<span class=bg_bpub_book_author>Евгений Антонов</span> <br>Во что верят китайцы

Евгений Антонов
Во что верят китайцы

(8 голосов4.4 из 5)

Более половины людей, проживающих в Китае, считают себя нерелигиозными. Согласно опросам, только 7% китайцев назвали себя религиозными людьми. Означает ли это, что 93% жителей Поднебесной это — классические атеисты-материалисты, которые вообще не верят ни в какие нематериальные силы? На самом деле нет.

Суеверия в Китае

Например, одна китаянка, ведущая youtube-канал на русском языке, рассказывая о Китае, сообщила, что китайские школьники, изучающие марксизм, спокойно молятся Марксу, приносят ему подношения и идут сдавать экзамен по материализму. Сама она, когда изучала русский язык и литературу, перед экзаменом вместе с однокурсницами совершала поклонение Пушкину. По её рассказу, в Китае распространены всякие гадания, вера в гороскопы и приметы.

Упомянутые 7% религиозных людей — это, скорее всего, представители так называемых мировых религий, то есть христиане (православные, католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Во всех этих религиях есть канонические писания, предания и богослужебные каноны. Представители этих религий примерно одинаково понимают, что такое религия. Кто-нибудь скажет, что буддизм — не религия, но если посмотреть на народную форму буддизма, то в нём можно увидеть все атрибуты религии: храмы, ритуалы, молитвы, посты и праздники.

Гадания, вера в гороскопы, поклонение Марксу и Пушкину и другие ритуалы, какие совершают китайцы, можно отнести к суеверию. И то, что суеверные китайцы не считают себя религиозными, — это правильное самоощущение, потому что никаких правил в суевериях нет, и разные суеверия легко сочетаются друг с другом, не конфликтуя, — чего нельзя сказать о религиях. Все эти явления можно отнести к проявлениям язычества. Большинство китайцев, если во что-то верит, то ради того, чтобы некие силы помогли в текущей жизни, здесь и сейчас.

Однако возникает вопрос, почему же проповедники христианства, ислама и буддизма не обратили в свои религии весь Китай, а вынуждены довольствоваться небольшим — по китайским меркам — количеством адептов? Что в китайской культуре мешает распространению других вер, в частности, христианства, которое нас, конечно, интересует больше.

Ведь и европейские народы были языческими, но стали христианскими, хотя и не без борьбы. Арабы и соседние народы были язычниками, но приняли ислам и создали исламские государства. Можно и наших предков вспомнить, которые вышли из тьмы язычества и создали огромную православную империю. Что же мешало китайцам?

Китай — древнее государство, и веками китайское национальное мышление и государственная идеология развивались под влиянием трёх учений (сань цзяо): конфуцианства, даосизма и буддизма. В прошлом веке к ним присоединился марксизм, творчески переработанный и ставший маоизмом, но не изменивший серьёзно вековые устои китайского общества, несмотря на гонения в период «Культурной революции».

Конфуцианство

Конфуцианство — это не религия, поскольку вопросы потусторонней реальности и посмертной участи в этом учении не рассматриваются. Конфуцианство в принципе равнодушно к этим темам и сосредоточено на устроении общественной жизни и государства. Когда Конфуция спросили про духов и смерть, он ответил: «Жизни ещё не постигли, как же постичь смерть?» Это похоже на позицию софиста Протагора, сказавшего: «О богах я говорить не смею, поскольку и жизнь коротка, и дело тёмное».

Если кратко выразить суть учения, то оно учит жить в гармонии с обществом. Главный принцип Конфуция гласит: «Передавать, а не создавать, верить древности и любить её». Это учение, не будучи религиозным по сути, не отрицает важность традиционных религиозных верований и обрядов. От христиан, пришедших в Китай, требовалось уважение к этим традициям, а иногда и участие в некоторых ритуалах, что ставило их в затруднительное положение.

Тем не менее Конфуций был фактически обожествлён после смерти, а каждый китаец должен был совершать определённые ритуалы перед его статуей. В наше время КНР в целях своей культурной и идеологической экспансии развивает глобальную сеть Институтов Конфуция. Есть несколько и в нашей стране. Они позиционируются как центры изучения китайского языка, но реальная их задача — вербовка россиян в качестве агентов влияния. Это не шпионы, а своего рода «друзья Китая», которые активно поддержат любые инициативы Пекина в нашей стране, даже если они будут идти вразрез с интересами России.

Даосизм

Даосизм учит гармонии с природой. Природу тут надо понимать в широком смысле, то есть это не только физическая природа — видимый окружающий мир, но и мир духовный. И человек тоже включён в природу, а не противопоставлен ей, как это принято в традиционном западном мировоззрении. Отчасти даосизм перекликается с греко-римским стоицизмом, но есть нюансы.

«Дао» переводится как «путь», но это не путь, который должен преодолеть человек, а скорее русло, по которому течёт река жизни. Даос должен войти в эту реку и позволить течению нести себя туда, куда оно ведёт. Стоическая добродетель всё-таки деятельная и требует усилия от человека.

По мере развития даосизм включает в себя все элементы китайского языческого пантеона, лишь несколько упорядочив его. Природа этих многочисленных духов и божеств даосизму неинтересна. Интересна только практическая сторона: какое пожертвование какому из них поднести, чтобы получить нужный результат. И какого-то особого благочестия в отношении этих существ у китайцев нет.

Между китайцем и богами такое, скажем, деловое отношение: я провожу ритуалы, приношу тебе подношение, а ты взамен выполняешь моё желание. В провинции Шаньси, где испокон веков страдают от засухи, очень распространена вера в царя драконов, который по легенде управляет водой. Местные жители строят для него храм, ему возжигают ладан, устраивают оперу, танцы, чтобы его развлекать.

Если же все возможные обряды проведены, дары поднесены, а ситуация с засухой не улучшается, то отношение людей к царю драконов меняется на 180°. Проводят ритуалы по его наказанию, выносят статую дракона на улицу, оставляют под палящим солнцем, пока её покрытие не растрескается, – чтобы он почувствовал, как люди страдают от жары. Бывало, что мужчины били статую кнутом.

Главной целью жизни даосизм провозгласил бессмертие, но это бессмертие не даётся свыше, а достигается человеческими силами. Даосские монахи в какой-то момент начали искать эликсир бессмертия, составляя смеси из разных минералов, среди которых были достаточно ядовитые, содержащие соединения ртути и мышьяка. Несколько императоров, поверивших в чудодейственные свойства даосских эликсиров, вместо бессмертия получили преждевременную смерть.

После безуспешных попыток создания эликсира даосские монахи стали искать внутренние источники бессмертия в самом человеке. На этом пути они неплохо изучили анатомию и разработали несколько систем гимнастик и даже боевые искусства. Наиболее известны среди них Цигун и Тайцзицюань. Также в даосизме разработаны методы физиотерапии: массаж и акупунктура.

Внешне это кажется безобидными упражнениями и процедурами, но цель их в том, чтобы настроить в организме правильную циркуляцию мистической энергии Ци. По сути это оккультные практики, а не медицинские. И цель их — не здоровье или хорошее самочувствие, а бессмертие. И вряд ли возможно взять из них только гимнастику, оставив за бортом духовную составляющую (так же, как и с йогой).

Буддизм

Из этой триады только буддизм появился не в Китае, но китайцы его трансформировали, получив Чань-буддизм, или в японском варианте — дзен. Как известно, в буддизме есть учение об актуальном бессмертии души, которая вынуждена перерождаться в разные тела, крутясь в колесе сансары. Будда сформулировал четыре благородные истины и восьмеричный путь, идя по которому душа вырывается из этого круговорота и растворяется в нирване. Буддизм — это религия самоспаения, поскольку не Будда выводит человека из сансары, а сам человек это делает, следуя указаниям основателя религии.

Синкретизм китайской религиозности

Конфуцианство, даосизм и буддизм создали некий уникальный сплав, который и представляет собой народную религию, в которой нет чёткой границы между этими течениями, а их пантеоны стали общими.

В упомянутой выше провинции Шаньси на горах Хэншань находится храм под названием Сюанькун, построенный в 491 году. В этом храме находятся три статуи: Конфуция, Лао-цзы и Будды Шакьямуни — легендарных основателей трёх учений, одно из которых даже не религия. Но китайцы спокойно посещают этот храм и молятся всем троим — а вдруг повезёт, неважно, кто именно выполнит просьбу.

Во многих китайских храмах можно увидеть статуи и изображения и даосских, и буддийских божества, а рядом — изображение какого-нибудь человека, отличившегося чем-нибудь при жизни и считающегося покровителем того дела, которым он занимался. А для полного комплекта у входа обычно ещё стоит бог земли из народных верований.

Например, по всему Китаю существует много храмов Гуань Юн. Он был военачальником царства Шу в эпоху Троецарствия, прославился умением воевать, отвагой и верностью своим товарищам. Вот он и приобрёл статус бога среди китайского народа после смерти. В Гонконге и провинции Квантунь — там, где была популярна мафиозная культура, в квартире каждого бандита был алтарь Гуань-ди. А полиция, которая боролась против бандитов, тоже ему молилась.

Китайцы также верят, что не только великие личности могут получить магические силы после смерти, но и обычные усопшие родственники, которые и с того света могут помочь. Поэтому для китайцев очень важно сохранить хорошие отношения с покойниками. На праздник Цинмин принято сжигать жертвенные деньги — родственникам на том свете, в понимании китайцев, деньги нужны. И эта традиция настолько сильна, что местами заметно растёт загрязнённость воздуха во время праздника.

По сути любой человек, согласно китайским верованиям, становится своего рода богом после смерти. Такие люди, конечно же, не чувствуют, что нуждаются в Спасителе. Поскольку вопрос об истине даже не стоит в повестке всех трёх китайских учений, то проповедь о том, что Христос есть Истина, оказывается бесплодной.

И конечно, кроме человеческого фактора, мы не должны забывать о духовном факторе. Как мы знаем из Библии, «бози язык бесове» (Пс.95:5). Китай — древняя страна, которая до сих пор находится в язычестве, а значит — под властью бесов. Если греческая философия расшатала устои эллинистического язычества, а наши предки не успели закоснеть в язычестве, что и стало одной из причин победы христианства в Европе, то у китайцев нет этих преимуществ. Они — закоренелые язычники, а их философия только поддерживает их религиозные заблуждения. Учитывая же вековой духовный кризис в России и текущее состояние нашей Церкви и народа, надеяться на успех миссии в Китае не приходится. Нам бы самим спастись — хотя бы немногим, а китайцев Господь спасёт, если Ему будет угодно.

Автор: Евгений Антонов.

Комментировать

3 комментария

  • Egor, 14.12.2023

    Ответьте пожалуйста, ув. Евгений Антонов!

    Цитата «И вряд ли возможно взять из них только гимнастику, оставив за бортом духовную составляющую».

    Почему же невозможно? Почему нельзя взять только комплекс упражений на дыхание, растяжку и общее укрепление организма, например, «8 кусков парчи»? Польза от его выполнения проверяется и весьма очевидна. О «духовной» составляющей комплека я не слышал. Про «накопление ци» можно услышать от китайских мастеров. Я же отбрасываю это.

    Прошу ответить на вопрос.

    С уважением, Егор.

    Ответить »
    • Кирилл, 15.12.2023

      Егор, это не китайская гимнастика, но в какой-то мере статья отвечает на ваш вопрос: https://azbyka.ru/zdorovie/polza-jogi-dlja-zdorovja-nadumana

      Ответить »
    • Евгений Антонов, 15.12.2023

      Здравствуйте, Егор!
      Спасибо за вопрос.
      Уточню. Я не сказал, что невозможно. Я сказал: «вряд ли возможно».
      Конечно, если взять голый комплекс упражнений и бездумно их выполнять, то это как раз и будет тот вариант, о котором я говорил: «взять из них только гимнастику, оставив за бортом духовную составляющую».

      Однако бездумно заниматься любой гимнастикой — вредно и опасно. Если вы откроете брошюрку об обычной оздоровительной гимнастике (есть хорошие советские издания, например) или посмотрите ролики на Ютуб с гимнастикой, например, доктора Шишонина, то вы увидите, что все упражнения там объясняются с позиции научной анатомии и физиологии. Благодаря этим объяснениям вы сможете подогнать комплекс упражнений под себя — под свой организм. Лучше, конечно, это делать не самостоятельно, а под присмотром врача и тренера, но если нет, то аккуратно в максимально щадящем режиме — самостоятельно.

      Берём китайскую гимнастику. Если вы хотите заниматься ей не бездумно, а понимая, что с вами происходит, то у вас три варианта:
      1. Отправиться в секцию китайской гимнастики, где вам все упражнения поставят правильно и безопасно, а параллельно зальют в уши китайский оккультизм.
      2. Самостоятельно изучить китайскую литературу с теоретическим основами традиционной гимнастики, т.е. самостоятельно погрузиться в оккультное болото.
      3. Изучить анатомию и физиологию и с их позиции разобраться с эффектами этой гимнастики. Подозреваю, что на этом пути вас ждут чудные открытия о бесполезности или вредности каких-то упражнений, что случилось с индийской йогой.

      Предполагаю, что научные исследования китайской гимнастики с позиции анатомии и физиологии имеются. Наверное, есть и сравнительные исследования. И мнится мне, что китайская гимнастика не лучше, и не хуже нашей простой производственной гимнастики или утренней зарядки.

      Ответить »