«Туристические» суеверия: досуг не для православных

«Туристические» суеверия: досуг не для православных

(8 голосов4.9 из 5)

Лето в раз­га­ре, настро­е­ние чемо­дан­ное. Перед поезд­кой нам пред­ла­га­ют совер­шить риту­а­лы и обы­чаи, что проч­но вошли в оби­ход и кажут­ся невин­ны­ми шут­ка­ми и при­клю­че­ни­я­ми. Ну, что тако­го: потрешь пят­ку брон­зо­во­му исту­ка­ну — и будет сча­стье, а это инте­рес­нее, чем моно­тон­ный рас­сказ экс­кур­со­во­да. На самом деле из-за подоб­ной «ерун­ды» мы рис­ку­ем совер­шить кощун­ство, нару­шить запо­ве­ди и даже поте­рять пра­во назы­вать­ся христианами.

Вместе с кошкой держитесь за угол

Соби­ра­ясь в отпуск, про­смат­ри­ва­ем сай­ты туро­пе­ра­то­ров и изу­ча­ем досто­при­ме­ча­тель­но­сти, а там — вполне серьез­ные сове­ты и памят­ки для тури­стов. Пани­брат­ски-дове­ри­тель­ным тоном, обра­ща­ясь к вам на «ты», безы­мян­ный «муд­рый стар­ший брат» сове­ту­ет: при­сядь на дорож­ку, посмот­рись в зер­ка­ло — ина­че пути не будет. Перед сиде­ни­ем обя­за­тель­но подер­жись за угол (при­чем это важ­ней­шее тре­бо­ва­ние каса­ет­ся и домаш­них живот­ных), ина­че непри­ят­но­сти гаран­ти­ро­ва­ны. И не взду­май воз­вра­щать­ся, даже если забыл путев­ки, доку­мен­ты, день­ги — тогда и про­чие беды тебе точ­но обес­пе­че­ны. Ну, а если без пас­пор­та никак, то, так и быть, воз­вра­щай­ся, но пятясь задом напе­ред. Не роняй клю­чи (домой не вер­нешь­ся), наби­рай с собой поболь­ше вещей, даже если неподъ­ем­ные (они — твоя связь с домом). Выхо­дя за порог, хоро­шо бы уса­дить пер­вым в так­си муж­чи­ну, а в аэро­пор­ту ждать выле­та рядом с попут­чи­цей в крас­ном. На трап не сту­пай с левой ноги, на бор­ту не сви­сти, не тычь паль­цем в небо, не фото­гра­фи­руй само­лет и скла­ды­вай паль­цы пра­вой руки кре­сти­ком при взле­те. А как толь­ко добе­решь­ся до дру­гой стра­ны, не спе­ши на ули­цу, а для нача­ла вывер­ни вещи наизнан­ку, что­бы замо­ро­чить голо­ву мест­ным духам.

066 300x200 - «Туристические» суеверия: досуг не для православныхВряд ли кто-то чита­ет это с серьез­ным лицом, но под­со­зна­ние «нама­ты­ва­ет на ус», и чер­ные кош­ки вку­пе с пусты­ми вед­ра­ми по пути в аэро­порт и на вок­зал застав­ля­ют серд­це тури­ста бить­ся силь­нее. А тра­ди­ция при­сесть на дорож­ку мно­ги­ми счи­та­ет­ся искон­ным рус­ским обы­ча­ем и свя­то исполняется.

Сотруд­ник мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии Алек­сей Яра­сов ком­мен­ти­ру­ет: «Да, эти смеш­ные и неле­пые на пер­вый взгляд суе­ве­рия очень живу­чи, пото­му что кор­ня­ми ухо­дят в пер­во­быт­ную древ­ность и затра­ги­ва­ют зага­доч­ную область бес­со­зна­тель­но­го. Они под­пи­ты­ва­ют­ся неосо­знан­ны­ми моти­ва­ми и стра­ха­ми чело­ве­че­ской души. Каж­дый счи­та­ю­щий себя пра­во­слав­ным может про­ти­во­сто­ять это­му, утвер­жда­ясь в вере. Верить в суе­ве­рия вза­мен веры в живо­го, лич­но­го Бога есть тяж­кий грех, поэто­му веры в те или иные суе­ве­рия (в пустое, суе­ту) не долж­но быть у пра­во­слав­ных хри­сти­ан, зна­ю­щих о все­бла­гом и пре­муд­ром Про­мыс­ле Божием».

Позвоним в колокольчик?

Выход из дома, само­лет или поезд, схож­де­ние по тра­пу на «берег турец­кий» — толь­ко нача­ло иску­ше­ний суе­ве­ри­я­ми, самое-самое начи­на­ет­ся после приезда.

На пути, ска­жем, в Индию вы убе­ди­тесь, что безы­мян­ный быва­лый путе­ше­ствен­ник во все­мир­ной сети охот­но поде­лит­ся с вами опы­том стран­ствий и «духов­ных» отправ­ле­ний. Он лег­ко посо­ве­ту­ет вам, ска­жем, «совер­шить пари­кра­му — обход хра­ма (или любо­го свя­щен­но­го пред­ме­та или места) по ходу сол­ныш­ка», а так­же напом­нит, что, «вой­дя в храм, при­ня­то зво­нить в коло­коль­чик — пре­ду­пре­ждать хозя­и­на (храм — дом бога) о сво­ем при­хо­де». Мож­но полу­чить и такие прак­ти­че­ские сове­ты: «Обыч­но вы може­те подой­ти к алтар­ной части и оста­вить под­но­ше­ние, цве­ток, фрук­ты (надо знать, какие мож­но при­но­сить), сла­до­сти (какие под­хо­дят), или про­сто оста­вить донейшн (пожерт­во­ва­ние) — его мож­но поло­жить пря­мо к алта­рю. Бра­мин сам все сде­ла­ет, как надо — купит на ваши день­ги аро­ма­ти­че­ские палоч­ки или мас­ло для све­тиль­ни­ка. После того, как вы оста­ви­ли под­но­ше­ние — оно уже при­над­ле­жит не вам, а богу, боже­ствен­но­му, и он сам будет рас­по­ря­жать­ся им».

Или, к при­ме­ру, вот такие попу­ляр­ные «лайф-хаки»: «В хра­мах поболь­ше вы смо­же­те совер­шить обход алта­ря внут­ри хра­ма (обыч­но у зад­ней сте­ны, за спи­ной ста­туи бога (мур­ти) оста­нав­ли­ва­ют­ся и покло­ня­ют­ся еще раз). Если бра­мин при­сут­ству­ет, то он может про­ве­сти для вас что-то типа коро­тень­кой пуд­жи — дать пра­сад в виде ложеч­ки воды или моло­ка или сока коко­са или еще чего-то очень слад­ко­го и вкус­но­го — его при­ни­ма­е­те в пра­вую ладо­шку, под­став­ляя под нее левую, часть отпи­ва­е­те, осталь­ным окроп­ля­е­те макуш­ку голо­вы — это свя­тая вода. Ана­ло­гич­но посту­па­е­те с огнем (после служ­бы пуд­жа­ри под­но­сит огонь всем нахо­дя­щим­ся в хра­ме (если наро­ду мно­го — то сим­во­ли­че­ски, вы изда­ле­ка зачер­пы­ва­е­те его, как мож­но раз­брыз­ги­вать воду ана­ло­гич­но пра­во­сла­вию). Вы рука­ми (сим­во­ли­че­ски) зачер­пы­ва­е­те огонь, вер­нее его энер­гию над горя­щим пла­ме­нем и тоже омы­ва­е­те им себе голову».

Бла­го­го­вей­ный тре­пет у неис­ку­шен­но­го рус­ско­го тури­ста навер­ня­ка вызо­вут и фра­зы вро­де этой: камен­ные изоб­ра­же­ния богов «…про­пи­та­ны энер­ги­ей десят­ков поко­ле­ний. Ино­гда в про­стень­ких полу­пу­стых дере­вен­ских хра­мах появ­ля­ет­ся уди­ви­тель­ное ощу­ще­ние — силь­нее, чем в самых зна­ме­ни­тых!» Раз­мыш­ле­ния о «бла­го­да­ти свя­тых мест» инду­сов, как ничто дру­гое, тро­га­ют чув­стви­тель­ное сердце.

Так­же доб­ро­душ­ные совет­чи­ки пред­ла­га­ют испро­бо­вать такую экзо­ти­че­скую «фиш­ку» — «…поста­вить себе точ­ку на лоб за 10 или 20 рупий». Этот с виду невин­ный аттрак­ци­он — ни что иное как зри­мое испо­ве­да­ние чужой религии.

Эта самая точ­ка, «ти́лака» или «ти́лак» пере­во­дит­ся с сан­скри­та как «свя­щен­ный знак». Вер­ные после­до­ва­те­ли инду­ист­ской рели­гии рису­ют его сан­да­ло­вой пас­той и дру­ги­ми при­род­ны­ми крас­ка­ми. У после­до­ва­те­лей раз­ных тече­ний «точ­ки на лбу» и сим­во­лы на дру­гих частях тела выгля­дят по-раз­но­му, это сво­е­го рода «сим­вол веры» — опо­зна­ва­тель­ный знак еди­но­вер­цев. Мож­но пред­ста­вить, какие чув­ства испы­ты­ва­ют мест­ные жите­ли по отно­ше­нию к рас­кра­шен­ным тури­стам-ино­вер­цам, дале­ким от их веро­ва­ний. Инте­рес­но, как в этой куль­ту­ре кру­тят паль­цем у виска?

Вот такие неза­мыс­ло­ва­тые уро­ки основ инду­из­ма мож­но отыс­кать в рус­ском сег­мен­те интер­не­та. А ведь в пере­во­де с сан­скри­та «пуд­жа» — это «молит­ва и покло­не­ние», сло­вом, вовсе не дет­ская игра в инду­сов, а насто­я­щий рели­ги­оз­ный акт для выра­же­ния пре­дан­но­сти боже­ству, кото­ро­му пред­ла­га­ет­ся пища и цве­ты. По всем пара­мет­рам пол­но­цен­ный язы­че­ский риту­ал. Испол­ни все по инструк­ции, и, по боль­шо­му сче­ту, ты уже отрек­ся от сво­ей веры.

Мис­си­о­нер Алек­сей Яра­сов так оце­ни­ва­ет подоб­ное пове­де­ние: «Для мно­гих рос­си­ян ста­ло тра­ди­ци­ей ездить на отдых в ази­ат­ские и восточ­ные стра­ны. Поми­мо пляж­но­го отды­ха, им пред­ла­га­ют экс­кур­сии по куль­то­вым местам — буд­дий­ским и инду­ист­ским хра­мам. Там наши тури­сты, часто не пони­мая смыс­ла совер­ша­е­мых ими дей­ствий, участ­ву­ют, по сути, в обря­дах покло­не­ния экзо­ти­че­ским боже­ствам. Мест­ные гиды, к при­ме­ру, пред­ла­га­ют вос­ку­рить аро­ма­ти­че­скую палоч­ку и совер­шить неболь­шой поклон перед каким-либо куль­то­вым изва­я­ни­ем, сло­жив ладо­ни рук перед собой. И мно­гие наши тури­сты это дела­ют, счи­тая это некой кра­си­вой мест­ной тра­ди­ци­ей, данью ува­же­ния встре­ча­ю­щей сто­роне, или, того хуже, неким обря­дом, кото­рый при­не­сет им сча­стье и уда­чу. При этом мно­гие совер­ша­ю­щие это счи­та­ют себя пра­во­слав­ны­ми. Конеч­но, такое про­яв­ле­ние «тури­сти­че­ских» суе­ве­рий и сопря­жен­ных со всем этим дей­ствийдля пра­во­слав­ных недо­пу­сти­мо. Кто совер­шал такое по незна­нию, непре­мен­но дол­жен рас­ска­зать об этом свя­щен­ни­ку на испо­ве­ди».

К сло­ву, в вет­хо­за­вет­ном мире участь лег­ко­мыс­лен­но­го тури­ста реши­лась бы так: «При­но­ся­щий жерт­ву богам, кро­ме одно­го Гос­по­да, да будет истреб­лен» (Исх.22:20), при­чем к истреб­ле­нию идо­ло­по­клон­ни­ка по зако­ну при­ло­жи­ли бы руку его близкие.

Еван­ге­лие не при­зы­ва­ет к рас­пра­ве над греш­ни­ком, но кате­го­рич­но осуж­да­ет грех. Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Иоанн вос­кли­ца­ет: «Дети! Хра­ни­те себя от идо­лов» (Ин.5:21). В Откро­ве­нии он гово­рит гораз­до жест­че: «Бояз­ли­вых же и невер­ных, и сквер­ных и убийц, и любо­де­ев и чаро­де­ев, и идо­ло­слу­жи­те­лей и всех лже­цов участь в озе­ре, горя­щем огнем и серою. Это смерть вто­рая» (Откр.21:8). Не умал­чи­ва­ет об этой беде и апо­стол Павел: «Итак, воз­люб­лен­ные мои, убе­гай­те идо­ло­слу­же­ния. Я гово­рю вам как рас­су­ди­тель­ным; сами рас­су­ди­те о том, что гово­рю. Чаша бла­го­сло­ве­ния, кото­рую бла­го­слов­ля­ем, не есть ли при­об­ще­ние Кро­ви Хри­сто­вой? Хлеб, кото­рый пре­лом­ля­ем, не есть ли при­об­ще­ние Тела Хри­сто­ва? Один хлеб, и мы мно­гие одно тело; ибо все при­ча­ща­ем­ся от одно­го хле­ба. Посмот­ри­те на Изра­и­ля по пло­ти: те, кото­рые едят жерт­вы, не участ­ни­ки ли жерт­вен­ни­ка? Что же я гово­рю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идо­ло­жерт­вен­ное зна­чит что-нибудь? Нет, но что языч­ни­ки, при­но­ся жерт­вы, при­но­сят бесам, а не Богу. Но я не хочу, что­бы вы были в обще­нии с беса­ми. Не може­те пить чашу Гос­под­ню и чашу бесов­скую; не може­те быть участ­ни­ка­ми в тра­пе­зе Гос­под­ней и в тра­пе­зе бесов­ской» (1Кор.10:14–21). 

Ритуалы на «русском море»

На курор­тах Крас­но­дар­ско­го края для жиз­ни и отды­ха есть абсо­лют­но все: моло­дые горы, осле­пи­тель­ная при­ро­да, море и вина. Одна беда: негде рабо­тать мест­ным жите­лям, кро­ме как в сфе­ре обслу­жи­ва­ния отды­ха­ю­щих. Поэто­му несколь­ко меся­цев в году они тру­дят­ся изо всех сил, и боль­шин­ство уси­лий направ­ле­но на про­дви­же­ние тури­сти­че­ских услуг. Прав­да, здесь очень мало пра­во­слав­ных хра­мов на душу насе­ле­ния, и это ска­зы­ва­ет­ся на душев­ном устро­е­нии работ­ни­ков и настро­е­ни­ях пред­при­ни­ма­те­лей. Сре­ди этих гор гораз­до боль­ше, чем церк­вей, остат­ков древ­них язы­че­ских капищ и до сих пор неосмыс­лен­ных нау­кой соору­же­ний — доль­ме­нов.

Чем толь­ко не завле­ка­ют тури­стов к этим при­ми­тив­ным камен­ным четы­рех­уголь­ни­кам с кры­шей и круг­лым отвер­сти­ем посе­ре­дине! «Зна­ли бы, что такое, ни за что не пошли бы», — с разо­ча­ро­ва­ни­ем гово­рят мно­гие путе­ше­ствен­ни­ки. Но имен­но к доль­ме­нам ведут все гор­ные марш­ру­ты — экс­тре­маль­но-пешие, на джи­пах, квад­ро­цик­лах и лошадях.

Несве­ду­щие в куль­ту­ре и архео­ло­гии этих мест зада­ют­ся вопро­сом, а как вести себя воз­ле доль­ме­нов? Вот пря­мая цита­та одно­го из мест­ных ресур­сов: «Важ­но почув­ство­вать, что вам надо! Что вы хоти­те полу­чить? Или спро­сить? Какой важ­ный вопрос вы долж­ны и може­те задать? И здесь риту­ал или пове­де­ние выстро­ят­ся сами собой. Сни­мать или не сни­мать обувь — вы буде­те чув­ство­вать сами. Кла­нять­ся или не кла­нять­ся, а может, это делать мыс­лен­но, что­бы не сму­щать дру­гих людей? Вы это буде­те знать навер­ня­ка. Важ­но не шуметь у доль­ме­нов, ува­жать себя и дру­гих, тем более не ругать кого-либо. Здесь ваши Пред­ки. И как знать, может, вы тоже когда-то закры­ва­ли крыш­ку како­го-то доль­ме­на?.. Издрев­ле доль­ме­ны наде­ля­ли чудо­дей­ствен­ной силой, вери­ли, что они могут вер­нуть любовь, помочь обре­сти душев­ную гар­мо­нию, уси­лить инту­и­цию, наде­лить муд­ро­стью, а могут… и нака­зать, если отно­сить­ся к ним непочтительно».

Вот такие маги­че­ские руко­вод­ства. Вер­нись в камен­ный век. Покло­нись камеш­ку, мыс­лен­но обра­тись к пред­кам. Забудь Истин­но­го Бога, Он дале­ко. Все бла­га мож­но полу­чить и без Его уча­стия, а не убла­жишь камень — будешь суро­во наказан.

Изме­на Богу с тем, что все­го лишь явля­ет­ся его тво­ре­ни­ем, оче­вид­на. Сра­зу при­хо­дит на память вет­хо­за­вет­ное: «Иудея … явным блу­до­дей­ством …осквер­ни­ла зем­лю, и пре­лю­бо­дей­ство­ва­ла с кам­нем и дере­вом» (Иер.3:8–9). В Биб­лей­ской энцик­ло­пе­дии архим. Ники­фо­ра (Бажа­но­ва) так­же гово­рит­ся: «Соглас­но Откро­ве­нию, идо­ло­по­клон­ство обна­ру­жи­ва­ет такие силь­ней­шие нрав­ствен­ные болез­ни как омра­че­ние серд­ца и безум­ство (Рим.1:21). Кро­ме того, хочет того чело­век или нет, оно вво­дит его в непо­сред­ствен­ное обще­ние с беса­ми (1Кор.10:20). Насколь­ко велик перед Гос­по­дом грех покло­не­ния куми­рам, вид­но и из того, что если союз чело­ве­ка и Бога упо­доб­ля­ет­ся брач­ным отно­ше­ни­ям, то слу­же­ние идо­лам — пре­лю­бо­де­я­нию, блу­ду. Ска­зать боль­ше, идо­ло­по­клон­ни­ки не про­сто упо­доб­ля­ют­ся блуд­ни­кам, они нахо­дят­ся с ними в еди­ном пре­ступ­ном ряду (1Кор.6:9–10)».

Полу­ча­ет­ся, пра­во­слав­ный веру­ю­щий дол­жен сохра­нять бди­тель­ность даже на отды­хе, под­хо­дя ко все­му разум­но и осмыс­лен­но и адек­ват­но реа­ги­руя на подоб­ные пред­ло­же­ния. Дру­гой вопрос, а как адек­ват­но вести себя в такой ситу­а­ции? Устра­и­вать гро­мо­глас­ную обли­чи­тель­ную про­по­ведь экс­кур­со­во­ду и груп­пе, отго­ва­ри­вать от тако­го пове­де­ния, ско­рее все­го, бес­смыс­лен­но. Но, если вы не буде­те сами сле­до­вать обще­му при­ме­ру — тол­пить­ся в оче­ре­ди к «месту силы», а, напро­тив, отой­де­те в сто­рон­ку полю­бо­вать­ся водо­па­дом, воз­мож­но, кто-то это­му уди­вит­ся и даже обра­тит­ся с разум­ным вопро­сом, поче­му вы не ста­ли участ­ни­ком дол­го­ждан­но­го (сколь­ко по горам тряс­лись!) маги­че­ско­го дей­ства. Тогда и наста­нет бла­го­при­ят­ный момент, что­бы пого­во­рить о вере и суе­ве­ри­ях. Узнав при­чи­ну ваше­го «бой­ко­та», вся­кий задумается

Город святого Петра пахнет … фимиамом

Впро­чем, что­бы позна­ко­мить­ся с маги­че­ски­ми обря­да­ми и «раз­влечь» себя про­сты­ми и необре­ме­ни­тель­ны­ми язы­че­ски­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми, заод­но задоб­рив духов, совсем необя­за­тель­но ехать куда-то дале­ко. Отпра­вим­ся, напри­мер, в Санкт-Петербург.

В север­ной сто­ли­це гео­гра­фи­че­ские мас­шта­бы не тибет­ские и даже не крас­но­дар­ские, но коли­че­ство тури­сти­че­ских «мест силы» на один квад­рат­ный кило­метр зашка­ли­ва­ет. И бла­гая цель под гор­дым назва­ни­ем «раз­ви­тие рос­сий­ско­го туриз­ма» под­ки­ды­ва­ет в топ­ку дров. С иро­ни­ей или без тако­вой дипло­ми­ро­ван­ные музей­щи­ки и воль­ные экс­кур­со­во­ды напе­ре­бой рас­ска­зы­ва­ют довер­чи­вым при­ез­жим о суе­вер­ных тра­ди­ци­ях горо­да на Неве. И экс­кур­си­он­ные авто­бу­сы охот­но везут их туда, где мож­но не толь­ко купить суве­ни­ры и сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся, но и, так ска­зать, оста­вить свой след в исто­рии и соц­се­тях — погла­дить гри­фо­на, при­кос­нуть­ся к уху беге­мо­ти­хи, начи­стить нос Оста­пу Бен­де­ру, и так далее. Вот, кста­ти, пря­мая цита­та одно­го из авто­ри­тет­ных музей­ных интер­нет-ресур­сов Санкт-Петер­бур­га: «Идо­лы Кунст­ка­ме­ры. Рядом с индей­ски­ми бога­ми, сто­я­щи­ми во дво­ре Кунст­ка­ме­ры, нель­зя гово­рить неправ­ду — ина­че после­ду­ет неза­мед­ли­тель­ная кара. Поэто­му во дво­рик Кунст­ка­ме­ры часто при­хо­дят влюб­лён­ные выяс­нять искрен­ность сво­их чувств. В Петер­го­фе на тер­ра­се у двор­ца Мон­пле­зир уста­нов­ле­на фигу­ра бога морей Неп­ту­на, кото­рую счи­та­ют пер­вой в Рос­сии скульп­ту­рой свет­ско­го содер­жа­ния. При­ня­то на уда­чу одно­вре­мен­но поте­реть обе ноги Неп­ту­ну и оста­вить монет­ку. Дере­во жела­ний, Крон­штадт. Монет­ки, завер­ну­тые в бумаж­ки с жела­ни­я­ми, забра­сы­ва­ют в гнез­до совы, сидя­щей на вет­ке. Когда запис­ка достиг­ла цели, нуж­но обой­ти вокруг дере­ва три раза. Зага­дать жела­ние мож­но так­же, про­сто нашеп­тав его на ухо, кото­рое рас­по­ло­же­но сбо­ку на ство­ле. Если после того, как жела­ние было зага­да­но, коло­коль­чи­ки на вет­вях дере­ва начи­на­ют зве­неть, зна­чит, оно сбудется».

Мно­го­чис­лен­ные поклон­ни­ки Чижи­ка-Пыжи­ка, меч­та­ю­щие поси­деть на коле­нях у Пет­ра Вели­ко­го и подер­жать­ся за боль­шой палец ноги Атлан­та про­сто за ком­па­нию или ради дости­же­ния заме­ча­тель­ных целей здо­ро­вья, кра­со­ты, дол­го­ле­тия и ско­ро­го заму­же­ства, даже не дога­ды­ва­ют­ся, что реа­ли­зу­ют прин­ци­пы магии. Ведь, по сло­вам про­то­и­е­рея Алек­сандра Меня, «…магизм — не про­сто магия, кол­дов­ство и гада­ние, но образ мыш­ле­ния». Сле­дуя ему, мы верим, что при помо­щи неких мани­пу­ля­ций можем изме­нить свою жизнь и судь­бу, что «выс­шие силы» мож­но задоб­рить и под­ку­пить, и в ответ на пустяш­ное под­но­ше­ние «боже­ству» или тако­му вот питер­ско­му арте­фак­ту в глу­бине души наде­ем­ся полу­чить желаемое.

Так под­спуд­но при­ви­ва­ет­ся при­выч­ка к бес­со­зна­тель­ным дей­стви­ям, к неза­мет­но­му для сове­сти гре­ху, кото­рый мы и за грех-то не счи­та­ем. Душа стра­да­ет из-за пустя­ка, а дья­вол в мело­чах: бро­си­ли монет­ку, посто­я­ли под чудо-дере­вом с мыс­ля­ми о желан­ной новой машине или квар­ти­ре — и вы уловлены.

Поми­мо неви­ди­мо­го духов­но­го вре­да, про­ис­хо­дит и вполне зри­мое вре­ди­тель­ство ста­рин­но­му горо­ду — сот­ни памят­ни­ков куль­ту­ры еже­год­но стра­да­ют от про­из­во­ла тури­сти­че­ско­го язы­че­ства. О мас­шта­бе духов­ной беды луч­ше все­го могут рас­ска­зать сотруд­ни­ки служб город­ско­го бла­го­устрой­ства, кото­рые еже­ме­сяч­но сре­за­ют тон­ны сва­деб­ных зам­ков с выбро­шен­ны­ми в реч­ку клю­ча­ми и кило­мет­ры цвет­ных лен­то­чек с горя­чо почи­та­е­мых куль­тур­ных объ­ек­тов, а те из них, кто соби­ра­ет мелочь из фон­та­на, види­мо, име­ют непло­хой посто­ян­ный приработок.

Воз­мож­но, и питер­ские работ­ни­ки ЖКХ, и турин­ду­стрия, и музей­ное дело поне­сут убыт­ки, если воз­ле каж­до­го из таких арт­объ­ек­тов раз­ме­стить бан­нер, цити­ру­ю­щий первую и вто­рую запо­ведь: «Я — Гос­подь Бог твой, да не будет у тебя дру­гих богов, кро­ме Меня» (Исх.20:3). «Не делай себе куми­ра и ника­ко­го изоб­ра­же­ния того, что на небе ввер­ху, что на зем­ле вни­зу и что в водах ниже зем­ли; не покло­няй­ся и не слу­жи им» (Исх.20:4–5).

Ну что, поводим хоровод?

Сто­ит упо­мя­нуть еще об одном очень попу­ляр­ном направ­ле­нии туриз­ма, заме­шан­ном на идо­ло­по­клон­стве, суе­ве­ри­ях и неоязы­че­стве. Это так назы­ва­е­мый эко­ло­ги­че­ский туризм. Поклон­ни­ки оккульт­но­го твор­че­ства Мегре и его книг из серии «Зве­ня­щие кед­ры Рос­сии», ока­зы­ва­ет­ся, еще не пере­ве­лись. Они пере­жи­ва­ют новый рас­цвет сво­их идей на волне обще­ствен­но­го инте­ре­са к эко­ло­гии и попу­ляр­но­му «при­род­но­му обра­зу жиз­ни» — созда­ют посе­ле­ния, устра­и­ва­ют фести­ва­ли и пала­точ­ные лаге­ря для моло­де­жи в этни­че­ском сти­ле, откры­ва­ют клу­бы зна­ком­ства и реги­стри­ру­ют общи­ны. Мно­го люби­те­лей «рус­ской куль­ту­ры» с удо­воль­стви­ем едут про­ве­сти выход­ные на при­ро­де — уво­зят из пыль­но­го горо­да пожи­лых роди­те­лей и детей, что­бы всей семьей пово­дить хоро­во­ды, отве­дать тра­вя­ных напит­ков и яств без химии на све­жем воздухе.

Алек­сей Яра­сов в ста­тье «Оккульт­но-неоязы­че­ское дви­же­ние ана­ста­сий­цев» рас­ска­зы­ва­ет, что толь­ко в одной близ­кой к Москве Туль­ской обла­сти «в насто­я­щее вре­мя дей­ству­ют или заяв­ле­ны целых 16 «Родо­вых Посе­ле­ний». Назва­ния — гово­ря­щие: это эко­по­се­ле­ния и эко­по­сел­ки «Родо­вое», «Веле­со­во», «Слав­ное», «Вед­рус­ское посе­ле­ние Родо­вых Поме­стий «Живая кар­ти­на», «Содру­же­ство родо­вых поме­стий «Кра­си­вая сказ­ка», «Явь», «Радо­славль», «Посе­ле­ние родо­вых поме­стий «Доли­на Радо­сти», «Насто­я­щее», «Оза­ре­ния», «Посе­ле­ние родо­вых поме­стий «Све­то­дар» и мно­гие дру­гие. Ино­гда там селят­ся про­сто дач­ни­ки, не вни­ка­ю­щие в фило­со­фию неоязычников.

По сло­вам мис­си­о­не­ра, под видом все­на­род­ной акции ко Дню Побе­ды «Поса­ди свое дере­во» ана­ста­сий­цы при­хо­дят со сво­ей оккульт­ной идео­ло­ги­ей в шко­лы. В их бук­ле­тах содер­жит­ся неоязы­че­ский лик­без: высад­ка дере­вьев «помо­жет душам вопло­щать­ся на зем­ле», есть так­же «молит­ва дере­ву». Если вы при­е­ха­ли за чисто­той и эко­ло­ги­ей, вам пред­ло­жат погу­лять на при­ро­де, послу­шать зани­ма­тель­ные лек­ции, поиг­рать и пово­дить хоро­во­ды в наци­о­наль­ных костю­мах, после чего про­ве­сти обряд слав­ле­ния и пооб­щать­ся… с кам­ня­ми.

Алек­сей цити­ру­ет инфор­ма­ци­он­ные ресур­сы неоязыч­ни­ков: «У нас, как и у наших пред­ков, при­род­ное миро­воз­зре­ние, что поз­во­ля­ет делать нашу жизнь на Зем­ле счаст­ли­вой, сво­бод­ной и неотя­го­щён­ной город­ски­ми, соци­аль­ны­ми и меж­лич­ност­ны­ми напря­га­ми». Или вот такое: «Самым важ­ным, но не един­ствен­ным жиз­нен­ным прин­ци­пом для нас явля­ет­ся осо­зна­ние себя частью при­РО­Ды! Стрем­ле­ние к энер­ге­ти­че­ской гар­мо­нии и един­ству семьи, поэто­му обя­за­тель­ным усло­ви­ем для сосед­ства с нами явля­ет­ся состо­я­ние в семье… Жела­тель­но, что­бы вы были веге­та­ри­ан­цы. Кушай­те в сво­ем поме­стье, что хоти­те, толь­ко не уби­вай­те на тер­ри­то­рии. Это нега­тив­но будет ска­зы­вать­ся на энер­ге­ти­ке все­го поселения».

От себя доба­вим, что чинов­ни­ки из сфе­ры куль­ту­ры и поли­ти­че­ские пар­тии по всей стране горя­чо при­вет­ству­ют и под­дер­жи­ва­ют акти­ви­стов, воз­рож­да­ю­щих «рус­ские наци­о­наль­ные обы­чаи» и про­во­дя­щих мас­со­вые куль­тур­ные меро­при­я­тия пат­ри­о­ти­че­ской направ­лен­но­сти по соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве и (что осо­бен­но важ­но!) без при­вле­че­ния средств из бюд­же­та. А в содер­жа­ние этих меро­при­я­тий и веро­ва­ний участ­ни­ков никто не вни­ка­ет. При этом все, что свя­за­но с поня­ти­я­ми «рус­ско­сти», «искон­ных тра­ди­ций», «веры наших пред­ков» и «древ­ней сла­вян­ской куль­ту­ры» в гла­зах боль­шин­ства рос­си­ян обла­да­ет осо­бой привлекательностью.

Кста­ти, о здо­ро­вом обра­зе жиз­ни неоязыч­ни­ков сто­ит ска­зать отдель­но: несколь­ко облю­бо­ван­ных ими мест ока­за­лись рас­по­ло­жен­ны­ми… в Чер­но­быль­ской зоне, где мест­ные жите­ли из-за ради­а­ци­он­но­го фона полу­ча­ют соци­аль­ное пособие.

Не отрекаются, любя

Жития муче­ни­ков пер­вых веков хри­сти­ан­ства очень похо­жи. Их сюжет укла­ды­ва­ет­ся в несколь­ко собы­тий: от свя­то­го потре­бо­ва­ли покло­нить­ся язы­че­ско­му боже­ству и отречь­ся от веры во Хри­ста, но он усто­ял и был пре­дан страш­ной каз­ни. Тако­вы жиз­нен­ные исто­рии муче­ни­ков Пет­ра, Дио­ни­сия, Андрея, Пав­ла, Хри­сти­ны, кото­рые постра­да­ли во вре­мя самых жесто­чай­ших гоне­ний при импе­ра­то­ре Декии, испо­ве­дуя веру и любовь ко Хри­сту.

С точ­ки зре­ния совре­мен­но­го обы­ва­те­ля (в том чис­ле быва­ло­го тури­ста), люди жерт­во­ва­ли собой из-за пустя­ка. Все­го-то и тре­бо­ва­лось, что вос­ку­рить фими­ам, воз­дать поче­сти импе­ра­то­ру или покло­нить­ся мра­мор­ной ста­туе. Это ведь так про­сто и обы­ден­но! Отче­го же пер­вые хри­сти­ане упря­мо «шли на прин­цип»? Не жале­ли не толь­ко самих себя, но и самых близких?

Свя­щен­ник Дмит­рий Бере­зин счи­та­ет: «В жити­ях свя­тых я не пом­ню ни одно­го при­ме­ра муче­ни­ка, кото­рый бы отрек­ся от Бога во имя спа­се­ния ближ­не­го. Можем вспом­нить яркий при­мер муче­ни­цы Софии, на гла­зах кото­рой тер­за­ли ее доче­рей — Веру, Надеж­ду и Любовь — но она при­зы­ва­ла их быть твер­ды­ми. А ведь про­сто гуман­но и логич­но посо­ве­то­вать детям отречь­ся от Хри­ста и жить даль­ше… без Бога. Мучи­те­ли, изде­ва­ясь над мате­рью, после каз­ни отпу­сти­ли ее, и она вско­ре умер­ла на их моги­ле. …Вся совре­мен­ная запад­ная циви­ли­за­ция ста­вит во гла­ву угла жизнь чело­ве­ка, хотя в хри­сти­ан­стве зем­ная жизнь не глав­ная цен­ность. Зем­ная жизнь — это путь к Богу и с Богом, кото­рый дол­жен про­дол­жить­ся и после смерти».

Отда­вая себя на волю лет­не­го вет­ра стран­ствий и пере­мен, будем же осо­знан­но отно­сить­ся ко все­му, что мы видим, слы­шим и дела­ем в путе­ше­ствии. И, пожа­луй, луч­шим напут­стви­ем ста­нут сло­ва свя­щен­ни­ка Сер­гия Круг­ло­ва: «Сего­дня идол, кото­рый уста­но­вил свою власть над мил­ли­о­на­ми, кото­рый вро­де бы допус­ка­ет сво­бо­ду в испо­ве­да­нии рели­гии, одеж­де, пове­де­нии, кото­рый вро­де бы отме­ня­ет «хан­же­ские пред­рас­суд­ки» во имя «все­доз­во­лен­но­сти», но цеп­ко ста­ра­ет­ся дер­жать сво­их под­дан­ных в узде и тре­бу­ет от них еже­днев­ных жертв, — это дух потре­би­тель­ства, он же дух мира».

Мария Солунь

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

2 комментария

  • Наталья, 03.07.2018

    Хоро­шая ста­тья, об этом надо боль­ше гово­рить. (Един­ствен­ное, что не понра­ви­лись сло­ва о “запад­ной циви­ли­за­ции” в кон­це, но сего­дня без это­го, похо­же, уже никак.)
    Жаль, что свя­щен­ни­ки доволь­но мало уде­ля­ют вни­ма­ния теме суе­ве­рий и идо­ло­по­клон­ства. Даже у посто­ян­ных при­хо­жан, воцер­ко­в­лен­ных людей, мож­но встре­тить веру в горо­ско­пы! Я уж не гово­рю о чисто цер­ков­ных суе­ве­ри­ях, кото­рых тоже хва­та­ет: “какой иконе” молить­ся, чего нель­зя делать на похо­ро­нах, не есть яблок до празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и т.д.
    Да и пра­во­слав­ные палом­ни­че­ские поезд­ки иной раз сопро­вож­да­ют­ся оскорб­ле­ни­ем чувств веру­ю­щих (когда все постав­ле­но на ком­мер­че­ские рель­сы и руко­во­ди­тель груп­пы рас­ска­зы­ва­ет в авто­бу­се “бабьи бас­ни”, а потом ведет людей в лав­ки при хра­мах и мона­сты­рях, где ико­ны про­да­ют прак­ти­че­ски как обереги).

    Ответить »
  • Марина, 15.06.2018

    Очень акту­аль­но, инте­рес­но. Не меша­ло бы и свя­щен­ни­кам поболь­ше гово­рить об этом в про­по­ве­дях. Вот вам ещё тема — пра­во­слав­ные суе­ве­рия: где и от какой болез­ни водич­ки набрать, сколь­ко раз оку­нуть­ся в источ­ни­ке, как в келье матуш­ки Сеп­фо­ры посо­хом посту­чать… И нет пре­де­ла этим фантазиям.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки