до регла­мен­ти­ру­ю­щей все аспек­ты их жизни.

До тех пор пока в сек­те суще­ству­ет неогра­ни­чен­ная власть, она не может изме­нить­ся. То есть они могут, конеч­но, изме­нить любые свои уста­нов­ки (как, напри­мер, в сек­те домо­ро­щен­но­го наше­го мес­сии Вис­са­ри­о­на, кото­рый все­го пару лет назад запре­щал отда­вать детей-сек­тан­тов в шко­лу и вооб­ще не поз­во­лял им ниче­го учить, кро­ме сво­их “откро­ве­ний”, теперь же сде­лал милость и раз­ре­шил посе­щать обще­об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния), они могут пол­но­стью пере­де­лать свою “дог­ма­ти­ку”, но сле­пое пови­но­ве­ние оста­нет­ся в силе. И ника­кая эво­лю­ция по суще­ству невоз­мож­на, пока во гла­ве груп­пы сто­ит гуру, учи­тель, мес­сия, обо­жеств­ля­е­мый идол. Пока груп­па постро­е­на на тота­ли­тар­ных прин­ци­пах, ниче­го хоро­ше­го в ней не может быть по опре­де­ле­нию и ничто не может предот­вра­тить раз­ви­тие собы­тий по само­му худ­ше­му из воз­мож­ных сце­на­ри­ев. Чело­ве­че­ство виде­ло это неод­но­крат­но на при­ме­ре сект-убийц. Вспом­ни­те, как был потря­сен мир, узнав о страш­ном кон­це сек­ты “Народ­ный храм”. Свы­ше 900 чело­век уве­ро­ва­ли в сво­е­го лиде­ра Джи­ма Джон­са и после­до­ва­ли за ним в джунгли Гай­а­ны, где при­сту­пи­ли к стро­и­тель­ству “иде­аль­но­го горо­да”, а затем под­чи­ни­лись его при­ка­зу совер­шить само­убий­ство, выпив яд, или по мень­шей мере не слиш­ком сопро­тив­ля­лись, когда им стре­ля­ли в заты­лок. Мне­ния детей не спра­ши­вал никто: мла­ден­цам рас­твор впрыс­ки­ва­ли в рот пипет­ка­ми, дети постар­ше довер­чи­во выпи­ва­ли под­не­сен­ный им мате­ря­ми яд в виде слад­ко­го напит­ка в бумаж­ных ста­кан­чи­ках. А наше “Белое брат­ство”? Ведь тогда чудо­вищ­ной тра­ге­дии уда­лось избе­жать бла­го­да­ря реши­тель­ным дей­стви­ям пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, про­сто вовре­мя повя­зав­шим боль­шую груп­пу детей, что гото­ви­лись совер­шить акт мас­со­во­го само­убий­ства по при­ка­зу их гуру Марии Цвигун.

Но и там, где нет изна­чаль­но­го стрем­ле­ния сект и их руко­во­ди­те­лей к убий­ству людей, мыс­ля­щих ина­ко (вспом­ним небезыз­вест­ную “Аум Сен­ри­ке”, устро­ив­шую газо­вую ата­ку в токий­ском мет­ро), или само­убий­ству (вро­де “Небес­ных врат”, изна­чаль­но гото­вив­ших сво­их адеп­тов к пере­хо­ду в иной мир), жизнь чле­нов сект, и в осо­бен­но­сти детей, предо­став­ля­ет­ся про­сто немыс­ли­мой. Так, боль­шин­ство сек­тант­ских общин, при­вер­жен­ных так назы­ва­е­мой “есте­ствен­ной” жиз­ни вынуж­да­ют сво­их после­до­ва­те­лей при­дер­жи­вать­ся стро­гой дие­ты, что при­во­дит к хро­ни­че­ско­му недо­еда­нию. Напри­мер, око­пав­ши­е­ся в Куз­бас­се после­до­ва­те­ли оккульт­ной сек­ты “Стра­на Ану­ра” счи­та­ют себя потом­ка­ми жите­лей Вене­ры и, что­бы под­дер­жи­вать посто­ян­ную связь с “кос­ми­че­ским разу­мом” изво­дят себя и сво­их детей жесто­кой дие­той, а про­ще гово­ря, морят голо­дом, мно­го меди­ти­ру­ют, а утром нато­щак съе­да­ют лож­ку соды, кото­рая яко­бы слу­жит про­вод­ни­ком кос­ми­че­ской энер­гии. Сек­тан­ты нигде не рабо­та­ют, книг не чита­ют, сво­их детей они заби­ра­ют из госу­дар­ствен­ных учеб­ных заве­де­ний, а в слу­чае болез­ни им запре­ще­но обра­щать­ся к вра­чам. Сек­та нигде не заре­ги­стри­ро­ва­на, посколь­ку “реги­стра­цию запре­ща­ет Космос”.

Сек­тан­ты откро­вен­но попи­ра­ют зако­ны Рос­сий­ской Феде­ра­ции “Об обра­зо­ва­нии”, “О здра­во­охра­не­нии”, “О сво­бо­де сове­сти и рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ни­ях”, но поче­му-то это совер­шен­но не тро­га­ет мест­ные вла­сти. А в послед­нее вре­мя, чув­ствуя свою пол­ную без­на­ка­зан­ность, сек­тан­ты нача­ли рас­про­стра­нять свои, мяг­ко гово­ря, бре­до­вые идеи через бес­плат­ные теат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния в дет­ских садах, шко­лах, клу­бах, домах куль­ту­ры. Они орга­низ­ва­ли театр Духа “Свя­тое коль­цо”, при кото­ром созда­ли дет­ский клуб “Сол­ныш­ко” и юно­ше­ский “Ветер пере­мен”. Бла­го­да­ря под­держ­ке мест­ных вла­стей, кото­рые (хочет­ся в это верить) не зна­ли, с кем име­ют дело, их выступ­ле­ния и спек­так­ли про­шли во мно­гих рос­сий­ских горо­дах. Сколь­ко роман­тич­ных под­рост­ков им удаст­ся таким обра­зом завлечь в свою сети, пока вла­сти будут раз­би­рать­ся, что же это за зверь такой “Стра­на Анура”!

Впро­чем, не толь­ко “ану­ров­цы” отвер­га­ют меди­цин­скую помощь. Так запрет “Сви­де­те­лей Иего­вы” на пере­ли­ва­ние кро­ви при­вел к смер­ти, по сути — к само­убий­ству или убий­ству сво­их близ­ких — не менее сот­ни несчаст­ных рабов “Сто­ро­же­вой баш­ни” (дру­гое назва­ние сек­ты) как за гра­ни­цей, так и у нас в стране. Здесь не дела­ют исклю­че­ние даже для детей. В 1996 году в отде­ле­нии реани­ма­ции 1‑й дет­ской город­ской боль­ни­цы Санкт-Петер­бур­га скон­чал­ся трех­лет­ний Ваня Семе­нов. Его жизнь мог­ло спа­сти пере­ли­ва­ние кро­ви, но мать-иего­вист­ка пись­мен­но отка­за­лась от этой про­це­ду­ры. В той же боль­ни­це в 1998 году умер девя­ти­ме­сяч­ный Даня Крив­цов. И в этом слу­чае роди­те­ли — “сви­де­те­ли Иего­вы” не дали вра­чам спа­сти ребен­ку жизнь. В 1997 году  недо­но­шен­ной груд­ной девоч­ке в Инсти­ту­те педи­ат­рии РАМН долж­ны были сде­лать сроч­ное пере­ли­ва­ние кро­ви, но из-за кате­го­ри­че­ско­го отка­за от это­го ее мате­ри, убеж­ден­ной иего­вист­ки, ребе­нок погиб. Сей­час неко­то­рые вра­чи, зна­ю­щие, с кем они име­ют дело, порой идут на нару­ше­ние вра­чеб­ной эти­ки и без согла­сия роди­те­лей малень­ко­го паци­ен­та пере­ли­ва­ют ему кровь, и уже после ста­вят их в извест­ность о про­ве­ден­ной про­це­ду­ре. За гра­ни­цей, кста­ти, этот вопрос реша­ют очень про­сто. Так, если в боль­ни­цу, ска­жем, Фран­ции посту­па­ет ребе­нок, кото­ро­му тре­бу­ет­ся пере­ли­ва­ние кро­ви или еще какая-нибудь жиз­нен­но необ­хо­ди­мая про­це­ду­ра, а роди­те­ли, исклю­чи­тель­но по рели­ги­оз­ным моти­вам, отка­зы­ва­ют в ее про­ве­де­нии, вра­чи зво­нят мест­но­му судье (днем, ночью — не име­ет зна­че­ние) и тот на вре­мя опе­ра­ции лиша­ет сек­тан­тов их роди­тель­ских прав, а по окон­ча­нии опе­ра­ции вновь эти пра­ва воз­вра­ща­ет. Все зако­ны соблю­де­ны, эти­ка не нару­ше­на, рели­ги­оз­ные чув­ства не оскорб­ле­ны, ребе­нок спа­сен. У нас тако­го нет и вряд ли сле­ду­ет ожи­дать подоб­но­го под­хо­да к делу в будущем.

К несча­стью, широ­ко рас­про­стра­не­ны сре­ди сек­тан­тов педо­фи­лия и про­чие сек­су­аль­ные пре­ступ­ле­ния. Харак­тер­ный при­мер тому — сек­та “Семья” (или “Дети Бога”, как она назы­ва­лась ранее). О сек­су­аль­ном наси­лии над детьми и при­нуж­де­нии адеп­тов сек­ты зани­мать­ся “риту­аль­ной про­сти­ту­ци­ей” в свое вре­мя сооб­ща­ли газе­ты мно­гих стран мира — Вели­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Арген­ти­ны, Австра­лии. А осно­ва­тель сек­ты Дэвид Берг в свое вре­мя настой­чи­во при­зы­вал раз­вра­щать детей для даль­ней­ше­го их исполь­зо­ва­ния в “лов­ле флир­том” — про­сти­ту­ци­ей с целью вер­бов­ки в сек­ту. “Я наде­юсь, — писал этот “про­рок Мо”, — что все наши малень­кие дет­ки могут зани­мать­ся сек­сом сколь­ко угодно.”

Сего­дня сек­та офи­ци­аль­но объ­яви­ла о пре­кра­ще­нии прак­ти­ки дет­ско­го сек­са, одна­ко все силы свои напра­ви­ла на так назы­ва­е­мые “лаге­ря побе­ди­те­лей” — про­грам­му подав­ле­ния чело­ве­че­ской пси­хи­ки, объ­ек­том кото­рых, как пра­ви­ло, ста­но­вит­ся имен­но моло­дежь — дети и под­рост­ки, попав­шие в сек­ту. Исполь­зуя такие мето­ды, как содер­жа­ние вза­пер­ти, бес­ко­неч­ное чте­ние “писем Мо”, “изгна­ния бесов”, физи­че­ские нака­за­ния, тяже­лый, порой бес­смыс­лен­ный до оту­пе­ния, труд, пись­мен­ные при­зна­ния в про­ступ­ках и пуб­лич­ное уни­же­ние, руко­во­ди­те­ли сект дер­жат под­рост­ков под подоб­ным “наблю­де­ни­ем” неде­ля­ми и даже меся­ца­ми, пока те не “побеж­да­ют” свои сла­бо­сти и из “труд­ных” на ста­но­вят­ся “хоро­ши­ми”. Офи­ци­аль­но этой сек­ты в нашей стране нет про­сто пото­му, что она не заре­ги­стри­ро­ва­на. Одна­ко по дан­ным инфор­ма­ци­он­но-кон­суль­та­тив­но­го цен­тра св.Ири­нея Лион­ско­го, дав­но и плот­но зани­ма­ю­ще­го­ся про­бле­ма­ми сек­тант­ства в Рос­сии, под вли­я­ние сек­ты с хоро­шим назва­ни­ем “Семья” уже попа­ло огром­ное коли­че­ство наших сооте­че­ствен­ни­ков. Гово­рят даже, что в Рос­сии про­жи­ва­ет треть при­вер­жен­цев этой меж­ду­на­род­ной сек­ты, рас­ки­нув­шей свои щупаль­ца по все­му свету.

Кро­ме опас­но­сти для физи­че­ско­го здо­ро­вья в сек­тах суще­ству­ет и угро­за для дет­ской пси­хи­ки. Мис­си­о­не­ра­ми часто при­ме­ня­ет­ся тех­ни­ка гип­но­за, при кото­ром воз­мож­но внед­ре­ние в под­со­зна­ние людей любых про­грамм. При­чем, в основ­ном, сек­тан­ты пред­по­чи­та­ют рабо­тать со школь­ни­ка­ми, пси­хи­ка кото­рых еще не сфор­ми­ро­ва­лась, и пото­му пред­став­ля­ет лег­кую добы­чу. Детей при­гла­ша­ют “прий­ти на инте­рес­ную бесе­ду”, и уже через несколь­ко сеан­сов таких бесед по душам, у них воз­ни­ка­ет состо­я­ние, близ­кое к нар­ко­ти­че­ской зави­си­мо­сти. Кста­ти, сек­та­ми актив­но созда­ют­ся цен­тры по рабо­те с нар­ко­за­ви­си­мы­ми под­рост­ка­ми. Это одно из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных раз­но­вид­но­стей сек­тант­ско­го биз­не­са, ведь за изле­че­ние сво­е­го ребен­ка роди­те­ли гото­вы отдать послед­нее. Под видом же лече­ния про­ис­хо­дит вер­бов­ка в сек­ту, а с помо­щью спе­ци­аль­ных прак­тик, при­ме­ня­е­мых в подоб­ных цен­трах, у моло­дых людей, стра­да­ю­щих нар­ко­ма­ни­ей, про­ис­хо­дит свое­об­раз­ная “пере­за­ви­си­мость”.

Так, напри­мер, вер­бов­кой через псев­до­ле­че­ние осо­бо актив­но зани­ма­ет­ся сек­та, кото­рая то объ­яв­ля­ет себя рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции, то сни­ма­ет с себя все куль­то­вые оде­я­ния — в зави­си­мо­сти от того, что ей на дан­ный момент выгод­но. Речь идет о сай­ен­то­ло­гии, или “цен­тре диа­не­ти­ки”, или “гума­ни­тар­ном цен­тре Хаб­бар­да”. Сре­ди про­грамм сай­ен­то­ло­гов выде­ля­ет­ся про­грам­ма лече­ния нар­ко­за­ви­си­мых детей и под­рост­ков “Нар­ко­нон”. В спе­ци­аль­ной декла­ра­ции Сове­та Евро­пы, под­пи­сан­ной 2 апре­ля 2003 года, пря­мо ука­зы­ва­ет­ся на то, что “Нар­ко­нон” под­ме­ня­ет нар­ко­за­ви­си­мость зави­си­мо­стью от сай­ен­то­ло­гии. “Исполь­зу­ю­щие его люди, — гово­рит­ся в доку­мен­те, — ста­но­вят­ся лег­кой добы­чей вер­бов­щи­ков, дела­ют­ся более вос­при­им­чи­вы­ми к про­мы­ва­нию моз­гов”. Да и лече­ния, соб­ствен­но гово­ря, ника­ко­го нет. Чело­ве­ка застав­ля­ют про­во­дить по 6 часов в сауне, при­ни­мать в гро­мад­ных дозах вита­ми­ны (что дале­ко не так уж без­опас­но для здо­ро­вья, осо­бен­но дет­ско­го), бегать трус­цой и меди­ти­ро­вать. Извест­но, что неко­то­рые кли­ен­ты сай­ен­то­ло­гии поги­ба­ли во вре­мя этих “очи­сти­тель­ных про­це­дур”. Пона­ча­лу сай­ен­то­ло­гам уда­лось выбить раз­ре­ше­ние от Мин­здра­ва РФ на внед­ре­ние их меди­цин­ских про­грамм очи­ще­ния в Рос­сии. Одна­ко спу­стя неко­то­рое вре­мя мини­стер­ство здра­во­охра­не­ния РФ опом­ни­лось и запре­ти­ло исполь­зо­ва­ние любых мето­дик, свя­зан­ных с име­нем Хаб­бар­да, в госу­дар­ствен­ной меди­цин­ской систе­ме. Но сколь­ко за эти годы, пока “Нар­ко­нон” без­на­ка­зан­но рез­вил­ся в нашей стране, было иска­ле­че­но людей, под­счи­тать невоз­мож­но. Тем более, что, несмот­ря на запрет, все эти сай­ен­то­ло­ги­че­ские про­грам­мы вовсе не закры­лись, а про­дол­жа­ют дей­ство­вать полу­под­поль­но, вовсю рекла­ми­руя себя, в том чис­ле и через прессу.

Послед­нее вре­мя сай­ен­то­ло­ги нача­ли раз­во­ра­чи­вать доволь­но бур­ную дея­тель­ность вокруг рос­сий­ских школ, вер­буя в свои сто­рон­ни­ки все боль­ше и боль­ше под­рост­ков заман­чи­вы­ми пред­ло­же­ни­я­ми стать успеш­ным, бога­тым, более раз­ви­тым и изба­вить его от всех дет­ских ком­плек­сов и стра­хов. Пер­вая сту­пень вер­бов­ки — сосре­до­то­че­ние вни­ма­ния чело­ве­ка на самых про­блем­ных для него момен­тах жиз­ни, кото­рые под­рост­ки, склон­ные к рефлек­сии, обыч­но вос­при­ни­ма­ют как ката­стро­фу. Затем вер­бов­щик вну­ша­ет жерт­ве страх, что состо­я­ние того толь­ко будет ухуд­шать­ся, а вслед за этим пред­ла­га­ет­ся и “реше­ние всех про­блем” — кур­сы сай­ен­то­ло­гии, за кото­рые, разу­ме­ет­ся, надо пла­тить, при­чем, раз от раза все боль­ше и больше.

Вооб­ще сфе­ра обра­зо­ва­ния — одна из основ­ных целей деструк­тив­ных сект. Психологи-“дианетики” про­во­дят част­ные кон­суль­та­ции, при­кры­ва­ясь вывес­ка­ми учеб­ных заве­де­ний. Сай­ен­то­ло­ги пыта­ют­ся про­ни­кать, (и пока, увы, у них это непло­хо полу­ча­ет­ся) в шко­лы и вузы Моск­вы, Санкт-Петер­бур­га, Ека­те­рин­бур­га, Вол­го­гра­да, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Калу­ги, Пер­ми.   “Цер­ковь Хри­ста” дей­ству­ет сре­ди под­рост­ков и моло­де­жи в тех­ни­ку­мах и ПТУ. После­до­ва­те­ли “пре­по­доб­но­го” Муна чита­ют лек­ции “Про­фи­лак­ти­ка нар­ко­ма­нии”, “Чистая любовь и истин­ная семья”, “Поло­вое вос­пи­та­ние” в обыч­ных обще­об­ра­зо­ва­тель­ных шко­лах. А в 90‑х годах про­шло­го века в тече­ние несколь­ких лет мунит­ский пред­мет “Мой мир и я” пре­по­да­вал­ся в каче­стве обя­за­тель­но­го во всех кал­мыц­ких шко­лах, и толь­ко после серии гром­ких скан­да­лов этот курс был отме­нен. Но не толь­ко Кал­мы­кия постра­да­ла от идей “вели­ко­го стар­ца”, назы­ва­ю­ще­го себя импе­ра­то­ром все­лен­ной и живым богом, — по учеб­ни­ку “Мой мир и я” пре­по­да­ва­ли более чем в двух тыся­чах рос­сий­ских школ. Тогда же, в нача­ле 90‑х,  мунит­ские орга­ни­за­ции про­ве­ли мно­же­ство спе­ци­аль­ных семи­на­ров для учи­те­лей. Более 75 тысяч пре­по­да­ва­те­лей из стран СНГ про­шли через эти кур­сы. Сей­час учеб­ник “Мой мир и я” и, соот­вет­ствен­но, курс по нему запре­щен в наших шко­лах, но учи­те­ля-то оста­лись. Так, одна из мос­ков­ских учи­тель­ниц с гор­до­стью пове­да­ла теле­ви­зи­он­щи­кам из Фран­ции, сни­мав­шим пере­да­чу о муни­тах, что из 60 ее уче­ни­ков, кото­рым она толь­ко год пре­по­да­ет, 20 регу­ляр­но ста­ли ходить на бого­слу­же­ние в “Цер­ковь объ­еди­не­ния” (дру­гое назва­ние муни­тов). Фак­ти­че­ски в откры­тую про­зву­ча­ло при­зна­ние о нару­ше­нии зако­на о свет­ском харак­те­ре госу­дар­ствен­но­го обра­зо­ва­ния и о запре­те на обра­ще­ние в рели­гию детей без раз­ре­ше­ния на то роди­те­лей, а так­же об исполь­зо­ва­нии сво­е­го слу­жеб­но­го поло­же­ния в вер­бо­воч­ных целях.

Нель­зя, конеч­но, ска­зать, что борь­ба с сек­та­ми в шко­лах уж совсем не ведет­ся. Напри­мер, еще в 1997 году при­ка­зом мос­ков­ско­го депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния началь­ни­кам окруж­ных управ­ле­ний вме­ня­лось в пря­мые обя­зан­но­сти не допус­кать арен­ды поме­ще­ний в госу­дар­ствен­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях для мис­си­о­нер­ской и про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти, а так­же при­нять меры по предот­вра­ще­нию зло­упо­треб­ле­ний и при­вле­че­нию к дис­ци­пли­нар­ной ответ­ствен­но­сти руко­во­ди­те­лей обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, допу­стив­ших нару­ше­ния зако­но­да­тель­ства. Неко­то­рое вре­мя назад пра­ви­тель­ство Моск­вы запре­ти­ло рас­про­стра­не­ние в мос­ков­ских шко­лах и про­грам­мы “гуру рос­сий­ских оккуль­ти­стов в систе­ме обра­зо­ва­ния”, как окре­сти­ла его наша прес­са, Тол­га­та Акба­ше­ва. Этот “про­вод­ник пре­да­ний о Шам­ба­ле” рас­ки­нул свои сети сна­ча­ла по всей Сиби­ри, а после пока­тил по осталь­ным горо­дам и весям стра­ны. Он вдалб­ли­вал в голо­вы наших детей идею о “гря­ду­щем цар­стве людей, обла­да­ю­щих пара­нор­маль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми”, при­чем уста­нов­ле­нию это­го цар­ства, по мыс­ли Акба­ше­ва, будет пред­ше­ство­вать “вой­на, в кото­рой все, не при­ем­лю­щие идеи оккуль­тиз­ма, будут истреб­ле­ны” Он орга­ни­зо­вы­вал дет­ские лаге­ря, в кото­рых прак­ти­ко­ва­лись риту­а­лы “выса­сы­ва­ния энер­гии из дере­вьев”. Школь­ни­ки “обме­ни­ва­лись энер­ги­я­ми”, во вре­мя спе­ци­аль­но­го мас­са­жа про­буж­да­ли “внут­рен­ние силы”, повто­ря­ли бес­смыс­лен­ные фра­зы и выра­же­ния. Сей­час Акба­ше­ва выгна­ли из школ Моск­вы, но он не отча­и­ва­ет­ся, ищет новые под­хо­ды к детям и под­рост­кам. Тем более, что, как вид­но из реаль­ной прак­ти­ки, нахо­дят­ся дирек­то­ра школ, кото­рые под гип­но­зом гром­ких слов сек­тан­тов о необ­хо­ди­мо­сти повы­ше­ния духов­но­сти сре­ди школь­ни­ков, с рас­про­стер­ты­ми объ­я­ти­я­ми при­ни­ма­ют “лов­цов дет­ских душ”. Неда­ром в депар­та­мен­те обра­зо­ва­ния г. Моск­вы были вынуж­де­ны создать спе­ци­аль­ный отдел, кото­рый пыта­ет­ся помочь роди­те­лям и учи­те­лям в борь­бе с сек­тан­та­ми, бук­валь­но оса­див­ши­ми наши шко­лы. Еще слож­нее поло­же­ние в дру­гих горо­дах Рос­сии, где, как пра­ви­ло, мест­ные депар­та­мен­ты обра­зо­ва­ния лишь в луч­шем слу­чае раз­во­дят рука­ми, мол, что мы можем сде­лать, а в худ­шем и вовсе потвор­ству­ют сектантам.

Ино­гда оккуль­тизм, в ито­ге уво­дя­щий детей в раз­лич­ные оккульт­ные и неоязы­че­ские сек­ты, про­ни­ка­ет в наши шко­лы под мас­кой “абсо­лют­но науч­но­го пред­ме­та”. Так слу­чи­лось с “нау­кой о здо­ро­вье” — валео­ло­ги­ей. Почти во всех шко­лах вве­де­ны ее обя­за­тель­ные уро­ки. Да и, каза­лось бы, что тут дур­но­го, еже­ли валео­ло­ги пре­по­да­ют пра­ви­ла гиги­е­ны, здо­ро­во­го обра­за жиз­ни, осно­вы эко­ло­ги­че­ской гра­мот­но­сти? На деле же конеч­ная цель валео­ло­ги­че­ско­го вос­пи­та­ния школь­ни­ков, как при­зна­ют­ся сами валео­ло­ги, “сфор­ми­ро­вать лич­ность чело­ве­ка “Ноосфе­ры”, “акти­ви­зи­ро­вать воз­мож­но­сти детей, дать им новый духов­ный опыт сверхвоз­мож­но­стей”. По уче­нию тео­со­фов, чьим дети­щем, соб­ствен­но, и явля­ет­ся валео­ло­гия, они во вза­и­мо­дей­ствии с “духа­ми Кос­мо­са”, или, дру­ги­ми сло­ва­ми, с “Ноосфе­рой”, сози­да­ют на Зем­ле новую, “шестую” расу сверх­че­ло­ве­ков с оккульт­но-экс­тра­сен­сор­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Для этой цели годит­ся все — и про­по­ведь под видом лек­ции, и “музы­каль­ный фон для мас­са­жа, релак­са­ции, меди­та­ции, йоги” (цита­та из кни­ги “Педа­го­ги­че­ская валео­ло­гия”). Исполь­зу­ет­ся и пря­мое вну­ше­ние, и втор­же­ние в созна­ние детей, вклю­чая крат­кие сеан­сы гип­но­за. Во вре­мя таких прак­тик фак­ти­че­ски подав­ля­ет­ся кри­ти­че­ское мыш­ле­ние детей, их ана­ли­ти­че­ские спо­соб­но­сти, ребе­нок начи­на­ет все при­ни­мать на веру, не раз­мыш­ляя, не сомневаясь.

Сло­вом, пора, нако­нец, при­знать — сего­дня идет самая насто­я­щая вой­на за души наших детей. И пока мы выиг­ры­ва­ем лишь на отдель­ных участ­ках фрон­та, тер­пя одно стра­те­ги­че­ское пора­же­ние за дру­гим. Извест­ное выска­зы­ва­ние “дети — наше буду­щее” сек­тан­ты пони­ма­ют как никто дру­гой. И они, в отли­чие от нас, отче­го-то уве­рен­ных, что все обра­зу­ет­ся само собой, борют­ся за свое буду­щее ярост­но и бес­по­щад­но. Искус­но при­кры­ва­ясь дет­ски­ми клу­ба­ми и бла­го­тво­ри­тель­ны­ми мис­си­я­ми, нала­жи­вая креп­кие свя­зи в орга­нах вла­сти, обма­ны­вая и мани­пу­ли­руя созна­ни­ем людей, откро­вен­но поку­пая чинов­ни­ков, они похи­ща­ют наших с вами детей. А мы сто­им и наблю­да­ем, как когда-то сто­я­ли, не в силах поше­вель­нуть­ся, роди­те­ли немец­ко­го город­ка Гамель­на, наблю­дая, как зага­доч­ный кры­со­лов в ярких одеж­дах, наиг­ры­вая на сво­ей дья­воль­ской дудоч­ке, уво­дил в тем­ную неиз­вест­ность их род­ных детей.

диакон Андрей КураевДетям нуж­на защи­та на госу­дар­ствен­ном уровне, убеж­ден пре­по­да­ва­тель кафед­ры фило­со­фии рели­гии и рели­гио­ве­де­ния МГУ им. Ломо­но­со­ва, диа­кон о.Андрей Кура­ев.

- Рос­сий­ские зако­ны не поз­во­ля­ют в госу­дар­ствен­ных шко­лах про­во­дить куль­то­вые меро­при­я­тия. Одна­ко, насколь­ко мне извест­но, шко­ла в прин­ци­пе может сотруд­ни­чать с рели­ги­оз­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми и пред­ла­гать уче­ни­кам про­слу­шать ту или иную бого­слов­скую лек­цию. Не так ли, отец Андрей?

- Совер­шен­но вер­но, но пре­дел сотруд­ни­че­ства — это лек­ция, не более того, при­чем, про­во­дить ее мож­но лишь с согла­сия роди­те­лей. Меж­ду тем, отче­го-то мно­гие люди, в том чис­ле, к сожа­ле­нию, и неко­то­рые дирек­то­ра школ уве­ре­ны, что бого­слу­же­ние — это толь­ко, когда в рясе, с ико­на­ми и све­ча­ми. А если к ним при­хо­дит чело­век в пиджа­ке и начи­на­ет с детьми на уро­ке рас­пе­вать какие-то стран­ные сло­ва, меди­ти­ро­вать и про­по­ве­до­вать о кар­ме, чак­ре и “духах Кос­мо­са” — то это уже не бого­слу­же­ние, а обще­об­ра­зо­ва­тель­ная лек­ция на духов­ные темы. Как пра­во­слав­ный чело­век, я согла­сен, что истин­но­го бого­слу­же­ния у сект нет, но с точ­ки зре­ния зако­на, это все рав­но молит­вен­ное собра­ние. У нас же дохо­дит до абсур­да — основ­ным, тра­ди­ци­он­ным, рос­сий­ским кон­фес­си­ям в госу­дар­ствен­ные шко­лы путь закрыт, зато там воль­гот­но себя чув­ству­ют сек­тан­ты всех мастей пото­му, что мно­гие из них даже не заре­ги­стри­ро­ва­ны в каче­стве рели­ги­оз­но­го объ­еди­не­ния, и ста­ло быть их про­по­ве­ди — уже не про­по­ве­ди, а про­сто лек­ции, их молит­вы — все­го лишь песен­ки, а их уче­ния — не более, чем фило­соф­ские рас­суж­де­ния на бого­слов­скую тему. Так они и кра­дут наших детей, поль­зу­ясь неве­же­ством, рав­но­ду­ши­ем, попу­сти­тель­ством взрос­лых — тех, кто обя­зан защи­щать дет­ские души. Осо­бен­но при­воль­но себя чув­ство­ва­ли сек­тан­ты в рос­сий­ской шко­ле в 90‑х годах про­шло­го века, когда в Мини­стер­стве обра­зо­ва­ния РФ вели­ко было вли­я­ние г‑на Асмолова,не постес­няв­ше­го­ся высту­пить реклам­ным аген­том сек­ты Муна.

- Но как же дирек­то­ру шко­лы, учи­те­лю, школь­но­му пси­хо­ло­гу, то есть людям в прин­ци­пе дале­ким от всех бого­слов­ских тон­ко­стей, раз­ли­чить, что за чело­век появил­ся в их шко­ле — про­сто исто­рик или поклон­ник оккульт­но­го уче­ния, что за учеб­ник попал в школь­ную биб­лио­те­ку — про­по­ве­ду­ю­щий здо­ро­вый образ жиз­ни или уво­дя­щий уче­ни­ков в дебри неоязычества?

- Что ж, нуж­ны кор­рек­ти­вы в обу­че­нии буду­щих учи­те­лей, пока же, увы, сту­ден­ты пед­ву­зов оста­ют­ся в пол­ном неве­де­нии по дан­ной про­бле­ме. Не ведет­ся ника­кой под­го­тов­ки и на кур­сах повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции работ­ни­ков обра­зо­ва­ния по вопро­су рели­ги­оз­ной без­опас­но­сти — что­бы, как гово­рить­ся, каж­дый педа­гог мог вовре­мя понять, что он столк­нул­ся с дея­тель­но­стью сек­тан­тов. Тем более, что иной раз ребен­ку тре­бу­ет­ся защи­та от соб­ствен­ных роди­те­лей, уго­див­ших в опас­ную деструк­тив­ную сек­ту. Может быть, его послед­няя надеж­да — как раз учи­тель, кото­рый спо­со­бен заме­тить, что с уче­ни­ком про­ис­хо­дят непри­ят­ные пере­ме­ны, забить тре­во­гу, обра­тить­ся за помо­щью в орга­ны опе­ки. Мы слиш­ком дол­го были ате­и­сти­че­ской стра­ной, это не мог­ло не ска­зать­ся на нашем имму­ни­те­те ко всем этим деструк­тив­ным объ­еди­не­ни­ям, поэто­му сего­дня необ­хо­ди­мо уже вме­ша­тель­ство на госу­дар­ствен­ном уровне.

- Пока же шко­лы на свой страх и риск вво­дят у себя кур­сы исто­рии религии…

- А риск, меж­ду тем, дей­стви­тель­но есть. Пото­му что в луч­шем слу­чае полу­ча­ет­ся пере­сказ когда-то слы­шан­но­го кур­са науч­но­го ате­из­ма, а в худ­шем — слег­ка замас­ки­ро­ван­ная про­по­ведь док­три­ны сек­ты, недав­но полю­бив­шей­ся учи­тель­ни­це. Что­бы обез­опа­сить ребен­ка хотя бы со сто­ро­ны шко­лы, на мой взгляд, необ­хо­ди­мо вве­сти лицен­зи­ро­ва­ние пре­по­да­ва­те­лей, решив­ших занять­ся про­све­ще­ни­ем детей на рели­ги­оз­но-духов­ные темы. Сам учи­тель может верить во что угод­но, даже в то, что Хри­стос был ино­пла­не­тя­ни­ном, а мы все — потом­ки андро­и­дов. Но сто­ит ли ему дове­рять “про­све­ще­ние” детей по дан­ной про­бле­ме, я как-то не уве­рен. Как про­во­дить это лицен­зи­ро­ва­ние? В иде­а­ле хоро­шо бы с при­вле­че­ни­ем пред­ста­ви­те­лей тех кон­фес­сий, что тра­ди­ци­он­ны для того или ино­го края. Они мог­ли бы оце­нить кор­рект­ность пред­став­ле­ний соис­ка­те­ля о каж­дой из кон­фес­сий. При­чем, оцен­ке долж­ны под­ле­жать не толь­ко име­ю­щи­е­ся в нали­чие зна­ния пред­по­ла­га­е­мо­го пре­по­да­ва­те­ля исто­рии рели­гии, но и сама про­грам­ма, по кото­рой тот наме­рен рабо­тать с детьми. А то слиш­ком часто под видом рели­гио­ве­де­ния пре­под­но­сит­ся обыч­ный оккуль­тизм. Его рели­гио­вед­че­ский урок дол­жен рас­ска­зы­вать о Хри­сте то, что видят в нем хри­сти­ане, а не то, что видет­ся учи­те­лю в его аст­раль­но-кон­так­тер­ских уикендах.

Кста­ти, пер­вое, что долж­ны знать педа­го­ги, дирек­то­ра школ, решив­шие вве­сти у себя кур­сы по исто­рии рели­гии и рели­гио­ве­де­нии, что рели­гия — это не толь­ко вера в Бога. Есть рели­гии, в кото­рых не пред­по­ла­га­ет­ся суще­ство­ва­ние Еди­но­го Лич­но­го Бога. Там чтут духов, богов, духов­ные энер­гии, даже “ино­пла­не­тян”…

Я бы сове­то­вал дер­жать в уме то опре­де­ле­ние рели­гии, кото­рое дает выда­ю­щий­ся рус­ский фило­соф С.Н. Тру­бец­кой в сло­ва­ре Брок­гау­за и Ефро­на: “Рели­гия может быть опре­де­ле­на как покло­не­ние выс­шим силам… Рели­гия не толь­ко пред­став­ля­ет собою веру в суще­ство­ва­ние выс­ших сил, но уста­нав­ли­ва­ет осо­боые отно­ше­ния к этим силам: она есть, сле­до­ва­тель­но, извест­ная дея­тель­ность воли, направ­лен­ная к этим силам”

При­зна­юсь, что при таком опре­де­ле­нии рели­гии воз­ни­ка­ет одна труд­ность: под него не под­хо­дит чисто маги­че­ская дея­тель­ность, если маг исхо­дит из пред­по­ло­же­ния, что он обра­ща­ет­ся к духов­ным силам, низ­шим, чем он (“сти­хи­ям”, “эле­мен­та­лям” и т.п). Тем не менее это воз­мож­ное исклю­че­ние не настоль­ко сму­ща­ет меня, что­бы пону­дить к отка­зу от пред­ло­жен­ной дефи­ни­ции, ибо оно явля­ет­ся чисто гипо­те­ти­че­ским. В реаль­ной исто­рии рели­гии маги­че­ское миро­воз­зре­ние нико­гда не ста­вит чело­ве­ка на вер­шине иерар­хии духов, но отво­дит ему сре­дин­ное поло­же­ние. Так что и в маги­че­ских мирах есть духи, низ­шие чело­ве­ка, а есть — выс­шие. Исклю­че­ние раз­ве что маги­че­ский мир Дж. Роулинг в ее сказ­ках о Гар­ри Пот­те­ре. Но сказ­ка есть сказ­ка. Так что, если вы слы­ши­те, что есть некие незри­мые Учи­те­ля и Спа­си­те­ли Чело­ве­че­ства, что ведут нас сего­дня через осо­бо чут­кие души, при­ни­ма­ю­щие их виб­ра­ции и голо­са — это уже рели­гия (или психиатрия).

- Что же делать педа­го­гу, что­бы оста­но­вить ребен­ка на поро­ге сек­ты како­го-нибудь Вис­са­ри­о­на или Муна?

- Преж­де все­го, пре­по­да­ва­ние исто­рии рели­гии в шко­ле долж­но иметь не толь­ко чисто позна­ва­тель­ную, куль­ту­ро­ло­ги­че­скую, но и вполне прак­ти­че­скую цель. Как сей­час детей обу­ча­ет пра­ви­лам без­опас­но­сти на уро­ках ОБЖ, так необ­хо­ди­мо, мне дума­ет­ся, вве­сти для детей и тех­ни­ку рели­ги­оз­ной без­опас­но­сти. Что за сек­ты дей­ству­ют в тво­ем реги­оне, како­вы у них мис­си­о­нер­ские при­е­мы, какие тем­ные сто­ро­ны есть в их иcто­рии, прак­ти­ке и уче­нии. Глав­ное, что дол­жен узнать уче­ник на таких уро­ках: мир рели­гии — это мир людей. А людям свой­ствен­но оши­бать­ся всю­ду, в том чис­ле и тогда, когда они ищут Бога. Зна­чит мир рели­гий весь­ма раз­но­об­ра­зен, раз­но­об­ра­зен до про­ти­во­ре­чий. И если кто-то тебе гово­рит, что Бог один, а раз­ни­ца лишь в обря­дах — это уже фир­мен­ный знак, завяз­ка сек­тант­ской проповеди.

Вво­дить такие кур­сы, на мой взгляд, нуж­но как мож­но ско­рее — слиш­ком велик сего­дня напор на дет­ские души со сто­ро­ны сект и сек­то­чек. А ведь даже те дети, что удер­жа­лись на краю, и не ушли в деструк­тив­ную сек­ту, но успе­ли выслу­шать ряд лек­ций о “вели­ком” стар­це Пор­фи­рии Ива­но­ве или о “чакрах Кос­мо­са” и гря­ду­щей “шестой расе”, под­верг­лись силь­ней­ше­му пси­хо­ло­ги­че­ско­му уда­ру. Тота­ли­тар­ное созна­ние сект раз­ру­ша­ет в наших детях навы­ки науч­но­го мыш­ле­ния, воз­во­дит в нор­му куль­тур­ный ниги­лизм, уво­дит их от кри­ти­че­ско­го взгля­да на жизнь и мир в сто­ро­ну абсо­лют­но­го покло­не­ния един­ствен­но­му и непо­вто­ри­мо­му “учи­те­лю”. Крас­ки мира блек­нут и раз­мы­ва­ют­ся, в ребен­ке уга­са­ет твор­че­ское нача­ло, науч­ные иска­ния пре­кра­ща­ют­ся, ибо есть лишь одна непре­ко­слов­ная догма.

А уже если ребе­нок попал в сек­ту, то поми­мо все­го про­че­го в нем начи­на­ют уси­лен­но куль­ти­ви­ро­вать нена­висть ко всем, кто нахо­дит­ся за пре­де­ла­ми их “уче­ния”. При­знак тота­ли­тар­но­го созна­ния — это непри­зна­ние за чело­ве­ком пра­ва на ошиб­ку. Если ты не с нами, то зна­чит, враг, пре­да­тель, одер­жи­мый. Для при­ме­ра при­ве­ду одну из при­чт, кото­рую рас­ска­зы­ва­ет Н. Рери­ха в его кни­ге его шам­ба­ли­че­ский настав­ник-махат­ма: ” Пред­ставь, к тебе при­шли чет­ве­ро: ста­рец, моло­дой воин, девуш­ка и ребе­нок. Каж­дый по-сво­е­му про­сит дать поня­тьие о Моем Уче­нии. Каж­дый не может ждать. Дол­жен ли ты най­ти что-либо под­хл­дя­щее для всех чет­ве­рых? Пой­ми, насколь­ко ста­рец не похож на ребен­ка. Нач­нем с ребен­ка. Ребе­нок уже ску­ча­ет. Ребе­нок убе­жал. Ты не нашел, что ска­зать ребен­ку. Теперь девуш­ка. Моло­дежь любит огонь и быст­ро­ту. Девуш­ка огля­ну­лась на дверь. Рас­се­ян­но смот­рит в окно. Ты муча­ешь­ся, не можешь най­ти, что ска­зать — гово­ришь “Не знаю”. Услы­ха­ла шепот “не знаю” и под­ня­лась с ужа­сом, при­шла за све­том. При­шел воин. Ты и тут затруд­нил­ся. Ждать не уме­ет. “Пой­ду к моей воз­люб­лен­ной, вид­но, нем Учи­тель!” Подо­шел ста­рец, этот может ждать. Ты ниче­го не нашел ска­зать. Ушел. Самое страш­ное ска­зать — не знаю, ибо дух дол­жен знать, как согреть серд­ца. Если бы ребен­ку дали хотя бы ябло­ко — он бы не убе­жал. Если девуш­ке ска­зать об эпо­хе Мате­ри Мира — она бы зажглась. Если бы вои­ну ска­зать о Моем щите и стар­цу о Наших Вла­ды­ках-Цели­те­лях, то не при­ба­ви­лось бы сего­дня четы­рех вра­гов Мое­го уче­ния”. Прит­ча кра­си­вая. Но вывод из нее совер­шен­но пора­зи­тель­ный: ока­зы­ва­ет­ся любой, кто про­сто не узнал ниче­го о махат­мо­вом уче­нии, уже запи­сы­ва­ет­ся им в свои вра­ги! То есть отто­го, что люди разо­шлись, не выслу­шав, они авто­ма­ти­че­ски уго­ди­ли в стан вра­гов — все, вклю­чая заиг­рав­ше­го­ся ребен­ка. И это не про­сто неудач­ное выра­же­ние, это систе­ма взгля­дов, кото­рая, в том чис­ле, вдалб­ли­ва­ет­ся и в созна­ние наших детей. Кру­гом — одни вра­ги, помни об этом. Дру­зья толь­ко здесь — в сек­те. Поче­му наше госу­дар­ство это вол­ну­ет мень­ше, чем поло­же­ние дел в какой-нибудь афри­кан­ской стране? Поче­му роди­те­ли и отдель­ные шко­лы прак­ти­че­ски в оди­ноч­ку про­ти­во­сто­ят этой беде?

И послед­нее, что мне хоте­лось бы ска­зать: отвер­же­ние идео­ло­гии сект не долж­но пере­рас­тать в отвер­же­ние людей, ока­зав­ших в сек­те. Тем более, что сек­тан­ты уво­дят за собой отнюдь не самых пло­хих наших детей, а даже наобо­рот — роман­ти­ков, иска­те­лей, фан­та­зе­ров, детей, кото­рые ищут спра­вед­ли­во­сти, люб­ви, теп­ла, пони­ма­ния. Тех, кому нужен смысл в жиз­ни, Выс­шая Цель. И посколь­ку запре­тить инте­рес к рели­гии или пре­кра­тить рабо­ту мис­си­о­не­ров (кро­ме слу­ча­ев, нося­щих откро­вен­но уго­лов­ный харак­тер) невоз­мож­но, луч­ше научит­ся жить в мире рели­ги­оз­но­го мно­го­об­ра­зия. Бого­сло­вие сего­дня — не отвле­чен­ность и не пред­мет заня­тий узко­го кру­га про­фес­си­о­на­лов. Бого­сло­вие — это источ­ник духов­ной без­опас­но­сти, вопрос, я бы ска­зал, даже лич­но­го выжи­ва­ния. Для того, что­бы не попасть в сек­ту, вовре­мя обна­ру­жив яд под радост­ной, слад­кой оберт­кой, необ­хо­ди­мо зна­ние эле­мен­тар­ных пра­вил “тех­ни­ки без­опас­но­сти”, соблю­де­ние кото­рых жела­тель­но при сопри­кос­но­ве­ние с любой рели­ги­оз­ной проповедью.

СЕМЬЯ СИЛЬНЕЕ СЕКТ

О пси­хо­ло­ги­че­ской состав­ля­ю­щей про­бле­мы ухо­да из реаль­но­го мира в доволь­но жесто­кий мир сек­тант­ских грез мы бесе­ду­ем с науч­ным сотруд­ни­ком инсти­ту­та пси­хо­ло­гии Рос­сий­ской Ака­де­мии наук Рости­сла­вом Про­ко­пи­ши­ным.

- Поче­му один чело­век попа­да­ет в сек­ту, а дру­гой — нет? Поче­му один, сме­ясь, выбра­сы­ва­ет сек­тант­ские листов­ки, а дру­гой, точ­но закол­до­ван­ный, идет в рас­став­лен­ные силки?

- Он не закол­до­ван, он — в беде. При­чем, порой никто и пред­по­ло­жить не может, что с чело­ве­ком тво­рить­ся что-то тре­вож­ное. Вре­мя от вре­ме­ни мы все попа­да­ем в тяже­лые эмо­ци­о­наль­ные (быто­вые, ситу­а­тив­ные, пси­хо­ло­ги­че­ские) состо­я­ния. С депрес­си­ей труд­но совла­дать в оди­ноч­ку. При­выч­ные нор­мы и пра­ви­ла не помо­га­ют. В этот момент чело­век наи­бо­лее уяз­вим, наи­бо­лее без­за­щи­тен. И если взрос­лый все-таки в состо­я­нии сохра­нять рас­су­ди­тель­ность и трез­вость ума (да и то не все­гда), то моло­дой чело­век попро­сту может рас­те­рять­ся. И в этот тяж­кий для него момент к нему и под­ка­ты­ва­ют вер­бов­щи­ки, гото­вые облас­кать его, при­нять “таким, какой он есть”, пред­ло­жить “спа­се­ние”. В огром­ной сте­пе­ни это каса­ет­ся и под­рост­ков — у них сам по себе воз­раст тяже­лый, идет транс­фор­ма­ция тела, транс­фор­ма­ция лич­но­сти, посто­ян­ные пере­па­ды настро­е­ния, уси­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ской нагруз­ки и т.д. К тому же под­рост­ки — страш­ные фан­та­зе­ры, этот мир им кажет­ся скуч­ным, при­зем­лен­ным, они ищут чего-то небы­ва­ло­го, инте­рес­но­го, драй­ва, как они гово­рят. И тут им вдруг пред­ла­га­ют удоб­ный мир, в кото­ром фан­та­зия заме­ня­ет реаль­ность. Им рису­ют про­стую модель Бытия, но уве­ря­ют, что толь­ко несколь­ко чело­век на све­те спо­соб­ны ее понять, и, ста­ло быть, они — в чис­ле избранных.

- Но ведь все рав­но дале­ко не все под­рост­ки попа­да­ют в секты.

- Да, если не брать схе­му “роди­те­ли-сек­тан­ты сами при­во­дят ребен­ка в сек­ту”, то суще­ству­ет все­го три наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных ситу­а­ции, кото­рые ста­но­вят­ся пово­дом к ухо­ду в деструк­тив­ную орга­ни­за­цию. Пер­вая — кон­фликт в семье. Роди­те­ли оби­жа­ют сво­е­го ребен­ка сло­вом или делом, не пони­ма­ют его и, глав­ное, не очень-то стре­мят­ся понять. Они толь­ко все вре­мя что-то от него тре­бу­ют. Но дале­ко не все­гда тот спо­со­бен соот­вет­ство­вать их тре­бо­ва­ни­ям. Фак­ти­че­ски роди­те­ли сами фор­ми­ру­ют уяз­ви­мую для внеш­не­го вли­я­ния лич­ность. У меня был на прак­ти­ке слу­чай, когда отец избил сво­е­го сына-под­рост­ка (это не было нор­мой в семье, про­сто так он пытал­ся научить сына уму-разу­му), маль­чик убе­жал из дома, три дня где-то про­па­дал, а потом вер­нул­ся со свет­лой улыб­кой на устах: “Я вас про­стил, теперь все будет хоро­шо”. Но ниче­го хоро­ше­го не было, как выяс­ни­лось чуть поз­же, маль­чик попал в сек­ту “Аум Сен­ри­ке”, и выта­щить его отту­да было уже куда слож­нее, чем напра­вить. Вто­рой вари­ант — ребе­нок забро­шен. Не в быто­вом (тут все может быть в пол­ней­шем поряд­ке), в пси­хо­ло­ги­че­ском смыс­ле — роди­те­ли рабо­та­ют, им неко­гда, в ито­ге их роди­тель­скую роль пере­хва­ты­ва­ют дру­гие — муни­ты, сай­ен­то­ло­ги, иего­ви­сты. И тре­тий вари­ант — мисти­че­ски настро­ен­ные роди­те­ли (нет, они не ходят ни на какие сбо­ри­ща, упа­си Бог) гото­вят сами сво­их детей к оккульт­но­му вос­при­я­тию мира. В доме увле­ка­ют­ся аст­ро­ло­ги­ей и маги­ей, чита­ют оккульт­ную лите­ра­ту­ру, всю­ду раз­ве­ша­ны риту­аль­ные коло­коль­чи­ки, слу­ша­ет­ся спе­ци­аль­ная музы­ка. Но дети, в отли­чие от роди­те­лей, все­гда гото­вы идти даль­ше — взрос­лые толь­ко почи­ты­ва­ют книж­ки о меди­та­ции, ребе­нок все­рьез увле­ка­ет­ся ею, роди­те­ли гово­рят о кар­ме и стране Шам­ба­ле, а их ребе­нок ухо­дит в сек­ту, где ему объ­яс­нят, как достичь этой зага­доч­ной стра­ны. Прав­да, есть еще чет­вер­тый вари­ант, но он самый пло­хой, почти без­на­деж­ный — это когда суще­ству­ет толь­ко види­мость семьи, но самой семьи уже нет. Тогда ребе­нок готов пустить­ся во все тяж­кие, при­чем, не все­гда он дей­ству­ет созна­тель­но, ско­рее пови­ну­ясь инстинк­ту — он пыта­ет­ся спло­тить, сце­мен­ти­ро­вать семью, заста­вив роди­те­лей обра­тить вни­ма­ние на себя. А спо­со­бы для это­го подой­дут любые: сесть на иглу, попасть на ска­мью под­су­ди­мых, уйти в сек­ту. Вот толь­ко семью он не спа­са­ет, а себя губит.

- Как же взрос­лым вовре­мя рас­по­знать сек­тант­скую опас­ность, кото­рая угро­жа­ет их детям?

- Рез­кое изме­не­ние в пове­де­ние ребен­ка, попав­ше­го в ту или иную сек­ту, быва­ет очень ред­ко. Как пра­ви­ло, все нарас­та­ет посте­пен­но, и тут очень важ­но ухва­тить момент, когда все еще мож­но повер­нуть вспять. Сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на ту лите­ра­ту­ру, кото­рую ребе­нок вне­зап­но начал при­но­сить домой, при­слу­шать­ся к тому, что он рас­ска­зы­ва­ет о сво­ем новом увле­че­нии, поин­те­ре­со­вать­ся, что за семи­на­ры и трен­нин­ги он стал посе­щать. Очень тре­вож­ный симп­том — поезд­ки на выход­ные, ска­жем, в какие-то лаге­ря, о кото­рых вам ниче­го тол­ком неиз­вест­но. И, нако­нец, язык. Любая сек­та начи­на­ет фор­ми­ро­вать у сво­е­го адеп­та новый, стран­ный для “неиз­бран­но­го” уха язык. Им это про­сто необ­хо­ди­мо, посколь­ку речь впря­мую вли­я­ет на мыш­ле­ние, и зна­чит таким спо­со­бом доволь­но лег­ко “пере­пи­сать” лич­ность чело­ве­ка. Ваш ребе­нок начал упо­треб­лять непо­нят­ные сло­ва, его лек­си­кон изме­нил­ся (понят­но, речь в дан­ном слу­чае не идет о моло­деж­ном слен­ге), а зна­ко­мые сло­ва несут теперь для него какую-то иную смыс­ло­вую нагруз­ку, пора бить тревогу.

- И что же делать? Как спа­сти ребен­ка, запу­тав­ше­го­ся в лип­кой пау­тине сектантства?

- Преж­де все­го, не впа­дать в пани­ку. Не пытай­тесь раци­о­наль­ным путем объ­яс­нить ребен­ку, что все, о чем ему гово­рят в сек­те — это бред. Это нико­гда не сра­ба­ты­ва­ет, толь­ко может испор­тить и без того напря­жен­ные отно­ше­ния. Тем более, что тота­ли­тар­ные сек­ты заин­те­ре­со­ва­ны в раз­ры­ве с быв­шим окру­же­ни­ем их новой жерт­вы: тогда про­ще кон­тро­ли­ро­вать созна­ние чело­ве­ка. К тому же сек­тан­ты зна­ют, что в реаль­но­сти (несмот­ря на то, что их раз­ветв­лен­ной и мощ­ной струк­ту­ре про­ти­во­сто­ит все­го лишь одна семья) имен­но семья силь­нее любой сек­ты. Поэто­му они пыта­ют­ся спро­во­ци­ро­вать пол­ный раз­рыв отно­ше­ний: в сек­те про­по­ве­ду­ет­ся, что роди­те­ли, напри­мер “одер­жи­мы дья­во­лом”, слиш­ком при­вя­за­ны “к это­му зло­му миру”, “загряз­ня­ют кар­му” адеп­та, и попро­сту гово­ря, они — его самые страш­ные вра­ги, истин­ная же семья здесь, в сек­те. И нерв­ная эмо­ци­о­наль­ная реак­ция роди­те­лей будет толь­ко на руку секте.

Но, с дру­гой сто­ро­ны, не сто­ит и при­тво­рять­ся, что вам нра­вят­ся про­ис­хо­дя­щие с ребен­ком пере­ме­ны. Это либо укре­пит его в истин­но­сти веры, либо поло­жит конец вся­ким остат­кам дове­ри­тель­но­го отно­ше­ния к вам (если он обна­ру­жит, что вы лице­ме­ри­те). Одна­ко вы може­те мяг­ко обра­щать вни­ма­ние ваше­го близ­ко­го на явные про­ти­во­ре­чия в его пове­де­нии и выска­зы­ва­ни­ях, в то же вре­мя не вынуж­дая эти про­ти­во­ре­чия объ­яс­нять. Нуж­но понять, что ваш ребе­нок нахо­дит­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти от груп­пы, созна­ние его подав­ле­но и заме­не­но набо­ром сек­тант­ских пове­ден­че­ских, эмо­ци­о­наль­ных и мыс­ли­тель­ных штам­пов. И здесь пер­во­оче­ред­ная зада­ча — удер­жать хотя бы мини­маль­ный кон­такт с под­лин­ной лич­но­стью ваше­го ребен­ка. Так что, по воз­мож­но­сти сохра­няй­те спо­кой­ствие, чув­ство так­та, будь­те откры­ты к диа­ло­гу, вспо­ми­най­те о радост­ных и свет­лых момен­тах жиз­ни, кото­рые были в вашей семье до сек­ты. Рас­счи­ты­вай­те боль­ше на силу люб­ви, теп­ла, при­вя­зан­но­сти, чем на раци­о­наль­ные бесе­ды. Это оста­вит ребен­ку эмо­ци­о­наль­ную ниточ­ку, по кото­рой он смо­жет выбрать­ся из пси­хо­ло­ги­че­ско­го лаби­рин­та. Не опус­кай­те руки, не сда­вай­тесь ни в коем слу­чае. И не тяни­те рези­ну — чем доль­ше ребе­нок нахо­дит­ся в сек­те, тем труд­нее его отту­да выца­ра­пать. К тому же он взрос­ле­ет, и вско­ре может заявить — я уже совер­шен­но­лет­ний, до сви­да­ния, боль­ше меня дома не ждите.

Кро­ме того, сле­ду­ет соби­рать всю воз­мож­ную инфор­ма­цию о сек­те, ибо вам необ­хо­ди­мо понять, чем они заце­пи­ли ребен­ка, поче­му им уда­ет­ся его удер­жать. Часто помощь постра­дав­шим начи­на­ет­ся с выяв­ле­ния и устра­не­ния источ­ни­ка тех про­блем, что загна­ли его в сек­ту, и здесь вряд ли мож­но обой­тись без помо­щи пси­хо­ло­га. Имен­но опыт­ный про­фес­си­о­нал пока­жет, где вы были непра­вы, помо­жет пере­стро­ить отно­ше­ния в семье. Кста­ти, здесь очень важ­но не оши­бить­ся с поис­ком пси­хо­ло­га, что­бы не нарвать­ся на мошен­ни­ка, непро­фес­си­о­на­ла или… оче­ред­но­го сек­тан­та, дей­ству­ю­ще­го под вывес­кой ско­рой пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи. Ищи­те чело­ве­ка, кото­рый уже рабо­тал — и успеш­но — на дан­ном направ­ле­нии. Обра­ти­те вни­ма­ние на его диплом, возь­ми­те реко­мен­да­ции от тех, кому он уже помог, собе­ри­те отзы­вы кол­лег. Это все крайне важ­но. Хоро­шо бы, что­бы выбран­ный вами пси­хо­лог рабо­тал в одной связ­ке с дей­ству­ю­щим пси­хи­ат­ром. Дело в том, что мно­гие жерт­вы сект выхо­дят отту­да с так назы­ва­е­мым куль­то­вым пост­трав­ма­ти­че­ским рас­строй­ством лич­но­сти. Нала­жи­вай­те кон­так­ты с людь­ми, у кото­рых то же несча­стье, зови­те на помощь шко­лу, пытай­тесь воз­дей­ство­вать на ответ­ствен­ных чинов­ни­ков, в том чис­ле и в депар­та­мен­те обра­зо­ва­ния, и в пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нах. Помни­те: это — ваш ребе­нок. И ваше пра­во спа­сать его. Но не физи­че­ской силой (гру­бо удер­жи­вая дома), а силой люб­ви, про­тив кото­рой пасу­ют все сек­ты мира. Как пра­ви­ло, при таком под­хо­де где-то через пол­го­да ребен­ка уда­ет­ся вырвать обрат­но — из сек­ты в роди­тель­ский дом.

Ком­мен­та­рии не будут слиш­ком дол­ги­ми. Все, на мой взгляд, и так доста­точ­но оче­вид­но. Наши дети будут по-преж­не­му исче­зать в водо­во­ро­те оче­ред­но­го сек­тант­ско­го уче­ния, если мы, нако­нец, не при­мем бой. Не мы раз­вя­за­ли вой­ну, но глу­по оста­вать­ся паци­фи­стом, когда деструк­тив­ные куль­то­вые обра­зо­ва­ния похи­ща­ют души людей, в том чис­ле и детей. Сами они не оста­но­вят­ся. Пока с ними бьют­ся в оди­ноч­ку те, кого эта беда уже затро­ну­ла самым страш­ным обра­зом. Осталь­ные оза­бо­че­ны ины­ми, как им пред­став­ля­ет­ся, более насущ­ны­ми про­бле­ма­ми. А ведь бук­валь­но от каж­до­го из нас зави­сит то, какое буду­щее ждет наших детей, и успе­ют ли они вооб­ще вырас­ти, не сго­рят ли в пла­ме­ни оче­ред­ной сек­ты-убий­цы, не задох­нут­ся ли в атмо­сфе­ре нена­ви­сти и рабо­ле­пия тота­ли­тар­но­го уче­ния. И бла­го бы мы были бес­силь­ны, нет, мы про­сто мол­чим и ждем, когда беда посту­чит­ся в нашу дверь. Но может, доволь­но уже спра­ши­вать, по ком зво­нит колокол?..

Татья­на Птицына
Источ­ник: Православие.ру

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки