Влияние астрологии на массовое сознание

Влияние астрологии на массовое сознание

(2 голоса4.0 из 5)

В Бела­ру­си аст­ро­ло­гия посте­пен­но заво­е­вы­ва­ет мас­со­вое созна­ние. Ред­ко какая газе­та не пуб­ли­ку­ет аст­ро­ло­ги­че­ские про­гно­зы, факуль­та­ти­вы по аст­ро­ло­гии про­би­ва­ют­ся в ВУЗы и шко­лы. Все чаще встре­ча­ют­ся слу­чаи, когда пре­по­да­ва­те­ли уни­вер­си­те­тов вклю­ча­ют в свои кур­сы эле­мен­ты уче­ния аст­ро­ло­гии. Пси­хо­ло­ги рас­смат­ри­ва­ют харак­те­ри­сти­ки людей по нахож­де­нию Солн­ца в момент рож­де­ния в зоди­а­каль­ном зна­ке, неко­то­рые пре­по­да­ва­те­ли эти­ки и фило­со­фии изла­га­ют на лек­ци­ях аст­ро­ло­ги­че­ское уче­ние о вли­я­нии небес­ных тел на живой мир Зем­ли, не разо­брав­шись в его науч­ной правдивости.

Эта же тен­ден­ция про­сле­жи­ва­ет­ся и в дру­гих стра­нах мира. По ста­ти­сти­че­ским иссле­до­ва­ни­ям, про­ве­дён­ным в Кана­де, в насто­я­щее вре­мя дей­ствен­ность аст­ро­ло­гии при­зна­ют мно­гие поли­ти­ки и око­ло 25% про­фес­со­ров канад­ских уни­вер­си­те­тов [17, pp. 216–217].  На Аме­ри­кан­ском кон­ти­нен­те изда­ёт­ся более 100 пери­о­ди­че­ских жур­на­лов, посвя­щён­ных аст­ро­ло­гии. Всё боль­шее чис­ло биз­не­сме­нов про­во­дят кон­суль­та­ции с аст­ро­ло­га­ми перед най­мом новых рабо­чих, что­бы узнать, насколь­ко они сов­ме­сти­мы с кол­лек­ти­вом. Мно­гие сред­ние шко­лы и неко­то­рые уни­вер­си­те­ты пред­ла­га­ют обу­че­ние на кур­сах аст­ро­ло­гии. В све­те это­го важ­но иссле­до­вать аст­ро­ло­ги­че­ское миро­воз­зре­ние и его связь с основ­ны­ми типа­ми обще­ствен­но­го созна­ния, выяс­нить насколь­ко объ­ек­тив­но оно отра­жа­ет действительность.

Какое же миро­воз­зре­ние при­ви­ва­ет аст­ро­ло­гия? Иссле­до­ва­ние сочи­не­ний совре­мен­ных аст­ро­ло­гов, пока­зы­ва­ет, что они носят эклек­ти­че­ский харак­тер и содер­жат эле­мен­ты мно­гих мисти­че­ских уче­ний. Напри­мер, в кни­ге «Аст­ро­ло­гия – век XX» [1], вышед­шей в 1991 году и содер­жа­щей око­ло 50-ти ста­тей извест­ных рос­сий­ских аст­ро­ло­гов, почти поло­ви­на работ посту­ли­ру­ет оккульт­ный харак­тер аст­ро­ло­гии, или содер­жит ссыл­ку на мисти­че­ские тра­ди­ции. В ста­тьях при­сут­ству­ют эле­мен­ты уче­ния каб­ба­лы, инду­из­ма, «Бело­го Брат­ства», зоро­аст­риз­ма, уфо­ло­гии, «Агни Йоги», тео­со­фии, пара­пси­хо­ло­гии и др. древ­них и новых мисти­че­ских тече­ний. Неко­то­рые аст­ро­ло­ги отри­ца­ют связь сво­ей про­фес­сии с оккуль­тиз­мом, но их мень­шин­ство. Это отри­ца­ние носит декла­ра­тив­ный харак­тер, так как миро­воз­зрен­че­ский фун­да­мент аст­ро­ло­гии, прин­ци­пы ее функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и сим­во­лизм под­ра­зу­ме­ва­ют ирра­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к миру.

Даже евро­пей­ская клас­си­че­ская аст­ро­ло­гия, под­черк­ну­то дистан­ци­ру­ю­ща­я­ся от оккуль­тиз­ма, и мани­фе­сти­ру­ю­щая свою нау­ко­по­доб­ность, име­ет при­зна­ки мониз­ма, пан­те­из­ма и гило­зо­из­ма, так как скло­ня­ет верить в духов­ное един­ство мира, в обо­жеств­ле­ние всех его частей, в без­ли­кие силы, кото­рые вли­я­ют на судь­бу чело­ве­ка, детер­ми­ни­руя ее до мело­чей, или в то, что пла­не­ты явля­ют­ся оду­шев­лен­ны­ми тела­ми. Напри­мер, аст­ро­лог Ф. Шваб счи­та­ет, что «каж­дое небес­ное тело пред­став­ля­ет собой живое интел­ли­ги­бель­ное един­ство, внеш­няя физи­че­ская обо­лоч­ка кото­ро­го лишь мас­ки­ру­ет внут­рен­ний духов­ный Интел­лект. И чело­век, и пла­не­та, на кото­рой он живет, явля­ют­ся живы­ми, созна­тель­ны­ми, еди­ны­ми сущ­но­стя­ми» [11, с. 138]. Об этом же пишет и  извест­ный англий­ский аст­ро­лог Алан Лео: «пла­не­тар­ные тела явля­ют­ся мира­ми или жили­ща­ми слу­жа­щих ему (Солн­цу) ангелов,…и наше миро­вое тело – Зем­ля явля­ет­ся един­ством и име­ет свое место в боль­шой все­лен­ной жиз­ни. И у нее есть дух-вла­ды­ка, кото­ро­го неко­то­рые назы­ва­ют духом Зем­ли, а неко­то­рые – Вла­ды­кой мира» [7, с. 6].

Вера в аст­раль­ный детер­ми­низм, даже без эле­мен­тов аст­раль­ной рели­гии, т.е. без покло­не­ния све­ти­лам как богам, под­ра­зу­ме­ва­ет при­зна­ние суще­ство­ва­ния жест­ко­го пред­опре­де­ле­ния, рас­про­стра­ня­ю­ще­го­ся не толь­ко на физи­че­ский мир, но и на пси­хи­ку людей, на их судь­бы. Напри­мер, извест­ный немец­кий аст­ро­лог А.Витте, вое­вав­ший во вре­мя 1‑й миро­вой вой­ны на восточ­ном фрон­те, пытал­ся пред­ска­зать рус­ские артил­ле­рий­ские обстре­лы с помо­щью мето­дов клас­си­че­ской аст­ро­ло­гии [12, с. 54]. Это сви­де­тель­ству­ет о его вере в жест­кий детер­ми­низм, до мело­чей опре­де­ля­ю­щий чело­ве­че­ское суще­ство­ва­ние, и нали­чие неких без­ли­ких разум­ных сил во Все­лен­ной, неиз­вест­ных нау­ке. К этим силам нель­зя обра­щать­ся с прось­бой, а мож­но лишь уга­дать тен­ден­ции с помо­щью тол­ко­ва­ния сим­во­ли­че­ско­го язы­ка аст­ро­ло­гии или с помо­щью меди­та­ции, т.е. непо­сред­ствен­но­го под­клю­че­ния к неко­му без­ли­ко­му разум­но­му энер­го­ин­фор­ма­ци­он­но­му полю.

Это миро­воз­зре­ние более при­су­ще ново­му ком­пи­ля­тив­но­му рели­ги­оз­но­му дви­же­нию «Нью Эйдж» (New Age), чем тра­ди­ци­он­но­му для евро­пей­ской куль­ту­ры мен­та­ли­те­ту. В осно­ве назва­ния это­го дви­же­ния лежит вера в то, что в мире сме­ня­ют­ся духов­ные эры, име­ю­щие свои назва­ния от зна­ков Зоди­а­ка. Каж­дая эра харак­те­ри­зу­ет­ся зоди­а­каль­ным сим­во­лом. Опи­ра­ет­ся это уче­ние на явле­ние пре­цес­сии зем­ной оси. Зем­ная ось посто­ян­но меня­ет свою ори­ен­та­цию в про­стран­стве и опи­сы­ва­ет не замы­ка­ю­щу­ю­ся спи­раль с пери­о­дом в 26 000 лет. Это явле­ние вызва­но, в основ­ном, воз­му­ща­ю­щим вли­я­ни­ем Луны. Вслед­ствие пре­цес­сии точ­ка весен­не­го рав­но­ден­ствия посто­ян­но пере­ме­ща­ет­ся по эклип­ти­ке. В антич­ные вре­ме­на она нахо­ди­лась в созвез­дии Овна, сей­час идёт по созвез­дию Рыб к созвез­дию Водо­лея. Поэто­му аст­ро­ло­ги гово­рят, что мы живём в эпо­ху Рыб, а после 2000 года насту­пит эра Водо­лея, так как в каж­дом зна­ке точ­ка весен­не­го рав­но­ден­ствия быва­ет при­мер­но 2000 лет. Сме­на же эпох долж­на сопро­вож­дать­ся при­род­ны­ми ката­клиз­ма­ми и духов­ным пере­рож­де­ни­ем чело­ве­че­ства. Бес­смыс­лен­ность таких пред­став­ле­ний оче­вид­на. Полу­ча­ет­ся, что дви­же­ние точ­ки весен­не­го рав­но­ден­ствия сре­ди созвез­дий, выду­ман­ных людь­ми для удобств наблю­де­ния за све­ти­лами, име­ет мисти­че­ский смысл. В древ­но­сти вооб­ще не было гра­ниц созвез­дий и невоз­мож­но было опре­де­лить когда одна эра сме­нит дру­гую. В насто­я­щее вре­мя реаль­ные зоди­а­каль­ные созвез­дия име­ют раз­лич­ную про­тя­жён­ность и точ­ка весен­не­го рав­но­ден­ствия про­хо­дит их за раз­ное вре­мя. Гра­ни­цы созвез­дий были точ­но уста­нов­ле­ны на съез­де Меж­ду­на­род­но­го аст­ро­но­ми­че­ско­го сою­за в 1930 году и не име­ют ника­ко­го сакраль­но­го или мисти­че­ско­го смысла.

Эра Водо­лея, или Новая эра, по мне­нию сто­рон­ни­ков это­го дви­же­ния, долж­на при­не­сти и новое миро­воз­зре­ние. Осно­вы­ва­ет­ся оно на широ­ком кон­гло­ме­ра­те древ­них и новых веро­ва­ний, как пра­ви­ло, язы­че­ско­го и оккульт­но­го харак­те­ра. Миро­воз­зре­ние это­го дви­же­ния вклю­ча­ет попыт­ку меха­ни­че­ско­го соеди­не­ния упро­щен­ных идей и обря­дов, заим­ство­ван­ных из раз­лич­ных рели­ги­оз­ных систем, маги­че­ских и гада­тель­ных прак­тик. Зачат­ки это­го орга­ни­зо­ван­но­го миро­воз­зре­ния появи­лись в кон­це XX сто­ле­тия вме­сте с зарож­де­ни­ем Тео­соф­ско­го обще­ства. Одна­ко, совре­мен­ный облик это дви­же­ние при­ня­ло в кон­це 60‑х годов XX сто­ле­тия и носит печать соци­о­куль­тур­но­го фено­ме­на совре­мен­ной запад­ной пост­хри­сти­ан­ской циви­ли­за­ции. В осно­ве идео­ло­гии дви­же­ния лежит монизм, вера во все­об­щее един­ство, оду­хо­тво­рен­ность мира, суще­ство­ва­ние энер­го­ин­фор­ма­ци­он­но­го поля, кото­рое содер­жит зна­ние про­шло­го, насто­я­ще­го и буду­ще­го. Поэто­му основ­ные мето­ды позна­ния при­вер­жен­цев Нью Эйдж осно­вы­ва­ют­ся на меди­та­ции и гада­нии, как спо­со­бах при­об­щить­ся к обще­му полю «кос­ми­че­ско­го» зна­ния. Основ­ные зада­чи дви­же­ния посту­ли­ру­ют­ся в дости­же­нии миро­вой гар­мо­нии, в том чис­ле гар­мо­нии чело­ве­ка с при­ро­дой, совер­шен­ство­ва­нии мира, дости­же­нии чело­ве­че­ско­го сча­стья, само­ре­а­ли­за­ции. Пути для дости­же­ния этих высо­ких иде­а­лов заклю­ча­ют­ся в сле­до­ва­нии древним и новым мисти­че­ским прак­ти­кам, в основ­ном язы­че­ско­го харак­те­ра и в совер­ше­нии маги­че­ских операций.

Харак­тер­ные для аст­ро­ло­гии фата­лизм и монизм, осно­вы­ва­ю­щи­е­ся на древ­нем прин­ци­пе все­мир­ной сим­па­тии, а так­же ее пред­ска­за­тель­ный харак­тер, вполне соот­вет­ству­ют миро­воз­зре­нию «Нью Эйдж», пото­му аст­ро­ло­гия и явля­ет­ся орга­нич­ной и важ­ной частью этой новой псев­до­ре­ли­гии. Аст­ро­ло­ги так­же заим­ству­ют для идео­ло­ги­че­ско­го обос­но­ва­ния прав­ди­во­сти сво­их тео­рий мно­гие оккульт­ные прин­ци­пы язы­че­ской рели­гии, напри­мер, уче­ния о кар­ме и реин­кар­на­ции. Каж­дый кли­ент, при­хо­дя­щий к аст­ро­ло­гу вынуж­ден при­ни­мать его миро­воз­зрен­че­скую кар­ти­ну. Это свя­за­но с тем, что в про­цес­се тол­ко­ва­ния наталь­ной кар­ты или состав­ле­ния про­грес­сив­но­го горо­ско­па аст­ро­лог часто опе­ри­ру­ет усво­ен­ны­ми им поня­ти­я­ми кар­мы, реин­кар­на­ции и др., навя­зы­вая их кли­ен­ту. Посред­ством аст­ро­ло­гии про­ис­хо­дит посте­пен­ное рас­про­стра­не­ние оккульт­ных идей в обще­стве. При­вер­жен­цы аст­ро­ло­гии часто явля­ют­ся тео­со­фа­ми или оккуль­ти­ста­ми и не при­зна­ют дости­же­ний совре­мен­ной нау­ки или тра­ди­ци­он­ных рели­ги­оз­ных кон­фес­сий, ука­зы­вая на их ограниченность.

Совpе­мен­ная астpо­ло­гия очень pаз­ноpод­на и состо­ит из несколь­ких тече­ний. Наи­бо­лее актив­ные на пост­со­вет­ском про­стран­стве – эзо­те­ри­че­ские шко­лы, полу­чив­шие мощ­ную рекла­му через прес­су и теле­ви­де­ние. Пpи­меpом может слу­жить шко­ла Пав­ла Гло­бы, опиpа­ю­ща­я­ся на само­быт­ный зоpо­астpизм, име­ю­щая пред­ста­ви­тель­ства и отде­ле­ния во мно­гих круп­ных горо­дах Рос­сии, Укра­и­ны и Бело­рус­сии. Ее мож­но назвать пре­ем­ни­цей хал­дей­ской маги­че­ской прак­ти­ки, она насаж­да­ет сре­ди сво­их после­до­ва­те­лей суе­ве­рия и анти­на­уч­ное мыш­ле­ние. Псев­до­ре­ли­ги­оз­ная систе­ма, создан­ная П. Гло­бой и назы­ва­е­мая Аве­стий­ской шко­лой аст­ро­ло­гии, име­ет един­ствен­ный источ­ник откро­ве­ния – само­го Пав­ла Гло­бу. Высту­пая перед сво­и­ми слу­ша­те­ля­ми, он гово­рит: «Насто­я­щий зоро­астри­ец — это тот, кто не рас­суж­дая выпол­ня­ет при­каз коман­ди­ра, как сол­дат. Ана­хит? (пехл. Вене­ра) Есть Ана­хит! Бахрам? (пехл. Марс) Есть Бахрам! И пошел…» [4]. В этих сло­вах отра­же­ны фата­ли­сти­че­ские тен­ден­ции, а в самой орга­ни­за­ции при­сут­ству­ют при­зна­ки тоталитаризма.

Оккульт­но-рели­ги­оз­ный харак­тер носит так­же аст­ро­ло­ги­че­ская систе­ма Авес­са­ло­ма Под­вод­но­го. Соглас­но опре­де­ле­нию, дан­но­му этой шко­лой: «аст­ро­ло­гия — это нау­ка, изу­ча­ю­щая связь меж­ду дви­же­ни­ем све­тил и пла­нет по небо­сво­ду и внут­рен­ней и внеш­ней жиз­нью чело­ве­ка. Аст­ро­ло­гия явля­ет­ся оккульт­ной нау­кой. В её осно­ве лежит пред­став­ле­ние о реаль­но­сти как управ­ля­е­мой без­лич­ной волей Абсо­лю­та — пер­во­при­чи­ну все­го  про­яв­лен­но­го мира, и кон­цеп­ция пере­во­пло­ще­ния, соглас­но кото­рой у каж­до­го чело­ве­ка име­ет­ся бес­смерт­ная душа, и она, после­до­ва­тель­но вопло­ща­ясь в раз­лич­ных усло­ви­ях, стре­мит­ся обре­сти опре­де­лён­ный опыт, осво­бо­дить­ся от ско­вы­ва­ю­щих её обо­ло­чек и рас­тво­рить­ся в пер­во­на­чаль­но поро­див­шем её Абсо­лю­те”.[8, c. 4]. Здесь откры­то гово­рит­ся об оккульт­ном харак­те­ре аст­ро­ло­гии и мани­фе­сти­ру­ет­ся вера в реин­кар­на­цию, при­су­щая инду­из­му и неко­то­рым дру­гим восточ­ным рели­ги­ям. На фор­ми­ро­ва­ние пред­став­ле­ний А.Подводного силь­ное вли­я­ние ока­за­ла индий­ская рели­гия и еврей­ская каббала.

При­ве­ден­ные при­ме­ры пока­зы­ва­ют, что заня­тие аст­ро­ло­ги­ей, ухо­дя­щей сво­и­ми кор­ня­ми в древ­нее маги­ко-рели­ги­оз­ное миро­воз­зре­ние и невоз­мож­ность объ­яс­нить ее тео­ре­ти­че­ский базис раци­о­наль­но-науч­ным спо­со­бом, при­су­щим совре­мен­ной миро­воз­зрен­че­ской пара­диг­ме, посто­ян­но под­тал­ки­ва­ет адеп­тов к попыт­ке свя­зать свое уче­ние с какой-нибудь оккульт­но-рели­ги­оз­ной систе­мой, оправ­ды­ва­ю­щей мето­до­ло­ги­че­скую дефект­ность. Для П.Глобы — это псев­до­зо­ро­аст­ризм, для А.Подводного — тео­со­фия, осно­ван­ная на инду­из­ме и каббале.

Эле­мен­ты каб­ба­ли­сти­че­ской магии встре­ча­ют­ся уже в сред­не­ве­ко­вой аст­ро­ло­гии. Связь аст­ро­ло­гии и магии под­чер­ки­ва­ют мно­гие иссле­до­ва­те­ли оккуль­тиз­ма. Напри­мер, Агрип­па Нет­те­с­гейм­ский (1486–1535), круп­ный авто­ри­тет в обла­сти магии, в «Маги­че­ских тру­дах» пишет: «В этом месте сле­ду­ет рас­ска­зать о вол­шеб­стве, посколь­ку оно настоль­ко род­ствен­но аст­ро­ло­гии, что тот, кто выда­ет себя за вол­шеб­ни­ка, не име­ю­ще­го отно­ше­ния к аст­ро­ло­гии… все­гда оши­ба­ет­ся» [3, c. 95]. Дей­стви­тель­но, вся риту­аль­ная магия осно­ва­на на аст­ро­ло­ги­че­ских вычис­ле­ни­ях. Поэто­му аст­ро­ло­ги поста­ви­ли пла­нет-упра­ви­те­лей каж­до­му часу и дню. Магия и аст­ро­ло­гия в Евро­пе силь­но пере­пле­лись. Фрэн­сис Кинг в кни­ге «Совре­мен­ная риту­аль­ная магия» пишет: «Тому, что народ­ная магия выжи­ла в пери­од 1680–1800 гг., она во мно­гом обя­за­на дея­тель­но­сти аст­ро­ло­гов и так назы­ва­е­мых зна­ха­рей» [6, с. 21]. В насто­я­щее вре­мя мно­гие аст­ро­ло­ги отка­зы­ва­ют­ся от это­го насле­дия, но охот­но при­ни­ма­ют идеи и прин­ци­пы тео­со­фии. Тео­со­фи­за­ция евро­пей­ской аст­ро­ло­гии, т.е. напол­не­ние её индий­ски­ми фило­соф­ско-рели­ги­оз­ны­ми поня­ти­я­ми и сим­во­ла­ми, про­ис­хо­ди­ла пре­иму­ще­ствен­но с 1880‑х годов, когда евро­пей­ско­му миру ста­ли доступ­ны индий­ские рели­ги­оз­ные тек­сты и тру­ды акти­ви­стов дви­же­ния. В этом направ­ле­нии рабо­та­ли Е.Блаватская, А.Безант, А.Лео, А.Бейли и др. пред­ста­ви­те­ли Тео­соф­ско­го обще­ства. Напри­мер, аст­ро­лог Эмма Бел­ла Донас отме­ча­ет, что «истин­ное воз­рож­де­ние аст­ро­ло­гии в Гер­ма­нии было непо­сред­ствен­но свя­за­но с раз­ви­ти­ем Тео­соф­ско­го обще­ства… Лиде­ры Тео­соф­ско­го обще­ства серьез­но инте­ре­со­ва­лись живот­ным маг­не­тиз­мом, каб­ба­ли­сти­че­ски­ми тра­ди­ци­я­ми, тол­ко­ва­ни­ем снов и дру­ги­ми оккульт­ны­ми явле­ни­я­ми» [12, с. 53]. Это сви­де­тель­ству­ет о тес­ной свя­зи аст­ро­ло­гии с оккуль­тиз­мом. Мно­гие аст­ро­ло­ги откры­то заяв­ля­ют об оккульт­ном харак­те­ре это­го уче­ния. Напри­мер, Али­са Бей­ли пишет, что «имен­но аст­ро­ло­гия по сути явля­ет­ся в насто­я­щее вре­мя пре­под­не­се­ни­ем оккульт­ной исти­ны в мире, пото­му что эта нау­ка име­ет дело с теми обу­слов­ли­ва­ю­щи­ми и управ­ля­ю­щи­ми энер­ги­я­ми и сила­ми, кото­рые про­яв­ля­ют­ся внут­ри гра­ниц физи­че­ско­го про­стран­ства как поля и все­го того, что нахо­дит­ся в пре­де­лах это­го поля» [2, с. 10]. В этих сло­вах опи­сы­ва­ет­ся не элек­тро­маг­нит­ное или гра­ви­та­ци­он­ное поля, извест­ные нау­ке, а некое пси­хи­че­ское поле, объ­еди­ня­ю­щее всю Все­лен­ную в еди­ную систему.

Аст­ро­лог Алек­сандр Зара­ев про­яс­ня­ет харак­тер это­го поля сво­им опре­де­ле­ни­ем звезд­ных вли­я­ний, счи­тая, что «энер­гия Кос­мо­са, пла­нет, звезд ока­зы­ва­ет доста­точ­но ощу­ти­мое воз­дей­ствие на био­по­ле, или Аст­раль­ное (т.е. Звезд­ное) тело чело­ве­ка, выс­ших живот­ных и рас­те­ний» [5, с. 5]. Этим утвер­жде­ни­ем при­зна­ет­ся нали­чие у чело­ве­ка и живот­ных неких аст­раль­ных тел, отлич­ных от физи­че­ских, вос­при­ни­ма­ю­щих вли­я­ние аст­раль­ных полей. Далее утвер­жда­ет­ся, что «эти энер­го-инфор­ма­ци­он­ные вли­я­ния и ока­зы­ва­ют воз­дей­ствие на струк­ту­ру ауры чело­ве­ка, дру­гих био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов, про­еци­ру­ясь на их ауру по вер­ти­ка­ли и гори­зон­та­ли. Их вза­им­ное вли­я­ние созда­ет целост­ное, инте­граль­ное вос­при­я­тие более тон­ких, кос­ми­че­ских пла­нов бытия и обра­зу­ет так назы­ва­е­мый «Крест судь­бы», то есть усло­вия зем­но­го суще­ство­ва­ния, зави­си­мость от зем­ных зако­нов и их две­на­дца­ти­рич­но­го огра­ни­че­ния (рок или кар­ма)» [5, с. 6]. Подоб­ные взгля­ды отра­жа­ют мисти­че­ское миро­воз­зре­ние, при­су­щее неко­то­рым восточ­ным рели­ги­ям, напри­мер, инду­из­му и буд­диз­му, вос­при­ня­тое евро­пей­ским оккуль­тиз­мом. Об этом же сви­де­тель­ству­ют и неко­то­рые мето­ды аст­ро­ло­ги­че­ско­го позна­ния. Напри­мер, аст­ро­лог Сва­ми Ананд ука­зы­ва­ет, что глав­ное для аст­ро­ло­га – повы­шен­ная сен­си­тив­ность, т.е. меди­у­ми­че­ские спо­соб­но­сти, так как основ­ная инфор­ма­ция посту­па­ет из обще­го энер­го­ин­фор­ма­ци­он­но­го поля, к кото­ро­му нуж­но уметь под­клю­чать­ся. Для это­го, пишет он, «в насто­я­щее вре­мя на осно­ве древ­них образ­цов раз­ра­бо­та­на систе­ма аст­ро­ло­ги­че­ских меди­та­ций (О.Раджниш, Г.Ауробиндо), кото­рая спо­соб­ству­ет про­из­воль­но­му под­клю­че­нию к соот­вет­ству­ю­ще­му эгре­го­ру» [1, с. 60].

Поми­мо при­вер­жен­но­сти к древним и новым оккульт­ным систе­мам, аст­ро­ло­гия спо­соб­ству­ет появ­ле­нию в обще­стве ново­го миро­воз­зре­ния, осно­ван­но­го на вере в разум­ный Кос­мос и вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти его частей. Эта вера выхо­дит за пре­де­лы науч­но­го позна­ния мира и увле­ка­ет мас­сы людей в лож­ные и бес­плод­ные поис­ки. Аст­ро­лог Бру­но Хубер счи­та­ет, что «сего­дня мы столк­ну­лись с новы­ми про­бле­ма­ми, вслед­ствие кото­рых все боль­ше людей обра­ща­ют­ся к аст­ро­ло­гии, стре­мясь про­ник­нуть в цель и смысл сво­ей жиз­ни. Они хотят изу­чать аст­ро­ло­гию, пото­му что не удо­вле­тво­ря­ют­ся обще­при­ня­тым под­хо­дом к чело­ве­че­ско­му суще­ство­ва­нию, пото­му что ищут свою доро­гу в жиз­ни и наде­ют­ся, что аст­ро­ло­гия помо­жет им зано­во осо­знать смысл сво­ей жиз­ни, свою истин­ную суть, выс­шее «Я». Они хотят узнать из аст­ро­ло­гии о сво­ей кар­ме, о зна­че­нии сво­е­го теку­ще­го вопло­ще­ния. Они хотят рас­ти, избав­лять­ся от предубеж­де­ний и неадек­ват­ных пове­ден­че­ских сте­рео­ти­пов» [10, с. 8].

Стрем­ле­ние познать мир, свое «Я», понять смысл жиз­ни – веч­ные вопро­сы, кото­рые сто­ят перед фило­со­фи­ей и нау­кой. Чело­ве­че­ство нахо­дит­ся в посто­ян­ном поис­ке отве­тов на эти вопро­сы. Поче­му для их реше­ния нуж­но обра­щать­ся имен­но к аст­ро­ло­гии? Если аст­ро­ло­гия не име­ет адек­ват­но­го объ­ек­тив­но­му миру эмпи­ри­че­ско­го фун­да­мен­та и кор­рект­ных мето­дов полу­че­ния тео­ре­ти­че­ско­го зна­ния, как она может спо­соб­ство­вать само­по­зна­нию и поис­ку смыс­ла жиз­ни? Бру­но Хубер упо­ми­на­ет так­же, люди хотят узнать о сво­ей кар­ме и о зна­че­нии теку­ще­го вопло­ще­ния. Эти пред­став­ле­ния харак­тер­ны не для науч­но­го позна­ния, а для восточ­ных рели­ги­оз­ных систем. Вос­при­я­тие это­го миро­воз­зре­ния изме­ня­ет сами мето­ды позна­ния чело­ве­ка. Он утра­чи­ва­ет спо­соб­ность кри­ти­че­ски оце­ни­вать мир. Раз­мы­ва­ние кри­те­ри­ев раци­о­наль­но­сти при­во­дит к реми­фо­ло­ги­за­ции и доми­ни­ро­ва­нию мифо­ло­ги­че­ских мето­дов в позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти. Чело­век стре­мит­ся не к объ­ек­тив­но­му позна­нию мира, кото­рое носит инфи­нит­ный харак­тер, и не ста­вит сво­ей конеч­ной целью успо­ко­е­ние, а к созда­нию и опи­са­нию неко­то­рой моде­ли, кото­рая при­зва­на мифо­ло­ги­че­ски объ­яс­нить мир и успо­ко­ить чув­ства. Аст­ро­ло­ги­че­ское мифо­твор­че­ство носит не позна­ва­тель­ный, а пал­ли­а­тив­ный характер.

Аст­ро­ло­гия явно исполь­зу­ет раз­лич­ные оккульт­ные мето­ды в сво­ей прак­ти­ке. Аст­ро­ло­ги гово­рят, что их прак­ти­ка помо­га­ет пони­мать мно­гие дру­гие оккульт­ные фено­ме­ны, помо­га­ет раз­ви­вать чув­стви­тель­ность к оккуль­но­му вос­при­я­тию мира. По сути дела аст­ро­ло­гия пред­став­ля­ет собой откры­тую дверь, через кото­рую мож­но вой­ти в оккульт­ный мир. Мно­гие люди, кото­рые начи­на­ли зани­мать­ся аст­ро­ло­ги­ей, посте­пен­но ста­но­ви­лись оккуль­ти­ста­ми. Это пред­став­ля­ет боль­шую опас­ность для общества.

Мно­гие аст­ро­ло­ги­че­ские сочи­не­ния были напи­са­ны в состо­я­нии тран­са или под воз­дей­стви­ем авто­пи­са­ния, когда какая-то неве­до­мая сила дви­га­ла рукой и застав­ля­ла запи­сы­вать чело­ве­ка мимо его воли. Эдгар Кей­си под­твер­ждал, что его прак­ти­ка аст­ро­ло­гии была обя­за­на имен­но тако­му писа­тель­ству во вре­мя тран­са [14, pp. 209–210]. Мно­гие аст­ро­ло­ги сви­де­тель­ству­ют, что успех их  прак­ти­ки обя­зан исклю­чи­тель­но спи­ри­тиз­му.  Власть аст­ро­ло­гии, гово­рят они, не идёт от мира звёзд, но от мира духа. Аст­ро­лог Карен Вин­тер­бурн при­зна­ёт­ся, что заня­тия аст­ро­ло­ги­ей при­ве­ли его к спи­ри­тиз­му и чен­не­лин­гу, при­об­щая к демо­ни­че­ско­му миру. Он сви­де­тель­ству­ет, что за 12 лет серьез­ных аст­ро­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний и про­фес­си­о­наль­ной прак­ти­ки «не встре­чал дей­стви­тель­но­го пре­успе­ва­ю­ще­го аст­ро­ло­га, даже из чис­ла «науч­ных», кото­рый бы не при­знал­ся, что спи­ри­тизм был осно­вой его ремес­ла» [14, p. 221].

Учи­ты­вая ирра­ци­о­наль­ный харак­тер аст­ро­ло­гии, несо­от­вет­ствие мето­до­ло­ги­че­ским кри­те­ри­ям совре­мен­ной нау­ки, воз­ни­ка­ет вопрос, поче­му в запад­ном мире боль­шое коли­че­ство людей дове­ря­ет аст­ро­ло­гам? Иссле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное в 1992 году сре­ди сту­ден­тов кол­ле­джей [16, pp. 15–18], пока­за­ло, что сто­рон­ни­ки аст­ро­ло­гии явля­ют­ся нере­ли­ги­оз­ны­ми людь­ми, т.е. не име­ют ярко выра­жен­но­го стерж­ня в сво­ем миро­воз­зре­нии. В то вре­мя, как веру­ю­щие люди не дове­ря­ют аст­ро­ло­гии и суе­ве­ри­ям. Это иссле­до­ва­ние под­твер­жда­ет, что аст­ро­ло­гия заме­ща­ет рели­гию, выпол­няя неко­то­рые ее функ­ции. Выступ­ле­ния мно­гих аст­ро­ло­гов содер­жат кле­ри­каль­ную тер­ми­но­ло­гию, напол­не­ны таки­ми поня­ти­я­ми, как «Тво­рец», «Бог», «Кос­ми­че­ские зако­ны». Эта тер­ми­но­ло­гия, не имея под собой тра­ди­ци­он­ной рели­ги­оз­ной веры, лише­на смыс­ла, либо отно­сит­ся к обла­сти тео­со­фии и оккультизма.

Аме­ри­кан­ские иссле­до­ва­те­ли Р. Кул­вер и Ф. Иан­на счи­та­ют, что при­вле­ка­тель­ность аст­ро­ло­гии в том, что она пред­ла­га­ет удоб­ный путь ухо­да от ответ­ствен­но­сти. Вме­сто того, что­бы при­знать ответ­ствен­ность за свои дей­ствия, мож­но ска­зать, что все запла­ни­ро­ва­но зара­нее неве­до­мы­ми кос­ми­че­ски­ми сила­ми, что звёз­ды скло­ни­ли сде­лать какой-то посту­пок [15]. Эта тен­ден­ция ярко выра­же­на в совре­мен­ном обще­стве. Люди, не желая брать ответ­ствен­ность за поступ­ки, ищут сове­та аст­ро­ло­га, гадал­ки, про­ри­ца­те­ля или стар­ца. Осо­бен­но это слу­ча­ет­ся в момен­ты кри­зи­сов или несчастий.

При­чи­ны роста попу­ляр­но­сти аст­ро­ло­гии и дру­гих оккульт­ных систем раз­лич­ны, от про­сто­го любо­пыт­ства до отча­ян­но­го поис­ка чудес­но­го сред­ства, кото­рое помо­жет избе­жать мно­гих жиз­нен­ных про­блем. Совре­мен­ная напря­жён­ная жизнь тол­ка­ет людей на поис­ки каких-то форм облег­че­ния суще­ство­ва­ния и ощу­ще­ния без­опас­но­сти. Мно­гие люди не видят в тра­ди­ци­он­ных рели­ги­ях жиз­не­спо­соб­ное сред­ство, спо­соб­ное реаль­но помочь, пото­му ищут допол­ни­тель­ные фор­мы духов­но­сти. Это свя­за­но с тем, что тра­ди­ци­он­ный рели­ги­оз­ный путь нелё­гок, так как тре­бу­ет мно­же­ства огра­ни­че­ний и боль­шой духов­ной рабо­ты. Совре­мен­ный запад­ный чело­век, вырос­ший в потре­би­тель­ском обще­стве, уже не спо­со­бен побо­роть свой эго­изм и не хочет огра­ни­чи­вать свои удо­воль­ствия, поэто­му ищет лёг­кий путь для раз­ре­ше­ния жиз­нен­ных про­блем. Ква­зи­ре­ли­ги­оз­ное зна­че­ние аст­ро­ло­гии в миро­воз­зре­нии людей выра­жа­ет­ся в том, что они чув­ству­ют, буд­то явля­ют­ся частью како­го-то боль­шо­го цело­го, всей все­лен­ной, где всё вза­и­мо­свя­за­но, где всё запла­ни­ро­ва­но в дви­же­нии звёзд, чьей-то выс­шей вла­стью и боль­шим могу­ще­ством. Зна­чит, собы­тия в жиз­ни не явля­ют­ся слу­чай­ны­ми, а име­ют некую боль­шую цель в рам­ках всей Все­лен­ной. Поле­ми­ка с аст­ро­ло­га­ми по мето­до­ло­ги­че­ским вопро­сам пока­за­ла, что науч­ные кри­те­рии позна­ния их инте­ре­су­ют в мень­шей сте­пе­ни, чем вера в истин­ность сво­е­го уче­ния. Этот факт так­же сви­де­тель­ству­ет о рели­ги­оз­ном харак­те­ре аст­ро­ло­ги­че­ских представлений.

Сре­ди фак­то­ров, рабо­та­ю­щих на кажу­щу­ю­ся прав­до­по­доб­ность аст­ро­ло­гии, мож­но назвать эффект пла­це­бо и изби­ра­тель­ную память, когда пом­нят­ся все сбыв­ши­е­ся пред­ска­за­ния и забы­ва­ют­ся те, кото­рые не сбы­лись, хотя бы их было и намно­го боль­ше. Вера в аст­ро­ло­гию может быть объ­яс­ни­ма и тем, что если чело­век зна­ет пред­ска­за­ние на буду­щее, то ведёт себя так, даже под­со­зна­тель­но, что­бы это пред­ска­за­ние сбы­лось. Его пове­де­ние меня­ет­ся по срав­не­нию с тем, какое бы было, если бы пред­ска­за­ние не было известно.

Мож­но выде­лить несколь­ко при­чин, объ­яс­ня­ю­щих, поче­му люди обра­ща­ют­ся к астрологии:

1. Это про­ис­хо­дит из-за эмо­ци­о­наль­ной уста­ло­сти и жиз­нен­ной сума­то­хи. Раз­го­вор с кем-то, не обя­за­тель­но с аст­ро­ло­гом, о про­бле­мах жиз­ни даёт опре­де­лён­ное облег­че­ние. В обще­стве, где все люди чужие друг дру­гу, кон­суль­та­ции с аст­ро­ло­гом могут дать пси­хо­ло­ги­че­ское облегчение.

2. Аст­ро­ло­ги не толь­ко дают здра­во­мыс­ля­щие сове­ты и сочув­ству­ют, но так­же под­дер­жи­ва­ют чув­ство соб­ствен­но­го досто­ин­ства кли­ен­та, под­чёр­ки­вая его воз­мож­но­сти в буду­щем. Это даёт кли­ен­ту ощу­ще­ние надеж­ды на то, что его поже­ла­ния сбу­дут­ся. Эта раз­но­вид­ность аст­ро­ло­гии, свя­зан­ная с пси­хо­ана­ли­зом и тре­бу­ю­щая от аст­ро­ло­га про­хож­де­ния прак­ти­ки пси­хо­ана­ли­ти­ка, осо­бен­но попу­ляр­на в США.

3. Аст­ро­ло­ги ред­ко дают нрав­ствен­ные сове­ты. Лег­че гово­рить с тем, кто не будет осуж­дать пове­де­ние и назы­вать его непра­виль­ным. Это даёт кли­ен­ту ощу­ще­ние, что все его поступ­ки пра­во­моч­ны, несмот­ря на их послед­ствия. Аст­ро­лог как бы берёт часть вины за непра­вед­ные поступ­ки на себя.

4. Аст­ро­ло­ги­че­ские сочи­не­ния дают чело­ве­ку ощу­ще­ние зна­чи­мо­сти сво­ей жиз­ни, как части боль­шой Все­лен­ной. Кро­ме того, это даёт надеж­ду на буду­щую духов­ную жизнь, свя­зан­ную с реинкарнацией.

5. К аст­ро­ло­гии обра­ща­ют­ся люди, кото­рые нена­ви­дят тра­ди­ци­он­ную рели­гию и могут исполь­зо­вать её как заме­ну; люди, кото­рые ищут про­стые реше­ния слож­ных про­блем; кому нуж­на лесть вме­сто прав­ды; для кого про­сто инте­рес­но этим заниматься.

6. Люди кон­суль­ти­ру­ют­ся с аст­ро­ло­га­ми из-за всё воз­рас­та­ю­ще­го соци­аль­но­го пре­сти­жа аст­ро­ло­гии и её при­зна­ния. Сего­дня в США и Кана­де всё боль­ше физио­ло­гов и пси­хо­ло­гов вклю­ча­ют аст­ро­ло­гию в свою прак­ти­ку, и это даёт осно­ва­ния для широ­кой пуб­ли­ки счи­тать, что аст­ро­ло­гия при­зна­на науч­ным миром. Мно­гие люди про­сто счи­та­ют, что раз аст­ро­ло­гия так попу­ляр­на, зна­чит, име­ют­ся осно­ва­ния для её правдивости.

7. Мно­гие при­тя­ги­ва­ют­ся к аст­ро­ло­гии из-за того, что она обе­ща­ет дать воз­мож­ность кон­тро­ли­ро­вать буду­щее и раз­вить внут­рен­ний потен­ци­ал, зало­жен­ный в чело­ве­ке. Таким обра­зом, иску­ше­ние быть вла­сте­ли­ном сво­ей судь­бы при­тя­ги­ва­ет к астрологии.

Сре­ди ука­зан­ных при­чин пре­об­ла­да­ют рели­ги­оз­ные и пси­хо­ло­ги­че­ские, но прак­ти­че­ски нет таких, кото­рые бы ука­зы­ва­ли на есте­ствен­но­на­уч­ный харак­тер аст­ро­ло­гии или на ее про­гно­сти­че­скую цен­ность. Это сви­де­тель­ству­ет о том, что аст­ро­ло­гия все более ухо­дит от свя­зи с есте­ствен­ны­ми нау­ка­ми, к кото­рым тяго­те­ла до эпо­хи Ново­го вре­ме­ни, и при­об­ре­та­ет ква­зи­ре­ли­ги­оз­ные черты.

Таким обра­зом, мы можем выде­лить основ­ные чер­ты совре­мен­но­го аст­ро­ло­ги­че­ско­го мировоззрения:

1. При­вер­жен­ность оккуль­тиз­му в тео­ре­ти­че­ских построениях.

2. Исполь­зо­ва­ние оккульт­ных мето­дов в работе.

3. Надре­ли­ги­оз­ность, т.е. отри­ца­ние истин­но­сти тра­ди­ци­он­ных рели­гий и воль­ное обра­ще­ние со свя­щен­ны­ми кни­га­ми в целях при­вле­че­ния их для оправ­да­ния сво­е­го ремесла.

4. Ква­зи­ре­ли­ги­оз­ность, т.е. заме­ще­ние в миро­воз­зре­нии людей тра­ди­ци­он­ной рели­гии верой во вза­и­мо­связь и оду­шев­лен­ность частей космоса.

5. Рас­про­стра­не­ние аст­ро­ло­ги­че­ских кон­цеп­ций и оккульт­ных зна­ний сре­ди зна­чи­тель­ной части насе­ле­ния через аст­ро­ло­ги­че­скую практику.

6. Раз­мы­ва­ние кри­те­ри­ев раци­о­наль­но­сти позна­ния мира и внед­ре­ние ирра­ци­о­на­лиз­ма в мас­со­вое сознание.

Пере­чис­лен­ные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что аст­ро­ло­ги­че­ское миро­воз­зре­ние испы­ты­ва­ет вли­я­ние рели­ги­оз­но-мисти­че­ских уче­ний, опи­ра­ет­ся на древ­ние мифо­ло­ги­че­ские схе­мы вза­и­мо­свя­зи раз­лич­ных частей Все­лен­ной и име­ет не позна­ва­тель­ную функ­цию, а пал­ли­а­тив­ную, спо­соб­ству­ет не науч­но­му позна­нию мира, а успо­ко­е­нию чувств с помо­щью лож­ных концепций.

 

Лите­ра­ту­ра

[1] Аст­ро­ло­гия – век ХХ /сост. Додо­но­ва Н.А. — М. Имидж, 1991. — 223 с.

[2] Бей­ли, А. Трак­тат о семи лучах. Эзо­те­ри­че­ская аст­ро­ло­гия / А. Бей­ли — К.: Пре­са Украi­ни, 1993. — 416 с.

[3] Гер­ме­тизм, магия, натур­фи­ло­со­фия в евро­пей­ской куль­ту­ре XIII-XIX вв. — М.: Канон, 1999. — 864 с.

[4] Гло­ба, П. Жить в неиде­аль­ном мире и зани­мать­ся поис­ка­ми иде­а­ла – напрас­ная тра­та вре­ме­ни… // БДГ, 26.02.1996.

[5] Зара­ев,  А. Попу­ляр­ный аст­ро­ло­ги­че­ский кален­дарь на 1991 год / А. Зара­ев — Тверь: АПМ «ЭМ», 1991. — 80 с.

[6] Кинг, Ф. Совре­мен­ная риту­аль­ная магия / Ф. Кинг — М.: «Локид — Миф»,1999. — 368 с.

[7] Лео, А. Эзо­те­ри­че­ская аст­ро­ло­гия, или аст­ро­ло­гия ново­го вре­ме­ни / А. Лео — Харь­ков: РИП «Ори­ги­нал», 1994. — 224 с.

[8] Под­вод­ный, А. Вве­де­ние в аст­ро­ло­гию. Лек­ции / А. Под­вод­ный — Воро­неж: «Мод­эк», 1992. — 175 с.

[9] Сва­ми Ананд, О тех­ни­ке веде­ния аст­ро­ло­ги­че­ско­го диа­ло­га // Аст­ро­ло­гия – век ХХ /сост. Додо­но­ва Н.А. — М. Имидж, 1991. — 223 с.

[10] Хубер, Б. Аст­ро­ло­ги­че­ский пси­хо­син­тез: Лич­ность, любовь и интел­лект: Целост­ный образ чело­ве­ка в аст­ро­ло­ги­че­ской кар­те / Б. Хубер — М.: Ура­ния, 1993. — 192 с.

[11] Шваб Ф. О вли­я­нии звезд на чело­ве­ка // Звезд­ный путь аст­ро­ло­гии. Сбор­ник ори­ги­наль­ных тек­стов с ком­мен­та­ри­я­ми. — М.: фир­ма «НТ – Центр», 1993. — 317 с.

[12] Эмма Бел­ла Донас Систе­мы аст­ро­ло­ги­че­ских домов / Эмма Бел­ла Донас — М.: ЦАИ, 1992. — 80 с.

[13] Ankerberg, J. and Weldon, J. The Coming Darkness / J. Ankerberg, J. Weldon — Harvest House Publishers, Eugene, Oregon, 1993.

[14] Ankerberg, J. and Weldon, J. Astrology:  Do the Heavens Rule Our Destiny? / J. Ankerberg, J., Weldon J. — Harvest House Publishers, Eugene, Oregon, 1989.

[15] Culver, R. and Ianna, Ph. Astrology: True or False? A Scientific Evaluation / R. Culver, Ph. Ianna — Prometheus Books, Buffalo, New York, 1988.

[16] Duncan, D., Donnelly, W., Nicholson, Th. Belief in the paranormal and religious belief among American college students // Psychological Reports. 1992, Volume 70, pp. 15–18.

[17] «The Skeptical Inquirer», Volume 13, number 2, pp. 216–217.

Резю­ме

В ста­тье рас­смат­ри­ва­ет­ся аст­ро­ло­ги­че­ское миро­воз­зре­ние, отме­ча­ет­ся, что совре­мен­ный облик астpо­ло­гии пред­став­ля­ет собой напла­сто­ва­ния pаз­лич­ных веpо­ва­ний, уче­ний, фило­соф­ских систем, тыся­че­ле­тия пеpепле­тав­ших­ся меж­ду собой в pаз­ных стpа­нах и на pаз­ных кон­ти­нен­тах нашей пла­не­ты. Иссле­ду­ют­ся мето­до­ло­ги­че­ские про­бле­мы, воз­ни­ка­ю­щие при попыт­ке отне­сти аст­ро­ло­ги­че­ское позна­ние к раз­ря­ду науч­ной дея­тель­но­сти. Ука­зы­ва­ет­ся, что аст­ро­ло­ги­че­ское воз­дей­ствие небес­ных све­тил на живой мир пла­не­ты не может най­ти удо­вле­тво­ри­тель­но­го науч­но­го объ­яс­не­ния. Пока­зы­ва­ет­ся, что аст­ро­ло­ги­че­ское зна­ние носит ярко выра­жен­ные чер­ты мифо­ло­ги­че­ско­го и обы­ден­но­го позна­ния, опи­ра­ю­ще­го­ся на оккульт­ные пред­став­ле­ния, пред­став­лен­ные тео­со­фи­ей и псев­до­ре­ли­ги­оз­ным  дви­же­ни­ем «Нью Эйдж», что аст­ро­ло­гия при­ме­ня­ет мето­ды позна­ния, выхо­дя­щие за рам­ки науч­ной раци­о­наль­но­сти и спо­соб­ству­ет реми­фо­ло­ги­за­ции совре­мен­но­го общества.

Дела­ет­ся вывод, что аст­ро­ло­гия не соот­вет­ству­ет мето­до­ло­ги­че­ским кри­те­ри­ям совре­мен­ной нау­ки, что это уче­ние мож­но отне­сти к пара­на­уч­ным фено­ме­нам совре­мен­но­го миро­воз­зре­ния, выпол­ня­ю­щим ква­зи­ре­ли­ги­оз­ную роль, обла­да­ю­щую пал­ли­а­тив­ной, а не позна­ва­тель­ной функцией.

Биб­лиогр. — 17 назв.

Summary

In the article have been examined the astrological ideology, have been explored the epistemological problems of correlation between astrology experience and scientific knowledge. Showed, that astrological influence of stars and planets to animate nature have not scientific explanation. The Astrology have characteristic feature of mythological and ordinary cognition and not corresponded of epistemological criterion of modern science.

Выш­эй­шая шко­ла. №1, 2007. — Мн., 2007. — С. 21–27.

Автор: Про­то­и­е­рей Алек­сандр Шимбалев

Источ­ник: Став­рос

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки